ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Шатько Сергей Владимирович
Россия next часть 2

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Россия next

часть 2

  
   За последний год в нашем политическом пространстве появилось много сторонников идеи возврата к социализму или, так называемого "левого поворота". Способы и идеи, выдвигаемые ими, для достижения цели, различны, но есть у них одно общее место. Это общее место - передача власти народу, так называемое "народовластие". И здесь начинаются неувязки. Ибо большинство сторонников левой идеи предлагают сделать это через существующие институты представительной власти, через существующую систему выборов. Считаю, что через имеющиеся представительные органы власти, осуществить переход к народовластию невозможно. Поскольку эти властные органы изначально заточены под удовлетворение потребностей 5-7% так называемых "сливок общества". Выборы в Приморье показали, что будет, в случае если власть не добьется желаемого результата. Второй, третий, десятый тур, очернение и шельмование, все средства будут пущены в ход, лишь бы получить желаемый результат. При этом у нас есть свой собственный исторический пример организации народовластия - Советская власть. Мои разговоры в соцсетях на тему возрождения советской власти зачастую натыкаются на сентенции о возврате к прошлому, засилью КПСС, далее вспоминают Сталина и заканчивают, обычно, ГУЛАГом. Либо, как вариант, начинается разговор о кухарках. Я помню, как в начале 90-х, нам "впаривали" идею "профессионального" Парламента. И что? Вот он профессиональный парламент - штампует один антинародный закон за другим. Данная статья попытка напомнить тем, кто забыл, и рассказать, тем, кто не видел, чем была Советская власть, попробовать разобраться, что это было за явление.
   Начну, пожалуй, с речи В.И.Ленина, датированной концом марта 1919 года, которая так и называется "Что такое Советская власть?". Приведу ее полностью: "Что такое Советская власть? В чём заключается сущность этой новой власти, которой не хотят или не могут понять ещё в большинстве стран? Сущность её, привлекающая к себе рабочих каждой страны всё больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал. Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остаётся господство капитала, пока земля остаётся в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых.
   Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации -- Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Вот почему, как ни клевещут на Россию представители буржуазии во всех странах, а везде в мире слово "Совет" стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих, для всех трудящихся. И вот почему Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всём мире.
   Мы хорошо знаем, что у нас ещё много недостатков в организации Советской власти. Советская власть -- не чудесный талисман. Она не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма. Но зато она даёт возможность переходить к социализму. Она даёт возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать всё больше и больше в свои руки всё управление государством, всё управление хозяйством, всё управление производством.
   Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому -- верный, и потому -- непобедимый".
   Ошибся Ильич, к сожалению. Советская власть оказалось побежденной, но не внешние враги ее победили, а предатели внутри страны. Прошло время, но ее продолжают добивать, уничтожая все ее социальные завоевания, четко, методично и безжалостно. Прав был Уильям Джеймс Дюрант - великую цивилизацию нельзя завоевать извне, пока она не разрушит себя изнутри. Так все и произошло.
   Первый в Российской Империи Совет рабочих депутатов был создан 8 марта 1905 года в городе Алапаевске на горном заводе. Совет вел свою деятельность, как стачечный комитет. Несколько позже аналогичный совет был создан на Надеждинском горном заводе. Оба совета действовали в пределах предприятий. Более известен Ивановский Совет уполномоченных, созданный 15 мая 1905 года бастующими рабочими текстильных и ткацких предприятий в Иваново-Вознесенске (Иваново). Совет также действовал, как забастовочный комитет, управлявший стачечной борьбой. Совет объединил молодых рабочих, создавших стачечную, финансовую, продовольственную комиссии, организовал рабочую милицию, распорядился закрыть в городе кабаки. Советом руководил президиум из 6 человек под председательством образованного рабочего-гравера, поэта А.Е.Ноздрина. В ходе стачки рабочим удалось добиться ряда уступок от предпринимателей (сокращения рабочего дня до 10 часов, увеличения зарплаты на 10%), Совет организованно прекратил стачку через 72 дня. Советы рабочих депутатов были созданы в Петербурге и Москве осенью 1905 года, при них начали работать свои органы печати - газеты "Известия". Петербургской совет осуществлял революционно-демократическую власть с 13 октября по 3 декабря 1905 (562 депутата представляли 200 тыс. рабочих со 181 предприятия и от 16 профсоюзов города); Московский - работал с 21 ноября по 15 декабря 1905 (170 депутатов представляли 80 тыс. рабочих 184 фабрик и заводов). В период 1905-1907 годов было организовано 62 совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики возглавляли 47 советов, меньшевики -10. После поражения революции 1907-1907 годов советы были ликвидированы царским правительством.
   Вновь о себе Советы заявили в ходе Февральской революции 1917 года. В Петрограде были созданы 2 Совета рабочих и солдатских депутатов. 1 марта они объединились в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
   7 апреля 1917 года в газете "Правда" В.И.Лениным была опубликована программа большевиков "Задачи пролетариата в данной революции. Апрельские тезисы". Ленин признает то обстоятельство, что в большинстве Советов партия большевиков находится в меньшинстве. И, не смотря на это обстоятельство, говорит о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов. Было у Ильича понимание правильности будущей организации власти в стране.
   Первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Прошло 29 марта (11 апреля) -- 3 (16) апреля 1917. В совещании участвовало 480 делегатов от 139 Советов, 13 тыловых воинских частей, 7 действующих армий и 26 отдельных частей фронта. В составе участников Совещания преобладали эсеры и меньшевики.
   Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проводился с 3 (16) июня по 24 июня (7 июля) 1917 года в Петрограде в здании Первого кадетского корпуса на Васильевском острове. На съезде большинство принадлежало меньшевикам и эсерам. Съезд отверг предложенные большевиками резолюции о прекращении войны и передаче всей власти Советам и принял эсеро-меньшевистские резолюции, провозглашавшие полную поддержку министров-социалистов и продолжение "революционной войны" на принципах отказа от аннексий и контрибуций. Съезд избрал свой постоянный орган, Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК), председателем которого был выбран меньшевик Н. С. Чхеидзе, будучи также председателем исполкома Петросовета до 6 (19) сентября 1917 года. ВЦИК был избран в составе 320 депутатов. В него вошли 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 "объединённых социал-демократов", 7 прочих. После июльских событий (антиправительственные выступления 3--5 (16--18) июля 1917 года в Петрограде) представители ВЦИК приняли участие в работе Комиссии по водворению порядка в Петрограде, созданной Временным правительством. ВЦИК поддержал действия Временного правительства, приветствовал назначение эсера А. Ф. Керенского министром-председателем правительства и принял решение о признании за правительством неограниченных полномочий. До августа 1917 года заседал в Таврическом дворце, после чего переехал в Смольный. В начале сентября, после ликвидации корниловского мятежа, ВЦИК совместно с Исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов инициировал созыв Демократического совещания -- в противовес августовскому Московскому государственному совещанию. ВЦИК пытался противодействовать начавшемуся в августе процессу большевизации Советов, который активизировался в сентябре -- октябре 1917 года и сопровождался вытеснением из этих органов власти, ранее доминировавших в них умеренных социалистов, в первую очередь эсеров и меньшевиков. К началу ноября большевики занимали до 90 % мест в Петроградском Совете, до 60 % в Московском, большинство мест в 80 местных Советах крупных промышленных городов.
   Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 25 октября (7 ноября) 1917 года. Накануне Октябрьской революции действовало 1429 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На съезде было представлено всего 402 Совета из 1429 Советов России: из них 195 объединённых Советов рабочих и солдатских депутатов, 119 Советов рабочих и солдатских депутатов с участием крестьянских депутатов, 46 Советов рабочих депутатов, 22 Совета солдатских и матросских депутатов, 19 Советов крестьянских депутатов и 1 Совет казачьих депутатов. По данным бюро всех фракций, к открытию съезда насчитывалось 649 делегатов, из них: 390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика, 14 объединённых интернационалистов, 6 меньшевиков-интернационалистов, 7 украинских социалистов. К концу съезда, после ухода правых социалистов и с прибытием новых делегатов, насчитывалось 625 человек, из них: 390 большевиков, 179 левых эсеров, 35 объединённых интернационалистов, 21 украинский социалист. Таким образом, большевистско-левоэсеровская коалиция получила на нём около двух третей голосов. 25 октября (7 ноября) 1917 года председателем ВЦИК избран Каменев Л.Б.. Именно Каменев объявляет о падении Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства. После этого съезд принимает обращение "К рабочим, солдатам и крестьянам", в котором сообщалось, что "Временное правительство низложено"; "...Съезд берет власть в свои руки"; "Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...". На втором заседании В.И.Ленин зачитывает съезду декреты о мире и о земле. Далее Ленин предлагает Съезду распустить старый состав ВЦИК, выбрав вместо него новый состав ВЦИК и сформировать временное рабоче-крестьянское правительство -- Совет Народных Комиссаров. Среди 101 членов нового ЦИК (чаще именуется ВЦИК) было 62 большевика и 29 левых эсеров, 6 объединенных социал-демократов интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист. 27 октября (9 ноября) Съезд выпустил обращение к местным Советам с призывом "сплотиться вокруг нового состава ВЦИК", полномочия комиссаров прежнего (эсеро-меньшевистского) состава ВЦИК в армии и на местах объявлялись прекращёнными.
   Совет народных комиссаров -- правительство советской России в 1917--1946 годы. Учреждён 25 октября (7 ноября) 1917 "в качестве временного рабочего и крестьянского правительства" под названием Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Право образования СНК получил ВЦИК; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.
   Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проходил 10--18 (23--31 января) 1918 года в Петрограде, в Таврическом дворце.
   Начал работу как съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 942 делегата с решающим голосом и 104 с совещательным. Они представляли 317 местных Советов и 110 армейских, корпусных и дивизионных комитетов. Так как Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и Съезд Советов крестьянских депутатов, в 1917 году созывавшиеся раздельно, в январе 1918 года проводились в одно время, 13 января оба съезда объединились в Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.16 января прибыли делегаты 46 казачьих полков, восставших против генерала А. М. Каледина. Съезд поручил ВЦИК разработать основные положения конституции РСФСР.
   18 января Съезд принял решение об устранении из законодательства указаний на его временный характер ("впредь до созыва Учредительного собрания"), тем самым задним числом легитимизировав роспуск ВЦИКом Учредительного собрания 6 (19) января 1918.
   На съезде присутствовало 233 делегата от трудящихся Украины, Белоруссии, Средней Азии и Прибалтики. К концу работы съезда было 1647 делегатов с решающим (из них свыше 860 большевиков) и 219 с совещательным голосом. В целом большевики и левые эсеры получили на Съезде 94 % мандатов.
   Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов только от победивших левых партий; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %). Открыл заседание по поручению ВЦИК его председатель Я. Свердлов, который выразил надежду на "полное признание Учредительным собранием всех декретов и постановлений Совета народных комиссаров" и предложил принять написанный В. И. Лениным проект "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", 1-й пункт которой объявлял Россию "Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Декларация повторяла резолюцию II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Однако Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию. Председателем Всероссийского учредительного собрания был избран Виктор Михайлович Чернов, за которого было отдано 244 голоса. Второй претенденткой была лидер партии левых эсеров Мария Александровна Спиридонова, поддержанная большевиками; за неё отдали свои голоса 153 депутата. Во время второй части заседания, в третьем часу ночи, представитель большевиков Фёдор Раскольников заявил, что большевики (в знак протеста против непринятия Декларации) покидают заседание. Вслед за большевиками в четыре часа утра Собрание покидает левоэсеровская фракция, заявившая через своего представителя Карелина.
   ставшиеся депутаты утратившего уже легитимность Собрания (ввиду отсутствия кворума) под председательством лидера эсеров Виктора Чернова продолжили работу и торопливо проголосовали за принятие следующих документов:
   - закон о земле, провозглашавший землю общенародной собственностью, фактически дублирующий уже принятый Совнаркомом "Декрет о земле"; (в нем используется термин "Российская республика", тем самым подтверждено решение Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 о провозглашении России республикой);
   - обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры;
   - постановление о провозглашении Российской демократической федеративной республики; за 2 дня до этого ВЦИК провозгласил Российскую Советскую Республику федерацией советских национальных республик. 6 января в 4:40 утра делегаты расходятся, постановив собраться в тот же день в 17:00. Вечером 6 января, депутаты обнаружили, что двери Таврического дворца заперты на замок. У входа был выставлен караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. 9 января был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, принятый 6 января. 18 января Совнарком принимает декрет, предписывающий устранить из действующих законов все ссылки на Учредительное Собрание. 18 (31) января III Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания и принял решение об устранении из законодательства указаний на временный характер советского правительства ("впредь до созыва Учредительного собрания").
   Четвёртый Чрезвычайный Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов был проведен 14--16 марта 1918 года в Москве. На заседании Съезда 14 марта 1918 года оглашался список прибывших 1084 делегатов, с правом совещательного голоса -- 80. Всего на съезде присутствовало около 1200 делегатов (с правом решающего голоса 1 204 делегата), по другим данным -- 1172. Большевиков 814; левых эсеров 238; анархистов 14; с.-д. (объединённых) 24; с.-д. интернационалистов 16; с.-д. украинских эсеров, с.-р. украинцев 3; с.-р. максималистов 24; эсеров / с.-р. центра 15; меньшевиков-интернационалистов 11; меньшевиков-объединенцев 6; меньшевиков 21; беспартийных 18. Важнейшим пунктом порядка дня съезда явился вопрос о ратификации Брестского мирного договора с державами Четверного союза. Большинством 724 голосов против 276 и при 118 воздержавшихся съезд 15 марта утвердил написанную Лениным и предложенную большевистской фракцией резолюцию о ратификации Брестского мирного договора. Вопрос о переносе столицы в Москву вплотную встал перед Советским правительством в конце февраля 1918 года в связи с начавшимся 18 февраля германским наступлением, поставившим под угрозу ближайшие подступы к Петрограду. Согласно постановлению ВЦИК все правительственные учреждения 8-12 марта 1918 года переехали из Петрограда в Москву. Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов санкционировал своей резолюцией это решение правительства.
   Пятый Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов проходил 4-10 июля 1918 в Москве. На съезде присутствовало 1164 делегата с решающим голосом: 773 большевика; 353 левых эсера; 17 максималистов; 4 анархиста; 4 меньшевика-интернационалиста; 2 представителя национальных групп ("Дашнакцутюн", Поалей Цион); 1 правый эсер; 10 беспартийных. Съезд рассмотрел вопросы:
   - Отчёты ЦИК и Совета народных комиссаров;
   - Продовольственный вопрос;
   - Организация социалистической Красной армии;
   - Конституция Российской Республики;
   - Выборы ВЦИК.
   10 июля 1918 года Съезд принял Конституцию РСФСР. Статья 1 Конституции РСФСР объявляла Россию Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. Статьей 12 Конституции верховная власть передавалась Всероссийскому Съезду Советов, а в период между Съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов. Статья 15 Конституции закрепляла свободу собраний: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением". Статья 17 говорила о бесплатном образовании: "В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование".
   Весьма интересны статьи 20-21 Конституции, особенно в свете событий происходящих в одной соседней стране:
   - Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства.
   - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
   Вот оно, правильное отношение не только к соотечественникам, но и к иностранцам. Чему нашей власти надо бы поучиться.
   Статья 22 Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.
   В разделе 3 описывается конструкция Советской власти в республике и порядок выборов в Советы различных уровней. Высшим органом государственной власти стал Всероссийский Съезд Советов, который избирался из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей. Всероссийский Съезд Советов избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек. ВЦИК наделялся полномочиям созыва Всероссийского Съезда Советов не реже двух раз в год. ВЦИК стал высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. В компетенцию ВЦИК входило общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдению за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских Съездов Советов и центральных органов Советской власти. Кроме того ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.
   Согласно Конституции 1918 года еще одним высшим органом власти в РСФСР становился Совет Народных Комиссаров. СНК общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Конституция также устанавливала порядок организации Советской власти на местах, определяла порядок выборов и полномочия местных Советов.
   Статьи 64-65 определяли категории граждан имеющих право избирать и быть избранными, а так же категории граждан, не имеющих избирательного права. Так избирательным правом наделялись обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
   а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
   б) солдаты Советской армии и флота.
   в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
   В тоже время не имели права участвовать в выборах:
   а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
   б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
   в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
   г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
   д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
   е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:
   ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
   Конституция оговаривала и порядок организации выборов в Советы различный уровней.
   Кроме того избиратели наделялись правом отзыва на что указывает ст.78 Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
   Остается только мечтать о том, чтобы и у нас было такое же право.
   После образования в 1922 году СССР, Первый Всесоюзный съезд представителей Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов состоялся 30 декабря 1922 года в Москве. В съезде приняли участие 2215 делегатов (1727 от РСФСР, 364 от УССР, 91 от ЗСФСР, 33 от БССР). Председателем съезда был избран Калинин, однако почётным председателем съезда был избран Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни. Более 90 % делегатов были члены РКП , 2 левых социал-федералистов Кавказа, 1 анархист, 1 член еврейской социал-демократической партии. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства -- Союза Советских Социалистических республик (СССР). В СССР объединились 4 государства: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР (СФСР -- социалистическая федеративная советская республика). Кроме того, съезд избрал ЦИК СССР в составе 371 человек.
   Второй Всесоюзный съезд представителей Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов проходил с 26 января по 2 февраля 1924 года в Москве. 27 и 28 января заседания не проводились в связи с похоронами В. И. Ленина. В работе съезда приняли участие 2124 делегата, из них 1540 -- с решающим голосом. На съезде была принята первая Конституция СССР. Статья 8 Конституции СССР провозглашала Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик Съезд Советов, а в период между Съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Статьи 9 и 10 определяли количество депутатов избираемых на Съезд из представителей городских советов и советов городских поселений - 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей сельских советов - 1 депутат на 125.000 жителей, а также порядок их избрания. Правом созыва Съезда Советов СССР наделялся ЦИК СССР. ЦИК СССР становился двухпалатным, состоящим из Совета Союза и Совета Национальностей. Кроме того Конституция предусматривала создание постоянно действующего Президиума ЦИК СССР в количестве 27 членов. Президиум являлся высшим органом власти в период между сессиями ЦИК СССР. Конституцией учреждались СНК СССР и Верховный суд СССР. Кроме того вводилась должность Прокурора СССР, а также определялся круг его обязанностей. Кроме того при СНК учреждалось объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).
   11 мая 1925 года на 12 Всероссийском съезде Советов принята новая редакция Конституции РСФСР. Статьей 2 Конституции РСФСР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян, строящимся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Высшим органом власти в республике провозглашался Всероссийский Съезд Советов, а в период между Съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Конституция сохранял ряд положений редакции 1918 года. Собственностью государства объявлялись вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи. Отдельной главой Конституции стал раздел об организации местной власти. Вводились местные исполнительные комитеты. Уточнялись предметы ведения местных органов власти. Категории граждан имеющих право участвовать в выборах, а также категории граждан, не имеющих права участия в выборах, остались без изменений. В новой редакции Конституции также было сохранено право избирателей отзыва своего депутата.
   В соответствии с Конституцией, принятой 5 декабря 1936 года, СССР провозглашался социалистическим государством рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР объявлялась принадлежащей трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Высшим общесоюзным органом государственной власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей, в его исключительном ведении находилась законодательная власть. Срок полномочий ВС СССР определен в 4 года. Отдельным разделом Конституции стал раздел "Избирательная система". В этом разделе были определены избирательные права граждан, а также порядок выборов в Советы различных уровней. Выборы в Советы стали производиться избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Впервые выборы депутатов стали всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имели право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Правом выдвижения кандидатов наделялись общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества. Депутатам вменялась в обязанность отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся. За избирателями сохранялось право отзыва депутата в любое время по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. В статье 126 Конституции впервые появляется упоминание коммунистической партии (ВКП(б)), как о передовом отряде трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющей руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. По мажоритарной системе Верховный Совет СССР избирался 11 раз и заседал с 1938 по 1989 год.
   Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался из числа депутатов на совместном заседании обеих палат в начале работы Совета каждого созыва. Первоначально Президиум ВС СССР состоял из председателя Президиума Верховного Совета СССР и 11 заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума. В 1940 году. в связи с расширением СССР (образованием Молдавской ССР, принятием в СССР Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, преобразованием Карельской АССР в Карело-Финскую ССР) состав Президиума был также расширен -- число заместителей было увеличено до 16. К 1947 году число членов Президиума было уменьшено до 15.В 1958 году число заместителей председателя было уменьшено до пятнадцати (по одному от каждой союзной республики, количество которых из-за преобразования Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в 1956 году уменьшилось до 15), а число членов Президиума увеличено до 16. В 1966 году количество членов Президиума было увеличено до двадцати. В 1977 году после принятия новой Конституции СССР Президиум стал состоять из председателя Президиума Верховного Совета, первого заместителя председателя, 15 заместителей председателя -- по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и 21 члена Президиума Верховного Совета СССР. По первоначальной редакции Конституции 1977 года Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее -- с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений Совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также Президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.
   Согласно Конституции СССР 1936 года (статья 40) и 1977 года (статья 116) законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публиковались за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Других положений, регламентировавших статус и полномочия Председателя Президиума Верховного Совета СССР конституции не содержали.
   С 1989 года Президиум Верховного Совета СССР возглавлялся председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили: председатель Верховного Совета СССР, первый заместитель председателя Верховного Совета СССР, 15 заместителей председателя Верховного Совета СССР -- председатели Верховных Советов союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатель Комитета народного контроля СССР, председатели комитетов и постоянных комиссий палат и Верховного Совета СССР.
   В последний период существования СССР в состав Президиума, возглавляемого председателем Верховного Совета СССР, входили: председатель Верховного Совета СССР, председатель Совета Союза и председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, народные депутаты СССР -- по одному из каждой союзной республики, а также 2 представителя от автономных республик и 1 -- от автономных областей и автономных округов.
   Последнее заседание Президиума Верховного Совета СССР состоялось 18 октября 1991 года. В соответствии с законом СССР "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период" Президиум прекратил свою деятельность.
   С 1989 по 1991 год законодательными полномочиями высшего представительного органа СССР обладал Съезд народных депутатов СССР. Он формировался по смешанной системе. В его состав избирались 2250 народных депутатов, из которых две трети - непосредственно гражданами. Вся страна делилась на 750 территориальных и 750 национально-территориальных округов. От каждой республики в национально-территориальных округах выбирались по 32 депутата, по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от автономной области, по одному - от автономного округа. Выборы проходили по одномандатным округам по мажоритарной системе. Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Еще одна треть народных депутатов (750 человек) избиралась от КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных организаций, творческих союзов и др. общесоюзных общественных организаций на их съездах. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий Верховный Совет, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР заседал с 1989 по 1991 годы.
   21 января 1937 года на 17 Чрезвычайном Всероссийском Съезде Советов была принята новая редакция Конституции РСФСР, которая во многом повторяла принятую в 1936 году Конституцию СССР.
   Новая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года на внеочередной сессии ВС СССР. В шестой статье данной Конституции была закреплена руководящая и направляющая роль КПСС, вокруг чего споры ведутся, по сей день.
   Верховный совет РСФСР, с 25 декабря 1991 года -- Верховный совет Российской Федерации -- высший орган государственной власти РСФСР в 1937--1990 годах (до избрания Съезда народных депутатов, ставшего новым высшим органом власти до 1993 года), одновременно с 1937 по 1993 год являлся законодательным органом РСФСР (Российской Федерации).
   Впервые был избран 26 июня 1938 года. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года, к Верховному совету РСФСР переходили все государственные полномочия Всероссийского съезда Советов. Верховный совет избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года (а с 1978 года -- сроком на 5 лет). Всего было проведено 11 выборных созывов Верховного совета РСФСР, во всех созывах преобладали члены КПСС.
   После принятия поправок к Конституции в 1989 году Верховный Совет стал одним из органов Съезда народных депутатов. Верховный совет 11-го созыва назначил выборы народных депутатов (членов Съезда народных депутатов) и сложил свои полномочия после начала работы Съезда народных депутатов (по прежней редакции Конституции его полномочия истекали в 1990 году).
   С 1937 года и по 1990 год Верховный совет был однопалатным, однако в соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 1989 году, Верховный совет стал состоять из двух палат -- Совета Республики и Совета национальностей, палаты ВС являлись равноправными.
   В 1990--1993 годах Верховный совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Состоял из двух палат -- Совета Национальностей и Совета Республики. Верховный совет 12-го созыва был избран в 1990 году на основании Конституции 1978 года в редакции 1989 года и стал первым, постоянно действующим парламентом России, после сентября 1917 года. В этот период Верховный совет избирался Съездом народных депутатов, сроком до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации, нового состава Верховного совета Российской Федерации. 21 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ N 1400, предусматривающий роспуск Съезда Народных Депутатов и ВС РФ. Сам Указ был признан Конституционным Судом РФ противоречащим Конституции. Несмотря на сопротивление большей части народных депутатов РФ и их сторонников, 4 октября 1993 года они были разогнаны с применением оружия и бронетехники.
  
   Полномочия народных депутатов в СССР были определены Законом СССР "О статусе народных депутатов в СССР" N8-Х от 19.04.1979г. (http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7901.htm)
  
   Особенно интересными, с точки зрения дня сегодняшнего, представляются ст.5-10 данного закона:
  
   Статья 5. Сочетание депутатской деятельности с выполнением производственных и служебных обязанностей
   Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Депутатские полномочия осуществляются безвозмездно
   Депутат активно участвует в производственной и общественно-политической жизни, подает пример исполнения советских законов, соблюдения трудовой дисциплины, правил социалистического общежития.
  
   Статья 6. Связь депутата с избирателями, его подотчетность и ответственность перед ними
   Депутат поддерживает связь с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
   Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
   Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
  
   Статья 7. Наказы избирателей
   Избиратели дают наказы своим депутатам.
   Соответствующий Совет рассматривает наказы, одобренные собраниями избирателей, утверждает план мероприятий по выполнению наказов, учитывает их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организует выполнение наказов и информирует граждан об их реализации.
   Депутат участвует в организации населения на выполнение наказов избирателей и в контроле за их реализацией предприятиями, учреждениями и организациями, добивается претворения наказов в жизнь.
   Порядок внесения, рассмотрения, учета и выполнения наказов избирателей определяется законодательством Союза ССР, союзных, автономных республик.
  
   Статья 8. Взаимоотношения депутата с Советом и его органами
   Депутат как член коллегиального представительного органа государственной власти обязан принимать активное участие в деятельности Совета, постоянных комиссий и других органов Совета, в состав которых он избран, выполнять поручения Совета и его органов.
   Совет может заслушивать сообщения депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Совета и его органов.
   Президиумы Верховных Советов, исполнительные комитеты Советов оказывают депутатам соответствующих Советов необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности Совета и его органов, о ходе выполнения планов экономического и социального развития, реализации наказов избирателей, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутатов, содействуют изучению депутатами советского законодательства, опыта работы Советов
  
   Статья 9. Обеспечение государством условий для осуществления депутатских полномочий
   Советское государство гарантирует каждому депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
   Лица, препятствующие депутату в осуществлении его полномочий или посягающие на честь и достоинство депутата как представителя государственной власти, несут ответственность в соответствии с законом.
  
   Статья 10. Досрочное прекращение полномочий депутата
   Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отзыва депутата избирателями.
   Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий ввиду обстоятельств, препятствующих их выполнению, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом.
  
   Скажите мне, разве эти положения не разумны? Разве они не обеспечивают задачи народовластия? Разве они не ставят власть под контроль народа?
   Конечно, Советская система не была лишена недостатков. Да и возможно ли построить систему власти, лишенную недостатков? Как бы мы не относились к Ленину, Сталину, руководителям Советского государства, мы должны отдать им должное, ибо лучшей системы народовластия до сих пор никто не придумал. К тому же это не было нечто окаменевшее. Та же Конституция 1936 года, по которой страна жила 40 с лишним лет, правилась неоднократно. Первые изменения в нее были внесены в 1938 году, а последние в 1976 году, то есть накануне принятия новой Конституции. Стоит также отметить, что до принятия Конституции 1977 года политическая власть коммунистической партии конституционно закреплена не была. Как и почему в Конституции 1977 года появилась знаменитая "шестая статья" подробно описал А.Н. Медушевский в статье "Конституция "развитого социализма": откуда взялся принцип руководящей роли партии?". Основной посыл - устранения дуализма власти, устранение возможных противоречий между Советской властью и властью партийной. Думается, что разработчики Конституции руководствовались не только желанием законодательно оформить политическую власть КПСС, но и принимали во внимание заслуги коммунистической партии в деле построение Советского государства. По состоянию на 1 января 1989 года КПСС насчитывала в своих рядах 19487822 коммуниста. При этом стоит обратить внимание, что от КПСС, как от партии избиралась одна треть депутатов Верховного Совета. На сегодняшний день КПРФ насчитывает в своих рядах 162173 человека, Единая Россия более 2 миллионов человек, к сожалению, точной цифры нет, ЛДПР 295018 человек, Справедливая Россия около 160000 человек. Таким образом, численность четырех партий представленных в ГД около 2 млн. 700 тыс. человек. Пусть даже три миллиона. Это менее одной шестой части от численности КПСС, при этом половина ГД избирается по партийным спискам, половина против одной трети. С чего такая щедрость? Да, конечно, большая часть депутатов ВС СССР были членами КПСС. Но мы же вроде уходили от советского наследия? Я по-прежнему считаю выборы по партийным спискам порочными, и выступаю за выборы по мажоритарному принципу. Тем паче, что некоторые шустрые представители партии власти, после известных событий, взяли за правило, идти на выборы, как независимые кандидаты. Это неправильно! Имеешь в кармане партийный билет - избирайся от партии, если та тебя выдвинет. Хочешь быть независимым - сдай партийный билет, и не вводи народ в заблуждение! И муниципальные фильтры отменить! Это вообще ни в какие рамки, опишите в Законе, кто может участвовать в выборах, кто не может и все. А дальше избиркомы пусть документы тщательнее проверяют и решения выносят до выборов, а не задним числом. И обязательная, закрепленная Законом возможность отзыва депутата. Без этого никак.
   Наверное, кто-то скажет, что возрождение Советской власти невозможно. Я не рассматриваю этот вопрос с точки зрения возможно-невозможно. Я считаю это сделать нужно, поскольку иначе государство мы потеряем так же, как потеряли СССР в 1991-м. Почему мы потеряли СССР? Потому, что народ свое государство не стал защищать, не стал спасать. И сейчас, думаю, спасать не будет, может и ошибаюсь. Но ощущение именно такое. Не моя мысль, услышал ее от Максима Шевченко в недавнем стриме - в СССР пытались сблизить понятия "Государство" и "Отечество", я бы сказал не "Отечество", а "Родина", для меня оно боле привычно. И, по моим ощущением, это почти удалось. Я вспоминаю свою юность, для меня Родина и СССР были действительно синонимами, поскольку ощущал я себя гражданином огромной страны, огромной, где все были свои. И я точно помню, когда произошел слом в этом мироощущении, это случилось, когда я прошел через КПП полка в Баку и увидел на крыше штаба мешки с песком, а потом посмотрел по сторонам и увидел такие же мешки на других зданиях, на ДОСах. И потом день за днем вот это понятие общей Родины становилось все меньше и меньше. Как бы там ни было, я благодарен Советскому государству, оно дало мне путевку в жизнь. Дало образование, дало профессию, не какую-то компетенцию, а самую настоящую.
   Глядя же на Россию современную в голову ассоциации не самые хорошие приходят. Например, с печально известным "Титаником". Я поинтересовался, на досуге, можно ли было спасти "Титаник". Оказалось можно, если не спасти, то продлить время, которое судно оставалось бы на плаву, для спасения большего числа пассажиров и экипажа. Статья на эту тему была опубликована в журнале "Судостроение" в 1992 году автор Ю.Г.Саруханов. В статье изложены несколько способов спасания судна. Поскольку по первому образованию я тоже судостроитель, то разговоры в профессиональной среде на эту тему слышал еще в конце 80-х годов, будучи студентом. Однако штука в том, что для спасения "Титаника", прежде всего, нужен был решительный капитан, досконально знающий возможности судна, и хорошо обученный экипаж, готовый вести борьбу за живучесть в экстремальных условиях. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что "Титаник" был обречен. Приведу цитату академика А.Н.Крылова -"Часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств корабля..". Я бы эту фразу выбил бы на фасадах ГД, СФ, Дома Правительства, и в рамочке повесил бы в кабинете Президента. Хотя думаю, что все за год наворочанное, это не от незнания, а по умыслу. Для тех, кто все эти годы тащил все, что мог из страны, пришло воспользоваться своим капиталом. Жизнь ведь не резиновая. Условно, на мой взгляд, их можно на две категории разделить, первая банальные жулики и воры, вторая - агенты влияния. наверняка есть и такие, кто един в двух этих ипостасях. Но просто так выехать они не могут. Первые потому, что к происхождению их капиталам могут возникнуть вопросы, а вторые все еще нужны здесь своим хозяевам. Поэтому и создается ситуация, при которой им просто дадут здесь пинка, и полетят они, как политические беженцы. Говорят история повторяется дважды, так вот это будет самый настоящий фарс. Трагедия была в начале ХХ века, когда, после революции, из страны уезжали образованные грамотные люди, которые могли принести огромную пользу. А теперь если, что и побежит, то грязь и мерзость. Это мое сугубо личное мнение. Так вот в прошлом году сам экипаж пустил торпеду в борт нашего "Титаника", запустив крайне опасный процесс затопления, и вместо того, чтобы бороться за живучесть, проделывает новые пробоины, чтобы отправить судно на дно со стопроцентной вероятностью. У пассажиров, терпящих бедствие, на мой взгляд, есть два варианта. Либо сойти на берег, но как? Либо начать самим бороться за живучесть. Но для этого, как минимум надо изолировать тех, кто хочет судно утопить, да и инструмент подходящий иметь надо. Хотя бы те же Советы, что бы хоть на что-то можно было опереться.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018