|
||
"Развяжи мои губы словом..."
Альманах Союза писателей ЛНР "Время Донбасса" выстроен по всем правилам подобных сборников: тематически объединенные стихи, проза и драматургия под одной обложкой. Вот только повод для издания особый: Война. Само это слово и обстоятельства, в нем скрытые, подспудно предполагают некую журналистскую или пусть художественную, но торопливо слепленную канву. Ведь донбасская война с героическим сопротивлением Народных Республик нацистской экспансии продолжается. И нет пока паузы на художественное осмысление подвига Донбасса, на взгляд с порядочной временной дистанции. Недаром Елена Настоящая пишет:
Нет, это не "Тихий Дон".
И даже не "Война и мир".
Хотя похоже...
Конечно, прежде всего, в истории останется сам этот подвиг. Чем бы ни закончился русский бой за самостояние Новороссии, память народа сохранит его героический посыл. Но подвиг без литературного осмысления, без художественного освоения и запечатления мало-помалу превращается в миф. И только литература гарантирует ему адекватное содержание и форму.
Ни в малейшем критическом снисхождении сборник не нуждается. Публикации отличаются высоким литературным качеством практически без исключений.
Чрезвычайно интересна проза, где самые популярные писатели - Сергей Шаргунов, Герман Садулаев и другие - предстают в новой для себя и читателя ипостаси. Особого внимания заслуживает раздел драматургии с интереснейшим опытом Глеба Боброва "Оглашение Крама". И все же я позволю себе остановиться подробно на поэтической рубрике. Потому что именно в поэзии - наиболее оперативном, нервном и емком жанре литературы - отражается, словно в капле, преломленный опыт человека и народа. Только поэзия способна увидеть "небо в чашечке цветка" и весь современный мир - в поле "жаркой бойни, скосившей злак" (Вера Агаркова).
Русская военная поэзия - от Державина до Симонова и от Пушкина до Межирова - тема неисчерпаемо огромная. "Во дни торжеств и бед народных" она была траурным эскортом, сопровождающим погибших, и знаменем, возвышающим живых. Стихотворение "Жди меня" стало своеобразной гражданской молитвой, которую повторяли из уст в уста и которой перекликались фронт и тыл. Я уверена, что многие стихи "Времени Донбасса" напрочь опровергают десятилетиями внедряемое мнение о якобы утраченном интересе к поэзии и катастрофически внутрикорпоративном ее бытовании. Эти стихи доказывают совершенно обратное!
Только поэтическое слово способно на мгновенную сверхэмоциональную реакцию в ситуации, когда "Тихий Дон" писать попросту некогда - разбомблен кров и расщеплен снарядом стол, за которым может быть создана трудоемкая эпопея. А стихи пишутся где и когда угодно, не требуя ни комфорта, ни документальной оснастки, ни большого времени. Они складываются в походе и на пожарище, как "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", у дорогой могилы, как "Враги сожгли родную хату", прямо среди боя, как лучшие главы "Василия Теркина". Безусловно, есть великая поэзия, рассчитанная на долгую историческую память - Пушкин не участвовал в Полтавской битве, а Лермонтов - в Бородинском сражении. Но пушкинский "Делибаш" и лермонтовский "Валерик", написанные по непосредственным впечатлениям, равновелики "Полтаве" и "Бородину". Стихи альманаха рождены разрывами и ночными обстрелами, моментальными смертями и командирскими решениями. Тем они и бесценны - при всем ужасе совершающегося.
Великую поэзию рождают не только великие победы. Поражения и отступления, неизбежные во всякой войне, тоже способствуют вдохновению, ибо его природа неуловима и никем не определена. Почему Афган и Чечня не оставили сколь-нибудь заметного следа в поэзии? Почему сложнейшая затяжная Кавказская война родила непревзойденные шедевры? Почему малоудачная Крымская война создала целый новый жанр - военную прозу Льва Толстого? Вразумительного ответа нет. Но лишь два типа войн неизменно оставляют после себя полярную, непримиримую на поверхностный взгляд и несокрушимо подлинную литературу - война гражданская, где, как пишет автор сборника Валерий Сурненко, "у всех своя правда, и все не правы", и война за Отечество. А битва за Новороссию соединяет и то, и другое в одном страшном и прекрасном лике.
Здесь нет выбора - что лучше: без стихов, зато без войны, или с войной, но со стихами. Мы не выбираем историю - она беспристрастно выбирает нас. Вот стихи Сигиды-старшего и Сигиды-младшего. Старший пишет:
в нашем рабочем посёлке
каждая хата - блокпост
Младший с молодым темпераментом вторит:
Те, кто не спился в девяностых,
Кто не сторчался в нулевых,
Не сгинул в наркохолокосте
От огнестрельных, ножевых -
Сегодня здесь.
Сильнейшее впечатление от поэзии сборника - ее соприродность, неотделимость от крови и почвы, пропитанной этой кровью. Елена Заславская, чья подборка представляется одной из самых мощных, воплощает эту неразрывную взаимосвязь:
Последний пласт. Из недоступных недр.
Наверх. Из самой преисподней.
История желает перемен
И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.
Мы стали чёрным хлебом на войне,
А были... были золотые зёрна.
Тему продолжает вопрошание Светланы Сеничкиной:
Как, если корни вырвешь из земли,
Живым остаться?
Вот в этих корнях вся сила - и истории, и литературы! С течением времени любые противоречия сглаживаются, и остается единое тело народа, воплощенное в национальной словесности. Но что останется от "майдана"? Неумелые косноязычные вирши "Никогда мы не будем братьями"? А от Времени Донбасса - без кавычек - останутся, в этом нет сомнений, обильные страницы, заполняющиеся на наших потрясенных глазах.
Я не случайно назвала свои беглые заметки строкой Анны Ревякиной "Развяжи мои губы словом..." Обезвоженная постмодернистскими тщетными ухищрениями русская поэзия в лице молодых Республик обретает новый голос. Так Великая Отечественная вдохнула жизнь в советскую поэзию, дала свежие имена, изменила интонационный строй. Словесное запечатление трагедии и подвига Донбасса не утешит всех обездоленных и уж точно не воскресит безвинно погибших. Но в будущем - и утешит, и воскресит, и вдохновит пока неизвестных нам и бессловесных творцов. Ведь, по слову уже цитированной Елены Заславской:
Эти русские мальчики не меняются:
Война, революция, русская рулетка.
Умереть, пока не успел состариться,
В девятнадцатом, двадцатом,
Двадцать первом веке.
Великое дело сделано Глебом Бобровым сотоварищи, без скидок великое!
***
Марина Кудимова - известный российский поэт, прозаик, эссеист, историк литературы. Член Союза писателей СССР и член Союза писателей Москвы. Лауреат ряда литературных премий, в том числе Бунинской и Международной премии "Писатель XXI века".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023