Раннее утро. Летное поле аэродрома, выложенное листами профиля.
Большая долина, вдалеке в красноватом мареве видны горы. Тишина.
Над полосой беззвучно висят две "вертушки" МИ-8 на высоте 1-2 метра.
Быстро нарастая, прорывается свист винтов и рокот моторов.
"Вертушки" садятся.
Резко открывается дверь. Выпрыгивает в полной боевой, высокий худощавый офицер и очень быстро, придерживая панаму рукой, бежит к вышке КП. Что-то крича (не слышно), он показывает рукой в сторону "вертушки", бегущим навстречу медикам с носилками. Из "вертушки" выпрыгивают бойцы. Вытаскивают раненного на плащ палатке, перекладывают в носилки, бегут к машине. "Вертушки" сразу поднимаются в воздух и уходят в сторону восходящего солнца.
Сцена 2.
Россия. Небольшая деревня, заметенная снегом. Ночь.
В избе темно, только отсвет луны из небольшого окна, на полу квадрат лунного света, рассеченный крестом тени от рамы.
С кровати поднимается женщина лет сорока, в ночной рубахе до колен, накидывает на плечи платок.
Просыпается муж.
Муж: "Ты куда?"
Она: "Спи! Пойду воды попью, жарко".
Муж поворачивается к стене, что-то бормочет.
Она идет на кухню, включает настольную лампу с зеленым абажуром.
Железной кружкой черпает воду из ведра. Медленно пьет, держась свободной рукой за сердце.
Допив, садится за стол. Ставит руки локтями на стол, сплетает пальцы, упирается в них лбом.
Капитан с "вертушки" входит в комнату. Обстановка простая. Беленые стены, на одной - портрет Ленина. Посeредине стоит дощатый стол с лавками. На столе стоит 157-я рация, гарнитура лежит рядом, слышен фон. За столом сидит майор в полевой форме, выгоревшей на солнце, почти белой. Кепи лежит рядом с рацией.
Майор крепкий невысокий, коротко стриженые волосы почти совсем седые.
Капитан устало садится на лавку напротив майора. Кладет на стол АКС с "подствольником", панаму. Кладет руки на стол, роняет на них голову.
Майор: "Кто?".
Капитан: "Чижик!".
Майор: "Тяжелый?".
Капитан: "Не знаю!
Снайпер сука! В грудь навылет!
Меня хотел! Пацан закрыл!
Мля!".
Майор: "Жить будет?".
Капитан: "Не знаю!".
Майор: "Медики?".
Капитан: "Молчат пока".
Поднимает голову. В глазах тоска, боль, губы сжаты, дышит тяжело.
Майор достает фляжку.
Майор: "Пей!".
Капитан: "Что?".
Майор: "Водка".
Капитан делает три больших глотка. Отдает фляжку.
С силой проводит ладонью по лицу сверху вниз, останавливает руку на середине груди. Тяжело вздыхает.
Капитан: "Пацан совсем!".
Теряет сознание. Падает на пол. Из-под бронника на пол просачивается кровь.
Майор вскакивает, кричит:
"Дневальный! Медика! Быстро!".
Сцена 4.
Горы. Затяжной, но пологий подъем. Вереница бойцов движется к перевалу по тропе. Справа внизу дорога-серпантин, дальше - низина.
Головная часть колонны. Впереди саперы. Миноискатель работает, как маятник. Между бойцами расстояние метра два. Ступают след в след. Где-то ближе к середине колонны идет капитан, за ним связист. Крепкий парень, выше среднего роста. Панама, с загнутыми на "ковбойский" манер полями, на затылке. Автомат висит на груди, магазины на 45 патронов склеены "валетом". Рация на спине, наушник на правом ухе, антенна загнута через плечо и вставлена концом под самодельный жилет, из которого торчат концы магазинов. Руки расслабленно лежат предплечьями на автомате, левая на цевье, правая на прикладе.
За связистом идет рыжий парень. Ниже среднего роста, худой, сутулый. Панама низко опущена, поля бесформенно свисают. Х\б великовато. Видно, что идет с трудом, стискивает зубы, иногда потряхивает головой, как бы пытаясь проснуться. Глаза быстро бегают по сторонам. Видно, что в горах первый раз.
Связист обращается к рыжему, не поворачивая головы:
"Ну что, чижик? Ты как?".
Рыжий: "Нормально!".
Связист с ехидцей: "Ноги трясутся?".
Рыжий сквозь зубы: "Нормально!".
Капитан: "Павлов! Отстань от него!".
Связист: "Да я чо!? Я забочусь, тарищ капитан!".
Капитан спокойно: "Молчать! Силы беречь!".
Некоторое время идут молча.
Чижик: "Тарищ ктан! Там что-то блестит!".
Капитан: "Где?".
Чижик: "Там! Справа!".
Капитан: "Где?".
Чижик: "Да вон! Видите камни?".
Капитан: "Где?" - поднимает бинокль.
Вдруг Чижик бросается вперед, отталкивая связиста. Хватает капитана за плечи, разворачивает и валит на землю накрывая собой.
Павлов поднимается на колено. Его разозленное лицо крупным планом. Глухой звук удара. На лице у связиста мелкие брызги крови, его глаза удивленно расширяются.
Кричит: "Ложись! Духи!".
Сцена 5.
На перевале, слева от дороги, свежий окоп.
Три бойца. Дозор. Справа от дороги, в паре сотен метров, каменистый пригорок.
1й: крепкий парень с квадратным лицом, Коля по кличке "морда"
2й: высокий, широкоплечий, с пышными усами. Саня.
3й: среднего роста, атлетичный. Серега по кличке "Макар".
Bсе трое смотрят в разные стороны через прицелы автоматов.
Спокойно беседуют.
Коля: "Сань! У тебя ж аккорд? Так?".
Саня: "Да! Крайний выход! Заключительный, мать его! Через месяц дома буду, а вам еще полгода тут горбатиться!".
Серега, сплевывая: "Сука! Ничего! Нам тоже скоро!".
"Слышь, Колян! Ты бы гитару не мучил, а! Или аккорды выучи. Саня вон! Покажет, он мастер!".
Коля: "Х-ня Серый! Я сказал, сам научусь!".
Серега: "Так же быстрее, а то задолбал уже струны дергать!".
Коля: "Сказал, научусь!".
Саня: "Хрен ты научишься! У тебя уши, как и пальцы, деревянные. А без слуха тебе и аккорды не помогут. Лучше глянь, где там наши!".
Коля: "Идут. Скоро здесь будут".
Саня: "Тихо, деды! Че-то там в камнях шебуршится!".
Серега откидывается назад и меняет магазин. Коля занимает его место. Серега, перезарядив, поворачивается в другую сторону.
Сцена 6.
Деревенский дом. Мужчина в постели один. Спит. Переворачивается на другой бок, кладет руку на место рядом с собой. Просыпается. Поднимает голову. Видит сквозь щель в двери свет на кухне. Недовольно стонет. Садится на край кровати, потягивается, зевает. Ногами ищет тапочки под кроватью. Находит. Встает. На нем семейные трусы, майка навыпуск. Он худощавый, жилистый, невысокого роста. Шаркая тапками, идет на кухню. Заходит, жмурится от света. За столом, положив голову на сложенные руки, спит жена. Он подходит к ведру с водой, черпает железной кружкой, пьет. Женщина поднимает голову, смотрит на его спину, улыбается.
Женщина: "Ты чего вскочил-то?".
Муж поворачиваясь: "Смотрю, тебя нет! Опять тут спишь, птица моя?! Чего? Снова?!".
Жена: "Да, что-то ночью тяжко было!".
Муж: "А щас чо?".
Жена: "Да полегчало вроде".
Муж: "Ну, хорошо! Пошли спать! Сегодня выходной!".
Муж, выходя, тихо: "Значит, жив сынок! - B голос: - Давай пошли!".
На койке лежит Чижик. Грудь перебинтована. Смотрит в потолок.
Заходит хирург. Среднего роста, светло-русый. Лет 35-ти, с ним медсестра, маленького роста, черные волосы, очень худенькая.
Врач: "Ну, что герой? Как себя чувствуешь?".
Чижик: "Спасибо! Как баран на вертеле!".
Врач, улыбаясь: "Смотри-ка! Он шутит! Значит, жить будет долго!
Ты смотри, герой, не дергайся, повезло тебе! Не каждому так!".
Медсестра строго: "Лежи спокойно, громко не разговаривай, встать не пытайся! Понял герой?!".
Чижик настороженно: "Как командир?".
Врач: "Ты глянь! Все ему нипочем! Живой твой командир! Ранен слегка. Ладно, отдыхай!".
Выходят.
Чижик улыбается, пытается подняться. Стонет, откидывается назад. Сквозь бинт проступает кровь.
Сцена 8.
Палатка взвода.
Двухъярусные кровати. На кроватях бойцы. Кто-то сидит, кто-то лежит. У самого входа лежит на кровати Коля "Морда". Нога на ногу, в тапочках. Беспорядочно дергает струны гитары, что-то подвывая. На другой стороне через проход лежит Павлов. Ноги на спинке кровати, руги под головой.
Павлов, лениво: "Морда! Заколебал! Положь гитару! Уши вянут! Нихрена-ж у тебя не выходит!".
Коля: "Я все равно научусь!".
Саня из другого конца палатки: "Ага! Только мы тебя раньше пришибем и в речку! А там течение...! В союзе всплывешь!".
Коля: "Ага! Дома!".
Серега "Макар" входит в палатку: "Слышь! Мужики! Чего там наши? Чижик, капитан? Что слышно?".
Павлов: "Клёво все! Чижа на вылет и в кэпа попало! "Бур" мля! Воха медик, говорит, не задело ничего! Фартит пацанам!".
Коля кладет гитару, садится: "Повезло, сука! Насквозь и ничего! А помните Валерку! Вроде чуть цепануло, вскользь по шее, а позвонок вынесло и все!".
Саня: "Да-а! Миллиметр туда-сюда и всё!".
Коля: "Говорят "бур" бэтэр пробивает!".
Саня: "Трендят!".
Павлов: "Бронник-то навылет прошил!".
Саня: "Болгарский! Его "калаш" насквозь пробивает! В третьей, говорят, пробовали! Две штуки навылет! Блин! Мухи достали! Сколько же их!" - отмахивается.
Коля: "Корче, чудо! Эх, водки б стакан накатить!".
Павлов: "Ага! А потом замполит тебе дисбат накатит на пару лет!".
Серега: "Да ладно! Замполит у нас не чмо! По горам не хуже тебя лазит".
Павлов, подражая герою "джентльменов удачи": "То горы! А то водка!".
Серега: "Хорош гнать! Водки все равно нет! О! Надо "колпачка" к АПОшникам заслать, пусть у них бражки нароет!". Kричит: "Дневальный!"
Тут же входит дневальный. Невысокий, с круглым лицом, коренастый.
Павлов: "О! Смотри какой шустрый!".
Дневальный немного испуганно: "Звали, товарищи "дедушки"?".
Коля: "Нет "колпачара"! Глюк у тебя! Так! Взял фляжку, пошел в АПО! Отнес "Привет" и вернулся с полной! Пять минут тебе! Все понял?".
Дневальный: "Так точно товарищ сержант!" - убегает.
Саня: "Принесет?".
Павлов: "Этот шарит! Все будет хоб!".
Сцена 9.
Окоп на перевале.
Саня, перезаряжая магазин, кричит: "Макар! Глянь, как наши?".
Сергей: "Кажись, зацепило кого-то! Не вижу - кого".
Коля: "Вроде, Чижик прикрыл ротного!".
По брустверу щелкают пули, поднимается пыль. Бойцы пригибаются.
Саня: "Серый! Давай связь! Чё сидишь?".
Сцена 10.
Место боя. Интенсивный обстрел. Свист пуль. Под ногами фонтанчики разрывов. Бойцы перебежками занимают удобные для боя позиции.
Разведка ведет огонь из всех стволов по камням, находящимся справа от дороги.
Среди камней видно, как мечутся духи, ведя огонь. От камней разлетаются искры.
Командир, выбираясь из-под Чижика: "Медик ко мне! Павлов, артиллерию!".
Павлов: "Уже!".
Подбегает, пригнувшись, медик и оттаскивает Чижика за ближайший камень. Расстегивает бронежилет на раненном, рвет зубами индивидуальный пакет.
Каменистый пригорок, на котором находятся "духи", покрывается разрывами снарядов.
Командир командует: "Отходим! Павлов вызывай вертушки! Дозор сюда!".
Сцена 11.
Гаубичная батарея в полку ведет огонь в сторону перевала. Залп. Артиллерия быстро перезаряжает орудия. Второй залп.
Слышна команда: "Прекратить огонь! Вертушки в воздухе!".
Сцена 12.
Место боя. Появляются "вертушки". Два МИ-24 обстреливают НУРСами отходящих "духов", две МИ-8 садятся, открываются люки. Бойцы грузят раненного, запрыгивают на борт. "Вертушки" поднимаются и уходят в сторону гарнизона.
Сцена 13.
Санчасть. Во дворе гуляют больные и раненные в синих пижамах.
На скамейке сидят два солдата. Один в пижаме, худощавый, выше среднего роста, темноволосый, другой в форме, среднего роста, крепкий.
Тот, что в форме, почти кричит: "Заяц! Как тебя угораздило?".
Заяц тоже громко: "Да с поста пришли, Костян! Я сдуру патрон в патронник загнал и решил автомат на пальце крутануть, как ковбой! Он и шарахнул! Ступню себе пробил и оглох камкам!"
Костян: "Ну, ты, Заяц, учудил! И чё теперь?! Притянут?!".
Заяц: "Не! Замяли вроде!".
Костян: "Зашибись! А то и дисбат может!".
Заяц: "Я ж не нарочно!".
К ним подходит боец в пижаме.
Боец: "Извините! У Вас закурить не будет?".
Костян: "Молодой!?".
Заяц: "Что?".
Костян кричит: "Молодой, говорю!". Показывает на подошедшего бойца.
Заяц: "А-а-а! Понял!".
Боец удивленно: "А как вы определили?".
Костян: "А здесь так не говорят! Вежливый ты очень!".
Боец: "А как?".
Костян: "У нас говорят: Брат или Братан! Держи, кури!".
Боец: "Спасибо!".
Костян смеётся: "Давай! Гуляй, тащись душара, пока не распределили!".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023