ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Романов Владимир Андреевич
Несокрушимая и легендарная: Албанская народная армия ч.6

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


6. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ:

АЛБАНСКАЯ АРМИЯ ПОСЛЕ СОЦИАЛИЗМА

  
  

6.1. Посткоммунистическая армия 90-х гг.

  
  
   Сразу после падения прежнего режима новое албанское руководство развернуло свои вооруженные силы курсом на Запад, к НАТО, и начало преобразования по указаниям США и стран НАТО. А новые "партнеры" Албании предприняли максимум усилий, чтобы в той или иной форме обеспечить своё влияние на албанскую армию и канализировать её реформирование. Так, первый НАТОвский контингент (750 итальянских военнослужащих) оказался в Албании уже в июле 1991 года - во время осуществления операции "Пеликан" итальянские солдаты обеспечивали доставку партий гуманитарной помощи в разные точки охваченной кризисом страны.
   Немедленно после прихода к власти нового политического режима большинство прежнего руководящего состава армии были уволены, очевидно, по политическим мотивам. Испытывая яркую неприязнь и недоверие к военным новая властная верхушка Албании провозгласила целью "модернизацию" и "западнизацию" албанских вооруженых сил, которую предполагалось достичь, разрешив ряд задач, среди которых основными считались реализация идеи гражданского контроля над армией, постепенный отказ от призывной системы комплектования с переходом к полностью профессиональной армии, максимальная интеграция и вступление в НАТО (см. 92).
   Министром обороны в 1992 году для "гражданского контроля" над армией был поставлен Сафет Жулали (Safet Zhulali) - бывший преподаватель математики из провинциального городка Пешкопия (см. 92). Именно под его руководством были предприняты первые посткоммунистические реформы албанской армии. Также Жулали оказался первым из числа министров обороны бывших социалистических стран, подписавшим в 1993 году соглашение о сотрудничестве с США в области обороны.
   Важнейшим проектом стало движенние Албании в НАТО. Уже в июне 1992 года Албания стала членом Североатлантического совета сотрудничества (North Atlantic Cooperation Council, NACC). В феврале 1994 года страна присоединилась к НАТОвской программе "Партнерство во имя мира" (Parthnership for Peace, PfP), основная цель которой заключалась в отработке совместного военного планирования между военными органами стран НАТО и стран бывшего совесткого блока, выработке форм и способов их взаимодействия, создания воинских формирований, адаптированных к такому взаимодействию (см. 78). Также с 1994 года албанская территория задействовалась войсками США и стран НАТО для военных и гуманитарных операций на территории бывшей Югославии. Например, на албанском аэродроме Гядри в 1994-95 гг. базировались американские беспилотники "Предатор", которые вели разведку над территорией Боснии и Герцеговины, где тогда полыхала гражданская война.
   С 1993 года американцы ежегодно выделяли по 1 млн. долларов на обучение в США по 50 албанских офицеров в год. Помимо США аналогичные программы выполнялись и другими странами НАТО. В результате к 1997 году обучение на Западе прошло около 400 албанских офицеров (см. 78). В 1995 году албанские военно-учебные заведения инспектировались НАТО и Германией с целью реорганизации учебного процесса под современные требования (см. 102).
   В этот период происходила своеобразная "селекция" албанского офицерства по критериям НАТО, так как это достаточное массовое обучение части албанских офицеров на Западе с прицелом на их дальнейший карьерный рост происходило в условиях массового увольнения других офицеров и подофицеров (прапорщиков) ввиду масштабного сокращения албанской армии, которая к 1995-96 гг. была уменьшена более чем наполовину (см. 58). Если всего в период с 1992 года по 2004 год с воинской службы было уволено свыше 17 тыс. офицеров и подофицеров (13 тыс. офицеров и 4 тыс. подофицеров), то из них в 1992-95 гг. уволено 9.530 офицеров и подофицеров, а в 1996-2000 гг. - ещё 5.400 (см. 78).
   В первой половине 90-х гг. помимо внутренней подготовки албанского офицерского корпуса к принятию армий НАТО в качестве образцов и наставников военные реформы в Албании ограничились масштабным сокращением армии. Вместо прежних 22 дивизий к середине 90-х гг. в составе сухопутных войск осталось лишь восемь пехотных дивизий (см. 53), а инженерная дивизия в 1993 году была преобразована в инженерную бригаду. Войска ПВО и Военная авиация в 1995 году вновь были сведены в один вид вооруженных сил - Силы воздушной обороны в составе бригады ПВО и авиабригады. Количество авиаполков сохранилось прежним, но ещё в 1991 году число боевых эскадрилий в каждом из них сократилось с трёх до двух. Это позволило избавиться от наиболее изношенной авиатехники, хотя и остававшиеся в боевом составе самолеты в среднем 20-летнего возраста были далеко не все и не всегда полетопригодны.
   По существу, целью реформ албанской армии в первой половине 90-х гг. было уничтожение прежней формы и социального содержания Албанской Народной Армии и расчистка пространства для создания на базе её остатков совершено новых по своей социальной природе и предназначению вооруженых сил. Соответственно, вопросы боевой подготовки, технического переоснащения, социальные вопросы и гарантии в отношении офицеров и подофицеров подлежащей ликвидации прежней армии в повестку нового руководства страны и армии не входили. Из-за этого, а также по причине общего кризиса финансирование албанских вооруженных сил резко снизилось. Если годовой бюджет Министерства обороны в 1991 году был эквивалентен 300 млн. долларов, то спустя пять лет - только 43 млн. долларов (см. 92). Боевая подготовка была свернута, недостаток продовольствия и иных видолв снабжения в воинских частях стал обыденностью. Резко упало моральное состояние личного состава. Вместе с паденим социального престижа, бытовой неустроеностью и директивным стилем управления со стороны некомпетентного и неавторитетного руководства в армейской среде воцарялось ощущение безысходности и неуверенности. Значительная часть офицерского корпуса в середине 90-х гг. уже придерживалась мнения о том, что при режиме Э.Ходжи офицеры в интеллектуальном отношении чувствовали себя лучше и свободнее (см. 92).
   Результатом стала деградация албанской армии как института государства и общества. Армия просто развалилась изнутри (см. 92). И когда в начале 1997 года обрушились финансовые пирамиды, в которых участвовало практически всё население страны, что вызвало массовые беспорядки и хаос по всей Албании, её деморализованная армия как организованная сила скончалась. Никаких внятных попыток повлиять на происходящее в стране со стороны албанской армии предпринято не было. Несмотря на то, что албанский парламент 2 марта 1997 года объявил в стране чрезвычайное положение, а президент Сали Бериша отдал войскам приказ занять мятежные города, армия отказались открывать огонь. Войска частью перешли на сторону мятежников, а большая часть войск просто дезертировала.  Министр обороны Сафет Жулали вместе с женой и дочерью бежали в Италию.
   Во время массовых беспорядков албанская армия понесла огромный урон в материальном смысле: в марте 1997 года толпами было разграблено 1.300 армейских объектов, включая основные авиационные и военно-морские базы, было похищено по разным источникам от 550 тыс. до 1 млн. единиц стрелкового оружия и около 900 млн. шт. боеприпасов к ним (см. 78), свыше 50 тыс. тонн автомобильного топлива (см. 110), огромное количество объектов армейской инфраструктуры было приведено в негодность.
   Когда стало очевидно, что деморализованные правоохранительные органы и армия не способны восстановить контроль над страной, 11 стран НАТО с санкции ООН совершили весной - летом 1997 года в Албанию вооруженную интервенцию (операция "Альба") для восстановления общественной безопасности. В страну было введено более семи тысяч военослужащих стран НАТО, которые по существу разделили Албанию на оккупационные зоны. Основные контингенты войск предоставили Италия (её войска вошли в Тирану, Дуррес, Влёру), Франция (Эльбасан, Корча), Испания (Ляч, Лёжа, Шкодер), Турция (Тирана, Буррели, Дибра) и Греция (юг страны) (см. 79).
   Возрождение албанских вооруженных сил после интервенции НАТО и прекращения беспорядков происходило под руководством и надзором со стороны НАТО и, прежде всего, с финансовой и организационной помощью США, Италии и Турции. Процесс воссоздания албанской армии завершился к началу Косовского кризиса 1998-99 гг.
  
  
    []
   Апрель 1999 года: Американский вертолет АН-64 "Апач" садится на аэродроме Ринас близ Тираны (см. 55)
  
  

6.2 Албания и её армия в Косовском кризисе

  
  
   В первой половине 90-х гг. в Косово сложилась ситуация, при которой в этом автономном крае Югославии две этнические общины - сербская (менее 20% населения) и албанская (более 80%) - сосуществовали раздельно, всё более и более обособляясь друг от друга. При этом албанская община отказалась от участия в формировании и деятельности легальных органов власти и создавала параллельные, теневые механизмы и органы управления. Например, в сентябре 1991 года косовские албанцы (косовары) провели референдум о создании независимой "Респубики Косово", а в мае 1992 года - выборы её президента и парламента, в 1993-94 гг. косовары формировали собственное "министерство внутренних дел" и отряды "территориальной обороны". В результате каждая из общин к середине 90-х гг. имела собственные власти, экономику, своё просвещение и культуру (см. 209, с. 366). Руководство Югославии удерживало ситуацию в Косово под контролем, только опираясь на силы безопасности и армейские части.
   В ноябре 1995 года в Дейтоне (США) состоялось соглашение о прекращении огня, разделе враждующих сторон и обособлении территорий в бывшей югославской союзной республике Босния и Герцеговина, которое положило конец бушевавшей там несколько лет гражданской войне между сербами, хорватами и боснийскими мусульманами. Однако международные санкции против Югославии, поддерживавшей в этой войне сербов, сняты не были, так как США и страны НАТО обусловили их отмену разрешением "Косовского вопроса" и сотрудничеством Югославии с Гаагским трибуналом. В условиях политической поддержки албанцев и косоваров со стороны Запада и нарастающей антиюгославской компании в американских и европейских средствах массовой информации ситуация в Косово стала обостряться чем дальше, тем больше.
   В 1997 году среди косоваров началось создание достаточно многочисленных и устойчивых вооруженных формирований, которые использовали партизанскую тактику в борьбе с югославскими силами безопасности, а затем и с югославской армией. Эти формирования (бригады) создавались двумя организациями, первая из которых именовалась "Вооруженные силы Республики Косово" (Forcat e Armatosura tё Republikёs sё Kosovёs, FARK), её основой были бывшие офицеры-албанцы югославской армии, изначально она действовала с 1993 года на территории самого Косово в качестве нелегальных немногочисленных отрядов "территориальной обороны" косоваров. Другая организация называлась "Освободительная армия Косово" (Ushtria гlimtare a Kosovёs, UгK), она была создана в 1993-94 гг. радикальным крылом эмигрантского сообщества косоваров в США и Западной Европе, а её боевые группы изначально базировались на территории Албании (см. 209, с. 372-376).
   К 1997 году усилиями югославских сил безопасности основные структуры FARK были вытеснены из Косово на территорию Албании. Там весной 1997 года произошли массовые беспорядки, погрузившие страну в хаос и вызвавшие военную интервенцию НАТО. Поскольку UгK изначально была связана с албанской диаспорой в Европе и США, во многом вовлеченной в криминальный промысел, то в условиях хаоса и упадка государственных структур в Албании именно группировкам UгK удалось подчинить своему влиянию северо-восточную часть Албании, прилегающую к границе с Косово, и оседлать потоки в значительной степени кринминальных по происхождению финансовых средств и оружия, захваченного на армейских складах в ходе массовых беспорядков, направив их на формирование новых вооруженных отрядов UгK для "освобождения" Косово. В мобилизационные усилия UгK были вовлечены и исламистские боевики, прежде воевавшие в Боснии и Герцеговине, а также боевики международной террористической организации "Аль-Кайда" (см. 209, с. 376-379). Ослабленные структуры FARK в целом проиграли борьбу за лидерство с UгK, и в последующем именно на последнюю сделали ставку политические круги Запада в процессе создания в Косово проамериканской политической системы и государства.
   Параллельно с обращенными к Югославии требованиями США и НАТО прекратить "беспредел" югославских сил безопасности против косоваров под угрозой прямого ввода войск НАТО в Косово для их защиты, с февраля 1998 года FARK и UгK начали масштабную переброску в Косово через албано-югославскую границу бригад, подготовленных на территории Албании. В последующем нарастало давление со стороны США и НАТО на югославское руководство с целью прекращения операций против боевиков в Косово, и одновременно с ним разрасталась партизанская война в Косово. К середине 1998 года формирования боевиков в Косово насчитывали до 20 тыс. бойцов и контролировали районы площадью около 3.000 кв. километров (порядка 30% общей территории края). К осени количество жертв боестолкновений и терактов составило около 1 тыс. человек, количество беженцев из Косова - 230 тыс. человек (см. 217).
   Летом 1998 года началась подготовка к военной операции НАТО против Югославии (см. 55). В результате давления США и НАТО, подкрепленного угрозой начать военное вторжение, Югославия в октябре 1998 года согласилась на перемирие в Косово, отвод югославских частей в места их постоянной дислокации и допуск в Косово наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако из-за продолжающегося на межэтническом уровне насилия югославские силы безопасности в январе 1999 года возобновили боевые действия против боевиков. США и НАТО вновь принудили югославские власти к переговорам, а ОБСЕ под предлогом угрозы своим сотрудникам вывело миссию из Косово. 23 марта 1999 года югославы приняли политическую часть навязываемых соглашений (о политической автономии края), но категорически отказались согласиться на ввод в Косово войск НАТО с одновременным выводом югославской армии и сил безопасности. В ответ 24 марта 1999 года США и НАТО без санкции ООН начали военную операцию под кодовым названием "Allied Force" против Югославии. Посредством массированных авиаударов США и НАТО стремились разрушить важнейшие объекты управления, транспортной и энергетической инфраструктуры Югославии, чтобы вынудить её военно-политическое руководство принять их требования. Параллельно с воздушной операцией велась подготовка к вторжению в Косово сухопутного контингента НАТО с территории Македонии и Албании. Конечные цели США и НАТО заключались в выводе Косово из Югославии и становлении там нового квазигосударственного образования, всецело зависимого от своих западных сюзеренов. Эти задачи были достигнуты: когда в результате 78-дневных бомбардировок гражданской инфраструктуре Югославии был причинен неприемлимый ущерб, югославское руководство в июне 1999 года приняло требования США и НАТО. Югославская армия была полностью выведена из Косово, куда вошли войска НАТО, остающиеся там по сей день. Прямым следствием агрессии стала также и смена политической власти в самой Югославии, где новое политическое руководство встроило свою страну в фарватер западной политики.
   Албания признала самопровозглашенную "Республику Косово" ещё в октябре 1991 года, сразу после проведения албанской общиной Косова референдума о независимости, и, естественно, что во время вышеописанных событий 1998-99 гг. албанское политическое руководство всецело выступало на стороне косовских боевиков и НАТО. В практическом отношении это выражалось в предоставлении албанской территории для размещения и всестороннего обеспечения деятельности боевиков, а затем и для ведения НАТО боевых действий против Югославии и объектов югославской армии и сил безопасности в Косово.
   Хотя информация о прямом участии албанской армии в боях на территории собственно Косово отсутствует, существует много сведений о поддержке и прикрытии албанскими военными деятельности косовских боевиков из FARK и UгK. Их лагеря в 1997-99 гг. были развернуты на албанской территории вблизи албано-югославской границы: в Тропоя, Байрам-Цурри, Кукес, Лабинот (см. 217) - в зоне ответственности албанской пехотной дивизии со штабом в Кукес, а также в Буррели, Фекен, Дуррес, Мамураш - в зоне ответственности албанской столичной пехотной дивизии (см. 205). В тот же период резко увеличились и возможности для вербовки боевиков в отряды FARK и UгK, поскольку с началом масштабных боевых действий в Косово в 1998 году оттуда хлынул поток беженцев-косоваров: всего их из Косово в Албанию в 1998-99 гг. прибыло около полумиллиона. Только в г. Кукес с 12-тысячным населением и окружающих его селах было принято около 100 тысяч косовских беженцев (см. 53).
   По мере обострения ситуации в Косово силы албанской армии близ албано-югославской границы протяженностью 187 км постоянно увеличивались. Так, в начале кризиса в 1998 году на северо-востоке Албании напротив Косово дислоцировались части единственной в этом районе албанской 2-й пехотной дивизии со штабом в Кукес. С разрастанием столкновений в Косово между боевиками FARK / UгK и югославскими силами эта дивизия была отмобилизована и развернута (см. 53). Албанские вооруженные силы стали готовиться к боевым действиям с югославской армией. В 1998 году были проведены полевые учения "Drini-98" и "Skuraj-98", в ходе которых отрабатывались действия по отражению вторжения армии противника на албанскую территорию (см. 56). В рамках подготовки к возможной войне в 1998 году была восстановлена система ПВО албанской столицы (см. 53).
   С начала марта 1999 года (см. 116) из центральных районов Албании к её северо-восточной границе перебрасывалась значительная войсковая группировка на основе столичной 8-й пехотной дивизии из Тираны. При этом основная её часть была развернута на оперативном направлении Морине - Кукес, КП - Bardhoc (см. 53). Севернее, на направлени Тропоя - Байрам-Цурри, расположились части кукесской дивизии, которые также были усилены. Например, пехотной бригаде в г. Тропоя был придан танковый батальон из состава 1-й танковой бригады (г. Зал-Херри) (см. 56). С переброшенными в приграничную зону частями были проведены полевые учения "Drini i Bardhe-99" и "Hasi-99" (см. 56). Кроме частей столичной дивизии вблизи албано-югославской границы были сосредоточены также отдельные албанские части и соединения центрального подчинения: бригада "коммандос", механизированная бригада (из г. Лач), артиллерия бригады из Решени (см. 116), подразделения нженерной бригады, бригады связи, транспортной бригады, а также части материально-технического обеспечения. В настоящее время албанские военные открыто признают, что ими была создана система всестороннего снабжения как частей и подразделений албанской армии в приграничном районе, так и лагерей и боевых отрядов боевиков FARK / UгK (см. 205). Албанскиие разведка и спецназ обеспечивали для UгK сбор точной информации о расположеини и действиях сербских частей в приграничье, а также вступали в приграничье в боевые действия в критические для боевиков-албанцев моменты (см. 116). Албанская армия организовала и боевую подготовку отрядов UгK вплоть до обучения их владению тяжелым вооружением. Так, в расположении танковой части в Dizdar боевики UгK учились даже применению танков (см. 55).
  
  
    []
   Албанские танки Т-59 китайского производства выдвигаются к границе с Косово, 1999 г.
  
  
   Авиаудары НАТО по Югославии начались 24 марта 1999 года, а 04 апреля 1999 года американское командование приняло решение о развертывании контингента своих сухопутных войск на территории Албании в рамках подготовки к вторжению в Косово в случае, если воздушная операция не повлияет на позицию югославского руководства (см. 55). Вскоре после этого на албано-югославской границе произошёл инцидент, повлекший за собой разрыв 16 апреля 1999 года дипломатических отношений между Албанией и Югославией. По албанской версии, 13 апреля 1999 года до роты югославских десантников пересекли границу и в поисках косовских боевиков вторглись на 2 км вглубь албанской территории, ворвались в село Kamenica, где в ходе поисковых мероприятий разрушили несколько домов. Затем десантники были остановлены отрядом албанского ополчения и боевиков UгK, завязался бой. После двухчасового боя к месту столкновения прибыли подразделения албанской армии, и под огнем гаубиц, танков и РСЗО югославы отошли за линию границы, а затем якобы обстреляли из орудий близлежащие албанские села (см. 52). Югославская сторона отрицала как факт пересечения своими военными границы, так и факт обстрелов албанских селений.
   В период с 21 по 26 апреля 1999 года в Албании из числа переброшенных воено-транспортной авиацией из Германии войск США была развернута американская оперативная группа "Хок" (Hawk) численностью 5.100 человек. Группа включала подразделения 12-й бригады армейской авиации и 2-й бригады 1-й бронетанковой дивизии США, усиленных парашютно-десантным батальоном и артиллерией. На вооружении группы "Хок", дислоцированной на аэродроме Ринас близ Тираны, помимо танков М1 "Абрамс", БМП М2 "Брэдли" и реактивных систем MLRS находились также 24 боевых вертолета АН-64 "Апач" и 30 многоцелевых вертолетов UH-60 "Блэк Хок", которые предполагалось использовать для глубоких рейдов на территорию Косово и поражения югославской бронетехники. Установки MLRS в сопровождении американской пехоты были размещены ближе к территории Югославии - есть их фотографии в Kcirre - это чуть западнее г. Пука (см. 55). По-видимому, оперативная группа "Хок" предполагалась к вторжению в Косово на направлении Кукес - Призрен, так как именно на аэродроме Кукес создавались запасы материально-технических средств. Переброска припасов осуществлялась туда американскими и английскими военно-транспортными самолетами С-130 "Геркулес", а также автомобильными конвоями из порта Дуррес по единственной пригодной для переброски войск автодороге Решени - Кукес. Поскольку дорога после кончины албанского социализма была в сильно убитом состоянии, в мае 1999 года инженерные подразделения США, Италии и Германии провели её ремонт и реконструкцию до уровня, обеспечивавшего проход американской бронетехники (см. 54).
   Там же в Кукес весной 1999 года базировался американский и британский спецназ, взаимодействовавший как с албанскими военными, так и с отрядами UгK. При этом передача развединформации от спецназа стран НАТО боевикам UгK велась с использовнаием "прокладки" из албанских военных (см. 54, 116). Примечательно, что именно на аэродроме Кукес утром 12 июня 1999 года на взлете потерпел аварию английский транспортный самолет С-130, на борту которого находилась группа британского спецназа с задачей опередить русских десантников и захватить в Косово аэродром Слатина под Приштиной до того, как туда прибудет русская колонна (см. 57).
   Параллельно с продолжавшейся в мае 1999 года воздушной операции НАТО против объектов военной и гражданской инфраструктуры Югославии и подготовкой к вторжению сухопутных войск стран НАТО в Косово на албано-югославской границе продолжались боестолкновения между югославскими подразделениями и отрядами UгK, которых поддерживала албанская армия. По-видимому, дипломатические приличия были окончательно отброшены обеими сторонами, и югославы, за спиной у которых в Сербии авиация НАТО разносила мосты и электростанции, в отчаянии действовали против косовских боевиков, невзирая на границу. Албанские источники повествуют о ряде югославских рейдов на собственно албанскую территорию. Так, 11 мая югославская рота атаковала от пограничного перевала Моринес в направлении Касай (Kasaj), и албанская армия отбивала порыв югославов с помощью танков и артиллерии. 17 мая югославские подразделения при поддержке артиллерии нанесли удар в направлении от перевала Чафа-Прушит (Qafa Prush) на Перолай (Perrollaj) с целью захватить учебный центр в Хельшани (Helshan) и перерезать рокадную дорогу Тропоя - Кукес. Основной бой между югославами и албанцами развернулся в тот день в районе села Koshare, ввод в бой албанских танков вынудил югославов с потерями уйти за линию границы. 31 мая и 02 июня югославские подразделения действовали на албанской территории около села Zherke в районе Тропоя (см. 56).
   Но в противостоянии со всей Европой и США никакие отчаянные атаки спасти Югославию уже не могли. После уничтожения авиацией НАТО порядка 80% объектов энергетики и транспортной инфраструктуры Югославии её руководство 10 июня 1999 года прняло условия НАТО о выводе югославской армии и сил безопасности из Косово и ввод туда контингента сухопутных войск НАТО с передачей края под управление миссии ООН. Войска НАТО входили в Косово с территории Албании и Македонии, не встречая сопротивления выводимых югославских частей. Только что Россия, которая к тому времени почти окончательно предала и себя, и своих союзников, вдруг огрызнулась: утром 12 июня 1999 года после 600-километрового марша из Боснии на аэродром Слатина под Приштиной неожиданно вошла колонна русских десантников. Они заняли этот единственный крупный аэродром в Косово и воспрепятствовали планировавшейся туда переброске войск НАТО по воздуху. Результатом такой демонстрации стало полученное спустя несколько дней после этого согласие НАТО включить русский батальон в состав международных сил безопасности в Косово.
   Косовский кризис 1998-99 гг. так и закончился. В Косово остались международные силы, подавляющее большинство в которых составили американские войска. Под их прикрытием косовские албанцы почти полностью завершили вытесенение из Косово сербов и в феврале 2008 году в нарушение резолюции ООН провозгласили независимое государство, немедленно признанное основными странами НАТО. Американские войска остаются в Косово по настоящее время.
  
  
  
  
  
    []
   Февраль 2014 года, конференция НАТО. Министр обороны Албании Мими Кодели (крайняя слева) и её коллеги - министры обороны Жанин Хеннис-Пласшерт (Нидерланды), Урсула фон дер Ляйен (ФРГ), Ине Эриксон Сорейде (Норвегия) и Роберта Пинотти (Италия).
  
  

6.3 Реформирование албанской армии после

Косовской войны и её настоящее состояние

  
  
   В 2000 году албанские сухопутные войска насчитывали пять управлений пехотных дивизий (их штабы находились в Тирана, Корча, Шкодер, Кукес и Гирокастра), 55 бригад всех типов (как в составе дивизий, так и в качестве отдельных соединений) и около 300 батальонов, которые дислоцировались в 167-ми гарнизонах.
   В пехотной дивизии по штату находились одна танковая, одна артиллерийская и несколько пехотных бригад, а также части боевого и тылового обеспечения.
   После окончания Косовского кризиса и всеобъемлющего укоренения НАТО и США на Балканах встал вопрос о радикальном реформировании албанской армии и приведения её в сотвествие с новыми реалиями политической ситуации на Балканах и теми задачами, которые отводились Албании её западными кураторами. Именно в это время в Албании на законодательном уровне были приняты и введены в публичное обращение базовые документы, определяющие военную стратегию страны (прежде такие докумены не обнародовались, а в 90-е гг. вопросы военной стратегии сколько-нибудь внятно албанским руководством не формулировались и не разрешались).
   Так, в феврале 2000 года была принята Национальная стратегия безопасности и оборонной политики, провозглашавшая главными задачами вооруженных сил обеспечение обороноспособности; постоянный надзор за национальными территорией, воздушным и морским пространством; гуманитарные операции; борьба с терроризмом; участие в международных операциях по поддержанию мира (см. 78).
   В том же году албанское правительство приняло двухступенчатый план проведения военной реформы, согласно которому на первом этапе в 2000-2004 гг. предполагалось преобразовать армию в меньшие по размеру, но более эффективные вооруженные силы с сокращением их численности с 43 тыс. до 31 тыс. человек и разделением армии на силы постоянной готовности и резервные формирования, а на втором этапе в 2005-2009 гг. осуществить их всестороннюю модернизацию.
   Тогда же началось плотное движение в сторону включения страны в военную организацию НАТО. Так, в апреле 2002 года был принят план получения членства в НАТО (NATO`s Membership Action Plan, NAP) на 2002-2010 гг, предусматривавший переустройство албанской армии в интересах и в соотвествии со стандартами НАТО. В Тиране с этого времени стала работать постоянная миссия НАТО, направляющая этот процесс. Помощь НАТО заключалась в финансовом и организационном содействии в преобразовании структуры албанских вооруженных сил и частичном их переоснащении для соответствия стандартам НАТО, а также в разрешении ряда специфичных проблем албанской армии, основной из которых считалась проблема обеспечения хранения и утилизации большого объёма устаревшего и избыточного вооружения и боеприпасов (в 2002 году объём подлежавших уничтожению боеприпасов оценивался в 111-150 тыс. тонн).
   В том же тренде вливания в НАТО с 2002 года албанская армия стала участвовать в военных операциях США и НАТО вне Европы (до этого албанские военные принимали очень ограниченное участие в миротворческих программах ООН в Грузии, Боснии и Герцеговине, Косово). С 2002 года и по настоящее время албанский военный контингент находится в Афганистане (за это время там побывали 2.944 албанских военных), действуя в районах Герат - Шинданд в составе итальянской и испанской группировок. Также в период с апреля 2003 года по декабрь 2008 года албанцы находились в Ираке (всего там побывали 1.343 албанских военных), действуя в районах Мосула и Багдада. Наконец, в июле 2008 года - июле 2010 года небольшой албанский контингент (три последовательно сменявшихся группы по 63 человека, всего 189 человек) участвовал в военной операции в Чаде, находясь там под французским командованием.
   В августе 2002 года была принята Военная стратегия, которая предполагала обеспечение базопасности страны посредством сотрудничества с НАТО, а затем интеграции страны в состав этого военного блока. В соответствии с военной стратегией 2002 года началась спонсируемая Министерством обороны США и рассчитанная на 10-летний период военная реформа, которая предполагала развитие профессиональной армии при постоянном сокращении доли призывной части личного составеа: на последнем этапе реформирования вооруженные силы должны были насчитывать 18 тыс. человек, 70% из которых были бы профессионалами, а 30% - призывниками. Реформа предполагала также ежегодное увеличение албанского военного бюджета на 0,1% от ВНП. После реформирования армия предполагалась исключительно профессиональной с численностью мирного времени в 14,5 тыс. военнослужащих и 2 тыс. гражданских служащих, в резервных формированиях - 20 тыс. человек (см. 78).
   В рамках первого этапа провозглашенного реформирования организационная структура албанской армии в 2001-2002 гг. существенно изменилась: были упразднены управления дивизий и расформировано большое количество бригад. После этого в боевом составе сухопутных войск насчитывалось только семь пехотных бригад (в каждой по три пехотных и одному танковому батальону, артгруппа, зенитная группа, противотанковая группа, роты обеспечения), две артиллерийские и одна инженерная бригады, полк "коммандос", батальон спецназначения и 9 зенитно-артиллерийских полков (в оперативном подчинении командования воздушных сил); в ВВС - авиабригада (истребительная, истребительно-бомбардировочная и две учебные эскадрильи, транспортная часть и вертолетный полк), три авиабазы, зенитно-ракетный полк; в ВМС - скадрованный полк береговой артиллерии и два военно-морских района, в каждом из которых было по одной военно-морской базе и по одному пункту базирования (см. 208).
   В это же время начались первые сколько-нибудь значимые поставки в Албанию западного вооружения и военной техники. Правда, это оказались образцы разработки и производства 60-70-х гг ХХ века. Так, например, в 2001 году из запасов итальянской армии было получено 70 гусеничных БТР М113, а в 2002-2003 гг. также из Италии были переданы чуть более десятка легких многоцелевых вертолетов АВ.205 и АВ.206.
   Однако в 2003-2004 гг. планы реформирования подверглись существенной корректировке в связи с принятием западным и албанским политическим истеблишментом курса на ускорение интеграции Албании в НАТО. Так, в мае 2003 года Албания, Македония и Хорватия при содействии НАТО приняли Адриатическую хартию, которая, как объявлялось, представляла собой механизм регионального сотрудничества, необходимый для продвижения стран-участниц к членству в НАТО.
   Чтобы быстрее соответствовать критериям НАТО, албанское руководство форсировало сокращение армии с расформированием большого количества частей и соединений, в том числе резким уменьшением количества резервных формирований. Так, в середине 2003 года албанский парламент утвердил план сокращения вооруженных сил с 31 тыс. до 16,5 тыс. человек в период до 2010 года, однако уже в марте 2005 года личный состав вооруженных сил составил только 12-13 тыс. человек (см. 78). При этом албанский военный бюджет 2005 года был увеличен сразу на 20% по сравнению с 2004 годом и достиг 129,6 млн. долларов США, что соответствовало 1,5% ВНП. В ноябре 2006 года был утвержден новый армейский штат, согласно которому численность вооруженных сил составила только 12,8 тыс. человек, включая 2 тыс. гражданских служащих (см. 78).
   В 2003-2004 гг. произошла коренная реорганизация структуры албанских вооруженных сил, которые по НАТОвским рекомендациям и образцам были преобразованы в пять командований: сухопутных войск, воздушных сил, морских сил, учебное и военной доктрины, тыловой поддержки (см. 78). В ноябре 2006 года первые три командования были объединены в единое Объединенное командование (Komanda e ForcКs sК Bashkuar) со штабом в Дуррес, принявшим на себя функции оперативного управления всеми боевыми формированиями - в его подчинение поступили бригада быстрого реагирования, полк "коммандос", воздушная и морская бригады.
  
    []
   Выгоревшие артиллерийские снаряды и разрушенные гражданские здания - результат детонации боеприпасов на базе их утилизации в Гердеци (Gёrdec) 15 марта 2008 года (см. 76).
  
   Характерно, что радикальное реформирование албанской армии велось в условиях всесторонней поддержки и обеспечения этого процесса со стороны США. В частности, в целях уничтожения оставшихся от коммунистов запасов боеприпасов в Албании США с 2004 года задействовали программу Нанна-Лугара, которая первоначально (в 1991 году) была принята в отношении СССР и затем обеспечивала финансирование американцами работ по уничтожению наиболее опасного вооружения в странах бывшего СССР. Так, американцы сначала финансировали процесс утилизации на албанском химическом заводе в Мьекес запасов боевых отравляющих веществ бывшей Народной Армии общей массой 16,7 тонн (проект стоимостью 48 млн. долларов завершен в июле 2007 года) (см. 81), а также избыточных и устаревших боеприпасов для обычных видов вооружения.
   В 2002 году, то есть в начале реформы военной организации Албании, её министерство обороны оценивало объём обычных боеприпасов, подлежащих утилизации ввиду устаревания и избыточности, в 111-150 тыс. тонн. Начатая с опорой на частных подрядчиков программа утилизации вскоре ознаменовалась катастрофой. 15 марта 2008 года в бывшем военном гарнизоне в Гердеци (Gёrdec) в 25 км от албанской столицы из-за несоблюдения мер безопасности работниками частного подрядчика при хранении и обезвреживании свезенных для утилизации боеприпасов произошла их детонация. В результате взрывов, продолжавшихся несколько дней, пострадали около 5 тыс. домов в радиусе 2,5 км, погибло 26 и было ранено более 300 человек. Помимо уголовного дела этот инцидент стал предлогом для того, чтобы США сочли безопасность находившегося на вооружении албанской армии устаревшего ракетного вооружения недостаточной. Чтобы исключить возможность подобных инцидентов с ракетами и попадания их в руки террористов, было достигнуто албано-американское соглашение, в соответствии с которым в 2008-2009 гг. всё ракетное вооружение албанских вооруженных сил (300 зенитных ракет для комплексов HQ-1, около 250-300 переносных зенитных ракетных комплексов и около 450 противотанковых управляемых ракет) было передано США и ими ликвидировано.
   В 2009 году продолжилась программа утилизации обычных боеприпасов. В итоге за период с 2009 по 2015 год на трёх албанских военных заводах (в Поличан, Грамши и Мьекес) и в двух частных компаниях на территории Албании было утилизировано 100,8 тыс. тонн боеприпасов (см. 143). Их утилизация велась на средства США, Германии, Дании и ряда других европейских стран (см. 82). Также до 2013 года на военых объектах было уничтожено около 100 тонн опасных химических веществ (ракетного топлива и пр.).
   В результате практических мер по реформированию вооруженных сил в период 2002-2006 гг. албанская армия окончательно утратила прежнее качество, происходящее из Народной Армии. Во всех существенных аспектах - начиная со стратегии, принципов комплектования, идеологической подготовки и заканчивая организационной структурой, вооружением и тактикой - теперь это была уже качественно иная армия, типовая в ряду других армий европейских стран бывшего просоветского блока, но бесконечно далекая и чужая для Албанской Народной Армии, из шинели которой она якобы вышла. Впрочем, прежняя шинель тоже ушла в небытие, вместо неё пришла НАТОвская униформа.
   В результате реформы из армии почти полностью были уволены остатки офицеров и подофицеров, начинавших службу при коммунистическом режиме: в 2001-2002 гг. было уволено 1.140 и в 2003-2004 гг. ещё 930 офицеров и подофицеров (см. 78). Отметим, что новое албанское государство положило им крайне небольшое содержание. Например, бывший командир танковой бригады АНА получал в 2012 году ежемесячную пенсию в размере, эквивалентном 120 евро (см. 65).
   Весь оставшийся офицерский состав был индоктринирован уже в рамках западного ценностного выбора. Призывная система комплектования армии осталась в прошлом, албанская армия полностью перешла на контрактную основу. По сути, в обедневшей стране с иностранной помощью была создана компактная высокооплачиваемая профессиональная армия, которая может участвовать в современных боевых действиях исключительно на вторых ролях в составе коалиции союзных армий и не способна вести войну в одиночестве, так как не располагает для этого ни достаточными силами, ни необходимым набором техники и вооружения. Тем не менее, такая армия может быть эффективно задействована в полицейских операциях для подавления мятежей и массовых беспорядков внутри страны. И эта функция для современной албанской армии, по-видимому, является одной из приоритетных.
   После того, как в результате всесторонних реформ албанские вооруженные силы избавилась от наследства Народной Армии и приобрели заданный им новый облик, а сама страна во всех отношениях стала подконтрольна США и их союзникам в Европе, 01 апреля 2009 года Албания была принята в члены НАТО вместе с Хорватией.
  
  
    []
   Останки бронетехники на базе хранения, 00-е гг. Стоит обратить внимание на железобетонные укрытия тоннельного типа, возведенные, как очевидно, в 70-е гг. и предназначавшиеся для сохранения бронетехники в условиях боевых действий с применением оружия массового поражения.
  
   Сухопутные войска
  
   В 2003 году в сухопутных войсках были проведены радикальные организационно-штатные мероприятия, смысл которых заключался в сохранении нескольких кадровых частей и массовом сокращении остальных с преобразованем ряда из них в резервные (кадрированные по личному составу с консервацией техники и вооружения).
   На базе единственной остававшейся к тому времени танковой бригады в Зал-Херри в 2003 году была создана Бригада быстрого реагирования (Brigada e Reagimit tК ShpejtК - BRSh), в составе которой и сохранились ненадолго единственный в стране танковый батальон (40 танков Т-59) и опять же единственный механизированный пехотный батальон (70 БТР М113). Впрочем, уже в 2006 году эта бригада перешла на новый штат, в котором места танкам не было (танковый батальон был переведен в Лячи, а в следующем году расформирован). После этого в обновленной в 2006 году по своему штату бригаде быстрого реагирования оказались все сохранявшиеся в албанской армии в развернутом виде части "классической" пехоты и подразделения её боевого и тылового обеспечения: штаб и штабная рота (Зал-Херри), 1-й пехотный батальон на БТР М113 (Вау-и-Диес), 2-й пехотный батальон (Зал-Херри), 3-й пехотный батальон (Пошня), артбатальон, инженерный батальон, рота химзащиты (все - Тирана), разведрота, рота связи, рота военной полиции и батальон снабжения (все - Зал-Херри).
   Все прежде существовавшие подразделения спецназа были сохранены и сведены в единый полк "коммандос" (Regjimentit Komando): штаб и рота снабжения (Тирана), 1-й и 2-й батальоны "коммандос" (оба - Зал-Херри), батальон спецназначения (Фарке).
   Помимо бригады быстрого реагирования и полка "коммандос" в сухопутных войсках (их командование было воссоздано в декабре 2009 года) сохранились ещё только отдельный батальон связи и инженерная бригада.
   Что касается резервных компонентов сухопутных войск, то поначалу с 2003 года они включали пять резервных пехотных бригад (см. 78) - ими стали прежние развернутые пехотные бригады (ещё в 2000 году они существовали в формате пехотных дивизий). Впоследствии количество резервных частей снова было сокращено, и в 2014 году все они находились в составе единственной бригады территориальной поддержки (Тирана).
   До сих пор "пехотное" оружие албанской армии представлено в основном образцами советской или китайской разработки и производства. Например, у пехоты стандартными являются 7,62-мм автомат ASH-78 ("Калашников" албанского производства) и ручной противотанковый гранатомет типа 69 (китайский аналог советского РПГ-7). Впрочем, в ближайшее время оно будет вытеснено западными образцами, благо небольшие размеры сегодняшей армии и западная помощь это позволяют. Так, в марте 2015 года в качестве нового стандартного автомата был выбран американский М4 калибра 5,56-мм. В последние годы албанская пехота и спецназ получают на вооружение легкие колесные бронемашины западного производства.
  
  
   Воздушные силы
  
   Реформирование албанских ВВС и ПВО в 1991-92 гг., то есть сразу после кончины социализма, свелось к их некоторому сокращению. Так в авиаполках количество боевых эскадрилий было уменьшено с трёх до двух, что позволило освободиться от той части авиатехники, что была уже вконец изношенной. В ПВО было сокращено число зенитных полков.
   В 1995 году албанские ВВС и Войска ПВО, до того два десятка лет существовавшие раздельно, были вновь объединены в единый вид Вооруженных сил - Воздушные силы и подверглись новой реорганизации. При этом авиачасти в составе нового вида вооруженных сил были сведены во вновь образованную Воздушную бригаду, а сильно сокращенные зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные части, а также РЛС - в Бригаду воздушной обороны (Brigada e Mbrojtjes Ajrore).
   Если ранее авиаполки по унаследованной от СССР традиции имели действительное и условное наименование (например, часть в Кучова имела секретное наименование "23-й истребительный авиаполк", которому соответствовало открытое условное обозначение "военная часть 1875"), то в 1995 году они утратили прежние полковые наименования и превратились в безликие "военные части" (Repart i Ushtarak) с новой нумерацией. Так появились в/ч 4004 (Влёра), в/ч 4010 (Гядри), в/ч 4020 (Ринас), в/ч 4030 (Кучова), в/ч 4040 (Фарке) и в/ч 4050 (Лапрака) (см. 149).
  
  
    []
   Май 2009 г. Гонки стритрейсеров на аэродроме Гядри (фотография Endrit Haxhiu на ресурсе Google Earth)
  
  
   Состояние техники албанской авиации ко второй половине 90-х гг. уже было близко к катастрофическому. Например, в бывшем вертолетном полку в начале 1997 года из трёх десятков вертолетов Z-5 полетопригодными оставалось не более 11-ти (см. 149) и правительство, опасаясь невозможности вскоре обеспечить даже минимум гражданских перевозок (медпомощь, поисково-спасательные операции), в 1995 году приобрело три бывших в эксплуатации легких вертолета "Алуэтт-III" французского производства. В условиях перманентного экономического кризиса в отсутствие необходимого финансирования и летной подготовки авиация приходила в упадок. Однако самый страшный удар по албанской авиации был нанесен в марте 1997 года, когда толпы "обманутых вкладчиков" разгромили авиаучилище во Влёра и его учебный аэродром с самолетами CJ-6, а также инфраструктуру авиабазы Гядри.
   Восстановление авиационной инфраструктуры велось с помощью турок и итальянцев. Итальянцы даже создали во Влёра в 2000 году своё учебное подразделение для обучения албанских летчиков.
   Примерно в 2000 году был принят и начал воплощаться план "Force's Objective 2010", предусматривавший развитие албанской военной авиации на период до 2010 года. Согласно плану предполагалось сократить число используемых военной авиацией аэродромов с шести до трёх, боевые и транспортные самолеты китайского производства сохранить в эксплуатации до 2010 года, обновить парк вертолетов. В организационном отношении в авиации должны были остаться только три специализированные части: на аэродроме Ринас (на базе в/ч 4020) - авиакрыло (Krahu Ajror), в которое сводились все боевые и транспортные самолеты; в Фарке (на базе в/ч 4040) - авиатранспортный полк (Regimenti i Transporti Ajror), в котором сосредотачивались все вертолеты; на аэродроме Кучова (на базе в/ч 4030) - Академия воздушных сил (Akademie e Forcave Ajrore) для подготовки летных экипажей и технического состава авиации.
   Аэродром Гядри был законсервирован, полностью ликвидированы аэродромы во Влёре и в Лапрака (бывшая взлетно-посадочная полоса последнего сейчас представляет собой проспект в новом столичном микрорайоне). От Лапрака функции гражданского аэропорта албанской столицы в 2002 году перешли к аэродрому Ринас, который тогда же переименовали в Международный аэропорт имени Матери Терезы, а в 2005 году отдали во владение немецкой компании.
   В результате все находящиеся в эксплуатации боевые и транспортные самолеты албанской авиации в 2002 году были сосредоточены на аэродроме в Ринас в авиакрыле в составе двух истребительных эскадрилий (в одной до десяти F-6/МиГ-19С, в другой - несколько F-7А/МиГ-21 и FT-5/МиГ-17УТИ) и одной транспортной эскадрильи (девять самолетов Y-5/Ан-2) (см. 149). В том же 2002 году возобновилась более-менее полноценная подготовка летных кадров для албанской авиации - на аэродроме Кучова, где вместо расформированной боевой авиачасти в/ч 4030 была открыта Академия воздушных сил и заново сформирована учебная эскадрилья, в которой были только четыре поршневых учебных самолета CJ-6 и четыре реактивных учебно-боевых самолета МиГ-17УТИ (см. 149). В 2003-2004 гг. обновился состав вертолетного полка в Фарка: Италия из запасов своей армейской авиации передала 7 многоцелевых вертолетов АВ-205А и 7 легких вертолетов АВ-206С (это американские UH-1 "Ирокез" и OH-58A "Кайова", выпускавшиеся в Италии по лицензии в 70-е гг.), за счет которых в полку были укомплектованы две вертолетные эскадрильи, а несколько оставшихся вертолетов Z-5 (Ми-4) были сняты с вооружения полка.
  
  
    []
   "Старое" и "новое" в албанской авиации: взлетает вертолет АВ-205А (американский UH-1 "Ирокез" итальянской постройки), на заднем плане - вертолет Z-5 (китайский вариант советского Ми-4)
  
  
   Боевая авиация, вставшая на крыло в социалистической Албании, пережила её почти на полтора десятка лет. Полеты на запредельно изношенных и устаревших боевых самолетах, которые, как выразился один из НАТОвских наблюдателей, "представляли опасность только для своих экипажей", продолжались вплоть до 16 сентября 2004 года. В этот день на МиГ-19С разбился 46-летний подполковник Яни Тарифа (Jani Tarifa), ставший 37-м албанским военным летчиком, погибшим в авиакатастрофе с 1951 года. После его гибели полеты на истребителях были приостановлены и больше уже не возобновлялись (см. 152). На другой год были прекращены полеты и на учебных самолетах FT-2 (МиГ-15УТИ) и FT-5 (МиГ-17УТИ) китайского производства. Дольше всего протянула китайская авиатехника в транспортной авиаэскадрилье: эксплуатация транспортных самолетов Y-5 (Ан-2) была полностью прекращена только в 2011 году.
   Все боевые и учебные самолеты были оставлены на аэродромах Ринас, Кучова и Гядри - частью на площадках хранения, а частью в железобетонных укрытиях, где эта авиатехника под охраной, но без какого-либо обслуживания находится по настоящее время и никакого боевого значения уже не имеет. Албанским министерством обороны попытки реализации части самолетов в частные коллекции предпринимались и в 2012 году, и в 2013 году, но безуспешно. В феврале 2016 года с той же целью на аукцион снова было выставлено 36 самолетов и 4 вертолета (см. 216).
   После ликвидации авиаподразделений, оснащенных боевыми и транспортными самолетами, в албанской военной авиации остались только вертолеты, их эксплуатация продолжается в вертолетном полку на базе в Фарке. Буквально поштучно обновляется вертолетный парк. Так, в апреле 2006 года в ФРГ было заказано 12 легких вертолетов BO-105 (шесть - для армии, четыре - для МВД и два - для министерства здравоохранения), которыми частично заменили устаревшие АВ-206С. Затем для замены многоцелевых АВ-205А приобретены 4 средних вертолета AS-532 "Кугар".
   Понятно, что при такой военной авиации нет нужды содержать сколько-нибудь серьёзную учебную авиационную инфраструктуру. Поэтому специальное авиационное военно-учебное заведение в Албании прекратило своё существование. Сегодня после получения общего военного образования албанские курсанты-авиаторы проходят летную подготовку за рубежом применительно к соответствующим типам вертолетов.
   Но в сравнении с албанской авиацией ещё более незавидная судьба оказалась у албанских сил ПВО, сведенных с 1995 года в Бригаду воздушной обороны со штабом в Selite, пригороде Тираны. Вплоть до середины 00-х гг. албанцы умудрялись поддерживать в районе своей столицы в относительно боеспособном состоянии на боевых позициях два китайских зенитно-ракетных комплекса HQ-1 (модификация советского комплекса СА-75). Помимо них в начале 90-х гг. были приобретены в общей сложности 250-300 переносных зенитно-ракетных комплексов - в Китае (ПЗРК NH-5) и в Болгарии (ПЗРК "Стрела-2М" или "Игла" советской разработки) (см. оф. сайт ВВС), которыми был вооружен 3-й батальон ПЗРК. Очевидно, что сохранялось какое-то количество 57-мм зенитных пушек С-60 и несколько радиотехнических постов раннего обнаружения.
   Однако после сокрушения Югославии, когда военные силы НАТО стали всеобъемлюще контролировать обстановку на Балканах, а Албания оказалась окончательно привязана к США и Евросоюзу, никаких оснований для сохранения уже крайне устаревшей техники ПВО у албанцев не имелось. И кончина албанской ПВО вскоре случилась. И была она до некоторой степени символической. Вслед за тем, как 15 марта 2008 года из-за несоблюдения мер безопасности взорвалась база по утилизации боеприпасов в Гердеци (Gёrdec), было заключено албано-американское соглашение, в рамках которого в США для утилизации было вывезено всё ракетное вооружение албанской армии. Среди него были и около 300 зенитных ракет для комплексов HQ-1 и все переносные зенитно-ракетные комплексы. Соответственно, были расформированы и последние албанские части ПВО. Так зенитные ракеты, которые албанцами с самого их появления у них в армии рассматривались как чудо-оружие против, прежде всего, американских самолетов, были в конце-концов албанцами же переданы США для того, чтобы те ракеты эти уничтожили.
   К сегодняшнему дню в албанских вооруженных силах осталось единственное специализированное подразделение ПВО - зенитная группа в составе бригады быстрого реагирования сухопутных войск. От прежней обширной сети РЛС дальнего обнаружения и оповещения на вооружении осталось только две РЛС - одна в Порто-Романо (район Дурреса), другая - в Бушати (район Шкодер) (см. 165).
   По мере упадка и ликвидации отдельных компонентов албанских ВВС / ПВО происходили соответствующие организационные изменения. С 2007 года все их части и подразделения объединены в составе Воздушной бригады. В настоящее время в её составе находятся вертолетный полк (Фарке), резервная авиабаза (Кучова), центр воздушного наблюдения (Ринас), метеослужба (Лапрака) и рота обеспечения.
  
  
  
    []
   "Старое" и "новое" в албанском флоте: бывший тральщик проекта 254 советской постройки и сторожевой катер типа "Seaspectre Mк.III" американского производства (фотография с форума http://alb-military.com)
  
  
   Морские силы
  
  
   На протяжении 90-х гг. албанский воено-морской флот, переименованный в октябре 1995 году в Силы морской обороны (ForcК e Mbrojtjes Detare), деградировал. Его организационная структура поначалу не претерпела радикальных изменений: в его составе вплоть до 2001 года, как и при коммунистах, находились 1-я (Дуррес) и 2-я (Влёра) морские дивизии, действовавшие каждая в своём военно-морском районе, статус военных баз в Шенгини и Саранди в 1995 году был понижен до баз снабжения. Однако прежний корабельный состав к новому веку пришел в негодность как из-за физической изношенностью подавляющего большинства кораблей советской (50-х гг.) и китайской (60-70-х гг.) постройки, так и в связи с почти полным отсутствием боевой подготовки и внятного технического обслуживания. Резко обрушили и без того небольшую боеспособность остатков албанского флота и массовые беспорядки 1997 года, когда многие корабли и военно-морские объекты, включая основные базы флота в Паша-Лиман и Влёра, были разграблены, а часть кораблей ушли в Италию и Грецию.
   От коммунистов новой прозападной Албании в 1991 году достались четыре подводные лодки: три в боевом строю на базе в Порто-Палермо и одна в Паша-Лиман в состоянии ремонта, затянувшегося с 1988 года. В 1992 году все подлодки были сосредотчены в Паша-Лиман, а через год прекратилось их поддержание в боеготовом состоянии. Тем не менее, окончательное решение об их разделке на металл было принято только в 1998 году, но его осуществление затянулось. Первый подрядчик, выигравший тендер на утилизацию подлодок, вырезал в них весь цветной металл, но разбирать и вывозить сами корпуса посчитал для себя невыгодным. В итоге все четыре корпуса подлодок гнили у причала ещё десятилетие, пока в 2010 году албанское правительство вновь не объявило тендер на их разделку (см. 181). В сентябре 2011 года три подлодки, наконец, были разделаны в базе Паша-Лиман, а их металл увезен самосвалами на переплавку в Эльбасан. Памятуя о снятом в 1979 г. художественном фильме "Лицом к лицу" (Ballё pёr Ballё), в котором рассказывалось о противостоянии советских и албанских моряков в Паша-Лиман в 1961 году и демонстрировалась подводная лодка с бортовым номером "105", оставшуюся четвертую подлодку было решено сохранить в качестве главного экспоната музея "холодной войны". Такой музей в 2013 году предполагалось разместить внутри скального укрытия в Порто-Палермо (см. 218), но этот проект до сих пор так и не осуществился.
   Также к концу 90-х гг. фактически были выведены из боевого состава оказавшиеся к тому времни полностью небоеспособными прежде многочисленные торпедные катера китайского производства (катера советского производства были списаны ещё в 1987 г.). Так, например, только в 1998 году их было списано на слом около двух десятков, но работы по их утилизации затянулись до 2010 года. Катера, равно как и малые охотники за подводными лодками, частично были затоплены, а большей частью проданы на лом (см. 130). Есть основания полагать, что, как и в случае с боевыми самолетами ВВС, некоторая часть торпедных катеров (от 5-ти до 11-ти единиц) в начале 00-х гг. была законсервирована на берегу. В последующем из-за отсутствия охраны и необходимого обслуживания катера пришли в негодность.
   Позволив доставшемуся от коммунистов флоту умереть, албанские власти на рубеже веков начали формирование нового облика албанских морских сил. В условиях интеграции в НАТО и отсутствия как возможностей для содержания сколь-нибудь внятных боевых кораблей, так и необходимости в таких кораблях, обновленные албанские морские силы фактически превратились в береговую охрану, оснащенную исключительно сторожевыми кораблями и катерами. С начала ХХI века эти силы обеспечивают решение двух главных задач: патрулирование прибрежных вод с целью пресечения контрабанды и незаконного проникновения на территорию страны с морского направления, а также выполнение морских спасательных операций. Никакие другие задачи морской обороны албанские военные самостоятельно решать не способны. Впрочем, Албания в НАТО уже не располагает фактической возможностью что-либо решать самостоятельно.
   Формирование "нового облика" албанских морских сил началось с передачи им в 1999 году пяти сторожевых катеров постройки 60-70-х гг. из состава береговой охраны США. За ними в 2002 году и в 2004 году последовали переданные Италией две партии по шесть сторожевых катеров постройки 1966-69 гг., вооруженные, как и американские катера, исключительно пулеметами. Помимо этих "новых" кораблей в боевом составе албанских морских сил были сохранены три - четыре "старых": один тральщик советской постройки проекта 254 и три охотника за подводными лодками (один советского проекта 122бис, два - китайского проекта 062). Все четыре корабля были переклассифицированы в патрульные и используются именно в этом качестве.
   Одновременно с "обновлением" корабельного состава, который, как видно, заключался в замене боевых катеров китайской постройки 60-70-х гг. сторожевыми катерами американской и итальянской постройки тех же лет, в албанском флоте прошли организационные изменения. В 2001 году две морские дивизии были преобразованы в Северную и Южную военные флотилии со штабами в Дуррес и Влёра соответственно. Спустя три года Силы морской обороны были переименованы в Морские силы (Forcat Detare), а затем в 2007 году превратились в Морскую бригаду (Brigada Detare), вошедшую в подчинение албанского Объединенного командования.
   В ноябре 2007 года албанское правительство заключило с голландской фирмой Damen Group контракт на постройку в 2007-2014 гг. четырёх малых патрульных кораблей проекта Damen Stan Patrol 4207 водоизмещением 250 тонн, длиной в 42,8 метров и скоростью 26 узлов с экипажем в 17 человек. Головной корабль был построен в Нидерландах, а три остальных - на албанском судоремонтном заводе в Паша-Лиман, где голландцы специально для этого возвели новый корпус.
   Сейчас в составе Морской бригады находятся Северная флотилия (Дуррес), Южная флотилия (Паша-Лиман), а также батальон обеспечения (Паша-Лиман) (см. 193). Штаб бригады в 2008 года был перемещен из Тираны в Плепа (Plepa), пригород Дурреса, где и находится. Корабельный состав представлен 4 малыми патрульными кораблями, 17-20 патрульными катерами, до 10 вспомогательных судов и катеров. Корабли и катера базируются на мыс Палле (Kepi i Palit) севернее Дурреса, Паша-Лиман, Шенгини и Порто-Палермо. Базы на острове Сазан и в Саранди оставлены.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023