|
||
Материал лежал несколько лет, требовал редактирования мелких описок, да всё руки не доходили. Сейчас, когда понимаю, что пора заканчивать с тематикой афганской войны, хочу выставить. Возможно, что-то пропустила, но основное "причесала". Сотни коротких военных историй...
"Лётные происшествия в небe Афганистана (1979-1983)" находится здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/1sol.shtml "Лётные происшествия в небe Афганистана (1984-1985)" находится здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/1sola.shtml
Лётные происшествия в небе Афганистана в 1986-1987 годах
1986 год 9 января 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-8 335-го обвп (Джелалабад). Командир экипажа Александр Тарасов. При высадке десанта у кишлака Бар-Кошмунд граната от РПГ-7 попала в лопасть, левый топливный бак, двигатель. Из-под капота левого двигателя потекло масло. После проведения десантирoвания и возвращения на аэродром насчитали более 200 пробоин. A.C.: К-н А. Тарасов упомянут в сводке за 09.06.1986 (см. ниже). * * * 13 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на С. Синько (позывной 744) осуществлял прикрытие 8 вертолетов Ми-8МТ, высаживавших десант на плато Искаполь под Газни. После начала обстрела с земли отвлек огонь противника на себя. Машина получила значительные повреждения от очереди ДШК и загорелась. Оператор ст. л-т А. Устыченко покинул потерявший управление борт, но из-за малой высоты парашют раскрыть не успел, командир и борттехник ст. л-т Н. Старков погибли при столкновении вертолета со скалой. РАДИООБМЕН: С: Заходим с правой стороны. РИ: Борт 12-87. Пожар!!! Борт 12-87... С: Прыгай! Прыгай, я сказал!!! Э1: Кто прыгает? Что там с пятым?! Э2: Я еще не взлетал. Э1: Что с 44-м?! Э3: Упал он!!! 7-50 упал, упал он!!! Э2: Hе видел? Парашюты были, нет? Э3: Hет, не видел я парашютов, но один прыгал, прыгал один!!! Но парашют не раскрылся!!! * * * 13 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Вертолет, заходивший на посадку для высадки десантников у плато Искаполь, был обстрелян с рядом расположенной отвесной скалы огнем ДШК, просел и столкнулся с землей. Тяжелые ранения получил летчик-штурман, но все находившиеся на борту остались живы. Сразу после покидания вертолета десантники и экипаж попали под сосредоточенный огонь с разных сторон и смогли выйти из окружения только ночью, через расщелину в скале. Дойдя до "зеленой зоны", они присоединились к основным силам. * * * 17 января 1986 г. катастрофа вертолета Ми-24 280-го овп (Кандагар). Выполнявший боевой вылет на прикрытие аэродрома Кандагар ночью, к-н В. Михалев потерял управление над вертолетом на взлете и упал около стоянок вертолетов Ми-6. На месте падения возник пожар, который с трудом удалось ликвидировать. Экипаж в составе командира, оператора ст. л-та Е. Ворогушина и борттехника ст. л-та Б. Фазылова погиб. Вероятной причиной падения стал помпаж двигателей. * * * 18 января 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 N 37 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Bторой вылет. Пара вертолетов Ю.И. Владыкин - Костычев, выполняла задание по прикрытию спецназа, штурмующего укрепрайон в р-не Гошты. При выходе из атаки с левым разворотом пара была обстреляна из ЗГУ и ПКМ. На вертолете Владыкина был поврежден левый блок НУРсов, крыло, лопасти НВ. Hа вертолете Костычева одна пуля застряла в левой грузовой створке, одна в стенке кабины, третья попала в голову борттехника л-та А. Михайлова под ЗШ. От полученного ранения Михайлов сразу скончался. После возвращения на базу вертолет Костычева заменили и в третий вылет на поддержку спецназа он шел за своим ведущем уже на другом вертолете. A.C.: Командир вертолета замполит АП Владыкин Ю.И. упомянут в сводке за 09.02.1986 (см. ниже). * * * 19 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ N 33 280-го овп (Лашкаргах). Экипаж в составе командира к-на С. Сергина, летчика-штурмана Р. Даудашвили и борттехника В. Кузнецова ведомым в паре осуществлял перевозку бойцов 370-го ооСпН. Гася скорость, командир резко отработал ручкой и лопостями НВ перерубило ХБ. Mашина упала в 90 км юго-западнее Кандагара у площадки Лашкаргах. Экипаж и шестеро десантников погибли. РАДИООБМЕН: Э1: 751, как у вас дела? Э1: У него хвост, хвост разваливается! РП: 751, что произошло?! Э: Прощайте, мужики! РП: Cемь полсотни один! Покидай вертолет! РП: Покидайте! Прыгайте, прыгайте! 751, как поняли меня? * * * 1 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24в N 14 4-й вэ 280-го овп (Кандагар). Командир вертолета к-н В. Басов. Вертолет, выполнявший полет на высоте 4 000 м (превышение 2 300 м) в р-не н.п. Шахджой, был обстрелян ракетой ПЗРК "Стрела" и поражен ею в хвостовую часть. Mашину начало вращать и затем отвалилась хвостовая балка. Экипаж стал покидать борт, но, попав под несущий винт, погибли командир и борттехник к-н А. Кривенко. Tолько летчику-оператору ст. л-ту В. Полякову удалось спастись на парашюте. * * * 8 февраля 1986 г. поломка самолета МиГ-23млд N 42 655-го иап (Пярну), летчик п/п-к Евсюков. Этап: посадка на аэродроме Шинданд. Из-за разрушения пневматика колеса через 100 м после касания, самолет сошел с ВПП и налетел на строение, повредив консоли, фюзеляж и шасси. Борт восстановлен, но на боевые задания вылетов больше не совершал. * * * 9 февраля 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24. Прикрывая работу спецназа по зачистке кишлака Лой-Термай, Ми-24 (командир вертолета - замполит АП Владыкин Ю.И., оператор - Кутный) был подбит и совершил вынужденную посадку на уступ скалы. Были повреждены правый двигатель, пробит маслорадиатор и коммуникации гидросистемы, расплавились лопатки и заклинило свободную турбину. Находившийся на борту командир спецназа организовал оборону вертолета. Прибывшая группа техников ввела машину в строй в течении ночи, после чего экипаж перегнал борт на базу. A.C.: Командир вертолета замполит АП Ю.И. Владыкин упомянут в сводке за 18.01.1986 (см. выше). * * * 13 февраля 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 280-го овп (Кандагар). При входе в ущелье вертолет попал под огонь противника, был пробит бак, повреждена тросовая проводка управления. Командир смог дотянуть до охраняемой зоны и в 3 км восточнее аэр Кандагар совершить вынужденную посадку. Экипаж в составе к-на Сергея Николаева и летчика-оператора ст. л-та С.А. Наточия жив. Вертолет восстановлен. A.C.: Тут "к-н Сергей Николаев", но в сводке за конец марта-1987 (см. нижe) упоминается "к-н С. Николаев". Возможно, один и тот же пилот. * * * 21 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24в N 26 50-го осап (Кабул). Зам ком АП п/п-к И.Ф. Пиянзин взлетел ранним утром с целью разведки огневых точек противника в районе аэропорта. В момент третьего витка набора высоты на 1 000 м по нему был произведен пуск ракеты ПЗРК "Айн ас Сакр", после попадания которой в правый борт Ми-24 загорелся и стал терять управление. Командир приказал оператору старшему лейтенанту Александру Васильеву покинуть свою кабину на парашюте, а сам попытался увести вертолет в сторону от жилых построек и совершить посадку. Разбился в стороне от города. В честь погибшего летчика была названа одна из улиц Кабула. * * * 28 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). Зачистка р-на Ислам-Дара. При высадке десанта 173-го оспн в 67 км на северо-восток от Кандагара (Аз=66) подожжен на земле огнем противника. Борттехник ст. л-т Ю. Молоденков убит, остальные члены экипажа живы. * * * 2 марта 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Вертолет, возвращавшийся с боевого задания, попал под обстрел противника, загорелся и упал на землю. Погиб борттехник л-т А. Емельшин. * * * 5 марта 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). В районе Джелалабада вертолет к-на Гергеля, следовавший на высоте 2 000 м, был сбит ракетой ПЗРК "Стрела", экипаж успешно покинул борт на парашютах и не пострадал. * * * 6 марта 1986 г. авария 2-х вертолётов Ми-24, ведущий м-р Каманов, ведомый к-н Салов. Пара Ми-24 в районе Гудалекалай, сопровождая группу Ми-8 с десантом, вошла в "глухое" ущелье, не имеющее сквозного прохода. Более мощные Ми-8МТ легко перескочили горный хребет, а Ми-24 не хватило мощности. Они зацепили склон. Экипажи не пострадали. A.C.: Похожая сводка имеется за 06.03.1987. Разница ровно год, те же экипажи, та же ситуация. Какая дата верна? "6 марта 1987 г. авария двух вертолетов Ми-24 239-й овэ (Газни). Пара вертолетов: командир отряда м-р Каманов - ведомый к-н Салов, выполняя боевое задание по прикрытию Ми-8, вошла в "глухое ущелье", не имеющее сквозного прохода. В наборе высоты оба потеряли скорость и упали на заснеженный склон горы в 20 км западнее Газни. Обе машины разбиты, экипажи живы". * * * 19 марта 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 205-й овэ (Кандагар). Вертолет к-на В. Дубина (летчик-штурман В. Волков), снижавшийся в пустынной местности с целью подбора группы спецназа, был обстрелян противником и подбит. Экипаж сумел выполнить посадку и покинуть горевший борт, после чего был подобран вертолетом ведомого. A.C.: К-н В. Дубин упоминается в сводках за 09.10.1986 и за 10.01.1987 (см. ниже). * * * 24 марта 1986 г. повреждение вертолета Ми-24. * * * 3 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (381 орап Чимкент), аэродром Баграм, cт. летчик ст. л-нт Покатаев Евгений Александрович. При выполнении воздушной разведки парой (был ведомым) сбит из ДШК на высоте 2 000 м в 10 км юго-западнее Гардеза (район Хоста). На подбитом самолете тянул на аэродром, однако самолет начал разваливаться и ведущий дал команду на катапультирование. Катапультирование не произошло из-за перебития тяги привода К-36дм. Летчик погиб. * * * 6 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Звено в составе А. Руцкой - В. Гончаренко, В. Курдас - А. Кошкин атаковало опорную базу моджахедов у кишлака Джавар вблизи пакистанской границы в районе города Хост. Ведущий самолет командира АП п/п-ка А. Руцкого уже был прошит очередью ЗГУ, когда ракета ПЗРК "Blowpipe" ("Ред Ай"?) попала в воздухозаборник левого двигателя, который остановился, и вызвала помпаж соседнего, а также повредила осколками систему управления. РАДИООБМЕН: Р: Сто семьдесят четвертый, смотри в оба - прикроешь. Г: Вас понял, сто шестьдесят первый. Р: Еще заход. Г: Сто шестьдесят первый! Сто шестьдесят первый! Едва державшийся в воздухе штурмовик добила следующая зенитка, лeтчик Руцкой А. катапультировался с высоты 250 метров, повредив позвоночник, сломав руку и разбив голову. К месту его приземления устремились душманы, но БТР афганской армии прибыл первым и забрал Руцкого. Несмотря на запрет врачей, он позже уже в должности заместителя командующего ВВС 40-й армии продолжал летать на самолете Су-25, участвуя в боевых действиях. A.C.: Ст. л-т В. Гончаренко упомянут в сводке за 18.04.1986 (см. ниже). A Руцкой, да, тот самый, у которого 04.08.1988 (сводку за 1988-89 годы поставлю позднее) случится второе за 2 года катапультирование в Афганистане. * * * 9 апреля 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Файзабад). Доставка грузов на высокогорный пост. При взлете с площадки N 3 (16 км юго-западнее Файзабада) вертолет к-на Сергея Баркова попал в условия сдвига ветра, зацепил лопастями землю, упал и сгорел. Экипаж и сопровождающий груз - живы. Борттехником был ст.л-т С. Щербаков. * * * 12 апреля 1986 г. боевое повреждение самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Летчик - инспектор ВВС 40-й Армии Николай Леонидович Коваль (Черниговское ВВАУЛ), поддержка с воздуха мотострелкового подразделения в районе афгано-пакистанской границы. Сразу после сброса бомб самолет сильно тряхнуло, остановился один из двигателей, а на крыле воспламенилось топливо из пробитого бака. Коваль выровнял машину и взял курс на точку, к счастью, пламя удалось сбить скольжением и посадка прошла благополучно. * * * 18 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап, зам ком аэ м-р Осипов Константин Леонидович. Атака цели в р-не Хоста звеном м-р К. Осипов - ст. л-т В. Гончаренко, ст. л-т С. Ситников - ст. л-т В. Янков. При выполнении повторного захода на цель в правый двигатель попала ракета ПЗРК, возник пожар. Летчик попытался тянуть как можно дальше от объекта атаки, заметив травяное поле аэродрома Хост, пошел на вынужденную посадку не выпуская шасси. После касания земли с креном отломилось правое крыло, а самолет потащило юзом и он зацепил стадо коров. После того, как осела пыль, летчик увидел всадников, подъезжавших со стороны кишлака, и приготовился к обороне, но местные жители бросились резать раненную корову, чтобы не дать ей издохнуть. Вскоре подошла пара вертолетов ПСС и подобрала летчика. Со штурмовика сняли часть агрегатов, а остальное - взорвали на месте. За загубленных коров местным жителям заплатили. A.C.: Ст. л-т В. Гончаренко упомянут за 06.04.1986 в общей сводке с Александром Руцким (тем самым знаменитым, см. выше). * * * 21 апреля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ N 53 335-го обвп (Джелалабад). После доставки раненого в Шaмархельский госпиталь пара к-н С. Сучков - ст. л-т А. Мирин заходила на посадку на аэродром Джелалабада. В районе разворота на высоте 1 500 м по ведомому был осуществлен пуск ракеты ПЗРК, в результате попадания борт получил значительные боевые повреждения. Командир, удерживая вертолет в режиме заданного полета, дал команду членам экипажа на экстренное покидание. Когда летчик-штурман л-т В. Польшин и бортовой техник л-т С. Богданов были готовы покинуть борт, вертолет взорвался. Экипаж погиб. * * * В апреле 1986 г. (точная дата не известна) авария самолёта Су-25, лётчик к-н Осипов К. После попадания из ДШК на самолете возник пожар. Летчик сумел потушить его и дотянуть до Хоста. Получивший серьёзные повреждения при посадке на грунтовую полосу самолёт впоследствии был списан.