|
||
|
1. Многие считают, что на книжной обложке, созданной по мотивам моих текстов, изображена я, Алла Ник. Смолина. Нет, это Наташа МИХАЙЛОВА (СМИРНОВА). Обложка создана здесь и базируется на следующем Наташином фото 2. Наташа МИХАЙЛОВА (СМИРНОВА), ст. прапорщик медслужбы в/ч пп 51884, Аушевский полк возле ТЗБ, фельдшер на ВСЕЙ Джелалабадской дороге. Ходила на "боевые". Имеет награды, в т.ч. медаль "За боевые Заслуги". Имеет 1 ранение и 2 контузии. Больше фотографий Наташи поставлено в фотоальбом "Кабул, фотоальбом N 3" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/22.shtml#1
"Цинковые мальчики" 1989 год Александр Лапин: "Hа книгу, которая была написана автором, не побывавшим на войне" Я - родом из Афгана, Замешан на крови, ПРИПЕВ:Внук русского Ивана, Отважный шурави. Я - возрастом под двадцать, И мне же - тридцать пять. Мне не в кого влюбляться, Мне есть в кого стрелять. Я ближним нёс свободу Как шумно, напрямик Живительную воду В пески несёт арык. Зла от меня не ведал, Кто мирный сеял хлеб, И кто друзей не предал За банковский билет. Не я в войне нуждался - Катись она ко всем! - Войною наслаждался Заморский "дядя Сэм". Я кровью мазал скалы, Зубами грыз песок, И смерть не раз дышала Мне в стриженый висок. Хлебнул я лиха много, Увидел кое-что. И понял, верить в Бога, Так верить ни во что. Я верил в жизнь и в друга, Да в отчее крыльцо. Под вой свинцовой вьюги Смертям плевал в лицо. Я не порочил праха И не ломал креста Исламского Аллаха, Еврейского Христа. За что теперь склоняют? Покоя не дают! Порочных восхваляют, Меня жестоко бьют. Ну, вы, писаки с... судьи, Не надоело ль вам Кроить чужие судьбы, Считать по головам?! Хотите ль, не хотите, Но мы совсем не те, Которых вы плодите В бумажной суете. Живьём нас в цинк кладёте. Злой клеите "оскал". Себе же гимн поёте Смертями среди скал. Не вам судить героев! Вам это не дано. Оставить нас в покое Пора уже давно. ПРИПЕВ: Я - родом из Европы, Мой прах по всей земле, Полмира я протопал Не по своей вине. Я - родом из Афгана, Всегда готовый в бой, Внук русского Ивана, Не терпящий обмана, С достойною судьбой. П р е д ы с т о р и я 1-я глава. Моя заходная ступень благодаря одной белорусской писаке 2-я глава. О пишущих перьях и солдатских матерях 3-я глава. "Слово не стрела, а пуще стрелы разит" (русская народная поговорка) ЧАСТЬ 1-я 4-я глава. Кто из девушек ехал в Афганистан? Краткая выборка a.---- Национальный состав b.--- Место рождения c.--- О б р а з о в а н и е d.--- Возрастная планка e.--- Семейное положение f.--- Сроки службы 5-я глава. Почему девочки ехали? Неужели за чеками? a.--- О направленных на войну в приказном порядке b.--- Об уехавших на войну Берегинях c.--- О заброшенных на войну под прикрытием d.--- О дислоцированных на войну в режиме полной секретности e.--- О собравших чемодан в Германию, но оказавшихся в Афганистане f.--- Жёны военных советников j.--- Советские дети на войне ЧАСТЬ 2-я 6-я глава. Кем служили на войне девочки? 7-я глава. "Работа и судьба. И подвиг медицинский ежечасный..." 8-я глава. Девичьи будни на войне ЧАСТЬ 3-я 9-я глава. Пьянствовали ли девушки на войне? 10-я глава. Много ли было "чекисток"? 11-я глава. Была ли возможность встречаться с афганскими дуканщиками? 12-я глава. Верили ли девочки в Бога? ЧАСТЬ 4-я 13-я глава. Три женских правды a.--- Oт "брошенки" b.--- От жены советника c.--- От "афганки" 14-я глава. К о м а н д и р ы 15-я глава. Война и свадьбы 16-я глава. Cлужащие и прапорщицы ЧАСТЬ 5-я 17-я глава. П р и л о ж е н и е. Письмо ветерана афганской войны из Беларуси
П р е д ы с т о р и я 1. Моя заходная ступень благодаря одной белорусской писаке Дорогой читатель, ты можешь перескочить "Предысторию" и сразу перейти в "Часть I". Именно с неё начинается основной материал по советским "афганкам". A раздел "Предыстория", скорее, важен для меня. Я и сама бы рада обойтись без негo, но не получается. Здесь находятся истоки появления этого текста. Отсюда пошло зарождение моего единственного в мире архива по советским "афганкам", отсюда пошло моё увлечение сбором архивных данных. Это как заходная ступень на крутую лестницу творчества. Первоначальный вариант текста 2008 года назывался "Ответ чекистки" и предполагал гневный ответ-монолог белоруске Светлане Алексиевич, лживо описавшей события афганской войны. Да, её судили за клевету, она возместила какие-то материальные ущербы, но ведь она оскорбила не конкретных людей, а - тысячи советских ветеранов, включая погибших и умерших. При этом если бы опус касался мужчин, то можно было списать на женскую неустроенность и личные комплексы писаки, но она оскорбила и "афганок", нарушая негласный принцип женской солидарности. Что воспринялось мной достаточно несправедливым. Чувство несправедливости усиливалось тем, что книга написана человеком, далёким от афганской войны. Вся информация собиралась по чужим кухням, есть множество свидетелей - "афганцы" и их родственники, кого белорусская писака "почтила" своими визитами. Хотя в Кабул она прилетала. Прилетала в конце войны, когда уже был введён режим перемирия и все военные действия прекратились. Прилетала, скорее, для "корочки", потому что, если верить дежурным и администратору гостиницы штаба армии, белорусская деятельница из своего гостиничного номера не выходила, ссылаясь на расстройство желудка. Дежурным и администратору гостиницы я верю, а писаке не верю. При том высоком уровне советской медицины, брошенной на помощь 40-й армии, любой понос можно было вылечить за полчаса. Тем более, находясь в штабе армии. Значит, попросту струсила высунуть нос, как, в принципе, поступали многие командировочные, прилетавшие в Афганистан, а точнее - в штаб армии, для засветиться, что в дальнейшем давало возможность получения удостоверения ветерана боевых действий. Имеется ли такое удостоверение у "отважной" белорусски, я не знаю. Ведь она умудрилась где-то рассказать, что навещала даже наш Джелалабад. Чему я тоже не верю. Лгун одновременно не может быть храбрецом, а чтоб посетить наш Джелалабад - храбрости требовалось недюжинной. Провинция Нангархар, в коей числится Джелалабад, находится на пакистанской границе и в те годы считалась военным адом. Это подтвердит любой "афганец". А после вывода советских войск военная обстановка вокруг Джелалабада только ухудшилась, боестолкновения, никем не сдерживаемые, продолжились уже между местными группировками и кланами. И что, вот прямо в такое пекло и прилетала Алексиевич? Не верю. Но и при мне её не было в Джелалабаде, где я находилась почти до самого вывода наших войск. Да и многочисленные суды, через которые пришлось Алексиевич пройти за свою паршивую книжонку об афганской войне, а так же проклятия от "афганцев" и их родственников, свидетельствуют о лживой сути данной личности. Но даже тут она смогла извернуться и преподнести Западу, что судили за правду, неудобную для Советов. После чего дорога в эмиграцию была выстлана свежим сеном. * * * Однако, пообщавшись в русскоязычном сегменте интернета, я поняла, что белорусская писака не одинока, что в отечественной истории такое уже случалось по отношению к героиням, вернувшимся с полей сражений Второй мировой войны. Что растоптать, унизить, очернить, оболгать "афганок" - это, возможно, целенаправленная государственная политика, коль издаются грязные книжонки, выпускаются порочащие фильмы, коль участников афганской войны, конкретно гражданских специалистов Советской Армии по линии Министерства Обороны в России в 2006 году лишили основных льгот, приравняв их как бы к вернувшимся с курорта. И это при том, что гражданские специалисты, пробывшие на войне от двух до пяти лет, хлебнули военного лиха не только более солдат срочной службы, находящихся в Афганистане максимум полтора года (полгода подготовительной "учебки" проходили в Союзе), но и многих офицеров, чей срок службы укладывался в два года. Потому я решила перенаправить усилия на сбор правдивых данных. Сама-то знаю как и чем жили "афганки", за три военных года перед моими глазами мелькнуло достаточно и чужих страданий и чужих подвигов. Но моё свидетельствование без дополнительной информации равнозначно гласу одинокого путника в пустыне, и когда в наши дома пришёл интернет, я занялась поисками в интернетной сети. К Алексиевич ещё буду возвращаться, хотя по прошествии времени эта фамилия кажется здесь абсолютно лишней, как если бы на модный костюм зелёного цвета сбоку пришили кривой оранжевый карман. Однако и вычеркнуть никак не получается. Ведь именно её грязный опус, название которого рекламировать не собираюсь, но где "афганки" опущены до уровня продажных девок, послужил толчком создания моего (единственного в мире) архива по советским девочкам, с честью прошедшим горнило афганской войны, то самое горнило, от которого в страхе разбегались и прятались многие мужчины. Именно чужой грязный опус явился причиной рождения моего "Ответа чекистки", вызвавшего на военном сайте "Артофвар" в 2008 году достаточно бурную дискуссию, переросшую в словесную битву, куда, оповещённая своим соседом по Минску белорусским писателем и драматургом Виктором Леденёвым, оказавшимся в том споре моим оппонентом, приковыляла и сама Алексиевич, оставив небольшой едкий комментарий. Вставка из 2015 года. Основной текст написан в 2008 году, но интернет даёт возможность править. В 2015 году Алексиевич станет обладательницей Нобелевской премии и российский сегмент блогосферы из ветеранов афганской войны взорвётся возмущённым недоумением: "Как же так??? За что?!!".Дорогие ветераны, ничего удивительного - это чистая политика. Особыми творческими способностями писательница не обладает, о чём сразу высказалось несколько известных литераторов и критиков. Но Алексиевич много лет живёт на Западе, а два года после аннексии Крыма (2014-2015) вылились в серьёзное политическое противостояние Запада с Кремлём. И Алексиевич, обладая врождённой крестьянской смекалкой, сумела подсуетиться, в нужное время критикуя Путина с нужных трибун. Хотя лично для меня навсегда осталась непорядочной лживой выскочкой, ведь она так и не извинилась и ни перед кем из нас не покаялась... Вставка из 2020 года. В 2020 году состоятся выборы в Беларуси, которые белорусский народ посчитает сфальсифицированными и выйдет на улицы.Алексиевич любит торчать на виду и тут же влилась в руководство оппозиции. Простые люди - женщины, молодёжь, старики - поверили в том числе и ей, день и ночь проводя протестные демонстрации. А когда белорусские власти бросили на людей озверевших силовиков, когда экс-кандидат в президенты Тихановская скрылась в Литве, а Колесникову заперли за решёткой, то, как думаете, поступила Алексиевич? Правильно, струсила. Я уже наверху написала, что лгуны не могут быть храбрыми. Так что поступок Алексиевич - просьба защиты у представителей иностранных держав - был предсказуем: "Европейские послы дежурят в квартире Алексиевич для защиты от задержания. У неё дома собрались послы Евросоюза, Чехии, Болгарии, Австрии, Эстонии, Германии, Франции, Латвии, Литвы, Италии и Румынии. Кроме того, пришли временные поверенные в делах Польши, Нидерландов, Швеции и Словакии, а также глава офиса отделения посольства Финляндии". А потом её вывезли в Германию. И её абсолютно не волновала судьба тех, кто остался Беларуси и попал под регрессионный каток. Благородство и самоотдача не могут стать качествами лгунов и трусов. * * * Итак, преамбула Когда скандальная книжонка появилась на советских прилавках, то я, искренне веря в собственные возможности задушить в одиночку ядовитые ростки клеветы, бросилась строчить гневные опровержения в "Комсомольскую правду", занимающуюся восхвалением "бестселлерa". Связь в те времена была допотопной. Пока-а-а письмо, отправленное почтой, дойдёт до Москвы, пока-а-а попылится в редакции, пока-а-а рассмотрится, а, может, и не рассматривалось, а сочинялись формальные отписки. По-крайней мере, получая редакционный ответ, я уже не понимала о каком письме идёт речь, ведь вдогонку была послано следующее: "Какое право имеет писака без роду-племени одним росчерком пера окунуть сотни героев в грязь? Даже месяц побывавший на войне - уже герой! Война была реальной, война двух систем, двух миров. Чтоб рассказать о войне правду - необходимо окунуться в эту правду, а не собирать сплетни по чужим кухням, как это делала Алексиевич..." А потом я отвлеклась. Наступили "пустые" 1990-е, которые здесь вспоминаю для молодой поросли и стариков, потерявших разум и возжелавших возвращения в СССР. Мою новорождённую дочь советское государство облагодетельствовало аж двумя ползунками и двумя пелёнками, купленными в "Детском мире" по предъявлении "Свидетельства о рождении ребёнка". По крайней мере, в Калининграде было так. Oстальной детский ассортимент, включая чепчики, распашонки, трусики, маечки, носочки, колготочки, хлопчатобумажное/льняное постельное бельё, сплавлялся в соседнюю Польшу чубатыми панами, крутящимися у служебных входов большинства калининградских торговых точек. А матерям предлагалось шить детское обмундирование из бабушкиных безразмерных панталон и матушкиных юбок-клёш. Вдобавок ко всем проблемам (может, на их почве) у меня пропало грудное молоко, а сухих молочных смесей продавали по пачке на неделю. 3. Фото, конечно же, не для военного текста, но это пазл "замечательного" советского прошлого Стало страшно, стало очень страшно. Несколько поколений советских граждан выросли под лозунгом "Всё лучшее - детям!", мы жили, дышали этим, а тут враз оказалось, что младенцы государству не нужны. Если я, жена офицера, с горем-пополам умудрялась кормить и одевать новорождённую дочь, то какой груз проблем в одночасье обрушился на матерей-одиночек, многодетных, солдаток, вдов, угораздивших разродиться в период государственной разрухи? Да и тех, чьи мужья отбывали тюремные сроки? Bедь Калининградский край славится не только янтарными карьерами, но и высокой активностью криминалитета и обилием наркоманов, уносящих из семьи последние копейки. Пришлось создавать областной союз "Малыш", взяв под крыло несколько сотен матерей и их малолетних детей. С дочкой на руках не выжать чиновничью слезу, а не с кем было оставить, теребила губернатора Юрия Маточкина, мэра Виталия Шилова (кстати, спасибо, всегда шли навстречу), проводила встречи с депутатами и корреспондентами, выступала с телеэкранов и газетных страниц. Насколько эффективной была моя деятельность, можно судить по признаниям некоторых калининградских мамочек: "Алла, если бы не наш Союз, то мы бы с ребёнком умерли с голоду". K нам богатые мамочки не шли, основной костяк состоял из женщин с небольшим достатком, для которых, собственно, и создавался "Союз". В подтверждение даю комментарий из обсуждения на одном калининградском сайте. Pastoral #12:33 30.01.2008: "Алла!!! Я ПОМНЮ СОЮЗ"МАЛЫШ". В конце 90-го года у меня родился младший сын, старшему было 3 года, а вы все помните, что это было за время: ни еды, ни одежды... И тут мне кто-то из соседок рассказал, что собираются женщины с маленькими детьми у Канта (могила немецкого философа Иммануила Канта в торцовой части Кафедрального собора на Острове - А.С.) по воскресеньям. Мы с детьми пошли туда. Сначала нас была небольшая группа, а потом мы развернули работу: выбили день (субботу) когда только нам, мамам с маленькими детьми продавали мясопродукты. Ездили в Советск, получили гум.помощь в виде колготок и носочков (а их тоже не купить было) на чулочной фабрике, давали нам гуманитарку и фирмы в виде фруктов, соков. Алла, помнишь, как у твоей квартиры стояли ящики с бананами? Крупы, чечевицу, все делили поровну между всеми. Ездили за прогулочными колясками в Белоруссию. Много работали, всего и не вспомнить, ходили по фирмам, были рады всему... А потом моему детенышу исполнилось 3 года и мы вышли по возрасту из союза "Малыш"... (http://www.newkaliningrad.ru/articles/opinion/356521.html?PAGEN_1=2#nav_start). * * * К чему подробно отчитываюсь? В доказательство, что не лежала на печи. Hо, постоянно пребывая в социально-активной фазе, о чём более полно рассказываю в тексте "Об офицерах, офицершах и рыбной "икре" из манной каши...", я не забывала о лживом опусе, а если точнее, то - о связанных с ним терзаниях по факту собственного молчания. Сейчас отвечать поздновато (имеется ввиду 2008 год - год моего знакомства с российским сегментом интернетной сети), но если cмолчать, то афганская война войдёт в историю с подачи алексиевичей, бондарчуков и прочих пропиарившихся на чужой крови. Так пусть лучше расскажу я, ветеран афганской войны, первый и единственный начальник канцелярии военной прокуратуры Джелалабадского гарнизона (июнь 1985 - апрель 1988), имеющая государственную награду по Указу Верховного Совета СССР от 05.05.1988 года за подписью Горбачёва. Плюс юбилейные медали. 2. О пишущих перьях и солдатских матерях На заре перестройки с её "гласностью" поле журналистских расследований отливало не вспаханным чернозёмом. Писателям жe, примкнувшим к военной тематике, можно было сунуть нос в тайны 40-й армии, дислоцирующейся на территории Афганистана в 1979-1989 годы, гдe расхождение меж числом погибших и вывезенных гробов исчислялось весомой цифрой. Кто на что намекал: кто - на контрабанду древнезаветных ценностей, кто - на оружие, кто - на наркотики. Boт тут бы лыцарям от журналистики и побряцать мечaми. Однако не засветилось особо страждущих. А челяди от пера головная боль с петлёй на шее нежелательна во все времена. Помню по Калининграду, как, возмущённая абсолютным отсутствием в продаже искусственных детских смесей, с шестимесячной дочкой на руках навестила начальницу горздравотдела. Дочку взяла не для выжимки бюрократических слёз, а оставить было не с кем. А начальница горздравотдела с говорящей фамилией Гадасюк посоветовала кормить малышей колбасой. И это 1990-е годы, когда не только колбасы в магазинах не продавали, но за синими куриными тушками очередь занимали с вечера. Естественно, я возмутилась и из горсовета, гневно тарахтя детской коляской по брусчатке, доставшейся Калининграду от немцев, прямиком направилась в областную редакцию газеты "Калининградская правда". Заскочила, вся такая кипевшая праведным негодованием, к знакомому редактору, тоже женщине, рассказала о своей встрече с Гадасюк, а редактор писать статью отказалась, предложив: "Пиши сама, а я напечатаю". Напечатали. После начальница городского здравотдела перезвонила все редакционные кабинеты в поисках Смолиной. Она решила, что я городская журналистка. Правду не любили ни при Советах, ни после, ценой правдивым статьям могла оказаться собственная жизнь. Так что когда подоспел "свежачок" в лице участников афганской войны, осторожная пишущая челядь достала из своих письменных столов заржавевшие острые перья. "Афганцы", живые и мёртвые. Мёртвые возразить не смогут и за ложь по губам не нашлёпают. А их родные устали, из сил выбились, пытаясь напомнить о своём чёрном горе: государство забрало молодых здоровых детей, а вернуло цинковые гробы в деревянной обшивке. И хорошо если внутри имелись хоть фрагментик тела драгоценной кровиночки, хоть один пальчик, хоть одна косточка, а не посторонние вложения. Иногда при взрыве на земле от человека ничего не оставалось, НИ-ЧЕ-ГО, и на родину отправляли камни, щебёнку, траву, сохранившие последний отпечаток следа погибшего. Что тогда говорить о взорванных вместе с бортами в небесной вышине? Некоторые гробы даже окошек не имели, так, случалось, и хоронили на кладбищах Советского Союза афганские камни да сухую траву, выжженную беспощадным афганским солнцем. Самое страшное, что многие семьи, получившие "груз 200", имели по одному ребёнку. Точной статистики не велось, в тоталитарных государствах народ не должен знать правды, но, исходя из собственных исследований, могу сказать, что некоторое количество отправленных в Афганистан молодых ребят воспитывались только матерями. Вот и пытались матери, оставшиеся с чёрной бедой один на один, докричаться до общества. А кому кричать? СССР рухнул и государевым слугам стало не до народного горя. Они, эти слуги, принялись самозабвенно дербанить газо-нефтяные скважины, золото-алмазные прииски, заводы-пароходы, прочее достояние, созданное трудом нескольких поколений советских граждан и оплаченное миллионами жизней в защите от фашистской чумы. Так что по-крестьянски сметливая Алексиевич просчитала верно, ринувшись на самостоятельное окучивание чужих судеб по квартирам, не успевшим проветриться от беды, где чёрное горе стояло монолитной стеной, кромсая человеческие жизни на "до" и "после". Незваную гостью принимали тепло. Старшее поколение ещё не утратило веры в человеческую порядочность, а людское горе всегда требует слушателя. Из стареньких сервантов доставались семейные альбомы, из заветных коробочек вынимались тоненькие пачечки писем, аккуратно перевязанные ленточками, и родители, потерявшие смысл в жизни, делились с незнакомкой самым сокровенным, что у них осталось, - памятью о своих детях. * * * С удовольствием Алексиевич посещала и живых "афганцев", топталась в прихожей, волнительно теребила носовой платок, изображая перед мужественными героями большую заинтересованность. Говорю со слов очевидцев, "удостоившихся" визита этой писательницы. Также имею письмо ветерана афганской войны из Беларуси, поставленное здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00a8.shtml#1 Некоторые фрагменты упомянутого письма: "Писательница говорит: "Они мне все как на исповеди рассказывали". Дословно цитирую, что она перед людьми выдала: "Вы все неизлечимо больны, на вас столько крови - вам никто не поможет. А я помогу. Вам выговориться надо". Она выбрала верную тактику, освободить память от груза тяжёлых воспоминаний - лучшее средство душевного облегчения. Недаром психотерапевты всего мира используют разговорную терапию в качестве возвращения людей в реальность. Особенно применимо к ветеранам военных конфликтов. Без вариантов. На другой чаше весов - нервный срыв, одиночество, пьянство, наркомания, тяга к суициду. Правда, у каждого ветерана свои сроки. Кого-то война не отпускает с первого дня возвращения домой, добивает, доедает ночными кошмарами и галлюцинациями. Другим дарит передышку, порой довольно длительную, как, например, случилось со мной. Но и мне не удалось отвертеться. Через двадцать лет после "дембеля" война вернулась ночными кошмарами, заставляя во сне метаться по траншее и искать укрытие от авиационных бомб. Самое интересное, что в жизни я никогда не пряталась в выкопанных траншеях, не было их на территории 66-й джелалабадской бригады, по-крайней мере, я не слышала и не видела. Как не было у моджахедов своей авиации - афганским небом владели советские пилоты. А тут вдруг каждую ночь я в ужасе мечусь по неглубокой траншее, прикрывая руками голову от падающих авиабомб. Они взрываются повсюду, их много и приближение очередной сопровождается жутким свистом. Во сне я реально испытывала тот же животный страх, что тряс моё тело скотской дрожью в Афганистане при первых обстрелах (текст "Джелалабад. Асадабад. Об обстрелах и коварных "духах" поставлен здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0020.shtml). Я стала бояться ночей и собственной подушки. A за ночными кошмарами одно за другим, расталкивая друг друга, полезли военные воспоминания. Пришлось садиться к компьютеру. Выплеснуть пережитое, выговориться, открыться, поделиться проблемами, мыслями, опасениями, трудностями - для ветеранов боевых действий является физической необходимостью. Выплеснуть pаз, второй, десятый, сотый. Со дня окончания Второй мировой войны прошло много десятилетий, a фронтовики вспоминают и вспоминают. Не осуждайте их за это. 3. "Слово не стрела, а пуще стрелы разит" Но возвращаясь к Алексиевич. Обойдя множество квартир и собрав информацию, она издала книгу об афганской войне и её участниках. Книга лживая, грязная, пошлая, с чрезмерным обмусоливанием отношений между противоположными полами, что навевает мысли о личной неустроенности писательницы. Ну, скажите пожалуйста, разве будет состоявшийся самодостаточный человек, поднимая военную тематику, обсуждать половые вопросы??? Уж на что я не ханжа и не ангел, но даже мне показалось передозировкой и я с гневом метнула книгу в мусорное ведро: "Где же ты, ненормальная, столько грязи умудрилась собрать???". "Метнула в мусорное ведро" - здесь не оборот речи, в прямом смысле выбросила новую книгу, впервые в жизни проявив неуважение к печатной продукции. По факту получалось, что официально замалчивая реальность происходящего в Афганистане, засекречивая людские потери, скрывая от общества правду, заставляя "афганцев" давать подписки о неразглашении военной тайны, в массовую продажу поступила заранее широко разрекламированная рукопись, полная лжи и разврата от сексуально неудовлетворённой писательницы, никогда на войне не бывшей. Как оказалось, новинка вызвала недоумение не у меня одной. В стране началось волнение. Ребята-"афганцы" возмутились, что половина приписанных им слов никакого отношения к ним не имеет: "Ведь мы этой **** говорили абсолютно другое!". И матери погибших в недоумении глянули на небо: "Боже, за что оболгали наших детей?". Всё из того же чужого письма, поставленного в конце: "Мне солдатские матери сразу сказали: "Сын, надо поставить эту иуду на место. Она к нам и в дома заходила. Но мы про своих сыновей говорили совершенно другое. И документы показывали". Как же можно было написать ахинею?! Покойная, Царство небесное, Инна Сергеевна Головнева кричала в слезах, что её сын на войне свиней не разводил, он сапёром был и погиб сапёром. Почему другие солдатские мамы кричали: "Услышьте нас"?" .* * * Народные волнения не прошли даром, по нескольким искам Алексиевич привлекли к суду, перед кем-то она извинилась, кому-то оплатила моральный ущерб, но себя виноватой не чувствовала. Она возомнила себя борцом с Системой, напрочь забыв, что грязными измышлениями прокатилась не по Системе, а по десяткам конкретных человеческих судеб, нанеся людям не залечиваемые душевные раны. И если в большом городе "героям" книги можно было скрыться от позора, растворившись среди людей, то в маленьких городках и деревнях не спрячешься. "Слово не стрела, а пуще стрелы разит", "написанное пером - не вырубить топором", "иное слово человека убивает не хуже пули"... Некоторые солдатские матери, не сумев справиться с неподъёмным горем - гибель сыновей, безразличие государства, грязная книга, людская молва, несправедливость судов, куда обратились за поддержкой, - умерли и соединили с детьми, наконец, успокоившиеся души. За жёнами последовали некоторые мужья, также посмевшие встать на защиту поруганной памяти детей, но не рассчитавшие собственных сил. Люди старшего поколения даже представить не могли, что в советской стране настанет время лгунов, подлецов, мразeй, менявших честь и совесть на денежные купюры. Получается, с выходом мерзкой книжонки и развернувшихся скандальных разбирательств, несколько семей с корнем исчезли из жизненной нивы...
ЧАСТЬ 1-я 4. Кто из девушек ехал в Афганистан? Краткая выборка Имеющаяся в моём архиве (http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/) информация собрана при помощи небезразличных людей. Частично помогли ветераны афганской воины. Неоценимую помощь по сбору газетных и журнальных статей об "афганках" оказала Лидия ВОЛЫНКИНА (МАКАРОВА) (старшая медсестра физиотерапевтического отделения госпиталя Шиндандта, в/ч пп 94131 гв. МСД (1982-1984). Очень много материала пришло от Александра ЖАРКОВСКОГО (Шиндандт, 371-й мотострелковый полк, рота связи). Но есть и такие, кто к войне никакого отношения не имеет, например историк-исследователь Сергей ЖУКОВ, положивший начало спискам погибших гражданских специалистов по линии Министерства Обороны СССР. Или добровольная помощница, удивительная женщина Ольга Анатольевна КОРНИЕНКО. Я не знаю методов её поиска, однако Ольга Анатольевна прислала сотни ссылок на материалы об "афганцах" и, чувствую, её кропотливая работа принесёт ещё много интересного. Благодаря добросовестным помощникам по собранному материалу можно сделать краткий анализ.
=== Национальный состав === Напоминаю, что я работаю только с материалами по гражданским специалистам Министерства Обороны, ветеранам афганской войны. Представители других министерств - строительства, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности, торговли, МВД, КГБ и прочих - к нам отношения не имели, они жили в более комфортабельных условиях, получали повышенные оклады и о них ничего сказать не могу. Итак, подавляющее большинство гражданских специалистов по линии Министерства Обороны СССР прибыло в Афганистан из РСФСР, Украины, Белоруссии и Молдaвии. Из трёх прибалтийских республик я не встретила ни одной девочки, не нашла сведений о них и в чужих материалах. Интересно, с чем это связано? Военкоматы Прибалтики не вели набора гражданских специалистов в воюющий Афганистан? Через эти западные республики Кремль боялся выставить на обозрение мировой общественности свои преступления? А как иначе назвать отправку в воюющую армию абсолютно неподготовленных девочек? Не встречала я девочек из Грузии, Армении, Азербайджана. С чем это связано? Если исходить из факта, что большинство советских "афганок" шли в военкомат с первоначальной целью уехать в западные группировки советских войск (о чём буду рассказывать ниже), то, получается, западные разнарядки на гражданских специалистов с Кавказа если и поступали в военкоматы этих республик, то совсем в мизерном количестве? А то и вовсе Запад был для них закрытым? Или они только мне не встречались? Кроме россиянок, украинок, белорусок и молдаванок, через Афганистан прошли узбечки и казашки. Девочки Туркменистана и Таджикистана, хоть и были в относительно малом количестве, но рисковали поболее многих из нас, работая переводчиками и напрямую контактируя с местным населением. Некоторые одновременно вели сбор разведданных, а отдельные работали под прикрытием. Таких предварительно готовили и обучали в Москве. Почему мы о них мало знаем? Для начала задайте себе вопрос: а где, кроме этого моего архива, в полном объёме находятся данные по советским "афганкам"? Когда в советском обществе было массовым проявление уважения к женщине, кроме праздников 8 марта? Даже мой единственный в мире архив содержит лишь невеликую толику информации по "афганкам" от всего объёма, накопившегося за десять лет афганской войны. К тому же не нужно забывать о "кровниках". Девочки-мусульманки, сотрудничающие с советскими органами, шли против своих мусульманских сестёр и братьев, воюющих на противоположной стороне. Потому, думаю, рассказов со сцены нам не услышать, разве что через несколько десятилетий рассекретят архивы, когда уйдут последние "афганцы". И как итог по национальному признаку: в "Списке" официально оформленных погибших "афганок" указаны представительницы только четырёх союзных республик: - Россия - 36 погибших девочек-служащих Министерства Обороны - Украина - 12 погибших девочек-служащих Министерства Обороны - Белоруссия (сейчас государство Беларусь) - 5 погибших девочек-служащих Министерства Обороны - Молдавия (сейчас государство Молдова) - 1 погибшая служащая Министерства Обороны Получается, в одиннадцать других союзных республик цинк с женскими телами не приходил, по-крайней мере, за долгие годы моей работы с архивом подобной информации не проскакивало. Однако я уверена, что россиянок, украинок, белорусок и молдаванок погибло гораздо больше. Просто отдельные смерти фиксировались как погибшие на территории войсковой части, расположенной в Союзе. Ведь несколько первых лет нахождение девочек в 40-й армии считалось величайшей тайной, а те, кто работали на информационное пространство, скрывались под мужскими фамилиями и именами, как произошло с Альфиёй КАГАРМАНОВОЙ, корректором-машинисткой газеты "Ленинское Знамя" 108-й мотострелковой дивизии в/ч пп 51854, 1981-1983. (Военные воспоминания Альфии КАГАРМАНОВОЙ (Аллы ПЕТРОВОЙ) поставлены здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/s01w.shtml)