|
||
"Время Донбасса" - такое ёмкое название получила новая книга, вышедшая в феврале 2016 года по инициативе Союза писателей ЛНР. Это совершенно особое экзистенциональное время, где недели и месяцы сжаты до минут и секунд, а минуты порой растянуты на годы. Литература Народных Республик впервые представлена в сборнике поэзией, прозой и драматургией. Жанровое многообразие книги - художественный итог того, что пережито было жителями Донбасса за время их народно-освободительной войны против киевской хунты и хрупкого перемирия.
Как говорится в аннотации, "стихи, проза, драматургия повествуют о человеческих судьбах, закалившихся в боях, о непростом выборе и цене свободы, о силе и слабости, о духовном единстве русского мира и непреходящей людской вере в лучшее будущее".
Кандидат педагогических наук Владимир Олейник во вступительной статье "В единстве с правдой" высоко оценил книгу:
"Сборник "Время Донбасса" наполнен правдой жизни и художественной правдой. Они дополняют друг друга, создавая особое эстетическое качество достоверности и искренности. И при этом сборник "дышит" удивительным оптимизмом и осознанной верой в лучшее будущее.
Сборник открывает очень сильная поэзия военного лихолетья, которую невозможно читать без душевной боли. Безусловно, не все стихи равнозначны по своему поэтическому мастерству, но все они предельно выразительны и эмоциональны. Антитеза мирной жизни и ужасов войны стала художественной доминантой большинства из них. Таково стихотворениеВеры Агарковой"Танцор буто":
В мирном Питере - дождь, а дома...
дома - реки с кровавой пеной,
дома - поле не пахнет сеном,
дома - поле клубится паром
жаркой бойни, скосившей злак...
Трагическое лето 2014 года нашло своё воплощение в целом ряде стихотворений. Такова поэзияМихаила Афонина, Андрея Бениаминоваи многих других авторов. Все изобразительно-выразительные средства в стихах: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения - воссоздают на поэтическом языке человеческое горе от разрушенных домов, искалеченных судеб, потери мужей, братьев и сыновей, боль за детей, вынужденных подолгу находиться в подвалах. Запоминается подборка стиховЮрия Беридзе, в которой звучит страстный протест против антинародных олигархических режимов Америки, Украины, жертвами которых стали простые парни с той и с другой стороны. Таково стихотворение"На двоих":
Нас с тобой не обманули -
все как обещали:
вот тебе хватило пули,
мне кусочка стали...
Оба мы легли, где вышло,
оба - небезгрешны,
над тобою плачет вишня,
надо мной - черешня...
Эмоционально выразительны строкиВасилия Дудина, Григория Егоркина, "Казачьи стихи" Павла Кравцова, поэтическая подборкаМарины Кудимовой, "Реквием" Анны Ревякиной, поэзияЮрия Макусинского и Эммы Меньшиковой.
Обращает на себя внимание библейская символика многих стихотворений. Такова"Молитва" Людмилы Гонтаревой:
Услышь нас, Господи, мы - живы,
пошли на землю свой конвой
гуманитарный. Тянет жилы
сирены вой и ветра вой...
Иной просьбой к Богу наполнена"Молитва" Владимира Скобцова:
Пока душа не сгинула,
Пока не стынет плоть,
От счастья жёлто-синего
Храни меня, Господь!
В стихах возникают образы Голгофы, мучений на кресте, Вавилонской башни, строительству которой воспрепятствовал сам Господь, звучит тема вечного противостояния ангелов и бесов. Помимо библейских, стихи полны исторических ассоциаций и аллюзий, в них возникает перекличка времён борьбы князя Игоря с половцами, плачем Ярославны и прямые параллели с событиями Великой Отечественной войны, с подвигами молодогвардейцев.
В этой связи нельзя не отметить замечательное стихотворениеМарка Некрасовского "Лисичанской юной самообороне". Повторы-рефрены в тексте и гневное, патетическое обращение лирического героя к Украине многократно усиливают его воздействие на читателей:
Не принимали их всерьёз....
И прорывались пацаны,
И гибли в ярости атак,
И были танки сожжены,
И погибал их взрослый враг!
Ты, Украина, умерла,
Когда нацисты взяли власть.
Ты, Украина, умерла.
Ты разрешила им напасть!
Горе жителей разрушенной Горловки нашло художественное воплощение в стихахЕкатерины Ромащук. Запоминаются строкиАлександра Сигидыо мужестве простых жителей Луганщины:
В нашем рабочем посёлке
каждая хата - блокпост.
И всё же поэзия сборника насквозь пронизана несокрушимой верой в победу над врагом. Примечательно в этом плане стихотворениеАндрея Антонова "Донбассовец":
Дует ветер от Русского моря
И несёт до нас песню прибоя,
О Победе в которой поётся.
С этой песней мой голос сольётся.
Не менее ярка и значима представленная в сборнике проза. Один из лейтмотивов книги - судьбы некогда родных и близких людей, оказавшихся по разные стороны фронта. Война навсегда развела брата и сестру в рассказеНадежды Петровой "Родной брат", сделала непримиримыми врагами земляков в рассказеАлексея Ивакина "Дело привычное". Название перекликается с повестью Василия Белова "Привычное дело". Но если для колхозника Ивана Африканыча таким делом был нелёгкий крестьянский труд, то для ставшего карателем "Березки" делом жизни становится убийство, пусть даже по приказу.
В ряде произведений жертвами войны становятся дети: впечатляет образ осиротевшей и умирающей от голода девочки Кати в рассказеКирилла Часовских "Младшая сестра", или финал рассказаИвана Донецкого "Боулинг", написанный от лица военного доктора. Психотерапия стала единственной формой помощи видавшего виды врача в ответ на исповедь молодой матери, что под постоянными обстрелами её сын писается и плачет. Финал трагичен:"3 июня 2015 года во время перемирия снаряд попал в дом, в котором находились Инна, мама её и Владушка, который уже не писается, не плачет и не растёт".
В этом плане особо выделяется рассказНиколая Иванова "Партер. Седьмой ряд". Метафоричность, ассоциативность, необычность сравнений, звукоподражание - вот далеко не полный перечень авторских приёмов, создающих особого рода художественные реалии войны. Здесь и зловещее завывание мчащейся мины "крылатки" - "Уу-уу-уу-у", и звуки колыбельной, что пела молодая мать, и разрывы снарядов на кладбище, где под обстрелом в спешке хоронят её двухмесячного сына Богданчика в седьмом ряду заранее заготовленных могил. Хоронят под "оркестр" рвущихся снарядов на почётном месте кладбищенского "театра" - в седьмом ряду партера.
Цикл рассказов и фронтовых зарисовокВенеамина Углёва "Репортаж"повествует о тяжелейшей работе военного Доктора. С необычайной выдержкой и профессионализмом спасает он от верной смерти раненых, находит нужные слова для простого селянина Миколы, помогая ему определиться в жизни, подбадривает дух бойцов и сельчан свежим анекдотом про Яценюка.
Примечательна художественная публицистика сборника: в ней немало своих ярких открытий."Два Донецка"- так назван очерк-зарисовкаИвана Донецкого, композиция которого - своеобразное путешествие по всем районам города, прифронтовым и центральным. В нём противопоставлены пребывающие под постоянными обстрелами жители западной окраины шахтёрской столицы и иные благоденствующие обитатели центра, живущие сугубо материальными интересами. При этом размышления героя-повествователя поднимаются до уровня философских осмыслений основ бытия.
ПермякАлександр Григоренко, один из авторов сборника, о войне в Донбассе знает не понаслышке. Жарким летом 2014-го года он воевал добровольцем против киевской хунты, был ранен в одном из боёв в ходе деблокады Луганска. Его фронтовая зарисовка с натуры"Взятая высота"полна праведным гневом к тем здоровым местным мужикам, что отправились в разгар боёв отдыхать в Крым, трусливо надеясь, что всё утрясётся без них. Очерк"Слово о Мангусте"посвящён светлой памяти жителя Перми Александра Стефановского, геройски погибшего за освобождение Луганщины.
Интересен репортаж"Ревизия"- осмысление всего увиденного и пережитогоДмитрием Стешиным, известным военным корреспондентом, побывавшим во многих горячих точках. Трагические события в Дебальцево, Широкино, в Дамаске и горной Латакии кажутся ему единым замкнутым кругом, разорвать который так необходимо для скорейшей победы Русского мира.
РассказСергея Шаргунова"Свой"запоминается особой манерой письма, фиксацией переживаний молодого добровольца Ильи, оказавшегося впервые в самом пекле боёв. Не случаен взятый им позывной "Любой":"Да, я любой, - сказал Илья раздельно. - На моем месте мог быть любой... Любой русский человек...".
Андрей Кокоулинв"Украинских хрониках"вновь поражает читателей художественной условностью сюжетов и психологической достоверностью характеров героев. В рассказе"Мера"карателю Грицко Шерстюку, спрятавшемуся в подполье вместе с награбленным на войне добром, видятся призраки убитых им людей. Одного из них лишил он жизни за два колечка и цепочку, других - за ковры, хрусталь, одежду. Призраки доводят карателя до сумасшествия и ужасной смерти. Как тут не вспомнить "Нагорную проповедь" Христа: "Ибо каким судом судите, таким будете судимы, какой мерой мерите, такой и вас будут мерить". Натурализм как творческий метод и гротеск как изобразительное средство логически обусловлены в рассказе"Новины"о страшном будущем фашиствующей Украины.
Необычны герои рассказаГермана Садулаева"Волчье брюхо и Сын возницы". Это кришнаиты - тощий Карна и толстый Бхима, - оказавшиеся в Донбассе в самом пекле войны. Поочерёдно спасают они друг друга из плена, являя при этом свои лучшие человеческие качества, а в финале оба оказываются в рядах ополченцев.
В сборнике не обойдена вниманием и вечная тема любви: свидетельство тому - само название рассказаВиктора Плешакова"Солнышко на сносях". Герой произведения, приехавший в Донбасс добровольцем, по ходу развития сюжета претерпевает сложнейшую душевную эволюцию. Развязка - твёрдое мужское решение соединить свою судьбу с любящей его местной девушкой, матерью их будущего ребёнка.
Верой в Божью помощь на войне насквозь пронизан рассказСветланы Тишкиной"С тех пор все они мои дети". Героиня рассказа Мария молится ежедневно не только за собственного сына Сергея, вступившего в ряды ополчения, но и за его боевых товарищей. Одному из них, совсем юному бойцу, в канун решающего наступления она говорит:"Я буду твоя мама". И материнская молитва спасает ребят в бою: они возвращаются живыми.
Все аспекты и последствия народно-освободительной войны в Донбассе, все переживания участников этой войны нашли своё отражение в книге. Тут и морок ужасов плена - страшные сны ополченца Глеба в рассказеДмитрия Филиппова "Яблоки". И будничная, но столь необходимая работа в штабе - рассказАлександра Сурнина"Один день". И подвиг врача Михаила в рассказеАлексея Муратова"Исполняющий обязанности". Тут вкус и запах влажной земли под обстрелом - рассказЮрия Ковальчука"Соль земли".
Завершает сборник не менее значимая и мощная драматургия. В пьесахИвана Донецкого"О героях и богах"и"Пески. История одной семьи"читателям вновь полно представлен донбасский феномен, характеры мужественных людей, преодолевших боль, страх и отчаяние, живущих надеждой на лучшее будущее. Сторож гаражного кооператива Иван Иванович Селин, человек с философским складом ума, спасает оставшихся без хозяев собак, беседуя с ними. Шарику предлагает он немного подождать еду:"Что ты смотришь, как Украина на МВФ?"Делая перевязку раненой Найде, просит её потерпеть, и животные дарят спасителю ответную любовь.
Экзистенциональная драмаГлеба Боброва"Оглашение Крама"вобрала в себя весь опыт войны. Художественная её форма необычна: действующие лица - двое мужчин, запертых в тёмной расстрельной камере. Голос слева принадлежит Якову Левитину, вступившему в ряды ополчения и попавшему в плен. Голос справа - Марк с позывным "Крам", человек не раз поступавшийся своими принципами и совестью, действовавший все последние двадцать пять лет своей жизни во имя сиюминутной выгоды. Криминал на производстве, фальсификация на выборах, постоянный обман -вот то, что привело страну к плачевному результату.
Это драма и об ужасающих преступлениях карателей, и о расплате за грехи в канун смерти, и о любви, что присутствовала в жизни каждого из героев. В непрерывных диалогах-спорах Якова и Крама время растянуто на годы. В комментариях автора сказано:"Позади жизнь. Впереди бесконечность. Время на размышления ограничено". В финальном четвёртом действии Крам гибнет в сполохах автоматных очередей, слыша сверху голос мальчика Игорька, которого так и не решился он с женой взять из детдома и который называл его папой:"Детдом разбомбили, я за тобой. Пойдем, па-почка..."
Сборнику "Время Донбасса" в равной мере присуща широта охвата материала и глубина проникновения в суть событий. Его авторы - поэты, прозаики, драматурги и публицисты из Луганской и Донецкой Народной Республик, Москвы, Петербурга, Перми и других городов, где живут талантливые неравнодушные люди. Рожден был сборник по инициативе Союза писателей ЛНР и авторов сайта современной военной литературыokopka.ruпри поддержке Луганского Информационного Центра, Министерства информации, печати и массовых коммуникаций ЛНР.
Несомненно, что книга стала подлинным явлением, ярким событием в культурной жизни не только Донбасса, но и всей России. Она призвана дать читателям полное представление о трагедии войны, побудить их признать Донбасс неотъемлемой частью единого Русского мира.
* * *
Галина Чудинова - известная пермская писательница, литературовед, кандидат филологических наук. Хорошо знает Луганск - в 1990-х годах она несколько лет работала преподавателем в Луганском педагогическом институте (ныне - Луганский государственный университет имени Шевченко). Чудинова - член Пермского краевого отделения Союза писателей России, автор семи художественных и научных книг, включая авторский сборник "Битва за Русский мир в России и на Донбассе" (Пермь, 2015).
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023