ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Можем повторить? Автопром и железнодорожный транспорт С C C P - аналоги Запада

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
  • Аннотация:
    Постоянно дополняется

  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  
  Дорогой читатель, всю информацию собираю (годами, десятилетиями) в первую очередь для себя.
  Ведь я и сама, находясь в достаточно зрелом возрасте, знакомлюсь с множеством страниц из отечественной истории, ранее мне не известными.
  Они не были бы известны и сегодня, если бы не появившийся интернет, да если бы страны Балтии и Украина не рассекретили свои архивы.
  
  Наружу вылезает много неприятного и даже ужасного, но - это история моего Отечества и я хочу её знать.
  Любой гражданин имеет право знать правду, а уж как поступить с этой правдой - выбор личный.
  
  Итак, за несколько лет я собрала достаточно интересный материал, как СССР копировал аналоги Запада, начиная "самым вкусным советским мороженным" и заканчивая архитектурой Кремля.
  
  Если кому интересно, то заходите:
  
  
  "Можем повторить? Назад в социализм для нищих?"
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b4.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Mосковский Кремль - плагиат с итальянского"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/81.shtml
  
  
  "Можем повторить? Автопром и железнодорожный транспорт СCCP - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Космос. Авиация. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Военная техника. Промышленные стройки. Буровые платформы. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2a.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Игровые автоматы - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3a.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детская электроника. Настольные игры. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo4.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детские игрушки - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo5.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Детские книжки - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 1)"
  Советское мороженое.
  Советские молочные продукты.
  Советские хлебобулочные изделия, бисквиты, сухари.
  Советская мясная промышленность. Советские колбасы.
  Как в СССР в 1937 году чуть не появился "Макдоналдс".
  Советские полуфабрикаты.
  Советскиe конфеты, шоколад.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt9.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 2)"
  Овощные и фруктовые консервы.
  Советские рыбные консервы.
  Продажа живой рыбы.
  Советский майонез.
  Советский кетчуп.
  Советские бульонные кубики.
  Советские сухие продукты.
  Книга о вкусной и здоровой пище.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw7.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 3)"
  Советские соки.
  Советские безалкогольные напитки.
  Советскоe шампанскоe.
  Советскоe пиво, в том числе "Жигулёвское".
  Советский чай.
  Советские какао и кофе.
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0041ashtml.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Художественные фильмы - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt1.shtml
  
  
  "Можем повторить? СССР. Музыкальные произведения - аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z1.shtml
  
  
  "Самое лучшее советское образование?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/80.shtml
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   []
  
  "Самобеглая коляска" Ивана Кулибина появилась задолго до первого автомобиля
  
  
  
   []
  
   []
  
  На верхнем снимке - США, прокатный электромобиль производства Morris & Salom Electric Carriage and Wagon Co. послужил прототипом не только для нью-йоркских такси фирмы Electric Vehicle Co., но и для первого русского электрокэба марки "Романов". 1898 год.
  На нижнем снимке - Россия, первый электрокэб конструкции И.В. Романова в Гатчине, Россия, 1900 год
  
  
  
   []
  
  В 1884 году был представлен первый в мире стандартный электромобиль, который можно было производить и продавать населению
  
  K началу 1900-х годов 1/3 всех транспортных средств на дорогах были электрическими.
  Но они начали быстро исчезать примерно к 1920 году с появлением бензина и Генри Форда.
  
  Фердинанд Порше, основатель одноименного спортивного автомобиля, произвел электромобиль под названием "P" в 1898 году, даже прежде, чем создал первый в мире гибридный автомобиль, работающий как на электричестве, так и на двигателе внутреннего сгорания.
  
  Mercedes-Benz также предлагал электрическую модель под названием Mercedes Mixte в 1906 году. Этот автомобиль был принят в качестве такси в городах и даже стал гоночным автомобилем в 1907 году.
  
  
   * * *
  
  
Москва. 13 апреля 2018. INTERFAX.RU - Россия сможет производить товары без разрешения правообладателей в США и в поддерживающих их странах.
  
  Такая норма содержится во внесенном в Госдуму законопроекте, который предусматривает ответные меры на американские санкции.
  
  К мерам воздействия на США и поддерживающие их в антироссийских действиях страны предлагается отнести "исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определенному правительством РФ, правообладателями которых являются граждане США и иных иностранных государств, организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств, а также организации, в капитале которых прямо или косвенно, в том числе, через третьих лиц (преобладающее участие более 25% в капитале) участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств".
  
  Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов пояснил "Интерфаксу", что речь идет о том, что эта норма фактически означает, что "мы сможем сами производить ту продукцию, если мы обладаем технологией, без разрешения правообладателя".
  
  "То есть мы бьем под дых американцам, поскольку все успехи и, прежде всего, доминирование англо-саксонского, западного мира обеспечивается именно правом интеллектуальной собственности, и мы наносим удар по этому праву", - сказал Емельянов.   
  
 
  Накажем Запад: будем красть у них технологии и товарные знаки?
  Но такое уже былo!
  
  Разве это не вредительство???
  
  Ведь прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство...
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  

А В Т О П Р О М

  
  Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Говоря простым языком, СССР занимался воровством и плагиатом.
  
  Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал на Западе сразу несколько передовых моделей 'для изучения' и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда, часто к тому времени западный прототип уже был снят с производства, а советская копия, выпускаемая не одно десятилетие, для Запада считалась уже устаревшей.
  
  
   []
  
  31.03.1902 был заключён контракт на право сборки в России автомобилей марки "Даймлер".
  За 7 лет выпущено около 100 машин
  
  
  
   []
  
  01.11.1924 в Москве на заводе АМО собран 1-й полностью советский автомобиль АМО-Ф-15.
  Pазработан на базе итальянского грузовика FIAT-15Ter
  
  
  
   []
  
  25.10.1931 с конвейера 1-го Московского автозавода имени Сталина "ЗИС" сошел первый грузовик АМО-3.
  Позднее переименован в ЗИС-3.
  Копия американского "AutoCar-SA"
  
  
  
   []
  
  29.01.1932 года с конвейера Нижегородского (позже Горьковского) автозавода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА.
  B девичестве американский "Ford Model AA".
  C октября 1932 года - ГАЗ-АА, легендарная "Полуторка"
  
  
  
   []
  
  "ЗИС-Спорт" - спортивный автомобиль.
  Bыпущен в одном экземпляре на заводе ЗИС в Москве в 1939 году
  
  
  
  

   ГАЗ А (1932)

  
  Первый массовый легковой автомобиль СССР позаимствовал у американского автопрома. ГАЗ-А - лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A прекратили. Ещё через год, в 1932 году, выпустили первые автомобили ГАЗ-А.
  
  Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов:
  
  
   []
  
  ГАЗ-А (1932 год) - Ford-A (1927 год)
  
  
  
   []
  
  
  Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена.
  Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.
  
  
  

   ГАЗ-М-1 'Эмка' (1936-1943)

  
  ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора:
  
  
   []
  
  ГАЗ-М1 (1936 год) - Ford Model B (Model 40A) (1934 год)
  
  
  
   []
  
  В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию 'Форда'.
  
  
  

   КИМ-10 (1940-1941)

  
  Первым советским серийным малолитражным автомобилем должен был стать КИМ-10, за основу которого при разработке взяли британский Ford Prefect:
  
  
   []
  
  КИМ-10 (1940 год) - Ford Prefect (1938 год)
  
  
  
   []
  
  
  В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему 'народным' советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная войнa.
  
  
   []
  
  25.04.1940 с конвейера завода КИМ сошел 1-й советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50.
  Доработанная копия американского Ford Perfect
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   Л1 'Красный путиловец' (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

  
  Следующий советский экспериментальный легковой автомобиль Ленинград-1 представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90:
  
   []
  
  Ленинград-1 (1933 год) - Buick-32-90 (1931 год)
  
  
  
   []
  
  Завод 'Красный путиловец', ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 году. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, 'Красный Путиловец' был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский 'ЗИС'.
  
  Так как кузов 'Бьюика' уже не соответствовал моде середины 30-х годов, на ЗИСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
  
  
  
  

   ЗИС-110 (1945-1958)

  
  Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские 'Паккарды' 'старших' (Senior) серий предвоенного выпуска.
  
  Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.
  
  Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина:
  
  
   []
  
  
  Ходовая часть ЗИС-110 при этом была оригинальной разработкой. Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство больших 'Паккардов' после войны прекратилось.
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   ИМЗ-НАМИ А50 "Белка" (1955 год)

  
  
  
   []
  
  ИМЗ-НАМИ А50 "Белка" с расположенным сзади оппозитным двигателем (на базе мотоциклетного М-72).
  1955 год
  
  
  
  

   Запорожец - ЗАЗ-965 (1960-1969)

  
  Почти все советские автомобили собраны по аналогам западной авто индустрии.
  Xорошо известный советский горбатый запорожец, который преподносили в СССР как пример современного микролитражного советского автомобиля - ЗАЗ-965, созданный в 1960-м году:
  
  
   []
  
  
  
  А это созданный пятью годами ранее, 1955 год, Fiat-600:
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  ЗАЗ-965 (1960 год) - Fiat 600 (1955 год)
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  Рекламный плакат автомобиля Yalta 900 (Ялта 900), Норвегия, 1967 год.
  Именно так (и еще Eliette и ZAZ) назывался экспортный вариант для стран Западной Европы советского автомобиля "Запорожец".
  Прародителем которого был итальянский Fiat 600
  
  
  
   []
  
  Врач колхозной больницы И. Султанов и медсестра Р. Арипова направляются по вызову к больному.
  В качестве автомобиля "Скорой помощи" используется ЗАЗ-965.
  Узбекистан. СССР. 1960-е. Фото Сергей Коршунов
  
  
  
   []
  
  ЗАЗ-965 "Запорожец" гордо красуется на подиуме одного из залов ВДНХ.
  Выпускался в 1960-1969. Фото 1960 года
  
  
  
  

   ЗАЗ-965A

  
   []
  
  Счастливый обладатель ЗАЗ 965А "Горбатый".
  Кемерово. СССР. 1979 год
  
  
  
  

   ЗАЗ-966 (1966-1974)

  
  Легковой автомобиль особо малого класса "ушастый" запорожец ЗАЗ-966:
  
  
   []
  
  ЗАЗ-966 (1967 год)
  
  
  В книге "От РУССО-БАЛТА до КамАЗа" автомобиль получил похвалу за то, что во избежание опрокидывания от встречного воздушного потока, в отличие от прежней модели, у ЗАЗ-966 двери открываются в "нужную сторону", что является огромным достижением советских конструкторов.
  
  Всё бы ничего, если бы ЗАЗ-966 не демонстрировал поразительное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 года), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года:
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  ЗАЗ-966 (1967 год) - Fiat 600 (1961 год)
  
  
  
   []
  
  
  Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением.
  Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые 'уши' (воздухозаборники на боковинах кузова):
  
  
   []
  
  
  Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии - на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя:
  
  
   []
  
  Chevrolet Corvair (1960-1969)
  
  
  
   []
  
   Владимир Путин показывает президенту США Джорджу Бушу свой первый автомобиль "Запорожец" 1972 года выпуска.
  Двигатель для этого автомобиля делался в Мелитополе (Украина).
  Cобирался на заводе ЗАЗ в украинском городе Запорожье (до 1921 года Александровск)
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

  
  
  М о с к в и ч
  

  Кстати, здесь, хоть газетёнка "жёлтая бульварная", но сделана неплохая подборка про развитие модели "Москвич":
  https://www.eg.ru/society/1553262-dorogie-moi-moskvichi-tragicheskaya-istoriya-samogo-populyarnogo-sovetskogo-avtomobilya/
  

  Москвич-400, Москвич-401 (1946-1956)

  
  Великая Отечественная Война лишь подстегнула копирование и клонирование. После Второй мировой войны только из Германии в СССР вывезли 2.885 заводов, 96 электростанций, 340.000 станков, 200.000 электромоторов, около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи.
  
  Всего за один год демонтировали и вывезли 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран.
  
  В результате у нас появился Москвич 400. Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937-1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors:
  
  
   []
  
  Москвич 400 (1946 год) - Opel Kadett K38 (1937 год)
  
  
  
   []
  
  
  Основная часть оборудования для выпуска автомобиля была вывезена с завода 'Опель' в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
  
  Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
  
  Последующие три поколения 'Москвичей' будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.
  
  
  
  

   Москвич-402 (1956-1964)

  
  Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) - преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка 'Волги' ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. 'Москвич' перенял от неё многие элементы своего дизайна:
  
  
   []
  
  
  Серийное производство 'Москвича-402' было свёрнуто в мае 1958 года.
  
  
  
  

   Москвич-408 (1964-1975)

  
  Родоначальник третьего поколения автомобилей 'Москвич' стал подражанием Opel Kadett A (1962):
  
   []
  
  
  По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
  
  Выпускался в Москве на заводе МЗМА (АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли 'Москвич-412', хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно.
  
  Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели 'Москвич-412'.
  
  
  В 1967 году на заводе МЗМА (АЗЛК) соберут ДВА экземпляра экспериментального купе-кабриолета "Москвич-408 Турист":
  
  
   []
  
  
  Правда, существует информация об ещё трёх собранных на МЗМА экземплярах "Туриста" - до общего числа пять.
  
  Однако в других источниках эти сведения рассматриваются как легенда, возникшая в результате того, что имевшиеся на заводе два опытных образца в процессе эксплуатации многократно ремонтировались и неоднократно перекрашивались, в результате чего могли восприниматься сотрудниками завода, не задействованными непосредственно в работах по этому направлению, как разные машины. За "Туриста" могли приниматься и развозные пикапы, переделывавшиеся из бракованных кузовов седанов и использовавшихся для внутризаводских нужд.
  
  Опытные экземпляры "Туриста" широко использовались в качестве носителей разрабатывавшихся на МЗМА перспективных агрегатов - вариантов "412-го" двигателя, новых коробок передач и других узлов. До настоящего времени они не сохранились.
  
  Интересно, что на самом раннем этапе наряду с открытым "Туристом" прорабатывалась и концепция "туристического" трёхдверного универсала. Однако практической реализации её не последовало.
  
  
  
  

   Москвич-410 (1957-1958)

  
  "Москвич-410"- полноприводный автомобиль I-й группы малого класса повышенной проходимости.
  Прототипом которого был "Москвич-402" и немецкий "Opel Kadett K38".
  Выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1957-1958 г.г.
  
  
   []
  
  
  
  

   Москвич-415, 416

  
  
 []
  
  Первоначально машина называлась «Москвич 4×4», появилась она в 1958 году.
На испытаниях был выявлен ряд конструктивных недоработок.
B результате устранения которых появилась новая модель - Москвич 415
  
  
  
 []
  
  Опытный образец автомобиля Москвич 416 с закрытым типом кузова на заводской фотосъемке в ходе испытаний. 1960 год
  
  
  
  

   Москвич-412 (1967-1976)

  
  Пришёл на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965):
  
  
   []
  
  Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
  
  
  
  

   Иж-2125 "Комби" (1973-1997)

  
  Cоветский автомобиль, выпускался на Ижевском автомобильном заводе на базе легкового автомобиля Москвич-412.
  Первый советский автомобиль с кузовом типа "лифтбэк".
  
  
   []
  
  
  
  

   Москвич-427 (1967-1976)

  
   []
  
  Советский Москвич-427 на выставке в Париже в 1971 году.
  Девушка - английская актриса Джули Десмонд
  
  
  
   []
  
  За границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных ралли.
  Фото: Виктора Будана/ТАСС
  
  
  
  

   Москвич-2140 (1976-1988)

  
  Москвич-2140 - советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1976 по 1988 год.
  
  Представлял собой глубоко модернизированный вариант модели 'Москвич-412':
  
   []
  
  
  
   []
  
  Автомобили "Москвич 2140 Люкс" в экспортном исполнении (слева) и для внутреннего рынка (справа).
  Москва, 1980 год
  
  
  
   []
  
  
  
  

   Москвич-2141 (1986-1998)

  
  Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы и это был уже совершенно другой автомобиль, - Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской 'Симки' и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ.
  
  Экспортное наименование - Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.
  
  В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca-1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до 'железа':
  
  
   []
  
  Москвич-2141 (1986 год) - Simca-1308 (1975 год)
  
  
  
   []
  
  
  Однако в процессе разработки кузов 'Москвича' был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.
  
  
  
  
  

Лента времени:

  
  1930
  Введен в строй Государственный автосборочный завод имени КИМ для выпуска автомобилей Ford из американских комплектующих.
  
  1933
  Завод становится филиалом ГАЗ и переходит на сборку отечественных автомобилей.
  
  1940
  Выпущен 'КИМ-10-50' - первый собственный проект автомобиля на основе Ford: кузов от ГАЗ, рессоры и рамы - от ЗИС, на заводе только сборка.
  
  1941
  Предприятие эвакуируется на Урал, выпускает военную технику.
  
  1945
  Новое название: Московский завод малолитражных автомобилей.
  На трофейном немецком оборудовании и с использованием разработок Opel начинается выпуск автомобилей москвич.
  
  1946
  Начат выпуск четырехдверного седана 'Москвич-400-420'.
  
  1954-1956
  Выпускается 'Москвич-401' - внешне копия Opel Kadett K38.
  
  1957-1963
  'Москвич-423' - первый советский пятидверный универсал.
  Дверь багажника открывалась налево.
  
  1958
  На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 'Москвич-407' и 'Москвич-423' получили золотые медали.
  
  1963-1965
  'Москвич-403' с гидроприводом сцепления, подвесными педалями, рулем новой формы и стеклоомывателями выпускается в модификациях Ю (для южных районов страны) и Э (на экспорт).
  
  1964-1975
  'Москвич-408' также выходил в вариантах Ю и Э, сборка экспортных автомобилей налажена в Болгарии.
  
  1966-1976
  'Москвич-433' - фургон грузоподъемностью 250 - 400 кг, развозивший, например, завтраки по школьным буфетам.
  
  1967-1976
  У универсала 'Москвич-426' дверь багажника состояла из двух створок, открывавшихся вверх и вниз, затем ее заменили цельной, откидывавшейся вверх.
  
  1967-1997
  Одна из самых популярных моделей - 'Москвич-412' с мотором на основе двигателя BMW-M10 и мощностью 75 л.с.
  Выпускались модификации Ю и Э, а также П (с правым рулем), Т (такси), М (медицинская).
  Автомобиль дарили победителям Олимпиад.
  
  1968
  Проводится реконструкция завода.
  Название меняется на 'Автомобильный завод им. Ленинского комсомола'.
  
  1971
  Производство автомобилей увеличено до 200 тыс. штук ежегодно.
  
  1976-1988
  'Москвич-2140' получил передние дисковые тормоза, современную систему рулевого управления, а салон отделывали искусственной кожей.
  
  1977
  Миллионный 'Москвич' отправлен на экспорт.
  
  1980
  С конвейера сошел трехмиллионный автомобиль 'Москвич-2140'.
  
  1986-1998
  'Москвич-2141' - переднеприводное авто с модным по тем временам обтекаемым дизайном и просторным салоном.
  
  1990
  Начато строительство собственного завода двигателей, закуплено импортное оборудование.
  К моменту развала СССР и перехода на коммерческие рельсы завод будет достроен на 90 %.
  Но уже никому не нужен.
  
  1992-2001
  'Москвич-2142' в модификациях 'Князь Владимир' и 'Иван Калита' выпускался на умирающем заводе и не выдерживал уже никакой критики.
  В год их выходило 230-350 штук - и даже столько не продавалось.
  
  1994
  Начинаются многомесячные простои конвейера.
  Зарплату сотрудникам выдают запчастями.
  
  1996
  Завод переходит в собственность города.
  
  2001
  Долги ОАО 'Москвич' - более $1 млрд.
  
  2002
  Конвейеры остановлены.
  
  2005
  Начинается сборка автомобилей Renault' - совместное предприятие французов и правительства Москвы 'Автофрамос'.
  54 производственных объекта завода проданы с аукциона за копейки.
  
  2006
  АЗЛК официально признан банкротом.
  Через год прекратил свое существование.
  
  
  
   []
  
  
  
  Отсюда
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

  
  Предшественник "Чайки" шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом 'шестиоконный длиннобазный седан' разрабатывали на основе Buick Super.
  
  Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации - по 1960 год).
  
  Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать 'Бьюик' образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии:
  
  
   []
  
  
  В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.
  
  
  
   []
  
  Aвтомобиль ЗИМ (ГАЗ-12) Горьковского автозавода на службе в такси.
  Эстония. СССР. 1950-е
  
  
  
   []
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   Чайка-ГАЗ-13 (1959-1981)

  
  Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
  
  'Чайка' была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной 'стилистической копией' или модернизацией Пэккарда:
  
   []
  
  
  Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3.189 автомобилей этой модели.
  
  'Чайки' использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно - министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного 'пакета' привилегий.
  
  И седаны, и кабриолеты 'Чайка' использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
  
  Также, 'Чайки' поступали в 'Интурист', где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.
  
  
  
  

   ЗИЛ-111 (1959-1967)

  
  Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и 'Чайка'. В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространённую 'Чайку':
  
  
   []
  
  
  Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов - преимущественно напоминал 'Cadillac', 'Packard' и 'Buick'.
  
  В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и 'Чайки', лёг дизайн моделей американской фирмы 'Packard' 1955-1956 годов. Но по сравнению с моделями 'Packard', 'ЗИЛ' был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и 'квадратнее', со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.
  
  С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.
  
  
  
  

   ЗИЛ-114 (1967-1978)
   ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) (1978-1983)

  
  В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом '115', впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114. Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из 'Carso'. В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104:
  
  
   []
  
  
  Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей - для государственных деятелей высокого ранга.
  
  Конец 1970-х - это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ-115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.
  
  
  
  

  ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) (1978-1983)

  
  В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом '115', впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114. Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из 'Carso'. В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104:
  
  
   []
  
  
  Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей - для государственных деятелей высокого ранга.
  
  Конец 1970-х - это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ-115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.
  
  ЗИЛ - первый автомобильный завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности:
  
  01.01.1916 Ремонтно-производственные мастерские
  02.08.1916 Московский АвтоМОбильный Завод товарищества на паях "Кузнецов, Рябушинский и Ко"
  17.05.1920 Первый Государственный Автомобильный Завод (бывший АМО)
  30.04.1923 Первый Государственный Автомобильный Завод (бывший АМО) имени инженера Ферреро
  14.05.1925 Первый Государственный Автомобильный Завод (бывший АМО)
  01.10.1931 Первый государственный автомобильный завод имени Сталина
   26.06.1956 Московский дважды ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Лихачёва
   13.07.1971 Производственное объединение "Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Лихачёва"
   23.09.1992 Акционерное московское общество открытого типа "Завод имени Лихачёва"
  15.07.1996 Открытое акционерное московское общество "Завод имени Лихачёва"
  02.07.2015 Публичное акционерное общество "Завод имени И. А. Лихачёва"
  
  
   []
  
  В 2020 году ЗИЛ, как автомобилестроительное предприятие, было полностью ликвидирован.
  Tам работало 85 000 человек
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   Волга-ГАЗ-21 (1956-1972)

  
   []
  
  10.10.1956 с конвейера сошли первые три автомобиля модели ГАЗ-21 "Волга"
  
  
  Внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).
  
  ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год:
  
  
   []
  
  
  К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн 'Волги' уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году 'Волга' была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.
  
  
  
  

   Волга-ГАЗ-24 (1969-1992)

  
  Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962):
  
  
   []
  
  
  Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть 'Волг' не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).
  
  
  
   []
  
  
  
  
   []
  
  ГАЗ-3102 первого поколения во время испытательного пробега.
Выпускался Горьковским автозаводом с 1981 по 2008 год
  
  
  
  

   ВАЗ-2101 (1970-1988)

  
   []
  
   19.04.1970 с главного конвейера Волжского автозавода в Тольятти сходит первый серийный автомобиль ВАЗ-2101 (легендарная 'Копейка'), в 'девичестве' - FIAT 124 модели 1966 года
  
  
  
  ВАЗ-2101 'Жигули' - заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является полным аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул 'Автомобиль года':
  
  
   []
  
  ВАЗ-2101 (1970 год) - Fiat 124 (1966 год)
  
  
  
   []
  
  
  По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
  
  ВАЗ-2101 был подвергнут серьёзным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. 'Русификация' Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

   ВАЗ-2103 (1972-1984)

  
  По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
  
  Модель ВАЗ-2103, заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан, разработали совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125:
  
   []
  
  ВАЗ-2103 (1972 год) - Fiat 125 (1967 год)
  
  
  
   []
  
  Позднее, на базе ВАЗ-2103 разработали 'проект 21031' впоследствии переименованный в ВАЗ-2106
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
В импортозамещённых автомобилях Lada используется 4 500 различных компонентов.
Более 1 500 из которых ввозятся из-за рубежа и не имеют отечественных аналогов
  
  

   У А З

  
  
   []
  
  У "уазика" - ноль изменений, в то время как его прототип "Фольксваген" претерпел значительные улучшения
  
  
  
  
   []
  
  ГАЗ-69 (УАЗ) выпускался Ульяновским автозаводом в 1953-1972 годах
  
  Из комментариев:
  
  "Американский Виллис МВ (1941-1945) - поставлено в СССР по ленд-лизу около 52 000 штуки.
  Найдите отличия".
  
  "Это гибридизация. Газ-67 был похож на Виллис, это его развитие - а 'эмка', с которой мотор и прочие детали - это Ford model B.
  Другое дело, что с окончанием войны автоконструкторы доступ к современным технологиям потеряли, зато набрались опыта проектирования и вот результат".
  
  
  Шведская компания отказалась обслуживать своё оборудование на ГАЗе.
  ГАЗ признал, что заменить это оборудование нечем.
  
  
  
  

   К A M А З

  
  
  16.02.1976 года с конвейера автозавода "КамАЗ" сошёл первый грузовик КамАЗ-5320, в девичестве американский International COF-220:
  
  
   []
  
  
  
  Показать из чего собирают КамАЗ сегодня?
  
   []
  
  В кабине автомобиля - Владимир Путин, посетивший завод КамАЗ в декабре 2019 года
  
  
  
   []
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  

М О Т О Ц И К Л Ы

  
  
  Урал, развитие военного мотоцикла М-72, советского тяжёлого мотоцикла, который представлял собой полную копию немецкого BMW R 71 (BMW-750).
  
  Его начали делать ещё до войны - сначала наши отправили на стажировку в BMW Н.П. Сердюкова (видимо, без кражи документации не обошлось), который позже стал руководителем 'конструкторского бюро' по тяжёлому мотоциклостроению.
  
  Затем СССР анонимно купил 5 мотоциклов в Швеции и в 1941 году развернул производство 'отечественного' мотоцикла под маркой М-72 на Московском мотоциклетном заводе:
  
  
   []
  
  Мотоцикл М-72
  
  
  
   []
  
  Мотоцикл BMW R 71 (BMW-750)
  
  
  
  В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод 'DKW'. Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. В том же году по чертежам немецкого мотоцикла 'DKW NZ-350', конструкции Г. Вебера, завод освоил производство мотоцикла 'Иж-350'. Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла:
  
  
  
   []
  
  Мотоцикл 'Иж-350'
  
  
  В 1951 году без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов 'Иж-49', который завоевал большую любовь у населения. В 1958 году выпуск Иж-49 был прекращён, так как с 1955 года уже выпускалась новая модель - Иж-56. Всего было построено 507.603 мотоциклов 'Иж-49':
  
  
   []
  
  Мотоцикл 'Иж-49'
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  

А В Т О Б У С Ы

  
  
  Отличную подборку нашла здесь: https://back-in-ussr.com/2016/03/neobychnye-sovetskie-avtobusy.html
  
  
  
  
   []
  
  Первый электробус 1899 года, вместимость 17 человек, скорость 20 км/час.
  Вполне экологичная машина имела два электромотора Siemens - по одному на каждое заднее колесо
  
  Изобретатель: Романов Ипполит Владимирович.
  Первые электромобили и первый монорельс (и многое-многое другое) были изобретены им же - И.В. Романовым.
  Правда, на родине до революции его изобретения всерьёз не воспринимались, а с приходом большевиков изобретатель уехал в США
  
  Потом об электричестве надолго забыли, зато в 1930-х увлеклись газогенераторными установками, экспериментировали и с автобусами:
  
  
   []
  
  Городской ЗИС-16 с газогенераторной установкой
  
  
  
   []
  
  Английский автобус "Лейланд".
   08.08.1924 в Москве начал работать 1-й регулярный автобусный маршрут Каланчевская площадь - Белорусский вокзал
  
  
  
   []
  
  Еще до войны в Ленинграде начали делать машины АТУЛ на растянутом шасси ЗИС-8.
   Их наращивали на два с лишним метра и оснащали серийным 6-цилиндровым мотором в 73 л.с.
  Чтобы компенсировать повышенную нагрузку, ставили вторую заднюю неведущую ось
  
  
  А рекордсменом предвоенных лет стал ЯА-2, справедливо прозванный "гигантом".
  Машину длиной 11,5 м построили в единственном экземпляре на трехосном ярославском шасси, опять же в Ленинграде.
   Автобус вмещал 80 пассажиров, из них 52 могли сидеть.
  Пригодного отечественного двигателя в СССР не нашли и на ЯА-2 поставили 103-сильный Hercules.
   Тормоза действовали лишь на заднюю пару осей, причем были механическими
  
  
  
   []
  
  В 1932 году на трехосном ярославском шасси НАТИ разработал проект автобуса, рассчитанного на 60 пассажирских мест.
   Громадный ЯА-2 на американском двигателе марки Hercules-YXC-3 мощностью 103 л.с. сделали в единственном экземпляре.
   Для езды по советским городам транспорт был, конечно, малопригоден
  
  
  
   []
  
  В Москве от Тверской заставы до села Всехсвятского (ныне "Сокол") 15.11.1933 был пущен первый троллейбус ЛК-1 ("Лазарь Каганович").
  Троллейбус имел ряд недостатков, в частности утечку тока на корпус, из-за чего пассажиров часто било током.
   Был быстро заменён последующими моделями
  
  
  
   []
  
  СССР купил у английской фирмы English Electric Cоmpany один двухэтажный троллейбус.
  Манежная площадь, Москва. 1939 год
  
  
  
   []
  
  В 1938-1939 годах сделали десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3.
   Машины скопировали с британских English Electric и оснастили 75-киловаттным двигателем.
  И водителям, как оказалось, было очень тяжело с ними управляться.
   Последний ЯТБ-3 работал в Москве до 1948-го, и с тех пор подобных машин в СССР не строили
  
  
  
   []
  
  Московский двухэтажный троллейбус. Фото - Томас МакЭвой.
  Москва, 1947 год
  
  
  Более простым и дешёвым решением казались пассажирские прицепы.
  Они хоть как-то решали проблему недостатка не только машин, но и водителей.
  С такими конструкциями экспериментировали с середины 1930-х до 1960-х.
  Главной проблемой автопоездов стало обеспечение нормальной управляемости, да и маневренность, опять же, оставляла желать лучшего.
  На ЛАЗе даже построили прототип, представляющий собой два соединенных автобуса с синхронизированными органами управления:
  
  
   []
  
  ЗИС-8 с пассажирским прицепом испытывал в 1930-х Московский институт городского движения (НИИГД)
  
  
  
   []
  
  ЗИЛ-158 с прицепом 2-ПН-4 производства московского завода "Аремкуз"
  
  ЗИЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 1960-х и начале 1970-х годов.
  Такие "поезда" из ЗИЛ-158 и автобусного прицепа Амеркуз-2ПН-4 проходили опытную эксплуатацию в Москве, Крыму и Ленинграде в 1959-1961 годах.
  Но до массового внедрения "автопоезда" не дошло.
  
  
  
   []
  
  Автобус КАвЗ-651А выпускался в СССР на Курганском автобусном заводе в 1958-1973 г.г.
  Прототипом КАвЗ-651А послужил грузовик ГАЗ-51 с нелегальной копией американского двигателя Dodge
  
  
  
   []
  
  Опытный ПАЗ-671А (с прицепом ПАЗ-750) - 3-х дверный опытный автобус малого класса.
  Мест сидячих 20 плюс 22, общее - 25 плюс 30, максимальная скорость 70 км/час.
   Город Павлово, 1958 год
  
  
  
   []
  
  ПАЗ-672.
   Выпускался Павловским автобусным заводом в 1967-1989 годы
  
  
  
   []
  
  Активный пассажирский автопоезд, построенный на основе ЛАЗ-695М.
  С 1955 года основные силы Львовского автозавода были брошены на проектирование первой собственной модели автобуса.
   Основой для него послужил в ту пору весьма современный и хорошо показавший себя в эксплуатации Magirus 6500, изготавливавшийся в Германии в 1951-1959 годах
  
  
  
   []
  
  Ещё одним средством увеличения вместимости стали полуприцепы, работающие с обычными седельными тягачами.
   Они некоторое время использовались в аэропортах.
   Одесский полуприцеп ОдАЗ-869 сделали на основе кузова львовского автобуса
  
  
  
   []
  
  В 1972 году НАМИ-0159 создал автобус, где для шофера на втором этаже построили небольшую остекленную кабину
  
  Машина имела три оси и бензиновый мотор V8.
  В серию удивительный агрегат не планировали - отрабатывали самые смелые идеи, но вместимость такого автобуса, по сравнению со стандартными, выросла почти на 30 %.
  Но двухэтажные машины в СССР так и не прижились.
  Для советских дорог и предельной загруженности они оказались малопригодными.
  В 1960-е в Москве в качестве эксперимента пустили пару машин из ГДР, но на этом все и закончилось
  
  
  Но производили и экзотичные автобусные модели:
  
  
   []
  
  Курортный автобус на основе ЗИС-8 тифлисского предприятия с забавным названием "Закавтопромторг"
  
   Такие машины делали вплоть до конца 1960-х.
  Сначала их производили главным образом на шасси ЗИС-5.
  После войны типовую конструкцию ГЗА-654 разработал на базе знаменитого ГЗА-651 Горьковский завод.
  Но строили такие автобусы, в основном, специализированные предприятия на юге, где надо было возить курортников:
  
  
   []
  
  Такие автобусы на основе ПАЗ-651 долго делали в Сочи
  
  
  
   []
  
  Очень редкий представитель курортного племени - автобус на шасси ГАЗ-51 Aлма-атинского авторемонтного завода
  
  
  
   []
  
  Микроавтобусы Рижского автозавода "РАФ-2203", предназначенные для транспортного обеспечения "Олимпиады-80".
  Выпускались в СССР в 1976-1997 г.г.
  
  Из комментариев:
  
  "С Фольксвагена слизали".
  
  "Это был микроавтобус с несущим кузовом, дальше - только рамные (микроавтобус типа "Газель"). Тяжелее, дороже. Ему бы сдвижные двери, мотор сильнее (дизель, допустим), ну и базу удлинить. И хороший бы был аппарат".
  
  "Только в совке могли поставить микроавтобус на шасси легкового авто".
  
  "Отличный автомобиль. Симпатичный, с хорошими амортизаторами, мягкой ездой. Лучший в СССР среди микроавтобусов. Активно использовался как карета "скорой помощи".
  
  "Это был удивительно достойный и тепло встречаемый в водительской среде автомобиль. Его меньше ругали и больше любили".
  
  
  

Постоянно дополняется

  

  Железнодорожный транспорт

  
  
   []
  
  Самый первый официально зарегистрированный взрыв котла произошел в 1813 году, когда конструктор превысил скорость за счет дополнительного давления пара
  
  
  
   []
  
  Двухэтажный пассажирский вагон, созданный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году
  
  
  
   []
  
  Паровоз ИС20-16. Самый мощный в истории советского паровозостроения. 1937 год.
   Очередной копипаст c американцев - Commodore Vanderbilt Streamlined 1935 года
  
  
  
   []
  
  Советский опытный паровоз 2-3-2, изготовленный по типу американского NYC Hudson 4-6-4.
   Выполнял рейсы Москва-Ленинград. СССР, 1939 год
  
  
  
  
  

Э П И Л О Г

  
  И это всё - лишь вершина айсберга. Список клонов можно продолжать чуть ли не до бесконечности. В него войдут утюги, военная техника, промышленное оборудование, электроника - львиная доля того, что мы считали своим. Такой масштаб заимствований обескураживает и даже пугает. Как пугает и железобетонная уверенность подавляющего большинства населения, что всё советское - это наше, родное, и к тому же отличное. Что мы впереди планеты всей, хотя на самом деле последние 100 лет плетёмся в фарватере мировой технической мысли.
  
  Но главное в этой истории другое.
  
  Подделки и лицензионные копии всегда выпускались с опозданием. Что-то запаздывало на пару лет, что-то - на полтора десятилетия. При этом большинство советских подделок при внешней схожести с прототипом оказывались хуже оригинала. У этого было сразу несколько причин: попытки отечественных 'кулибиных' удешевить производство, отсутствие необходимых материалов или производственного оборудования, а так же низкая культура производства - раздолбайство, плохая подготовка специалистов, штурмовщина и прочие последствия непрофессионального менеджмента.
  
  Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство.
  
  Цена 'входного билета' в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
  
  Колоссальные инвестиции в исследования и производство требуют колоссальных рынков сбыта, чтобы окупиться. Даже если представить себе, что героическим напряжением сил с опозданием в несколько лет мы чудом построим целую индустрию и научимся производить аналог импортного высокотехнологичного продукта, только качеством чуть похуже, кто его купит? Запертые в экономическом гетто и нищающие россияне? Больше ведь никому впарить устаревший и некачественный продукт не удастся даже без всяких санкций. А без больших объемов производства и продаж на каждую единицу продукции лягут все издержки, сделав этот продукт буквально золотым.
  
  Его, разумеется, можно субсидировать, пока не кончатся деньги в резервах. А они кончатся, и кончатся быстро. И тогда либо на него придётся копить деньги полжизни, либо неизбежно возникнет старый добрый советский дефицит - с пустыми полками, очередями и 'блатом'.
  
  Уже сейчас без западных технологий мы даже не можем извлечь нефть из наших недр. Поэтому в XXI веке идея изоляции от мировой экономики - это опасный бред, который на практике ничем, кроме тотальной экономической катастрофы, закончиться не может...
  
  
  Шведская компания отказалась обслуживать своё оборудование на ГАЗе.
  ГАЗ признал, что заменить это оборудование нечем.
  
  
   []
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

  Немного исторических снимков (у нас):

  
  
  
   []
  
  Станция конки у Серпуховских ворот.
  Москва. Фото 1890-1900-х годов
  
  
  
   []
  
  06.04.1899 открылось регулярное движение первого электрического трамвая в Москве.
  Трамвай сменил собой конку - конно-железную дорогу
  
  
  
   []
  
  "Маршрутный автобус" Киев-Житомир.
  Украина, около 1900 года
  
  
  
   []
  
  Москва, подметально-уборочные машины на Садово-Кудринской.
  1938 год (отсюда: https://varlamov.ru/)
  
  
  
   []
  
  А это город Боровичи, ранее Ленинградкой области, после - Новгородской
  (отсюда: http://world.lib.ru/s/smolina/1e1.shtml)
  
  
  
   []
  
  Первый советский гоночный автомобиль ГАЗ-ГЛ-1.
  СССР, 1938 год
  
  
  
   []
  
  НАТИ-23А - опытный газогенераторный грузовой автомобиль на базе ЗИС-5,
  предназначенный для работы на антраците, 1939 год
  
  
  
   []
  
  Грузовой̆ троллейбус, развозящий дрова по улице Горького.
  Москва, 1941 год
  
  
  
   []
  
  Маршрутное такси ГАЗ-АА (в девичестве Ford Model AA) бороздит просторы московских улиц.
  Перевозило 10-12 пассажиров. СССР. Конец 1940-х
  
  
  
   []
  
  В 1954 году совместными усилиями МАЗа, Института горного дела АН УССР и Харьковского троллейбусного депо был создан (на шасси карьерного МАЗ 525 ХТТУ) уникальный самосвал-троллейвоз, оснащённый двумя троллейбусными электродвигателями Д-202 общей мощностью 172 кВт.
  С 1959 года это БелАЗ-525
  
  
  
   []
  
  Автолавка в поле
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  Парикмахерская на колёсах, СССР
  
  
  
   []
  
  Угощение квасом в детском саду с грузового мотороллера "Вятка" МГ-150-Ц (цистерна).
  СССР, 1959 год
  
  
  
   []
  
  Советская инвалидная коляска СМЗ С-3А с цельнометаллическим кузовом. 1959 год
  (отсюда: https://www.kolesa.ru/article/massovye-i-neizvestnye-sovetskie-invalidki-i-ih-konkurenty)
  
  
  
    []
  
  Слева: интерьер кабины с круглым рулем и ручными органами управления (фото Lane Museum).
   Справа: 346-кубовый мотоциклетный двигатель в заднем моторном отсеке (фото Lane Museum)
  
  
  
   []
  
  Кадр из легендарного фильма с участием актера Евгения Моргунова и "инвалидки" С-3А, прозванной "моргуновкой"
  
  
  
   []
  
  Торговля керосином на розлив.
  Московская область, Долгопрудный. 1963 год
  
  
  
   []
  
  Экспериментальное такси.
  СССР, 1964 год
  
  
  
   []
  
  СССР. Никаких законов о сохранении природы не соблюдается.
  На реке Ушаковке, Иркутск. 1965 год
  
  
  
   []
  
  Советский автозак. Полуприцеп, прицепленный к тягачу КАЗ-606 "Колхида".
  СССР. 1970-е
  
  
  
   []
  
  Автопоезд, курсирующий между пляжем и пансионатами.
  Абхазия. Пицунда. СССР. 1973 год
  
  
  
   []
  
  Москва. Торговля вином с колёс. 1991 год
  
  
  
   []
  
  СССР. Торговля с колёс вином, в данном случае на цистерне написан "портвейн"
  
  
  
   []
  
  СССР. Как видим, и пивом торговали из цистерн
  
  
  
   []
  
  БелАЗ на проспекте Ленина в Минске.
   А дети с маленькими БелАЗиками. СССР. 1975 год
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  

  Немного исторических снимков (у них):

  
  
  
   []
  
  Зарядка автомобилей от электричества.
  США. 1884 год
  
  
  
   []
  
  Доктор Элизабет Бруин в конном экипаже скорой помощи.
   Нью-Йорк. США. 1900 год
  
  
  
   []
  
  27 октября 1904 годa открылась первая линия Нью-Йоркской подземки
  
  В Нью-Йорке старейшее метро в мире (не считая лондонскогo), oно действует с 1867 года.
  Но "подземка" у них появилась довольно поздно, спустя почти полвека после открытия певой линии метрополитена, в 1904 году
  
  
  
   []
  
  Мужчина пытается продать машину после обвала на фондовой бирже во время Великой Депрессии.
  Надпись "Отдам за 100$ наличными, потерял всё на бирже". США. 1929 год
  
  
  
   []
  
  Теплушка, заменяющая школьный автобус и доставляющая детей в школу в северной части штата Мэн.
  США. 1930 год
  
  
  
   []
  
  Tак называемый Schi-Stra-Bus
  
   Разработка первого автобуса на комбинированном ходу в Германии началась в 1934 году, но Вторая мировая война помешала серийному производству.
   В 1951 году Deutsche Bundesbahn заказал два прототипа у компании Nordwestdeutscher Fahrzeugbau в Вильгельмсхафене.
  Автобусы были изготовлены Waggon- und Maschinenbau GmbH Donauwörth .
  Опытные образцы были доставлены и испытаны в 1952 году.
  В 1953 году было заказано ещё 50 автобусов.
  В целом, однако, только 15 автобусов были использованы на железной дороге, остальные работали как чисто дорожные транспортные средства.
  
  
  
   []
  
  Немецкий скоростной автобус Mercedes-Benz Streamliner.
  1935 год
  
  
  
   []
  
  Собачий мешок (Dog Sack) для комфортного перемещения своих любимцев.
  Идея впервые появилась в июньском номере журнала Popular Mechanics за 1935 год
  
  
  
   []
  
  Скоростной поезд "Меркурий".
  Чикаго. США. 1936 год
  
  
  
   []
  
  «Снежный крейсер» - покоритель Антарктиды.
  США. 1937 год
  
  
  
   []
  
   Клуб любителей ретро автомобилей Детройта (США) создал "стеклянный" Понтиак Deluxe Six 1939 года
  
  
  
   []
  
   Клуб любителей ретро автомобилей Детройта (США) создал "стеклянный" Понтиак Deluxe Six 1939 года
  
  
  
   []
  
  Автомобиль сверхкомпактного класса Messerschmitt KR175 (выпускался в 1953-1955 годы).
  Германия. 1950-е
  
  
  
   []
  
  Футуристический автобус Viberti Monotral Golden Dolphin итальянской компании Viberti, построенный в единственном экземпляре.
  Mог развивать скорость до 200 км/чac.
  Дебютировал на Женевском автосалоне в 1956 г.
  
  
  
   []
  
  Мобильный бассейн. Нью-Йорк, 1960 год
  
  
  
   []
  
  Модные светящиеся шины.
  США. 1961 год
  
  
  
   []
  
  Одноместный автомобиль PeelP 50, разгоняющийся до 64 км в час.
  Великобритания. 1962 год
  
  
  
   []
  
  Matra Djet - французский спортивный автомобиль, производился с 1962 по 1967 год, всего выпущено около 1700 экземпляров.
   Один экземпляр был в СССР - известен как "автомобиль Юрия Гагарина".
   Bо время визита в 1965 году на авиасалон в Ле-Бурже ему приглянулся этот автомобиль, и правительство Франции прислало в Москву подарок - Matra Bonnet Djet V S coupé
  
  
  
   []
  
  Швеция все еще рассчитывает получить оплату за поставку 1000 автомобилей Volvo в Северную Корею.
   Речь идет о сделке 1974 года, когда в КНДР отправили 1000 седанов Volvo 144, но деньги за эти машины шведы так и не получили
  
  
  
   []
  
  Плакат сообщает, что машины советской марки "Лада" не обслуживаются, пока СССР не уйдёт из Афганистана.
  Торонто, 1984 год
  
  
  
  

  Продолжение "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Космос. Авиация. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml

  
  
  
  _____________________________________________________________________________
  
  Интересный материал Максима Мировича "Так что же СССР дал миру?" находится здесь:
  https://maxim-nm.livejournal.com/443449.html?utm_source=twsharing&utm_medium=social
  
  Oтсюда: https://twitter.com/historyfoto
  
  Oтсюда: http://neznal.ru/20130118_sovietauto
  
  Oтсюда: https://zhartun.me/2018/04/copypaste.html
  
  Oтсюда: https://oleg-leusenko.livejournal.com/9051101.html
  
  Oтсюда: https://maxim-nm.livejournal.com/?skip=10
  
  Oтсюда: https://topwar.ru/82386-nemeckie-specialisty-v-izhevske-1946-1952.html
  
  А это чтоб посмеяться. Так сказать, импортозаменили:
   https://twitter.com/Vitauskas_A/status/984934737272819712
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023