Дорогами Афганистана
(I Весна 84г.Шиндант , Отряд Сопровождения на ДП (досмотровый пункт) ,при вьезде ,со стороны Герата . По приказу комдива несколько человек ,с батареи ПТУРС и ВУНА, вместе с нашим взводным л-нтом Сериком , были откомандированы , для сопровождения колонн на Кандагар ,и по направлению к нашей границе - Турагунди ...
Накануне получили новые БРДМ-2,проверяли комплектацию ,чистили от смазки пулеметы ,снаряжали боекомплект .Все нам завидовали , а как- же новички ,только что прибыли и им сразу ,,нульовые "машины- ,, муха не е...сь",но в этом не было , ни нашей вины , ни заслуги-были какие-то договоренности нашего взводного со штабом дивизии. Оттуда поступил приказ - вот и все дела ...
Стояли теплые солнечные дни , и мы работая возле машины , с наслаждением нежились под ласковыми лучами афганской весны .У всех было приподнятое настроение и никакого ощущения , что где-то рядом война , выстрелы в упор из засад , подрывы на фугасах ...
Вскоре , новые экипажи с командиром отряда капитаном Логачевым выехали на полигон , для проведения учебных стрельб из пулеметов . Неописуемое впечатление произвели на нас огневая мощь КПВТ(крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый -калибр14.5мм), и еще то, что в действие пулеметы приводились кнопками электроспуска .
В экипаж я попал с Сергеем Алексеевым , соседом по батареи ПТУР: он водитель , я пулеметчик , оба были в Ашхабате , в артиллерийской учебке .С моего взвода еще были Володя Сергеев и Александр Рачеев-оба земляки, оба в одном экипаже .
В ожидании выездов произошел неприятный случай . Позвонили из штаба дивизии , что с какого-то подразделения сбежал солдат с оружием - нужна машина для ,, комендачей". Согласился ехать Володя Сергеев , так как его машина была полностью готова . Поехал на КП дивизии , а дальше еще с несколькими машинами обложили ,,беглеца" , и он видя безвыходность положения , когда броней прижали со всех сторон , приставил автомат к груди и нажал на спусковой крючок . Нелепость этой трагедии в том , что это свои сослуживцы довели молодого парня к суициду . Жестокие издевательства , надругательства над личностью , были не как исключение , а скорее - как закономерность .Офицеры не вмешивались , да и по- большому счету не хотели этим заниматся , зачем портить себе спокойную жизнь . Главное , чтоб подразделение выполняло свою задачу . Приказы ,,рожай"- запчасти к машинам , ,, курево"и ,, хавку " вечером и даже ночью , казаны для приготовления пищи - такие будни ,,молодого"солдата в подразделении . Помню какие эмоции вызвали у меня выкрики старослужащих , с кузова проезжавшего ,,ЗИЛ-130".
--,, Духи! ", - Вешайтесь!- , летело над рядом стоявших , только что прибывших из Союза парней , выражая радостное превосходство , осознающее в будущем унижение и твою никчемную безвыходность .
Но это еще ничего , в сравнении с тем , что были случаи , когда ,,деды " и ,,дембеля" заставляли ,,молодых" доставать ,, анашу " и героин ночью , проходя сквозь внутреннее оцепление , направляясь к постам сорбосов , где могли их в любую минуту пристрелить , или свои , или афганцы...
И вот наконец-рейс на Кандагар . Получили сухпай , определились с какой колонной будем ехать . На рассвете , прогрев двигатели и проверив длинными очередями ,, зенитки" и пулеметы , ,,КаМазы"-,,наливники" выстраиваются на ,,бетонке". По-моему, в этот выезд , с отряда мы ехали только одни . Длинный сигнал ведущей машины и колонна с едким , черным дымом выхлопных газов начинает движение . Новая БРДМ , с нежным урчанием форсированного двигателя от ,,ГАЗ-53 " , несется , перестукивая колесами на стыках между плитами дорожного покрытия . Минуя КПП дивизии , частично спадает нервное напряжение , всегда присутствующее в подразделении , вызванное давлением офицеров и самими отношениями между солдатами. Возникает ощущение свободы , созерцание неизведанного ждущего впереди , преобладает над подсознательным чувством опасности .Через небольшое лобовое стекло, вырезанное в брони , проносятся глинобитные строения афганских поселений, сухие речушки и арыки , скудная растительность полу - пустыни представленная верблюжей колючкой , шаровидными островками твердой как проволока травы -тугая и в тех местах , где иногда бывает влага - различными видами низко - растущего можжевельника . Через открытые люки нарастал шум потока встречного воздуха . Дорога , то петляла между небольшими сопками и отдельно стоящими , пирамидальной формы гор , то вырывалась и неслась прямой линией , неся на себе змею из десятков армейских грузовиков . Колонна , с каждым часом все дальше и дальше уходила на юг , останавливаясь , чтобы отметится на сторожевых заставах и подождать отставшее тех.замыкание . В такие минуты солдаты с удовольствием выскакивали из кабин , чтобы размять затекшие мышцы , выкурить с товарищем сигарету , и если позволяло время искупатся в водоеме на территории нашей ,, точки". Помню было три места , где мы могли спокойно охладится от всеиспепеляющего зноя --,,Чара", в Гиришке под мостом и бассейн в Кишкинахуд , еще иногда на обратном пути - в Фарахруде возле моста . И вот длинный подъем на Карвангахский перевал , спуск и через несколько десятков километров - Диларам . Память отказывается отвечать , ночевали ли мы в Дилараме или где -то раньше , но помнит , что здесь на стоянке встретили наш БРДМ с отряда , и ребята напросились взять их на ,, сцепку " до Кандагара , так как повреждение незначительное , что-то с крестовиной кардана , а у ребят на аэродроме (конечный пункт следования) есть запчасти . По своей ,, зеленой " наивности не смогли отказаться . Мост через речку Хашруд проехали буксируя второй ,, броник " , машина уже не так резво бежала , двигатель тяжело урчал , но не сдавался . Так мы доехали до Гиришка , небольшой отдых и снова в путь . Без приключений проехали Яхчаль , поворот на Лашкаргах , снова отметились в Кишкинахуд , солнце уже клонилось ближе к вечеру . И опять по своей молодой дурости , прибавив ,, газку " обогнали колонну и рванули вперед . Две машины на безлюдной дороге , связанные тросом , мчались вперед навстречу неизвестности , зная что , где -то надо сворачивать в пустыню к стоявшему там батальону охраны .Искали съезды с дороги , но не заметив , по той причине , что ехали впервые , пролетели мимо . Первые мысли сомнения нахлынули на нас , когда увидели расстрелянные цистерны из под горючего на обочине , еще дальше развороченная ,,фугасом"" бетонка , воронки от взрывов занимали половину дороги , так что приходилось петлять . Вдалеке справа , видневшиеся громадные барханы усугубляли и без того мрачную действительность .Окончательно глаза полезли на лоб , когда мы увидели прямо перед собой , с левой стороны бетонки , колонну сожженных КаМазов ,,сухогрузов" .Остовы пятерых машин стояли рядом с нами , а дальше виднелись еще и еще . Грузовики возвращались уже из Кандагара пустые , почему их ,,духи " ,,забили " непонятно . Чело залило холодным потом , язык стал сухим и большим , все тело занемело . Мозг сверлила одна и та же мысль : ,, Влипли конкретно !"
- Что делать ?
- Как развернутся , на узкой оставшейся свободной дороге ? Мозг лихорадочно работал , выискивая правильное решение .
- Одно спасение ,только разворачиватся , любой ценой ! Ничего лучшего не оставалось .
- Но как развернуть неработающую машину ? Выбора не было . Я , и второй пулеметчик с оружием в руках , выскакиваем из БРДМ-ов . Атмосфера вокруг накалена и звенит , как натянувшаяся струна , готовая в любую минуту прогреметь автоматными очередями , и выстрелами из гранатометов. Поочередно снимая трос , разворачиваем на 90 градусов первую машину .Сухие сосны от бушевавшего огня на дороге , и с противоположной стороны - зеленые кусты и деревья , говорят о том , что с этого места , начинается ,,зеленка ", одно из опаснейших мест по дороге на Кандагар . Голова вертится как на шарнире , выискивая безумным взглядом не промелькнет - ли по глиняным развалинам дувалов , белая ткань чалмы или шароваров . Закипевший мозг бурлит командами.
-- Давай быстрее! Быстрее!-- До крови изодрав руки , снимая , то натягивая на крюк трос , охрипшим от волнения голосом подающим указания , куда выворачивать руль , то подтягивая , то протаскивая другой БРДМ нам удается развернуть машины .Уже сидя внутри , виноватыми взглядами смотрим друг на друга , возвращаясь назад , все дальше и дальше уезжая от реальной опасности .Мы живы ... Впереди на дороге показались ,,наливники", съезжавшие в пустыню .
(II)
1984 год , лето , рассвет. Просыпаемся от удара метала по броне нашего БРДМ-2. (В основном все спали в своих машинах , постелив на дно отсека матрацы , подушки и солдатские одеяла . На зиму старались достать кто , как мог афганские-ватные).
,, Подъем, подъем ", - прапорщик , бьет по броне , пока не откроются люки , и не высунутся наши головы , сигнализируя , что мы уже проснулись. Экипаж БРДМ- -2 человека : я-пулеметчик, и мой напарник-водитель ,, Афоня ". В Афганистане к товарищам , часто липли ,, прозвища ", по которым звали так до ,, дембеля". Неохотно вылазим из машины , взувая шнурованные полу- сапожки . На построение , которое происходило , утром и вечером перед проверкой личного состава, и объявление приказа: кому , куда и с какой колонной ехать , обязательно должен явиться по всей форме одежды , и даже с головным убором . Затем в течение дня могли быть и в тапочках , на это уже офицеры особого внимания не обращали.
&nbsКомандиром нашего отряда сопровождения был капитан Логачев , из танкового полка . Отряд создан из солдат откомандированных из подразделений дивизии . До 1983 г. для сопровождения колонн выделялась бронетехника из нашего 371 полка , были БРДМ-ы и ,, зеушка " на ЗиЛ-130.
& Проверка всегда проходила на импровизированном ,, плацу'' у гигантской металлической бочки , переоборудованной для жилья офицерского состава . Напротив стояла наша солдатская палатка , с двухъярусными кроватями , но в ней проживали преимущественно те солдаты , которые в настоящее время были без машин .
&Через дорогу , Турагунди - Герат - Кандагар , на пустыре , уже выстраивались в колонны ,, сухо грузы ",,, наливники", ,, бомбовозы ". Слышны короткие очереди зенитных установок , а затем характерные хлопки -разрывы снарядов в воздухе , то зенитчики испытывают орудия .
В старшины - забираем надлежащий нам сухпай , и вытряхиваем из коробок , чтобы занимали меньше места , загружаем во внутрь машины , распихивая во все впадины и выемки , позади коробок с патронами . Боекомплект для пулеметов КПВТ и ПКТ составлял : 500 и 2000 шт . В основном все хотели ехать с ,, наливниками' ', они везли ,, керосин'' в Кандагар , для боевых самолетов и вертолетов . По дороге , в них можно было выпросить томливо - и продать афганцам , а на вырученные деньги купить-арбузы , дыни , виноград , гранаты . На складе ГСМ , заправляем бензин в 2 бака , по самую горловину , он в дороге никогда не бывает лишним , ведь впереди больше , чем 500 км .
&nb Ждем , когда наша колонна начнет двигаться , на всякий-случай договариваемся на какой частоте , мы будем в эфире Р-123 , и какие позывные . Как правило с колонной ехали 2 наших БРДМ , одна спереди - недалеко от начальника , вторая в середине , а в замыкании их машина ,, КАМАЗ'' , ,, Урал'', или ,, ЗиЛ'"-130 с зенитной установкой на борту , или пулеметом КПВТ.
& Иногда , с нами ехали офицеры , но почему-то их постоянно не хватало, мы не очень расстраивались , без них , чувствовали себя свободнее .
И вот длинная сирена , сигнал колонне двигаться . Один за другим, КАМАЗ-5320 и,, шаланды''5410 груженые огромными бочками , с натруженным рыком и облаками черного дыма из выхлопных труб , выкатываются на ,, бетонку ". Проходим через КПП дивизии , рядом слева , на стоянке - несколько БМП с разведбата и в ,, наполусогнутых " пленные душманы . Больше всего в дивизии воевал ОРБ (отдельный разведывательный батальон) , им всегда поручали самые сложные задачи - ночные вилазки , засады на иранской границе , все форс -мажорные ситуации (похищение и исчезновение солдат , помощь тем , кто попал в засаду ) .
Колонна растягивается по ,, бетонке " , с каждым километром , все больше и больше.
Когда главная машина двигается со скоростью 30-40 км. / час , середина 60-70 , то замыкание уже все 80 . За кишлаком начинался отрезок дороги в сплошных выбоинах , чтобы легче ехать водители сворачивали на обочину, и тогда высоко в небо поднимались столбы пыли .
& Мы , не боялись ехать по обочине , потому-что напротив слева , на крутой горке стояла наша сторожевая застава , называли ее ,, точка ",, 22 км" , с минометной батарей , и они держали под контролем прилежащую территорию (а может , и не хотели думать , что на обочине может быть мина, или ,, фугас "). Проезжали выбоины , и облегченно вздыхали , теперь можно вдохнуть чистого , без пыли воздуха , прибавить скорость . Дорога проходила по гористой полу-пустыни. Вдали виднелись гряды гор , их вершины , чередуясь друг с другом , образовывали сплошные хребты ,уходя зубастыми линиями за горизонт. Сидя сверху на броне БРДМ-а , ловя упругий поток освежающего воздуха , с любопытством рассматриваю окружающую местность . Перед глазами проплывают русла высохших ручьев , с выветрившимися пологими берегами , зеленые мячики-островков верблюжьей колючки и жесткой , как проволока осоки , солянки .Движемся так , чтобы в поле зрения , спереди и сзади , были видны несколько машин . Колонна останавливается на наклонной , господствующей над местностью , горке . Старший офицер идет докладывать на ,, блок-пост 55 км "о прибытии , а мы имеем немного времени , чтобы наскоро подкрепиться сухпайком . Особенно популярными в солдат , были гуляш и сосисочный фарш , все это съедали в первую очередь .
Звучит длинный сигнал , извещая , что главная машина начинает движение. Уже внутри ,, броника ", запивая водой , вприкуску с рафинированным сахаром - завтрак , набираем скорость , вклиниваемся в колонну КаМАЗов. И снова полу-разрушенные мосты через овраги и высохшие рукава рек , с одиночными кустами тамарикса и лоха , снова подозрительные взгляды на сопки и придвинуты вплотную к дороге , отвесные скалы и одиночные горы , снова едкое , загнанное где-то глубоко внутрь чувство опасности , испаряясь , трансформируется вокруг каждого из нас , и уже держит так , до самого Кандагара . Еще 41км дороги , и вот длинный мост через реку Фарах-Руд . Рядом 2-х этажное здание бывшей гостиницы , где разместилось наше подразделение . Мы все называли этот нас.пункт Фарахруд , но в действительности такого названия на карте нет , не далеко от моста раскинулся большой нас. пункт Даулатабат . В один из дней , сюда в отель с инспекцией явился генерал из дивизии , и нач.артиллерии полка . На обеде в честь высоких гостей , оказалось , что хлеб не выпеченный , так генерал приказал прапорщику , который отвечал за выпечку хлеба , съесть 2 кг булку . В тот день были тщательно проверены подвалы здания , и вскоре в Союз полетели ковры , и даже электронагревательные приборы , импортного производства .
& Дальше за Фарахрудом , следующая остановка Галамех , но я эту заставу не помню . За ней , перед перевалом , ст .застава Карвангах . Между ними 1987 г., в районе нас.пункта Ландайкарез была разгромлена колонна 0016 , сгорело более 12 машин ,, наливников "; 2 танка , 3 БМП , и БРДМ из нашего отряда , погибли солдаты и офицеры.
Где-то в этом районе была Черная гора , с которой обстреливал колонны , наш сержант ,, Рыжий ", который прошел ,, учебку" в Ашхабате , и в 82-83 гг. при невыясненных обстоятельствах перешел на сторону ,, духов "... Здесь дорога постепенно поднималась вверх заходя в предгорья , проскакивая по нескольким мостам через небольшую р. Карвангах , делая изгиб и упираясь в глубокое ущелье , чтобы пройти вверх на перевал между двумя високими хребтами - слева горы Халинггар , справа - Сиахбанд . Как раз здесь , в небольшом низовье , справа ниже дороги , за рекой , солдаты наспех сложили из камня небольшие домики с амбразурами для крупнокалиберных пулеметов.
...5 мая 84-го ничего не предвещало трагедии , по обыденному светило солнце , высоко в голубом небе парили жаворонки , заливая окресности чередующими потоками жизнерадостных трелей .14-я колонна ,,наливников "" тяжело с натужным ревом ,,КАМАЗ"-ов поднималась вверх к перевалу и уже половина машин резво скатывалась вниз ,как оглушительными выстрелами раздались пулеметные очереди увеличивающиеся раскатистым эхом ,заухали выстрелы гранатометов .,,КАМаз"c ,,зеушкой "плавно съехал с дороги и Саша Лащук с Ростовской обл.навсегда склонил голову над ,,баранкой"своей машины .На незначительном расстоянии давил на газ своей,, шаланды" Коля Смирнов-дембель (может быть это был его дембельский аккорд ),как вдруг почувствовал удар в первую 3-х кубовую бочку с керосином , одновременно с запахом топлива в кабину просачивались пылающие ручейки и испепеляющий
жар .Задымили и загорелись,,седушки",когда огонь перекинулся на х/б, Коля свободной рукой ,а то и поочередно сбивал пламя ,глаза широко открытые высматривали дорогу .В голове бурлила одна мысль :
-,,Только-бы не ,,встать",-
-,,Только-бы не,, встать" -
-,, Позади же ребята ,если я остановлюсь у них не будет дороги "-в горячке не замечая
вздувшихся и лопавшихся пузырей кожи , с остервенением вел свою ,,шаланду" все выше и выше на перевал .Для него уже были пустяки -свист пуль и пролетавшие рядом ,,РПГ"-шки .Он жертвовал собой
,спасая ребят .(Он выжил и на всю жизнь останется в глазах ребят -Героем .)Васе Зинковцу прострелили ноги ,были еще раненые и погибшие ,сгорела даже водовозка .Море огня лилось вниз ,плавились корпуса двигателей ...
Рассказывали , что в том бою два солдата забежали в водоотводную трубу , под дорогой , а там ,, духи ", увидели их , и наутек , что они там делали , были-ли это простые пастухи , неизвестно.Точку 122 км поставили ухе после этого боя .Мы туда никогда не заходили из-за того, что расположение было внизу ,возле ручья ,далековато от дороги .Еще в 84-м , когда мы ездили в Кандагар на обочине стоял обелиск погибшим водителям и остовы ,, КАМАЗ "-ов. Все , что можно было снять , давно сняли , остались только голые рамы . Дорога поднималась вверх и за перевалом круто поворачивала вправо . Здесь , мы уже себя чувствовали свободнее , просто скатывались с горы сопротивляясь упругому встречному ветру . До Диларамы оставалось 56 км , а впереди еще располагалась ст. застава Чары.
Чары , или еще мы называли Памятник. Здесь действительно установлен обелиск советским специалистам , которые строили дорогу , и погибли во время ,, селевого потока ", весной 1964г.
Порой , возвращаясь из Кандагара колонна ночевала на этой ,, точке ". Машины выстраивались сразу , за обелиском - мы справа , от колонны , насколько позволяла территория стоянки . Рядом находилась огневая позиция гаубицы Д-30 , напротив вдали , возвышалась гора пирамидальной формы , и я глядя на нее , всегда себе задавал вопрос , кто этот смельчак , который смог залезть на такую висоту , и установить красный флаг . Еще эта ,, точка " славилась местным сафари - офицеры на МТЛБ ездили на охоту в заросли тугайных кустарников , в русле небольшой реки, убивали джейран и сайгаков. Чувствовали себя достаточно свободно , потому -что под дулами арт. стволов держали в повиновении все окрестные кишлаки. Система была проста : несколько залпов из Д-30, и через некоторое время старейшины сами приносили - продукты , овощи и фрукты .
& Диларам -215 - км от Шинданта , преимущественно колонны оставались здесь на ночевку . Машины выстраивались в два ряда , кабинами напротив . Мы всегда становились в стороне , чтобы пыль от колес не летела в нашу сторону . Вытаскивали из машин продуктовые запасы и готовили импровизированный ужин . Разогревали на огне , с банок залитых ,, соляркой'' , консервы из рисовой или гречневой каши , если было больше времени , то готовили борщ , или на большой сковороде жарили картошку . Особым деликатесом был оригинальный ,, Львовский кофе " со сгущенным молоком , или сливками .
Просыпаемся рано утром от непрерывного сигнала машины нач.колоны и вынырнув из люка , наблюдаем , как в предрассветной мгле КАМАЗ -ы , неспешно один за другим , выстраиваются на дороге . Собрав свои пожитки и ополоснув лица , срываемся с места и вклиниваемся в колонну . Пройдя длинный мост , через полноводную реку Хашруд , направляемся в сторону Гиришек . Этот участок дороги проходит по однообразной местности степи Абадашт , то извиваясь между невысокими сопками , то направляясь прямо проскальзывает по ущелью горы Тамбигар - справа и хребта Тальхакгар-слева , упирается в ст.заставу Тальхак . Подъезжаем к Гришку , солнце поднимается ближе к полудню , непрерывно посылая на колонну , раскаленные лучи . С нами еще прапорщик , подсел по дороге , чтоб доехать в расположение десантно-штурмового батальна . Когда вдалеке уже замаячили очертания поселения , ,, Афоня " сворачивает на обочину .
- ,, Греется" , - недовольно бурчит , русый , с белым пушком , на оттопыренной верхней губе , вечно чумазый , невысокого роста , парнишка из Брянщины . Еще несколько раз останавливаемся , охлаждая двигатель , бесполезно с надеждой вглядываясь вдаль , мечтая увидеть воду , но понимаем , что это только мираж , созданный раскаленным воздухом . Помогло то , что недалеко от Гиришек , афганцы пустили воду по арыку , чтоб наполнить поля перед севбой . Не помню , как мы проехали мост , как оказались на стоянке за горой , в горловине которой расположился ДШБ с Кандагарской бригады . Когда остыл двигатель , Саша , я все же вспомнил , как звали ,, Афоню'', объявил :
-,, Прокладка , а может и головка ? " . К сожалению , наша бронетехника не выдерживала афганской жары , если ,, дизеля " еще как-то ,, ходили ", то для карбюраторных двигателей БРДМ-2 , БТР-60 , БТР-70 это были самые уязвимые места . Посоветовавшись , мы решили - с первой колонной из Кандагара , я поеду в отряд за запчастями , а он за это время , разберет двигатель . Приехав в расположение , я ничего хорошего для себя не услышал . Зампотех сказал , что эти запчасти сплошной дефицит , и в дивизии их практически нет . Подумав , решил поговорить с нашим лейтенантом - взводным , он также прикомандирован в отряд сопровождения , а перспектива ,, парится " здесь без машины , не предвещала ничего хорошего . Взводный Володя Серик , черноволосый , среднего роста , с небольшими усиками , только недавно окончил артиллерийское училище (у котрого в Одессе осталась жена-медик , с годовалым ребенком на руках) пообещал помощь , но для большей уверенности нужны ,,пайсы ", около 2-2,5 тыс. афгани. Заняв деньги у ребят , подъезжаем в подразделение , рембат , или какой-то склад , сказали , что , заходить могу я один , с ключами. Привели на площадку , где аккуратно на автомобильных шинах лежали двигатели , подготовленные к отправке в Союз на капремонт , и тут я понял , что в жизни , всегда приходится что-то делать впервые , в моем случае - снять головку с прокладкой и украсть , за деньги , которые я им отдал . Усомнился я и в том , что это двигатели от БРДМ-ов , наверное от ,, ГАЗ-66 ", но выбора не было - хочешь снимай , а хочешь смотри ...
И вот позади 325 км дороги , остановка с ночевкой в Дилараме , долгожданный мост через р.Гильменд . При въезде в Гиришк на небольшой горке , с левой стороны два длинных пакгаузы-склады , за ними нас всегда ждали афганцы , которым можно было слить бензин , сбросить бочку с ,, солярой " или керосином . В Гиришке , мы чувствовали себя свободно , без страха , если были ,, авгани " заглядывали на базар -- сразу за складами , дорогой вниз и направо . Заезжали БРДМ-ом прямо к торговым рядам , и нас окружала толпа детей и мужчин . Мы попадали под перекрестный прицел глаз десятков людей . Взгляды были доброжелательны и просто интересные , но всегда были холодные , жестокие из слабо скрытой ненавистью . Некоторые мужчины были с оружием , мы думали что это ,, царандой " или ,, сорбосы"- местная милиция и армия . ,, Бачата "- дети , толпой крутились возле машины , выпрашивая подачки , а заодно пытаясь потянуть все , что попадет под руку , канистру с маслом , домкрат , или гаечный ключ . Поэтому , кому-то одному всегда приходилось караулить на броне и смотреть в ,,оба глаза" . Старшие - предлагали ,, анашу ". Возможно , мы чувствовали себя свободно , потому - что командир гарнизона - майор , был достаточно жестким и волевым человеком и доказал всей местности вокруг , что с ,, командором шурави ", шутить недопустимо ....
С большим упорством беремся за работу , и на следующий день после обеда , поменяв масло и воду , заканчиваем собирать двигатель .
- Давай, может рванем на Кандагар? -
- Можно, только попробуем, как машина! - Обоим уже порядком надоело сидеть на месте , глотать пыль на стоянке , да и майор уже вызывал - грозился гауптвахтой . Проехались через мост на горку к складам , и назад - вроде не греется . Колонна уже набирает скорость , нужно решать . Оставаться - опять скучное ожидания на стоянке , или серые будни на ДП в Шинданте . Ехать - это купание в бассейне , вырытом возле арыка в Кишкинахуд , возможно обед в чайхане с натуральным индийским чаем , заваренным каждому индивидуально , и жарком из баранины , приготовленной по восточному рецепту , переход через пустыню Заредаш . Победила молодость , желание приключений и открытие неизведанного . С предпоследними машинами , срываясь с места , отправляемся в путь . Приятно успокаивает монотонный звук мотора ,порыв свежего охлаждающего воздуха ,нарастающий со скоростью машины . Примерно через 10 километров , с тревогой глядя на датчик температуры воды , замечаем , как неумолимо стрелка поднимается вверх . Двигаемся с небольшой скоростью и колонна обгоняет нас . Через некоторое время двигатель закипает и мы останавливаемся . Подождав , чтобы остыл радиатор , подливаем воды из припасенного солдатского термоса . После нескольких прикосновений к кнопке стартера , двигатель наконец заводится , работая с перебоями , понемногу набираем скорость . Вдали показались очертания печально известного кишлака Яхчаль , самый опасный участок дороги , от Гиришек до Кандагара . Справа , вдоль дороги уцелевшие одинокие деревья , сразу за ними руины глинобитных дувалов и домов . Больше всего нам сейчас хочется , чтоб машина , не останавливалась , и мы с тревогой раз - по разу , посылаем взгляды на термодатчик . Проскакивает мостик через канал пересохшего ручья , и слева , нашему взору открывается зона черной , выжженной земли с остовами ,, МАЗ "-ов -наливников .
Недалеко от поворота на Лашкаргах - снова закипаем , воды - ни капли , остается только ждать , что кто-то подъедет . Неизменно долго тянется время , и вот на ,, бетонке " появляется афганский автобус . Я с термосом в руках и автоматом за плечами, ,, Афоня " - на броне подстраховывает , останавливаем автобус . Со свистом выпущенного воздуха , открывается дверь и глаза бородатого водителя , с любопытством и презрением , в упор разглядывают меня . В салоне еще человек двадцать , со слабо скрытыми ехидными улыбками следят за ,, шурави'' .
Бобо, ао ас!-Вода есть? --
Водитель , кивком головы разрешает заглянуть в оцинкованное ведро , что стоит напротив меня . Я поднимаюсь по ступенькам , одним глазом следя за пассажирами , и нахожу , что сосуд заполнен , меньше половины . Насколько возможно , пол-литровой кружкой , набираю воду , но этого слишком мало . С чувством беспомощности и сожалением в душе - отпускаем автобус . Залив воду в радиатор , пробуем заводить БРДМ . Натужно скрежещет стартер , прокручивая колленвал , постреливают газы , а машина не заводится . После нескольких безуспешных попыток , двигатель чихая и стреляя - оживает . Через несколько сотен метров , проезжаем поворот на Лашкаргах . Температура воды поднимается до крайнего деления , проникает запах горелого масла . Еще километр дороги , и дребезжащий гром в двигателе , останавливает машину . (как окажется впоследствии этих 1,5 км спасли нам жизнь) - ,, Все , приехали , мотор,, застукал "! --....
Кругом полу-пустыня с редкими кустиками верблюжьей колючки , жесткой , как проволока осоки и мятлика , справа и слева небольшие холмы , спереди - русло сухого ручья . Солнце неуклонно скатывается за горизонт , жара понемногу спадает , а в наши сердца ледяными нитями заползает тревога . Нарастает чувство опасности , рокового конца , ведь в это время дня наши колонны уже не ,, ходят " , и помощи ждать неоткуда . Тем более , что последние кто нас видел , были-афганцы . Решаем включить рацию , искать частоту , на которой нас могли бы услышать . После часового прослушивания понимаем , что надежды тщетны - ми никого не слышим , и нас никто . Над головой , высоко в небе появляются первые яркие звезды , стрекотание ночных цикад усиливаются с каждой минутой и накатываются на нас невидимыми волнами .
-,,Есть сигнальные ракеты , и еще попробуй из пулемета" -, рассуждая вслух , бросает Саша . С треском и шипеньем срываются вверх одна -за-другой две ракеты , наполняя все вокруг красным светом , сгорают вместе с ними и наши последние надежды . После минуты времени , заскакиваю в разогретое нутро БРДМ-а , включаю тумблер электроспуска , нажимая гашетку ПКТ , всаживаю две длинных очереди ,, трассеров " в ближню горку . Подумав , решаем затаиться , может не все еще потеряно , понимая , если нас найдут ,, духи ", ничто не спасет . И выбираем наихудший вариант , который можно придумать . Нам-бы отойти в стороны от машины на бросок гранаты , и взять под перекрестный прицел участок вокруг ,, броника ", тогда-бы мы хоть не даром отдали свои души , а при везении , могли бы вовремя отой -ти и где-то спрятаться . Но молодые годы , свежий ветер в головах , страх перед скорпионами и фалангами был сильнее за стратегию и тактику ведения ближнего боя и засады .
Закрываем люки , открыв боковые бойницы для вентиляции . Готовимся к худшему : вскрыв ящик гранат , берем по две на каждого , и обсудив график дежурства , ложимся на дно отсека , понимая , что живыми уже мы не сдадимся - (вспоминая из рассказов , как душманы жестоко издеваются над нашими солдатами) . Не помню , кто первый тогда дежурил , но помню какие мысли пролетали в голове двадцатилетнего парня из украинского села Горыгляды . Осознавая , какое тяжелое , непосильное горе упадет на плечи моих родителей , смогут ли - они перенести , пережить , этот жестокий удар судьбы . Вспоминаю , где-то читал , что перед смертью человека , за несколько мгновений , проносится вся его жизнь . Стараюсь мгновениями пробежать свой путь , с раннего детства и до сегодняшнего дня , и ловлю себя на том , что мне это не удается . В голове пролетают только отдельные эпизоды из жизни , это как - то поддерживает , подсказывает , что это еще не конец , что песня ночных цикад для нас еще не последняя ...
Выныриваем из сна от утренней свежести и непреодолимого желания пить . Открываем люки , и в грудь ударяет свежий воздух , наполненный горьким запахом верблюжьей колючки , полыни и августовской пыли , отовсюду несется щебетание птиц . Вокруг , холмы и долины , сухие русла рек , за ночь не успев остыть , опять погружаются в яркие лучи афганского лета . Сделав разминку , шагая кругом машины , раз- за- разом припадаем ухом к ,, бетонке ".
Едут - с восторгом кричит ,, Афоня ". Прикладываю ухо к шершавой плите , и вслушиваясь , чувствую монотонный гул . Минут через десять , в далекой утренней дымке , висящей над дорогой , просматриваются первые ,, КамАЗ "-ы , а еще через десять , с резким свистом воздуха , останавливается тягач . Открывается левая дверка и на дорогу соскакивает нач.колонны , подбегают водители . С нескрываемым удивлением , улыбками на лице и широко открытыми глазами , приветствуют нас , толкая в плечо , подают фляги с водой . Немного оправившись от утреннего приключения и поняв , какова ситуация с машиной , цепляют на ,, жесткую сцепку " и колонна двигается в сторону нас . пункта Кишкинахуд . Еще 25 км пути и по глубокой пыли нас буксируют на сторожевую заставу . Здесь сообщают , что по данным разведки , сегодня ночью в районе поворота на Лашкаргах , на дорогу выходила банда ,, духов" численностью до 30 чел., и нам здорово повезло . Мы понимаем , что все же афганцы из автобуса ,, заложили " нас своим ,, духам". Такой же случай произошел в отряде сопровождения колонн 1985 г., когда я уже уволился , но к сожалению он закончился трагически . По рассказам моего товарища нашего взвода , Володи Сергеева , который ездил на опознание . Колонна вернулась в Шиндант не без нашего БРДМ-а , не знаю , их искали ночью , или нет , но на второй день нашли на дороге , не доезжая к Гиришкам, напротив Яхчаля. Они ехали последние с Кандагара , или догоняли колонну , так как тех.замыкание не могло их оставить.Охранение уже снялось, машина сломалась и они остановились , с ними ехал еще один водитель , который вез радиатор на ремонт . Подняли жалюзи и ремонтировали двигатель , здесь их и подстрелили с ,, зеленки". Подошли и убили третьего внутри . Зверски издевались , изуродовали лица , ноги давили колесами . С БРДМ-а пулеметы были сняты , шины сожжены . Что , на самом деле произошло , и почему так трагически погибли ребята , один из которых -белорус , жил рядом с нами в палатке батареи ПТУРС 371 полка - никто не знает. P.S.Буду рад каждому замечанию . С уважением Семянив Владимир , 83-84 гг. 371 м с п -- ВУНА ,отряд сопровождения на ДП .
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023