ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Ширшов Павел Викторович
И смех, и грех на афганской войне. Сцена 21

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.66*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так случилось, что с афганской войны я не привёз ни единого фотоснимка себя любимого, а фотография лично для меня стала предельно важна с 15 лет, когда мать мне впервые купила фотоаппарат. С тех пор, моё отношение к фотографии, как к роду искусства и как к инструменту фиксации истории остаётся неизменным - я фотограф.

Так случилось, что с афганской войны я не привёз ни единого фотоснимка себя любимого, а фотография лично для меня стала предельно важна с 15 лет, когда мать мне впервые купила фотоаппарат. С тех пор, моё отношение к фотографии, как к роду искусства и как к инструменту фиксации истории остаётся неизменным - я фотограф.

Я как многие прочие фотографы способен часами обсуждать фотожелезо и фотостекло, я готов слушать других фотографов, дабы получить от них полезный совет, и старательно снимаю практически каждый день, шлифуя умение. И вот я историк, сначала по духу, а потом и по образованию, фотограф по призванию, главный период своей молодости, а может и жизни не зафиксировал вовсе. Как так? Отвечаю, так вышло.

Первой причиной малого количества фотографий в начальной стадии войны был тот факт, что в запасный район базирования по боевой тревоге полк вывели внезапно. Ну, то есть до того были тревоги, мало того, их за две недели до настоящей боевой тревоги было множество, и народ столь привык к этим постоянным тревогам, что и не понял, что в свои казармы мы больше не попадём.

Уже во время стояния в пустыне, в запасном районе, некоторые смогли всё же съездить в Иолотань и они-то рассказали, что все казармы, оставшиеся без охраны, были разграблены. Одним словом, когда выскакивали из казарм, было не до фотоаппаратов, а потом их самих не стало.

Потом был ввод, потом - первые боевые действия, и всё как-то было не до фиксации той реальности, в которой мы пребывали. Однако, в апреле в полк каким-то образом ввезли то ли два, то ли три фотоаппарата. И я стал случайным свидетелем, как их уничтожали.

Мы в очередной раз выезжали в зелёнку, а тут на бетонку кто-то из политорганов выкладывали в рядок фотоаппараты. В основном ФЭДы. Напротив этой линейки стоял танк с заведённым мотором. Что было дальше, не знаю, мы уехали, но догадываюсь, фотики всё ж раздавили. Режим секретности, типа соблюдали.

Потом уже к середине лета и к осени фотоаппараты снова появились, и есть немало снимков разведроты лета 1980 года, а потом наличие фотоаппарата стало нормой в подразделениях. Иначе бы мы окончательно потеряли изобразительную историю нашего присутствия в Афганистане.

Официальные фотографы попадали в Афганистан двумя путями, первый - это путь моего хорошего друга Сергея Сальникова. Он был фотографом ещё до службы, а Политотдел нашей 5-й гвардейской мотострелковой дивизии дал ему камеру, фотолабораторию, и он стал фотографировать для всей дивизии.

Серёга никогда не жалел свои фотографии и всегда делился ими со всеми. Так продолжает и сейчас, когда выкладывает снимки с мероприятий в Сеть для всеобщего скачивания.

И сегодня, множество снимков, профессионально снятых в Афгане и выложенных в Сеть - его. Ну ладно, допустим, в те времена и с той техникой, что у него была, и с тем профессионализмом, что был у него, солдата - снимал он полупрофессионально, но факт, что он поделился фотографиями со всеми, ничего не утаивая, и делится и сегодня - достоин уважения.

Также лежат в Сети все афганские фото, которые имел начальник политотдела 5-й гв. МСД (85-87г.)подполковник Юркин Виталий Владимирович. И вообще, всё, что лежит в Сети под поисковым запросом "Афганистан" - это заслуга тех людей, кто честно делит эти фото со всеми.

Второй путь получения фотографий с афганской войны - это снимки профессиональных фотографов, которые выезжали в воюющие войска по командировкам, когда редакции "Красной Звезды", когда агентства "ТАСС" - снимки этих фотографов мы практически не видим.

Точнее, мы видим только постановочные снимки, которые когда-то были опубликованы, а те фотографии и их большинство, что не пошли в печать, либо лежат в фотоархивах "ТАСС" и редакции "Красной Звезды", либо в архивных фондах Минобороны или Российского государственного архива социально-политической истории (который раньше называли Архивом КПСС) и других архивов. Многие и многие фотографы, работавшие на редакции в те времена и катавшиеся по Афгану, тоже выложили в Сеть свои фото.

Из тех профессиональных снимков изрядная часть осталась у самих фотографов, которые в те года катались по Афгану, но как настоящие профи они тогда работали за командировочные и сейчас многие знают цену каждому кадру оттуда, из-за речки.

Вполне к слову осязаемая цена. В январе 2004 года, будучи заместителем главного редактора газеты "Побратим" Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, звонил в один такой архив и спрашивал, можно ли у них приобрести фото времён Афганской войны. Мне сказали - да, можно, от 60 долларов за отсканированный кадр, и покупать можно не менее 50 кадров за раз. Понятное дело, у редакции не было таких средств.

Каждый человек, в принципе, может записаться в Подольский архив Министерства обороны РФ и изучать материалы той войны, точнее, той части архива, которая открыта по Афганской войне, а открыто далеко не всё. Но использование фотоматериалов даже для написания диссертации очень проблематично, не говоря уже для использования в СМИ.

Я прекрасно понимаю, что этой статьёй подниму большой шум, и многие меня могут обвинить в огульном охаивании солидных организаций, но ведь это важно знать и своими глазами видеть ту войну, в которой страна воевала девять лет, ведь постоянно говорится с экранов телевизоров и мониторов наших компьютеров о сохранении исторической памяти нашего народа.

Тогда почему некоторые держатели этой самой памяти не могут позволить себе выложить наиболее достойные фотографии той войны. Почему сорок лет спустя ввода войск большая часть архивов всё ещё засекречена даже для историков.Тогда почему некоторые держатели этой самой памяти не могут позволить себе выложить наиболее достойные фотографии той войны. Почему сорок лет спустя ввода войск большая часть архивов всё ещё засекречена даже для историков.

Я понимаю, что многие из участников ещё живы, и информация того периода до сих пор затрагивает интересы многих сторон, но никто и не говорит о рассекречивании вообще всех данных, это в принципе невозможно. Но о подвиге солдата на той войне говорить нужно, и сейчас даже больше, чем раньше.

Теперь о другом, бесценном пласте исторических источников о нашем присутствии в Афганистане с апреля 1978 по декабрь 1991 года - о солдатских фотографиях. Под солдатскими я подразумеваю фотографии всех непрофессиональных фотографов, и солдат, и офицеров, просто солдатских большинство.

Они просты, незамысловаты, редко, кто из них фотографировал что-то другое, кроме себя и друзей, маме в письме другое было не интересно. Они просты, часто с ошибками в экспозиции, не в фокусе, но они предельно честны и передают и дух, и атмосферу времени.

Некоторым из таких фотографов, чаще офицерам, было интересно снимать сам Афганистан, народ, природу, города и кишлаки, дуканы и горы - это вообще бесценно. Для подготовки своих рассказов серии "И смех, и грех на афганской войне" я порой трачу полчаса-час на текст и два-три часа на одну, две, три подходящие фотографии. Лопачу свой, тоже немаленький архив, ищу в Сети, и порой кажется, что так и не найду нужной иллюстрации. Мало, очень и очень мало нужных фотографий о той войне.

Когда мне кто-то жалуется, что плохо вышел на фотографии, я часто шучу - фотография, род искусства документальный! И очень жаль, что именно этот источник документов у нас крайне скуден. Post Scriptum. Преднамеренно не стал публиковать авторство фотографий в статье, потому что, первое - многие без авторства, второе - все для меня равны. Пишите на адрес проекта, ежели что. Надо будет, поставлю авторов.


Оценка: 9.66*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023