ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Совершенствование организационно-штатной структуры 40-й армии и вопросы управления

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  К 1 марта 1980 г. создание группировки советских войск на территории Афганистана в целом было завершено.
   Однако состав 40-й А изменялся на протяжении всего периода пребывания советских войск в Афганистане.
  
  
  Оргштатная структура 40-й армии
  
  Так, на основании опыта первых месяцев боевых действий уже 1 сентября 1980 г. из состава 40-й А были выведены и передислоцированы на территорию СССР танковый полк 201-й мсд, отдельные ракетные дивизионы 5-й гв., 201-й и 108-й мсд, а также 353-я гв. артиллерийская бригада армии, 2-я зенитная ракетная бригада "Круг" и 2412-я зенитная техническая ракетная база.
  
  Кроме того, особенности дислокации и ведения боевых действий соединениями и частями вынуждали проводить дальнейшие изменения организационно-штатной структуры армии.
  
  1 ноября 1980 г. сформирована подвижная ремонтная группа медицинской техники, а 20 декабря 1980 г. на основании директивы штаба ТуркВО от 28 октября 1980 г. 542-я авиационно-техническая база переформирована в два отдельных батальона и отдельную роту аэродромно-технического обеспечения, которые располагались в Баграме и Кабуле.
  
  В 1981 г. процесс выбора наиболее оптимального состава армии продолжился. Причем изменения происходили как в составе боевых частей, так и в частях боевого и тылового обеспечения. Так, 1 июля 1981 г. в состав ВВС армии включены 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья и отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения.
  
  Постоянная замена личного состава армии, а также увеличение объема людских перевозок вынудили сформировать на кабульском аэродроме 606-й пересыльный пункт, а также два управления военных комендантов аэропортов в Кабуле и Шинданде.
  
   В связи с увеличением потребностей армии в продовольствии и топливе 1 июля 1981 г. сформированы 6353-й склад горючего с 1226-й военной пожарной командой и 6357-й продовольственный склад, которые были дислоцированы в Кабуле, а также 897-й отдел хранения горючего с дислокацией в Хайратоне.
  
   Кроме того, дополнительно сформированы два банно-прачечных пункта.
  
  
  Организационно-штатная структура 40-й общевойсковой армии
  
  В июне-июле 1981 г. проведена замена истребительного авиационного полка и авиационного полка истребителей-бомбардировщиков, а также вертолетного полка с частями аэродромно-технического обеспечения на аналогичные полки, прибывшие из различных округов СССР.
  
  Из ПрикВО передислоцирована 19-я подвижная ремонтная мастерская. В последующем авиационные части менялись в полном составе ежегодно.
  
  Большой выход из строя техники в середине 1981 г. явился причиной переформирования автомобильной ремонтной роты в 59-ю обрмо, мастерской измерительной техники и переформирования ремонтного взвода (инженерной техники) в 210-ю отдельную ремонтную роту (инженерной техники).
   В последующем в мае 1982 г. в 59-й обрмо был сформирован 894-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (техники тыла).
  
  1 декабря 1981 г. зенитный артиллерийский полк 108-й мсд заменен на 1415-й зенитный ракетный полк.
  
  Участившиеся нападения мятежников на аэродромы советской авиации и другие важные объекты потребовали создания специальных подразделений охраны. 1 декабря 1981 г. в состав армии включены восемь отдельных батальонов охраны и дислоцированы в Баграме, Джелалабаде, Кандагаре, Суруби, Шинданде, Кабуле, Газни и Кундузе.
  
  В феврале 1982 г. в целях обеспечения надежного управления авиацией сформированы пять отдельных рот связи и радиотехнического обеспечения и дислоцированы в Баграме, Файзабаде, Гардезе, Газни и Кандагаре.
  
  Большая заболеваемость личного состава армии инфекционными заболеваниями привела к формированию в июле 1982 г. двух санитарно-контрольных пунктов в Кабуле и Шинданде.
  
  Проблема обеспечения армии топливом вынуждала искать пути выхода из создавшегося положения. Существовавшей на тот период ветки трубопровода было явно недостаточно, поэтому решили продлить имевшуюся и протянуть новую ветку трубопровода. Для этой цели в июле 1982 г. в состав армии включены 867-й отдел хранения горючего и 14-й отдельный трубопроводный батальон, который в конце августа переформирован в 276-ю трубопроводную бригаду с дислокацией в Пули-Хумри.
   В то же время 206-я отдельная рота массовой заправки горючим и 83-й отдельный местный стрелковый взвод были расформированы.
  
  *
  
   В связи с недостатком автомобильной техники и увеличением объема перевозок в целях материального обеспечения гарнизонов 1 апреля 1982 г. временно, сроком на пять месяцев, прибыли 777-й отдельный автомобильный батальон из ПрикВО и 652-й отдельный автомобильный батальон из ЗакВО, и дислоцированы соответственно в Кабуле и Пули-Хумри.
  
   Однако вместо пяти месяцев батальоны находились в составе армии до 1 мая 1983 г.
  
   1 апреля им на смену прибыли 605-й и 434-й отдельные автомобильные батальоны. В дальнейшем автомобильные батальоны заменялись через год.
  
  *
  
   В 1983 г. обеспечению движения колонн на маршрутах (и особенно через Саланг) уделялось пристальное внимание, что было связано прежде всего c переносом усилий борьбы мятежников на коммуникации. С этой целью 1 мая была сформирована 278-я дорожно-комендантская бригада в составе трех дорожно-комендантских батальонов (причем два из них переформированы из отдельных батальонов охраны).
  
  *
  
   Для упорядочения эксплуатации и восстановления жилого фонда в мае 1983 г. сформированы 295-я квартирно-эксплуатационная часть района, 4571-я база материально-технического снабжения и 581-я эксплуатационная рота и дислоцированы в Джелалабаде.
   Сформированные 962-й и 963-й эксплуатационные взводы размещены в Пули-Хумри и Кандагаре.
  
  *
  
   1 июня 1983 г. в состав войск армии включен 501-й отдельный автомобильный батальон с дислокацией двух автомобильных рот в Хайратоне и одной в Турагунди.
  
   Для упорядочения железнодорожных перевозок в гарнизонах Хайратон и Турагунди 1 июля сформированы 869-я и 870 комендатуры военных сообщений (железнодорожных станций).
  
  В течение 1983 г. в состав армии введены 3964-й медицинский склад, 22-я станция фельдъегерской почтовой связи, 849-я расчетно-аналитическая станция, 556-я ремонтная мастерская средств связи и радиотехнического обеспечения, 921-й отдел хранения вещевого имущества.
  
  *
  
   В 1984 г. основное внимание при изменении организационно-штатной структуры уделялось качественному состоянию армии, соединений и частей, которое позволяло бы повысить эффективность борьбы с мятежниками, улучшить жизнь и быт личного состава.
  
  С этой целью танковый полк 108-й мсд переформирован в мотострелковый, а 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья - в 378-й отдельный штурмовой авиационный полк.
  
  15 сентября из Киевского военного округа прибыл 668-й отдельный отряд специального назначения и дислоцирован в Баграме.
  
  Для усиления боевого обеспечения в марте сформированы и вошли в состав армии 1351-й и 1360-й отдельные батальоны охраны аэродромов Кабул и Кундуз.
  
  20 сентября сформирован 1117-й отдельный инженерный батальон специального минирования на базе роты спецминирования 45-го инженерно-саперного полка, а 2088-й отдельный батальон переформирован в 2088-й отдельный инженерно-саперный батальон и включен в состав 45-го исап.
  
  1 ноября 1845-й отдельный радиобатальон (особого назначения) переформирован в 254-й отдельный радиотехнический полк (особого назначения) в составе трех отдельных радиопеленгаторных и двух отдельных радиотехнических центров.
  
  Улучшению тылового обеспечения способствовало формирование в марте 1984 г. 245-го подвижного хлебозавода 103-й гв. вдд, а также 952-го центра выздоравливающих в Баграме.
  
  
  Особенности системы управления ОК СВ
  
  В апреле 1984 г. сформирован 743-й военный инфекционный госпиталь с дислокацией в Кабуле, а в июле - противочумный отряд и санитарно-эпидемиологический отряд.
  
  На качественно новый уровень должны были поднять жилищные условия сформированные пять квартирно-эксплуатационных частей и один эксплуатационный взвод.
  В июле четыре базы материально-технического снабжения переформированы в склады квартирного имущества.
   31 августа сформированы 86-й квартирно-эксплуатационный отдел, 223-й отдел капитального строительства (на правах отделов армии), а также 1861-й эксплуатационный взвод.
   В ноябре 635-й отдел торговли переформирован в 879-е управление торговли.
  
  Проводились оргштатные мероприятия, направленные на улучшение снабжения армии топливом. 1 декабря из Киевского военного округа прибыл и включен в состав армии 1461-й отдельный трубопроводный батальон и дислоцирован в Герате.
  Кроме того, были сформированы два склада горючего в Баграме и Ширхане.
  
  *
  
  В 1985 г. проведены мероприятия по уточнению организационно-штатной структуры армии, которые заключались в переформировании частей, их перевооружении, переходе на новые штаты или включении в состав частей дополнительных подразделений, а также их передислокации. В частности, в штаты отдельных мотострелковых бригад и полков вместо взводов химической защиты включены огнеметные взводы, а роты химической защиты соединений переформированы в отдельные огнеметные роты.
  
  В марте 1985 г. в состав 5-й гв. мсд был включен 12-й гв. мсп и дислоцирован в Герате.
  
   Кроме того, передислоцированы три батальона 5-й гв. мсд, 103-й вдд и 70-й омсбр в связи с прибытием в состав армии десяти отрядов специального назначения, которые разместились в Асадабаде, Шахджое, Джелалабаде, Газни, Бараки, Кандагаре и Лашгархаре.
  
  25 марта в состав армии прибыл 381-й отдельный радиопеленгаторный центр, включенный в 254-го ртп ОСН, рота радиоперехвата которого переформирована в батальон радиоперехвата.
  
  30 мая в состав 15-й и 22-й обр СпН включены сформированные в Ташкенте две группы космической связи.
  
  *
  
  В 1985 г. командованию армии поступила задача перекрыть все пути снабжения мятежников оружием и боеприпасами из-за рубежа. Кроме отрядов специального назначения, здесь важная роль отводилась минированию караванных путей и троп, ведущих от границы вглубь страны.
  
  Для этого 30 мая 2088-й отдельный инженерно-саперный батальон 45-го исп был переформирован в 2088-й отдельный инженерный батальон специального минирования.
   30 июня в штаты инженерно-саперных батальонов мотострелковых соединений вместо одной инженерно-саперной роты включены по одной роте специального минирования.
  
  5 августа в отдельных отрядах специального назначения на базе групп специального назначения (минирования) и инженерно-саперных взводов сформированы роты минирования.
  
  15 декабря в инженерно-саперные роты мотострелковых полков и бригад вместо одного инженерно-саперного взвода включены взводы специального минирования.
  
  Опыт боевых действий в Афганистане показал необходимость усиления огневой мощи подразделений и частей, а также замены некоторых видов оружия на более современные. Так, 25 мая 1985 г. вместо одного автоматического гранатомета АГС-17 в гранатометно-пулеметные взводы мотострелковых рот включены 12,7-мм пулеметы "Утес".
  
   1 июня артиллерийские дивизионы 371-го мсп 5 гв. мсд и 149-го гв. мсп 201-й мсд перевооружены на 122-мм самоходные гаубицы "Гвоздика".
  
   31 октября во все минометные батареи мотострелковых батальонов мотострелковых полков, отдельных мотострелковых полков и бригад включено по второму минометному взводу 82-мм минометов "Василек". Этим же приказом 56-я гв. десантно-штурмовая бригада перевооружена с БМП-1 на БМП-2.
  
   30 ноября 1985 г. в отдельные батальоны охраны включены батареи 120-мм минометов (по 6 минометов).
  
   В артиллерийские дивизионы отдельных мотострелковых и десантно-штурмовой бригад дополнительно включено по четвертой батарее 122-мм гаубиц (по 8 орудий) и по 2 орудия в существовавшие батареи с комплексами машин управления.
  
  В 1985 г. командование армии совершенствовало обеспечение гарнизонов материальными средствами. 30 июня сформирован 1455-й центральный диспетчерский пункт, подчиненный начальнику тыла армии.
  
   29 августа прибыли два отдельных автомобильных батальона окружного подчинения и дислоцированы в Хайратоне и Турагунди, а 25 ноября в Хайратон прибыл еще один автомобильный батальон.
  
   Кроме того, 1 августа сформирован 1388-й отдельный батальон материального обеспечения 103-й гв. вдд.
  
  Для более надежной охраны советских военных советников в Афганистане за счет численности подразделений обеспечения, находившихся в распоряжении Главного военного советника, 20 июля 1985 г. сформирован батальон обеспечения и охраны.
  
  Вывод из строя значительного количества вооружения и техники, а также недостаток ремонтных сил для ее восстановления вызвали необходимость создания 1 мая 1985 г. 4904-й армейской ремонтно-восстановительной базы в составе:
  
   - управление базы;
  - 884-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (РАВ);
  - 762-й орвб (МА);
  - 682-й орвб (БТ);
  - 50-й отдельный автомобильный батальон (эвакуации техники);
   - 210-я отдельная ремонтная рота (инженерной техники);
   - 798-я мастерская измерительной техники.
  
  1 декабря 556-я ремонтная мастерская средств связи и РТО переформирована в 98-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (средств связи и РТО), который вошел в состав ВВС армии с дислокацией на аэродроме Кабул.
  
  *
  
   Для улучшения медицинского обеспечения личного состава, а также уменьшения количества инфекционных заболеваний в 1985 г. временно включен в состав армии 834-й военный полевой госпиталь особо опасных инфекций, сформирован 1138-й военный инфекционный госпиталь в Кундузе.
  
   Кроме того, 1 октября в Афганистан прибыл 479-й санитарно-контрольный пункт, сформирован 120-й эвакуационный приемник на 50 мест.
  
  31 октября медицинские пункты 191-го и 860-го омсп переформированы в медицинские роты.
  
   1 ноября 310-я лаборатория авиационной медицины из Ташкента передислоцирована в Кабул.
  
  *
  
   В 1985 г. речь о выводе советских войск из Афганистана еще не шла. Поэтому командованием армии принимались меры по улучшению жилищного фонда. В частности, к 1 ноября сформированы четыре квартирно-эксплуатационные части, одна отдельная эксплуатационно-техническая рота, пять отдельных эксплуатационных взводов и четыре склада квартирного имущества, а два отдельных эксплуатационных взвода переформированы в эксплуатационно-технические роты.
  
   86-й квартирно-эксплуатационный отдел и 223-й отдел капитального строительства переформированы в 1207-е квартирно-эксплуатационное управление.
  *
  
   В 1986 г. были проведены первые организационно-штатные мероприятия, связанные с решением советского правительства о выводе войск из Афганистана. В частности, 25 февраля 5127-я ремонтная база передислоцирована из Кабула в Хайратон.
  
   30 июля 2088-й отдельный инженерный батальон специального минирования переформирован в отдельный инженерный батальон разграждения.
  
   20 октября 1986 г. два мотострелковых, один танковый и три зенитных полка выведены на территорию СССР.
  
   Кроме того, из Афганистана были выведены семьдесят пять строительных частей и управлений.
  
  В сентябре 1986 г. в состав армии вошли еще три автомобильных батальона, а также сформированы четыре роты аэродромно-технического обеспечения.
  
  *
  
   В боевых частях произошли незначительные изменения. Так, в апреле 28-й реап переформирован в 28-й гап. Полк стал иметь три адн 152-мм самоходных гаубиц "Гиацинт-С" по 18 орудий в каждом и реактивный дивизион БМ РСЗО "Ураган" 18 боевых машин.
  
  1 декабря 1986 г. созданы пять отрядов пропаганды и агитации численностью по 15 человек каждый и включены в штаты 5-й гв., 201 мсд, 191-го омсп, 22 обр СПН и 45-го исп.
  
  *
  
   В 1987 г. завершен вывод всех строительных частей с территории Афганистана, а также заменен полк истребителей-бомбардировщиков.
  
  *
  
   12 января 1988 г. начался вывод советских войск с территории Афганистана, который завершился 15 февраля 1989 г. В этот период организационно-штатных изменений не проводилось, за исключением расформирования некоторых выведенных соединений и частей.
  
  Таким образом, в течение восьми лет войны в Афганистане организационно-штатные изменения в составе войск 40-й армии были вызваны, прежде всего, характером и особенностями решаемых задач, а также накапливаемым бесценным опытом боевых действий, который и до сих пор недостаточно изучен.
  
  
  У п р а в л е н и е
  
  Планирование операций ОКСВ осуществляли штаб армии и штабы дивизий. Руководящий состав армии выезжал в части для подготовки и постановки задач на местности. Руководство войсками в проведении операций осуществлялась в следующем порядке: при участии одного батальона руководство осуществлял командир полка (бригады); при участии двух батальонов - командир дивизии или его заместитель, а при участии в операции полка и более - командующий и штаб армии (или оперативная группа МО СССР).
  
  Ведение боевых действий соединениями и частями осуществлялось в соответствии с планом, который разрабатывал штаб армии на 1-2 месяца. На его основе конкретно планировались и, как правило, тщательно готовились боевые действия каждой части или подразделения. Однако в планировании боевых действий не обходилось без недостатков (особенно в первые годы боевых действий). Некоторые планы были разработаны без учета оценки обстановки, без необходимых расчетов и мер боевого и материально-технического обеспечения. И если в целом результаты боевых действий, которые вели советские войска, оценивались положительно, то это достигалось не за счет детального и продуманного планирования, а за счет значительного морального и технического превосходства наших войск над отрядами мятежников.
  
  Из-за недостатков в планировании зачастую в одном районе к ведению боя привлекались подразделения из различных частей под командованием командира, не имеющего к ним прямого отношения. Эффективность действий этих подразделений была ниже, чем подразделений одного полка, т. к. они не были слажены и не знали друг друга. Однако этот недостаток не был характерным явлением в планировании боевых действий. В последующем стали привлекаться части и даже соединения в полном составе, что не замедлило сказаться на результатах.
  
  Управление частями и подразделениями, доведение задач до войск и подготовка к боевым действиям осуществлялась параллельно с планированием. При этом применялись все средства связи - радио, телефон, подвижные средства, вертолеты. Основным средством управления в ходе подготовки и проведения операций являлась закрытая радиосвязь и вертолеты. Это обусловлено горным рельефом местности, исключающим возможность построения радиорелейных линий связи, а также отсутствием на территории Афганистана системы магистральных кабельных каналов связи.
  
  При проведении боевых действий управление частями и подразделениями командующий и штаб армии осуществляли с командного пункта с применением всех средств связи, а также вертолетами. Созданная система управления и связи обеспечивала устойчивое управление соединениями и частями со всех пунктов управления. Однако по мере увеличения количества и масштабов проводимых операций и количества оперативных групп требовалось дополнительное привлечение средств связи.
  
  В 1982 г. впервые управление десантом в ходе блокирования осуществлялось с КП, который находился на двух вертолетах Ми-8.
  
   С апреля 1982 г. в боевых действиях управление подразделениями, действующими на разобщенных направлениях, осуществлялось оперативной группой с основного командного пункта и непосредственно с командно-наблюдательных пунктов батальонов в районах боевых действий. Управление операцией в провинции Баглан впервые осуществлялось с воздушного пункта управления на вертолете Ми-9, что позволяло руководству непосредственно контролировать действия подразделений и оперативно влиять на выполнение ими боевых задач.
  
  В августе 1982 г. в операции в провинции Кандагар управление высадкой десантов, выдвижением войск, занятием отсечных рубежей, ударами фронтовой и армейской авиации осуществлялось с воздушного пункта управления через группу боевого управления, что позволило сократить сроки выхода подразделений на блокирование и исключило бреши на стыках подразделений и частей.
  
  Одной из особенностей операций 1982 г. стало то, что с целью предотвращения утечки информации боевые задачи афганским подразделениям ставились только с утра, изменялись задачи дня войскам, районы боевых действий, практиковались повторные прочесывания районов.
  
  Резко пересеченный рельеф местности, сложность прокладки и маскировки полевых кабельных линий определяли относительно ограниченный характер использования проводных средств связи. Они использовались для связи с постами боевого охранения, внутри узлов связи пунктов управления, с огневыми позициями артиллерийских подразделений, для оборудования линий дистанционного управления радиостанциями.
  
  Характер и особенности боевой деятельности советских войск в Афганистане наложили свой отпечаток и на организацию управления войсками. Она осуществлялась со стационарных и подвижных командных пунктов.
  
  Стационарные командные пункты армии, ВВС, дивизий, бригад, полков были созданы сразу после ввода советских войск на территорию Афганистана в занятых ими пунктах постоянной дислокации.
  
   Кроме того, были созданы пункты наведения (ПН) авиации на аэродромах:
  
   - Шинданд и Кандагар с 1984 г.
   - на аэродроме Джелалабад и ПУ ЕС УВД группы взаимодействия (с 1985 г. - РЦ ЕС УВД) с КП ПВО и ВВС РА.
  
  *
  
   Стационарные командные пункты управляли всей повседневной жизнью и деятельностью подчиненных войск, а также их боевыми действиями.
  
  Основу стационарных командных пунктов составляли центры боевого управления (ЦБУ), образованные во всех звеньях управления от армии до полка, во всех батальонах специального назначения и в отдельно стоящих общевойсковых батальонах. До 1981 г. дежурные смены ЦБУ на каждые сутки формировались за счет офицеров управлений армии, соединений и полков. Позднее они стали штатными. Боевые смены ЦБУ возглавляли заместители командующего (командиров), начальники отделов (отделений).
  
  Основными задачами ЦБУ являлись:
  
   - сбор повседневной и боевой информации, ее обобщение и доклад командующему (командирам) и начальникам штабов;
   - передача решений командующего (командиров) войскам и другим исполнителям;
   - согласование всех данных обстановки с аппаратом главного военного советника в Афганистане (военными советниками в зонах или при командирах ближайших афганских частей);
   - ежедневный доклад повседневной и боевой информации в вышестоящие звенья управления; обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного управления подчиненными войсками.
  
  Главнейшей обязанностью ЦБУ всех командных пунктов было обеспечение общего руководства боевыми действиями в своей зоне ответственности. На всех ЦБУ были оборудованы рабочие места командующего (командиров), начальников штабов и оперативного отдела (отделений).
  
  Каждое утро на ЦБУ армии командующий заслушивал общую обстановку и разведывательную информацию, поступившую к 08:00, и принимал решение на ее реализацию. При этом определял, какую разведывательную информацию и какими силами и средствами берет на реализацию 40-я А, какие силы потребуются для совместных действий от афганской армии, а какую информацию желательно реализовать самостоятельно афганцам. Тут же готовились необходимые распоряжения соединениям и частям 40-й А.
  
  После этого в штабе армии проходило координационное совещание по разведке. В нем принимали участие начальник штаба главного военного советника в РА, советник начальника разведки генерального штаба ВС Афганистана, сотрудники аппаратов представительств КГБ и МВД СССР при МГБ и МВД Афганистана, начальник штаба и начальник разведки 40-й А, офицеры разведывательного и оперативного отделов, штабов РВ и А и ВВС армии, представители советнического аппарата при ВВС Афганистана. Здесь происходил обмен разведывательной информацией, добытой различными органами и видами разведки, анализ ранее поступившей информации, доводилось решение командующего армией на реализацию информации силами советских соединений и частей. На совещании формировались рекомендации афганскому командованию на ведение самостоятельных боевых действий и просьбы на выделение сил и средств для ведения совместных с советскими войсками действий в соответствии с решениями командующего.
  
  Аналогичная работа ежедневно проходила в соединениях и частях советских войск применительно к зонам их ответственности.
  
  *
  
   Кроме ЦБУ в штабе 40-й А (в составе командного пункта), создавались и функционировали другие управленческие структуры. После появления в отрядах оппозиции большого количества радиосредств силами и средствами армии была организована целенаправленная борьба с ними. Она включала радиоэлектронное подавление радиоэлектронных средств противника и их уничтожение ударами авиации, огнем артиллерии и действиями войск.
  
  Для управления силами и средствами радиоэлектронной борьбы в штабе 40-й А была создана специальная группа управления "Экран", в которую входили представители оперативного управления, радиоразведки, штабов артиллерии и ВВС, другие специалисты.
  
  Для управления силами и средствами, ведущими борьбу с караванами противника засадными действиями в рамках армейского плана с весны 1984 г. на КП армии действовала группа управления "Завеса". Она координировала в основном засадные действия подразделений СпН и войсковой разведки. Возглавлял эту группу заместитель начальника штаба армии. С весны 1987 г. к ведению засадных действий по плану привлечены и общевойсковые подразделения (ранее они вели засадные действия по планам соединений и частей). С этого времени координацию всей засадной деятельности стала осуществлять группа управления "Барьер" (вместо группы "Завеса").
  
  Управление всей повседневной и боевой деятельностью авиации, в том числе привлекаемой с территории Советского Союза, осуществлял командный пункт авиации, развернутый при штабе 40-й А.
  
  *
  
   Подвоз материальных средств для обеспечения жизни и деятельности ОКСВ в основном производился автомобильным транспортом. Для этой цели было задействовано 96 ротных автомобильных колонн. Ежедневно в пути находилось 1,5-2 тыс. автомобилей. Для управления всеми автомобильными перевозками на территории Афганистана при штабе тыла 40-й А был создан Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и две его оперативные группы - "Саланг" (на перевале Саланг) и в Шинданде. ЦДП подчинялись диспетчерские пункты и диспетчерские посты на маршрутах. Ядром ЦДП была группа боевого управления.
  
  Все эти органы и группы управления тесно взаимодействовали с ЦБУ армии и в установленные сроки информировали его об обстановке в сфере своей ответственности и о принятых решениях и мерах.
  
  *
  
  Особенностью управления собственно боевыми действиями в Афганистане было то, что руководили подразделениями, ведущими бой, не штатные органы соединений и частей, а специально назначаемые оперативные группы. Это было связано с тем, что, как правило, дивизии и полки выполняли сразу несколько различных задач, каждая из которых требовала непрерывного и твердого управления.
  
  Оперативные группы по руководству боевыми действиями (операциями) в зависимости от масштабов боевых действий и количества привлекаемых сил и средств (советских и афганских) состояли из 8-15 человек. Первоначально они каждый раз формировались непосредственно перед выходом на боевые действия, были сводными, непосредственным планированием не занимались, а получали уже готовый план боя, разработанный соответствующим штабом.
  
  С 1981 г. руководители операций и группы управления в армии, дивизиях и полках стали отдаваться специальными приказами заранее, на весь год, с персональным перечислением всего состава групп. Офицеры четко знали, кто в какую группу входит, кто руководитель и когда та или иная группа будет управлять боевыми действиями. Руководителями операций согласно этим приказам определялись командующий армией, командиры дивизий, бригад, полков, начальники штабов, заместители командующего (командиров), а также заместители начальника штаба армии.
  
  Группы управления проводили занятия по боевому слаживанию и вместе с руководителем операции составляли готовые в любое время к действиям аппараты управления. Они сами разрабатывали каждую операцию, которой должны были управлять, на основе решения своего руководителя и принимали участие в подготовке выделенных для ее проведения войск. Группы управления (оперативные группы) несли полную ответственность за подготовку и проведение той или иной операции.
  
  Боевыми действиями, как правило, руководили:
  
   - подразделениями, выделенными от одного полка - группа управления полка;
   - подразделениями, выделенными от разных полков одной дивизии - группа управления дивизии;
   - подразделениями, выделенными от разных дивизий - группы управления армии.
  
  Наиболее сложными и масштабными операциями руководил командующий армией со своей группой управления. Руководитель операции (независимо от уровня) управлял боевыми действиями с подвижного командного пункта на бронебазе. В связи с особыми условиями боевых действий в Афганистане и малочисленностью групп управления, другие пункты управления, как правило, не развертывались. Все офицеры, занятые управлением и обеспечением боевых действий, располагались совместно с руководителем операции на одном пункте управления, использовали единый узел связи, находились под единой охраной. Основу подвижного командного пункта, как и стационарного, составлял ЦБУ.
  
  Подвижные командные пункты всех инстанций размещались вблизи района боевых действий и перемещались, как правило, один раз в сутки.
  
  Управление войсками осуществлялось только с места. Попытки управлять подразделениями в движении из-за особых условий распространения радиоволн в горах большей частью были безуспешными.
  
  При выборе места расположения командного пункта главное внимание обращалось не на условия визуального наблюдения за действиями войск (хотя и это было бы желательно), а на возможность поддержания непрерывной устойчивой связи с подразделениями, ведущими бой, авиацией и вышестоящими органами управления. В связи с этим командные пункты располагались на господствующих высотах, а при невозможности - в створе с ущельями, по которым продвигались подразделения.
  
  Если войска действовали по расходящимся ущельям, то КП развертывался на стыке ущелий. В извилистых ущельях приходилось местоположение КП менять чаще, чтобы не потерять связь на участках, прикрытых горными массивами. При этом руководитель операции стремился каждое новое положение КП выбирать на изломе ущелья.
  
  Обстановка иногда вынуждала руководителя операции выдвигаться на командный пункт подчиненной инстанции со своими средствами связи и небольшой группой управления. Так в необходимых случаях возникал передовой командный пункт.
  
  Несмотря на то, что запасные командные пункты не создавались, принцип непрерывности управления строго соблюдался. Это достигалось за счет передачи управления при перемещениях командных пунктов на стационарные пункты управления или на командные пункты подчиненных инстанций. На период перемещения КП руководителя операции эти командные пункты выступали в роли своеобразных ЗКП.
  
  Управление боевыми действиями авиации осуществлялось со стационарных командных пунктов ВВС армии и авиационных частей и с пункта управления оперативной группы ВВС при руководителе операции (создавался на период проведения операции), а также группами боевого управления (ГБУ) и авианаводчиками. Поскольку войска в большинстве случаев вели боевые действия усиленными батальонами в отдельных районах, а на некоторых направлениях и ротами, потребовалось обеспечить связь с авиацией непосредственно их командирам. Эта проблема была решена за счет выделения авианаводчиков (штатных и нештатных) с радиостанциями в роты и батальоны.
  
  Управление боевыми действиями дежурных подразделений руководили стационарные пункты управления частей, высылавших эти подразделения. Непосредственное руководство боем осуществляли штатные командиры дежурных подразделений со своих подвижных командно-наблюдательных пунктов. При этом, как правило, вместе с командиром дежурного подразделения находились артиллерийские корректировщики и авиационные наводчики.
  
  После завершения боевых действий и возвращения участвовавших в них войск в пункты дислокации руководители операций по каждой из них составляли подробные отчеты, которые вместе с планами операций направлялись в штабы 40-й А и Туркестанского военного округа.
  
  Опыт боевой деятельности советских войск в Афганистане показал необходимость определенной децентрализации управления войсками, что в конкретных условиях Афганистана делало его более гибким без нарушения общих принципов управления.
  
  
  Оперативные группы Минобороны, Генштаба и ТуркВО
  
  Периодически в Афганистане работали оперативные группы Министерства обороны и Генерального штаба. Первая такая оперативная группа прибыла в Кабул по согласованию с руководством Афганистана еще 23 декабря 1979 г. Она была сформирована за счет офицеров штаба ВДВ. Возглавлял ее заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Н.H. Гуськов. Оперативная группа ВДВ провела рекогносцировку районов размещения 103-й вдд и 345-го опдп в Кабуле и Баграме и маршрутов выхода подразделений после высадки к назначенным им районам. С 28 декабря она осуществляла управление и частями 108-й мсд, так как управление 40-й А было введено на территорию Афганистана в первых числах января 1980 г.
  
   Одновременно с ним по решению советского политического руководства в Афганистан вошла оперативная группа министерства обороны СССР во главе с Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым. С этого времени оперативная группа ВДВ была упразднена.
  
  Первая оперативная группа министерства обороны СССР проработала в Афганистане 10 месяцев и в ноябре 1980 г. возвратилась в Москву. В последующем она периодически выезжала в Афганистан на срок от полутора до шести месяцев. До конца 1984 г. ее неизменно возглавлял Маршал Советского Союза С.Л. Соколов, а затем - заместитель начальника Генерального штаба генерал армии В.И. Варенников. Последний раз оперативная группа министерства обороны СССР прибыла в Кабул 2 января 1987 г. и покинула его 14 февраля 1989 г.
  
  Почти постоянное присутствие оперативной группы министерства обороны СССР в Афганистане было вынужденной мерой. Оно вызывалось следующими обстоятельствами.
  
  1. Обстановка в этой стране требовала согласования и координации усилий всех советских представителей посольства, партийных советников, советнических аппаратов, представительств КГБ и МВД СССР, советников и специалистов в экономических ведомствах РА, командования 40-й А, и др. по созданию условий для стабилизации положения в стране. К сожалению, фактически никакой координации, а зачастую и простого взаимодействия между представителями советских ведомств в Афганистане не было. Все они действовали разрозненно, по указаниям своего московского руководства, что не позволяло добиться необходимых результатов. Достаточно авторитетного общего руководителя всеми советскими представительствами, наделенного соответствующими полномочиями (в т.ч. и в отношении ОКСВ) в Афганистане не было до самого конца кампании.
  
  2. Боевые действия на территории Афганистана против отрядов и групп вооруженной оппозиции вели советские войска, соединения и части афганской армии, оперативные части МВД и МГБ Афганистана. В интересах достижения большего эффекта необходимо было согласовывать усилия всех этих сил. По идее, это мог бы осуществлять главный военный советник в Афганистане. Однако ему не была подчинена 40-я А. Причем даже тогда, когда главным военным советником был заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал армии А. М. Майоров. Представительства КГБ и МВД СССР и их руководители в Москве вообще считали его только советником министра обороны Афганистана (хотя официально он назывался Главный военный советник в Афганистане). Эти ведомства строго следили, чтобы Главный военный советник не лез в чужой монастырь и не выдавал рекомендаций по ведению боевых действий непосредственно министрам государственной безопасности и внутренних дел Афганистана.
  
  3. Подавляющее большинство вопросов в Афганистане, в том числе и военных, требовало решений высшего руководства Афганистана и НДПА, решений Бабрака Кармаля как Генерального секретаря ЦК НДПА и Председателя Ревсовета Афганистана. Фактически же право выхода на столь высокий уровень афганского руководства имел только советский посол, который был связан условностями дипломатического этикета. Это значительно затрудняло работу.
  
  Была еще одна причина направления оперативных групп министерства обороны СССР в Афганистан (до конца 1984 г.). Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов не до конца верил в способность командования 40-й А и ТуркВО должным образом организовать боевую деятельность ОКСВ. Он считал, что в Афганистане необходим толкач, роль которого Устинов Д.Ф. отводил оперативной группе. В связи с такими представлениями министра обороны CCCP оперативная группа зачастую вынуждена была вмешиваться в боевую деятельность ОКСВ, в непосредственное управление войсками. Например, ежедневное рассмотрение поступавшей разведывательной информации с участием представителей различных видов разведки (прерогатива штаба армии) осуществлялось в оперативной группе. Там же принимались решения на реализацию разведывательной информации. Командующий 40-й А получал уже готовое решение на применение сил и средств своей армии, подписанное руководителем оперативной группы. В оперативной группе проходили ежедневные координационные совещания. Были даже попытки руководить конкретными операциями силами оперативной группы (правда, таких операций проведено всего две).
  
  Особенностью работы последней оперативной группы было то, что она совершенно не вмешивалась в деятельность командующего и штаба 40-й А, командиров всех степеней, не подменяла их, не ограничивала самостоятельности в принятии решений и претворении их в жизнь. Вместе с тем через оперативную группу командующий и штаб армии имели выход непосредственно на центральные планирующие и довольствующие органы министерства обороны СССР, что позволяло более оперативно решать все вопросы боевой деятельности и всестороннего обеспечения соединений и частей.
  
  Достойно сожаления, что советское руководство не прислушалось к предложениям министерства обороны СССР и не назначило в Афганистан своего полномочного представителя еще в 1980 г.
  
  В связи с тем, что оперативная группа министерства обороны СССР до конца 1986 г. находилась в Афганистане периодически, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев по согласованию с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым в марте 1985 г. учредил и направил в Афганистан штатную группу представителей Генерального штаба с постоянным местом ее дислокации в Кабуле. Группу возглавлял генерал для особых поручений начальника Генерального штаба. Эта группа по аналогии с такими же группами, действовавшими в войсках во время Великой Отечественной войны, была создана в целях:
  
  - осуществления непосредственной проверки на местах выполнения штабами и войсками, советскими военными советниками при соединениях и частях армии Афганистана директив и приказов министра обороны СССР, начальника Генерального штаба по подготовке, ведению боевых действий и всестороннему их обеспечению, а также приказов и директив главнокомандующего войсками Южного направления, командующего войсками ТуркВО и 40-й А, Главного военного советника в РА;
  - обеспечения Генерального штаба ВС СССР своевременной и точной информацией о подготовке и ведении боевых действий;
  - оказания помощи штабам и войскам 40 армии и советникам в ВС РА в организации мероприятий по обеспечению выполнения стоящих боевых задач;
  - осуществления контроля и содействия в согласовании между командованием ОКСВ и аппаратом Главного военного советника в РА вопросов, касающихся их деятельности в интересах выполнения ими совместных боевых задач;
  - изучения опыта боевых действий в Афганистане, способов применения новых средств вооруженной борьбы и тактических приемов, методов управления в бою в особых условиях РА советскими и афганскими войсками.
  
  Во время пребывания в Афганистане оперативной группы министерства обороны группа представителей Генерального штаба входила в ее состав и работала по плану руководителя оперативной группы МО СССР.
  
  Следует отметить, что и командующим войсками ТуркВО в Афганистан направлялась своя оперативная группа. Она была незначительной по составу и работала только в войсках 40-й А, оказывая помощь ее командованию. Эта оперативная группа не могла выходить на афганскую сторону с предложениями и пожеланиями, а также на советского посла и других советских представителей. Она занималась только вопросами боевой подготовки и боевой деятельности армии, а ее руководитель (как правило, заместитель начальника штаба округа) зачастую руководил боевыми действиями частей и подразделений армии по плану командующего ОКСВ.
  
  Евгений Григорьевич Никитенко, генерал-майор
  
  В представленой статье изложена точка зрения автора, ее написавшего, и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данная информация представлена как исторические материалы. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после прочтения статьи. Данная статья получена из открытых источников и опубликована в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав информация будет убрана после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей в письменном виде.
  
  http://army.lv/ru/Sovershenstvovanie-organizatsionno-shtatnoy-strukturi-40-y-armii-i-voprosi-upravleniya-/90/4197
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023