НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.
Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния.
Как Белорусская ССР и Украинская ССР в 1954 году просились в НАТО
Мало кто знает, что еще в 1954 году Украина и Беларусь уже подавали свои заявки на вступление в НАТО. Нынешняя заявка Украины - будет не первая, а уже вторая по счету.
Об этом и много чего другого интересно рассказывает "Аналитическая газета "Секретные исследования", N 17 от 2009 года
Как известно, создание блока НАТО в 1949 году СССР, по понятным причинам, принял без особого удовольствия, расценив его не только как угрозу национальной безопасности, но и как "подкоп под Организацию Объединенных Наций".
Эта позиция имела свои основания: несмотря на то, что устав НАТО предполагал следование договорам, заключённым в рамках ООН, обособление ряда стран в отдельный военно-политический блок было воспринято советским руководством как нарушение "духа" ООН. К тому же у СССР были союзные договора с Англией и США. К примеру, в марте 1949-го советский МИД обратился к правительству Англии с заявлением, в котором отметил, что СССР рассматривает "участие Англии в НАТО как акт, находящийся в противоречии с союзным договором 1942 года".
Историки иногда добавляют и ещё один малоизвестный дипломатический штрих из хроники 1949 года - записку советского министра иностранных дел А. Вышинского. В ней выражалась заинтересованность обсудить предложение его британского коллеги Эрнста Бевина об учреждении Организации Обороны Западного Союза (предтечи НАТО) и возможном участии (взаимодействии) СССР с этой организацией.
Одним словом, союзные отношения СССР с США и Англией вполне могли продолжаться и после окончания войны, однако, как полагают историки, преградой было желание Сталина развязать новую мировую войну - чтобы насадить коммунизм уже в западных странах. Поэтому реальный шанс на коренное изменение отношений между СССР и Западом (в первую очередь СССР и США) появился именно после смерти Сталина.
* * *
Примерно в это же время приступил к обязанностям вновь избранный президент США Дуайт Эйзенхауэр.
16 апреля 1953 года Эйзенхауэр выступил с "речью мира", обращённой к новым советским руководителям. Он сформулировал принципы, которые, с его точки зрения, должны были стать основополагающими в системе международной безопасности. В общих чертах они выглядели следующим образом:
1).
Ни один народ (как народ) не может считаться противником;
2).
Ни одна страна не сможет обеспечить собственную безопасность, оставаясь в изоляции от остального мира;
3).
Каждая страна обладает неотъемлемым правом самостоятельно определять способ правления и экономическую систему;
4).
Попытка любой страны навязать силой другой стране какую-либо форму правления ничем не может быть оправдана;
5).
Прочный мир не может быть основан на гонке вооружений и страхе применения оружия.
К слову, принципы прекрасные, они вполне могли бы быть приняты как руководство к действию и в наши дни - но некоторым странам мешает их великодержавие.
Перечислив угрозы миру, возникшие вследствие разделения на два лагеря, а также в связи с опасностью возникновения ядерной войны, Эйзенхауэр подчеркнул: "Новое советское руководство имеет сейчас редкую возможность осознать вместе с остальным миром, какая возникла опасность, и помочь повернуть ход истории". И закончил речь словами: "Мы готовы к этому, готовы ли вы?"
* * *
В начале 1954 года в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, в ходе которого обсуждалась и проблема обеспечения коллективной безопасности в Европе. Западные представители всячески заверяли Москву в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией, призывали советское руководство к сотрудничеству. После этих переговоров советское правительство с подачи Хрущева и направило соответствующее предложение - о вступлении в НАТО.
Одновременно желание присоединиться к НАТО было высказано и в документах от Минска и Киева от имени Белорусии и Украины - как одних из соучредителей ООН. Таким образом, в НАТО (подобно ООН) должны были войти три советских субъекта: СССР, БССР и УССР.
* * *
Почему же Белоруссия и Украина в 1954 году отдельно от СССР подали заявки на вступление в блок НАТО?
Тут уместно вспомнить другую историю - историю их регистрации в ООН как суверенных стран и соучредителей этой организации.
51 государство мира подписало 26 июня 1945 года в Сан-Франциско Устав ООН, который вступил в силу 24 октября 1945 года.
Какие вообще у БССР и УССР могли быть правовые основания - считаться ГОСУДАРСТВАМИ при подписании Устава ООН?
И такие основания были - БССР и УССР действительно какое-то время обладали всеми атрибутами государственности: своими собственными республиканскими вооружёнными силами, задекларированной полной свободой во внешней политике (с правом заключать союзы и международные договоры), имели свои МИДы. Для всего этого были внесены изменения в конституции республик.
В конце 1943 года, после коренного перелома в ходе войны, союзники уже не сомневались в победе и на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года и на Тегеранской конференции глав государств и правительств в ноябре-декабре того же года стали обсуждать послевоенное устройство мира. В том числе - создание ООН, которой предстояло взять на себя функции обеспечения коллективной безопасности.
* * *
К практическому созданию ООН приступили в 1944 году, и сразу стало ясно, что организация станет ареной борьбы между Великобританией, США и СССР. Сталин видел, что в ООН СССР оказывается в одиночестве или меньшинстве. Поэтому он вносит предложение о включении в ООН советских республик - в качестве самостоятельных членов. При этом Москва ссылалась на намерение британских доминионов быть участниками организации.
Сия инициатива Кремля вызвала в Лондоне и Вашингтоне полное недоумение, ибо республики СССР в отличие от британских доминионов (Канады, например) не являлись государствами. Их нельзя было назвать даже "карикатурами на некую государственность".
В ответ Москва придумывает трюк с "декоративными" атрибутами государственности для союзных республик - вводит в них впервые и уникально за всю историю СССР наркоматы иностранных дел и обороны и в 1944 году республики СССР стали вдруг "суверенными государствами".
А было это так.
Газета "Правда" 28 января 1944 года сообщила об очередном Пленуме ЦК ВКП(б), который рассмотрел предложения Совнаркома СССР по РАСШИРЕНИЮ ПРАВ союзных республик в сфере обороны и внешней политики. В тот же день сессия Верховного Совета СССР на основе доклада председателя Совнаркома и министра иностранных дел В.М. Молотова приняла два закона: "Об образовании воинских формирований союзных республик" и "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних отношений".
* * *
Однако у рядовых граждан СССР преобразование ключевых министерств из общесоюзных в республиканские могло вызвать только недоумение.
Во-первых,
этот "очередной" Пленум ЦК ВКП(б) был вовсе не "очередным", а единственным за все годы войны (а съезды партии не собирались вообще с 1939 года по 1952 год).
Во-вторых,
удивляла поразительная молниеносность внесения столь серьезных изменений в законодательство и саму систему союзных отношений.
В-третьих,
эти новшества полностью противоречили сталинской политике планомерного уничтожения в республиках всех национального, которое объявлялось "сепаратистским" и "националистическим".
Наконец,
это противоречило позиции самого Сталина, который во времена создания СССР категорически отверг предложение руководителей Советской Украины сохранить за республиками право на самостоятельные внешние отношения и торговлю.
Согласно решениям Пленума, были действительно учреждены во всех республиках СССР свои наркоматы иностранных дел, просуществовавшие до 1946 года. Что касается республиканских армий и наркоматов обороны, то они вызывали большие опасения у Кремля (как сепаратизм республик) - нигде на деле созданы не были, существуя только на бумаге.
Единственным исключением стали Белоруссия и Украина - как пишут российские историки Ю.Т. Темиров и А.С. Донец в книге "Война" (М., "ЭКСМО", 2005).
Например, в УССР не только 11 марта 1944 года назначили народного комиссара обороны Украины (им стал генерал-лейтенант В.П. Герасименко, командовавший затем одновременно Киевским военным округом), но и разработали структуру республиканской Армии Украины и наркомата, сформировали его штат.
* * *
"Игры" были закончены весной 1946 года, когда отпала сама в них надобность: ООН была создана, и "протиснуть" в неё удалось из 15 республик только Белоруссию и Украину.
Почему только их?
Как пишет российский историк профессор А.М. Буровский, в 1944 году, ещё до создания Израиля, круги еврейских миллионеров США, оказывающих весомое влияние на американскую политику, были озабочены как вариантом Нового Еврейского Государства - еврейской автономии-государственности на территории Белоруссии и Украины, столицей которой был выбран Гомель.
 Эти предложения США по созданию еврейской государственности (включающей ряд территорий Белоруссии и Северной Украины) были направлены Сталину.
Американские миллионеры еврейского происхождения предлагали взять на себя полностью все расходы по послевоенному восстановлению Гомельской и Витебской области и ряда других областей Белоруссии и Украины - с воссозданием промышленности и инфраструктуры, с открытием мощных предприятий и социальной защитой населения, включая огромные пенсии ветеранам войны (всем, а не только евреям).
Это была детально разработанная концепция, теоретически возможная, на которую миллионеры США еврейского происхождения, родившиеся в Белоруссии и Украине, были готовы выделить астрономические по тем временам деньги и ресурсы, ведь на исторических землях Речи Посполитой (Польши, Белoрусcии и Украины) проживало до нашествия Гитлера и в течение полутысячи лет 2/3 всех евреев планеты.
Москва, ища пути расширения ООН за счет республик СССР, не ответила отказом, а выказала якобы заинтересованность в обсуждении темы. Ни "да", ни "нет". В итоге Кремль победил, заставив США по политическим иллюзиям относительно возможности создания Еврейской Автономии со столицей в Гомеле - включить в состав стран-основательниц ООН Белоруссию и Украину, хотя эти две республики СССР обладали ничуть не большей степенью государственности, чем другие в СССР, а их вклад в Победу был равен вкладу других республик.
В силу политических хитросплетений вышло (если верить историческим источникам), что БССР и УССР были выбраны США из прочих республик СССР в основатели ООН только с прицелом на решение "еврейского вопроса" в этих республиках, ибо их государственность означала и более весомые права на государственность Еврейской Автономии, столь нужной еврейской диаспоре в США. В этом вопросе окончательной целью было создание еврейского государства в Европе со столицей в Гомеле, но это утратило вообще всякий смысл после реального создания Израиля в 1947 году, причём, с прямым участием СССР в рождении этой страны.
В вопросе вхождения СССР в НАТО мотивы Кремля были те же самые, как и при создании ООН: посредством отдельного включения в альянс БССР и УССР - увеличить число голосов СССР в этой организации. А обосновать вхождение Белорусии и Украины в НАТО было несложно: эти республики являлись соучредителями ООН и числились там "суверенными государствами". Мало того, они могли представить все доказательства того, что с 1944 года у них были самостоятельные МИДы, министерства обороны и национальные белорусская и украинская армии со своим штатом и структурой.
Таким образом, в начале 1954 года для вступления в НАТО была подана заявка не только СССР, но одновременно ещё Белоруссии и Украины. К сожалению, этот примечательный факт сегодня всеми забыт не только в ныне суверенной Беларуси, но и в ныне суверенной Украине, снова через 45 лет пытающейся присоединиться к НАТО. Всё уже было когда-то...
Итак, подбивая вышесказанное:
 
1. Как СССР вступал в НАТО
Сталин еще в 1952 году прощупывал почву для вступления СССР в блок западных государств. Дело в том, что английский парламент в 1949 году рассматривал возможность приглашения Страны Советов в альянс: предложение выдвинула Компартия Великобритании. Тогда же Андрей Вышинский, глава МИД, отправил в Лондон официальную записку, где предложил обсудить вступление СССР в Организацию Обороны Западного Союза (будущее НАТО). Последовал внезапный отказ. Оказалось, что Европа не очень-то хочет видеть в своих рядах русского медведя.
2. Записка Громыко
Следующая попытка вступить в Североатлантический альянс состоялась уже при Хрущеве. Проект разработал Громыко, СССР официально выказывал готовность вступить в НАТО. Хитрые партийные деятели любой результат приняли бы с удовольствием: отказ западных стран позволил бы начать создание собственной военизированной Организации коллективной безопасности, соглашение же давало СССР целый ряд важных преимуществ.
3. Договор о коллективной безопасности
Кроме того, СССР предложили заключить новый договор о коллективной безопасности в Европе. Ключевым моментом было согласие США и Дуайт Эйзенхауэр его дал. Но уже 7 мая 1954 года США присоединились к Франции и Англии: предложение Москвы было названо 'нереальным и не заслуживающим обсуждения'.
4. Политика силы
Стало понятно, что США предпочтут продолжать политику силы, опираясь на европейских союзников. Со стороны предложение СССР выглядело идеальным: вместо наращивания противостоящих друг другу военных группировок в Европе, Москва предлагала создать единую систему коллективной безопасности. Однако, обмануть европейцев Хрущеву не удалось - инициатива была названа очередной попыткой СССР по захвату политического влияния.
5. А мы все равно хотим
Украина и Белоруссия (БССР и УССР) также подали заявки на вступление в НАТО по отдельности. Для этого республикам на время даровали суверенитет - Москва очень опасалась остаться в изоляции и была готова на любые жертвы.
6. Борьба за места
Все делалось потому, что ООН превращалaсь в арену борьбы между Англией, США и СССР, притом последние были в меньшинстве. Сталин даже внес предложение о включении в ООН советских республик: так СССР мог бы заручиться официальной поддержкой при прениях в ООН и увеличить число голосов.
Игра в СНГ В 1944 году все республики СССР получили суверенитет, по крайней мере, с официальной точки зрения. НАТО со скрипом приняло заявки лишь от БССР и УССР. 31 марта 1954 года на обсуждение поступили три заявки от СССР, Украины и Белоруссии, как от отдельных государств. Но финт не прошел и запад вновь ответил отказом.
Империя зла Очередную попытку сближения с западом предпринял уже Юрий Андропов в 1983 году. Она также провалилась: 1 сентября того же года СССР (якобы) сбили южнокорейский 'Боинг-747' - рядом очень удачно оказался самолет ВВС США. Спустя несколько дней Рейган на весь мир объявил СССР 'Империей зла'. Так и закончилась последняя попытка Советского Союза стать членом НАТО.
Еще в 1994 году советники Ельцина писали ему в аналитических докладах:
"Чтобы РФ продолжала оставаться геополитическим лидером на постсоветском пространстве,
она должна оставаться для республик экс-СССР главным проводником Западной Модернизации,
лидером в их общем движении к сближению с ЕС и НАТО -
так как без России страны экс-СССР сами найдут альтернативные пути этого сближения,
но уже без главенства Москвы и без учета ее интересов".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как Путин просился в НАТО
Президент России Владимир Путин в интервью оскароносному режиссеру Оливеру Стоуну выступил с сенсационным заявлением о том, что предлагал экс-президенту Соединённых Штатов Биллу Клинтону вместе проработать вариант вступления России в Североатлантический альянс.
Корреспондент Business Week Стив Левайн в приводимых выдержках из своей новой книги "Лабиринт Путина: шпионы, убийства и темное сердце новой России" пытается раскрыть ряд тайн, связанных с президентством Путина, в частности, с его неоднократными неудачными попытками включить Россию в НАТО. Так, Левайн сообщает (перевод - "Инопресса"):
"Когда Путин начинал работать на посту президента, он желал преодолеть глубокие расхождения России и Запада, стремился установить дружественные отношения. Однако, как и его предшественника Бориса Ельцина, Путина раздражали действия НАТО. Когда в 1990-е годы Запад начал процедуру по приему в альянс прибалтийских государств, прежде входивших в СССР, Россия выступила против. Националисты рассматривали расширение НАТО как попытку шантажировать российских военных, чтобы те не попытались бросить сколько-нибудь серьезный вызов Западу в данном регионе.
Однако Путин воспринимал спор с НАТО по-другому. Он полагал, что Вашингтон попросту не понимает причин недовольства Москвы, - так рассказал один из кремлевских инсайдеров, с которым я беседовал при написании книги. Он попросил не называть его имени, чтобы не создавать проблем с доступом к информации в будущем. Я буду называть его Виктором. Путин говорил советнику, что, если проявить терпение и четко все объяснить, "они увидят, что мы нормальные люди, и отношения у нас будут другими", вспоминает Виктор. Поэтому Путин часами беседовал с высокопоставленными и не очень западными гостями - министрами, заместителями министров, со всеми, кто был готов выслушать его мнение по поводу Чечни, НАТО и энергетики.
К началу 2000 года НАТО уверенными темпами расширялось. Путин встретился с президентом Биллом Клинтоном, госсекретарем Мадлен Олбрайт, советником по национальной безопасности Сэмюелем Бергером и задал им вопрос: как бы Запад отреагировал, если бы Россия выразила желание вступить в НАТО? По словам Виктора, Путин говорил серьезно. Он видел во вступлении в НАТО двойную выгоду: Россия бы сильнее сблизилась с Западом и, что для Москвы более важно, получила бы возможность изнутри "реформировать" эту организацию времен холодной войны. Наряду с другими 19 членами НАТО Москва имела бы право вето. Помимо прочего, это помешало бы альянсу вновь предпринимать шаги, против которых Россия возражала, - наподобие бомбардировок Сербии.
В этот напряженный момент, вспоминает Виктор, Бергера неожиданно заинтересовала муха на оконном стекле. Облрайт устремила взгляд в пустоту. Клинтон переглянулся с советниками, а затем в дипломатичных выражениях ответил: "Если бы это зависело от меня, то я бы, конечно, согласился..."
Не смутившись, окружение Путина предложило встретиться с американскими конгрессменами. Те ответили аналогичным образом. "С хитрыми лицами они заявили: "Ага, да вы хотите разрушить НАТО изнутри!" - вспоминает Виктор. Безусловно, конгрессмены в чем-то были правы. Например, если бы Россия была членом НАТО в 1999 году, Сербия просто бы задавила Косово, как она уже поступала сама или через своих союзников с Боснией и Герцеговиной. Но Виктора оскорбило американское предположение, что мотивы России неискренни. Очевидно, что оскорбился и Путин.
Однако подлинное оскорбление было нанесено после терактов 11 сентября 2001 года в США, утверждает Виктор. Путин был в числе первых, кто выразил президенту Джорджу Бушу соболезнования и предложил необходимую помощь. Вскоре после этого Буш потребовал, чтобы Россия разрешила американцам создать военные базы в Узбекистане и Киргизии, откуда должна была начаться борьба с подконтрольным "Талибану" афганским правительством. Американский президент пообещал, что эти базы будут временными и станут использоваться лишь для вторжения в Афганистан, говорит Виктор. Он вспоминает, что Путин тогда дал разрешение, сказав: "Мы должны помогать своим друзьям".
Полтора года спустя активная фаза афганской кампании завершилась. Кремль задал США вопрос о том, когда они намерены вывести свои силы. "Это зона наших стратегических интересов, и мы никуда не уходим", - пересказывает Виктор ответ американцев".
"По словам бывшего генерального секретаря трансатлантического альянса, Владимир Путин хотел, чтобы Россия вступила в НАТО, но не хотел, чтоб его страна проходила обычный процесс подачи заявок и ождания в очереди "со многими странами второстепенного значения".
Джордж Робертсон, бывший министр обороны лейбористов, возглавлявший НАТО в период с 1999 по 2003 год, сказал, что Путин ясно дал понять на их первой встрече, что хочет, чтобы Россия стала частью Западной Европы. "Они хотели быть частью того безопасного, стабильного процветающего Запада, чего в то время не было у России", - сказал он.
Пэр из лейбористской партии вспомнил раннюю встречу с Путиным, который стал президентом России в 2000 году. "Путин спросил: "Когда вы собираетесь пригласить нас в НАТО?". И Робертсон ответил: "Mы не приглашаем, страны вступают в НАТО, они подают заявку на вступление в НАТО". И Путин возразил: "Но мы не можем находиться в очереди со многими странами, которые не имеют значения".
Это воспоминание перекликается с тем, что Путин сказал покойному Дэвиду Фросту в интервью BBC незадолго до того, как вступил в должность президента России. Путин сказал Фросту, что не исключает вступления в НАТО, "если и когда взгляды России будут приняты во внимание как взгляды равноправного партнёра". Он сказал Фросту, что ему трудно представить НАТО как врага. "Россия - часть европейской культуры. И я не могу представить свою страну изолированной от Европы и того, что мы часто называем цивилизованным миром".
Американские солдаты идут по Красной площади 9 мая 2010 года
Военнослужащие стран НАТО на военном параде в Киеве 24 августа 2017 года
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Красным цветом показаны участки границы, где РФ граничит с странами НАТО.
Красные штришки не сразу разглядишь на карте, хотя советская и российская пропаганда накрутили людей так, что создаётся впечатление: головы не поднять, мы находимся в самой НАТОвской пасти
Карта НАТО
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Михаил Касьянов Dec 23, 2021:
"Путин сказал, что в НАТО обещали не двигаться на восток, но "надули".
Таких обещаний Запад не давал ни М.С. Горбачеву, ни Б.Н. Ельцину. Я это знаю из своих личных бесед с ними".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ha сообщение, что Россия выделит члену НАТО Венгрии кредит на $2 млрд, тут же среагировали сетевые остряки:
"Борьбы не прекращая с НАТО, мы дали натовцам кредит..."
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Послесловие из 2024 года:
Сколько стран-членов НАТО выполняли внутреннее требование организации тратить на военные нужды не менее 2% ВВП:
2014 год - 3 страны
2024 год - 23 страны
НАТО укрепляется.
Графика старая, Швеция уже вступила в НАТО после Финляндии.
И если до 2022 года РФ граничила с НАТО-вскими странами только по границе Балтии и кусочком границы с Норвегией, то сегодня добивалась пограничная полоса с Финляндией. А ведь именно этим - нежеланием граничить со страной НАТО - Путин пояснял захват Крыма
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
И заодно о многострадальном безвизе
Если кто пропустил, то на каком-то этапе Европа была готова дать безвиз россиянам.
Всем.
А не только чиновникам, как на том настаивал Кремль.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023