Моей жене Нелечке , сыну Александру, доченьке Татьяне, а также боевым друзьям посвящается
Р А С С К А З П Е Р В Ы Й .О первом полете в АФГАН.
Каждому человеку свойственно состояние, когда приходится - вспоминать и заново переживать прожитые мгновения и моменты своей жизни.
Одним из наиболее интересных моментов моей жизни был первый вылет за "речку" - так в то время называли "дружественный" нам Афганистан.
Это произошло в течение всего дня - 15 июня 1987 года, в древнем узбекском городе Чирчик, сюда мы в составе эскадрильи прилетели с Дальнего Востока, и здесь дорабатывали, вернее летали горную подготовку на вертолетах Ми -24 по плану " Эстафеты " - так назывались мероприятия по подготовке летных экипажей для работы в Афганистане, месяц жара, ранние подъемы ,полеты днем и ночью, в общем работа на износ, в итоге - ни денег, ни здоровья.
В то утро, всю эскадрилью подняли очень-очень рано, потом долго и скрытно на крытых машинах везли до аэродрома Тузель , который расположен в хлебном городе Ташкенте.
Вначале народ был крайне недоволен тем ,что интернациональный долг приходиться начинать выполнять в такую рань , но когда поднялось теплое узбекское солнышко и показались хвосты самолетов, все заметно приободрились, кто-то из ребят включил радиоприемник , пел Михаил Муромов и песня называлась " Для вас ребята из Афгана ", песня была просто замечательная и звучала она, что называется в тему.
Вскоре появился экипаж первого самолета - Антона -26-го, который должен был перебросить наши первые два звена на аэродром Кундуз, весь состав экипажа помню уже плохо, но было в нем две колоритные фигуры - командир и правый летчик, похожие друг на друга, как из мультфильма, двое из ларца- одинаковых с лица. Два красивых русоволосых молодца , причем без головных уборов , что в то время было непозволительно , в голубых комбинезонах, с автоматами наперевес , с улыбкой на лице и веяло от них чем - то бывалым и надежным.
Глянув на них все успокоились окончательно и наш замкомэска Юра Угнивой быстро скомандовал: " Первое и второе звено, через таможню на погрузку в Ан- 26, вперед! " . Прохождение таможни во все времена наверное неприятное событие, даже для самого законопослушного человека.
Тут тебя будто рентгеном просвечивают взгляды сотрудников таможни, не везет ли этот офицер в маленьком чемодане редкоземельный металл или пару литров водки, в тот период уже вовсю действовал " сухой закон " придуманный нашим отмеченным генсеком.
Как всегда дерьмо всплывает первым, и у одного из молодых летчиков - операторов, в утюге , таможня нашла и конфисковала на наших глазах около тысячи рублей- целый пресс сотенных, на что командир звена Костя Шевченко с иронией заметил :- " Вот гад! Зажал столько денег! Как бы погуляли напоследок!". Молодого летчика тут же отправили к старому месту службы, таким жлобам в Афгане делать нечего ! А мы, подхватив свои нехитрые пожитки, побрели в сторону Антона-26 который готовился к вылету на сопредельную территорию.
Оба летчика уже ходили осматривая самолет и с издевкой смотрели как идет погрузка, и как трясутся колени у " немолодого" пополнения, хотя наша эскадрилья на восемьдесят процентов была боевой и обстрелянной в период первого замеса в ДРА в период 1983-1984 годов. Все ребята были орденоносцы , и особо - храбро себя показали в ходе операций в Пандшерском ущелье, а в далеком и теплом Кундузе нас ждали, остатки нашей же эскадрильи, перемешанные с забайкальскими братьями - казаками из солнечной Могочи.
Встреча заменщиков в Афгане - это особый ритуал, придуманный в ходе войны - втихую от начальства варится самогон, закупается водка и закуска ,откладывается тушенка и консервы, все для дорогих гостей из Союза , также для встречи готовиться баня, готовиться форма и подарки , а самое главное - до синевы достается авиадиспетчер, когда же взлетает долгожданный борт, чтобы провести торжественное построение на перроне по поводу прибытия славного Спасского казачества!
Гости также готовились к братской встрече и везли с собой узбекские помидоры, огурцы , фрукты и прочую вкусную снедь , плюс письма и подарки от дорогих и любимых женщин, в основном в виде знаменитого афганского наркотика - украинского сала !!!.
Чистокровный ариец с голубыми , детскими глазами " Рэмбо " наконец занял место за штурвалом , и мы взмыли в небо, набрали высоту и пошли на эшелоне, дверь в кабину экипажа была открыта , и все с удовольствием отмечали слаженную работу летчиков . Погода стояла изумительная - голубое небо и яркое солнце просто требовали жить , жить , и жить ! Внизу оставались долины неописуемой красоты , горные речки , огромные горные перевалы засыпанные таким слоем снега , что даже не верилось ведь на дворе стояло 15 июня , ребята прилипли к иллюминаторам и не отрывались от этой ослепительной красоты , хотя каждый из нас уже довольно много времени провел в воздухе в различных частях света ,но здесь не хватит ни слов, ни нот, чтобы рассказать о всей красоте полетов над горами, лучше гор могут быть только горы, именно об этом в доходчивой форме поведал миру Владимир Высоцкий
Вскоре в грузовой кабине загорелось красное сигнальное табло - лампа , очевидно так шутили летчики пересекая госграницу, для десантников это означало " приготовиться к покиданию самолета" ,а из пилотской кабины вышел еще один " пайлот" , вид его поразил сидящих в грузовой кабине ребят. Бортмеханик самолета был упакован полностью и готов к немедленному выходу из аппарата - на нем был одет парашют , застегнутый на все замки , шлемофон , в руках автомат с присоединенными ,спаренными магазинами ,ну а мы все естественно были без парашютов , тут он пробрался в дальний левый угол грузовой кабины и дико озираясь занял "круговую оборону ", причем ствол АКСУ - был почему - то направлен в нашу сторону , нам стало понятно - командир очевидно отдал приказ , в случае поражения самолета ракетой , применить оружие по пассажирам ,если они попытаются разделить пять парашютов экипажа, на двадцать пять пассажиров - это сильно удивило нас , ни до этого полета , ни после , я никогда не видел, чтобы летчики перевозящие людей были в парашютах , куда прыгать если полный салон людей !
Тем не менее наш полет продолжался и после прохождения границы погода на нашем эшелоне, слегка испортилась и мы вошли в облака , все выдохнули , значит к Кундузу подойдем с " прикрытием " - в тот период наша авиация уже несла потери , потому что наши союзники по Антанте - американцы, в довольно большом количестве перебросили духам ПЗРК " Стингер ", который был довольно эффективен и не всегда позволял нашей авиации безнаказанно выполнять полеты , основной радостью, для духов, было незаметно подкрасться к аэродрому , выждать садящийся или взлетающий борт, произвести пуск и тихо - тихо уйти в "зеленку".
Позже от знакомых разведчиков мы узнали ,что в районе "нашего" аэродрома Кундуз работал крупный специалист по пускам ПЗРК " Стингер", Саид - по кличке или по первой профессии - " инженер " , уже при нас он завалил наш вертолет Ми -6 и афганский Ан- 26 , народу погибло прилично. Нам повезло в тот день , " инженер " видимо с похмелья или из-за какого-то праздника на работу не вышел, а может не рискнул , вот по какой причине.
Над Кундузом был разрыв облачности и летчик , увидев аэродром внизу, завалив крен более семидесяти градусов, как на истребителе пошел на снижение , как стонет самолет я слышал это первый и наверное крайний раз в жизни , уши моментально заложило , перегрузка прижала тела к сиденьям ,через мгновение, с высоты семь тысяч метров наш самолет оказался на двух , через иллюминаторы мы увидели аэродром, диспетчерский пункт и вертолеты прикрытия.
В то время было неписанное правило , при перевозке людей, самолеты производящие взлет и посадку, всегда прикрывались экипажами вертолетов огневой поддержки Ми - 24 , которые закрывали буквально своими телами братьев - транспортников , перекрывая сектора обстрела и отстреливая ловушки - ракет, системой АСО - патроны с высокой температурой горения для увода ракет от самолетов.
Вертолеты Ми - 24 носились над Кундузом и под нами ,как рой встревоженных шмелей , которым надо было кого- то срочно ужалить. Один из вертолетов прикрытия подошел так близко, что мы увидели знакомое лицо спасского казачка Васи Куралимова , ребята прикрывали так плотно , что я думаю , теперь становится ясно , почему " инженер " в тот день взял отгул.
Однако наше интенсивное снижение продолжалось, аэродром Кундуз в свое время построили англичане , и представлял он собой довольно приличную горушку, у которой на высоте метров 250 - 300 срезали и выровняли вершину , слева от аэродрома внизу протекала речка Кундузка , а со всех сторон был огромный , естественный овраг , причем все подходы к аэродрому были заминированы , вначале англичанами, а потом нашей знаменитой 201 - ой дивизией , которая в то время здесь расквартировалась . Самое интересное , что карты минных полей англичане нам , а мы духам не передавали.
Полоса была очень коротенькая, в районе двух тысяч метров и с южной стороны она имела еще какое - то продолжение , а с северной стороны сразу же за рулежной дорожкой был отвесный склон с оврагом . КДП расположено строго по центру взлетки , офицеры и прапорщики встречающие борт, узнав о времени прилета долгожданного самолета уже успели слегка накатить и в предвкушении праздника ожидали его посадку .
В это время - " Рэмбо " доложил : - " На четвертом - тысяча , прошу посадку ! " , народ на диспетчерском пункте ахнул , но разрешил, кто знает уровень подготовки командира самолета, в Афгане появилось много летчиков - самоучек , самородков , которые и по сей день бороздят просторы пятого океана , для других Афган стал последним , жизненным аэродромом, когда переоценив свои возможности и возможности машины , пилоты совершали такие глупости , списать которые можно было только на боевые потери.
Кто летал и кто будет летать , сейчас прекрасно понимают какая посадочная глиссада была у нашего "истребителя" - Антона - 26 , на глазах у изумленной публики, борт первый раз коснулся полосы напротив КДП , подпрыгнул пару раз, задымила резина пневматиков , взвыли тормоза , а самолет на бешеной скорости несся по посадочной полосе в сторону обрыва , у встречающих промелькнула мысль : "Замены не будет ! Если пилот останется жив, откопаем из под обломков и убьем еще раз ! ", и когда уже все светлые мысли о счастливом исходе полета были исчерпаны, самолет божьей милостью вдруг остановился.
Нужно было видеть нашего арийца - красавца после заруливания , бледный и весь мокрый он отбивался от слегка поддатых мужиков, которые насели на него:- "Мужики извините, да это мой первый самостоятельный вылет в Афган , я все понял ! ".
Я не знаю, что понял этот летчик и как он летал дальше, пути наши с ним никогда больше не пересекались, но для меня это был очередной " звонок " оттуда , куда мы уходим насовсем рано или поздно, просто в этот раз была не судьба , как всегда говорят на Руси.
А через час прилетел Антон - 12, который привез наших остальных ребят, и мы вместе братаясь шли в сторону нашего модульного городка , где нам предстояло прожить полтора года , но мы об этом еще не знали. Этим же вечером в бане, мы сидя за накрытым по - русски столом, поднимали тосты, за встречу, за прощание, за ордена, которые были вручены ребятам на торжественном построении, и за то ,что что-то сработало там где-то Наверху и сегодняшний вылет не стал последним для двадцати пяти парней из Спасска - Дальнего и пяти членов Тузельского экипажа самолета Ан - 26! Значит не судьба!
А возвращаясь вечером к своему модулю, я еще раз посмотрел на постамент памятника двадцать четверки - Герою Советского Союза майору Вячеславу Гайнутдинову - в его экипаже погиб мой однокашник по Харьковскому ВВАИУ - Костя Краснухин, какой у парня был голос, как он пел свои песни! Вот с такими тяжелыми мыслями пришлось лечь спать в ту первую афганскую ночь, после такого неспокойного дня.
Утро наступило очень быстро, южные ночи рано начинаются и рано заканчиваются , нужно было собираться на аэродром , принимать технику и работать дальше , наступал очередной день и прожить его надо было достойно!
Р А СС К А З В Т ОР О Й. ПОЛЕТ на МАЗАРИ - ШАРИФ
Тот день был самым обычным из тех, что не спеша идут своей чередой в длинной афганской жизни , сейчас я не помню как я прожил его, если бы не события вечера .
После ужина, все обычно выходили из модуля в стоящую рядом курилку и начинали длинные, тягучие разговоры о том как жили и как будем жить после этой войны в Союзе.
Неожиданно подошел инженер эскадрильи Володя Беркут :- " Валера срочно собирайся , наши сидят на вынужденной в районе Мазарей ! ". Мы определили состав группы " реанимации " вертолета и начали срочно собираться, на дворе стоял август и одев комбинезоны , взяв автоматы и пистолеты с запасными магазинами , а также немного гранат поспешили к дежурной паре вертолетов Ми- 8МТ.
В Афгане в то время было неписанное правило, как можно скорее забрать вертолет с места вынужденной посадки , в светлое время суток . Когда наступала ночь, на работу выходили духи и все, что плохо лежало или передвигалось, подлежало их тщательному контролю и уничтожению. А сжечь вертолет и получить свой миллион - это мечта каждого воинствующего душка! Однако душары дулю вам , ребята взлетаем !
Набираем высоту в охраняемой зоне аэродрома, и где-то на трех тысячах метров начинаем отход на Мазари , через пять минут на земле и в небе стоит такая темнота , словно мы не летим , а плывем в густом вишневом соке,и только внимательно взглянув на мерцающие приборы, понимаешь - нет летим. Через минут сорок в сплошной темени начинаем снижение, молодец штурман, точно привел на площадку. Вскоре знакомая дрожь вертолета при приземлении и вот мы на месте.
Вертолет Ми - 24 в воздухе не зря называют " летающим танком" , за его мощное вооружение , за его броню , о его маневренности и говорить нечего, за один вылет Ми -24 легко может уничтожить 3-4 танка и роту противника! Отказавший вертолет своей беспомощностью похож на грудного ребенка, он не может ничего.
Ладно потерпи боевой братишка, доктор уже прилетел и начинает свою работу, а значит будем жить! К тому времени, все болячки двадцатьчетверок были хорошо изучены и мы вылетая, брали с собой в основном те агрегаты, которые наиболее часто отказывают. Не ошиблись и в этот раз. Начинаем снимать отказавший агрегат - стартер двигателя , темно и неудобно, прошу борттехника, чтобы подсветил фонариком механикам , минут через пятнадцать над нами начинает свистеть свои трели - соловей, так и есть , духи где-то притаились и лупят из Бура , потому что звука выстрелов практически не слышно, а обстрел идет. "Коля давай чехол носовой "-:говорю борттехнику. Развешиваем чехол на лопасти несущего винта и продолжаем замену , теперь к тесноте и плохому освещению добавляется духота, но мы уверенно делаем свое дело, и через полтора часа , все конец , борт к взлету готов.
Влад Сизов запускает братишку, тот работает как часы- фирмы Буре, первыми начинают взлетать вертолеты Ми-24 , а следом за ними Ми-8МТ , все взлетают в полной темноте , без всяких подсветок, даже красный подсвет кабин приглушен до минимума. Снова в набор высоты и заняв свой эшелон начинаем уходить со злополучного места, но оно очевидно не желает отпускать нас от себя, где-то сверху раздается резкий и громкий хлопок и летчики с трудом парируют ручками управления моменты возникшие в воздухе, спрашиваю у пилотов, что такое , оказывается духи решили все же с нами расправиться, но производить пуск им пришлось в сплошной темноте и скорее всего на звук вертолетов, так как видеть на этой высоте и в полной темноте, они нас просто не могли.
Тем временем вся наша четверка не спеша подходит к аэродрому, Кундуз залит огнями посадочной полосы, и жилых строений, душа поет о том ,что дело сделано и вскоре наши вертушки бегут по земле в сторону своих стоянок. Мы благодарим экипаж "восьмерки" , на которой летали в Мазари, и не спеша идем к своему модулю, часы показывают 2 часа ночи, через два часа снова вставать и делать свою работу. Спасибо нам- Мужикам!
Р А С С К А З Т Р Е Т И Й . Л А Р И С А
Женщины в Афгане - это особая тема, о которой все мужчины побывавшие за " речкой " могут рассказывать часами, причем все совершенно по - разному, кто - то с любовью ,кто с юмором, кто с сарказмом и ненавистью, а самое главное , что никто не может равнодушно относиться к этой теме. У каждой женщины, девушки приехавшей в Афган был свой путь, свои планы на будущее ,мечты , свои мысли и желания.
Каким ветром занесло эту красивую и молодую девушку в "наши" края известно только одному богу. Лариса была высокая, кареглазая, симпатичная брюнетка, которую почему - то не принял Кабул, и она оказалась у нас в Кундузе. Теперь можно только догадываться, но скорее всего она, в силу своего характера, послала какого-то пристававшего к ней начальника, так далеко, что ее отправили к нам на исправление.
Как состоялось наше первое знакомство. Командир эскадрильи Юра Угнивой ,пришел к нам на боевое дежурство в домик, где размещались четыре экипажа вертолетов Ми - 24 , плюс технари и охрана, которые обеспечивали круглые сутки прикрытие аэродрома, взлетающих и садящихся самолетов, колонн передвигающихся в районе аэродрома, а также выполняли массу других задач.
Командир пришел не один, с ним был какой-то начальник, видимо из батальона, и женщина...
" Ребята ! Вот наша новая мама , она будет комендантом домика боевого дежурства. Зовут ее Лариса! " - сказал Юра. Нашей новой маме было чуть больше двадцати лет, глаза смотрели испуганно и настороженно, а вдруг съедят...
Но коллектив у нас был, замечательный и Ларису мы приняли очень хорошо, как сестру, не прошло и двух дней, как наша Лариса рассекала по аэродрому, с заходом в 201-ую дивизию, в летном камуфлированном комбинезоне , на ее красивой головке с каштановыми волосами, была надета панама с загнутыми вверх ковбойскими полями, что было сделано руками наших крупных специалистов .
Красота нашей Ларисы - заслуга советского интернационализма, отец у нее был грузин, а мама русская, папа ее работал крупным инженером на одном из металлургических заводов города Липецка ,и сумел воспитать в дочери очень много неплохих черт характера. Она была очень коммуникабельная, добрая, с чувством юмора и при этом в меру воспитанная и очень женственная девушка.
Лариса, в Союзе работала в ресторане певицей, неплохо зарабатывала и возможно вскоре вытеснила бы с нашей эстрады Аллу Борисовну, но девушка, была натурой романтической, и ее тянуло попутешествовать, посмотреть мир. Но в то время, был развит в основном только военный туризм, и наш Лорик оказалась по чьей - то подсказке, на пороге военкомата. А поскольку ее папу хорошо знали в городе, бравый военком пообещал Ларисе - Венгрию, Германию и Чехословакию, нужно только оформить документы и терпеливо ждать вызова для откомандирования за бугор.
Когда пришел вызов, и Лариса была вызвана в военкомат, бедная девушка узнала о том , что произошел сбой, в отлаженном военкоматском механизме, но если она не будет поднимать скандал и съездит в ДРА, то в следующий раз Венгрия, ей гарантирована на сто процентов. Вот так и оказалась бедная " Лиза " в наших краях.
Лариса приходила утром в домик боевого дежурства , с неизменной улыбкой на лице, узнавала последние мужские новости , подзывала солдатика из охраны :- " Сынок , принеси пару ведер водички беременной женщине, я вам полы помою ." Ее ровесник молча хватал двадцатилитровые ведра , сделанные из банок под АМГ- 10 , приносил ей в строгой очередности по комнатам , которые она прибирала. Вспоминая сейчас , я часто думал, на кого в эти минуты была она похожа, теперь я понял, Лариса была похожа на заправского матроса - она снимала летный комбинезон и оставалась в тельняшке и шортах сделанных ребятами, шваркала два ведра воды на пол , растирала все это огромной шваброй , а пока высыхала вода, Лариса вспомнив свое артистическое прошлое, пела нам песни . Репертуар был очень разнообразный, вокал мощнейший, в те далекие года на эстраде бездарей не держали. Убрав у нас, она снова исчезала, круг ее общения с каждым днем расширялся, везде Лариса в короткое время становилась своим парнем - в магазинах, библиотеке, доме офицеров и даже в 201- легендарной дивизии , вскоре Ларису знала каждая собака!
Вскоре о том , что в четвертой вертолетной эскадрилье вертолетов Ми-24 появилась сногсшибательная женщина, узнали наши ближайшие союзники - зеленые демократы, так в то время мы называли афганские войска. Если раньше, при взлете "демократы" - афганские летчики разогнавшись по полосе, по - самолетному, резко бросали машину на снижение в овраг и уходили с разгоном скорости над зеленкой.
А в последнее время они эту практику прекратили и с полосы их вертолеты на малой скорости и с большими кренами проносились над нашим домиком БД и рядом стоящей баней - отдушиной всех ребят на этой войне.
И вот однажды взлетает " душманский " Ми - 24 и едва не рубя флагшток у домика БД несется над баней, а в кабине летчика оператора я вижу две довольные ,усатые морды, уставившие свои взоры в сторону нашей бани.
Я со смутными мыслями подхожу к бане и вижу стоящую у стены стремянку от вертолета, поднимаюсь по ней и едва не падаю с нее от неожиданной картины. На крыше раскинувшись во всю красоту своего обнаженного тела , загорает наша Лариса !
" Лорик ! Я тебя очень прошу, найди для загара себе - другое место, иначе эти горные орлы разнесут и домик, и баню и нас вместе с тобою !" - : говорю я смущенной Ларисе. Девушка она у нас была очень понятливая, и с тех пор демонстрационные полеты афганской авиации над баней прекратились.
" Прослужила "Лариса с нами почти полтора года и как многие девушки и женщины ограниченного контингента советских войск в Афганистане , оставила в памяти добрые и светлые воспоминания. Девчонки, спасибо Вам за все!
Р А С С К А З Ч Е Т В Е Р Т Ы Й. Еще раз про любовь !
Пара вертолетов Ми - 8МТ снижаясь по коробочке, заходила на посадку, на аэродром Джелалабад, и ничто не предвещало беду в этот день, как вдруг ракета попала в вертолет ведомого Сереги Сучкова - Альберта Мирина.
Летали тогда разомкнутым " афганским " строем, услышав хлопок, ведущий увидел вместо вертолета ведомого падающие, горящие обломки вертолета и два опускающихся парашюта.
Серега перевел свой вертолет на снижение и подсел поближе к парашютам, но летчиков в них не оказалось, ракета типа " Стингер" разнесла вертолет в клочья, и парашюты открылись взрывной волной. Экипаж Алика Мирина погиб в одно мгновенье, на глазах у всего полка.
Правым летчиком у Алика, был Володя Польшин - тихий и спокойный, молодой парень, который пришел в нашу Спасскую эскадрилью из ГСВГ - " группы советских войск в Голубовке ", есть такое место на Дальнем Востоке в Приморском крае, там в свое время стояла отдельная эскадрилья и когда ее упраздняли , то часть летунов передали в Спасский полк.
Так вот, вскоре Володя познакомился с Ларисой, девушкой ,которая работала машинисткой в штабе полка, очень красивой и стройной , зрение у нее было неважнецкое и смотрела она на весь мир закинув голову назад, что придавало ей надменный, королевский вид. Женихи ходили за ней табунами, но выбрала Лариса , почему- то Володю. Ходили даже слухи , что они собираются пожениться , но Вовку направили в Афган.
В Хабаровске при сортировке и перераспределении экипажей , Алика не хотели брать в спецкомандировку, уровень его подготовки не соответствовал для выполнения полетов в условиях высокогорья, но он кого-то уговорил из начальников, в общем сам напросился и пошел вместе с ребятами на замену в Джелалабадский полк. От судьбы видно не уйдешь, кто вот только знал , что она ему так мало отмеряла лет жизни.
Когда ребята погибли, их тела " Черным тюльпаном " развезли по матушке России и больше мы никогда не виделись. Но в Приморье растет сын Алика и растет огромная березка, которую он посадил возле окон своей квартиры. Жена его долго не горевала и через год вышла замуж, я не сужу ее в этом, тогда ей было, годков двадцать пять не больше, и жить надо было дальше.
А у Володи случилась иная история, оказывается, до встречи с Ларисой, он в Голубовке встречался с другой девушкой и уехав в Спасск, он забыл к ней дорогу, как ему казалось навсегда, но жизнь и тут распорядилась по своему, девушка эта вскоре поняла ,что она беременна и решила рожать ребенка и воспитывать его самостоятельно, девчонка была простая, деревенская и с очень крепким характером. Роды прошли нормально, родился казак-сын! И она начала его воспитывать, даже не зная , что рождение ее сына совпало со смертью его отца.
В ту пору нашим полком руководил замечательный мужик Владимир Андреев, командир сочетал в себе массу качеств, которых в наше время хватило бы на десять таких же командиров. Был отменный летчик, хороший спортсмен, рассказчик - просто нет слов, Познер против него ребенок, слушать его можно было вечно, ну а хозяйских и организаторских качествах , я вообще говорить не хочу. В общем как по Тургеневу - Барин!
Я не знаю, кто из ребят доложил командиру про сына Володи, а в это время мы собрали деньги для оказания помощи семье, мы так делали всегда, в то время государство, также как и сейчас не особо помогало своим защитникам. По тем временам сумма была очень приличная. И командир сделал гениальный шаг, так умел только он, деньги передали молодой маме, а родителям Володи, которые еще не оправились от горя, он написал письмо, в котором рассказал, что у них появился внук...
Вскоре в Спасск - Дальний приехали родители Володи, а девочку с сыном привезли на вертолете, кто видел сына Володи, в один голос уверяли - полнейшая копия! Когда мама Володи взяла его на руки, она уже ни кому его не отдавала, смотрела на него и молча плакала, а еще благодарила бедную, деревенскую девушку за неземной подарок ради, которого ей теперь предстояло жить! И глядя в лицо внука, вспоминать своего единственного сына, не пришедшего с войны.
Через некоторое время они уехали все вместе, ребята говорили, что поехали домой к Володиным родителям. А в сторону нашего казачества, из Москвы летела очередная государева депеша, о направлении эскадрильи огневой поддержки на вертолетах Ми - 24 за " речку". Жизнь не думала останавливаться ни на секунду!
РАССКАЗ ПЯТЫЙ. Стометровка
С наступлением лета всегда приходила череда учений, летать приходилось по всему Приморью, Хабаровскому краю и по всем близкорасположенным островам рек Амура и Уссури . Но это были обычные учения, которые не вызывают никаких эмоций в душе, которые надоедают до тошноты своими ранними подъемами и поздними отбоями, дурью и фарсом красных военных начальников и сплошным непониманием обстановки подчиненными, работой на износ как теперь говорят.
А тут в очередной раз наши красные командиры решили побряцать оружием с использованием "партизан" - так в ту пору называли наших резервистов - солдат, сержантов, офицеров , которые находились " в запасе ", на гражданке, спокойно работали, пили пиво в свободное от работы время и шли к семьям.
Тех кто не смог проставиться в военкомате или организовать маленькую бронь, забирали на несколько месяцев в армию, вернее на армейские сборы.
Наши боевые командиры решили , чтобы экипажи выполняющие полеты с "партизанами", чего-нибудь не выкинули , всех срочно замордовать на почве - безопасности полетов, вдалбливая в наши несознательные молодые головы, что возить мы будем зрелых мужиков, отцов семейств у которых по два, а может и три ребенка в семье, а посему подготовить как следует вертолеты и всякое воздушное хулиганство исключить!
Начались крупномасштабные учения как всегда с тревоги в 5 или 6 часов утра, летали мы по Уссурийскому краю, любуясь его сопками, длинными извивающимися речками Уссури и Лефа, множеством природной живности, а также слаженностью работы "партизан". Которые водили танки, стреляли из пушек, форсировали речки ничем не отличаясь от солдат - срочной службы, а в кое чем превосходя их житейским опытом.
И вот в один из дней моему экипажу и экипажу, в котором Леха Волоцкий был командиром, поставили задачу по загрузке на борт противотанковых мин, для последующего минирования местности и нужно было , подсесть в чистом поле на заранее обозначенную площадку, а "партизаны" должны были произвести доставку и погрузку этих мин в наши вертолеты.
Было это ранним утром, а вечером в кругу семьи я в газете прочитал статью про бывшего офицера - пограничника. Который после увольнения, работал в школе военруком и однажды на уроке, рассказывая устройство гранаты, с которой он выдернул кольцо и отпустил пусковую скобу, военрук понял, что граната боевая. А вокруг дети и в классе и на улице. Молодой парень пожертвовал собой, накрыв гранату своим телом, он подорвался и погиб. И ни один ребенок в классе не пострадал, но каким образом в школу попала боевая граната с маркировкой " учебная ", это останется долгим вопросом!
Вот с такими мыслями, под впечатлением вечерней статьи я вылетел в то раннее утро на вертолете Ми -8МТ на выполнение учебной задачи. Прилетели, приземлились и сразу же выключились, на земле - рай, тишина и пенье только одних птиц, дурманящие запахи трав и цветов, вокруг ни души. Мои летчики начали мирно досыпать в кабине вертолета.
Я пошел на соседний борт к экипажу Лехи Волоцкого, сидели и о чем-то говорили, вскоре показался " Камаз " набитый " партизанами " и минами. Подъехав, они под руководством офицера начали разгрузку мин, на лотки вертолетного миноукладчика, а я в это время ребятам из экипажа рассказываю вчерашнюю статью из газеты. Вскоре разгрузка закончилась и " партизаны " отъехали на перекур, став в стороне от моего вертолета.
Заходим в кабину, я продолжаю свой рассказ, а сам смотрю что взрыватели какие-то необычные, таких мы еще не видели и спросить не у кого, мужики устали и перекуривают в стороне. Леха нагибается и нажимает какую-то кнопку торчащую из корпуса взрывателя!!!
В этот момент все мы четко слышим как начинает работать спусковой механизм, кто из ребят пытается пошутить, что мины учебные, но вдруг чей-то вопль : " Бежим , а вдруг рванет ! ". Как мы оттуда рванули надо было видеть. Валерий Борзов - наш заслуженный легкоатлет свою сотку бежал в три раза хуже. Вова Кормиленко в дверь проема грузовой кабины прыгнул щукой как спецназовец, потому что Леха на выходе забуксовал и перекрыл выход своим лежащим телом. Помню как мы с нервным, диким хохотом неслись по уссурийской степи к спасительному " Камазу ", напоминая стаю диких мустангов за которыми гнались львы.
Как потом смеялись все, когда через несколько секунд мы все же узнали, что мины учебные, а взрыватели учебно - боевые, как мы отлетали те полеты на укладку мин, как мы прилетели обратно, я уже давным - давно забыл, но ту стометровку я буду помнить всю жизнь!
Р А С С К А З Ш Е С Т О Й. Р Е А К Т О Р.
Я не знаю до какого
Скляр уехал в Комарово
А пока лишь я и трактор
Бетонируем реактор !
Тот период моей жизни не назовешь одним из самых трудных, потом были моменты и посложнее. И наверно они еще не все пережиты, но при полетах на ЧАЭС смерть несколько раз трогала наш экипаж, что называется за воротник. И только ангелы - хранители, да мастерство нашего командира - Володи Бабина видимо спасало в те трудные мгновенья полета. Про одно из них я и хочу сегодня рассказать.
Это было в сентябре 1986 года, от нашего дружного экипажа осталось два человека - я и Володя, а вместо нашего летчика - штурмана Вити Осипова, с нами полетел Валерий Иванович Савченко. Видимо подошло время проверить технику пилотирования моего командира - ну что ж вперед и с песней!
Валерий Иванович - человек-легенда, начинал летать на истребителях , падал в самолете с отказавшим двигателем, был списан и переведен в вертолетную авиацию, был командиром полка в Кандагаре в начале афганской компании и получил бы наверняка Звезду Героя, если бы не штурманское - хамское отродье, завело весь полк, в ходе операции, на территорию не участвующую в войне - Иран !
Подлетаем. С площадки " Кубок -1" цепляем мощнейший робот весом больше четырех тонн и медленно идем на реактор, необходимо эту "маленькую" радиоуправляемую игрушку уложить на маленькую площадку размером метров десять на пятнадцать, для очистки крыши разрушенного энергоблока.
Игрушка болтается на двухсотметровом тросе и когда мы попадаем в облака я представляю картину , которую видят люди находящиеся на земле - самое обычное НЛО да и только. Вот сквозь разрывы облаков впереди наблюдаем станцию и начинаем снижение. В метрах тридцати от нашего груза идет сопровождающий борт, который подсказывает высоту и поведение нашего груза. Ложусь на пол грузовой кабины и начинаю давать экипажу короткие команды по быстрому снижению и укладке груза.
Через несколько секунд мы уже в "каньоне", впереди нас огромный кран со стрелой метров этак под двести , а сзади и справа корпус третьего оставшегося целым энергоблока, до площадки рукой подать и вдруг начинает вертолет так мотать, что волосы встают дыбом, кто летал тот знает что такое неуправляемый груз на внешней подвеске, весом больше четырех тонн. Он таскает за собой вертолет, вниз - вверх, вверх - вниз, лопасти бедной вертушки готовы сложиться тюльпанчиком, но спасибо дедушке Михаилу Леонтьевичу Милю, ну уж больно крепкий вертолет Ми - 8МТ, а в кабине сплошной мат, мои Кожедубы делят ручку.
В какое- то мгновение понимаю, что отказал автопилот и кричу в ларинги Володе, чтобы срочно тушил автопилот иначе нам крышка. Одно движение командира и вертолет успокаивается, но теперь он становиться похож на обкуренного Винни - Пуха, на все усилия летчиков реагирует медленно и неадекватно. По управляемости гораздо хуже ступы бабы Яги, но все-же лететь можно.
Валерий Иванович, видя полную гармонию командира и бортового, больше не лезет к рычагам управления и мы продолжаем свой полет , медленно и осторожно кладем как ребенка, стоимостью не меньше миллиона, теми"зелеными " деньгами, робот. Я произвожу отцеп груза по команде вертолета - корректировщика и самое время свалить бы с пляжа, но тут выбегает " партизан ", которого запрограммировали для работы с нами и схватив наш провисший трос тянет его в сторону трактора " Владимировец ", откуда ему знать , что у нас отказ автопилота, нам становится жаль этого парня - на крыше светит не меньше пятидесяти - ста рентген, а он нас ждал минут пять, считайте сами сколько ему досталось.
Замок зацеплен и мы начинаем подъем трактора и перестановку его в другое указанное на крыше реактора место, площадка здесь совсем крохотная, метра три шириною и длинная метров двадцать пять, минуты через три попадаю и туда, теперь партизаны по очереди будут бегать к нему и убирать последствия страшного выброса, они уже внизу ожидают своей очереди, произвожу отцеп груза и даю команду Володе на набор высоты.
Когда я захожу в кабину, Вовка сидит весь мокрый, комбинезон на нем с пятнами пота, лицо все тоже в каплях пота, показывает свою левую, а затем правую руку - ручка " Шаг-Газ" и управления отпечатались на них полностью, я представляю, сколько усилий стоил этот полет моему командиру. Достаю сигарету поджигаю ее и молча засовываю ее в Вовкин рот - кури брат, заслужил. Потом достаю свой носовой платок и вытираю его лицо, затем свое. Валерий Иванович молча смотрит на нас и пилотирует вертолет, командир отдал, ему управление и мы быстренько уходим от станции через реку Припять в сторону Гончаровска, где находится наш аэродром. По бортовым часам, в зоне реактора, мы находились двенадцать-пятнадцать минут, а это очень много для нашего экипажа. Обычно все полеты были не более двух- трех минут, а тут из-за этого отказа столько лишнего времени проболтались в чреве реактора. Прилетим, посмотрим по дозиметру, сколько взяли, говорит Володя.
Впереди показывается аэродром, и мы производим посадку на свою стояночку, на завтра у нас вылета нет, будем ремонтироваться!
Идем к нашему начальнику химической службы - и проверяем свои дозиметры, так и есть, чуть меньше шести рентген - показывает датчик, а это годовая норма подводников. Организм начинает возмущаться от взятой нормы радиации, до гостиницы идти где-то чуть меньше двух километров, ноги идти не хотят и странная боль в области причинного места у меня и у Володи, а Валерию Ивановичу хоть бы хны!!!
В гостинице еле плетемся по ступенькам, и сквозь боль и зубы приглашаем его в гости, отметить свой рискованный полет. В номере подхожу к зеркалу - зрачок расширен как у революционера Камо в период пыток, пробую ладонью закрывать и открывать глаз, у зрачков никакой реакции на свет нет и в помине, снизу боль усиливается, такое впечатление , что меня начинают сверлить дрелью.
Спасибо нашему маленькому штурману , Вите Осипову - стол накрыт, консервы, тушенка, галеты в пачке, а в графине разбавленный спирт, входит Валерий Иванович, садится за стол, ну со свиданием...
Выпив грамм сто водки, устало бреду к зеркалу, ничего себе - зрачки заработали, будем жить, ура!!!
Спасибо вам мужики, говорит наш проверяющий, вы мне показали сегодня, старику, как надо летать и действовать в сложной обстановке.
Спасибо и Вам Валерий Иванович за науку и спасибо и тебе Русская Водка, что прикрыла в трудную Чернобыльскую годину! Виват Менделееву !!!
Р А С С К А З С Е Д Ь М О Й . Б О Т Л И Х
За окном прекрасный московский полдень, отличная погода, небольшой морозец на улице, сидим - работаем в штабе, я в ожидании праздника - 17 декабря, свадьба сына - Александра. К свадьбе готово все - ЗАГС, ресторан, водка и шампанское, закуска, гости, костюмы, невеста Анна и главное мы - родители. И вдруг!
На ковер вызывает шеф - генерал Якунов, в районе перевала Харами, что в горном районе Дагестана на границе с Чечней упал наш борт Ми-8МТВ-2 с пассажирами, площадка на высоте более трех тысяч метров. Нужно срочно вылетать на расследование авиационного происшествия.
Уже через полтора часа мы с группой офицеров на попутном Илюшине -76 набираем высоту с аэродрома Чкаловский и летим на Моздок- мать городов русских на Северном Кавказе.
Через три часа снижение и заход на посадку, встреча с командиром эскадрильи и уточнение задачи на завтра, часы показывают три часа ночи- все пора спать, завтра трудный день.
Утром после такой ночи еда не лезет в горло, в голове дурные мысли о погоде, надо срочно ребят забирать с гор - экипаж, за исключением командира оставили там, непонятно по какой причине.
На аэродроме стоит до боли знакомый вертолет Ми-8МТВ-2 и экипаж, здорово дружище, привет ребята и вот несемся в сторону Чечни, за Тереком следы недавних боев, на зданиях и крышах следы от снарядов- поработала пехота! Но мы идем своим только одним нам известным путем и вот уже под нами Дагестан. После Хасавюрта минут через двадцать перед нами горное озеро неописуемой красоты, вода бирюзового цвета, а вокруг горы, если бы я был бог то наверняка поселился здесь! Отворачиваем вправо и входим в огромное горное ущелье - теперь необходимо пилить только по нему, на выходе из него нужный нам аэродром Ботлих. С вершин горных склонов наблюдаем целую серию горных водопадов, казалось бы вокруг зима , все-таки декабрь месяц, а тут " Ниагара " да и только.
Вот впереди показывается аэродром, садиться на него то же самое , что на авианосец, можно только с одной стороны, а впереди по курсу огромная горная скала метров так под 3000. Аэродром печально знаменит тем, что здесь погибло несколько летчиков и вечную стоянку нашли пять вертолетов Ми-8 и два Ми-26.
Выключаемся и выходим из вертолета, подходят трое офицеров , представляемся друг, другу - один оказывается генералом, симпатичный голубоглазый мужик в кроссовках, со смехом рассказывает, как его послали на две недели в командировку и вот через три месяца его заменщик попал в аварию в этой вертушке , которая сейчас лежит на самой верхней точке перевала Харами.
С Колей Пушкаревым принимаем решение о составе группы, которая пойдет на верх горушки и даем команду снять с вертолета все спецподвески и блоки со снарядами, из вооружения на всякий случай оставляем пулемет.
За штурвалом Володя Авдеев один из опытнейших летчиков Ермолинского полка прошедший и Афган, и Чернобыль, да и в этих краях не первый раз, после взлета падаем в ущелье и после разгона скорости резко начинаем набирать высоту, сажусь на рабочее место борттехника, а он пересаживается к носовой пулеметной установке, подготавливая пулемет к работе. Вертушка медленно идет в набор, нам необходимо поднять ее на высоту более 2500 метров, это высота отвесной скалы перед аэродромом, на высоте 2000 метров слева и справа по полету расположены горные кишлаки. Тондо знаменит тем, что здесь лучший каракуль Дагестана, именно здесь прошли кровопролитные бои, когда осенью 99-года чеченцы заняли эти поселения.
Все подходим к верхнему обрезу горной гряды, где-то впереди в заснеженных горушках наша площадка, слева по полету Голубое озеро, это территория Чечни, именно здесь база подготовки боевиков, но они видимо услышав и увидев вертолет прячутся, а нам это и надо, у нас совершенно другая задача. Вскоре впереди показывается та горушка на которую мы будем садиться.
Картина не из приятных, на белоснежном склоне метров в ста внизу от площадки приземления лежит вертолет Ми -8МТВ-2, вверх колесами, на его днище огромная красная звезда, вокруг валяются ошметки лопастей, остатки хвостовой и килевой балок и всякая дребедень, которая высыпалась из вертушки во время падения.
Хотя внешне Володя спокоен, но я знаю, что творится у летчика в душе, начинаю его потихоньку " лечить " , чтобы видел весь экипаж, выключаю обогрев двигателей и пылезащитных устройств, отключаю обогреватель КО-50, если посадка будет неудачной - мы не сгорим. Выбрасываем дымовую шашку и определив направление ветра начинаем выполнять посадку. В это время по рации нас начинает запрашивать авианаводчик, подсказывая давление и курс посадки, но мы уже зависаем над площадкой и производим посадку. Володя говорит авианаводчику, чтобы к вертолету доставили экипаж упавшего вертолета . Все выключаемся и выходим на встречу солнцу и ветру, а здесь и того и другого в избытке.
По склону опускаемся к упавшей вертушке и начинаем медленно изучать все детали и причины ее падения. Все фотографируем и записываем в рабочие тетради, да забирать ее от сюда нет никакого смысла, планер скручен в узел, а вот некоторые агрегаты еще послужат авиации ВВ МВД России. Принимаем решение с Колей Пушкаревым подготовить вторую группу для эвакуации имущества отсюда.
Несколько раз поднявшись и опустившись по склону замечаю, что сердце пытается выпасть из груди, сказывается недостаток кислорода и благодатный московский климат. Вскоре подходят ребята из экипажа в сопровождении врачей и охраны из батальона, который расположен ниже площадки. После их рассказа становится понятно, что все они родились под счастливой звездой и жить остались благодаря маленькому Богу, который всегда присутствовал в нашей авиации .
Правый летчик , когда борт вошел во вращение, расстегнул привязные ремни и открыл блистер, от удара о землю его выкинуло из вертолета и все осколки летевшие от лопастей и других элементов вертолета, просвистели мимо. У борттехника повреждена нога, когда после падения, вертолет в открытый блистер хватанул снега, все АЗС и стоп - краны оказались под ним, а первая заповедь борттехника обесточить машину, когда он понял ,что под снегом ничего не найдет, то добрался до аккумуляторов находящихся в грузовой кабине и выключил их, а до этого двигатели работали на полную катушку и машина вот- вот могла вспыхнуть и сгореть в одно мгновение.
Вот в этой перевернутой на 180 градусов кабине, среди груды лежащих тел и была повреждена нога, но свое дело сделано!
Вскоре начинаются сумерки и мы заканчиваем свою работу, наш доктор Камиль Русалиев говорит, что ребят из экипажа необходимо тоже госпитализировать в ближайший госпиталь. Запускаем вертушку и взлетаем над упавшим собратом, жалко бросать такую красивую ласточкам на съедение воронам, но другого выхода нет, она свое отлетала, да и экипаж спасла и пассажиров. Вот наверное до сих пор лежит в горах вертолет Ми-8МТВ-2 N 134.
Ну а мы идем на Кизляр, чтобы дозаправиться и далее на Моздок, а задача такая- обработать материалы, объективного контроля и другие, для определения, что же стало причиной падения вертолета. На все это уходит дня четыре, до свадьбы остается два дня, а как назло на Москву ни одного борта, я весь киплю уже при нормальной температуре и тут появляется шанс.
За Нижненовгородским СОБРОМ приходит борт Ил -76 и начинается погрузка, на собровцев страшно смотреть - ребята после двухмесячных боев за Грозный, изможденные , бородатые лица, по глазам многих видно, что они до сих пор не верят в то , что вырвались из ада!
В восемь вечера погрузка заканчивается, собровцы и их оружие, а также боеприпасы уложены в самолет в прямом и переносном смысле этого слова, ребята достали столько водки, что хватит для круглосветного полета ,а нам то всего три часа и мы в Нижнем.
После этого полета я понял, мы русские непобедимы, мы выстоим любого врага, нас не вылечит никакой психотерапевт, для нашей широкой души одно спасенье, кило водки и друзья, которые в таких вот боях появляются, а сними ты готов на все!
После посадки ребята лезут лобызать командира корабля - Сашу Щапова, спасибо, что не убил, да и Вам братва спасибо за все, просто за то, что есть в России такие орлы! Лестница в Илюхе не предназначена для парадных встреч - и командиры отобрав у ребят оружие, просто ловят их на руки и усаживают в автобусы, многих встречают семьи, кого-то девушки с цветами, замечательная встреча и не забыть ее уже никогда!
Ну а я на поезд и на Москву , до свадьбы остается меньше суток, надо успеть, иначе все в подвешенном состоянии, где пропал батька... ?
Ребята - родные мои , я на месте, я всегда буду рядом с вами, только у нас Шалагиных "дурная привычка" - никогда не кричать о своей любви, даже если сильно этого хочется...
Р А С С К А З В О С Ь М О Й . Н А Л Ь Ч И К
Шеф - генерал Якунов рвал и метал-! В безобидной обстановке, без всякого огневого воздействия на одной из площадок под Нальчиком, потерян борт.
Опять мы с Колей Пушкаревым в самолете, на этот раз неудобный во всех отношениях, Антон -26, с тихой грустью и завываниями везет нас на Моздок. Я с Колей Николобаем веду философский спор о причине падения вертолета, причем Коля пытается меня убедить в том, что вертолет Ми - 8, вообще не должен летать!
Я этому не удивляюсь, давным - давно, когда происходит авиационный " чепок " каждая служба тянет одеяло на себя, пытаясь, не вникая в суть вопроса, спасти свою репутацию, Коля сует мне разработки и рекомендации какого-то недоучившегося авиационного гения- но это бесполезно, дедушку Михаила Леонтьевича Миля я люблю и уважаю как своего собственного и поэтому предлагаю, спор разрешить на месте падения, на чем и сходимся.
В Моздоке на КП авиации проводим совещание и узнаем подробности происшествия, молодой летчик Лубов из Екатерининбургской эскадрильи при взлете с площадки упал в горное ущелье, экипаж жив и здоров, один из пассажиров поломан, при падении вертолет зацепился о линию ЛЭП и произошел сход двух ракет НАР, которые попали в жилой дом , но все обошлось без жертв. Вот и все, разбирайтесь господа из вышестоящего штаба.
И тут, перед началом разбора приводят командира вертолета, я вспоминаю, что этого парня на моей лекции по авиатехнике поднимал шеф, за то, что он спал на ней, когда я рассказывал о характерных ошибках летного состава при выполнении полетов в горной местности. Так и есть проспал бедолага что-то очень важное.
Погода не позволяет вылететь на место падения- туман, и мы смотрим все предыдущие десять полетов летчика. У него все время одна и та же ошибка характерная почти всем летчикам, кто ранее летал на самолетах, а потом переучился на вертолет. В момент отрыва вместо отдачи ручки управления от себя, он каждый раз вытягивает машину ручкой " шаг-газ ", а ручку управления подтягивает на себя, создавая положительный угол тангажа, обороты при этом винта, падают до минимально предельных. Ну вот один зацеп уже есть, работаем дальше.
Наконец туман рассеивается и мы летим на Нальчик-20, так именуется площадка рядом с которой произошло падение, при проходе над площадкой обнаруживаем , что борт взлетал не с нее , а с рядом расположенного стадиона, а теперь аккуратно располагается на дне ущелья, а его отваленный хвост аккуратненько висит над горной речушкой протекающей по ущелью.
Заходим на посадку и садимся на этот же стадион, лишний раз убеждаемся, что посадку на него производить сложно даже опытному летчику, а на что надеялся наш юный коллега- непонятно?
На траве стадиона остались следы попыток экипажа произвести взлет, а именно следы руления и первая точка касания о землю, при первом ударе о землю. Вот здесь у меня отказал двигатель говорит летчик, у вертолета пропала мощность и я провалился, но после удара передней стойкой о землю вертолет подбросило и я попытался взлететь, но над ущельем мощность пропала снова и я пошел на посадку, поставив все органы управления нейтрально - молодец!
Интересуемся, чем был загружен вертолет, - минами! Какой вес мин- на клочке туалетной бумаги правый летчик показывает свой расчет - две тонны.
Вызываем специалиста из бригады, которая хранит и доставляет боеприпасы к вертолетам, и просим дать вчерашнюю ведомость загрузки, они ведь не авиаторы и дебет, с кредитом у них другой - три с половиной тонны боеприпасов, а это уже на полторы тонны больше максимального взлетного веса. Выходит так , что правый летчик обманул командира, а тот не руководил и не проверил загрузку, как требует Инструкция экипажу.
С безграмотным и бестолковым экипажем становится все понятно, через первые полчаса работы, но основная наша задача - не только расследовать происшествие, а также забрать борт из ущелья. По стечению обстоятельств у нас нет на данный момент ни одного экипажа способного выполнить эту задачу, кто увольняется, кто списывается, кто в отпуске и т.д.и т.п.
Снова летим в Моздок и с поклоном идем к старшим братьям- летчикам армейской авиации из группировки работающей по Чечне и обращаемся за помощью к ним. Один из опытнейших летчиков - полковник Саша Кузнецов соглашается помочь, но говорит , что должен посмотреть место падения. Опять несемся на Нальчик -20 и показываем, где и как должны отработать армейцы.
На следующее утро мы тремя бортами приходим снова и начинаем готовить операцию по эвакуации вертолета. Надо отметить, что большую помощь в эвакуации вертолета, вернее в ее начальном этапе нам оказали военнослужащие из бригады внутренних войск, которые были здесь же расквартированы. Благодаря помощи ребят площадка где находился вертолет была максимально очищена от посторонних деревьев, высота которых превышала - двадцать метров и вертушка теперь лежала в огромном каньоне, на дне ущелья.
Оговариваем с Сашей Кузнецовым и Колей Пушкаревым вопросы взаимодействия в воздухе и на земле, затем дальнейший маршрут полета и экипаж армейского вертолета Ми-26 начинает запускать двигатели.
Через несколько минут мы с командиром бригады подходим к обрыву ущелья, чтобы наблюдать за работой экипажа вертолета, а в это время он уже идет по дну ущелья для оказания помощи своему меньшему собрату. Вот он в точке подъема груза, завис и бортмеханик выбрасывает трос для подъема основного буксировочного троса. Ветер в это время начинает усиливаться и вертолет начинает мотать из стороны в сторону, в один из моментов мне показалось, что он зацепится за деревья рулевым винтом, я воплю и жестами показываю экипажу об этой опасности, к счастью ребята сами заметили опасное смещение вертолета.
Думаю, еще не хватало из -за перекалеченного жизнью Ми- восьмого положить в эту яму экипаж армейского вертолета , потом не простишь себя до конца своих дней! Но вот трос выбран и Ми -двадцать шестой как пушинку выдергивает восьмерку из ущелья, по бокам ущелья стоят офицеры, солдаты, женщины и дети, у детей вообще радость - такое кино посмотрели.
Дальше вообще пожизненная хохма, забыть которую уже никогда не смогу - командир бригады снимает фуражку и вытирая пот со лба говорит мне - Какая же трудная и опасная у вас работа, я не летал и то от напряжения весь мокрый, а как же там ребята?
Что ему ответить, то что к нашей работе можно привыкнуть, что нам неведом страх, глупости все это - не боятся только дураки, но в авиации они отсеиваются на ранних стадиях становления, а вот такие финты могут делать только асы- профессионалы , коим и является полковник Кузнецов!
Все, быстро прощаемся с гостеприимным комбригом и с Колей Пушкаревым на всех парусах несемся за транспортным вертолетом, который несет свою нелегкую ношу на Моздок.
Да, забыл рассказать самое интересное, обычно такие мероприятия требуют максимальной концентрации всех сил и средств организма пилотов, а затем необходимо провести разгрузочные мероприятия, вот и в нашем случае, мы долго с братьями армейцами сидели за одним столом, расходились поздно, словно понимая, что возможно никогда больше не встретим друг, друга.
Пути в авиации тесные, но к сожалению очень - очень короткие, не долгие - я хотел сказать!
Р А С С К А З Д Е В Я Т Ы Й.
Захват вражеского дукана.
В жаркой туркменской степи- полупустыни экипаж боевого вертолета Ми- двадцатьчетвертого изнывал от безделья и жары!
В то время - далеких восьмидесятых годов, для оказания помощи погранвойскам , вернее для прикрытия границы , от каждой воинской части в командировку на недельку- другую, посылались на самые убогие и удаленные точки - вертолетчики.
На точке существовал определенный уклад жизни, не определенный никакими уставами ВС СССР, здесь царь и бог в одном лице был командир - он же командир вертолета, как правило такой же ровесник всех членов экипажа, со всеми недостатками и достоинствами и от него исходила направляющая и организующая роль партии, при охране рубежей СССР.
Первое время после прилета экипаж осматривается и отсыпается, переходит на более размеренный темп жизни, по утрам газует машину, проверяет вооружение и готовится к встрече с воздушными нарушителями, но время идет, а нарушителей все нет и нет.
И вот осмотревшись и придя к мысли, что здесь все гораздо проще и спокойнее, чем инструктировали их отцы-командиры. Начинаются различные эксперименты в виде игры в карты, употребления водочки, поиск восточных красавиц, катание друзей - ( это может быть кто угодно), пограничники, пвоошники и т.д. и т.п.
Хочется добавить , что в восточных республиках с девчатами всегда напряг, то выбор у наших соколов в то время был не велик.
Застолье было долгим... и вскоре источник радости иссяк, летчик - оператор не выдержав нагрузки упал в "длительный обморок" - в живых под вечерок осталось два штыка,- командир и борттехник вертолета.
Надо лететь за горючим иначе завтра конец- сказал командир, а слово его не просто слово, а приказ. Борттехник - " полетели , вот только я ориентироваться не смогу"!!! "Я все беру на себя, да и лететь до магазина недалеко- километров сто по прямой "- ответил командир.
В камуфлированных брюках, по пояс голые, с автоматами они пошли к вертолету поддерживая друг-друга, чтобы не упасть, и после нескольких неудачных попыток сесть в кабину, это им все же удалось.
И вот винтокрылая машина на высоте пятьдесят- сто сантиметров, стремительно на скорости 330 километров в час, несется, оставляя после себя буруны на песке, над пустыней,в сторону ближайшего дукана в Н-ский поселок.
Кто хотя бы раз поднимался в воздух, помнит все чувства , которые испытывает человек и помнит их всю жизнь, одно из них, мозг в воздухе начинает трезветь!
А вот и наш кишлачок, и без всякого, экипаж слегка освеженный полетом производит посадку с прямой .
Борттехник выпрыгивает из операторской кабины и с автоматом в руках подходит к дукану, но что это, на дверях сельмага висит амбарный замок.
Подбежавшие мальчишки , тут же показывают где живет толстый продавец - туркмен, Хан в кишлаке. "Я не буду открывать магазин, рабочий день закончен" - говорит толстый! И тут в живот ему упирается АКСУ-74.
Все разговор закончен, понимает туркмен и вприпрыжку несется к магазину, открывает его и загружает полную парашютную сумку борттехника. Живи пока! И наши соколы летят уже домой, а день тем временем на исходе- вечереет.
На бреющем орлы заблудились и пришлось набирать высоту, чтобы сориентироваться и тут их засекли погранцы - в сторону границы шла цель! Сориентировались, подошли к площадке и сели, все можно передохнуть, но если бы знал экипаж, как уже раскручен маховик карательной машины!
Пройдет всего шесть часов и на площадку приземлится Ми-восьмой с высокой комиссией и полетят их буйные головушки, в том числе и летчика -оператора, который сладко спал и ничего не видел.
Директивой Министра обороны, экипаж вертолета Ми- двадцать четыре в полном составе будет уволен ... Да и поделом вообще-то, другим наука! Делу время, а потехе - час!
Р А С С К А З Д Е С Я Т Ы Й . М Ы У Х О Д И М
С В О С Т О К А
- Прощайте горы вам видней
кем были мы в стране далекой!
Слова этой песни тогда еще не были нами полностью осознаны и поняты, автор слов не думал, о том что это было первое предательство армии нашим правительством . Михаил "Меченый" даже Нобелевскую премию получил за свои труды на благо мирового империализма, недалеко от него ушли Беспалый Алкаш, Пиджак- Квашнин и Штирлиц из подворотни, со своими негодяйскими свитами.
Нам воспитанным на лучших примерах гражданской и Великой отечественной войн было невдомек, что будет после нашего ухода с народом , который поверил нам и со страной ,в горах которой мы положили столько наших лучших парней. Поверьте мне на слово, но это одно из правил любой войны, забирать самых сильных, красивых и талантливых мужиков.
Разговоры, разговорами, но лед тронулся - советская военная машина медленно, но уверенно поползла из Афгана. Первыми ласточками были наши братья - вертолетчики из Газни и Джелалабада , которые перед 15 мая приземлились в наш теплый и солнечный Кундуз, чтобы ровно в полночь пересечь нашу и афганскую границу. Гостей сразу же развели по модулям, растащили по баням и знакомым, все вертолетчики практически друг, друга знают - вертолетных училищ, то всего три - Сызранское , Саратовское и Харьковское. Сказать что у улетающих ребят была поросячья радость по поводу возвращения на Родину , я не могу, это будет неправдой, скорее всего было состояние радости и грусти. Многие ведь не первый раз ездили за речку и знали, что таких отношений как здесь, не будет больше никогда! В мирной жизни мы становимся совершенно другими- более сволочными и сытыми. Здесь мы были готовы пожертвовать ради друга всем, даже жизнью, а там другая жизнь, другие проблемы.
Встреча и проводы ребят из соседнего полка и эскадрильи были недолгими, хотя это внесло определенное разнообразие в нашу жизнь, и вот вертушки одна за другой пошли на Россию, пошли пустые, без боекомплекта, даже у пилотов забрали все лишние припасы в пистолетах, автоматах и пулеметах, оставив только штатный БК на сдачу, мы потом еще двое суток выгребали со стоянки боезапасы ,что оставили нам гости.
В августе подошел черед и нашего 181 отбвп , после вывода наших частей из Файзабада, прикрывать и сопровождать нам стало некого, тут и приказ на вывод.
Подполковник Трофимов- заместитель командира полка по ИАС поставил инженерам задачу на перебазирование полка, мне выпало счастье угодить в передовую команду!
Второго августа, ближе к двенадцати часам ночи, мы вылетели на вертолете Ми-6 в сторону нашей границы, на аэродром Какайты , на удивление, а потом я вообще после этого, перестал удивляться- на Родине нас никто не ждал! Экипаж нас высадил и сразу же ушел обратно на Кундуз, в дальнем углу аэродрома светился какой-то свет, и мы побрели на него...
Идти пехом пришлось километра два, у фонаря, домик, а в нем мордатые узбекские таможенники с радостью взялись шмонать сумки, на дворе, тем не менее, начало светать. А После теплой встречи с таможней выяснилось, что жить будем в палатках установленных рядом с газоотбойниками самолетов Миг-21, каждое утро слушая реактивный рев турбин самолетов прямо под ухом в течении месяца, другого места для нас -тыловые уроды, не нашли на всем огромном летном поле! В нашей палатке оказалось по колено пыли, но ее уже никто не видел, рухнули спать на железные сетки кроватей без матрасов, как убитые. Спасибо Родина, встретила!
Спали мы так , что не слышали, как газовали самолеты прямо в пятнадцати метрах от нас, проспали мы и то как "мигари" под утро ушли на удар за речку и даже то как они вернулись. В то утро разбудил нас начбой местного батальона и сказал, что нам необходимо сдать оружие, в палатку ведь заходи с любой стороны, все углы открыты и возможно хищение оружия! Когда он сказал, что его можно бросить в кузов его грузовика, нас задело до глубины души и я сказал ему - привези ящики из под "нурсов" и мы туда уложим наше оружие.
Капитан привез ящики, и мы сдали свое проверенное войною оружие, а он на клочке туалетной бумаги записал -13 пистолетов и автоматов, все от оружия мы свободны, ужасно хотелось пить, и что нибудь съесть.
Поехали на местный рынок поймав какую-то попутку, там просто изобилие, особенно арбузов, тетка весом сто пятьдесят кг сразу понимает , что пришли солидные покупатели и с криком - мой брат пришел, начинает торговаться, как за собственную честь.
Скупив полрынка возвращаемся в свои пыльные палатки и разложив шашлыки, арбузы, зелень и водку начинаем неторопливый ужин, все... понемногу начинает доходить, что мы свое отвоевали и больше в Афган дороги нет! Пьем совсем понемногу - во первых жарко под 50 градусов, а во вторых ночью прилетят Ми-6 на разгрузку, а это тонн тридцать разного груза, ну и кто его будет трелевать!
Ночью наши Ми-6 делают по два вылета и мы работаем как на фабрике Саввы Морозова, ночью выгружаем вертолеты, а днем складируем имущество для отправки по железной дороге, спать практически не приходиться, нас то всего человек 10, такая нагрузка, что иногда спим прямо на рулежной дорожке, на бетоне, забыв про всякую тварь, летающую и ползающую, а также про ВВ- военных водителей, для которых переехать человека на полосе, раз плюнуть.
Вскоре прилетает подкрепление, и начинают приходить первые вертолеты, в основном Ми-6, которые свою задачу выполнили, а мы ждем свои "горбатые", когда же наконец прилетит полк и мы отдохнем от сумасшедшей трелевки грузов. Да и скотские условия уже достали порядком, в Кундузе было в пять раз комфортнее.
И вот в одну из августовских ночей начинают приходить наши боевые - винтокрылы , радости у моей группы не описать, все отмучились, каждую машину приходиться вести за ПВД, стоит такая пыль ,что не видно в двух шагах, но в течении часа мы разруливаем свои вертолеты и встречаем своих боевых друзей.
Сутки шло братание, потом поступила задача- перелет на Чирчик, там дополучить еще двадцать двадцатьчетверок и перелет на Тайболу, что на Кольском полуострове. Улететь в тот день не удалось, произошло два события- в моей группе, у прапорщика Качина из оружейной комнаты ушел пистолет ПМ, а в палатке напротив нашелся автомат АКСУ-74, как потом выяснилось Павлика Ростовцева, бортового техника Ми-24.
За оружие в армии, помимо каждого, отвечают командир и начальник штаба - Миша Захарчук, но зачем подставлять свою заднюю полусферу, Миша прыг в вертолет и в Чирчик, а ты парься с военной прокуратурой и рассказывай сказки, куда делся сданный на хранение пистолет. Сколько было потрачено нервов известно одному богу, и когда уже умерла последняя надежда, а прошло пятнадцать дней издевательских допросов, и нам внесли в вину то, что пистолет утерян в Афгане, а здесь мы просто подставили командование авиаполка... плюс море других вариантов, вплоть до того , что будет сформирована отдельная бригада лесозаготовителей в Сибири, а я буду ее бригадиром. Все же пистолет нашелся.
Утащил пистолет дежурный по роте - мальчик, старший сержант- Гиви " Сквернашвили ", на Кавказе любят оружие! Когда сдавали автоматы ребята с Ми-6, юный джигит приоткрыл ящик в котором лежало оружие моей группы, и увидев , что на него никто не смотрит - сунул пушку себе в запазуху и был таков.
Я примерно догадывался, что хлопушку взял либо Гиви, либо второй дежурный по роте и просил об одном, подбросьте ее в оружейку, благо дверь была из прутьев, но на мои слова он не отреагировал.
Нашел пистолет совершенно случайно офицер стройбата, у офицерского общежития, который увидел из земли кончик наволочки от подушки, дернул за нее, а там пистолет, который ночью закопал джигит Гиви, в разобранном состоянии, потому что не смог его собрать, после личной разборки - то же Левша нашелся!
В тот же вечер нас отпустили сняв все обвинения, забыв извиниться - военные прокуроры , Гиви, наверное, посадили, а может быть откупили богатые грузинские парни. А мы в полночь грузились в Ил-76, летящий в Пружаны!!! Полк то, оказывается, подвернули на Беларусь, где-то в районе Волги-матушки. Но мы об этом еще не знали, не знали то, что едва не погибнем на взлете, самолет был настолько перегружен, что едва взлетел с последней плиты, и если бы сеть АТУ была не опущена нам конец. А при посадке, будем садиться на аэродроме Пружаны, с горящей красной лампочкой " Аварийного остатка топлива " и шасси выпущенных с шестой попытки в аварийном режиме.
Не знали мы и того, что вновь обгоним свой полк и вновь станем передовой командой, и опять предстояло столько труда на стоянках заваленных лесом, что когда прилетят ребята, мы как всегда успеем все подготовить для их встречи.
Приземлились в Пружанах, в начале шестого, у командира корабля спина мокрая от пота, две аварийных ситуации за полет, да и двести с лишним человек на борту! А возле борта с цветами нас встречали замечательные женщины, которых в такую рань поднял комиссар полка Су-25 " грачей ", встреча была замечательная, утро, пенье соловьев, смех женщин, запах их духов и запах полесского леса... А жизнь то хороша ребята!!!
Р А С С К А З О Д И Н Н А Д Ц А Т Ы Й . Н А С А Х А Л И Н
И припомнятся как сказка
Как манящие огни
Штурмовые ночи Спасска
Волочаевские дни
После гибели экипажа Коли Самойлова в апреле 1993 года, в умах красных военачальников возникла мысль, что полк необходимо скрутить в одну точку, имя которой - поселок Леонидово, Паранайского района, Сахалинской области.
Кроме взлетно-посадочной полосы и трех дощатых домиков - модулей на о. Сахалине ничего для размещения вертолетного полка больше не было. И об этом знали все, в том числе и сам командарм пятнадцатой - генерал Владлен Сычев.
Прилетев в марте месяце 1994 года в Спасск-Дальний на встречу с офицерами и прапорщиками полка, он выслушал всех желающих поп... И все увидели уставшего, и вовсе не зажравшегося генерала, который понимал, что не в силах он построить дома, а дом строился всего один. Он лишь пообещал, что уволит всех нежелающих служить на Сахалине, если бы он знал, что служить на острове уже не желал никто, ни за какие коврижки!!! После генерала в душу нагадил полковник Калинин - начальник авиации армии, сказав , что решение окончательное, готовьтесь братцы к перебазированию!
И по сей день считаю "окончательными балбесам " полковников Самарина, Калинина, Максимова- наших великих авиационных начальников, которые испугавшись за свои толстые жопы во всем соглашались с красными ,и уничтожили один из лучших вертолетных полков России, с его традициями, с его неповторимыми людьми, которые знали, что ждет людей на Сахалине - не зря лучшим названием на Руси острова, было слово - Каторга!
После собрания с генералом пошли сплошные неприятности , едва не погиб сорвавшись с крыши здания ТЭЧ Сережа Жилкин, мой подчиненный -начальник группы регламентных работ по авиационному оборудованию.