|
||
Материал лежал несколько лет, требовал редактирования мелких описок, да всё руки не доходили. Сейчас, когда понимаю, что пора заканчивать с тематикой афганской войны, хочу выставить. Возможно, что-то пропустила, но основное "причесала". Сотни коротких военных историй...
"Лётные происшествия в небe Афганистана (1979-1983)" находится здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/1sol.shtml "Лётные происшествия в небe Афганистана (1984-1985)" находится здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/1sola.shtml "Лётные происшествия в небe Афганистана (1986-1987)" находится здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2940.shtml
Лётные происшествия в небе Афганистана в 1988-1989 годах
1988 год 12 января 1988 г. боевая потеря Су-17м4 274-го апиб (Калинин). Вылет с аэродрома Баграм, ком. аэ Юрчук Сергей. Работа в горном районе Пандшерского ущелья. Официально - на высоте 4 500 сбит из ПРЗК 65 км северо-восточнее Баграма (Аз=65). Летчик катапультировался, приземлился высоко в горах в глубокий снег. Духов рядом не было. Подходящей площадки рядом с местом приземления не оказалось и забрать его вертолетом оказалось не возможно. Попытались сбросить летчику теплую одежду и продукты, но весь груз улетел в пропасть. Обнаружили подходящую площадку ниже по склону. Чтобы помочь летчику, к нему на парашюте со 100 м прыгнул прапорщик Н. Скрипкин из группы ПСС, вдвоем они спустились к площадке. Подобраны парой вертолетов Ми-8МТ м-р Ю. Власов - м-р А. Макаревич из ПСО 262-й овэ. A.C.: Аналогичная сводка имеется за 12.01.1987: "12 января 1987 г. авария самолёта Су-17М4, аэродром Баграм, лётчик Юрчук С. Лётчик выполнял вылет на боевое задание по штурмовке целей в Пандшерском ущелье. Имеется 2 версии ЛП: - по официальной версии: на высоте 4 500 м сбит из ПРЗК в 65 км северо-восточнее Баграма, летчик благополучно катапультировался, приземлился высоко в горах в глубокий снег и был подобран вертолетами ПСО; - по неофициальной версии: сорвался в штопор после вывода из атаки из-за несброса АБ и невключения форсажа при этом". Когда на самом деле случилось ЛП? A.C.: Майор ПСО Мокаревич А.И. из Баграма упоминается в сводке за 11.08.1987. Возможно, один и тот же, ошибки в написании фамилий допускались часто. A.C.: Скрипкин упоминается в сводке за 24.06.1988 (см. ниже). * * * 17 января 1988 г. боевая потеря двух вертолетов Ми-24 23-го оап авиации погранвойск (Душанбе). Огневое прикрытие высадки десанта в районе кишлака Якатут. Погибли к-р эскадрильи м-р Карпов В.А., штурман эскадрильи к-н Окомашенко Н.П., к-н Красовский П.С., пр-к Чекмарев Э.Ю., ст. л-т Леонов И.А. * * * 21 января 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара совершала транспортный рейс по маршруту Кабул-Гардез, ведущим шел зам. командира полка п/п-к Дарьин Ю.В., ведомым нач. разведки полка м-р Пискайкин А.Г. При перелете хребта к северу от аэродрома Гардез вертолет ведомого попал под огонь зенитных средств и, потеряв управление, упал на землю. Погиб экипаж из 3-х человек, влючая командира, летчика-штурмана ст. л-та С. Путенко и борттехника ст. л-та А. Кучеренко, а так же четыре пассажира, один из которых - к-н, зам. ком-ра 266 ОРАТО по политчасти. A.C.: В этом самолёте погибла Ольга Павловна МИРОШНИЧЕНКО, зав. столовой гарнизона Газни. Возвращалась из Союза после похорон мамы, военная командировка - около семи месяцев. "О девочках, гражданских специалистах Министерства Обороны, погибших в афганском небе".Ольга упомянута в моём тексте A.C.: П/п-к Дарьин Ю.В. упоминается в сводке за 27.08.1988 (см. ниже) * * * 6 февраля 1988 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ N 30 /зав.94551 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Во время проведения армейской операции "Юг-88" на севере провинции Гильменд экипаж командира звена м-ра Виктора Вахрушева совершал ночью 3-й боевой вылет за сутки на эвакуацию раненых спецназовцев 370-го ОоСпН. Взяв на борт трех раненых разведчиков и тела двух погибших, экипаж приступил к взлёту с площадки в 32 км северо-восточнее н.п. Гиришик (от аэродрома Лашкаргах Аз=320R, Д=65 км). Cтараясь быстрее выйти из зоны огня противника, лётчик превысил допустимый угол тангажа, после чего машина потеряла скорость и упала на землю. Командир и летчик-штурман ст. л-т С. Макаров погибли сразу, а борттехник ст. пр-к Ю. Светличный был тяжело ранен и после эвакуации вертолётом ПСС умер от полученных ран в госпитале 10-го февраля. Из находившихся на борту в живых после катастрофы остался только один раненый разведчик сержант Л. Булыга. * * * 16 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В N 37/зав.22176 3-го отряда 205-й овэ (Кандагар). Действие в составе пары ком отряда м-р Балашов (ведущий), к-н Беляев (ведомый). Вертолет совершал полет на малой высоте 15 м, когда был поражен выстрелом РПГ в ХБ, после чего просел и столкнулся с землей. Экипаж в составе к-на А.Е. Беляева и старшего штурмана м-ра М.Н. Хабибулина погиб. * * * 26 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж: командир к-н Н. Захаров, оператор ст. л-т Г. Пономарев. Ведущим пары вертолётов Ми-24 выполнял боевую задачу по обеспечению прикрытия транспортного вертолёта Ми-8МТ, доставлявшего оружие и боеприпасы на сторожевые заставы в районе Асадабада провинции Кунар. В 6 км юго-восточнее н.п. Асадабад (пост N 2) вертолёт был сбит ракетой ПЗРК. Лётчик предпринял попытку выполнения вынужденной посадки, но вертолёт взорвался и экипаж погиб. Все произошло настолько быстро, что ведомый (командир к-н Владимир Вдовин и летчик-оператор ст. л-т Латыпов Ханиф) не понял, что произошло с ведущим. После этого введен временный запрет полетов в р-не с формулировкой "провести огневое обеспечение всего маршрута пролета". A.C.: Командир к-н Владимир Вдовин и летчик-оператор ст. л-т Ханиф Латыпов упоминаются в сводке за 27.11.1987. Правда, там В. Вдовин ещё в звании ст. лейтенанта. * * * 29 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм). Вылет на обеспечение постов у кишлаков Джарчи и Петава. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger", причем попадание отмечено прямо в район расположения работающей станции помех "Липа". Подбитый вертолет упал в 10 км ю.-з. Баграма. Экипаж в составе к-на А. Самсонникова и ст. л-та А. Азимова погиб. * * * 17 марта 1988 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Штурмовик, пилотируемый ст. л-том А.В. Кудрявцевым, был поврежден в результате близкого взрыва (по разным данным либо самоподрыв своего боеприпаса, либо попадание ракеты ПЗРК). Лётчик катапультировался в районе аэродрома Баграм и был эвакуирован спасательными службами. A.C.: Ст. л-т Кудрявцев А.В. упоминаются в сводке за 04.08.1988 (см. ниже). * * * 19 марта 1988 г. авария вертолета Ми-6 N 42 181-го овп (Кундуз). Полет по маршруту Кундуз-Файзабад. При выполнении ночной посадки на а/э Файзабад лейтенант Захарченко рано снизился на посадочной прямой и на скорости 120 км/ч зацепился передней стойкой шасси за дувал. Несмотря на то, что вертолет был разбит полностью, на борту все остались живы. * * * Mарт 1988 г. поломка самолета МиГ-23УБ 168-го иап (Староконстантинов). Посадка на аэродроме Баграм. Самолет МиГ-23уб на посадке столкнулся с МиГ-23млд Михаила Царева, в результате оба получили серьезные повреждения. * * * 17 апреля 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 239-й овэ (Газни). При атаке каравана противника у н.п. Бараки вертолет был обстрелян из стрелкового оружия и получил повреждения. Погиб бортовой техник ст. л-т Абморшев И.А. * * * 18 апреля 1988 г. катастрофа самолета МиГ-23МЛД N 40 2-й аэ 979-го иап (Щучин), взлет с аэродрома Кандагар. Пара ком. звена к-н Сажин Евгений Васильевич, ведомый ст. л-т Кругляков Павел Николаевич. Возвращались после нанесения БШУ по скоплению душманов, юго-западнее Кандагара на Н=5 000 м, войдя в зону аэродрома, перешли на снижение с углом пикирования 60R. Ha Н=1 500 м ведущий вышел из снижения, а ведомый, не выходя из пикирования, столкнулся с землей. Летчик погиб. Среди возможных причин ошибка летчика или ухудшение самочувствия. * * * 18 апреля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Разведка караванных троп в провинции Лагман. Пара Ми-24 прикрывала транспортно-десантные вертолеты Ми-8МТ с досмотровой группой. После обнаружения каравана завязался бой, во время которого вертолеты прикрытия выполнили несколько заходов на цель. В ходе одной из атак Ми-24 ком звена к-на С.В. Гусева был сбит двумя попаданиями ракет ПЗРК "Stinger" и упал в районе кишлака Шивукала. Погибли командир экипажа и летчик-оператор л-т П.А. Щипанов (был еще жив после падения и добит моджахедами позже). По различным причинам операция по спасению начата только через 4 часа 20 минут. * * * 23 апреля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на В.В. Подпалова осуществлял непосредственную поддержку войск, попал под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и ДШК, в результате чего был сбит. Экипаж жив. * * * 25 апреля 1988 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (313 орап Вазиани), вылет с аэродрома Баграм. На Н=400 м попадание птицы и остановка двигателя. Летчик катапультировался и подобран вертолетами ПСО. Неофициально - испытание новых ИК ловушек "Гроздь" (рассчитаны чисто против "Стингер"). Старые ловушки сразу срабатывали, новые сначала вылетали, потом срабатывали, испытывали на полигоне, который находился на кругу полетов. Ведомый, видимо, поймал несколько ловушек и успел катапультироваться у самой земли. A.C.: Точно такая информация находится в сводке зa 25 апреля 1987 года. Когда в действительности произошло ЛП? * * * 20 мая 1988 г. боевая потеря Су-17м4 274-го апиб (Калинин). Аэродром Шиндант. Самолет сгорел на стоянке, единственный выпущенный РС угодил в него, самолет потушить не удалось. Неофициально - бойцы сливали керосин, чтобы продать и отметить близкий вывод полка домой. Ночь, решили подсветить, начался пожар, самолет был полностью готов к вылету с подвешенными АБ. Тушить желающих не нашлось, когда подкатили пожарки, начали рваться БК в пушках. * * * 25 мая 1988 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ N 86 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет к-на С.А. Коруевского, в составе выводимой аэ, осуществлял перелет из Афганистана в Союз. На этапе Пугачев-Саратов сработала сигнальная лампа малого давления масла в главном редукторе. На сигнализацию внимания не обратили (она часто срабатывала ложно) и вскоре редуктор заклинило. Вертолет потерял управление и упал в реку Волгу у села Сабуровка. Погибли командир в-та, летчик-штурман Титов Евгений, борттехник Стекачев Владимир, авиатехники и авиамеханики ст. л-т А. Манцевич, А. Крылов, Н. Листратов, ст. пр-к А. Медведев. Были почти дома... A.C.: В распространённой версии их гибели сказано, что погибли в бою. Так часто поступали командиры, стараясь хоть чем-то помочь родным погибшего. За погибшего в бою могли быть начислены дополнительные финансовые выплаты. Но я не знала реальных обстоятельств гибели этого экипажа, и когда предложили написать газетный очерк о последнем бое героя, то согласилась. За три года "своей" афганской войны с массой командировочных полётов имею представление о службе пилотов в зоне боевых действий, потому, всё отложив, стала искать сослуживцев, чтоб составить портрет погибшего, собрать детали, найти дополнительную информацию. Вот сослуживцы и рассказали правду. И я отказалась от написания очерка: как можно рассказывать о бое, которого не было? И после задавалась вопросом: правильно ли поступила? Ответа не знаю до сих пор. * * * 7 июня 1988 г., аэродром Кандагар, Афганистан. В результате обстрела аэродрома душманами полностью сгорел самолёт Су-25. При этом погиб часовой. Один из самолетов также загорелся, его успели потушить. Разлет висевших под крылом 6 НАР С-24 длился около 40 минут. * * * 10 июня 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ N 54/зав.93092 2-й вэ 280-го овп (Кандагар). Получил повреждения при обстреле РС аэродрома базирования. Восстановлен. Кроме того, осколочные повреждения обнаружены на вертолетах Ми-6А N 87, Ми-6 N 94 и Ми-24 N 06. * * * 15 июня 1988 г. катастрофа самолета Су-22м4 N 444 355-го апиб ВВС ДРА (Баграм). Самолет, совершивший посадку, бросило с полосы и он столкнулся с автомашиной КамАЗ, без разрешения выехавшей на боковую полосу безопасности. В результате столкновения погибли трое советских военнослужащих из ТЭЧ 378-го ошап, направлявшимися на грузовике на другую сторону аэродрома. Самолёт получил значительные повреждения носовой части, в результате чего был списан. * * * 21 июня 1988 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Кандагар). При обстреле аэродрома Кандагар прямым попаданием неуправляемого реактивного снаряда уничтожен штурмовик Су-25. * * * 23 июня 1988 г., аэродром Кабул, Афганистан. В результате обстрела душманами аэродрома полностью сгорели 8 самолётов Су-25. Ещё 2 самолёта получили серьезные повреждения, но были восстановлены. * * * 24 июня 1988 г. катастрофа самолёта Ан-26. Сбит душманами, самолёт столкнулся с землёй близ авиабазы Баграм. Экипаж погиб. * * * 24 июня 1988 г. 04:00 боевая потеря самолета Ан-26 N 29 1-й аэ 50-го осап (Кабул). Самолет, пилотируемый экипажем м-ра В. Косоловича (место командира занял ком. аэ п/п-к А. Косьяненко), совершал рейс Кабул-Баграм. На предпосадочной прямой борт был обстрелян моджахедами и, перевернувшись, упал прямо перед ВПП. Погибли комэск, командир самолета, летчик ст. л-т Р. Шайхутдинов, штурман к-н С. Никифоров, борттехник л-т А. Ефименко, радист пр-к В. Полищук. Уцелел в катастрофе только бортмеханик пр-к С.В. Попов, он был обнаружен группой ПСО (Владимир Борзяк, Владимир Воробьев, Цветков, Устюжанцев, Скрипкин) и эвакуирован вертолетом в Баграмский госпиталь "Электрон", а затем переправлен в Ташкент. Согласно отчету комиссии, причиной катастрофы стал огонь стрелкового оружия, повредивший органы управления. A.C.: Скрипкин упоминается в сводке за 12.01.1988 (см. выше).