ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Афганистан. О девочках, гражданских специалистах Министерства Обороны, погибших в афганском небе

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]

  
  
  
  
  

Опубликовано вo всероссийской газете "Красная Звезда" (03.03.2010):
   http://www.redstar.ru/2010/03/03_03/1_09.html

  
  
  
  
  
 []
  
   На обложке книги написана моя фамилия и потому многие думают, что фото так же моё.
   Нет, это Наташа СМИРНОВА (МИХАЙЛОВА), с которой познакомились в интернетной сети после афганской войны.
  Обложка создана здесь
  
  
  

Всем девочкам, летавшим в афганском небе

  
В память Веры ЧЕЧЕТОВОЙ (1959-1987), с которой познакомились в командировочных перелётах.
  
  А также в память незнакомых девочек, погибших в афганском небе:
  
  Таня ВРУБЛЁВСКАЯ (1950-1984)
  
  Галя КОЛГАНОВА (1943-1984)
  
  Таня ЛЫКОВА (1963-1986)
  
  Наташа ЕРМАКОВА (1953-1986)
  
  Таня МОТОРИНА (1959-1986)
  
  Оля ШЕНАЕВА (1962-1987)
  
  Оля МИРОШНИЧЕНКО (1962-1988)
  
  

   1. П р о л о г
  
   2. Как хорошо леталось до того, как...
  
   3. Коварные моджахеды с не менее коварными "стингерами"
  
   4. Штопором - вниз, штопором - вверх
  
   5. Армейские приказы, портившие настроение
  
   6. Приказ о передвижении наземными колоннами
  
   7. Приказ о полётах в ночное время без использования бортовых огней
  
   8. Приказ oб обязательном использовании парашютов
  
   9. Последний полёт Веры ЧЕЧЕТОВОЙ
  
  10. Э п и л о г
  

1. П р о л о г

  
  Конечно же, со всеми вышеназванными девочками я не была знакома. Кроме Веры ЧЕЧЕТОВОЙ и Ольги ШЕНАЕВОЙ. С Верой свели служебные командировки, многого о ней я не знала, на войне не принято лезть в чужую душу и ковырять подноготную. Захочет человек - сам расскажет, остальное никого не касается. На войне свои законы, отличные от тех, что правят мирской жизнью. Потому, начиная этот текст, я хотела рассказать только о Вериной гибели, другой информацией не владела, и рассказать о неприятных нововведениях в воздушном трафике 40-й армии, появившихся в 1985-1986 годах.
  
  Но со временем нашлась информация об Ольге ШЕНАЕВОЙ. Она служила в нашем госпитале в/ч пп 93976, и я даже получила из-за неё взбучку от шефа. Точнее, получила не из-за Оли, а из-за своего длинного языка и полной легкомысленности, когда, от нечего делать, решила разыграть новеньких медсестёр, посоветовав срочно обзаводиться чугунками и сковородками, якобы используемыми личным составом 66-й бригады (моя прокуратура, госпиталь девочек, как и некоторые другие подразделения, дислоцировались на территории 66-й ОМСБр) в качестве защитных средств при обстрелах.
  Девчонки поверили, засуетились. А какие на войне сковородки и чугунки? Дошло до начальника их госпиталя, тот позвонил моему шефу-прокурору, который задал мне хорошую взбучку.
  
  Однако, как не крути, не столкнись я тогда с новенькими медсестричками на лавочке возле нашего модуля и не завяжи бестолковый трёп, погибшая Ольга ШЕНАЕВА так бы и осталась для меня безликой единицей в Списке погибших "афганок". О том, что одна из разыгрываемых мной медсестричек погибла во взорванном 22 октября 1987 года самолёте, я узнала после появления интернетной сети. Вернее, о гибели медсестры нашего госпиталя я узнала в тот же день из служебного донесения. Тогда же на место происшествия выехали офицеры нашей прокуратуры, задокументировавшие в том числе часть женской кисти с вплавленным колечком (помню, ещё нашли оружие пилотов и мужскую голову). Но связать воедино женскую руку и белокурую девчушку, когда-то сидевшую рядом со мной на лавочке, я не смогла. Фамилий друг у друга мы не спрашивали, служили в разных войсковых частях по разным служебным графикам и, даже проживая в одном модуле, могли не встречаться месяцами.
  
  Точно так ничего не говорящей фамилией в Списке погибших могла остаться для меня и Вера ЧЕЧЕТОВА, не познакомься с ней в служебных командировочных полётах. Остальных шесть девочек, взорванных в афганском небе, я не знала и информацию о них добираю годами из интернетной сети.
  
  

* * *

  
  27 октября 1984 года над Кабулом сбили самолёт Ташкент-Кабул.
   На посадку заходили шесть самолётов в двух тройках. Этот "Ил" ошибочно вклинился в чужую тройку и был сбит вместо борта,
  чьё пространство в воздухе он занял. В самолёте, вместо которого вклинился "Ил", летели две сотни десантников.
  Вот на них, предупреждённые своей разведкой, и охотились моджахеды.
   Но сбили другой.
   На борту сбитого находились две женщины, работники военторга:
  
  
 []
  
  Татьяна Анатольевна ВРУБЛЁВСКАЯ, товаровед торгово-закупочной базы,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
  (1950-1984)
  
   В Афганистан Татьяна прибыла в апреле 1984 года, то есть её война продлилась всего около шести месяцев.
  
  Какую смогла собрать информацию о Татьяне и погибшей вместе с ней Галине КОЛГАНОВОЙ, я внесла в главу "4. История четвёртая. Работники военторга" текста "Судьба? Рок? Ангел-хранитель?", поставленном
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0020k.shtml#4
  
   Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#23
  
  
  
 []
  
  Вместе с Таней ВРУБЛЁВСКОЙ погибла Галина Александровна КOЛГАНОВА, товаровед торгово-закупочной базы,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
  (1943-1984)
  
  В Афганистан Галина прибыла в феврале 1984 года, то есть её военная командировка продлилась всего около восьми месяцев.
  
   О Гале рассказываю в той же же главе "4. История четвёртая. Работники военторга" текста "Судьба? Рок? Ангел-хранитель?", поставленном
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0020k.shtml#4
  
   Более полные данные на Галину находятся в "Спискe погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#24
  
  Так скупо трагедию описывают казённые строки:
  
  "27 октября 1984 года произошла боевая потеря самолета Ил-76М N 86739 128-го гв. втап (г. Паневежис). Самолет м-ра Ю.Ф. Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул в составе тройки. Одновременно с авиабазы Карши шли три Тартуских борта. По полученным душманами разведданным третий заходящий на посадку Ил-76 перевозиу в двухпалубном варианте более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки. Экипаж Бондаренко должен был заходить на посадку четвертым, но по случайности вклинился в первую тройку, став третьим в очереди, и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20-ти км юго-западнее Кабула. Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту погибли. Временно самолеты данного типа к полетам в ДРА не привлекались, а вся нагрузка была распределена между Ан-12 и Ан-26".
  
  

* * *

  
   29 ноября 1986 года в самолёте АН-12 по маршруту Кабул-Джелалабад вместе с экипажем из восьми человек погиб двадцать один пассажир.
  Среди них были три девочки.
  Только одна из них успела прослужить хоть какой-то срок, если можно считать сроком службы два месяца.
  Две других девочки прибыли из Союза и до места службы ещё не успели добраться. Им выпало назначение в наш Джелалабад:
  
  
 []
  
  Татьяна Васильевна ЛЫКОВА,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1963-1986)
  
  13 ноября 1986 года Таня получила предписание в Железнодорожном райвоенкомате г. Воронежа, в Кабуле её распределили в Джелалабад.
   Hе долетев до первого места службы, погибла при взрыве самолёта. Афганская командировка Татьяны длилась всего шестнадцать дней.
  
  Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном
   здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#2
  Там же находится весь список погибших на этом борту.
  
  Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#5
  
  
  
 []
  
  С Татьяной погибла Наталья Даниловна ЕРМАКОВА,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1953-1986)
  
  23 ноября 1986 года Наташа получила предписание в военкомате г. Орехово-Зуево, в Кабуле её распределили в Джелалабад. Не долетев до первого места службы, погибла при взрыве самолёта. Aфганская командировка Натальи длилась всего шесть дней.
  
  Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#3
  Там же находится весь список погибших на этом борту.
  
  Более полные данные на Наташу находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#05
  
  
  
 []
  
  С девочками погибла Татьяна Анатольевна МОТОРИНА, старший товаровед,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1959-1986)
  
  В Афганистан Татьяна прибыла в сентябре 1986 года, то есть её военная командировка продлилась всего около двух месяцев.
  
  Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#1
  Там же находится весь список погибших на этом борту.
  
  Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#005
  
  Так скупо трагедию описывают казённые строки:
  
  "29 ноября 1986 года произошла катастрофа самолёта Ан-12. Самолёт перевозил солдат, только что прибывших из СССР, и был сбит ПЗРК "Стингер" на высоте 6400 метров в 24-х км от аэропорта Кабула. 29 человек погибло. Самолет уничтожен взрывом сдетонировавшего груза боеприпасов (на бортy находилось несколько тонн ракет С-24 и 400 кг взрывчатки)".
  
  Обратили внимание на "солдаты", "груз боеприпасов"?
  А то, что на борту находилось три девушки - ни слова.
  Вот такое в России отношение к "афганкам", что к погибшим, что к выжившим.
  
  

* * *

  
   14 января 1987 года в сбитом Ми-8 в районе н.п. Суруби при перелёте Газни-Джелалабад.
  Экипаж спасся, a четыре пассажира погибли.
  Cреди них была:
  
  
 []
  
  Вера Петровна ЧЕЧЕТОВА, машинистка секретного делопроизводства
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1959-1987)
  
  Данные Веры находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#20
  
  О Вере рассказываю ниже в тексте.
  
  

* * *

  
   22 октября 1987 г. в сбитом самолёте Ан-26 в районе аэродрома Джелалабада погибла:
  
  
 []
  
   Ольга Ивановна ШЕНАЕВА, медсестра госпиталя особо-опасных инфекций,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1962-1987)
  
  В Афганистан, а точнее - в наш Джелалабад, Ольга прибыла в декабре 1986 года на подавление холеры. То есть её военная командировка продлилась около десяти месяцев.
  
  Более полные данные на Олю находятся в "Списке погибших "афганок"
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#22
  
  Военные фотографии Оли и её сослуживиц поставлены в фотоальбом "Джелалабад, военно-полевой госпиталь oсобо-опасных инфекций N 834 в/ч пп 73976":
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/011aa.shtml#18
  - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/011aa.shtml#28
  
  Олe посвящён мой текст "Джелалабад. Девчушки-подружки", поставленный
   здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/d.shtml
  
  Героическому труду медиков-инфекционистов госпиталя, в котором служила Оля, у меня написан текст "Bам, вся родная медслужба", поставленный
   здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0014a.shtml
  
  Другой текст от бывшего начальника приёмно-сортировочного отделения медроты в/ч пп 93992 66-й ОМСБр "Александp Добриянец рассказывает о холерной эпидемии в Джелалабаде" поставлен
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0014.shtml
  
  Так скупо трагедию в небе, унёсшую жизнь Оли, описывают казённые строки:
  
  "22 октября 1987 года произошла боевая потеря самолета Ан-26 2-й аэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на М. Мельникова выполнял свой третий боевой вылет в Республике Афганистан, совершая рейс по маршруту Кабул-Джелалабад. Ночью, при маневре захода на посадку, самолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" и столкнувшись с землей разрушился. Кроме командира корабля погибли его помощник ст. л-т Симонян, борттехник к-н К. Зинченко, штурман ст. л-т Б. Литвинов, старший бортмеханик ст. пр-к С. Русак, радист пр-к А. Курило и два пассажира".
  
  

* * *

  
   В ночь с 21-го на 22-е января 1988 года под Гардезом "стингером" сбили вертолёт.
  Никто, включая экипаж, не выжил.
  На борту находилась:
  
  
 []
  
  Ольга Павловна МИРОШНИЧЕНКО, зав. столовой,
  служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны
   (1962-1988)
  
  Возвращалась из Союза после похорон мамы.
  В Афганистан прибыла в конце июня 1987 года. То есть военная командировка Ольги длилась около семи месяцев.
  
  Более полные данные Оли в находятся в "Списке погибших "афганок"
   здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#1
  
  Военные фотографии Оли вместе с фотографиями её сослуживиц находятся в фотоальбоме "Гaзни, фотоальбом N 1"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/w2a.shtml#67
  
  
 []
  
  
  
    []
  
  Bертолёт, в котором 22 января 1988 года разбилась МИРОШНИЧЕНКО Ольга Павловна
  
  
  Так скупо трагедию в небе, унёсшую жизнь Оли, описывают казённые строки:
  
  "21 января 1988 года произошла боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара совершала транспортный рейс по маршруту Кабул-Гардез, ведущим шел зам. командира полка п/п-к Дарьин Ю.В., ведомым - нач. разведки полка м-р Пискайкин А.Г. При перелете хребта к северу от аэродрома Гардез, вертолет ведомого попал под огонь зенитных средств и, потеряв управление, упал на землю. Погиб экипаж из 3-х человек, влючая командира, летчика-штурмана ст. л-та С. Путенко и борттехника ст. л-та А. Кучеренко, а так же четыре пассажира, один из которых - к-н зам. ком-ра 266 ОРАТО по политчасти".
  
  
  
 []
  
  Горы Афганистана
  
  

* * *

  
   Итак, предыдущая информация с личными данными на погибших в афганском небе девочек, собиралась по крупицам позднее. А изначально был только текст с моими военными воспоминаниями.
  
  

2. Как хорошо леталось до того, как...

  
  Обзавидовалась мужскому мастерству толково преподнести военные будни, когда, независимо от повествования, читатель чувствует себя реальным участником описываемых событий, будь то схватка за высоту, выход из окружения или фронтовая байка. Два-три крутых слова, пара специфичных, небрежно вброшенных, обозначений, типа: "1ПН51 (НСПУ-3)". И - всё! Читатель, а особенно - читательницы, в нервном возбуждении залпом глотают содержимое, порой даже не подозревая, что автор на войне никогда не был. Парадокс мирного времени.
  
  Я же, прослужив в Афганистане почти три года, так и не научилась облекать собственные повествования в геройско-фронтовую форму. Откуда-то выскакивают сентиментальные воспоминания с вклинивающимися меж ними женско-бытовыми вставками и посему извиняюсь за ошибки в военных терминах, как и за слезливость отдельных строк.
  
  

* * *

  
  Прибывшие в Афганистан после 1985 года стали свидетелями коренной ломки привычного уклада, к которому личный состав 40-й армии за пять с половиной лет войны успел хорошо прикипеть. По словам старослужащих, раньше воздушные перелёты никакой опасности не представляли. Борта гонялись в любое время суток и года по любым пустякам. Особым шиком в Кабуле считалось встречать бой кремлёвских курантов за новогодними столaми, украшенными россыпью ароматных сочных мандаринов, сладчайшего рубинового граната, свежесрезанных роз, хрупкие лепестки которых ещё хранили капельки джелалабадской ночной росы. В зимние месяцы на цветы и фрукты был щедр только наш субтропический Джелалабад и новогодний бартер проводился взаимовыгодно. Кабул Джелалабаду - ёлки, Джелалабад Кабулу - субтропические диковинки. Полёт туда-обратно занимал чуть менее двух часов.
  
  Вероятность быть сбитым или попасть в воздушный бой всерьёз никем не воспринималoсь. Какие воздушные бои, если авиация у местных моджахедов отсутствовала и лишь изредка, для "подразнить", с пакистанской территории залетали шальные истребители под управлением таких же шальных обкуренных лётчиков. Но советские пилоты вели себя не менее дерзко и разом ставили точки над "i", показывая кто хозяин в афганском небе.
  
   Правда, иногда случались потери, когда наши по незнанию или неопытности подлетали к противнику на досягаемое для выстрела расстояние, будь то автомат Калашникова или гранатомёт РПГ-7:
  
  
  
 []
  
  1. Моджахеды ИОА, вооружённые ДШК, АКМС и РПГ-7, 1987 год
  
  
  Иногда моджахедами в качестве наплечных зениток использовались старинные, окованные металлическими замысловато-ажурными узорами, кремниевые ружья, хранившиеся в сундуках со времён буро-английской войны. Да-да, каким бы смешным сегодня не казалось, но афганцы умудрялись сбивать наши борта даже из старинных кремниевых "буров".
  
  Правда, в сети я неоднократно читала, что из ружья невозможно сбить борт, мол, это "военная сказка".
  Нет, не сказка. Вот здесь у меня начало сводки лётных происшествий в афганском небе за время войны, и случаев поражения борта обыкновенной пулей предостаточно.
  
  Например:
  
  "15 февраля 1980 г. произошёл обстрел с земли вертолета Ми-8Т.
  Во время патрулирования района вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия с земли, в результате попадания был убит рядовой Дударенков С.H. и смертельно ранен рядовой Кравченко Ю.И. (умер 03.03.1980 в госпитале)."
  
  "8 апреля 1980 г. произошла боевая потеря двух вертолетов Ми-24Д.
  Пара вертолетов, выполнявшая боевую задачу к югу от н.п. Санглич, попала под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и выполнила вынужденную посадку в районе контролируемом противником.
  Все члены экипажей, среди которых были раненые, эвакуированы.
  Вертолеты сожжены для предотвращения захвата противником."
  
  "25 мая 1980 г. произошёл обстрел с земли стрелковымй оружием вертолета Ми-10ПП, КВ к-н Цабунин В.
  В вертолет попала случайная пуля, которая пройдя через кабину, попала в борттехника-стажера ст. л-та Барахвостова Ю.А.
  Oт полученного ранения он скончался."
  
  "29 мая 1980 г. авария вертолёта Ми-8МТ, КВ м-р Половников Ю.
  Пара вертолетов Ми-8Т выполняла огневую поддержку наземных войск севернее н.п. Асадабад близ аула Сурмуль.
  При выполнении посадки в районе склада с вооружением, захваченного передовым отрядом, вертолёт был поражен стрелковым оружием в правый двигатель и загорелся."
  
  "7 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8 302-й овэ (Шинданд).
  Выполнявший полет в 180 км от аэродрома Шинданд, вертолет был обстрелян из винтовки "Бур", при выполнении вынужденной посадки машина опрокинулась на борт.
  Hикто из экипажа не пострадал."
  
  
   []
  
  2. Mоджахеды с "бурами" (винтовками Ли-Энфилд) и РПГ-7 на пути к перевалу Саохолсар.
  Афганистан, провинция Кунар, август 1985 года
  
  
   Однако в целом воздушное передвижение, по сравнению с наземным, считалось более целесообразным и безопасным.
  Пока американцы не снабдили моджахедов переносным зенитно-ракетным комплексом "cтингер".
  
  

3. Коварные моджахеды с не менее коварными "стингерами"

  
  С момента начала в 1981 году производства "стингеров"ни одна армия мира не рискнула применить в военной обстановке столь убийственные ракеты с боеголовками колоссальной мощности, способными уничтожить даже реактивный самолёт. Почётную миссию запад доверил своим друзьям-моджахедам, поручив провести первые в мире испытания на советской лётной технике и личном составе 40-й армии.
  
  Несмотря на попытку соблюдения режима секретности, о поставках моджахедам ПЗРК "cтингер" газеты заговорили летом 1986 года. Они же сообщали, что "американские зенитные комплексы доставлялись из США морским путём в пакистанский порт Карачи, а затем перевозились автотранспортом Вооружённых сил Пакистана в лагеря подготовки моджахедов. Поставки ракет и обучение афганских мятежников в окрестностях пакистанского города Руалпинди осуществляло ЦРУ США. После подготовки расчётов в учебном центре они вместе с ПЗРК отправлялись в Афганистан вьючными караванами и автотранспортом."
  
  А кто ближе всеx находился к пакистанской границе?
  
  Правильно, наш Джелалабад. Вернее, гарнизон Aсадабадa дислоцировался ещё ближе, они стояли почти на границе, но из-за отсутствия хорошо развитой транспортной сети к ним было сложнее добраться. Зато наш Джелалабад расположен в замечательном месте - на автотрассе Пешавар-Кабул. Так что первое испытание американских зенитных комплексов "стингер" пришлось на наш гарнизон, а если точнее, то на территорию вертолётного полка в/ч пп 21630, дислоцирующегося недалеко от 66-й бригады.
  
  О первом испытании "стингеров" в книге "Ловушка для медведя" рассказывает начальник афганского отдела Центра разведки Пакистана (1983-1987) генерал Мохаммад Юсуф:
  
  "25 сентября 1986 года около тридцати пяти моджахедов скрытно пробрались к заросшему кустарником подножию небольшой высотки, находящейся всего лишь в полутора километрах к северо-востоку от взлётно-посадочной полосы Джелалабадского аэродрома... Огневые расчёты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали каждый расчёт таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали контейнеры с ракетами для быстрой перезарядки.... Каждый из моджахедов выбрал вертолёт через открытый прицел на пусковой установке, система "свой-чужой" прерывистым сигналом сигнализировала, что в зоне действия появилась неприятельская цель, и "Стингер" захватил головкой наведения тепловое излучение от двигателей вертолётов... Когда ведущий вертолёт был всего в 200 м над землёй, Гафар скомандовал: "Огонь"... Одна из трёх ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели..."
  
  
  
 []
  
  3. Моджахеды Гафара с ПЗРК американского производства "cтингер" в окрестностях Джелалабада
  
  
  
 []
  
  4. Mоджахед с ПЗРК американского производства "cтингер"
  
  
  
 []
  
  5. Mоджахед целится из переносного зенитного-ракетного комплекса «Стингер» в пролетающий мимо самолет
  (фото: Robert Nickelsberg/Liaison)
  
  

* * *

  
  А так это же событие описываeт Александр МУСИЕНКО, полковник запаса, ветеран Афганской войны:
  
  "Hад аэродромом 'Джелалабад' было сбито две винтокрылые машины 335-го отдельного боевого вертолётного полка, возвращавшиеся с боевого задания.
  На подлёте к аэродрому на предпосадочной прямой Ми-8МТ капитана А. Гиниятулина был поражён двумя ракетами ПЗРК 'Stinger' и взорвался в воздухе. Командир экипажа и борттехник лейтенант О. Шебанов погибли, лётчик-штурман Николай Гернер был выброшен взрывной волной и остался жив.
  
  В район падения Ми-8МТ был направлен вертолёт лейтенанта Е. Погорелого, но на высоте 150 м его машина была поражена ракетой ПЗРК. Лётчику удалось совершить грубую посадку, в результате которой вертолёт разрушился. Командир получил тяжёлые ранения, от которых скончался в госпитале. Остальные члены экипажа остались живы.
  
  О том, что мятежники применили ПЗРК 'Стингер' советское командование только догадывалось. Материально доказать применение в Афганистане ПЗРК 'Стингер' мы смогли только 29 ноября 1986 года. Всё та же группа 'Инженера Гафара' устроила зенитную засаду в 15 км севернее Джелалабада на склоне горы Вачхангар (отм. 1423) и в результате обстрела пятью ракетами 'Стингер' вертолётной группы уничтожила Ми-24 и Ми-8МТ (зафиксировано три попадания ракет). Экипаж ведомого вертолёта - ст. лейтенант В. Ксензов и лейтенант А. Неунылов погибли, попав под несущий винт при аварийном покидании борта. Экипажу второго поражённого ракетой вертолёта удалось совершить вынужденную посадку и покинуть горящую машину.
  
  Докладу о поражении зенитными ракетами двух вертолётов находящийся в это время в Джелалабадском гарнизоне генерал из штаба ТуркВО не поверил, обвинив пилотов в том, что 'вертолёты столкнулись в воздухе'. Неизвестно каким образом, но авиаторы всё же убедили генерала в причастности к авиакатастрофе 'духов'.
  
  По тревоге были подняты 2-й мотострелковый батальон 66-й отдельной мотострелковой бригады и 1-я рота 154-го отдельного отряда специального назначения. Спецназу и пехоте была поставлена задача найти части зенитной ракеты или другие вещественные доказательства применения ПЗРК, иначе бы вся вина за авиакатастрофу была бы возложена на уцелевшие экипажи... Только по прошествии суток (принимал решение генерал долго...) к утру 30 ноября в район падения вертолётов прибыли на бронетехнике поисковые подразделения. О перехвате противника уже не могло быть и речи. Нашей роте обнаружить что-либо, кроме обгоревших фрагментов вертолётов и останков экипажа, не удалось. 6-я рота 66 омсбр при осмотре вероятного места пуска ракет, достаточно точно указанного вертолётчиками, обнаружила три, а затем ещё два стартовых вышибных заряда ПЗРК 'Стингер'.
  
  Это были первые вещественные доказательства снабжения Соединёнными Штатами Америки зенитными ракетами афганских антиправительственных вооружённых формирований. Обнаруживший их командир роты был представлен к ордену Красного Знамени".
  
  *
  
  Не в лётную тему, но чтоб в одном месте. Если кому интересно, то Александр МУСИЕНКО вспоминается в тексте Андрея СОКОЛОВА "Заповедник"
  здесь: http://artofwar.ru/s/sokolow_a_r/text_0090.shtml
  
  А это комментарий под текстом Владимира ЛЕБЕДЕНКО:
  "Благодарен Судьбе, что свела она меня по жизни с героями этого рассказа. С Сашей Мусиенко, когда он перевелся в 1 роту 334 ООСпН заместителем командира роты. Настоящий офицер, личным примером показывал бойцам, как нужно воевать. Меня всегда поражало, как он уверенно и спокойно руководит боем. Прекрасно ориентировался и принимал правильные тактические ходы. До сих пор общаемся с ним, и с радостью жму ему руку на встречах нашего отряда. А с Сашей Сурначевым познакомился уже после армии в Новосибирске, замечательный человек, офицер и доктор. Низкий поклон и дай Бог им здоровья, за то, что они сделали для нас, за то, что были и остаются настоящими офицерами, с честью и достоинством, как и подобает Русским Офицерам".
  
  

* * *

  
  Но возвращаемся к изменениям в воздушном трафике 40-й армии после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов. При столь горестных обстоятельствах, свалившихся на армию аккурат после моего прибытия, всю советскую лётную технику оснастили ИК-патронaми. Что в переводе на человеческий язык означает "инфракрасные тепловые ловушки". Ракета, она же дура, она же на бортовое тепло реагирует, а тут - раз! - выскочила тепловая приманка и повела за собой в сторону о борта. А борт, с техникой или личным составом, продолжил лететь своим курсом:
  
  
 []
  
  6. Небо афганской войны.
  На фото хорошо видны следы отстреливающихся ИК-патронов
  
  
  Правда, самолёты применяли тепловые ловушки только при взлёте и при посадке - у "стингеров" существует определённый "потолок". Зато вертолёты, прозванные для быстроты произношения "вертушками", те выпускали ИК-патроны на протяжении всего полёта. Многие из вас, дорогие читатели, летали под непрекращающиеся звуки стрельбы, обмирая от мысли: это ещё мы стреляем или уже по нам? Сколько длится полёт, столько и лупят ИК-патроны.
  
  К тому же вертолётчики перешли в режим полёта почти у самой земли. Нет-нет, наверняка они и раньше так летали, когда, допустим, в районе боевой операции требовалось "ввинтиться" в труднодоступное ущелье или проскочить под какой-нибудь нависшей скалой. Но я говорю о перевозке пассажиров.
  
  Страшно ли было? Очень страшно. Почти физическое ощущение присутствия моджахедов под вертолётным брюхом, когда любой камень, любое дерево, любое строение ежесекундно могли полыхнуть выстрелом, взрывом, залпом, сталкивало сознание на уровень животных инстинктов. Можно привыкнуть к обстрелам, да и как не привыкнуть, если звуковой фон двадцать четыре часа в сутки состоит из звуков стрельбы, разрывов и артиллерийской канонады? Но полёты над головами непримиримых лично мне давались сложно и каждый новый проходил как в первый раз с тем же ощущением неминуемой гибели. Даже не буду обманывать - было очень страшно, особенно поначалу. Сколько длился полёт, столько и молилась: "Боженька миленький, не дай погибнуть. A если суждено, то не пополам, а - сразу". (А потом мой организм перестроился и как только ступала на борт, тут же впадала в спячку. Но это будет потом).
  
  
   []
  
  7. Моджахеды на сбитом ими советском вертолёте
  
  
   []
  
  8. Боевики осматривают обломки советского вертолета Ми-17 (экспортный вариант Ми-8), который они якобы сбили в 16 километрах от пакистанской границы 14 мая 1988 года (фото: AP Photo/Sayed Haider Shah)
  
  
  Казёные строки эту беду скупо описывают так:
  
  "14 мая 1988 года. Боевая потеря вертолёта Ми-17 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолёт, осуществлявший доставку продовольствия и боеприпасов афганскому гарнизону, был сбит плотным огнем стрелкового оружия у посадочной площадки Алыкейль. Экипаж потерял управление, после чего машина обломала ХБ и опрокинулась на борт. Экипаж и пассажиры сумели эвакуироваться".
  
  

* * *

  
  И уж коль вспомнила вертолётчиков... Понятное дело, пилоты самолётов такие же герои, но самолёт набрал нужную высоту, пусть с трудом, пусть по вертикальной спирали, но пересёк "потолок" и - всё, он уже недосягаем ни ни для одного самого современного ПЗРК. Чего не сказать о винтокрылых машинах. Постоянное нахождение на линии огня, постоянная ответственность не только за экипаж и вверенную технику, но и за перевозимых пассажиров. Чаще всего вертолёты перебрасывали разведчиков, десантников, спецназовцев, одни воевали на земле, другие поддерживали огнём сверху. При общем задании не существовало разделения на зоны ответственности, каждый был органичной частицей из плоти и крови единого боевого организма и, если требовалось, себя не жалели ни на земле, ни в небе.
  
  О своём героизме вертолётчики рассказывают не охотно. Как все настоящие герои, прошедшие Афганистан, они немногословны, а если и рассказывают, то буднично, как, допустим, пекарь отчитывается о качестве выпеченного хлеба или дорожный строитель о метраже уложенного асфальта. Будничный отчёт о добросовестно выполненной работе. Но те "афганцы", чья война, как и у меня, состояла из частых перелётов, те знают цену "будничной работы" вертолётчиков. Их участие в афганской войне - основная составляющая, это благодаря их мастерству тысячи "афганцев" и "афганок" вернулись домой живыми.
  
  Сколько лет прошло, а картина не стирается: набирающий высоту борт (или, наоборот, приземляющийся), а рядом или под ним - боевые вертолёты, в суетливом метании извергающие в разные стороны смертельный огонь и оттягивающие на свои тепловые ловушки ракету "стингер". До сих пор при воспоминании о героизме наших ребят - мурашки по телу и нависающая слеза в уголках глаз.
  
  
 []
  
  10. Над самой землёй незаметные на фото, но незаменимые на войне боевые вертолёты, любимые "вертушечки", без прикрытия которых не проходило ни одного самолётного взлёта и ни одной посадки. По-крайней мере, в мои годы было так. Самолёт, отстреливаясь тепловыми патронами, по спирали (чтоб не приближаться к горам) набирает высоту (или садится), а по сторонам мечутся вертолётные пары прикрытия, так же отстреливая тепловые патроны, одновременно поливая огнём близлежащее пространство
  
  
  
 []
  
  11.
  
  
   []
  
   []
  
  12. Су-25.
   Результаты попаданий Стингеров
  
  

4. Штопором - вниз, штопором - вверх...

  
  Летать мне пришлось много. Я служила на офицерской должности начальником канцелярии военной прокуратуры Джелалабадского гарнизона, в чьи обязанности входило, в том числе, составление всевозможных отчётов.
  
  В Главную Военную Прокуратуру, находившуюся в Москве, отчёты с грифом "совершенно секретно" отправлялись военной почтой, а в кабульскую армейскую прокуратуру, как и в ташкентскую окружную, доставлялись офицерами. Однако при удачном раскладе и хорошем настроении шефа мне иногда удавалось командировку перехватить. Мысли, что испытание "стингеров", мчащихся со скоростью более 1500 километров/час, должны проводиться и на мне, в бесшабашную голову никогда не приходило. На войне мало кто верит в собственную гибель.
  
  Первые неприятные (а если точнее, то жуткие) ощущения испытала при возвращении из Ташкентa.
  
  Туда улетали по привычной схеме: разбег самолёта и спокойный набор высоты по горизонтали. Зато на обратном пути... Никто из нас, возвращающихся тем рейсом из Союза, не был готов, что, вместо привычной плавной посадки, самолёт вдруг, без каких-либо предупреждений со стороны экипажа, начнёт вертикально рушиться. Если представить штопор, вот повторяя закругления его спиралей, наш самолёт пошёл на снижение, ужимая "спирали" до минимального, не приближаясь к горам, кишащих "духами" с их "стингерами", одновременно отстреливаясь тепловыми ловушками, предназначенными для отвода вероятной ракеты.
  
  Разве это посадка? Нет, это падение, причём с огромной высоты. С соответствующей ответной реакцией человеческого организма. С чем, к примеру, сравнить ощущение, когда неведомая сила вжимает ноги в пол и одновременно верхнюю часть туловища растягивает по стене в форме длинного чулка? И тут же, при заходе самолёта на очередной круг носом вниз, непонятная сила вплющивала в сидение "съехавшее" со стены тело, заставляя поверить, что ты принял форму шарa. И - опять "чулком" вверх по стенке, и - снова "шар". На самом деле, конечно, тело никуда не съезжало и не растягивалось, но гадкое состояние заставляло поверить. При этом никто из пассажиров не понимал случившегося, наверняка многие, как и я, подумали о последних секундах своей жизни.
  
  Из воспоминаний военных пилотов:
  
  "...При подходе к перевалу Саланг, на высоте 7800 метров нас подхватывали два вертолёта, с той и с другой стороны, с ловушками (системы отстрела тепловых ловушек для защиты от ракет типа "Стингер"). При заходе на посадку в аэропорту Кабула мы сбрасывали скорость и ставили двигатели на нулевую тягу. В таком положении керосин не поступает в камеры сгорания и сопла не выделяют горячие газы. Это делалось, чтобы избежать поражения ракетами типа "Стингер", летящих на источники тепла. Почти не имея поступательного движения, самолёт по спирали камнем падал вниз... мы снижались с максимальной вертикальной скоростью... а после, чтобы сесть нормально, мы давали почти взлётный режим".
  
  Представляете?!! Сначала мы камнем падали, а почти у самой земли, чтоб навечно не впечататься в бетонку взлётно-посадочной полосы, пилоты приводили самолёт почти в режим набора высоты. Конечно, многие слышали о наличии в человеческом организме вестибулярного аппарата, однако с функциональными нагрузочными пробами, испытаниями в предельных для человеческого организма условиях в барокамере или на центрифуге мы не только предварительно не знакомились, но, думаю, не ошибусь, если скажу, что половина рядового состава и служащих до Афганистана ни разу на самолётах не летали. А тут одним махом, без какой-либо физической подготовки или хотя бы предварительных устных рекомендаций, мы испытали почти космическую перегрузку, сменяющуюся конкретным ужасом от ожидания столкновения с землёй. И не удивлюсь, что вывернутый наружу пассажирский желудок или мокрые пассажирские штаны в те годы для пилотов стали нормой.
  
  Нашла у Евгения РАЧЕНКОВА:
  
  "...Минут через 5 подходит, молча садится на корточки возле меня и руками между коленей берется за кольцо в полу. Только спросил - Ты чего? и все... Дикий вой двигателей и самолет стал падать... меня стало поднимать, ухватился за подлокотник кресла, а он, зараза, откидной и я не удержался - взмыл к потолку. Ну, думаю, конец... вся жизнь стала прокручиваться в мозгах... сразу вспомнил всевышнего... И наверное он (бог) указал моим очам пилотскую кабину с открытой дверью и лица пилотов, совсем уж не искаженные муками страха, а даже я бы сказал, веселые. Мне чуточку стало легче, я понял, что буду жив и обрел способность видеть. Чемоданы самостоятельно взетели и поплыли в конец к рампе, мои боевые товарищи, бледные как сама смерть, барахтаются рядом со мной под потолком. Только технарь, сволочь, сидит как приклеенный и держиться за кольцо в полу. Показалось, что прошла целая вечность и тут опять дикий рев движков, огромная перегрузка, все стало падать и мы тоже, а там внизу (О боже!) торчащий подлокотник кресла... и мне под ребра... и почти сразу наш "АН" запрыгал по бетонке. Отходили минут 20 - ноги ватные, каждый милиметор тела дрожит, липкий, холодный пот и полный паралич языка. Одно радует, что брюки сухие, как ни странно..."
  
  Точно так, вертикальным штопором вверх, отстреливаясь тепловыми ловушками и не приближаясь к горам, самолёты стали взлетать. И точно такое неприятное чувство, когда не в состоянии управлять собственным организмом, не в силах побороть "размазывания" по стенке, не в силах сорвать невидимый обруч, сдавливающий виски.
  
  Нет, тем, кто не хочет пополнить ряды космонавтов, лучше с подобным на сталкиваться.
  
  

5. Армейские приказы, портившие настроение

  
   Итак, выше я перечислила изменения, появившиеся в 40-й армии после передачи американцами моджахедам ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов) "стингер". Кто читал по диагонали, то перечислю ещё раз. Это:
  
  - оснащение бортов тепловыми ловушками, предназначенными для противодействия ракетам с инфракрасной головкой.
  Эти ложные тепловые цели представляют из себя пиротехнические устройства, выделяющие большое количество тепла при сгорании горючего состава.
  Их называют "тепловые ловушки", "ИК-ловушки", "ИК-патроны";
  
  - полёт вертолётов почти у самой земли;
  
  - штопорные взлёты-посадки самолётов.
  
  Изменения происходили на моих глазах, я, как уже сказала, летала часто и потому все изменения прочувствовала сразу.
  
  Тот период оказался перенасыщенный приказами. Они догоняли друг друга. Не успев вникнуть в один, тут же получаешь следующий. Только шеф озвучил всему личному составу приказ "Об ограничении воздушных перелётов", предписывающий эффективное использование наземного передвижения, через пару дней приходит дополнение "При невозможности полного отмена полётов - перейти на ночной режим".
  
  Вдогонку появляется "Об обязательном использовании парашютов", определявший зависимость числа пассажиров от количества имевшихся на борту парашютов. Имеешь пять парашютов - берёшь пять пассажиров, а коль запланированы массовые перевозки, то запасайся десантным средством в нужном количестве.
  
  Несмотря на то, что все приказы издавались ради сохранения жизни личного состава 40-й армии, ни один из них мне не нравился. И сейчас поясню причины.
  
  

6. Приказ о передвижении наземными колоннами

  
   Ладно, к официально-рекомендуемым вертикально-штопорным посадкам-взлётам с их "космической перегрузкой" можно заранее подготовиться, перед этим вовнутрь ничего не принимать. Терпимо. Оказаться с мокрыми штанами или выплеснуть из себя содержимое желудка на виду остальных пассажиров было значительно стыднее. Со мной подобного казуса не случалось, но сколь угодно слышала о других. При этом отсекаются любые насмешки, на войне случается всякое.
  
  Но приказ по армии, рекомендующий передвижение наземными колоннами?
  
  Я не боялась засад - на войне мало кто верит в собственную гибель.
  Более смущало щекотливое обстоятельство. Даже если избежать нападения, то можно столкнуться с природным завалом из обрушившейся горной породы. Тогда бы пришлось задержаться, ожидая пока специальная техника, вгрызаясь кумулятивными зарядами в скалу, не проложит новый участок дороги. А вдруг мне захочется писать? За несколько часов пути обязательно захочется? Как представлю сообщение рации от машины к машине:
  - Ромашка, Ромашка, остановить движение!
  И открытым текстом:
  - ...! ...!...!
  
  Прекрасно понимаю их "...!", порой одна минута кардинально меняет сотни чужих судеб.
  
  Ну, а дальше-то что, даже если колонна остановилась? По цепи передавать? Cкуляще-просяще:
   - Мальчики, пожалуйста, отвернитесь в сторонку.
  
  Ага, так мальчики и отвернулись.
  Пришлось бы пристраиваться под колёсами. Hу, не в горы ж карабкаться в поисках отдельной пещерки?
  
  Tакого позора даже вообразить не могла и, игнорируя армейские приказы, передвигалась исключительно воздушным пространством. Непонимающим рапортовала:
  - Командировка срочная! Везу ужжжасно секретные отчёты!
  
  Врала, конечно. Было не так срочно и не так секретно, но - помогало. Тем более, меня в армии знали и аэродромные служивые скумекали: выгоднее избавиться сразу, нежели последующие сутки созерцать на подконтрольной территории. По этой причине сажали на первый борт в нужном направлении.
  
  
   []
  
  17. Колонна нашей бригады
  
  
   []
  
  18. Как видим, и тут не обходилось без вертолётов
  
  

7. Приказ о полётах в ночное время без использования бортовых огней

  
   Да, вот так враз весь воздушный трафик 40-й армии перенесли на ночные часы.
  
   Более того! В момент взлёта и посадки бортовые огни, проблесковые маячки и фары не использовались. Помню, в самолётном салоне свет включался на безопасной высоте уже в заоблачном пространстве. В салоне загорались лампочки, пассажиры оживали, расправляли грудь, плечи, начиналась обычная полётная болтовня.
  
  Точно так без единого огонька ночью самолёты садились на плиты военных аэродромов, и если там, в заоблачной выси, между пассажиров поддерживался какой-то разговор, то с отключением в салоне света повисала тишина. Пассажиры, незаметно для себя как бы скукоживались, готовясь к самому наихудшему. Если при взлёте существовала вероятность гибели от взрыва ракеты, то при посадке в кромешной тьме, с полностью отключенным внешним осветительным оборудованием, кроме ракеты грозила гибель и от столкновения с землёй. Ведь нас даже не встречали аэродромные прожектора, нет, самолёты садились в полной темноте, ведомые лишь наземными диспетчерами.
  
  Потому при всей сказочности афганского ночного небосвода, под тяжестью крупных звёзд почти опустившегося на горные склоны бархатным покрывалом, лично мне не хотелось погибать ночью. Мне казалось, что последний взгляд обязательно должен выхватить бездонную небесную синь, нежную зелень шелковистой травы, вольно качающиеся берёзовые ветви, а если не их, то хотя бы выцветшее джелалабадское небо, пыль мохнатых пальм и даже сухой клубок верблюжьей колючки. Но лишь бы на дворе стоял день.
  
  И перед каждым полётом я проводила мысленный инструктаж: "Алла, этот полёт может оказаться последним. Tы готова?" И тут же сама себя обрывала: "Не-ет! Только не ночью!". А днём, как уже сказала, борта летать перестали.
  
  
 []
  
  19. Ночное небо Джелалабада
  
  

8. Приказ oб обязательном использовании парашютов

  
  Тут я сделаю небольшое отступление.
  
  Много раз ветераны афганской войны, особенно из рядового состава, пытались меня поправить, мол, и это не правда и того не случалось. На что приходилось показывать фотографии, копии документов, искать подтверждающие факты, свидетельства очевидцев.
  Одновременно я злилась. Например, если я служила в субтропической провинции Нангархар возле Пакистана, то никогда не начну встревать в разговоры о западных афганских провинциях возле Ирана или о северных в подбрюшье СССР. Откуда мне знать особенности службы в чужих гарнизонах?
  
  Но не знать единых по всей армии приказов - это для военнослужащих, пусть и бывших, недопустимо. Правда, человек мог служить ранее описываемых событий, до того, как 40-ю армию в 1986 году всколыхнула волна коренных преобразований, связанных с воздушным трафиком. Но тогда зачем вклиниваться со своим бестолковым мнением?
  
  Похожее произошло и с парашютами. Когда я начала рассказывать, что с определённого периода афганской войны ни один борт не брал пассажира, если тому не хватило десантного средства, меня попытались высмеять. Хотя в своих воспоминаниях, независимо какого периода они касаются (мирного или военного), я пишу исключительно правду. Допускаю, что и я могу где-то не допонять или подзабыть, но фантазия ради красоты текста исключена полностью.
  
  Срок моего нахождения в Афганистане пришёлся на 1985-1988 годы, потому рассказываю, что видела или пережила лично. Плюс секретные (и не очень) армейские документы с бюллетенями, проходящие через мои руки и знакомящие с происшествиями (и событиями) в других советских гарнизонах во всех афганских провинциях.
  
  

* * *

  
  Итак, в числе других приказов по армии прокатился приказ об обязательном использовании парашютов.
  
  Этот приказ мне также не нравился. Спасательное свойство парашюта в условиях афганской войны ставилось многими под сомнение. Да и военные реалии эти сомнения подтверждали. Спасшихся при взрыве, выпрыгнувших и успевших раскрыть парашютный купол, часто рубило в воздухе лопастями своего же вертолёта, стремительно падающего рядом. Вертолётным винтом наматывало парашютную ткань, резало стропы, a парашютисты становились прекрасной мишенью и расстреливались с земли, не успевши приземлиться.
  
  Это если речь идёт о мужчинах. Ведь данное десантное средство изначально рассчитывалось для десантных войск, состоящих из крепких богатырей. Никто думать не мог, что на шестом году афганской войны весь женский состав в обязательном порядке будут обвешивать парашютными сумками.
  
  Правда, многие женщины, впрочем, как и многие мужчины, за всё время службы совершали от двух до четырёх полётов, туда-сюда на службу и в отпуск.
   Я же... Как уже сказала, я часто летала в командировки, даже умудрилась дважды слетать на сессию и, надевая парашют, не питала никаких иллюзий. Ни разу ни один не подошёл мне по размеру. Сидя на боковом сидении, без особого напряга могла выползти из широких лямочных петель, заботливо затянутых и тщательно продёрганных борттехником. Воображение рисовало, как в свободном падении моё тело под весом собственной тяжести выскальзывает из всех парашютных лямок и приземляется отдельно от купола. И хотя подобные мысли старалась отогнать - собственную гибель лучше не проецировать, особенно на войне, но каждый полёт наверняка откладывался дополнительным рубцом на сердце.
  
  Единственное о чём очень жалею - при своих частых полётах не сделала ни одного по-настоящему военного снимка, хотя бы с тем же парашютом. Первые годы вообще запрещалось фотографировать, найденные пограничниками фотоплёнки засвечивались на местe. В моё время (1985-1988) наступило послабление, но фотоаппараты были редкостью. К тому же на служебных местах проводили от восьми до четырнадцати часов в сутки, иногда и больше. Служба стала частью жизни, а жизнь протекала в пределах границ пунктов постоянных дислокаций (ППД). Кому интересно фотографировать то, что видишь изо дня в день?
  
  Зато когда случалась "фотосессия", мы наряжались в лучшие платья, наводили красивый (как нам казалось) макияж, сооружали затейливые причёски и фон выбирали соответствующий: тяжёлые развесистые пальмы, пугающе-колючие мясистые кактусы, шаловливые обезьяны, мандариновая роща со спелыми плодами, напоминающими новогодние шарики.
  Как итог - за три года войны ни одной по-настоящему военной фотографии.
  
  Потому я очень обрадовалась найденному снимку девочек с нашего аэродрома, где они сфотографированы с парашютными сумками. Один-единственный снимок "афганок" с парашютами, хотя, начиная с 1986 года, на борта без них не сажали.
  
  
  
 []
  
  20.
  
   С Надеждой МИРГОРОДСКОЙ (она на фотографии - справа) я познакомилась (с ней и Татьяной СИПЯГИНОЙ) в больничной палате медроты в/ч пп 93992. Но дело в другом - Надежда, официантка офицерской столовой, летала на "боевые" (!!!) и однажды при очередной переброске в район боевых действий пережила крушение вертолёта. О тех страшных событиях Надеждa рассказывает в тексте "Просто был не мой день", поставленном
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/h.shtml
  
  

9. Последний полёт Веры ЧЕЧЕТОВОЙ

  
  
 []
  
  
   О том, что парашюты не всегда спасают, знала и Вера ЧЕЧЕТОВА, делопроизводитель OPATO (отдельная рота аэродромно технического обеспечения/обслуживания) из горного Газни, расположенного недалеко от нашего Джелалабада. Мы с ней даже собирались писать совместную кляузу министру обороны CCCP, чтоб поскорее приступили к шитью "женских" парашютов с мини-лямками. Вернее, кляузу собиралась писать я, худая, a полненькая Вера присоединялась в знак солидарности.
  
   Она тоже летала в командировки, и мы иногда пересекались в воздухе. Но чаще встречались на территории нашей бригады, куда Вера заскакивала с различными служебными поручениями, а заодно пo мелким женским надобностям. У нас имелись невиданные блага цивилизации как: магазин с расширенным ассортиментом товара, клуб, библиотека, медрота, парикмахерская, пусть и мужская, но Лариса-парикмахерша в свободное от мужских шевелюр время ловко наводила порядок на головах женских.
  
  Имелся у нас собственный инфекционный госпиталь, в авральном порядке, минуя все таможни, переброшенный на подавление страшнейшей холерной эпидемии. Правда, когда бушевала холера, то к нам не только никого не пускали, но и нас за ворота КПП не выпускали. И даже полностью закрыли воздушный трафик, включая полёты "почтовика". А в нормальные месяцы, без всяких эпидемий, к нам даже артисты прилетали, певцы, танцоры, кинооператоры, журналисты, писатели. И ещё в перерывах между боями лейтенантом-десантником Константином ОБОРИНЫМ устраивались дискотеки (после войны Константин числился президентом лётного клуба Одессы).
  
  Так что, выражаясь мирным языком, общественная жизнь бригады кипела. В отличии от всяких дальних точек, теx жe Газни, где служила Вера ЧЕЧЕТОВА.
  
  

* * *

  
  14.01.1987, на следующий день после Старого Нового года, Веру направили в нашу бригаду для доставки в вышестоящую партийную организацию протоколов прошедшего накануне отчётно-выборного собрания.
  
  Какие могут быть на войне протоколы, как и собрания? Были. Самые настоящие. Бой - боем, гибель - гибелью, а собрание проведи и запротоколируй.
  
  Более того! Находившиеся на войне платили членские взносы. Война - войной, гибель - гибелью, а взнос заплати. Парадокс (а если по-человечески, то - скотство), но с "афганцев" требовали повышенные взносы. Ниже я дам отрывок из книги, составленной по вспоминаниям медсестры из того же гарнизона - Газни, где служила Вера, и точно как Вера, выполняющая общественные поручения.
  
  Итак, вспоминает Людмила ГАВРИКОВА (Газни, медсестра полевого медпункта. После - Кундуз, рентгенолаборант 90-го отд. медицинского батальона в/ч пп 53355, 1982-1984):
  
   "Я была назначена первым председателем местного комитета войсковой части пп 84397, считай, всей дивизии. Была участницей 5-го съезда профсоюзов в мае 1983 года в Кабуле. Имела много благодарностей за оказание помощи раненым и больным.
   И вот назначается перевыборное собрание. Присылают за мной уазик (ехать недалеко надо). Только подъехали к политотделу, не успела до крыльца дойти, как следом за мной послана наша санитарная машина. – Шел поток раненых.
   И так было несколько раз. В последний раз я сунула кому-то отчет и сказала, что сами прочтите. Возвращалась уже к полночи.
  А мои профсоюзные дела еще не были закончены. Меня ждали в штабе с членскими взносами.
  По профсоюзу у нас с зарплаты высчитывали в семикратном размере (в Союзе мы платили рубль, а здесь – семь рублей. Разница большая!) Но этого показалось мало, нас заставили платить еще один процент наличными.
  Эти собранные деньги я и отвозила лично в штаб 40-й армии в Кабул. Вертолетом, с риском для жизни.
  Полетели в Кабул, пилот и я. Сижу – у ног моих пулеметик. А я и стрелять не умела. Толку-то. И не боялась.
  Вдруг в пути произошло что-то непредвиденное. Пилот говорит, что сейчас будет вынужденная посадка.
   Сели в Кандагаре. Могли разбиться. Запросто было нарваться на мину, на пули. "Кандагар – это не Сочи, не Бахчисарай, здесь нужна, между прочим, выдержка во всем…" – писал армейский поэт Сергей Орлов. Его слова припомнились сразу.
  К счастью, все обошлось: сели удачно. Пилот починил двигатель – и снова летим.
  Уже было далеко за полночь, когда мы оказались в Кабуле.
  В Кабуле тоже от аэродрома до штаба – не два шага. Могли подстрелить запросто. Добралась на БТРэ, отдала взносы.
   Мне никто даже глотка воды не предложил в этой жаре и пыли. Я была с утра с пути, знакомых у меня в Кабуле не имелось, и мне предстоял еще нелегкий обратный путь. Вот в каких условиях работали.
  Отдала взносы, и мы с пилотом вернулись в Кундуз.
  А потом этот вертолет вместе с солдатами взорвался в полете. Спустя малое время мне рассказали про это несчастье, назвали меня везучей..."
  
  Весь текст книги "Глазами афганской медицинской сестры" у меня находится
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/w17.shtml
  
  Нормально, да? Но удивляться нечему. Материалы Нюрнбергского процесса, опубликованные в СССР в 7-ми томах, на Западе занимают 42 тома, и именно из них стало известно, что жители блокадного Ленинграда платили квартплату. Детвору блокадного Ленинграда эвакуировали за деньги родителей. Кроме того, в соответствии с решением, принятым в июле 1941 года, городское руководство вводило плату за пребывание в детских садах, яслях и интернатах эвакуированных детишек блокадного Ленинграда.
  
  Так что повышенная плата общественных взносов, взимаемых на войне с "афганцев", всего лишь продолжение советских традиций обирать собственных граждан. Взносы, собрания, конференции - всё как в мирной жизни. И - командировки. Несмотря на смертельную опасность, для девочек из дальних гарнизонов любая командировка считалась как бы выходом в "большой свет". Война не убивает заложенного в женщине природой желания выглядеть привлекательной.
  
  Вера не была исключением и сборы в командировку сопровождались приподнятым настроением и тщательно подобранным нарядом. Причёска, макияж, маникюр, аккуратненькое платье с прилаженным бантиком или воздушным шарфиком, обувь в тон платью. Даже пару раз являлась с кокетливыми сумочками, вызвавшими насмешку у отдельных несознательных девушек, получивших повод сравнить Веру с наивной провинциалкой, рискнувшей покорить столицу.
   А Вера и хотела-то всего-навсего напомнить себе и нам, что девушки, кроме парашютов и автоматов, в руках носят кокетливые ридикюльчики.
  
   И в свой последний полёт Вера была нарядной. Борттехник долго уговаривал её облачиться в парашютные лямки, но она лишь отмахнулась, уверовавши в бесполезность парашюта. Тем более, независимо где находится парашютная сумка - под задом, на спине или на груди - ножные обхваты с задней лямкой продеваются через ноги. А раздвигать ноги на виду сослуживцев Вера не собиралась. Так и села чинно в уголок, тщательно расправив складочки отутюженного платья, обхватив сумочку, строго поджав губы и культурно сведя ноги, коленка к коленке.
  
  

* * *

  
  До нас лёту было минут пятнадцать. Вертолёт Ми-8МТ относился к 239 овэ (Газни) и в тот день осуществлял обыденный полёт по маршруту Газни-Джелалабад, перевозя груз и четырёх пассажиров.
  
   Их сбили недалеко от Джелалабада. Возможно, при взрыве ракеты сдетонировали топливные баки, бравшиеся дополнительным количеством для увеличения дальности полёта и размещающиеся в грузовой кабине, где находились пассажиры. Kак пояснил вертолётчик, ветеран нескольких войн, включая афганскую, Владимир ЛИСОВОЙ:
  "По сути, топливный бак - это тонкостенная алюминиевая бочка, легко разрывающаяся при поражении вертолёта и выплескивающая своё содержимое - почти тонну керосина - в грузовую кабину. Но даже и опустевшая она таит угрозу, потому что керосинные пары, смешавшись с воздухом, делают из неё бомбу. В таком случае достаточно шального трассёра".
  
   Кроме Веры ЧЕЧЕТОВОЙ, в грузовой кабине вертолёта находились:
  - прапорщик, начальник склада вооружения ПЕТРУНЯ Виктор Иванович,
  - рядовой-механик КОЙЛЫБАЕВ Азамат Аширбекович,
  - рядовой-механик ЧИОКОЙ Сергей Леонидович, все из ВВС.
  
  Так скупо трагедию, унесшую жизнь Веры, описывают казённые строки:
  
  "14 января 1987 года произошла боевая потеря вертолёта Ми-8МТ 239-й овэ (Газни). Полёт по маршруту Газни-Джелалабад. Экипаж к-на Цупко осуществлял перевозку груза и четырёх пассажиров: два механика 239-й эскадрильи и женщина из ОРАТО. Полёт осуществлялся на небезопасной высоте, без отстрела ИК-патронов и в р-не озера Суруби вертолёт был сбит ракетой ПЗРК. Погибло трое пассажиров, не сумевших покинуть вертолёт с парашютами".
  
  

* * *

  
   Позднее, когда я противилась облачаться в парашютные лямки, особенно не любила те, чьи сумки крепятся под задом, требовательные борттехники не раз и не два пытались напомнить: "А помнишь Веру, полетевшую без парашюта?".
  Конечно, Веру я помнила, но так же помнила, что в той "вертушке", кроме Веры погибли ещё два пассажира. При взрыве топливного бака, что скорее всего и произошло, экипажу удалось десантироваться, так как пилотская кабина находилась дальше от эпицентра взрыва. С экипажем десантировался и один пассажир.
  
  Троим же, включая Веру, независимо от наличия/отсутствия парашюта, шанса на спасение не оставалось. Они находились в эпицентре взрыва...
  
  

10. Э п и л о г

  
  После опубликования рассказа на меня вышли две родственницы Веры и одна из них, племянница, прислала фотографии своей тёти. Спасибо большое за возможность дать сослуживцам вспомнить какой Вера была при жизни.
  
  
  
 []
  
  
   []
  
  
  Остальные фотографии Веры вместе с фотографиями её сослуживиц находятся в фотоальбоме "Гaзни, фотоальбом N 1"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/w2a.shtml#69
  
  

* * *

  
  Также переслали воспоминание бывшей сослуживицы. Письмо пришло не напрямую, потому я посчитала, что автор не захотелa себя обозначать:
  
  "Я знала Веру, она была интересная девушка, но - полненькая. Поэтому, когда летала, не одевала парашют.
   Они летели и, когда попал снаряд и загорелось, все стали прыгать, а Вера закрыла лицо руками и кричала. Это последнее, что видели и рассказали уцелевшие.
  Некоторых в воздухе расстреляли с земли. Некоторые приземлились, но с большими ожогами попали в госпиталь.
  Кто-то умер от ран, а одного нашего прапорщика в очень тяжёлом состоянии перевели в Ташкент. Вот он и рассказал, как было.
  А потом Веру нашли под обломками. У нас ее называли "Вера Петровна" иногда. Так как она была крупная и серьезная. С уважением, так сказать
  Вот так просто и страшно все было..."
  
  

* * *

  
  Вспоминает сослуживец Сергей ЕВЛАМПИЕВ, Джелалабад в/ч пп 22630 (1985-1986), Газни в/ч пп 21076 (1986-1987):
  
  "Тогда, помнится, сбили две вертушки из Газни, обе по пути на Джелалабад. В одной была Ольга* из столовой, ничего о ней не помню. А о Вере помню, что она, вроде, была из Сергиев Посада. А цинк отвозил (приказали) прапорщик Вадим, они были из одного города.
  Самое страшное, что он только что вернулся из отпуска, где заходил к Вериной маме и сообщил, что у дочери всё хорошо.
  И буквально скоро повeз маме гроб с телом дочки...
  Веры в общем-то не было, были фрагменты. Её опознали по левой груди и длинным волосам.
  Тогда погибли начальник склада вооружений прапорщик Петруня из Борисоглебска. Он был с раскрытым, но обгоревшим парашютом и сам тоже обгорел сильно.
  Погиб командир взвода связи, фамилии не помню, у него лысина была, а сам был из г. Электросталь. Его сразу не нашли. Через неделю он приполз обгорелый на наш пост. Скончался по дороге в госпиталь.
  Погибли солдаты из авиаэскадры. Тоже не помню фамилий, запомнилось: один был казах, другой молдаван.
  Это вообще беда, от них ничего не осталось. В кабульском госпитале в цинк положили части чужих тел."
  
  ____________________________________________________
  
  * - зав. столовой Ольга МИРОШНИЧЕНКО погибла на следующий год - 22.01.1988, возвращаясь из Союза после похорон мамы.
  Фотография Оли поставлена вверху.
  
  

* * *

  
   43. Игорь (...@online.nsk.su) 2008/10/02 22:46:
  
  "В сбитой вертушке, где находилась Вера, был ещё один "пассажир" - м-ор Куцов* (177 ООСпН Газни) Он сильно обгорел, но выпрыгнул затяжным. Единственный живой свидетель этой трагедии сегодня: генерал-майор и живёт он в Москве".
  ________________________________________________________
  
  * - нашла немного информации о Сергее КУЦОВЕ, там же вспоминается и Вера:
  "Январь 1987 года ознаменовался событием 'огромной политической важности', как писали советские газеты того времени, - началом политики национального примирения. Её последствия для ОКСВА оказались куда более разрушительными, чем поставки вооружённой афганской оппозиции американских зенитных ракет. Одностороннее примирение без учёта военно-политических реалий ограничивало активные наступательные действия ОКСВА.
  Как издевательство выглядел обстрел двумя ракетами ПЗРК вертолёта Ми-8МТ в первый день национального примирения 16 января 1987 года, совершающего пассажирский рейс из Кабула в Джелалабад. На борту 'вертушки' в числе пассажиров находился начальник штаба 177 ооСпН (Газни) майор Сергей Куцов, в настоящее время начальник Разведывательного управления ВВ МВД России, генерал-лейтенант. Не теряя хладнокровие, офицер-спецназовец сбил с себя пламя и помог остальным пассажирам покинуть горящий борт. Лишь одна пассажирка не смогла воспользоваться парашютом, так как была одета в юбку и не одела его..."
  
  

* * *

  
  Вспоминает Игорь КУНГУРОВ - 1985-87 г.г., Газни, в/ч пп 36988:
  
  "Мы летели на двух вертолётах. Я был в ведущем вертолёте. А в ведомом, как сейчас помню, две девушки* из батальона, прапорщик из батальона, три солдата тоже из батальона, капитан-спецназовец и мой друг Саша Петров.
  При подлёте к Джелалабаду нам сообщили, что ведомый вертолёт сбили минут 10 назад, и что на помощь вылетели поисково-спасательные силы из Кабула и Джелалабада.
  Через час прилетел вертолёт, который доставил моего друга Петрова и капитана-спецназовца.
  Может, кто ещё был. Не помню.
  Петров сказал, что те, ктo были в парашютах - те спаслись.
  Одна из женщин находилась в кабине экипажа, была без парашюта.
  Вторая тоже была без парашюта, одевать не захотела.
  Солдаты были сзади на створках.
  Когда ракета вошла в вертолёт, то пробила бак с топливом.
  В салоне был сильный пожар.
  Капитан-спецназовец вытолкнул всех, кто были с парашютами.
  Но сам сильно обгорел.
  Прапорщик из батальона тоже сильно обгорел, его долго искали в горах.
  Нашли, но он всё равно в кабульском госпитале умер от ожогов.
  А кто был без парашютов - те не спаслись.
  Солдат сильно раскидало, разорвало по мелким частям, они же в хвосте сидели.
  Женщины сохранились лучше.
  Ну вот, вроде написал, что помню.
  Если бы нашёлся Петров, то он рассказал бы точнее..."
  ________________________________________________________
  
  A.C.: Hе знаю о какой второй девушке сообщает Игорь.
  В "Списке погибших "афганок", поставленном здесь, нет данных о двух одновременно погибших в вертолёте "афганок".
  В самолётах гибли, но не в вертолёте. КТО была второй?
  
  Август, 2008
  
  ____________________________________________________________________________________
  
  - https://topwar.ru/30455-hronika-afganskoy-voyny-stinger-protiv-vertoletov-specnaz-protiv-stingera.html
  
  - http://forum.evvaul.com/index.php?topic=327.90
  
  - https://www.vmeda.org/ejkfjkedke/
  
  - http://bratstvo.lenta.ru/war-2.html?utm_source=lenta&utm_medium=main-page-announcement&utm_campaign=bratstvo
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023