ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Слепченко Олег Сергеевич
Гардез-Хайратон-Гардез

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.78*16  Ваша оценка:


Глава 4

Гардез - Хайратон - Гардез

   Поднялись затемно, берем вещи собранные с вечера, получаем оружие и выдвигаемся на взлетку. 'Ливчиков' у нас нет, поэтому магазины укладываем, как положено в подсумки от РД. До Кабула долетели незаметно, практически не меняющий в иллюминаторе пейзаж не прибав-лял бодрости. Приземлились недалеко от того места, где еще недавно я впервые ступил на эту землю. На шоссе у ближайшей войсковой части узнали, что в нужную нам сторону через Са-ланг отправляется БТР, взводный быстро договорился и вот мы уже на броне. Где мы едем, ни-кто не говорит. Ехать интересно. Мимо мелькают виноградники, большие кишлаки и малень-кие городишки с базарными улицами. Уже стемнело, когда мы завернули в какой то городиш-ко, стоящий в стороне от шоссе. Практически любую войсковую часть видно издалека, по на-блюдательным вышкам и освещению. Переночуем здесь, скомандовал Косов. Через Саланг пойдем с рассветом. Нас проводили в модуль, небольшого подразделения. Да тут, похоже, спецназовцы жи-вут, из одежды только горняшки, с их слов гауптвахта забита духами с последнего рейда. Дем-беля ушли отдыхать отдельно. Валера, представился крепкий парень в свитере. Много расспро-сов кто мы такие и откуда. 56-я ДШБ отвечаю я. Не может быть отвечает он мне: такой части нет, и города такого нет. Во как:?! Ну что тут можно сказать. Саша Шеин не выдерживает и говорит, а ты сходи к своим дембелям, там сейчас наши сидят, они тебе поведают кто мы и от-куда. Споры утихли быстро. Гостеприимные ребята выделили нам по койке. Путь был утоми-тельным, я даже не смог уловить, в какой момент начались сны. Утренний подъем порадовал своей вольготностью. Никто не гнал на зарядку, спокойно встали, умылись, и сходили в столо-вую, молодец командир успел договориться, чтобы нас покормили. Все тот же БТР, рассаживаемся на броне. Женя Удалов предупреждает, смотрите в оба Скоро Саланг, очень опасный участок. Мы с Сашкой усаживаемся поближе, в путь. БТР мягко выкатывает на шоссе, и вот уже не видно того маленького городишки. Остались где-то вдалеке такие же, как и мы мальчишки в горняшках, заваленные магазинами и снаряжением солдатские тумбочки, забитая пленными духами гауптвахта. Машина катит по асфальту, все меньше населенных пунктов, вот уже в утренней дымке виднеются горы. Поворот и над головой отвесные скалы. Только тогда командир сказал, что начинается подъем на Саланг. День тоже только начинался. Светило яркое солнышко, не хоте-лось думать о плохом. Нам предстоял трудный путь, четыре с лишним тысячи метров над уровнем моря не шутка. Нависавшие над дорогой скалы были в копоти. Видно не так уж давно здесь горели машины. Медленно нарастает внутреннее напряжение. Куда смотреть? С одной стороны нависают скалы с другой отвесный обрыв. Но мы не одни, незаметно догоняем пест-рую колонну из грузовиков, барбухаек и военного транспорта. Также незаметно за нами вы-страивается очередь машин. И эта вереница медленно ползет в горы. Начинают появляться блокпосты. Ясное небо, яркое солнце. Хороший выдался день. При взгляде вниз для жителя Урала начинает исчезать чувство реальности. Невозможно определить расстояние до машин только начинающих свой подъем. Примерно такой же открылся мне вид из двери самолета во время первого прыжка. БТР все натужнее урчит моторами. Видно 'задыхаются' на большой высоте его моторы. Вот и перевал, суета. Тут как дома в мартовский день, под жарким солнцем журчат ручьи. Дорога по эту сторону тоже была спокойной. Быстро проскочили стоянки в Пули-Хумри. Незаметно начало темнеть. Горы давно закончились, а мы все мчались по пустынным районам. Знакомые огни, конечно, это наши. Опять ночуем на чужих койках, но уже в батальо-не тяжелых машин. Следующий день дарит маленькую радость. Наконец то мы доехали до Хайратона. Только мне он показался каким-то странным. Военная база. Да-а-а. Похоже, что прогулка по дуканам нам не грозит. Река широкая с грязной водой, Аму-Дарья. И даже не ве-рится что на том берегу союз. Кое-как устроились. На третий день командир принес приятную новость, что прибывшая на кануне колона разгрузилась и можно получать новые машины. Мы выдвинулись на полевую стоянку, просто отгороженную забором из колючей проволоки расположенную среди сопок. Рокот машин поя-вился неожиданно, абсолютно новенькие зеленого цвета машины вереницей вползали на терри-торию парка. Зампотех батальона 'зарулил' парковкой машин поротно. Какой взвод? 1-й отве-тил я. Хлопнул по броне одной из них и сказал, принимай, это твоя. Черт меня побери, да я да-же не знаю с какой стороны в нее залезать. Четвертый день прошел в изучении мат части с учебным выездом. Класс!!! Вот это машина! Фальшборта, дополнительная защита днища. Пя-тый день прошел в изнурительной расконсервации вооружения и его зарядке. Позавтракали еще до рассвета я на машине один. Операторов наводчиков Мало, на всех не хватает. Мой оператор, земляк Пашка, сел на другую машину, так что может оно и к лучше-му, глядишь пока я осваиваюсь со своим передвижным средством, никто не будет капать мне на мозги. Да и в случае подрыва никто кроме меня не пострадает. Выдвинулись также рано, колонна собралась большая. Нам в нагрузку прицепили еще и грузовики двигающиеся до Кабула. До Пули-Химрей добрались быстро, дорога хорошая не разбитая. Колона практически не останавливалась. А вот в Пули-Хумрях нас ждал сюрприз. Оказалось, что пока мы 'отъедались' в Хайртоне на Саланге обледенела дорога. И пока она не оттает ждать, что нас пустят, не приходилось. Время словно замерло. В сером и унылом парке жизнь словно бежала мимо. Колоны приходили, разгружались и уходили обратно в союз, а нам ничего не оставалось, как сидеть и ждать у 'моря погоды'. Женька Удалов начал нервничать, можно понять на дворе декабрь, ко-гда же оттают дороги на перевале:, разве что к марту. Да и нам не доставляло удовольствия встретить новый год в десантном отсеке БМП. Кашеварили, Сашка достал теста на хлебозаво-де, напекли лепешек. Хорошо что паек брали котловой, а не сухой. Почти неделя прошла нашего проживания на стоянке в Пули-Хумрях. И когда пришел взводный и дал команду готовиться к дозаправке, настроение поднялось как на форсаже. На что солдату практически не надо времени так это на сборы. 40 минут и баки полные. Нам в прида-чу, конечно же, подкинули очередную колону с обеспечением до Кабула. И снова я один на один со своей машиной. Она умница, не капризничает, заводится с полоборота. Чутко откликается на управление штурвала. 'Ниточка' медленно ползет по сер-пантину в горы. Темнеет. Вот только снега нам и не хватало. На полпути у меня появляются мурашки на спине, начинаю ощущать, как моя машины по обледеневшей дороге скатывается к пропасти, а я то голову ломал, чего мне в этой жизни не хватало:! Споткнувшись о камни у обрыва, она перестает скатываться. Что же делать? В темноте можно проглядеть обрыв. Един-ственное верное решение - это развернуть машину поперек дороги и вывести ее на другой край дороги и зацепившись левой гусеницей за обочину ехать, прижавшись к скалам. Какое то время машина держится, но после очередного поворота снова срывается и, потеряв управление, снова скатывается к краю пропасти. В воздухе запахло адреналином, да-да адреналином: Но если мой маневр сработал раз, значит, он должен сработать и второй. Сколько раз мне пришлось это проделать, не помню, но это было полбеды, теперь после перевала нам придется спускаться по такой же дороге. К счастью обратная сторона перевала оказалась чистой. Два дня дороги и мы на окраине Кабула, где-то с северной стороны. Надо готовить, что-то поесть, ящики от арттары давно кон-чились, и мы с Сашкой отправляемся на поиски по ночному Кабулу. Сначала дошли до микро-района ничем не отличающегося от того, где я вырос, такие же панельные дома, фонари осве-щают дворы. Но дров там нет, и мы топаем дальше. Темень хоть глаз выколи, потому то пока чуть не стукнулись об огромные штабеля дров мы их и не видели. Нашей радости не было пре-дела. Набрали, сколько могли и обратно к машинам. А там уже пытаются разжечь огонь. Како-во же было наше огорченье, когда мы поняли, что эти дрова в костре не горят. Все что мы по-лучили это кислый и едкий дым. Ни огня, ни тепла. Вот те раз! Ну что ж, кушать все равно на-до, разжились дровишками у соседей. Впредь урок, дрова лишними не бывают. Опять дозаправка, от Кабула до Гардеза путь не ближний. Мелькают пестрые улицы столицы. Стоит остановиться, как не известно, откуда появляется ватага бачат, и начинается вымогательство. Пачка галет раздирается в клочья за секунду. Пока ехали по Кабулу не обош-лось и без курьеза. Неожиданно в колону вклинился ГАЗ-66 и КАМАЗ шедший передо мной его пустил, я конечно высказал все что думал по этому поводу, но к сожалению никто кроме моей БМП не мог меня услышать. На очередном повороте КАМАЗист возьми да поверни на другую улицу за этим ГАЗончиком. Вот так! И вся колона, которая шла позади нас естественно повернула за нами. Очухавшись водитель остановился, начал расстраиваться, глядя на то как хвост колоны уходит по другой улице. Улочки неширокие и машин много, пришлось в качестве тарана выруливать в авангард и почти в прямом смысле пробивать оставшейся части колоны дорогу по улице с односторонним движением. Все конечно закончилось без проблем. Но надо мной потом долго смеялись, не веря, что это не я ошибся дорогой. За Кабулом начинался самый сложный и опасный участок дороги, было решено идти до Гардеза без остановок, пока не дойдем. Дорога, как и везде, изрыта минами, вдоль обочин ос-танки сгоревшей техники. Но сейчас не это главное, главное проскочить Мухамедку. Равнина, густо заросшая зеленкой и практически полностью контролируемая духами. Главное доехать до Бараков, там стоит третий десантно-штурмовой батальон нашей бригады. Можно сказать, что нам абсолютно повезло. Первую часть пути проехали на большой скорости без приключений. На сколько километров растянулась колона невозможно было определить. Но к Мухамедке я подъезжал затемно, гляжу, на дороге стоит одна БМП. Сбросив скорость, потянул АКС на ко-лени и снял с предохранителя. Не угадаешь, что могло случиться ночью на афганской дороге. Машины новые, нет ни номеров, ни знаков различия родов войск. Медленно подъехал, на вся-кий случай готовый нырнуть в люк и добавить газ. Вот тебе раз! Стоит Сашка Смирнов второй механик нашего взвода, хороший парень из Ярославской области, но очень уж скромный и медлительный. На броне сидит Женька Удалов и матерится на чем свет стоит. Оказывается 'прозорливый' Саша решил сэкономить время на подготовку и не стал дозаправляться в кабу-ле. Итог - сухие баки. Ночь, пустынная дорога, две БМП и три солдата:очень легкая добыча. Всем было ясно одно, надо сваливать с этого места как можно быстрее. Перелили Сашке 40 литров солярки из моих баков. Лишь бы до Бараков хватило... Женька, матерясь и проклиная тот день, когда сел на Сашкину машину залезает на мою, Сашку пускаем вперед, не дай бог еще отстанет или потеряется где-нибудь. Больше сюрпризов до приезда в бригаду не было. А приехали мы 31 декабря в 22 часа ночи 1985 года. Это было мое первое и не забываемое 'турне' по Афганистану. Прокопченные и запыленные еле волоча ноги, пришли в палатку, ну надо же, а здесь умеют встречать новый год:
  

Оценка: 6.78*16  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018