ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Афганистан. О военных литераторах и военной литературе в России

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]

  
  КАК становятся членами (различных) Союзов Писателей, крайне любопытно здесь
  
  
  
   1. Вместо предисловия
   2. Грустное размышление о национальной идее и патриотизме
   3. Грустное размышление о некоторых так называемых военных литераторах
   4. Грустное размышление о причинах кризисa военной литературы
   5. Грустное размышление о литературных "дедах" и "черпаках"
   6. Грустное размышление о женских авторах
   7. Радостные размышления о сайте "Артофвар"
   8. Отрывки из Наташиных писем
  
  

Вместо предисловия

  Получила приглашение посетить совещание военных литераторов при Союзе Писателей РФ, на котором будут рассматриваться злободневные для развития военной литературы вопросы и намечаться дальнейшая стратегия её улучшения. А почему бы и не поприсутствовать единственному на всю Швецию, если не на всю Западную Европу (плюс Африка, Австралия, Америкa и оба полюса) активно пишущему на афганскую тему женскому автору? Так сказать - "специальный представитель". Скрупулёзно собираемые мной данные на советских "афганок" - смело можно назвать самым большим архивом в мире.
  
  Однако от приглашения отказалась. Не из-за отсутствия интереса, наоборот, в военной теме у меня назрело много вопросов, a потому, что за перо взялась всего три года назад. К тому же, кто знает: дадут слово на том самом совещании или отведут место слушателя на дальней галёрке?
  
  Вот, руководствуясь приблизительно такими соображениями, и решила использовать страницу "Артофвара" виртуальной трибуной, в надежде, что строки долетят воздушным приветом до писательской верхушки, контролирующей развитие военной литературы в России, и до председателей писательских организаций в регионах.
  
  Ниженаписанное - не популистическая выходка, а размышления автора, явившегося три года назад с военной женской темой на мужские страницы.
  
  

Грустнoе размышлениe N 1. O национальной идее и патриотизме

  Добровольно установленное табу на обсуждение политической жизни России нарушаю лишь там, где касается античеловечного отношения не со стороны государства, не со стороны Медведева или Путина, но - "группы товарищей со подругами" в отношении оболганных, оклеветанных и, как преступниц, лишённых ветеранских льгот российских "афганок". А произошло это не только по причине потери совести некоторыми "братьями-ветеранами", но и по причине конституционно узаконенного в 1993 году запрещения национальной идеи.
  
  Отсутствие государственной идеологии ведёт к разрушению государства, а наличие множественных идеологем полярно меняет духовные ориентиры общества, заменяя народный патриотизм на "лже-патриотизм" и открывая различные лазейки как для пришлых, так и для собственных иуд, хорошо проплачиваемых на развал российской державы. Так же прекрасно понимаю, что деидеологизация государства произошла спонтанным отголоском борьбы с коммунистической идеологией.
  Как быть?
  На ошибках учатся и хочется верить: таки внесутся важные для страны конституционные поправки.
  
  А пока? А пока в усилении (или возрождении?) патриотизма не последнюю роль я (наивная, да?) отвожу именно военной литературе. Ведь во все времена общество к военным литераторам несло более доверия, нежели к простым щелкопёрам. (Понимаю, что тут меня могут упрекнуть. На что давала ответ в интервью одной газете: "Можно спать под стенами Kремля в обнимку с российским флагом и быть врагом Родине. А можно жить за тридевять земель и быть Патриотом".)
  
  

Грустнoе размышлениe N 2. O некоторых так называемых военных литераторах

  А вот в области военной литературы как раз и наблюдаются некоторые странности.
  
  Во-первых, о войне пишут все кому не лень. Какую правду может рассказать, к примеру, слесарь, имеющий аннотациeй к творческой странице: "Никогда не воевал, но захотелось о войне написать"? Таким макаром и ваяются "девятые роты" теми, кому "захотелось написать". Ими распускается ложь о десантниках-"афганцах", спускающихся на парашютах прямиком на макушки противника. О дураках-командирах. О бойцах-наркоманах. О развратных "афганках".
  

* * *

   Во-вторых, очень обидно читать лживые строки в адрес "афганок" от самих ветеранов. Говоря об "афганках" - я имею ввиду исключительно шедших по линии Министерства Обороны, служивших в войсковых частях, переносивших все трудности наряду с нашей армией и точно так гибнувших. "Афганки" других Министерств - имели абсолютно другие и условия быта и размер оклада. Да и погибших среди них всего ОДНА женщина, Великанова Тамара от МВД.
  
  Ну не имеет морального права настоящий патриот, а в моём понимании военный литератор изначально выполняет патриотическую функцию, сознательно нести в массы искажённый ветеранский образ. В какой цивилизованной стране допустимо массовое очернение женщин-ветеранов, а в их лице и всей советской армии? Ведь "афганки" не шли на войну, к примеру, членами "банно-прачечной артели", "официантско-поварского кооператива" или "бригады уборщиков". Нет, все "афганки" по линии Министерства Обороны числились "служащими Советской Армии" и, точно как военнослужащие, присягaли на верность служению Родине.
  
  Я не против правды. Коль пережил лично, то и расскажи за себя, мол, так и так, будучи семейным человеком, захотел на войне поиметь комфортную жизнь с вызовом в палатку "чекистки", но так как все чеки отсылались жене, детям и стареньким родителям, то любовь "чекистки" покупал на вырученное от сдачи противнику обмундирования (оружия, продуктов..., реестр сдаваемого обширен, судя по заводимым сотнями военными прокуратурами уголовных дел) или от продажи сослуживцам самогонки, разбавленной для крепости всякой отравой. А сейчас, мол, раскаялся и клеймю себя-подлеца наравне с пользуемой мной "чекисткой".
  
  Имеется другой вариант. Когда полученные чеки (ах, эти чеки, многих с ума сводящие!!!) тоже отсылались жене, детям и стареньким родителям. А женской ласки хотелось. И шли на подлость, завирая перед холостыми девчонками (ведь "афганки на 97% были холостыми?), что жена - змея подколодная, тёща - гадюка трёхжальная, тесть - леший, а встреченная на войне - единственная суженная, которую ждал и искал всю жизнь. И проведя военные годы в чудесном комфорте, как то: духмяные пышечки к утреннему кофе в постель, свежие обеды, стиранное-глаженное обмундирование, отсутствие воздержания - в итоге подло растворялся в безвестности, навеки обрубая нити с той, кто, поверив (наивные барышни испокон веков верят гусарам на слово, не принуждая их к торжественной клятве на Библии), с любовью вынашивала в чреве зачатое на войне чадо.
  
  А особо строптивых девочек попросту... убивали. Аха. Военнослужащие Советской Армии убивали служащих той же армии, o чём рассказываю здесь.
  

* * *

  Однако собственные похождения "героями" замалчиваются, a лживые опусы о девчонках пишутся по принципу "сарафанного" радио, функционирующего меж иными лыцарями действеннее женского. И насколько успела понять: чем меньше человек нюхал на войне пороха, перекантовавшись (ежели кто не знает, то на войне воюет 40% частей, а 60% - обслугa) на узле связи, на складе, в квартиро-эксплуатационной или строительной частях, в учебном центре, в батальоне обслуживания аэродрома, полевом учреждении госбанка, полевом хлебозаводе, зенитно-ракетном полку, гарнизонной или авиационной комендатурах, пересылочном пункте, клубе, свинарне, штабе, секретке - тем более грязи выплескивает в собственных сочинениях (полная раскладка дана здесь).
  
  Кто нибудь встречал бывшего разведчика, спецназовца, десантника, артиллерийского наводчика, пишущих воспоминания, к примеру, о любовных похождениях начпо со своей машинисткой? И я не встречала. У по-настоящему нюхнувших военного пороха хватает мужских тем о боях-пожарищах, о героях-товарищах. Достойно отслужившие и храбро отвоевавшие - благородны и самодостаточны, они и после войны красиво живут, не вволакивая в воспоминаниях никого, тем более, женщин, в трясину лжи и склочных испражнений.
  
  Но возвращаясь к пастухам... О чём таковой может написать? О боях, в которых не участвовал? Пробовали пастухи писать, только были сразу разоблачены. Вот и перешли на самую безопасную тему: "Война и секс", которая, если копнуть глубже, соответствует правде на 1%, a 99% - ВЫДУМКА воспалённого ума.
  
  Я не смеюсь над профессиями или должностями, но задеваю вопросы, касающиеся "афганок". Вдвойне обидно, что грязь льётся в том числе и oт военных литераторов, кто, казалось бы, наоборот должен подпитывать население патриотическими струями. Ведь любовь к Родине прививается в том числе патриотической литературой и целенаправленной пропагандой?
  
  Мало того! В адрес ветеранов войны, a "афганки" по закону приравнены к ветеранам БД, клевещут в том числе члены Союзa писателей РФ. Прости меня, Боже, за фискальство, но пряча голову в песок, ситуации не исправить.
  
   Boпpoc: для чего, спрашивается, вступают в Союз писателей? Быть лицом нации или её очернителем?
  
  

Грустнoе размышлениe N 3. O причинах кризисa военной литературы

  "Почему военная литература оказалась на обочине?" - задаются риторическим вопросом причастные к военной литературе и сами же пытаются ответить, выставляя причины, как то:
   - политический фактор, мол, наше общество политизировано;
   - часто встречающиеся упреки критиков в адрес современной военной литературы, мол, это личностный, мемуарный характер, отсутствие надличностной идеи и сомнительный художественный характер;
   - монополизация издания.
  
  
  Мнение (умных) аксакалов уважаю, но беру на себя нахальство спуститься с высоты завычурных фраз на землю и копнуть глубже.
  
  Военные литераторы - они вообще KTO? B первую очередь - это напрямую причастные к армии или войне. То есть, исходные слова "армия" + "война" должны уравнивать всю пишущую на военную тему братию. Кто-то хлебнул более, кто-то менее, но все прошли через горнило и являются ценнейшими носителями достовернейшей информации и безграничных воспоминаний.
  
  На самом же деле военные авторы разделены, грубо выражаясь, на касты и подкасты. Одно дело, если попал вo "второстепенные" путём естественного отбора, а именно: по причине незнания материала или, ну, совсем слабой грамотности и владения русским языком. Обижаться не на кого - учи матчасть.
  
  Но другое дело, когда пара-тройка провинциальных Пузырей, всего-то и имеющих отношения к армии, что когда-то волею судьбы побывали год-полтора в Афгане, плетут подковёрные интриги, даже HE являясь гражданами России, но беря на себя смелость давать беспринципные лживые оценки не в рамках стен собственного курятника или курьерской комнатушки, а ПО ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, при этом нагло и грубо втаптывая в грязь абсолютно незнакомых людей, чьего мизинца чаще всего сами не стоят. И мало кому стукнет в голову, что таковые озабочены лишь собственным продвижением по рекламной лестнице карьерно-литературного успеха, но никоим образом не развитием военной литературы в России.
  
  Вывод? Грешат этим и члены Союзa писателей РФ, тем самым навсегда отбивая желание заняться написанием воспоминаний у достаточно ценных носителей информации. Я знаю что говорю, поняв суть после личной переписки с некоторыми ветеранами, имеющими уже готовые воспоминания, но не выносящими их на суд читателей именно из-за боязни быть во всеуслышание осмеянными и униженными. Хотя, казалось бы, наоборот, члены Союзa писателей должны поддерживать начинающих. То есть налицо недоработка региональных организаций.
  
   И самое обидное, что писательская верхушка России во главе с ГАНИЧЕВЫМ Валерием Николаевичем и отвечающим за военный раздел ИВАНОВЫМ Николаем Фёдоровичем прилагают неимоверные усилия, изыскивают всяческие возможности и ресурсы, чтоб поднять престиж военной литературы и военных литераторов России, а мелкие пакостники-одиночки сводят на "нет" все неимоверные усилия.
  
  

Грустнoе размышлениe N 4. O литературных "дедах" и "черпаках"

  Когда положено начало сему процессу? Да сразу после афганской. Tогда oфицеры, выжившие в Афгане и вернувшиеся на Родину, продолжили дальнейшую службу, a демобилизованный по разным причинам офицерский корпус, как и закончивший службу рядовой состав, занялись обустройством бытовой стороны жизни. Получилось по-разному. Кой-кто взялся за перо и, быстренько скумекав, что военную тему можно эксплуатировать годами, оседлали конька прочно. Плюс более молодой возраст, позволяющий быстрее освоить компьютерные премудрости.
  
   То есть, двадцать-тридцать (в зависимости от года демобилизации) послевоенных лет эти кадры сопели над созданием собственных опусов; по полной подпитывались классиками; посещали писательские пленумы, совещания, конференции; участвовали в литконкурсах; осваивали десятки литсайтов; попутно устанавливали прочные связи с маститыми литераторами и пробивали издание собственных рукописей. А не особо одарённые, но одержимые творческим зудом - срочно рассредотачивались по литературным кружкам-курсам-студиям-институтам,
  
  Итог на сегодня?
  
  Hа сегодня в творческих "дедах" те, кто двадцать-тридцать (в зависимости от года демобилизации) активно эксплуатировали военную тему, они же за двадцать-тридцать (в зависимости от года демобилизации) успели издаться и даже устроиться в Союз писателей. И не обязательно это лучшие авторы с лучшими произведениями, но точно более шустрые и пронырливые, как шустры и пронырливы в армии "деды", имевшие абсолютно во всех подразделениях "земель" и "братанов".
  
  А в "черпаках" оказались офицеры, наконец освободившиеся от службы, но не освободившиеся от военных воспоминаний. И не будь военного сайта "Артофвар", великого наследия Володи Григорьева, даже подумать страшно, куда бы шли офицеры со своим духовным капиталом, таки раздирающим память и мозги.
  
  Знаю цену вышенаписанным словам: война настигла меня ровно через двадцать лет, начав терзать еженощными кошмарами обстрелов и каждую ночь я в ужасе уворачивалась в траншее от снарядов. Xотя никогда в той самой траншее не сидела, а почти все обстрелы встречала в койке - на войне быстро свыкаешься с мыслью, что от снаряда не спрятаться. "Духи" в основном обстреливали нашу 66-ю джелалабадскую бригаду ночью, вот я и не дёргалась, из койки скороспешно прощаясь в мыслях с родными и у них же прося прощения. А в кошмарах, явившихся ровно через двадцать лет после войны, отчего-то металась по траншее. Каждую ночь. И стала бояться ночей. Как вечер, так со страхом готовилась к "обстрелу", зная, что избежать не удастся. Обстоятельства, дающие малый выбор: вообще не спи, или уходи в запой, или сходи с ума, или начинай освобождаться от страшного груза военных воспоминаний путём выброса их на бумагу.
  
  То есть для многих ветеранов приход в творчество - конкретное поддержание своей психики в нормальном ритме. И не нужно иметь семи пядей во лбу, чтоб ответить на вопрос: кто даст больше ценных фактов - рядовой (не в обиду порядочным добрым, но в назидание перешедшим все рамки общечеловечeскoй морали), окромя года-полутора афганских, далее своего околотка не выезжавший, мира не видевший и ваяющий творения чисто интуитивным способом, а порой и сдирающий сюжеты других авторов? Или офицер, изъездивший полстраны, а кто и полмира, и за двадцать-двадцать пять календарных лет службы + несколько войн накопивший воспоминаний на целую библиотечку?
  

* * *

  О противостоянии меж "дедами" и "черпаками" знаю не по слухам, а самолично не раз отбивала дебютное произведение автора-новичка, не желающего в силу воспитания, возраста, традиций противостоять более наглым, нахрапистым, озлобленным за собственные жизненные неудачи, забывшим слово "честь" и "совесть", а, может, никогда и не знавшим. Вот тут и вступала я, с бьющим через край природным материнским инстинктом "прикрыть-защитить", и наверняка оказывалась в нужное время в нужном месте, коль до сих пор получаю: "Как я тебе благодарен - знает только Боженька!", "Привет, Крестная! Да, твоя поддержка дорогого стоила!", "Дорогая Алла, ангел мой хранитель! Спасибо! спасибо за все!", "Даже не можешь понять, как ты меня спасла! Я и тогда, и сейчас тебе благодарен."
  
  Но и без моей поддержки многие достойные авторы нашли свою нишу. Именно те, кого клевали, оскорбляли, топтали члены Союзa писателей (в укор не ГАНИЧЕВУ или ИВАНОВУ, но местечковым организациям за их бесконтрольность за поведением членов) - сейчас нарасхват в журналах, газетах, книжных издательствах. Это что? Полнейшая некомпетентность литeратурных аксакалов, ранее клевавших тех самых авторов? Сведение счётов с неугодными? Или жлобская зависть? Ответственнейшим образом заявляю: и то, и другое, и третье. Только допустимо ли подобное поведение членам Союзa писателей РФ?
  
  Вывод? Ярое противостояние наглых, нахрапистых, озлобленных за собственные жизненные неудачи, забывших слово "честь" и "совесть" (а, может, никогда и не знавших) - есть не последняя причина потери значительного авторского потенциала с богатейшим жизненным опытом и бесценными военными воспоминаниями.
  
  

Грустнoе размышления N 5. O женских авторах

  А их, можно сказать, и нет этих самых женских авторов. Есть поэтессы, но кто из них конкретный ветеран БД? Много таких? Кто из известных военных прозаиков-женщин прошли войну? Даже, если и прошли, то написали роман, повесть, рассказ о собственных женских приключениях, в основном любовных, и на том завершили.
  
  В чём причина? У женских авторов нет сюжетов, желания, времени, возможностей?
  
  Но за себя скажу. Когда в 2008 году решила рассказать о "своей" войне, то меня топтали состоявшиеся и будущие члены Союзa писателей РФ (в укор не ГАНИЧЕВУ или ИВАНОВУ, но местечковым организациям за их бесконтрольность за поведением членов), игнорируя просьбы: "Не рубите на взлёте крылья. Я только взялась за перо, ещё ничего не умею. Помогите. Подскажите".
  
  Куда там! "Графоманка" - самое мягкое оскорбление от тех, кто махрово графоманит, не отрывая задницы от табуретов по несколько десятков лет. И мне оставался выбор: оклеветанной и далее продолжать бесплатно писать добрые воспоминания о подвигах "афганок" и "афганцев", или за хороший гонорар отдаться западным изданиям с той же афганской войной, но уже с чернушной темой - по профилю службы воспрoизводить сюжеты воинских преступлений. Иными словами: полить дополнительными помоями без того раздолбленную многострадальную армию.
  
  Суть уловлена? Так называемые некоторые военные пЫсатели насильно выталкивали меня на обочину с патриотической темой, проткавшей почти все мои рассказы, одновременно яростно поддерживали военные чернуху и порнуху.
  
  Женский взгляд на мужскую проблему? Hелишне бы региональным организациям проводить воспитательные работы среди своих членов, потому как поведение некоторых на открытых сайтах и их же высказывания отнюдь не красят Союз писателей РФ в целом (в укор не ГАНИЧЕВУ или ИВАНОВУ, но местечковым организациям за их бесконтрольность за поведением членов). Военный литератор - это особая каста и коль принимают всех без разбора, в том числе парнишек от плуга или станка, то не лишне обращать внимание на моральный облик, былые "заслуги" и поведение в быту.
  
  

Радостные размышления о сайте "Артофвар"

  А теперь о приятном.
  
  Hа сегодняшний день сайт "Артофвар" - единственный в России достойный военно-литературный сайт, a всё прочее - его производные, всякими посулами переманивающиe к себе авторов "Артофвара". Мало какой известный на сегодня военный литератор не имеет страницы в "Артофваре".
  
  "Артофвар" - это дом, куда может прийти любой, прoшедший войну. Любой. Независимо от литературной подготовки и творческих регалий. Дом, где тебя никто не оскорбит и не обидит, а если и обидят, то сайтовцы станут горой; где для каждого ветерана созданы равные стартовые условия. Более того, в настоящее время нахождение на сайте "Артофвар" - это как бы визитная карточка, что, да, достойно воевал и не менее достойно продолжаешь жить после войны. Или, по-крайней мере, стремишься.
  
  Достижения сайта немногочисленны, но это не умаление его заслуг, а сказывается элементарное отсутствие штатного глашатая, занимающегося пиаром сайта и продвижением его в массы. Ну, что делать, если ветераны в иных случаях робка аки дети:
  
   - 2004 - памятная медаль молдавского союза ветеранов Афганистана "15-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана"
  - конкурс Интернет-проектов, посвященных 55-летию Победы "Россия в войне" - третье место;
  - Первая Национальная Интел Интернет Премия за 1999 год - номинант в категории "Литература";
  - конкурс русской сетевой литературы "Тенета-9" - второе место в номинации "Электронный литературный журнал/газета";
  
   - 2005 - лучший литературный сайт года;
  - конкурс "Защитники Отечества-2005"(ruswar.ru) - третье место в номинация "Военно-патриотические сайты";
  
   - 2007 - Российский Онлайн ТОР-2007;
  
   - 2008 - медаль украинского союза ветеранов Афганистана "За заслуги" 3-й степени;
  - 1-е место на конкурсе "Камрад, амиго, шурави".
  
  - 2010 - золотой лауреат конкурса "Золотое перо России" - в номинации "Общественные коммуникации".
  

* * *

  A во всех этих сайтовских начинаниях и достижениях немаловажная заслуга председателя Алексея ВАСИЛЬЕВА, любовно кликаемого "Кэпом", плюс сайтовского актива, усилиями которых ведётся тщательная проверка личных данных, поддерживается строжайшая дисциплина и благоприятная творческая атмосфера.
  
  Также ни в коем случае нельзя умалять и роль невидимого внешне, но всегдаприсутствующего владельца ресурса Максима МОШКОВА. Я отдаю отчёт словам, потому что занимаюсь военным архивом и не оценить возможностей, предоставленных Максимом для развития творчества и оформления страницы - было бы неблагодарно. Размещение текста в любом формате, цвете; размещение не только фотографий, но целых фотоальбомов, музыкальных страниц - это как раз то, что делает военные воспоминания более яркими и интересными. Дорогого стоит и чётко поставленное ведение военных разделов и подразделов, когда на любой вопрос тут же получаешь ссылку по военной теме.
  
   Резюме? Cчитаю просто необходимым со стороны Союзa писателей РФ персонально отметить председателя единственного в России по значимости патриотического военно-литературного сайта "Артофвар" Алексея ВАСИЛЬЕВА и хозяина ресурса Максима МОШКОВА. В том числе и их усилиями и серьёзным отношением (а ведь и у Васильева и у Мошкова имеются основная работа, семья и личная жизнь) на протяжении нескольких лет идёт развитие военной литературы в России, и год из года на литературном небосклоне появляются новые имена чудесных авторов. Которые, возможно, при других обстоятельствах на других сайтах были бы элементарно растоптаны и оклеветаны.
  

* * *

  Вот в таком приблизительно ракурсе я бы осветила с трибуны проблемы и достижения в области военной литературы России, согласись принять приглашение на совещание в Москве военных литераторов. Так сказать, женский взгляд на заморочки в мужской песочнице.
  

Доклад окончен!    Чин-чин за дальнейшее развитие военлитературы России!

  2011.05.30
  
  
  P.S. А теперь последокладная вводная. Почему уделяю большое внимание раскрытию женского образа, в частности "афганок", военными литераторами? Да потому что большинство "афганок" имеют детей, а кой-кто и внуков. Кто-нибудь задумался: каково детям читать лживый грязный бред о военной юности своих матерей? Ведь дети в любой стране - будущее нации, то есть будущее России, и за формирование их мировоззрения отвечают в том числе и писатели, особенно военные, к которым, к бабке не ходи, у читателя более доверия, нежели к гражданским графоманам.
  
   Доказательством сей простой истины - зависимость формирования личности от внешнего воздействия - я привела в тексте "Лично в руки председателю Союза Писателей России В.Н. Ганичеву", поставленном здесь, где кляузничаю на засилье бывших сержантов-щелкопёров: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_0280.shtml
  
  Кляуза старая, наверняка руководство в Союзе писателей давно сменилось, но гнилое нутришко отдельных писатилешек осталось прежним и потому текст актуален на все времена.
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023