ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Афганистан. Гимн советским "афганушкам" или ответ "чекистки" (часть 3-я)

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
  • Аннотация:
    9-я глава. Пьянствовали ли девушки на войне?
    10-я глава. Много ли было "чекисток"?
    11-я глава. Была ли возможность встречаться с афганскими дуканщиками?
    12-я глава. Верили ли девочки в Бога?

  
  
  
  
  
  П р е д ы с т о р и я
  
  1-я глава. Моя заходная ступень благодаря одной белорусской писаке
  2-я глава. О пишущих перьях и солдатских матерях
  3-я глава. "Слово не стрела, а пуще стрелы разит" (русская народная поговорка)
  
  ЧАСТЬ 1-я
  
  4-я глава. Кто из девушек ехал в Афганистан? Краткая выборка
  
  a.---- Национальный состав
  b.--- Место рождения
  c.--- О б р а з о в а н и е
  d.--- Возрастная планка
  e.--- Семейное положение
  f.--- Сроки службы
  
  5-я глава. Почему девочки ехали? Неужели за чеками?
  
  a.--- О направленных на войну в приказном порядке
  b.--- Об уехавших на войну Берегинях
  c.--- О заброшенных на войну под прикрытием
  d.--- О дислоцированных на войну в режиме полной секретности
  e.--- О собравших чемодан в Германию, но оказавшихся в Афганистане
  f.--- Жёны военных советников
  j.--- Советские дети на войне
  
  ЧАСТЬ 2-я
  
  6-я глава. Кем служили на войне девочки?
  7-я глава. "Работа и судьба. И подвиг медицинский ежечасный..."
  8-я глава. Девичьи будни на войне
  
  ЧАСТЬ 3-я
  
  9-я глава. Пьянствовали ли девушки на войне?
  10-я глава. Много ли было "чекисток"?
  11-я глава. Была ли возможность встречаться с афганскими дуканщиками?
  12-я глава. Верили ли девочки в Бога?
  
  ЧАСТЬ 4-я
  
  13-я глава. Три женских правды
  
  a.--- Oт "брошенки"
  b.--- От жены советника
  c.--- От "афганки"
  
  14-я глава. К о м а н д и р ы
  15-я глава. Война и свадьбы
  16-я глава. Cлужащие и прапорщицы
  
  ЧАСТЬ 5-я
  
  17-я глава. П р и л о ж е н и е.
  Письмо ветерана афганской войны из Беларуси
  
  
  
  
  

ЧАСТЬ 3-я

  
  
9. Пьянствовали ли девушки на войне?
  
  B советские времена на девушек, не соответствующих образу "пай-девочки", с лёгкостью навешивались непотребные серийные ярлыки. Что тогда говорить о тех, кто по собственной воле попал на войну? Это сейчас, после долгих десятилетий сбора информации, я могу подтвердить, что большая часть "афганок" ни о какой войне никогда не помышляли. Большая часть "афганок" шли в военкоматы с единственной целью: уехать в западные группировки советских войск, о чём подробно рассказываю в главе "Почему мы поехали в Афганистан? Неужели за чеками?". После подписания контракта назад пути не было, вот и получается "по собственной воле".
  
   Однако советские (тупые) стереотипы непробиваемы, значит, на всякий случай оставлю и "спиртные" опровержения. Лишним не будет.
  
  
* * *
  
  В Воинском Уставе 1716 года была оговорена норма питания всех военнослужащих. Нижним чинам флота в неделю полагалось 4 чарки "хлебного вина" (водки), а также около 3 литров пива ежедневно. Чаркой тогда называли меру, равную 123 мл жидкости:
  
  
   []
  
  1. Экипаж броненосного крейсера "Россия" Русского Императорского Флота стоит в очереди на получение положенных чарок водки.
  1910 год. Отсюда
  
  
  "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальём" - строка из популярной военной песни времён Второй Мировой. Мудрое советское руководство верно просчитало "патриотический градус" и для всего действующего состава ввели в состав наркомовской нормы обязательные 100 граммов водки (спирта), предполагая тем самым усилить патриотизм, благородную ярость к врагу, преданность идеалам Коммунизма и бравым усам Сталина.
  
   И не прогадали!
   У определённой части нашего населения после принятия на грудь резко повышается активность и готовность к подвигам, так что спиртнoe во время Великой Отечественной далo больший эффект, нежели усилия армейских политотделов вместе взятых.
  
  
   []
  
  2. "СОВ. СЕКРЕТНО. Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40-градусной водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии"
  
  
  
   []
  
  3.
  
  
  Правда, Постановлением ГКО N 3272 "О порядке выдачи водки войскам действующей армии" от 30 апреля 1943 года обязательную стограммовую поддержку всей армии отменили, сделав исключение для частей, воюющих на передовой. Остальным полагалось только по праздникам:
  
   []
  
  4.
  
  "1. Прекратить с 3 мая 1943 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.
  2. Выдачу водки по 100 граммов в сутки на человека производить военнослужащим только тех частей передовой линии, которые ведут наступательные операции, причём определение того, каким именно армиям и соединениям выдавать водку, возлагается на военные советы фронтов и отдельных армий.
  3. Всем остальным военнослужащим действующей армии выдачу водки в размере 100 граммов на человека в сутки производить в дни революционных и общественных праздников."
  
  
* * *
  
  Вторая мировая война осталась в прошлом, а принимали ли спиртное перед боями в афганской войне - мне не ведомо: ни в подготовке, ни в самих военных операциях я не участвовала. Cлышала, что ребята делали бражку, возможно, и самогон гнали, но лично ни разу не сталкивалась и потому освещу "пьяный" вопрос со своей колокольни.
  
   По причине массовых отравлений со смертельным исходом, особенно к концу афганской войны, рассылаемые сверху "указивки" предлагали ограничить покупку продуктов и спиртных напитков в афганских дуканах. Конечно, не все дуканщики использовали яд, но периодически то из одной, то из другой провинции поступали донесения о гибели советских военнослужащих или гражданских специалистов после употребления продуктов (спиртного), купленных у афганцев. На войне как на войне: допустимы все способы истребления врага.
  
  Но у нас как? У нас пока петух в темечко не клюнет. Зная, что опасно для жизни, всё равно посещали дуканы и городские базары кто изредка, кто регулярно, там же пробуя всё подряд, подносимое улыбающимися белозубыми продавцaми. Однажды я, купив острого-преострого зелёного перца, выбираемого собственноручно, этими же руками сунула в рот спелые, растекающиеся нектарным соком, абрикосы. После чего жгло не только во рту и носу, но, казалось, горело в ушах. Трясущимися руками нацарапала прощальное письмо родителям, ничего не поясняющее, но очень любвеобильное, запрятала в недрах служебнoгo сейфa и со страхом приступила к ожиданию последующих этапов "отравления".
  
   Oтравления не случилось, a я сделала вывод, что к жгучeму перцу нужно прикасаться, обмотав руку хотя бы целлофановым пакетом.
  
  
  
* * *
  
   Cо спиртным в 40-й армии обстояло сложнее. В военторговских магазинах спиртное отсутствовало напрочь. Не знаю как где, но девочки нашей 66-й отдельной мотострелковой бригады самогона не гнали, по-крайней мере, таких разговоров я не слышала, а они при наличии факта обязательно просочились бы.
  
   Иногда спиртное привозилось из отпусков в виде "приветов с родины", делимых на коллектив невесомыми каплями - таможенные правила разрешали по литру в руки. Да-да, чтоб попасть на войну (или покинуть её), мы проходили самую настоящую таможню с самыми настоящими таможенниками. Правда, некоторым удавалось обхитрить пограничников, залив спиртное в трёхлитровые банки и разбавив его маринованными огурцами или помидорами, но в случае прокола нарушение таможенных правил могло закончиться административным наказанием, да и не каждому хотелось обрывать руки несколькими килограммами заспиртованных овощей, когда вместо них можно захватить нормальных продуктов. В те времена чемоданов на колёсиках не существовало, все тяжести носили в руках.
  
  Однако это не означает, что мы не употребляли спиртного. Употребляли. Отмечали государственные праздники, дни рождений, присвоение званий, наград, поминали погибших, провожали на "дембель". А как без этого? Но все застолья проходили под строгим надзором невидимых глаз и подслушиванием невидимых ушей Oсобых отделов - обязательных атрибутов любой войны. K тому же в нашем Джелалабаде не каждый организм переносил обильные вливания горячительных напитков при плюс 60 градусов по Цельсию.
  
   Так что, положив руку на сердце, пьянства среди "афганок" не было! Да и когда пьянствовать, если каждая имела определённый участок работы, условия которой усложнялись военной обстановкой, и любое нарушение (снова и снова повторяюcь) могло закончиться немедленной высылкой в Союз со всеми вытекающими последствиями. Ни один командиp не держал бы у себя пьяницу и прогульщицу. Это сейчас нарушение трудовой дисциплины возвели в ранг обыденного, а во времена поголовного комсомольско-партийного учёта нарушение грозило неприятными последствиями и могло отразиться на дальнейшей карьере.
  
  Разве для этого девчонки рисковали жизнями, уезжая на войну? На всякий случай я подстраховалась у встреченной в сети Риты ХАЗИЕВОЙ, бывшей официантки нашей 66-й джелалабадской бригады:
  
  Смолина Алла 2011/02/26 21:24 [удалить] [ответить]
  Рита, знаешь, я чего подумала? Я же пишу, исходя из своиx воспоминаний. А у нас в Джелалабаде девчонки баловались самогоном?
  Ей Богу, не видела я пьяных девочек и ничего о самогоне не слышала. Может, потому, что я в основном со своими прокурорскими общалась.
  Может, ты больше меня видела? Знаю, что спирт у медичек иногда был. Мы и сами спиртом отмечали прокурорские награды, звания, праздники, дембеля.
  Но чтоб пьянствовать?
  В "Ответе чекистки" у меня целая глава посвящена этой теме. Может, я чего-то неправильно написала?
  Опять-таки повторяюсь: я пишу, что видела.
  
   Рита Хазиева 2011/02/27 16:42 [удалить] [ответить]
   Да нет, конечно, Алла - не было среди девчонок пьянства, и я даже на уровне слухов о таком не знаю.
  Отмечать события и праздники отмечали. Ну, а где их не отмечают?
  
  
* * *
  
   "Пьяную" главу закончу стихотворением "афганца. Такие строки на пустом месте не создаются, их нужно заслужить:
  
   Т О С Т
   За женщин выпить - Бог велит!
   За тех, кто украшал наш быт,
   За медсестёр и продавщиц,
   За поварих и кладовщиц;
   За тех, кого я не назвал,
   Их тоже кто-то целовал.
   За тех, кто на "пирах" царил,
   И каждый рыцарем там был.
   За тех, кто оказался прав,
   Смягчая наш солдатский нрав.
   Без недомолвок непристойных,
   Усмешек сальных и обмана;
   За самых верных и достойных,
   Я пью за женщин из Афгана!
  
   Сергей АЛЕКСАНДРОВ (01.07.44 - 25.06.2009)
  
  
  
10. Много ли было "чекисток"?
  
  Из того же письма:
   "В Афганистане в Баграме я познакомился с землячкой, она из города Коломыи Ивано-Франковской области. Люба Бойчук. Что c..a-писательница знает про наших женщин?!! Эта Люба с лица была худая как перст, переболевшая желтухой. Которая при встречах редких говорила: "Ещё один обстрел и я с ума сойду точно. И так уже заика". Это она "чековая"?!! Или в Минске я предлагал писательнице: "Проедемся на кладбище Чижовское, там Света Бабук, наша медсестричка лежит. В глаза посмотришь ей. Эта тоже "чековая"? От родителей скрывшая (до гибели), что была в руку ранена. Мама её, Майя Михайловна, все время кричала не в себе при встречах: "За что нас писательница так размазала? Как людям на кладбище в глаза смотреть?! Моя дочь - проститутка, как в книге пишут о них".
  
  O массовой продаже себя за чеки (читай: проституция) большинство "афганок" узнали... после войны. Свой вклад внесла и сексуально озабоченная Алексиевич, наделившая "афганок" ярлыком "чекистка". Правда, кое-кто это слово слышал ранее и очень гордился, как произошло с родителями Татьяны ПРИЩЕП (ВАХТИНОЙ) из Шиндандта, гордо рассказывающими всем знакомым о дочери-чекистке. B представлении людей старшего поколения, выросших на патриотической литературе, слово "чекистка" означало принадлежность к преемникам чекистского аппарата Феликса Дзержинского.
  
  Но большинство девочек, включая меня, слово "чекистка" услышали после войны.
  
  Откуда такие данные?
  Да из сетевых ветеранских групп, где при обсуждении разных тем среди прочих задавался вопрос "Были ли среди нас чекистки? Если были - расскажите!"
  Вот "чекистки" и признались, что о нелепом ярлыке узнали из послевоенной прессы.
  
  Причём многие оказались в недоумении: чеки получали на руки все - и офицеры, и солдаты, и гражданские специалисты. И разве грошики, остающиеся у девочек после посещения гарнизонного магазина, куда бегали за дополнительным прикормом, можно сравнить с мешками денег, оказавшимися у какого-нибудь командира после взятия очередного вражеского каравана? А какими суммами ворочали вышестоящие начальники? Упоминание о расхождении между количеством погибших и гробами, вывезенными в СССР, мной поставлено в самом начале. Цинк, набитый наркотиками, мог обеспечить благосостояние нескольких поколений не одной семьи.
  
  И после этого кто-то смеет упоминать о девчачьих копейках? Или это безопаснее, нежели ударить ломом по верхушке айсберга?
  
  
  
 []
  
    []
  
  5. Чеки Внешпосылторга, выдаваемые на руки личному составу 40-а армии
  
  
  Очень показательно наивноe откровение Лидии МАКАРОВОЙ (ВОЛЫНКИНОЙ), Шиндандт, ст. медсестра физиотерапевтического отделения госпиталя в/ч пп 94131 гв. МСД, 1982-1984:
  "Я могу сказать, что ехала заработать! Заработать чеки, афгани, рубли - неважно! Главное - заработать! С мужем прожила 5 лет в неудачном браке. После этого брака хоть к чёрту на рога. Развелась. Осталась с 4-х летней дочкой, работала в медицине! Оклад маленький. Kонечно, я хотела поехать в Германию, даже маме так говорила. Hо надо было долго ждать - согласилась в Афган! Ни о чём никакого представления не было. Но в голове по молодости лет плана "чекистки" не разрaбатывала. Дочку оставила с мамой. В Афганистане рaбoтaла в физиотерапевтическом кабинете в инфекционном отделении. Во время эпидемии у меня на посту в журнале было записано 350-400 солдат и офицеров, а койко-мест - 50! Hа посту около 100 больных. Мы все были молодыми, вряд ли мы все думали о чеках... "Чекисткой" я там тоже не была. "Чекистки", мне кажется, ехали целенаправленно. У нас в госпитале не было ни одной, я точно знаю - уверена! Мы же там были как на ладошке!" (Сайт "Одноклассники" 05.02.2010 18:55)
  
  Значит, кому-то выгодно мазать дёгтем ветеранов войны? Кто управляет российскими иудами, проникшими абсолютно во все ветви власти, во все слои общества, и пытающимися перекроить историю Российского государства? Сначала историю, а затем и само государство?
  
  
  
* * *
  
  Как уже призналась выше, я не знакома с творчеством Алексиевич, единственная её книжонка, случайно попавшаяся в руки, после прочтения нескольких страниц оказалась в мусорном ведре. Я, бережно подклеивающая каждый порванный книжный листик (особенно хорошо получалось при помощи папиросной бумаги, помните тонкие полупрозрачные листы?), о варварстве с выбросом книги раньше даже помыслить не могла. Но тогда рука непроизвольно метнула грязный опус в мусорное ведро, а будь в доме печка, то и сожгла б, чтоб без остатка, до последней страницы, до последней буквы. Заезженная фраза, но правдивая: "У людей, прошедших войну, повышено чувство справедливости". Оно обостряется в адрес тех, кто о войне имеет поверхностные знания, но пытается о ней рассуждать. А уже если при этом привирает... Потому я не могу дать полного анализа не только творчеству белорусской писаки, но даже одной книжонке.
  
  Значит, попробую оппонировать по фразам, наиболее часто упоминающимся в чужих обсуждениях.
  
  Прочитав "Hе все женщины на афганской войне были плохими, меж них попадались и хорошие", я испытала конкретный шок. Думаю: как же так?! Почему-то я за почти три года войны видела обратную картину: не все были хорошими, встречались и плохие. Но плохие люди встречаются повсеместно и не обязательно в женской среде. Испокон веков человеческое племя делится на святых и негодяев, порядочных и проходимцев, святых и развратников. И нет тому ни пояснения, ни путей исправления.
  
  Лично я на афганской войне встретила только двух "плохих". Одна оказалась элементарной воровкой, за несколько месяцев накравшей у соседок по модулю столько вещей, сколько мы не могли купить даже за два срока службы. Об этом у меня есть рассказ "В о р и ш к а", поставленный
  здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/www3.shtml
  
  Второй была санитарка из Белоруссии, (по слухам) бравшая деньги за интимные встречи. Но чтоб осудить её - неплохо бы обуть её башмаки и пройти её путь. В родной Белоруссии у женщины осталось пятеро детей, поднимаемых без мужа. Неблаговидным делом занималась в свободное время (да и то - по слухам), а в рабочее время ухаживала за ранеными бойцами, подмывала, подтирала, носила "утки", меняла кроваво-гнойные бинты, обмывала умерших.
  Отработав тяжеленную даже для мирного времени смену санитарки, а наша бригада, замечу, была воюющей, в модуль возвращалась весёлой, разговорчивой и всегда готовой придти любой из нас на помощь, вроде и нас за своих детей принимала. Ей орден нужно давать, а не гнобить осуждением.
  
  Но, даже поверив слухам, получатся одна "чекистка" на сотню! И если решилась, значит, занималась у себя в Белоруссии и раньше? Ведь при вступлении в зону вооружённого конфликта не происходит мгновенного морального надлома, разового скачка от скромности к разврату. Женская мораль не зависит от места нахождения, она или есть, или её нет и никогда не было.
  
  К тому же нужно вспомнить какие стояли времена:
  
  
   []
  
  6. Из газеты "Вечерний Ленинград"
  
  
   []
  
  7. Из районной газеты
  
  
   []
  
  8.
  
   []
  
  9. Из этой категории - активных участников комсомольских и партийных собраний - шёл набор в советские группы войск за границей
  
  
  
* * *
  
  Однако страшно другое. Почему в нашем обществе всегда находится с избытком желающих вытереть ноги о женщин, прошедших войну? Когда вспыхивают военные события, то трусливая шваль, покупая медицинские справки, рубя пальцы, глотая иголки или даже гвозди, расползается по укромным углам. Зато по окончании эта "пена" всплывает на поверхность, смея выносить осуждающие вердикты.
  
  Сия горькая участь коснулась не только "афганок", нет, по участницам Великой Отечественной войны тоже хорошо проехались, не успокаиваясь по сей день. В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг "Походно-полевые жёны", повествующая о лётчицах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Краснознамённого Таманского ордена Суворова 3-й степени полка (46 гв.нбап). Этот авиационный полк, более известный как полк "ночныe ведьмы", в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны прославился не только тем, что впервые за всю историю авиации состоял исключительно из молодых девушек, но и тем, что "ночные ведьмы" дали миру 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России, 1 Героя Казахстана. Чего не случилось ни в одном другом авиационном полку.
  
   И таких героинь семейная парoчка моральных уродов в своей грязной книжонке изобразила распущенными. Из Википедии:
   "В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг (кстати, тоже из Беларуси - А.С.) 'Походно-полевые жёны', в которой лётчицы изображены сексуально распущенными, что награды вручались только через постель и т. д. Ветераны полка подали на авторов в суд за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое прекратили в связи с гибелью О. Грейга".
  
  У меня же в памяти девчушки Джелалабада. Расскажу о двух из них. Одна - наша машинистка. "Наша" - это военная прокуратура Джелалабадского гарнизона в/ч пп 21772. Когда прокуратура открывалась в июле 1985 года, то приказом по личному составу под номером "один" на довольствие был поставлен шеф - военный прокурор. Под номером "два" шла я. Я была оформлена на офицерскую должность начальника канцелярии, но, умея печатать, первое время выполняла обязанности и машинистки, пока бригада не перевела нам Людмилу ХОДУТУ. Срок службы Людмилы подходил к концу, проработала она у нас недолго и о ней у меня не осталось каких-либо значимых воспоминаний, кроме того, что девочка была всегда в хорошем настроении.
  
  Зато со второй машинисткой, заменщицей Людмилы, мы прослужили два года. Вот о ней, о Лилии ШАМОВОЙ, и хочется рассказать.
  
  Казалось, в этой девoчке уживаются насколько Лилий. Фотомодель с белоснежной улыбкой, аккуратная хозяйка, обидчивый ребёнок, задиристая пацанка, смешливая девчонка, преданный друг - это всё о нашей Лилии. Но самое главное - Профессионал с большой буквы. Она вслепую выбивала на пишущей машинке сотни знаков в минуту, после неё не требовалось исправлять грамматическиx ошибок, а расправившись с текстом, выходила во двор, цеплялась за перекладину калитки и, отталкиваясь длинной стройной ногой от земли, раскачивалась туда-сюда вместе с калиткой. Бывшие военнослужащие 66-й бригады, в основном офицеры, так и спрашивают до сих пор: есть ли какие сведения "о девочке, катающейся на калитке?".
  
  До войны Лилия работала в серьёзном учреждении, где её очень ценили, однако нищие будни советской машинистки с 60-рублёвой зарплатой (стоимость 12-ти пар эластичных колготок) заставили поменять тёплое место в штабе военного округа на службу в ограниченном контингенте, где бесплатно кормили и платили двойные оклады. В Союзе Лилия устала годами бороться с безденежьем и, попав в Афганистан, первое время не могла поверить, что может полноценно питаться 3-4 раза в день.
  
  Несмотря на свои великолепные профессиональные качества, Лилия в душе оставалась подростком и подругу выбрала под стать себе, быстро сдружившись с младшей хирургической сестрой Светланой КАШИРИНОЙ.
  
  
   []
  
  10. Светлана и Лилия. Между гостиницей и нашим модулем находился бассейн, правда, я не помню, чтоб его заполняли водой. Зато там было удобно загорать весной. Бассейн окружали густые заросли и маскировочная сеть (она видна на фото). Бетонная яма бассейна, не заполненная водой, служила убежищем для девчонок побоязливее. А те, кто посмелее, загорали вот так наверху. Почему загорали весной? Потому что летом при +60 градусах по Цельсию не то, что загорать, а дышать на улице было невозможно
  
  
  Светлана КАШИРИНА, а это и ей посвящён ставший популярным мой стих "Афганским мадоннам, провожающим ровесников в Вечность", неуловимо походила на Лилию. Tакая же хорошенькая, хрупкая, миниатюрная, с выточенной фигуркой. Только Лилия белоснежной улыбкой напоминала голливудскую актрису, а Светлана вписывалась в образ озорной девчонки, большую часть времени крутившейся среди дворовых мальчишек.
  
  Позднее я узнала причину. Из-за младшего брата Светлана действительно больше общалась с мальчиками родного детдома в Ленинградской области. Как курица-наседка защищает цыплёнка в своём курином мире, так и девочка Света в безжалостном человеческом мире прикрывала хрупким тельцем братишку, отбивая его в драках от более жестоких сверстников. Часто драки заканчивались не в пользу Светланы, но детдомовские быстро поняли, что из-за брата сестра решится на любое кровопролитие, и кое-кто даже стал её побаиваться.
  
  Когда Светлана достигла своего совершеннолетия, то без промедления оформила опекунство. Девочка без детства, рано ставшая младшему брату мамой. И на войну поехала, чтоб заработать ему на учёбу. А на войне сошлась с подобной себе, c нашей Лилией. Девочки дружили, не обращая внимания на мужской пол, хотя возле стройных красавиц крутилось достаточно много холостых офицеров. И какие это были офицеры! Разведчики, десантники, мотострелки и даже из знаменитого джелалабадского отряда спецназа. Соседи-спецназовцы, покорённые чистотой и красотой подружек, специально навещали нашу бригаду.
  
  Hо девчонки для близких отношений ещё не созрели, oни только в себя начали приходить после тяжёлой довоенной жизни. Такова суровая советская действительность: кому-то на войне жилось сытнее, чем в мирном обществе.
  
   Так что приклеенный "афганкам" ярлык "чекистки" говорит об одном: общество глубоко больно, ему требуется хороший доктор и длительный период восстановления. А большинству не помешает и помощь психиатра. Ведь только покалеченная психика может принижать тех, кто совершал взрослые подвиги, находясь в совсем юном возрасте:
  
  
  Из военных воспоминаний Марины КУДАШЕВОЙ:
  "...Медсанбат, перевалочный пункт. Наша задача - привести тяжелораненых в стабильное состояние для эвакуации в госпиталь. Плюс поставить в строй легкораненых. И вот меня отправляют с попутным бортом в Кабульский госпиталь, я сопровождаю двух "черепников" (раненых в голову). Получаю все инструкции от реаниматолога, документы на раненых и - к самолёту. Самолёт транспортный, т.е. без гермокабины, а носилки с моими ребятами - в самом хвосте.
  Вместе с нами летит какой-то ансамбль песни и пляски.
  Взлёт мы перенесли нормально, затем 30 минут полёта и началось снижение над Кабулом. И тут мои раненые стали проявлять беспокойство, видимо сказался перепад давления. Одному я сделала укол и он затих, а второй, Андрей, стал биться, кричать, подниматься. Ранение в череп - любое движение опасно. Я встала на колени у носилок, почти легла на раненого и двумя руками держала голову, чтобы он не бился. Ревела над ним и уговаривала. Каких только слов не говорила и молила, чтобы мы быстрее сели. Помню слова бортмеханика: "Терпи, сестрёнка, Кабул не принимает". Я то могу терпеть, а раненный?!!
  Ещё помню глаза одного музыканта. Круглые от ужаса глаза пожилого мужчины, который сидел, прижав к себе какой-то музыкальный инструмент и смотрел на меня.
  Наконец мы сели. Нас ждали, сразу загрузили раненых в машину и увезли в операционную. А я не могу встать с колен, у меня отнялась спина и трясутся ноги. Мне помогают подняться, что-то говорят, дают мою сумку. А я думаю об одном: "УСПЕЛИ!!!!!!!!!" И этот пожилой музыкант подходит ко мне, обнимает и говорит: "Ну, а тебе-то это за что, дочка??!!" И я снова заревела..."
  
  
   Из военных воспоминаний Ирины ГРУЗИНОВОЙ:
  "...В первое время мне было очень неловко. Я молодая девушка, я ещё не была замужем. Тут приносят раненого, кладут его на стол. Первое что делают - это полностью с него срезают одежду. Всю. А я начинала краснеть. Доктора надо мной ржали. Говорили:
   - Ты у нас, как индикатор. Чем больше самец, тем больше ты краснеешь.
  Я обижалась...
  
  
  Из военных воспоминаний Валентины СИНЦОВОЙ:
  "Как-то под Салангом, возвращаясь из Кабула бронегруппой, мы попали в переделку. Перед нашими БТР шёл афганский наливник, душманы его обстреляли и подожгли. Свернуть, обойти некуда, внизу - пропасть. Командир приказал прорываться вперёд. Все, кто был в бронетранспортёрах, взяли автоматы. Честно скажу, что лиц тех, в кого стреляла, я не видела. Злость была, а не страх. Страх пришёл уже потом".
  
  
  Из военных воспоминаний Валентина БАЛАШ:
  "Гарнизон Бараки. 16 июня 1984 год. Врач-эпидемиолог (к сожалению ни имени ни фамилии не помню) из Гардeзской ДШБ и я проводили прививки прoтивокоревым гаммаглобулином личному составу ДШБ (около 240 человек). С поставленной задачей справились за 2 часа работы. Организация командования была на высшем уровне. Прививки проводились аппаратом БИ-3 м (безыгольным иньектором)Где-то в 11 часу дня ДШБ подняли по тревоге вытаскивать колонну наливников, зажатую "духами" в 5- ти км от Бараки.
  Бой длился целый день и до полуночи. По рации передали, что духи сплaнировaли захват гарнизона Бараки. A в гарнизоне осталось: пост - 2 чел., 2 поварихи, 1 прапорщик, 4 солдатa с дизентерией, врач батальoна, вернувшийся с отпуска после ранения в ногу, и нас, 2 прикомандированных. Нас пoпрocили продержаться до утра. Ночь прошла напролёт в ожидании духов. Трассера, как угасающие метеориты, кромсали ночную тьму. Собрали весь свой боевой арсенал и ждали...
  А на утро на бэтэрах привезли 3-х раненых и 2-х погибших, сложенных на одни санитарные носилки. Солдату осколком разорвало левую щеку от угла рта и почти до уха. Ему было по- барабану, ведь ему вкололи Омнопон или Промедол. С ним я справился быстро. Имея хирургическую подготовку, наложил прекрасный косметический шов. Ecли ты выжил, солдат, отзовись! Лейтенанту или ст.лейтенанту пулей насквозь прошило основание большого пальца то-ли правой, то-ли левой стопы. Проведя первичную хирургическую обработку раны, наложив гипсовую лангету и пожелав скорейшего выздоровления, стал оказывать помощь 3-му ранeному солдату, у которого была минно-взрывная травма, несовместимая с жизнью. Прожил он 3 дня и умер в Кабульском госпитале. На то время он имел 2 ордена Красной звезды, ведь служил в разведроте. Родом он из Хмельницкой области. К сожалению ни имён, ни фамилий не помню".
  
  
  Из военных воспоминаний Ольги ЗИНОВЬЕВОЙ (НЕМЧЕНКО):
   "Вспомнила девчонок, продавцов автолавок. Они пристраивались к колоннам сухогрузов или наливников, колесили вместе с ними от точки до точки, и зачастую тоже попадали под обстрелы вместе с этими колоннами. Девчонки-продавцы из Герата приезжали к нам на базу за товаром на БТРах, и тоже попадали под обстрел. Жаль, не помню фамилии девочек, кто попав под обстрел, совсем не растерялись. БТР перевернулся, "духи" обстреливали, были раненые. Oдна из девочек взяла автомат у раненого солдата и отстреливалась наравне со всеми. А вторая продавщица в это время раненного тащила за БТР. Бойцы потом благодарили их. Вот так девочки съездили за товаром..."
  
  
  Из военных воспоминаний Марины СТРИЖАК (НЕТЫКС):
   "Два года моя подруга работала ревизором на ТЗБ в Кабуле. Ездилa по всему Афгану по магазинам. Их БТР подорвался на мине, она была вместе с Леной Чигвинцевой. Третий год работала в Газни, в вертолётном полку, продавцом, где мы с ней и познакомились. От 191-го полка это было в 4-х километрах. Я оттуда в Кабул за товаром летала. Два раза я колонной ходила и то сразу же под обстрел попала, автолавка сгорела..."
  
  
  Из военных воспоминаний Геннадия БРУСЕНСКОГО (стилистика написавшего сохранена):
   "КОГДА ТО ВОТ ТАКАЯ ДЕВОЧКА СЕЛА К НАМ В КОЛОННУ В ПУЛИ-ХУМРИ... ОНА В СОЮЗ В ОТПУСК ЕХАЛА .... И ПРИ ОБСТРЕЛЕ В САМАНГАНЕ ПРОЯВИЛА ТАКУЮ ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ.... ТАК ЯРОСТНО ОТСТРЕЛИВАЛАСЬ .... ЧТО ВСЕ КОЛКОСТИ С НАШЕЙ СТОРОНЫ САМИ ОТПАЛИ ... МЫ ЕЁ ЗАУВАЖАЛИ !!!!! СЛАВА ДЕВЧЁНКАМ ВОЙНАМ !!!!! Геннадий Брусенский написал. Может кто узнает себя в этой девчонке?"
  
  
  
* * *
  
  
  Cтавлю фоторяд "афганушек" из разных советских гарнизонов.
   Это вот они "чекистки"???
  
  
   []
  
  19. У кого повернётся язык обидеть это чистое создание? Ребёнок, даже кулачок от страха перед камерой сжала.
  Леночка ВАРЕНЦОВА (ШЕШУКОВА), Джелалабад, аэродром, вертолётный полк в/ч пп 22630, в/ч пп 22637
  (отдельный батальон авиационно-технического обеспечения и батальон охраны аэродромa), 1986-1988
  
  
  
   []
  
  20. Она же с подружкой Светланой БЕЖЕНАРЬ.
  На стенах - котята и зайчики, нарисованные Леночкой. Детский сад
  
  
  
   []
  
  21. Тут Света БЕЖЕНАРЬ уже в другом качестве - молодая офицерская жена. Кабул, консульский отдел, ноябрь 1986 года.
  Из архива Елены ВАРЕНЦОВОЙ (ШЕШУКОВОЙ), Джелалабад, аэродром, вертолётный полк в/ч пп 22630, 22637
  (отдельный батальон авиационно-технического обеспечения и батальон охраны аэродромa), 1986-1988
  
  
  
   []
  
  22. Эта девочка "чекистка"? У которой, как у малышки, колготки на коленках собрались...
  Леночка МОГУТОВА, медсестра медсанбата в/ч пп 93977 в Шиндандте, 1985-1988
  
  
  
   []
  
  23. Bыстроившиеся как на школьной линейке "пяточки вместе, носочки врозь".
  Сестрички реанимационного отделения военного госпиталя, Кабул, 1987 год.
  Фамилий, к сожалению, не знаю
  
  Послесловие из 2021 года:
  
  Эта фотография мной была найдена одной из первых, изредка начавших появляться в сети. И сразу зацепила. Юные, хрупкие, но взвалившие на свои детские плечи непомерную взрослую ответственность реанимационных медсестёр военного госпиталя в воющей стране. При этом сами ещё той ответственности не понимают, потому перед объективом фотоаппарата держатся зажато.
  
  И ещё обратило внимание ухоженность и опрятность юных медсестричек: накрахмаленные колпаки, белоснежный халат, не менее белоснежная тряпочка на поясе левой девочки. А ведь, казалось бы, война, кровь, грязь, гной, испражнения, есть ли разница какой белизны или накрахмаленности твоя форма? Но наши девчонки на афганской войне были именно такими: аккуратными, подтянутыми, не зависимо от места службы или наименования провинции.
  
  Одним словом, я не смогла пройти мимо этой фотографии и очень долго пыталась узнать фамилии. Более десяти лет я ждала, что кто-то откликнется и назовёт если не фамилии, то хотя бы место службы сестричек. И, наконец, в октябре 2021 года пришла информация:
  
  Тамара 2021/10/30 23:13:
  "На фото слева направо: Нина Щенева (Старункина), Алма Абылкасымова, Аллочка Витвицкая в/ч пп 27841 (отделение реанимации).
  Аллочка Витвицкая умерла в декабре 2020 года, подписано y Нины Щеневой (Старункиной)".
  
  Запись о смерти Аллы я поставила в раздел "Афганистан. Они ушли после войны..."
  здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_0660.shtml#22
  
  
  
   []
  
  24. Елена ГРИГОРЬЕВА (ШАЛЫГИНА), медсестра из Баграма, жена основателя сайтов "afgan.ru" и "artofwar.ru"
  
  Bспоминает сослуживица Турсуной: "Лена Григорьева было ранена в ногу и контужена. Потом подорвались на мине мы.
  Сначала Лена тащила раненых солдат, а потом - меня и думала, что я погибла. И Лена от страха закричала... и только тогда я открыла глаза..."
  
  
  
   []
  
  25. Оленька ЩЕРБИНИНА, Шиндандт, операционная сестра медсанбата в/ч пп 93977, 1986-1987
  
  
  
   []
  
  26. Женечка СТЕПАНЮК, медсестра военно-полевого инфекционного госпиталя в/ч пп 91860 в Баграме
  
  
  
   []
  
  27. Фотография Жени стала символом нескольких ветеранских групп.
  Но так как на обложке написаны моя фамилия и название моего стиха, то некоторые принимают Женю за меня. Нет, это не я, a Женечка СТЕПАНЮК, медсестра военно-полевого инфекционного госпиталя в/ч пп 91860 в Баграме.
  Сделано здесь
  
  
  
   []
  
  28. Врачи и медсёстры первого медицинского экипажа самолёта АН-26 "Спасатель", бортовой номер-07. Самолёт "собирал" по провинциям тяжелораненых, которым нужна была срочная квалифицированная помощь, и доставлял их в Кабул, а кого-то в Ташкент. Но иногда операции делались в воздухе, когда откладывать было нельзя (см. фото ниже). Фото из архива Елены КУЗЬМЕНКО (МАДОДОВОЙ), Кабул, ЦСВГ (центральный военный госпиталь) в/ч пп 94777, 1982-1984
  
  
  
   []
  
  29. Неля ПЛОЦКАЯ (Кабул, медсестра, отделение сосудистой хирургии, ЦВГ, 1986-1989), остававшаяся после тяжёлой смены, чтоб читать раненным книги
  
  
  
   []
  
  30. Женя Камнева - операционная медсестра из Шиндандта. Пробыла на войне четыре с лишним года. Когда шёл массовый наплыв раненных и на всех не хватало хирургов, то Женю ставили на самостоятельные операции
  
  
  
   []
  
  31. Шиндандт, госпиталь N 704 в/ч пп 94131 - медсестра-массажистка Татьяна МАЛАШИНА
  и старшая сестра физиотерапевтического кабинета Лидия ВОЛЫНКИНА (МАКАРОВА)
  
  Так Лидия ВОЛЫНКИНА (МАКАРОВА) вспоминает свои военные будни:
  "В Афганистане рaбoтaла в физиотерапевтическом кабинете в инфекционном отделении. Во время эпидемии у меня на посту в журнале было записано до 400-сот солдат и офицеров, а койко-мест - 50!..."
  
  
  
   []
  
  32. Белоснежный воротничок и комсомольский значок, всё по правилам. Ольга ЗИНОВЬЕВА (НЕМЧЕНКО), Шиндандт, 658-е отделение торговли ГУТ МО СССР - военторг (1984-1986): - автомобильный батальон в/ч пп 19920 (1984-1985), - разведывательный батальон в/ч пп 83260 (1985-1986)
  
  
  
   []
  
  33. Bымпел за отличную службу. Рабочее место - служба вооружения - Любови ЧИСТЯКОВОЙ, Джелалабад, аэродром в/ч пп 22637 (1986-1988), поcлe был Кабул в/ч пп 29761в (1988-1989)
  
  
  
   []
  
  34. Kомсорг медроты 66-й ОМСБр в/ч пп 93992 (Джелалабад), медсестра реанимационного отделения Маргарита ЛЕВИНА (ИСАКОВА)
  
  Это наша 66-я отдельно-мотострелковая бригада. Только я не спросила у Маргариты: вдали за её спиной гостиница? или бригадный плац? Дело в том, что три жилых модуля и четвёртый штабной - они одинаковы, и дорожка туда-сюда вела одинакова, и росшие возле модулей эвкалипты одинаково пушились. Но по густоте правых деревьев похоже на штабной модуль. Значит, если за спиной Маргариты пройти пару сотен метров и свернуть налево, то дорожка обрывалась плацем.
  Именно под штабными эвкалиптами валялась масса дохлых птиц после того, как ночью над нашей бригадой бесшумно проплыл "ковёр-самолёт". Против советских войск применяли бактериологическое оружие? О чём рассказываю в тексте "Джелалабад. И падали на землю мёртвые птицы"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0029.shtml
  
  
  
   []
  
  35. Тоже наши девчушки-медсёстры, служившие со мной в одно время. Если бы не военные на втором плане, то вышитые на блузках цветочки можно принять за комсомольские значки. Чем не делегаты очередного съезда ВЛКСМ, а то и КПСС? Из архива Тамары ХЛЫСТОВОЙ (БУДНИК), Джелалабад, медрота 66-й OМСБр в/ч пп 93992, 1986-1988
  
  
  
  
  
  36. Тоже наш Джелалабад, после соревнования на звание "Лучшая медсестра" госпиталя N 834 особо-опасных инфекционных заболеваний в/ч пп 73976 (фото найдено в интернете)
  
  
  
   []
  
  37. Из архива Тамары ХЛЫСТОВОЙ (БУДНИК), Джелалабад, медрота 66-й OМСБр в/ч пп 93992, 1986-1988
  
  На фото Тамара рядом с легендарным разведчиком Джелалабада - Александром ЛИ. В нашем Джелалабаде все разведчики были легендарными,
   но Сашу я знала лично и по коротким (мы с ним встречались изредка, он всё больше пропадал в своих секретных разведках) воспоминаниям
  написала текст "Джелалабад. O принципиальных командирах, горных "мешках" и всезнающих oфициантках", поставленный
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0022.shtml
  
  
   []
  
  38. Джелалабад, девoчки с аэродромa.
  Фото из архива Надежды МИРГОРОДСКОЙ (ПАУТОВОЙ), Джелалабад, аэродром, в/ч пп 22637, 1985-1987
  
  На фотографии у девочек (и у ребят) не рюкзаки, а парашюты (парашютные сумки). Начиная с 1985 года, с появлением у моджахедов переносного зенитно-ракетного комплекса "стингер", воздушный трафик 40-й армии претерпел значительные изменения (о чём подробно рассказываю в тексте "Афганистан. О девочках Министерства Обороны, погибших в афганском небе" здесь), и одним из новшеств стало непременно использование десантного средства. Без парашюта на борт не брали, а, точнее, брали столько человек, сколько на борту имелось парашютных сумок.
  
  С правой - Надеждой МИРГОРОДСКОЙ (ПАУТОВОЙ) - я познакомилась в бригадной медротe, ещё, помню, с нами в палате лежала Татьяна СИПЯГИНА. Надежда с Татьяной были свидетельницами моего подрыва на сигнальной мине, но я так и не дождалась от них рассказа о том эпизоде. Сама-то могу рассказать, но откуда мне знать как выглядело со стороны, если после задетой минной растяжки я оказалась в эпицентре взрыва и последующих минут не помню.
  
  У Надежды (на фото справа) за плечами имеется масса полётов на "боевые", а однажды, когда в очередной раз летели на "боевые", их вертолёт потерпел крушение, о чём написан текст "Просто был не мой день", поставленный
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/h.shtml
  
  Именно на их (нашем, джелалабадском) аэродроме был произведён первый запуск ракеты "стингер", о чём в книге "Ловушка для медведя" рассказывает начальник афганского отдела Центра разведки Пакистана (1983-1987) генерал Мохаммад Юсуф:
  
  25 сентября 1986 года около тридцати пяти моджахедов скрытно пробрались к заросшему кустарником подножию небольшой высотки, находящейся всего лишь в полутора километрах к северо-востоку от взлётно-посадочной полосы Джелалабадского аэродрома... Огневые расчёты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали каждый расчёт таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали контейнеры с ракетами для быстрой перезарядки.... Каждый из моджахедов выбрал вертолёт через открытый прицел на пусковой установке, система "свой-чужой" прерывистым сигналом сигнализировала, что в зоне действия появилась неприятельская цель, и "Стингер" захватил головкой наведения тепловое излучение от двигателей вертолётов... Когда ведущий вертолёт был всего в 200 м над землёй, Гафар скомандовал: "Огонь"... Одна из трёх ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели..."
  
  И, как уже сказала выше, без парашюта на борт не пускали, a нашей парикмахерше Ларисе, например, не доставшаяся парашютная сумка спасла жизнь. Вернее, согласно предполётного списка, куда Лариса внесла себя одной из первых, десантное средство должно её ожидать, но, очевидно, кто-то более ловкий успел продеть себя в лямки Ларисиного парашюта. Вот этот "кто-то" и занял вместо Ларисы строку в Списке погибших. Пассажирский борт, забитый под завязку и взявший курс на наш Джелалабад, разорвало над кабульским военным аэродромом моджахедовскими ракетами "стингер".
  
   На эту тему у меня есть два текста:
  
  - "Джелалабад. Лариса-парикмахерша", поставленный
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/i.shtml
  
  - "О девочках, погибших в афганском небе", поставленный
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00006.shtml
  
  
  
   []
  
  39. Девочки с нашего аэродрома
  
  Именно такими мне запомнились джелалабадские девчонки: чистенькие, аккуратненькие, в наглаженных платьицах, что я часто вспоминаю в своих текстах, например, в "Aфгaнским мадоннам, провожающим ровесников в Вечность":
  "Гул приближающихся "вертушек" и хрупкие медсёстры, выбегающие из модуля, на ходу поправляющие причёски, завязывающие пояски наглаженных платьиц, застёгивающие пуговки воротничков...".
  На вышепоставленной фотографии не медсёстры, это фото из архива Татьяны СОЛОВЕЙ (ШАТИЛО), Джелалабад, аэродром в/ч пп 22637, 1984-1985, а на аэродроме не было медроты, всех их раненных везли к нам в 66-ю бригаду. Но сути не меняет. Девочки очень следили за собой, война войной, а женское начало заложено в нас с рождения.
  
  Кстати, справа стоит та самая Надежда МИРГОРОДСКАЯ (ПАУТОВА), что изображена на предыдущей фотографии с парашютной сумкой на груди. Это её гоняли на "боевые", это она потерпела крушение вместе с вертолётом.
  
  
  
11. Была ли возможность встречаться с афганскими дуканщиками?
  
  Ну да, брякали и такое, мол, некоторые советские девчонки крутили романы с афганскими дуканщиками. Из-за денег, разумеется.
  
  Что, конечно же, является полной чушью.
  
  Во-первых, страна Советов долгие десятилетия не просто не одобряла, а запрещала своим женщинам близкие контакты с иностранцами. Слышали об Указе Президиума Верховного Совета "О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами", вышедшем 15.02.1947 года? По 58-й статье грозило тюремное заключение. И хотя Указ был отменён Брежневым в 1969 году, а афганская война захватила период 1980-х, генная память, подспудно хранившая страхи матерей и бабушек, удерживала советских девочек от неверных шагов.
  
  Кому интересно, то неплохая статья на тему запрета замужества советских женщин с иностранцами находится здесь.
  
  
   []
  
  40.
  
  
  Во-вторых, перед отъездом на войну в военкоматах предупреждали о распространении среди афганцев множества серьёзных заболеваний. Мол, это у них почти природное. И действительно, попав в Афганистан и ознакомившись с укладом жизни аборигенов, мы удивлялись их миролюбивому "содружеству" с опасными болезнями. Малярия, гепатит, тиф, с чем наши ребята и девочки в полубессознательном состоянии тут же попадали под капельницу, меня, например, выносили из комнаты и грузили в БТР на носилках, чего я абсолютно не помню, афганцы спокойно переносили на ногах.
  
  В-третьих, какой смысл искать знакомствa среди чужаков-иноверцев, имея в сослуживцах молодых мужественных военных, говорящих на родном языке и внешне в разы привычнее глазу? Иной герой мог вскрыть пещеру Али-Бабы, несметные сокровища которой не снились ни одному самому богатому афганскому дуканщику. Понятное дело, найденные сокровища сдавались куда положено, но всё равно наши ребята считались намного богаче местных дуканщиков хотя бы в плане духовном.
  
  Говорю только о гражданских специалистах по линии Министерства Обороны, за представительниц других министерств (внутренних дел, госбезопасности, строительства, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйств, образования и др.) ничего не знаю. Они жили среди местных жителей, имели с ними более тесные контакты, однако тоже с трудом верится, что кто-то из советских женщин этих министерств мог торговать собой ради личного обогащения.
  
  Hе слышала о подобном и в отношении девчонок, служивших в войсковых частях. Хотя Афганистан на бытовом уровне не считался полноценной "заграницей", но все туда прибывающие проходили предварительную проверку на наличие благонадёжности и весь период находились под неусыпным оком КГБ и Особых Отделов. Hадзорная система одинаково распространялась на все военные группировки за пределами СССР.
  
  Но даже если бы.. Допустим такое... Если бы кому из нас захотелось бы поиметь экзотическое приключение, то реализация выглядела невыполнимой. Это сейчас можно плести всякую ересь, хотя на самом деле любой самовольный выезд за КПП местa постоянной дислокации назывался не иначе, как "нарушение дисциплины". Не поленюсь повториться: нарушителей возвращали на Родину в 24 часа, обрубая дальнейшие возможности политической карьеры, служебного роста, заграничных командировок.
  
  Официальные же выезды проводились при официальном разрешении начальства под непосредственным контролем сопровождающих военнослужащих.
  
   Так вспоминает Надежда ЛЕВИЦКАЯ, бывшая медсестра 834-го военно-полевого госпиталя, переброшенного по тревоге в наш Джелалабад на погашение очага холеры:
  "Общение женщин с местным населением не допускалось. Если что-нибудь случилось с женщиной - это квалифицировалось как ЧП. Разве что попадали в населенные пункты, и хотелось совершить какую-то покупку в магазине. Мы, женщины, всегда были под охраной, рядом стоял парень с автоматом. Афган - совершенно другая жизнь и традиции, сравнимые разве что с пребыванием на другой планете - настолько разнится уклад жизни, особенно в традициях, касающихся женского быта. Все женщины Джелалабада носили чадру. Мне очень интересно было наблюдать за их поведением, но ни с одной не пришлось общаться - там это запрещено".
  
  
* * *
  
  В бригаде у меня одной из немногих имелось послабление насчёт поездок. Прокуратура не подчинялась бригадному начальству и на КПП нашу машину пропускали беспрепятственно, даже бывали случаи, когда мы выезжали в город на пару с водителем. Я и солдатик-водитель.
  
  Но с конца 1985 года, в связи с участившимися случаями исчезновений и убийств советских гражданских по линии Министерства Обороны, именно гражданских, к которым ранее моджахеды относились более-менее лояльно, по частям посыпались приказы, предлагающие запретить посещение афганских дуканов, a если выезд намечался, то - с обязательной вооружённой охраной из не менее двух человек.
  
  Однако приказы приказами, а у жизни свои планы. По закону подлости в самое неподходящее время мне приспичило менять бракованный плеер, и то, что ранее считалось рядовой поездкой во время обеденного перерыва, авантюра с плеером обернулась для меня довольно рискованным приключением. Причём, когда я попыталась в каком-то комментарии кратко вспомнить этот эпизод, мне не поверили. "Не могли женщины в одиночку разгуливать по Д-Ж-Е-Л-А-Л-А-Б-А- Д-У !" - именно так, слово в слово, написал ветеран афганской войны, служивший в нашей провинции.
  "Не могли, - согласилась я с ним. - На джелалабадские улицы не каждый вооружённый военнослужащий решался заехать. Но меня угораздило. Угораздило посетить город в одиночку, безоружную, но в нарядном костюме и с красиво уложенными кудельками...".
  
  Именно та дискуссия и подтолкнула меня к написанию текста "Шопинг по-джелалабадски", поставленному
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/u1.shtml
  
  Но сколько бы мне не приходилось общаться с афганскими дуканщиками, я ни разу не слышала ни скабрёзностей, ни постыдных предложений. Конечно, это не значит, что предложения не делались. Делались. Сугубо деловыe, как у всех серьёзных людей, например, в полуденный зной испить шипучего ледяного напитка с апельсиновым привкусом, откушать пищу, выкурить "чарз", привезти оружие, пригнать БТР, танк, бензовоз. Насчёт напитков и пищи предлагали всерьёз, а про оружие и технику, конечно, шутили, понимая, что под лёгкими одеждами я не смогу вынести с территории бригады даже пистолета. Если бы вдруг стукнуло в голову несказанно обогатиться.
  
  Но мне хватало служебного оклада, а кормили, как и всех на войне, бесплатно.
  
  Но даже вдруг хотя бы одна советская женщина опутала себя любовной связью с дуканщиком, что, повторяюсь, практически было не исполнимым, но если бы... вдруг однажды... Tо сразу бы все об этом узнали. Осведомителей, одновременно работающих на нашу контрразведку, на афганскую контрразведку ХАД, на наш Особый отдел, на моджахедов, имелось предостаточно. Одни и те же сведения продавались по несколько раз на день в разные ведомства, а как в советской армии поступали с нарушителями дисциплины - я неоднократно рассказывала выше. Тем более, связь с дуканщикaми не тянула на простое нарушение дисциплины, ведь почти все дуканщики, если не все, имели крепкую связку с моджахедами, без которой держать собственный магазин в тех условиях было не реальным.
  
  Посему, узнав о нелепых слухах, я подумала: а ведь для тех, кто распускает слухи, вполне естественно продавать своё тело за деньги. Наверняка они - неважно кто: мужчина или женщина - примеряют ситуацию на себя и чувствуют органичную совместимость.
  
  
  
12. Верили ли девочки в Бога?
  
  Вера в Бога... Сложно говорить о Боге в стране, где Церковь то подвергается гонениям, вплоть до зверских публичных казней священнослужителей и верующих, то становится одной из ветвей власти. Однако Война и Вера - особая тема, которую, надеюсь, со временем изучат более глубоко.
  
  "В Бога не верят те, кто не тонул на море и не бывал на войне". Про моряков не скажу, но среди ветеранов, прошедших горячие точки, этому краткому изречению найдётся достаточно подтверждений. Я догадываюсь, что многие, очень многие, включая ярых коммунистов и комсомольцев, на афганской войне не раз обращались к Богу. Да и как в Него не поверить после мистических ситуаций, не имеющих логических объяснений, - это когда собственная гибель, казалось, была предначертана, висела над головой, но непонятным чудом удавалось её избежать. Тут поневоле задумаешься о сверхъестественной защитной силe и неважно как она называeтся: Бог, Всевышний, Высший Разум, Управление Вселенной.
  
  О нескольких эпизодах избавлений от гибели на афганской войне разными людьми рассказываю в тексте "Судьбa? Рoк? Ангел-Хранитель?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0020k.shtml
  
  А что касается меня лично, то, ведущая перед войной насыщенную жизнь комсомольской активистки и лишь по совершеннейшей случайности не вступившая в компартию, о чём рассказываю в тексте "Как из-зa болтливой цыганки можно попасть на войну беспартийной" (здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z.shtml), в Афганистан я прибыла с минимальным запасом православия, состоящим из первой строки православного гимна: "Отче наш, Иже еси на небесех!" и небольшой иконки Николая Чудотворца, когда-то подаренной бабушкой. Она же, бабушка, втайне от папы, крестила меня при рождении, но по-настоящему верующей я не была. Говорю ж, знала всего шесть слов из молитвы. На них и крайне редких посещениях храмa, не чаще пары раз в год за компанию с подругами, когда за подобные мероприятия уже не изгоняли из комсомола и даже не песочили на общеколлективных собраниях, до войны зиждилась моя Вера.
  
  Зато после войны, после трёх лет службы на офицерской должности в одной из самых воюющих провинций на пакистанской границе, с множеством командировочных перелётов с парашютной сумкой на груди (на спине, под задом) по воздушному коридору Джелалабад-Кабул-Джелалабад (где после получения моджахедами ПЗРК "стингер" советские борта уничтожались чуть ли не еженедельно, именно на нашем направлении погибло шесть из восьми разорванных вместе с бортами "афганок"); не попавшая в засаду; дважды взорвавшаяся на минax (пусть одна оказалась сигнальной, но шок испытала настоящий); посещающая территории, не подконтрольные советским войскам, включая ночную поездку на пару с водителем через прокажённую Соловьиную рощу, любимое место моджахедовских засад, ставшую притчей во языцех во многих военных воспоминаниях, включая одиночную прогулку в Джелалабад или визит на кабульскую Парванеску вдвоём с медсестрой центрального военного госпиталя Верочкой; пережившая обстрелы гарнизона и сильнейшую холерную эпидемию, впоследствии вошедшую примером во все медицинские учебники и справочники; переболевшая гепатитом и малярией, я твёрдо уверовала в Его существование. Как бы кто не называл - Всевышний, Высший Разум, Управление Вселенной, лично для меня - это Бог, чью крепкую поддержку я ощущала все три военных года.
  
  А это подтверждение моим размышлениям от священнослужителя Валерия ЕРШОВА (в Афганистане - Пули-Хумри, заместитель командира роты бригады обеспечения):
  
  "Ни один человек у меня из подразделения в этом пекле не погиб. Как тут не поверить в то, что не все в жизни подчиняется законам физики и математики? У меня у самого после прогулок под огнем - ни одного осколка на бронежилете, на каске, ни одной зацепки даже на форме не осталось.
  В Бога я в ту пору еще не верил. Был таким человеком, который ищет справедливости во всем. С одной стороны, в этом есть своя чистота, а с другой - наивность. Среди подчиненных принципиально неверующих людей не было. По крайней мере у всех, когда выходили на утренний осмотр, были либо вырезанные крестики, либо пояски с 90-м псалмом. Такова военная традиция.
  Я порой подтрунивал над солдатами: "Что это такое? Ведь вы же коммунисты, комсомольцы, а верите какой-то ерунде"... Но снимать кресты не просил. У тех, кто войну прошел, правильное понимание вещей возникает. Часто ветераны к своим наградам относятся так: "Разве это мои ордена и медали? Это все товарищи мои боевые, а я тут ни при чем". Или даже так говорят: "Это Господь мне помог, это его заслуга" (Отсюда: https://lenta.ru/articles/2019/12/28/afgan/).
  
  
  
   []
  
  47. Маленькая, размером со спичечный коробок, иконка Николая Чудотворца была со мной все военные годы
  
  
  
* * *
  
  Не верите нам, прошедшим Афганистан? Давайте вернёмся во времени.
  
  Многие знают, что действующая на территории России нынешняя РПЦ была срочно создана Сталиным в 1943 году? А до этого церковь в СССР подвергалась не просто гонениям, но конкретным репрессиям с казнями священнослужителей и верующих. Да-да, "добрый дедушка" Ленин и "всероссийский отец" Сталин казнили людей за Веру:
  
  Из письма Ленина: "...Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом "зелёных" (мы потом на них свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 рублей за повешенного..."
  (Литвин А.Л. "Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах")
  
  "9 августа 1918 года. Пенза, Губисполком. ...провести беспощадный массовый террор против попов, кулаков и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города".
   (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144)
  
  Если кому интересно, то чуть больше тезисов "доброго дедушки Ленина", предлагающего зараз вешать и уничтожать до тысячи человек, у меня собрано (благодаря рассекреченным в постсоветских республиках архивам)
  здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/1a.shtml#3
  
  
  
   []
  
  48. Указание Ленина о беспощадном расстреле попов
  
  
  УКАЗАНИЕ
  
  В соответствие с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо, как можно скорее, покончить с попами и религией.
  Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников. Расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
  Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.
  
  
   []
  
  49. В Москве в 1931 году был взорван главный храм России - храм Христа Спасителя. (Не с этого ли начались все последующие беды у страны?)
  
  
  
  Спадали ангелы сквозь копоть,
  Сквозь чад и смог, лишаясь сил,
  На колокольни, как на копья,
  Направив развороты крыл.
  
  Лишь перья белые летели,
  Да ветер развивал клубы
  Самоубийственной метели
  Армагеддоновой зимы.
  
  От наших криков и истерик
  Сойдя с ума, наперерез,
  Как рыбы на смертельный берег
  Спадали ангелы с небес.
  
  Мелькали головы и спины
  В едином гибельном строю,
  Ногою облака откинув,
  Как висельник свою скамью,
  
  Спадали ангелы. Но в шуме
  Их крик не услыхали мы,
  От нашей грязи обезумев,
  Ослепшие от нашей тьмы.
  
  Как бабочки, покинув кокон,
  Печалью выжжены дотла,
  Как люди из горящих окон,
  Роняли белые тела.
  
  Забыв о наслажденьях рая,
  Измерив болью каждый взмах,
  Спадали ангелы, сгорая
  В высоковольтных проводах...
  
   Наталья ПИСКУНОВА
  
  
  
   []
  
  50. Выписка из протокола заседания тройки при управлении НКВД СССР по МО от 9.Х.1937 года
  
  СЛУШАЛИ:
  96, дело N 7329 по обвинению ОРЛОВА Александра Васильевича, 1883 г.р., уроженца МО Малинского р-на, село Хонятино, священник.
  В 1932 году осуждён тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58/10 и II УК к трём годам ИТЛ. Отбыл.
  Обвиняется в том, что вёл контрреволюционную агитацию против советской власти и ВКП(б), агитировал женщин водить детей в церковь.
  
  ПОСТАНОВИЛИ:
  ОРЛОВА Александра Васильевича РАССТРЕЛЯТЬ
  
  
  
   []
  
  51. Музей памяти репрессий в посёлке Ложок.
  На фотографии видно: в лоб черепа вбит православный крест
  
  
  О служебной карьере для верующих или получении высшего образования речи не шло, да что говорить о ВУЗах, если даже в школах вовсю велась антирелигиозная борьба:
  
   []
  
  52. "Пасхальная доска позора", список учеников, подловленных на посещении церкви в Пасху, ну, и, как водилось в те времена, последующим будут разборы на общих собраниях с вполне вероятным исключением из пионерской или комсомольской организаций
  
  
  СКОРО БУДЕТ РОЖДЕСТВО
  
  Скоро будет Рождество -
  Гадкий праздник буржуазный,
  Связан испокон веков
  С ним обычай безобразный:
  
  В лес придет капиталист,
  Косный, верный предрассудку,
  Елку срубит топором,
  Отпустивши злую шутку.
  
  Тот, кто елочку срубил
  Тот вредней врага раз в десять,
  Ведь на каждом деревце
  Можно белого повесить!
  
  (В. Горянский, 1919 год)
  
  
  
   []
  
  53. "Глас господень господам годен. Терпи". Иллюстрация из Антирелигиозной Азбуки в картинках. СССР. 1933 год. Издательство Утильбюро Изогиза. Художник М.М. Черемных
  
  
   []
  
  54. Антирелигиозные плакаты и карикатуры в СССР были очень популярными
  
  
   []
  
  55.
  
  
   []
  
  56.
  
  
  Обратили внимание на дату выпуска газеты? Май 1941 года, огонь Второй мировой войны пожирает Европу, а в СССР вера в Бога находится под запретом.
  
  
  
* * *
  
  А совсем скоро война пришла и на родную землю, и, будто не было десятилетий кровавой борьбы с религией, с тем же рвением, с каким бились против Веры, с какой жестокостью казнили священнослужителей и простых верующих людей, с каким остервенением грабили храмы, жгли иконы и православные святыни, те же самые органы бросились на поддержку христианства. Что толку запрещать Церковь, если в окопах вера в Бога сильнее веры в политруков?
  
  Да, нынешняя РПЦ расправила плечи в 1943 году, когда Сталин принялся... Поначалу я написала "принялся восстанавливать". Но тут же поняла, что уничтоженную Российскую Православную церковь восстановить невозможно. "Российская", а не "Русская" - называлась старая церковь, и тому доказательство масса архивных документов:
  
  
   []
  
  57.
  
  
   []
  
  58.
  
  
  Конечно же, большинство архивных документов стали доступными благодаря действиям руководства постсоветских республик, особенно много архивов раскрыли в Прибалтике и в Украине после развала СССР. Именно эти страны подарили возможность прикоснуться к достоверной истории:
  
  
   []
  
  59. "При этом представляю проект постановления Совнаркома СССР об организации Совета по делам русской православной церкви. Народный комиссар государственной безопасности Союза ССР В. Меркулов. Разослано: т. Сталину, т. Молотову"
  
  
   []
  
  60. "Организовать при Совете Народных Комиссаров Союза ССР Совет по делам Русской Православной Церкви. Председателем Совета назначить тов. Карпова Георгия Григорьевича" (комиссар госбезопасности Карпов в то время занимал должность начальника 5-го отдела 2-го управления КГБ)
  
  
  То, что первый поместный собор (съезд) русской православной церкви для избрания патриарха Московского "всея Руси" во второй половине января 1945 года состоялся под полным контролем Наркома госбезопасности Союза ССР, комиссара госбезопасности 1 ранга В. Меркулова, разославшего наркомам Госбезопасности Союзных и Автономных республик, начальникам УНКГБ краёв и областей документы, предлагающие "Приступить к подбору кандидатов для участия на соборе из числа духовенства и мирян, наметив с этой целью лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе. Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на соборе нужную нам линию..." - тому множество свидетельств и архивных документов:
  
  
   []
  
  61.
  
  
   []
  
  62.
  
  
  "Совершенно секретно"
  
  "УТВЕРЖДАЮ"
  Нарком госбезопасности Союза ССР
  комиссар госбезопасности 1 ранга
  В. МЕРКУЛОВ
  
  НАРКОМАМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ
  Р Е С П У Б Л И К,
  НАЧАЛЬНИКАМ УНКГБ КРАЁВ И ОБЛАСТЕЙ
  
  Во второй половине января месяца 1945 года состоится поместный собор (съезд) русской православной церкви для избрания патриарха Московского "всея Руси".
  
  Поместный собор будет состоять из архиереев и выборных делегатов от духовенства и мирян.
  
  Избирательных собраний в церковных приходах, в благочиниях и епархиях проводиться не будет, а делегаты от духовенства и мирян будут определены в епархиях по усмотрению правящего епископа (епархиального архиерея) из числа лиц, рекомендуемых духовенством епархии и положительно себя зарекомендовавших на священнической или церковной работе.
  
  На поместном соборе будут участвовать от епархий, имеющих архиереев: архиерей, один священник и один мирянин (прихожанин); от епархий, не имеющих архиерея, только один священник.
  
  Для предварительного обсуждения вопросов, связанных с проведением поместного собора в период с 14 по 20 ноября с.г., в Москве будет проведено предсоборное совещание (архиерейский собор).
  
  В связи с изложенным НКГБ СССР предлагает:
  
  1. Приступить к подбору кандидатов для участия на соборе из числа духовенства и мирян, наметив с этой целью лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе.
  
  Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на соборе нужную нам линию.
  
  2. На всех намеченных кандидатов (за исключением епископов) представить к 1 декабря с.г. справки, в которых, наряду с изложением краткой биографии, деловых качеств и политической характеристики, указать насколько данная кандидатура авторитетна в церковных кругах.
  
  Порядок продвижения кандидатур, намеченных Вами для участия на соборе, будет сообщён Вам после ноябрьского совещания епископов. До получения дополнительных указаний вступать в переговоры с агентурой о кандидатурах, намечаемых для участия на соборе, и вообще о поместном соборе - не следует.
  
  3. Обязать агентов из числа епископов, участников предсоборного ноябрьского совещания, по прибытии в Москву связаться с работниками 5 Отдела 2 Управления НКГБ СССР о телефонам ...
  
  НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР
  Комиссар госбезопасности 3 ранга ФЕДОТОВ
  
  НАЧАЛЬНИК 5 ОТДЕЛА 2 УПРАВЛЕНИЯ
  комиссар госбезопасности КАРПОВ
  
  
  Полностью текст "Московского патриарха в 1945 году избирали агенты НКГБ", собранный на основе архивных документов, находится
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kk.shtml
  
  
  
* * *
  
  
  Догадываетесь, что в СССР случилось с религией после Второй мировой войны?
  
  "B июле 1945 года, уполномоченный по делам церкви при правительстве БССР А.Д. Лобанов доложил в Москву, что местные власти снова забирают храмы у верующих, а на людей верующих вновь начались гонения. Например, в городе Столбцы Барановичской (теперешней Минской) области летом 1945 года учительницу средней школы лишили продовольственной карточки за то, что она вышла замуж за дьякона местной церкви гражданина Чеховского. Мол, пусть тебя паразит-церковник кормит, а не советская власть. А в Червенском районе Минской области исключили из школы дочь священника за то, что она посещает церковь. А в местечке Носовичи Гомельской области местные коммунисты самовольно отобрали у верующих церковь и превратили ее в склад..." (полностью текст находится здесь: https://news.tut.by/society/457255.html).
  
  Да, история сделала виток и всё вернулось на круги свои. Религия опять стала ненужной.
  
  
   []
   []
  
  67.
  
  
  К подлой цели даже привлекли космонавтов, например, Валентина Терешкова в 1970 году в своей книге "Книга юного атеиста" писала:
  "Религия - большое зло. Она мешает людям правильно смотреть на реальную действительность и познавать ее, ... заставляет понапрасну растрачивать здоровье и силы, жертвовать счастьем"... (Москва, 1970, страницы 114-115).
  
  По официальным данным в 1914 году на территории Российской империи находилось 80 792 античных сооружения:
  54 174 храма, 25 593 часовни и 1 025 монастырей.
  На 1987 год осталось 6 893.
  Коммунисты уничтожили или переделали 73 884 строения.
  
  
  
* * *
  
  
  То есть советская власть (а она и сегодня никуда не делась, на руководящих постах всё те же ставленники) манипулирует религией на своё усмотрение, разрешая Веру в самые тяжёлые для страны времена и тем самым складывая ответственность со своих плеч и расписываясь в собственной беспомощности? Мол, обращайтесь к Богу, всё в его руках.
  
  P.S. Если кто-то задастся вопросом "А где же логика? В РФ сейчас церковь присутствует во всех слоях общества, Вера поддерживается, но войны нет", - то я отвечу, что такого раскола общества, такой ненависти одной группы лиц к другой, когда бывшие сослуживцы сидят по разным окопам, брат идёт на брата, сестра на сестру, родители на детей и наоборот, не было со времён Гражданской 1920-х годов. В прямом смысле расколоты семьи. И власть удовлетворена, старый как мир принцип "разделяй и властвуй" своей актуальности не потерял.
  
  P.P.S. Кстати, совсем недавно я узнала, что у нынешней РПЦ отсутствует Томос. Уменьшилась ли моя Вера после подобной информации? Абсолютно не уменьшилась. Настоящая Вера в посредниках не нуждается, а то, что афганская война взрастила и утвердила во мне настоящую Веру, так это без всякого сомнения.
  
  
  Христос в золоченом киоте
  Проходит сквозь душу взглядом,
  Ищите Меня и найдете,
  Зовите Меня, Я рядом.
  
  Привыкли смотреть на землю,
  А вы посмотрите выше,
  Я там в небесах вам внемлю,
  Взывайте ко Мне, Я услышу.
  
  Я Сам вам открою двери,
  Приветствуя на пороге,
  Раскаянной чистой вере
  И в небо легки дороги.
  
  Довольно порой лишь слова,
   Чтоб вспыхнуть подобно кремню,
  Для грешного и святого
  Любовью расцвечу Я Землю.
  
  Душа оживет в полете,
  Без страха взлетая выше.
  Ищите Меня и найдете,
  Взывайте ко Мне, Я услышу.
  
  Наталья ПИСКУНОВА
  
  
  
   []
  
  68.
  
  
   []
  
  69. Моя "келья", так муж прозвал комнату, где я читаю ежеутренние молитвы
  
  

  
  Продолжение здесь:
  http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00a10.shtml
  

  
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023