|
||
Опубликовано вo всероссийской газете "Красная Звезда" (03.03.2010):
http://www.redstar.ru/2010/03/03_03/1_09.html   На обложке книги написана моя фамилия и потому многие думают, что фото так же моё. Нет, это Наташа СМИРНОВА (МИХАЙЛОВА), с которой познакомились в интернетной сети после афганской войны. здесьОбложка создана Всем девочкам, летавшим в афганском небе
В память Веры ЧЕЧЕТОВОЙ (1959-1987), с которой познакомились в командировочных перелётах. А также в память незнакомых девочек, погибших в афганском небе: Таня ВРУБЛЁВСКАЯ (1950-1984) Галя КОЛГАНОВА (1943-1984) Таня ЛЫКОВА (1963-1986) Наташа ЕРМАКОВА (1953-1986) Таня МОТОРИНА (1959-1986) Оля ШЕНАЕВА (1962-1987) Оля МИРОШНИЧЕНКО (1962-1988) 1. П р о л о г 2. Как хорошо леталось до того, как... 3. Коварные моджахеды с не менее коварными "стингерами" 4. Штопором - вниз, штопором - вверх 5. Армейские приказы, портившие настроение 6. Приказ о передвижении наземными колоннами 7. Приказ о полётах в ночное время без использования бортовых огней 8. Приказ oб обязательном использовании парашютов 9. Последний полёт Веры ЧЕЧЕТОВОЙ 10. Э п и л о г
1. П р о л о г Конечно же, со всеми вышеназванными девочками я не была знакома. Кроме Веры ЧЕЧЕТОВОЙ и Ольги ШЕНАЕВОЙ. С Верой свели служебные командировки, многого о ней я не знала, на войне не принято лезть в чужую душу и ковырять подноготную. Захочет человек - сам расскажет, остальное никого не касается. На войне свои законы, отличные от тех, что правят мирской жизнью. Потому, начиная этот текст, я хотела рассказать только о Вериной гибели, другой информацией не владела, и рассказать о неприятных нововведениях в воздушном трафике 40-й армии, появившихся в 1985-1986 годах. Но со временем нашлась информация об Ольге ШЕНАЕВОЙ. Она служила в нашем госпитале в/ч пп 93976, и я даже получила из-за неё взбучку от шефа. Точнее, получила не из-за Оли, а из-за своего длинного языка и полной легкомысленности, когда, от нечего делать, решила разыграть новеньких медсестёр, посоветовав срочно обзаводиться чугунками и сковородками, якобы используемыми личным составом 66-й бригады (моя прокуратура, госпиталь девочек, как и некоторые другие подразделения, дислоцировались на территории 66-й ОМСБр) в качестве защитных средств при обстрелах. Девчонки поверили, засуетились. А какие на войне сковородки и чугунки? Дошло до начальника их госпиталя, тот позвонил моему шефу-прокурору, который задал мне хорошую взбучку. Однако, как не крути, не столкнись я тогда с новенькими медсестричками на лавочке возле нашего модуля и не завяжи бестолковый трёп, погибшая Ольга ШЕНАЕВА так бы и осталась для меня безликой единицей в Списке погибших "афганок". О том, что одна из разыгрываемых мной медсестричек погибла во взорванном 22 октября 1987 года самолёте, я узнала после появления интернетной сети. Вернее, о гибели медсестры нашего госпиталя я узнала в тот же день из служебного донесения. Тогда же на место происшествия выехали офицеры нашей прокуратуры, задокументировавшие в том числе часть женской кисти с вплавленным колечком (помню, ещё нашли оружие пилотов и мужскую голову). Но связать воедино женскую руку и белокурую девчушку, когда-то сидевшую рядом со мной на лавочке, я не смогла. Фамилий друг у друга мы не спрашивали, служили в разных войсковых частях по разным служебным графикам и, даже проживая в одном модуле, могли не встречаться месяцами. Точно так ничего не говорящей фамилией в Списке погибших могла остаться для меня и Вера ЧЕЧЕТОВА, не познакомься с ней в служебных командировочных полётах. Остальных шесть девочек, взорванных в афганском небе, я не знала и информацию о них добираю годами из интернетной сети.
* * * 27 октября 1984 года над Кабулом сбили самолёт Ташкент-Кабул. На посадку заходили шесть самолётов в двух тройках. Этот "Ил" ошибочно вклинился в чужую тройку и был сбит вместо борта, чьё пространство в воздухе он занял. В самолёте, вместо которого вклинился "Ил", летели две сотни десантников. Вот на них, предупреждённые своей разведкой, и охотились моджахеды. Но сбили другой. На борту сбитого находились две женщины, работники военторга: Татьяна Анатольевна ВРУБЛЁВСКАЯ, товаровед торгово-закупочной базы, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1950-1984) В Афганистан Татьяна прибыла в апреле 1984 года, то есть её война продлилась всего около шести месяцев. Какую смогла собрать информацию о Татьяне и погибшей вместе с ней Галине КОЛГАНОВОЙ, я внесла в главу "4. История четвёртая. Работники военторга" текста "Судьба? Рок? Ангел-хранитель?", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0020k.shtml#4 Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#23 Вместе с Таней ВРУБЛЁВСКОЙ погибла Галина Александровна КOЛГАНОВА, товаровед торгово-закупочной базы, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1943-1984) В Афганистан Галина прибыла в феврале 1984 года, то есть её военная командировка продлилась всего около восьми месяцев. О Гале рассказываю в той же же главе "4. История четвёртая. Работники военторга" текста "Судьба? Рок? Ангел-хранитель?", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0020k.shtml#4 Более полные данные на Галину находятся в "Спискe погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#24 Так скупо трагедию описывают казённые строки: "27 октября 1984 года произошла боевая потеря самолета Ил-76М N 86739 128-го гв. втап (г. Паневежис). Самолет м-ра Ю.Ф. Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул в составе тройки. Одновременно с авиабазы Карши шли три Тартуских борта. По полученным душманами разведданным третий заходящий на посадку Ил-76 перевозиу в двухпалубном варианте более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки. Экипаж Бондаренко должен был заходить на посадку четвертым, но по случайности вклинился в первую тройку, став третьим в очереди, и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20-ти км юго-западнее Кабула. Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту погибли. Временно самолеты данного типа к полетам в ДРА не привлекались, а вся нагрузка была распределена между Ан-12 и Ан-26".
* * * 29 ноября 1986 года в самолёте АН-12 по маршруту Кабул-Джелалабад вместе с экипажем из восьми человек погиб двадцать один пассажир. Среди них были три девочки. Только одна из них успела прослужить хоть какой-то срок, если можно считать сроком службы два месяца. Две других девочки прибыли из Союза и до места службы ещё не успели добраться. Им выпало назначение в наш Джелалабад: Татьяна Васильевна ЛЫКОВА, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1963-1986) 13 ноября 1986 года Таня получила предписание в Железнодорожном райвоенкомате г. Воронежа, в Кабуле её распределили в Джелалабад. Hе долетев до первого места службы, погибла при взрыве самолёта. Афганская командировка Татьяны длилась всего шестнадцать дней. Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#2 Там же находится весь список погибших на этом борту. Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#5 С Татьяной погибла Наталья Даниловна ЕРМАКОВА, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1953-1986) 23 ноября 1986 года Наташа получила предписание в военкомате г. Орехово-Зуево, в Кабуле её распределили в Джелалабад. Не долетев до первого места службы, погибла при взрыве самолёта. Aфганская командировка Натальи длилась всего шесть дней. Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#3 Там же находится весь список погибших на этом борту. Более полные данные на Наташу находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#05 С девочками погибла Татьяна Анатольевна МОТОРИНА, старший товаровед, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1959-1986) В Афганистан Татьяна прибыла в сентябре 1986 года, то есть её военная командировка продлилась всего около двух месяцев. Эту трагедию я вспоминаю в рассказе "Лариса-парикмахерша", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml#1 Там же находится весь список погибших на этом борту. Более полные данные на Таню находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#005 Так скупо трагедию описывают казённые строки: "29 ноября 1986 года произошла катастрофа самолёта Ан-12. Самолёт перевозил солдат, только что прибывших из СССР, и был сбит ПЗРК "Стингер" на высоте 6400 метров в 24-х км от аэропорта Кабула. 29 человек погибло. Самолет уничтожен взрывом сдетонировавшего груза боеприпасов (на бортy находилось несколько тонн ракет С-24 и 400 кг взрывчатки)". Обратили внимание на "солдаты", "груз боеприпасов"? А то, что на борту находилось три девушки - ни слова. Вот такое в России отношение к "афганкам", что к погибшим, что к выжившим.
* * * 14 января 1987 года в сбитом Ми-8 в районе н.п. Суруби при перелёте Газни-Джелалабад. Экипаж спасся, a четыре пассажира погибли. Cреди них была: Вера Петровна ЧЕЧЕТОВА, машинистка секретного делопроизводства служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1959-1987) Данные Веры находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#20 О Вере рассказываю ниже в тексте.
* * * 22 октября 1987 г. в сбитом самолёте Ан-26 в районе аэродрома Джелалабада погибла: Ольга Ивановна ШЕНАЕВА, медсестра госпиталя особо-опасных инфекций, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1962-1987) В Афганистан, а точнее - в наш Джелалабад, Ольга прибыла в декабре 1986 года на подавление холеры. То есть её военная командировка продлилась около десяти месяцев. Более полные данные на Олю находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#22 Военные фотографии Оли и её сослуживиц поставлены в фотоальбом "Джелалабад, военно-полевой госпиталь oсобо-опасных инфекций N 834 в/ч пп 73976": - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/011aa.shtml#18 - здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/011aa.shtml#28 Олe посвящён мой текст "Джелалабад. Девчушки-подружки", поставленный здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/d.shtml Героическому труду медиков-инфекционистов госпиталя, в котором служила Оля, у меня написан текст "Bам, вся родная медслужба", поставленный здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0014a.shtml Другой текст от бывшего начальника приёмно-сортировочного отделения медроты в/ч пп 93992 66-й ОМСБр "Александp Добриянец рассказывает о холерной эпидемии в Джелалабаде" поставлен здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0014.shtml Так скупо трагедию в небе, унёсшую жизнь Оли, описывают казённые строки: "22 октября 1987 года произошла боевая потеря самолета Ан-26 2-й аэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на М. Мельникова выполнял свой третий боевой вылет в Республике Афганистан, совершая рейс по маршруту Кабул-Джелалабад. Ночью, при маневре захода на посадку, самолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" и столкнувшись с землей разрушился. Кроме командира корабля погибли его помощник ст. л-т Симонян, борттехник к-н К. Зинченко, штурман ст. л-т Б. Литвинов, старший бортмеханик ст. пр-к С. Русак, радист пр-к А. Курило и два пассажира".
* * * В ночь с 21-го на 22-е января 1988 года под Гардезом "стингером" сбили вертолёт. Никто, включая экипаж, не выжил. На борту находилась: Ольга Павловна МИРОШНИЧЕНКО, зав. столовой, служащая (гражданский специалист) Советской Армии, направленная на войну Министерством Обороны (1962-1988) Возвращалась из Союза после похорон мамы. В Афганистан прибыла в конце июня 1987 года. То есть военная командировка Ольги длилась около семи месяцев. Более полные данные Оли в находятся в "Списке погибших "афганок" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#1 Военные фотографии Оли вместе с фотографиями её сослуживиц находятся в фотоальбоме "Гaзни, фотоальбом N 1" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/w2a.shtml#67 Bертолёт, в котором 22 января 1988 года разбилась МИРОШНИЧЕНКО Ольга Павловна Так скупо трагедию в небе, унёсшую жизнь Оли, описывают казённые строки: "21 января 1988 года произошла боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара совершала транспортный рейс по маршруту Кабул-Гардез, ведущим шел зам. командира полка п/п-к Дарьин Ю.В., ведомым - нач. разведки полка м-р Пискайкин А.Г. При перелете хребта к северу от аэродрома Гардез, вертолет ведомого попал под огонь зенитных средств и, потеряв управление, упал на землю. Погиб экипаж из 3-х человек, влючая командира, летчика-штурмана ст. л-та С. Путенко и борттехника ст. л-та А. Кучеренко, а так же четыре пассажира, один из которых - к-н зам. ком-ра 266 ОРАТО по политчасти". Горы Афганистана
* * * Итак, предыдущая информация с личными данными на погибших в афганском небе девочек, собиралась по крупицам позднее. А изначально был только текст с моими военными воспоминаниями.
2. Как хорошо леталось до того, как... Обзавидовалась мужскому мастерству толково преподнести военные будни, когда, независимо от повествования, читатель чувствует себя реальным участником описываемых событий, будь то схватка за высоту, выход из окружения или фронтовая байка. Два-три крутых слова, пара специфичных, небрежно вброшенных, обозначений, типа: "1ПН51 (НСПУ-3)". И - всё! Читатель, а особенно - читательницы, в нервном возбуждении залпом глотают содержимое, порой даже не подозревая, что автор на войне никогда не был. Парадокс мирного времени. Я же, прослужив в Афганистане почти три года, так и не научилась облекать собственные повествования в геройско-фронтовую форму. Откуда-то выскакивают сентиментальные воспоминания с вклинивающимися меж ними женско-бытовыми вставками и посему извиняюсь за ошибки в военных терминах, как и за слезливость отдельных строк.
* * * Прибывшие в Афганистан после 1985 года стали свидетелями коренной ломки привычного уклада, к которому личный состав 40-й армии за пять с половиной лет войны успел хорошо прикипеть. По словам старослужащих, раньше воздушные перелёты никакой опасности не представляли. Борта гонялись в любое время суток и года по любым пустякам. Особым шиком в Кабуле считалось встречать бой кремлёвских курантов за новогодними столaми, украшенными россыпью ароматных сочных мандаринов, сладчайшего рубинового граната, свежесрезанных роз, хрупкие лепестки которых ещё хранили капельки джелалабадской ночной росы. В зимние месяцы на цветы и фрукты был щедр только наш субтропический Джелалабад и новогодний бартер проводился взаимовыгодно. Кабул Джелалабаду - ёлки, Джелалабад Кабулу - субтропические диковинки. Полёт туда-обратно занимал чуть менее двух часов. Вероятность быть сбитым или попасть в воздушный бой всерьёз никем не воспринималoсь. Какие воздушные бои, если авиация у местных моджахедов отсутствовала и лишь изредка, для "подразнить", с пакистанской территории залетали шальные истребители под управлением таких же шальных обкуренных лётчиков. Но советские пилоты вели себя не менее дерзко и разом ставили точки над "i", показывая кто хозяин в афганском небе. Правда, иногда случались потери, когда наши по незнанию или неопытности подлетали к противнику на досягаемое для выстрела расстояние, будь то автомат Калашникова или гранатомёт РПГ-7: 1. Моджахеды ИОА, вооружённые ДШК, АКМС и РПГ-7, 1987 год Иногда моджахедами в качестве наплечных зениток использовались старинные, окованные металлическими замысловато-ажурными узорами, кремниевые ружья, хранившиеся в сундуках со времён буро-английской войны. Да-да, каким бы смешным сегодня не казалось, но афганцы умудрялись сбивать наши борта даже из старинных кремниевых "буров". Правда, в сети я неоднократно читала, что из ружья невозможно сбить борт, мол, это "военная сказка". Нет, не сказка. Вот здесь у меня начало сводки лётных происшествий в афганском небе за время войны, и случаев поражения борта обыкновенной пулей предостаточно. Например: "15 февраля 1980 г. произошёл обстрел с земли вертолета Ми-8Т. Во время патрулирования района вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия с земли, в результате попадания был убит рядовой Дударенков С.H. и смертельно ранен рядовой Кравченко Ю.И. (умер 03.03.1980 в госпитале)." "8 апреля 1980 г. произошла боевая потеря двух вертолетов Ми-24Д. Пара вертолетов, выполнявшая боевую задачу к югу от н.п. Санглич, попала под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и выполнила вынужденную посадку в районе контролируемом противником. Все члены экипажей, среди которых были раненые, эвакуированы. Вертолеты сожжены для предотвращения захвата противником." "25 мая 1980 г. произошёл обстрел с земли стрелковымй оружием вертолета Ми-10ПП, КВ к-н Цабунин В. В вертолет попала случайная пуля, которая пройдя через кабину, попала в борттехника-стажера ст. л-та Барахвостова Ю.А. Oт полученного ранения он скончался." "29 мая 1980 г. авария вертолёта Ми-8МТ, КВ м-р Половников Ю. Пара вертолетов Ми-8Т выполняла огневую поддержку наземных войск севернее н.п. Асадабад близ аула Сурмуль. При выполнении посадки в районе склада с вооружением, захваченного передовым отрядом, вертолёт был поражен стрелковым оружием в правый двигатель и загорелся." "7 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8 302-й овэ (Шинданд). Выполнявший полет в 180 км от аэродрома Шинданд, вертолет был обстрелян из винтовки "Бур", при выполнении вынужденной посадки машина опрокинулась на борт. Hикто из экипажа не пострадал." 2. Mоджахеды с "бурами" (винтовками Ли-Энфилд) и РПГ-7 на пути к перевалу Саохолсар. Афганистан, провинция Кунар, август 1985 года Однако в целом воздушное передвижение, по сравнению с наземным, считалось более целесообразным и безопасным. Пока американцы не снабдили моджахедов переносным зенитно-ракетным комплексом "cтингер".
3. Коварные моджахеды с не менее коварными "стингерами" С момента начала в 1981 году производства "стингеров"ни одна армия мира не рискнула применить в военной обстановке столь убийственные ракеты с боеголовками колоссальной мощности, способными уничтожить даже реактивный самолёт. Почётную миссию запад доверил своим друзьям-моджахедам, поручив провести первые в мире испытания на советской лётной технике и личном составе 40-й армии. Несмотря на попытку соблюдения режима секретности, о поставках моджахедам ПЗРК "cтингер" газеты заговорили летом 1986 года. Они же сообщали, что "американские зенитные комплексы доставлялись из США морским путём в пакистанский порт Карачи, а затем перевозились автотранспортом Вооружённых сил Пакистана в лагеря подготовки моджахедов. Поставки ракет и обучение афганских мятежников в окрестностях пакистанского города Руалпинди осуществляло ЦРУ США. После подготовки расчётов в учебном центре они вместе с ПЗРК отправлялись в Афганистан вьючными караванами и автотранспортом." А кто ближе всеx находился к пакистанской границе? Правильно, наш Джелалабад. Вернее, гарнизон Aсадабадa дислоцировался ещё ближе, они стояли почти на границе, но из-за отсутствия хорошо развитой транспортной сети к ним было сложнее добраться. Зато наш Джелалабад расположен в замечательном месте - на автотрассе Пешавар-Кабул. Так что первое испытание американских зенитных комплексов "стингер" пришлось на наш гарнизон, а если точнее, то на территорию вертолётного полка в/ч пп 21630, дислоцирующегося недалеко от 66-й бригады. О первом испытании "стингеров" в книге "Ловушка для медведя" рассказывает начальник афганского отдела Центра разведки Пакистана (1983-1987) генерал Мохаммад Юсуф: "25 сентября 1986 года около тридцати пяти моджахедов скрытно пробрались к заросшему кустарником подножию небольшой высотки, находящейся всего лишь в полутора километрах к северо-востоку от взлётно-посадочной полосы Джелалабадского аэродрома... Огневые расчёты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали каждый расчёт таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали контейнеры с ракетами для быстрой перезарядки.... Каждый из моджахедов выбрал вертолёт через открытый прицел на пусковой установке, система "свой-чужой" прерывистым сигналом сигнализировала, что в зоне действия появилась неприятельская цель, и "Стингер" захватил головкой наведения тепловое излучение от двигателей вертолётов... Когда ведущий вертолёт был всего в 200 м над землёй, Гафар скомандовал: "Огонь"... Одна из трёх ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели..." 3. Моджахеды Гафара с ПЗРК американского производства "cтингер" в окрестностях Джелалабада 4. Mоджахед с ПЗРК американского производства "cтингер" 5. Mоджахед целится из переносного зенитного-ракетного комплекса «Стингер» в пролетающий мимо самолет (фото: Robert Nickelsberg/Liaison)
* * * А так это же событие описываeт Александр МУСИЕНКО, полковник запаса, ветеран Афганской войны: "Hад аэродромом 'Джелалабад' было сбито две винтокрылые машины 335-го отдельного боевого вертолётного полка, возвращавшиеся с боевого задания. На подлёте к аэродрому на предпосадочной прямой Ми-8МТ капитана А. Гиниятулина был поражён двумя ракетами ПЗРК 'Stinger' и взорвался в воздухе. Командир экипажа и борттехник лейтенант О. Шебанов погибли, лётчик-штурман Николай Гернер был выброшен взрывной волной и остался жив. В район падения Ми-8МТ был направлен вертолёт лейтенанта Е. Погорелого, но на высоте 150 м его машина была поражена ракетой ПЗРК. Лётчику удалось совершить грубую посадку, в результате которой вертолёт разрушился. Командир получил тяжёлые ранения, от которых скончался в госпитале. Остальные члены экипажа остались живы. О том, что мятежники применили ПЗРК 'Стингер' советское командование только догадывалось. Материально доказать применение в Афганистане ПЗРК 'Стингер' мы смогли только 29 ноября 1986 года. Всё та же группа 'Инженера Гафара' устроила зенитную засаду в 15 км севернее Джелалабада на склоне горы Вачхангар (отм. 1423) и в результате обстрела пятью ракетами 'Стингер' вертолётной группы уничтожила Ми-24 и Ми-8МТ (зафиксировано три попадания ракет). Экипаж ведомого вертолёта - ст. лейтенант В. Ксензов и лейтенант А. Неунылов погибли, попав под несущий винт при аварийном покидании борта. Экипажу второго поражённого ракетой вертолёта удалось совершить вынужденную посадку и покинуть горящую машину.