|
||
Книга "Время Донбасса", увидевшая свет в этом году, приковала к себе внимание как доброжелателей, так и ненавистников. Уже по тем оценкам, взаимоисключающим друг друга, которые книга получила за первые месяцы своего существования, можно сказать, что она состоялась как незыблемое явление в русской культуре. И речь не о региональной литературе, не о мало оформленном мыслителями "феномене Донбасса", а о бесспорном факте русской литературной и общественной мысли. Сейчас Донбасс - болевая точка русской цивилизации. Не единственная, но, пожалуй, одна из самых близких к сердцу России - Москве. Может быть, именно поэтому всё происходящее здесь ощущается больнее и сильнее. И потому эстетическое, этическое и идеологическое осмысление всего здесь происходящего свидетельствуют о важном значении событий народно-освободительной войны в Донбассе для всей русской цивилизации.
Здесь необходимо отметить несколько важных моментов, касающихся как книги "Время Донбасса", так и вообще - литературы о событиях в Донбассе.
Начнём с того, что "Время Донбасса" оказалось самым полным по содержанию изданием, посвящённым войне в Донбассе. Сборник "Я дрался в Новроссии" вобрал лишь прозу, а книги "Ожог" и "Час мужества" - исключительно поэзию. Это ограничивало передачу всей палитры художественного отражения донбасских событий. Книга "Время Донбасса" представила основные жанры художественной литературы - поэзию, прозу и драматургию. Лишь публицистика и мемуаристика не нашли своего отражения на страницах сборника. К тому же немалое значение имеет и адрес издания книги - не московский, а донбасский, причем - в одном из старейших культурный центров Донбасса, в Луганске, откуда есть пошла "земля Донбасская".
Если поэтический сборник "Час мужества" акцентировал внимание на "том, что свершается ныне" и важности происходящего (многочисленные аллюзии к ахматовским строчкам), то книга "Время Донбасса" не просто передала идейную семантику "Часа мужества", но и конкретизировала место, где пробил "час мужества" и наступило "время Донбасса".
Среди авторов сборника - писатели из донбасских Республик и России. Донбасские писатели оказались на линии огня, они - кто простым наблюдателем, кто активным участником - были в самой гуще событий. Для многих из них линия горизонта была линией фронта - не фигурально, а в прямом смысле. Первым литературным отзывом стали стихотворения - краткие и ёмкие, больше передающие переживаемую эмоцию, чувство.
Поэтические строки Елены Настоящей, Ирины Горбань, Наталии Мавроди, Александра Сигиды-младшего, Елены Заславской, Михаила Афонина, Александра Сурнина, Светланы Сеничкиной, Александра Морозова, Людмилы Гонтаревой и др. звучат, порою, своеобразным репортажем. Многие из этих стихотворений написаны в дни боёв, блокады, недавнего освобождения родных городов и посёлков. И ценность у этих стихотворений, безусловно, не только и не столько эстетическая, а прежде всего историческая - как первый отзыв на важные события, свершавшиеся на родной земле.
Стихотворения поэтов-россиян отражают человеческое сопереживание горю людей. Здесь меньше реального факта, нет ощущения присутствия лирического героя в гуще событий, больше размышлений о событиях, произошедших в Донбассе и на Украине. Но переживают они человеческое горе народа Донбасса горячо, как своё собственное.
Проза о войне в Донбассе только-только набирает обороты. Любая проза требует не голых эмоций, не один лишь дар Слова. Проза требует глубочайшего осмысления, переживания, передачи не только чувств и идей, но и мыслей, типов, обобщений. В этом деле, откровенно надо признать, всё обстоит не так блестяще, как с поэзией. Среди прозы оказались проходные, очень поверхностные произведения, как, например, "Ревизия" Дмитрия Стешина. Но, тем не менее, в книге "Время Донбасса" можно найти и прекрасные рассказы. Авторы их - преимущественно не издалека смотрели за событиями в ЛНР и ДНР, многие из них приезжали в Донбасс, видели разоренный украинскими оккупантами край, обездоленных людей, общались с ними. К прекрасным образцам вдумчивой прозы можно отнести рассказы "Один день" Александра Сурнина и "Партер. Седьмой ряд" Николая Иванова. Интересны и любопытны рассказы "Яблоки" Дмитрия Филиппова и "Волчье брюхо и Сын возницы" Германа Садулаева. Привлекают внимание и короткие эссеистические зарисовки Александра Григоренко - ополченца, участвовавшего в обороне Луганска в 2014 году.
Драматургия - сильнейший раздел "Времени Донбасса". Три пьесы от двух авторов - казалось бы, совсем немного. Но пьеса Глеба Боброва "Оглашение Крама" - мощнейшая, концентрированная литературная вещь. Уже прозвучали упрёки в том, что автор в ней чрезмерно много показал натурализма. Может быть, для людей эстетического склада XIX века это действительно так. Но за окном век ХХI и у русской литературы за плечами огромный опыт использования неподрихтованных под чью-либо угоду фактов действительности. "Оглашение Крама" прекрасно использует обобщенный и типичный материал не только Донбасса, но и всей посоветской России. Пожалуй, единственным недостатком, по моему мнению, является то, что это пьеса для чтения - почти исчезнувший жанр.
Пьесы Ивана Донецкого "О героях и богах" и "Пески" не столь масштабны по охвату событий и по глубине затрагиваемой темы. Бобров большее внимание уделяет социальной картине, Иван Донецкий акцентирует внимание на психологизме. Он изображает различные типы людей в контексте войны: это зарисовки различного отношения к действительности. Наиболее пронзительно звучат типажи детей из пьесы "Пески". Эти пьесы, мне кажется, значительно более драматургичны и, возможно, они будут поставлены на сцене.
Книга "Время Донбасса" не является антологией. В ней собраны произведения различного уровня мастерства. Но в целом книга довольно рельефно изображает картину происходящего в Донбассе. Здесь языком литературных образов говорится о важнейших проблемах - проблеме человечности, любви к ближнему, к своей Родине, пронзительно говорится об ответственности ныне живущих перед своими предками.
Является ли проблематика, поднимаемая "Временем Донбасса" узкорегиональной? Нет. Всё то, что звучит во "Времени Донбасса" имеет первостепенное значение и для Украины, и для России, и для любой из постсоветских стран. И, как это не покажется на первый взгляд абсурдным, книга эта имеет большое значение и для Европы.
Но прежде всего Донбасс - это Россия в миниатюре. Здесь как в фокусе представлены все проблемы России и здесь же - все её преимущества. Все противоречия российской общественной действительности мы с лёгкостью находим в Донбассе. Разрешимы ли они? Сложно сказать. Скорее всего - да, этому подтверждением является весь исторический опыт России. Главное - избегать лозунгов и штампов - избегать с обеих сторон.
Ещё сложнее ответить, поможет ли книга "Время Донбасса" выпутаться России из клубка противоречий. Но то, что изданная в Луганске книга будет способствовать этому, мне кажется, несомненным. И самое важное то - что книга эта не единственная и не последняя. А значит - будут создаваться и публиковаться новые произведения о войне в Донбассе. И сквозь призму Донбасса будет осмысливаться история, настоящее и будущее России.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023