ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Романов Владимир Андреевич
Несокрушимая и легендарная: Албанская народная армия ч.4

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


4. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА И АВИАЦИЯ

  
  

4.1 Создание албанской системы ПВО

  
  
   Непосредственно после второй мировой войны у Албании своей авиации не было, а в целях противовоздушной обороны (ПВО) могли быть использованы только немногочисленные трофейные малокалиберные зенитные пушки. Никакого централизованного управления ПВО в стране не было. В принципе не было и ничего из того, что было необходимо для создания авиации и ПВО: ни кадров, ни техники.
   Поэтому в конце 40-х гг. в Албании развернулась работа над условиями для последующего создания авиации и развертывания системы Противовоздушной обороны (Mbrojtja KundКr Ajrore - MKA). Особенно эта работа усилилась после кончины в 1948 году идеи интеграции Албании в Югославию и, соответственно, прекращения охраны албанских воздушных рубежей за счет югославских ВВС (до этого момента в Албании базировался югославский истребительный авиаполк). В первые послевоенные годы значимое количество офицеров было направлено для целевого обучения в Югославию и СССР (153), а подготовка младшего командного состава и солдат срочной службы велась в самой Албании в военно-учебных заведениях и непосредственно в частях на технике, планово поставляемой из СССР. По мере подготовки кадров и освоения техники формировались первые части для ПВО.
   14 февраля 1947 года в Тиране была сформирована рота воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (kompania e VAIN). Эта дата впоследствии стала считаться днём основания Войск ПВО. На другой день на дежурство заступили посты ВНОС, расположенные в Тиране и по периметру страны - в Корча, Буррели, Дуррес, Шкодер, Кавая, Сазан, Карабурун и Гирокастра (159). Наблюдение за воздушным пространством велось визуально, а информация об обнаруженных в воздухе объектах передавалась по радиостанциям и проводной связи. Позднее албанская система ВНОС стала получать из СССР и радиолокационые станции (РЛС), первая из них типа П-3 поступила в Албанию 14 января 1952 года (224).
   В ноябре 1947 года в Тиране был сформирован 1-й зенитно-артиллерийский полк (R 1 AKA), в котором были сконцентрированы все зенитные пушки албанской армии: трофейные малокалиберные (20-мм, 37-мм и 40-мм), а также поставленные из СССР 76-мм зенитные пушки (три батареи) и 85-мм зенитные пушки (одна батарея). В последующем в 1954-55 гг. этот полк получил дополнительное количество советских 85-мм зенитных пушек с радиолокационными системами управления огнем (см. 162). Полк стал базой для подготовки личного состава албанской зенитной артиллерии. Боевую проверку албанские зенитчики прошли уже в августе 1949 года во время боевых действий на албано-греческой границе, где они сбили два греческих самолета.
   В январе 1950 года было принято решение о создании в Албании в последующие годы объектовой системы ПВО (см. 159), когда зенитная артиллерия концентрируется на обороне отдельных важнейших объектов управления и промышленности страны. Тогда же 15 января 1950 года на вооружение в Албании была принята советская 37-мм одноствольная зенитная пушка К-61 образца 1939 года, которая до 90-х гг. оставалась наиболее распространенным средством албанской ПВО (см. 159).
   В следующем 1951 году для общего руководства зенитными частями Народной Армии и непосредственного руководства системой ПВО столицы страны г. Тирана была учреждена должность командующего Зенитной Артиллерией (ЗА) со своим управлением. Первым её командующим стал майор Макё Зото (Maqo Zoto).
   В том же 1951 году была создана и первая албанская авиационная часть - авиагруппа, оснащенная полученными из СССР учебными самолетами По-2 и Як-18 (см. 153). Она разместилась в Лапрака (Lapraka) близ Тираны - на аэродроме, построенном ещё итальянцами в 1939 году после оккупации Албании и на тот момент единственном в стране, который имел бетонную взлётно-посадочную полосу (ВПП) длиной около 1.000 метров (см. 74). К этому времени в СССР была подготовлена первая партия албанских летчиков и после их возвращения в 1951 году на аэродроме Лапрака была сформирована истребительная эскадрилья, в которой было 14 летчиков и 12 поршневых истребителей Як-9П советского производства. Первым её командиром стал Бабаче Фаику (BabaГe Faiku). После того, как он стал первым пилотом албанского правительственного самолета (см. 152), эту единственную на то время боевую эскадрилью возглавил Нико Ходжа (Niko Hoxha) (см. 70, 153). Первый полет албанца на боевом самолете состоялся 24 апреля 1951 года (эта дата затем отмечалась в Албании как день авиации), этим летчиком был Печо Полена (PeГo Polena) (см. 152).
  
    []
   Истребители Як-9П на албанском аэродроме, 1951-52 гг.
  
  
   Формирование эскадрильи было первым этапом в создании в Албании боевого авиаполка, для которого в 1952-54 гг. возле города Сталин (так в 1950-90 гг. назывался албанский город Кучова) был построен новый военный аэродром с ВПП длиной 2.840 метров, шириной 67 метров (см. 156). В 1954 году наиболее опытные пилоты и техники эскадрильи Як-9П были направлены в СССР, где на аэродроме близ Грозного они переучились на реактивную технику, а по возвращении в Албанию составили костяк официально сформированного 15 мая 1955 года на аэродроме Сталин нового 23-го истребительного авиаполка "Peza" (условный номер в/ч 3362) (см. 151). В составе полка, командиром которого стал Нико Ходжа, было две эскадрильи по 12 боевых реактивных истребителей МиГ-15бис и по 2 учебных самолета МиГ-15УТИ. Плановая подготовка в полку началась в январе 1956 года, когда он достиг боеготовности.
   Чуть ранее, а именно 15 апреля 1955 года (за месяц до создания Варшавского Договора), в Албании было сформировано Командование ПВО (Komanda e Mbrojtjes KundКrajrore - Komanda MKA) для создания и руководства единой системой ПВО в масштабах страны. В его подчинение вошли уже существующие части зенитной артиллерии, а также ряд новых частей, которые, как и 23-й истребительный полк, были официально сформированы 15 мая 1955 года. В этот день в Албании были созданы также радиотехнический батальон (Batalioni i Zbulimit Radioteknik), Центральный командный пункт ПВО (Vendkomanda Qendrore) и Центр управления воздушным движением (Qendra Operacionale e Survejimit Ajror) (см. 159).
   Первым командующим ПВО стал генерал-лейтенант Гюн Марку (Gjin Marku), до этого руководивший пехотным корпусом в Эльбасане, его заместителями - командующий зенитной артиллерией майор Макё Зото и назначенный на впервые введенную должность командующего авиацией майор Эдип Орхи (до этого он был комиссаром единственной албанской авиаэскадрильи) (см. 160).
   С этого момента система ПВО в Албании, как и во всех других странах советского блока, существовала в зависимости от решаемых задач в двух организационных формах. Войска ПВО страны являлись видом вооруженных сил и решали задачу прикрытия от средств воздушного нападения противника важнейших объектов и территорий страны в целом, тогда как Войсковая ПВО представляла собой род сухопутных войск и предназначалась для прикрытия своих войск при ведении ими боевых действий.
   Созданное в Албании в 1955 году Командование ПВО являлось органом управления Войсками ПВО страны, в состав которых на правах родов войск входили военная авиация, радиотехнические войска (представлены одним радиотехническим батальоном) и зенитная артиллерия (зенитно-артиллерийские группы и полки). Войсковая ПВО в Албании в организационном отношении была представлена подразделениями в составе частей и соединений сухопутных войск - так, в штате пехотного батальона имелся взвод зенитных пулеметов, в пехотном полку и пехотной бригаде - зенитная батарея, в дивизии - зенитный батальон.
   В апреле-мае 1955 года завершилось укомплектование радиолокационными станциями (РЛС) радиотехнического батальона. В его составе первоначально находилось восемь радиотехнических постов, оснащенных советскими РЛС дальнего обнаружения П-8 и П-10, а также РЛС наведения истребительной авиации П-25 (см. 159). Если ранее средства роты ВНОС могли обнаруживать воздушные цели только днем в простых метеоусловиях на дальности визуального контакта, то теперь средства радиотехнических постов могли вести наблюдение за воздушным пространством круглосуточно и в любую погоду. РЛС П-8 и П-10 обеспечивали обнаружение самолетов, летящих на средних высотах, на расстояни до 150-200 км, а П-25 за счет возможности более точного определения координат воздушных объектов могли решать задачу выведения на цель своих истребителей.
   На Центральный командный пункт ПВО (ЦКП ПВО) вблизи н/п Сауку (см. 165), совмещенный с КП радиотехнического батальона, стекалась вся оперативная информация о событиях в воздушном пространстве Албании и вокруг него. Отсюда же велось непрерывное управление всеми разнородными силами и средствами ПВО. Центр управления воздушным движением во взаимодействии с ЦКП ПВО решал задачи, связанные с использовнаием албанского воздушного пространства албанскими и иностранными гражданскими самолетами.
  
  

4.2 Развитие наземных компонентов ПВО

  
  
   После создания в мае 1955 года Командования ПВО началась модернизация албанской системы ПВО страны в направлении строительства её по зонально-объектовому принципу, когда средства ПВО эффективно прикрывают от нападения воздушного противника не только отдельные важнейшие объекты, но и целые районы, обладающие стратегическим значением. В Албании главной задачей новой системы ПВО страны стало прикрытие густонаселенного промышленного района, который ударными темпами создавался вокруг столицы, а также на запад и на юг от неё. В пределах этого района находились как важнейшие военные объекты, так и основные административно-промышленные центры страны: города Тирана (столица), Дуррес и Влёра (основные порты), Эльбасан (металлургический комбинат), Церрик и Фиери (нефтеперегонные заводы), Берат, Сталин (механические заводы). Там же, в Кучова (Сталин) и Фиери находились нефтепромыслы, а также новая сельскохозяйственная зона, создавашаяся за счет масштабного осушения приморских болот и речных долин.
   Предполагалось расширить количество прикрываемых зенитной артиллерией объектов за счет создания новых частей с современными всепогодными зенитно-артиллерийскими системами с большей досягаемостью по дальности и высоте, а затем накрыть эти объекты и пространства между ними "зонтиком" зенитно-ракетных систем. В результате над вышеописанным районом должна была возникнуть зона сплошного поражения воздушных целей на больших и средних высотах зенитными ракетами, а над прикрываемыми объектами в пределах этого района обеспечивалось всевысотное поражение воздушных целей за счет зенитной артиллерии и зенитных пулеметов.
   С целью заблаговременного обнаружения воздушных целей силами и средствами радиотехнического батальона над всей территорией Албании создавалось сплошное радиолокационное поле на средних и больших высотах. В этом поле до зоны досягаемости ракет зенитно-ракетных комплексов должны были действовать реактивные истребители-перехватчики, наводимые на цели с ЦКП ПВО или с радиотехнических постов.
  
  
    []
   Албанская РЛС обнаружения и наведения типа советской П-25 на позиции
   (фотография - http://novik-odessa.at.ua/photo/armija_aviacija_i_flot_albanii/6-1-0-0-2):
  
  
   Описанную систему ПВО в Албании удалось в основных чертах создать до разрыва в 1961 году советско-албанских отношений. Достраивалась же эта система на протяжении 60-х гг. уже за счет китайской военно-технической помощи и за счет поставок из Китая военной техники ПВО, аналогичной тем образцам, что в конце 50-е гг. поставлялись из Советского Союза. В 70-80-е гг. албанская система ПВО практически не видоизменялась, в техническом отношении оставаясь на уровне конца 50-х - начала 60-х годов.
   В организационно-техническом отношении становление описанной системы ПВО Албании началось с поставок в 1957-58 гг. в Албанию самых современных на то время советских 57-мм и 100-мм зенитно-артиллерийских комплексов С-60 и КС-19 с системами автоматического наведения на основе РЛС орудийной наводки СОН-9 (албанское название этой станции: Stacioni i drejtimit tК topave - SDT) и приборов управления зенитно-артиллерийским огнем ПУАЗО-6/19 (Аparati i drejtimit tК zjarrit tК AKA - ADZAKA) (см. 172). В отличие от предшествующего поколения зенитной артиллерии (37-мм и 85-мм пушек К-61 и КС-1) эти системы позволяли пушкам вести зенитный огонь в автоматическом режиме посредством постоянной отработки команд наведения от РЛС и ПУАЗО. Поскольку как в комплексе С-60, так и в КС-19 применялась одна система управления огнем, наилучшие результаты давало совместное применение их батарей, когда для самолетов противника перекрывались и малые, и средние высоты (в автоматическом режиме эффективная вертикальная досягаемость С-60 составляла 6 км, а КС-19 - 13,7 км). Батарея из 6-ти зенитных пушек С-60 по цели типа МиГ-17, летящей на скорости 250 м/с, обеспечивала вероятность поражения 15% на высоте 0,5 км, 22% на 1,5 км и 14% на 3 км (см. 93).
  
    []
   Радиотехнический пост на горе западнее п. Бушати в округе Шкодер (фотография Bushati выложена в марте 2015 года на ресурсе http://www.panoramio.com/photo/117711469). На гребне холма видны два радара советской разработки: РЛС обнаружения и наведения типа П-25 (справа) и радиовысотомер типа ПРВ-10 (слева), на склоне холма вдоль дороги - бетонные укрытия для техники и личного состава.
  
  
   Наряду с С-60 для борьбы с маловысотными воздушными целями Албания во второй половине 50-х гг. получала из СССР сдвоенные и счетверенные 14,5-мм зенитно-пулемётные установки ЗПУ-2 и ЗПУ-4. Помимо них продолжались поставки зенитных артиллерийских систем предшествующего поколения - 37-мм одноствольных пушек К-61 и 85-мм одноствольных зенитных пушек КС-1, оснащенных комплектами приборов управления огнем ПУАЗО-2/3.
   Нужно подчеркнуть, что и после разрыва с СССР Албания продолжала массово получать 37-мм и 57-мм зенитные системы К-61 и С-60, но уже из Китая, где они производились серийно под обозначениями Тип 55 и Тип 59. В Китае также выпускались и 100-мм зенитные пушки КС-19 (под обозначением Тип 59). Может быть, и они поставлялись китайскими товарищами в Албанию.
   Для подготовки специалистов ПВО в Албании 10 января 1956 года была создана школа инструкторов ПВО (Skolla e Instruksionit tё MKA), а 10 января 1959 года открыта школа унтер-офицеров ПВО (Skolla e nёnreparteve tё MKA) (см. 159).
   В отличие от советских оргструктур в Албании основными частями Зенитной артиллерии были зенитно-артиллерийские группы (формирования, близкие по своей организации советскому зенитно-артиллерийскому дивизиону), объединявшие 3-4 огневые батареи, а также зенитно-артиллерийские полки, в составе которых было 12 и более батарей. В состав группы (полка) входили как батареи малокалиберных пушек (37-мм или 57-мм), так и батареи среднего калибра (85-мм или 100-мм). Так, например, в зенитно-артиллерийском полку, сформированном 18 мая 1960 года в Буррели, было 12 батарей с 37-мм пушками и две батареи с 85-мм пушками.
   В зависимости от важности и протяженности прикрываемого объекта его ПВО обеспечивалась группой или полком ЗА. По мере наращивания средств отдельные группы преобразовывались в полки. Так, 13 апреля 1961 года на базе двух групп ЗА, дислоцированных на острове Сазан и полуострове Карабурун, был создан 13-й зенитно-артиллерийский полк (R 13 AKA) с управлением в г. Влёра, прикрывший объекты в районе всего Влёрского залива. 18 ноября 1961 года был развернут 18-й зенитно-артиллерийский полк (R 18 AKA) в Эльбасан (см. 159).
  
  
    []
   100-мм зенитные пушки КС-19 буксируются на первомайском параде в 60-е гг. в Тиране.
  
  
   Особая ситуация была с 1-м зенитно-артиллерийским полком (в/ч 3700) с центром в районе Ндроки (Ndroq) (см. 161), который первоначально обеспечивал ПВО албанской столицы города Тирана и основного портового города Дуррес. Поскольку этот полк объединял большое количество огневых батарей и прикрывал объекты на относительно большой территории, в целях оптимизации управления в его составе 12 апреля 1961 года были сформированы четыре зенитно-артиллерийские группы (см 159), каждая из которых отвечала за ПВО столицы с соответствующего направления.
   Далее, по мере насыщения этих групп всё большим количеством зенитных средств они были выделены в самостоятельные зенитно-артиллерийские полки (в/ч 3800, в/ч 5436, в/ч 6190), существовавшие наряду с 1-м зенитно-артиллерийским полком. А для общего управления ими в системе ПВО столицы и прилегающего к ней района в январе 1966 года было создано управление корпуса ПВО (см. 172).
  
  
    []
   Албания, 60-е гг: девушки из Добровольческих сил осваивают 37-мм зенитную пушку.
  
  
   В самом конце 50-х гг. началось развертывание в Албании зенитно-ракетного оружия. Группа албанских офицеров для переучивания на ракетную технику была отобрана в конце 1957 года и направлена в СССР, где в Забайкалье на протяжении следующего года осваивала зенитно-ракетный комплекс СА-75 (см. 163). Комплекс обеспечивал возможность поражения воздушных целей управляемыми ракетами на высотах от 8 до 23 км и дальностях от 12 до 34 км (см. 161). 26 февраля 1959 года был подписан очередной советско-албанский протокол о военном сотрудничестве, согласно которому в Албанию должна была быть поставлена техника для формирования одного зенитно-ракетного полка с комплексом СА-75 (см. 72). После этого первые элементы комплекса из СССР морем были доставлены в Албанию в декабре 1959 года и перевезены в Пезе-Хельмеси (Pezё Helmes) юго-западнее Тираны. Здесь в составе албанского 1-го зенитно-артиллерийского полка было создано подразделение (в/ч 3700/К) (см. 164), в котором советскими офицерами началось обучение албанцев работе с зенитно-ракетным комплексом. Затем в Пезе-Хельмеси находились учебный центр и техническая группа (технический дивизион) албанской ракетной части (см. 163, 164).
   В организационном отношении албанские подразделения ЗРК СА-75 повторяли советские аналоги. Так, боевым подразделением ЗРК являлась ракетная группа (аналог советского зенитно-ракетного дивизиона), в составе которой находились РЛС разведки и целеуказания, РЛС наведения ракет и 6 одинарных пусковых установок с зенитными ракетами. Техническая группа (аналог технического дивизиона) обеспечивала хранение ракет и боевых частей, их снаряжение и передачу в ракетные группы.
   В октябре 1960 года албанские ракетчики на советском полигоне в Ашулук в Казахстане успешно отстрелялись по воздушной цели (см. 163, 164), и 28 ноября 1960 года первая албанская ракетная группа (в/ч 3700/Z) в Сукти (Sukth) близ Дурреса заступила на боевое дежурство. Вторая ракетная группа приступила к боевому дежурству 17 января 1961 года в Греца (GrecК) близ города Пеза (Peze) (см. 159, 164).
   Из-за ухудшения, а затем и разрыва советско-албанских отношений техника для формирования остальных подразделений зенитно-ракетного полка (по штату в полку СА-75 было четыре боевых дивизиона) в Албанию не поступила (см. 72). Всего из СССР албанцы получили и ввели в строй две боевые и одну техническую группы СА-75. Все они были объединены в единую ракетную часть, командир - полковник Бейдо Исуфи (Bejdo Isufi), комиссар - подполковник Пешо Жупа (Pesho Zhupa), которая подчинялась 1-му зенитно-артиллерийскому полку (командир - полковник Макё Зото). Кроме ракетной части в составе этого полка в середине 60-х гг. находились батареи, вооруженные 37-мм, 57-мм и 100-мм зенитными пушками, а также три зенитно-пулеметные роты, обеспечивавшие ближнюю ПВО прикрываемых объектов и 100-мм батарей (см. 164).
  
  
    []
   Ракета зенитного комплекса СА-75 на транспортной тележке (газета Ushtria, 02.10.2015, с.15).
  
  
   В 1966-68 гг. албанская система ПВО была реорганизована. Изменения произошли как в структкре её управления, так и в наращивании её возможностей за счет развертывания дополнительных радиотехнических и огневых средств, поставленных из Китая. Так, в январе 1966 года было создано управление корпуса ПВО (см. 172), а в следующем году на базе ряда отдельных зенитно-артиллерийских групп были развернуты новые зенитно-артиллерийские полки в городах Дуррес (18.06.1967), Сталин (14.05.1967), Церрик (07.07.1967), Фиери и Ляч (10.09.1967) (см. 114, 159).
   После этой реорганизации в системе ПВО после 1970 года насчитывалось до 22 зенитно-артиллерийских полков и 18 зенитно-пулеметных батальонов, на боевом дежурстве в 1970 году находилось 84 зенитные батареи и роты ПВО (см. 114).
   Одновременнно с увеличением числа огневых средств зенитной артиллерии наращивалось количество радиотехнических средств дальнего обнаружения. За счет развертывания новых радиотехнических постов обеспечивался контроль воздушного пространства на большей дальности с расширением видимости на малых высотах. 25 октября 1967 года албанский радиотехнический батальон был преобразован в радиотехнический полк (Regjiment RadioteknikК). В его составе находилось 12 (см. 165) или 17 (см. 114, 159) радиотехнических постов, перекрывавших всё воздушное пространство и связанных с центральным КП ПВО в Сауку (см. 165).
   Наконец, 6 декабря 1968 года был реорганизован 1-й зенитный полк, составляющий основу столичной зоны ПВО. Из-за громоздкости и неэффективности его прежней структуры это формирование было разделено на две части: 1-й зенитно-артиллерийский полк (R 1 AKA, с "новым" условным обозначением в/ч 4225), где остались подразделения зенитной артиллерии, и новый 185-й ракетный полк (R. 185 Raketave, со "старым" условным обозначением в/ч 3700), в который были выделены ракетные подразделения и прикрывающие их зенитные батареи (см. 159, 164).
   После 1966 года в Албанию из Китая были поставлены ещё два комплекта ЗРК СА-75, который серийно выпускался китайцами под обозначением HQ-1 и HQ-2. За счет этой техники в Албании были сформированы две новые ракетные группы - в/ч 3760 и в/ч 3790. Первая из них (третья по счету с ЗРК) заступила на боевое дежурство 18 ноября 1968 года в Краси (KrastК) близ города Круя (KrujК), прикрывая албанскую столицу с северного направления, а другая группа (четвертая по счету с ЗРК) - 10 июня 1969 года в Крапси (Krapste te Patosi) близ Патоси, прикрывая нефтепромыслы Фиери и район Влёры (см. 159, 164). Тогда же в июне 1969 года обе эти группы были подчинены 185-му ракетному полку, хотя и продолжали выполнять задачи отдельно от основной его части (см. 164).
   В связи с тем, что за счет помощи китайских друзей возможности ЗРК были несколько расширены, рассматривался вопрос об оптимизации ПВО вокруг Тираны за счет передислокации существующих ЗРК и формировании дополнительной ракетной группы в районе Биза (Bizё) для прикрытия восточного направления. Однако в итоге албанцы ограничились перебазированием двух ракетных групп - из Сукти в соседний поселок Ррушкули (Rrushkull) близ устья реки Эрзен (Erzeni), а также из Греца в Maminas - в районе Петреля (Petrele) (см. 161, 164), добившись того, что воздушное пространство в районе Тираны почти полностью перекрывалось зонами поражения трёх зенитно-ракетных групп.
   185-й ракетный полк был переименован в полк зенитных управляемых ракет (Regjimenti i Raketave tК Drejtuara kundКrajrore - RDKA), в составе которого находились техническая группа (Пеза-Хельмеси) и четыре ракетные группы (Сукти, Петреля, Патоси, Круя), по четыре или шесть пусковых установок зенитных ракет в каждой. Для прикрытия ракетных позиций от авиаударов с малых высот в составе полка находилось несколько батарей с 37-мм и 57-мм зенитными пушками (см. 162, 164).
   Примечательно, что албанцы сумели обеспечить функционирование своих ЗРК и после разрыва сотрудничества с Китаем (последние поставки запчастей и оборудовнаия для HQ-1/2 имели место в 1976-77 гг., см. 161). Для этого, в частности, на заводе в Тиране была обеспечена регенерация ракетного горючего, а на азотном заводе в Фиери - производство ракетного окислителя (см. 161). Боеспособность ЗРК дважды (в 1971 и 1995 гг.) проверялась практическими пусками с поражением воздушных целей (см. 161). Стоит отметить и то, что албанские ЗРК находились на вооружении вплоть до 2008 года, когда под предлогом невозможности для Албании обеспечить контроль и безопасность в отношении большого количества устаревшего вооружения и боеприпасов (что продемонстрировали взрывы утилизируемых боеприпасов на складе в GКrdec) и вероятности его попадания в руки террористических группировок весь албанский ракетный арсенал (около 300 ракет к ЗРК С-75/HQ-1, 250-300 ПЗРК типа "Стрела-2" болгарского и китайского производства, а также 450 противотанковых ракет) был вывезен для утилизации в США (см. 161).
   По словам начальника кафедры военного училища в Зал-Херри полковника Ирфан Луло (Irfan Lulo), в 70-е годы в Албании имелось 22 зенитно-артиллерийских полка (regjimente AKA) и 18 зенитно-пулемётных батальонов (batalione mitraliere AKA), на вооружении последних находились 14,5-мм четырехствольные зенитные пулеметы. Эти части обеспечивали плотность зенитного огня в 6 зенитных средств на километр фронта (см. 162). Официальный орган албанского министерства обороны газета "Армия" в 2015 году сообщал, что в 1991-92 гг, перед началом военных реформ, в вооруженых силах в общей сложности имелось 22 зенитно-артиллерийских полка и 126 зенитно-артиллерийских групп, а всего около 1.300 подразделений ПВО, включая подразделения с 12,7-мм зенитными пулеметами в пехотных батальонах (см. 159).
   Дислокация компонентов албанских сил ПВО в 70-80-е гг. показана на схеме (см. 165-168).
  
  

4.3. Развитие албанской военной авиации

  
  
   С 1955 года и вплоть до 1974 года вся албанская военная авиация входила в состав Командования ПВО. Всё это время командующим авиацией был Эдип Охри, который по должности являлся заместителем командующего ПВО. В 1974 году авиация была выделена в самостоятельное Командование авиации (Komanda e Aviacionit), после чего два десятилетия Командование авиации и Командование ПВО представляли самостоятельные виды албанских вооруженных сил. Только в 1995 году, то есть уже после смены в Албании политического режима, авиация и силы ПВО были вновь объединены в единый вид вооруженных сил - Силы воздушной обороны (см. 153).
   Вообще, в должности командующего военной авиации социалистческой Албании побывали три человека - полковник Эдип Охри в 1955-75 гг., Бардюл Тачи (Bardhyl TaГi) в 1975-90 гг. и Клемент Алико (Klement Aliko) в 1990-93 гг. Очевидно, что Эдип Охри был уволен в отставку в 1975 году в тренде смены всего возглавлявшегося несостоявшимися "путчистами" высшего военного руководства. Впоследствии, уже будучи в отставке, он в 1982 году был осужден как "враг партии и народа". Бардюл Тачи до своего назначения командующим руководил сначала старейшим албанским авиаполком на аэродроме Сталин, а затем только что созданным авиаполком на новом аэродроме Гядри (см. 170). Клемент Алико до того, как стать командующим, также семь лет командовал авиаполком в Гядри.
  

 []

   Середина 60-х гг. За полетами боевых самолетов наблюдают (слева направо): Главнокомандующий Энвер Ходжа, начальник Генштаба генерал-лейтенант Петрит Думе, министр обороны генерал-полковник Бекир Балуку и командующий авиацией полковник Эдип Охри.
  
   Вскоре после создания в 1955 г. на аэродроме Сталин 23-го истребительного авиаполка (в/ч 1875) на реактивных МиГ-15бис, истребительная эскадрилья на поршневых истребиелях Як-9П на аэродроме Лапрака была расформирована. На её месте в 1957 году была создана военно-транспортная авиачасть (Repartit tК Transportit Ushtarak, условное обозначение в/ч 5818), куда передали несколько лёгких самолетов По-2 и Як-18. В эту же часть поступили поставленые из СССР вертолеты: три Ми-1 и три Ми-4. Командиром части стал Печо Полена - летчик, первым в Албании совершивший полет на боевом самолете (см. 154). Также с 1957 году Лапрака служила для базирования четырех полученных от Советского Союза пассажирских самолетов Ил-14, которые использовались и как правительственные самолеты, и как пассажирские на регулярной авиалинии Тирана - Москва.
   Примечательно, что в том же 1957 году албанцы получили из СССР реактивный бомбардировщик Ил-28, который долго оставался единственным в албанской авиации самолетом, специально созданным для ударов по наземным целям. Вообще, поставка бомбардировщика в страну в одном-единственном экземпляре (!) объяснима сложно. Но албанцы и после разрыва с СССР сохраняли Ил-28 в боеготовом состоянии, используя его в качестве буксировщика воздушных мишеней, а после выработки ресурса заменили его в 1971 году в составе авиации поставленным из Китая аналогичным самолетом - бомбардировщиком Н-5 (китайское обозначение Ил-28, серийное производство которых было налажено в Китае). Есть сведения, что всего из Китая должны были поступить три Н-5, но из-за разрыва теперь уже албано-китайских отношений два бмбардировщика, уже было прибывшие на борту китайского корабля в албанский порт Дуррес, вернулись обратно в Китай. Для Ил-28 (Н-5) в Китае в 1962, 1970 и 1975 гг. было подготовлено три набора албанских летчиков и техников.
  
  
    []
   Албанские Ил-28 и четверка МиГ-17 (см. http://colonelcassad.livejournal.com/?skip=60 от 30.05.2016).
  
  
   В дополнение к аэродрому Лапрака силами армейских инженерных частей и заключенных северо-западнее Тираны началось строительство ещё одного военного аэродрома - Ринас (Rinas) с бетонной ВПП длиной 2.750 метров и шириной 45 метров (см. 156). Сегодня это Международный аэропорт имени Матери Терезы. В 1957 году на недостроенном аэродроме приземлился заблудившийся американский учебный реактивный самолет Т-33. А после ввода аэродрома Ринас в строй в июле 1959 г. на нём была создана отдельная истребительная авиаэскадрилья, командир - Хаки Юпаси (Haki Jupasi), на вооружение которой поступили 12 новых советских всепогодных сверхзвуковых истребителей МиГ-19ПМ, оснащенных бортовой РЛС и управляемыми ракетами "воздух-воздух". Подготовка албанских летчиков на эти самолеты велась в СССР, в 1960 году они провели стрельбы ракетами на полигоне в пустыне Каракумы.
   Уже после разрыва Албании с Советским Союзом на аэродроме Ринас 9 декабря 1961 года был сформирован новый 3-й истребительно-бомбардировочный авиаполк (в/ч 7594), командир - Нико Ходжа, заместитель Хаки Юпаси. В состав этого полка вошли эскадрилья на МиГ-19ПМ и новая эскадрилья, вооруженная 12 истребителями МиГ-17Ф, прибывшими из Китая в феврале 1962 года (см. 75).
   В дальнейшем Китай стал единственым поставщиком авиатехники в Албанию.
   Весной 1963 года из Китая в Албанию были доставлены 13 транспортных самолетов Y-5 (китайская модификация советского Ан-2), которые затем обеспечивали большую часть транспортных и пассажирских авиаперевозок внутри страны вплоть до начала ХХI века. Два самолета из этой партии имели VIP-отделку и предназначались для перевозки высокопоставленых чиновников, а ещё один Y-5 был оснащен устройством для отбора проб воздуха. Все Y-5 были включены в состав Военно-транспортной части в Лапрака наряду с одним Ил-14 (обеспечивал международные перелеты албанского руководства), одним Як-18 (самолет командующего авиацией) и четырьмя вертолетами Ми-4 (см. 74).
   Разрыв с СССР крайне болезненно отразился на всех сторонах деятельности албанской авиации. Например, помимо множества других внезапно возникших проблем, пришлось решать проблему авиатоплива для реактивных самолетов. Однако молодая албанская промышленность и наука оказались в состоянии её решить. Уже в конце 1961 года на нефтеперерабатывающем заводе в городе Сталин началось производство авиационного керосина ТС-1, использовавшегося реактивными самолетами советского производства (см. 151).
   Другой крупной проблемой стала невозможность подготовки в Албании летно-технического состава из-за отсутствия учебных заведений и современного авиапарка учебных самолетов. Указом Президиума Народного Собрания Албании от 11 мая 1962 года в г. Влёра было создано Военно-авиационное училище. В этом учебном заведении с двухлетним (с начала 70-х гг. - с трехлетним) сроком обучения вплоть до 1997 года велась подготовка для албанской авиации как летчиков, так и технических специалистов (по вооружению, радио- и электрооборудованию и др.). На аэродроме в Пиш Поро / Акерни (Pish Poro / Akerni) севернее г. Влёра, построенном в 50-е гг. в качестве запасного аэродрома для авиаполка с аэродрома Сталин, был сформирован учебный авиаполк (в/ч 9011), куда были переданы почти все имевшиеся у албанцев советские учебные самолеты Як-18 и МиГ-15УТИ. Но в том же 1962 году в училище поступила из Китая значительная партия учебных самолетов CJ-6 (Як-18 китайского производства), что позволило запустить летную подготовку курсантов. В последующем летная подготовка в училище строилась таким образом: на первом году обучения курсанты проходили первоначальную подготовку на поршневых учебных самолетах CJ-6 (их было две эскадрильи). Затем часть курсантов направляли для дальнейшей подготовки на боевые самолеты (в этом случае они на втором году обучения проходили основной курс летной подготовки на двухместных реактивных самолетах МиГ-15УТИ или их китайских аналогах FT-2) либо для подготовки на транспортные самолеты или вертолеты (тогда основной курс проходил на сооветствующих типах транспортных аппаратов). Летчики-истребители на третьем году обучения проходили курс пилотирования и применения оружия на одноместных истребителях МиГ-15бис (в созданной в 1965 году 3-й эскадрилье авиаполка на аэродроме Сталин) и после выпуска из училища распределялись по боевым подразделениям, где осваивали состоявшие на их вооружении боевые истребители.
   С помощью Китая была решена также проблема обеспечения албанской авиации запчастями и технической поддержкой. В 1966-68 гг. на аэродроме Сталин был построен авиаремонтный завод, на котором затем выполнялись ремонтные работы в отношении всех видов авиатехники, состоявшей на вооружении албанских ВВС.
   Во второй половине 60-х гг. с китайской помощью началось обновление боевой авиатехники албанской авиации. Наиболее совершенным самолетом, освоенным в Китае к тому времени в серийном производстве, был советский фронтовой истребитель МиГ-19С (он выпускался китайцами под обозначением F-6). Этот самолет представлял собой упрощенную модификацию уже состоявшего на вооружении в Албании с 1959 году истребителя-перехватчика МиГ-19ПМ - в частности, на МиГ-19С отсутствовали бортовая РЛС и управляемое ракетное вооружение. Попытки же Китая наладить выпуск аналога перехватчика МиГ-19ПМ очень долго были безуспешными. И потому в 60-е гг. китайцы не могли обеспечить албанцам техническую поддержку эксплуатации бортовых систем и вооружения МиГ-19ПМ, которые в Албании без советского технического сопровождения, очевидно, утрачивали боеготовность. Поэтому в 1966 году уже имевшаяся в Албании партия МиГ-19ПМ была обменена на китайские истребители F-6. Эти машины оказались единственно возможными для обновления авиапарка албанских боевых самолетов и в последующем в относительно большом количестве поступали на вооружение албанских ВВС: всего в период 1966-76 гг. из Китая в Албанию поступило 95 F-6 (см. 126, 153).
   Первоначально на F-6 перевооружились обе эскадрильи 3-го истребительно-бомбардировочного авиаполка на аэродроме Ринас. При этом его прежние самолеты МиГ-19ПМ были отправлены в Китай, а МиГ-17Ф в апреле 1966 года были переданы в 23-й истребительный авиаполк на аэродроме Сталин.
  
  
    []
   Истребители МиГ-15бис и F-6 (МиГ-19С) в 2011 года на стоянке аэродрома Кучова (Сталин).
   Фотография: Александр Беленький, блог http://macos.livejournal.com/624973.html
  
   Затем в конце 60-х гг. с МиГ-15бис на F-6 перешли две эскадрильи 23-го истребительного авиаполка на аэродроме Сталин (Кучова), а ещё одна его эскадрилья осталась на МиГ-17Ф. Выведенные из состава боевых эскадрилий уже устаревшие истребители МиГ-15бис были переданы в состав учебно-боевой эскадрильи на том же аэродроме. В этой эскадрилье с 1965 года велась повышенная летная подготовка молодых летчиков - выпускников албанского авиаучилища перед их распределением в боевые подразделения.
   В 1967 году в Албанию начались поставки транспортных вертолетов Ми-4 китайского производства (в Китае советский вертолет Ми-4 серийно выпускался под обозначеием Z-5) (см. 154). Всего из Китая было поставлено 36 или 37 таких вертолетов (см. 153). Сначала они поступали в Военно-транспортную авиачасть на аэродроме Лапрака, однако уже 06 декабря 1967 года для их эксплуатации была создана специальная часть - Вертолетный полк (Regjimenti i HelikopterКve, в/ч 3780) в составе трёх эскадрилий (по 12 вертолетов) и ремонтной мастерской. Командиром полка стал Луло Мусай (Lulo Musaj). Вертолетный полк разместился в Фарка (Farke), восточном пригороде Тираны, где для базирования вертолетов был построен специальный вертолетодром на господствующем над окружающей местностью плато (см. 154).
  
  
    []
   Албанские вертолеты Z-5 (Ми-4) китайского производства
   (фотография из фотоальбома "Наша Народная Армия", Тирана, 1983)
  
  
   Помимо боевых истребителей F-6 (МиГ-19С) и веролетов Z-5 (Ми-4) из Китая в Албанию в 60-е гг. были осуществлены поставки также 12-ти истребителей F-2 (МиГ-15бис китайского производства) и 11-ти учебно-тренировочных самолетов FТ-2 (двухместный вариант МиГ-15бис китайского производства), которые заменили в учебных и боевых эскадрильях аналогичные самолеты советского производства.
   В самом конце 60-х гг. в рамках албано-китайского сотрудничества было принято решение об увеличении в албанских авиаполках количества боевых эскадрилий с двух до трёх, а также о формировании в дополнение к двум полкам на аэродромах Сталин (23-й истребительный авиаполк) и Ринас (3-й истребительно-бомбардировочный авиаполк) ещё одного боевого авиаполка и строительстве для него нового аэродрома. Тогда же состоялось и решение о поставках из Китая в Албанию истребителей нового поколения F-7А, которые представляли собой только что с большим трудом освоенную в производстве в Китае модификацию советского сверхзвукового фронтового истребителя МиГ-21Ф-13 (от советских истребителей китайские самолеты отличались наличием двух встроенных 30-мм пушек и первоначальным отсутствием управляемых ракет класса "воздух-воздух").
   В сентябре 1969 года 12 албанских лечиков отправились в Китай для освоения F-7А (см. 169). После того, как они прошли курс обучения, в ноябре 1970 года в Албанию из Китая были доставлены 12 одноместных истребителей F-7А и 6 двухместных учебно-боевых самолетов FT-5 (китайская учебная модификация советского истребителя МиГ-17Ф). За счет этой авиатехники была создана новая эскадрилья в составе 3-го истребительно-бомбардировочного авиаполка на аэродроме Ринас.
   Примечательно, что в албанских ВВС самолеты китайского производства даже на официальном уровне именовали по названиям их советских прототипов и не использовали китайские обозначения. Например, китайские истребители F-6 и F-7 обозначались албанцами как МиГ-19С и МиГ-21. Особенно показателен случай с учебно-тренировочным самолетом FТ-5, который представлял собой разработанный в Китае учебный двухместный вариант советского истребителя МиГ-17. Но в СССР МиГ-17 выпускались только в боевом одноместном варианте, а для переучивания на них летчиков использовались двухместные учебные самолеты МиГ-15УТИ (УТИ - учебно-тренировочный истребитель). Албанцы использовали аналогию обозначений и полученные от Китая FТ-5 в албанских ВВС обозначались как МиГ-17УТИ (см. 149).
  
  
    []
   Истребители F-7А (МиГ-21) на албанском аэродроме.
  
   Для постройки нового военного аэродрома рассматривались два места - в Хекали (Hekal) близ Малакастра (MallakastКr) в юго-западной части страны и возле Гядри (Gjader) на севере Албании (см. 31). В 1971 году предпочтение было отдано Гядри, в строй аэродром был введен 22 июля 1976 года (см. 155). Здесь попытались создать сильно защищенный авиакомплекс передового базирования (до югославской границы отсюда было всего 20-25 км), который обеспечил бы возможность применения с него албанской боевой авиации в условиях систематического вражеского воздействия на аэродром всеми видами современного вооружения, включая оружие массового поражения. Перед глазами албанцев, как и военных других стран, стоял урок арабо-израильской войны 1967 года, когда израильские ВВС захватили господство в воздухе с первых часов войны, уничтожив первым внезапным ударом значительную часть боевых самолетов противника на открытых незащищенных стоянках египетских аэродромов. Как результат на всех передовых аэродромах базирования боевой авиации всех европейских стран (и НАТО, и ОВД) с рубежа 60-70-х гг. возводились сильно укрепленные железобетонные укрытия для авиатехники, способные обеспечить её выживаемость даже в условиях применения оружия массового поражения.
  
  
    []
   Аэродром Гядри. Въезд в скальное укрытие тоннельного типа. Справа у ворот - амбразура дота.
  
  
   Албанцы решили эту проблему оригинальным образом. Так же, как в НАТО и ОВД, в Албании была защищена авиатехника только на аэродроме Ринас, где было возведено до десятка рассредоточенных друг относительно друга железобетонных укрытий ангарного типа, обвалованных землей и снабженных прочными воротами, в каждом из которых располагалось по несколько самолетов, а также средства для их заправки, подвески вооружения и иного обслуживания (см. 157). На вновь строящемся аэродроме Гядри и на старом аэродроме Сталин (Кучова) задача укрытия авиатехники и устойчивости боевой деятельности в условиях авиаударов противника была решена иначе. На удалении 1,5-2 км от основной взлетно-посадочной полосы (ВПП) каждого из этих аэродромов располагалась горная гряда. Вот в толще такой горной гряды на каждом из аэродромов и было построено бетонное укрытие тоннельного типа с одним-двумя въездами и одним выездом для самолетов, которые задвигались массивными воротами. Между въездами - выездами внутри горы находился длинный подковообразный тоннель - на аэродроме Гядри, например, длиной около 600 метров (см. 155), - в нём последовательно располагались посты обслуживания авиатехники, заправки, вооружения, связанные со складами, также спрятанными под горной твердью. По-видимому, тоннель имел ниши, в которых могло укрываться какое-то количество самолетов. Снаряженный в тоннеле для боевого вылета самолет через выезд выкатывался прямо на рулежную дорожку, которая вела к началу основной ВПП аэродрома, а при необходимости и сама могла использоваться для взлета самолетов. Подходы к аэродрому, ВПП и укрытие прикрывались системой дотов и зениток.
  
  
    []
   МиГ-19С у въезда в скальное укрытие (https://www.facebook.com/telegraficom/photos/)
  
   Создание в Гядри масштабного авиакомплекса, укрытого в горной толще, потребовало более чем пятилетнего труда специально созданной для этого инженерной части албанской армии. В июле 1973 года в строй была введена ВПП, способная принимать боевые самолеты, а 25 марта 1974 года здесь был создан новый 4-й истребительно-бомбардировочный авиаполк (в/ч 5646), который возглавили командир Бардюл Тачи (с 1975 года - командующий албанской военной авиации) и комиссар Харила Реби (Harilla Rebi) (см. 152, 155). В состав полка вошли три эскадрильи: две на истребителях F-6 (одна вновь сформированная, другая переведена с аэродрома Сталин в октябре 1976 года) и одна на истребителях F-7А и FT-5 (переведена в мае 1976 года с аэродрома Ринас) (см. 155).
  
  
    []
   Вид на тот же въезд изнутри тоннеля. Видеокадр начала ХХI в., когда здесь
   хранились истребители F-7А. Общая запущенность, потеки на стенах и лужи.
    []
   Истребитель МиГ-19С в начале рулежной дорожки от скального укрытия к основной взлетно-посадочной полосы аэродрома Гядри (см. 155).
  
  
   После этого и вплоть до 90-х гг. состав и дислокация частей албанских ВВС практически не менялись. В этот период существовало пять авиаполков: два (3-й и 4-й) истребительно-бомбардировочных на аэродромах Ринас и Гядри, один (23-й) - истребительный на аэродроме Сталин (в 1984 г. этот полк был переименован в 23-й истребительно-бомбардировочный), один вертолетный - на базе Фарка, один учебный - на аэродроме Влёра. Помимо них в подчинении ВВС находились военно-транспортная авиачасть на аэродроме Лапрака, авиационное училище в г. Влёра, авиаремонтный завод на аэродроме Сталин.
   Албанский авиаполк в этот период имел организационную структуру, в целом соответствовавшую организации советского или китайского авиаполка: управление и штаб полка, три боевые авиаэскадрильи, авиационно-техническая группа. Командиру полка также подчинялись батальон аэродромного обслуживания (Batalioni i ShКrbimit tК aerodromit) и группа радиотехнического и светового обеспечения (Grupi i Radio-DritКs) (см. 151). В каждой боевой эскадрилье штатно находилось по 12 боевых самолетов. Во многих боевых эскадрильях помимо штатных боевых самолетов находилось ещё от двух до шести вспомогательных самолетов, среди которых были как одноместные МиГ-15бис, так и двухместные учебные FТ-2 (китайские аналоги МиГ-15УТИ) или FТ-5 (китайский учебный вариант МиГ-17), с помощью которых решалось множество задач - от разведки погоды до ввода летчиков в строй после перерыва в полетах. Личный состав авиационно-технической группы (порядка 120 офицеров и 30 подофицеров инженерно-технических специальностей) обеспечивал техническое обслуживание авиатехники полка (см. 100). Группа радиотехнического и светового обеспечения обслуживала приводные радиостанции, РЛС и средства связи аэродрома, систему освещения взлетно-посадочной полосы. Наконец, в батальоне аэродромного обслуживания находилась техника (заправщики, буксировщики, снегоочистители и пр.), с помощью которой велось обслуживание авиатехники, поддерживалась в пригодном для полетов состоянии взлетно-посадочная полоса аэродрома.
   Из числа эскадрилий боевых авиаполков в 70-80-х гг. шесть летали на истребителях F-6 (МиГ-19С), одна на F-7А (МиГ-21), одна на МиГ-17Ф и ещё одна (учебно-боевая) на F-2 (МиГ-15бис). Предполагавшееся на рубеже 60-70-х гг. перевооружение албанских частей на истребители F-7 (МиГ-21) не состоялось, по-видимому, из-за того, что вначале эти сверхзвуковые самолеты сложно осваивались китайцами в производстве и потому их выпуск не покрывал потребностей самого Китая, а когда серийное производство наладилось, в албано-китайских отношениях произошло охлаждение, а потом и разрыв.
   После разрыва с Китаем в 1978 г. какое-либо обновление албанской авиатехники стало невозможным. Оставшиеся от дружбы с СССР и Китаем самолеты и вертолеты продолжали эксплуатироваться в Албании вплоть до выработки технического ресурса и даже после такой выработки. Полеты на МиГ-19 и МиГ-21 были прекращены только в 2004 году, на учебных самолетах китайского производства - в 2005 году.
  
    []
   Албанский истребитель МиГ-21 (F-7A) китайского производства (см. 85). В раскладке перед самолетом выставлена управляемая ракета класса "воздух-воздух" типа PLL-2 (Китай).
  
   Всего же, как сообщают албанские источники (см. 153, 156), албанская авиация в период 1951-80 гг. получила более 200 боевых самолетов и вертолетов, в том числе 12 МиГ-21 (F-7А), 95 МиГ-19 (F-6), 12 МиГ-17, 26 МиГ-15бис советского и 13 МиГ-15бис (F-2) китайского производства, 2 бомбардировщика Ил-28 (Н-5), 36 вертолетов Ми-4. В числе учебных и учебно-боевых самолетов использовались 12 советских МиГ-15УТИ и 11 китайских FТ-2 (двухместный вариант МиГ-15бис), 24 CJ-6 (Як-18 китайского производства). Во вспомогательной авиации было 3 пассажирских самолета Ил-14 для правительственных перевозок, 13 транспортных самолетов Ан-2, 12 учебных самолетов Як-18, не менее 12 учебных самолетов По-2.
   Особенностью албанской авиатехники являлось почти полное отсутствие у неё управляемого вооружения. Только МиГ-19ПМ, состоявшие у албанцев на вооружении в 1959-66 гг., были оснащены первыми советскими управляемыми ракетами "воздух-воздух" Р-2УС с радиолокационным наведением. Некоторые источники (например, см. 156) указывают, что на вооружении албанских истребителей F-7А (МиГ-21) были управляемые ракеты "воздух-воздух" с тепловым самонаведением PLL-2 (китайская копия американской ракеты "Сайдвиндер"). Есть фотография албанского F-7А с раскладкой перед ним авиационного вооружения, включая PLL-2 (см. 85).
   Остальные албанские самолеты могли вести боевые действия исключительно с применением мощного пушечного вооружения (23-мм и 30-мм пушки), а также неуправляемого вооружения советской разработки (и китайского производства): 57-мм ракет типа С-5 в подвесных блоках УБ-16-57 (по 16 ракет в каждом) и свободнопадающих авиабомб калибра 50, 100, 250, 500 кг.
   В качестве опознавательных знаков в албанских ВВС в 1946-91 гг. использовались красные звезды, вписанные в черный круг. Самолеты и вертолеты, как правило, не окрашивались. Для идентификации на них во времена советско-албанской дружбы наносились двузначные бортовые номера на советский манер. Затем бортовой номер стал трёхзначным, первая его цифра указывала на принадлежность летательного аппарата к конкретному полку.
  
  
   .
    []
   (парадная "коробка" военных моряков на военном параде в Тиране, 60-е гг.)
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023