Аннотация: Чеченские войны - броня людей спасала далеко не всегда
Так случилось, что в 1996 году мне удалось поприсутствовать на технической конференции по анализу боевого применения вооружения и боевой техники в ходе Чеченского конфликта. Если сказать проще, в Хан-кале, под Грозным, где размещался штаб Объединенной группировки федеральных сил, собрались специалисты и практики, чтобы обсудить достоинства и недостатки всего, что ездит и стреляет на войне. В ходе конференции было высказано немало пожеланий по совершенствованию боевой техники. Для журналиста заполучить такой материал - большая удача.
Вернувшись из командировки, я подготовил по этому вопросу большую аналитическую публикацию для газеты "Красная звезда", в которой тогда работал. Материал цензура "завернула": наша оборонная промышленность старается, мол, выйти со своей техникой на мировой рынок вооружений, а ты что же, не патриот, что ли?.. Пытался я убедить, что из-за конструктивных недоработок гибнут наши парни, ну да только любой журналист среднего и старшего возраста знает, каково спорить с цензурой. В результате свет увидела крохотная выхолощенная "информашка".
Не знаю, быть может материалы той конференции и были доведены до руководителей предприятий и конструкторских бюро "оборонки". Которых, кстати, приглашали для участия в работе конференции, и которые, однако, это приглашение проигнорировали.
(Выступления даются в кратком изложении. Звания и должности выступавших даны на день конференции).
Генерал-майор Александр Волков, начальник Службы ракетно-артиллерийских вооружений Северо-Кавказского военного округа:
- Большая проблема нашей службы в боевых условиях - отсутствие достаточно мощных эвакуационных средств. В частности, вытаскивать поврежденные самоходки попросту нечем. Кроме того, нет у нас кранов большой мощности. Ремонт сложных артиллерийских систем зачастую можно осуществлять только в заводских условиях. Ну а сами заводы находятся за тысячи километров. Соответственно, ремонт затягивается на долгое время, а транспортировка обходится в копеечку.
Большая проблема - отсутствие специальных приспособлений для разряжания артиллерийских стволов. Это приводит к тому, что в случае повреждения техники стволы, если в них остался боеприпас, приходится попросту подрывать. Вряд ли это целесообразно.
Конструкторам следует подумать о создании специальной машины для подвоза боеприпасов на передний край.
Необходимо ввести материальное стимулирование за возвращение на склады стреляных гильз и тары от боеприпасов. Без такого стимулирования они либо попросту выбрасываются, либо используются не по назначению - ящики, например, разбивают на доски, которыми обшивают землянки или сжигают.
К стрелковому оружию претензий нет - автомат Калашникова, снайперская винтовка Драгунова, ДШК, гранатометы показали себя отлично. Однако к РПГ-7 было бы полезно разработать осколочную гранату.
Генерал-майор Виктор Мелузов, начальник бронетанковой службы Северо-Кавказского военного округа:
- Практика показала, что в условиях военных действий в войска поступают горючее и смазочные материалы низкого качества, а вместо антифриза нередко приходится использовать грязную воду. Значит, при конструировании боевой техники эти факторы должны быть учтены.
В боевых машинах очень неудобен для экстренной эвакуации люк механика-водителя. Может быть следует подумать о системе аварийного катапультирования экипажа?.. Никакой критики не выдерживает система противопожарного оборудования - за время конфликта она не спасла ни одну (!) машину.
Целесообразно продумать и установить на боевых машинах систему автоматического отключения двигателя в случае падения давления масла ниже допустимого уровня, чтобы неопытный водитель не запорол "движок". Вместе с тем в случае необходимости спасения экипажа должна быть возможность эту систему отключить. Кроме того, крайне важным представляется установка для водителя световой и звуковой сигнализации о неверной эксплуатации машины.
У бронетехники низка взаимозаменяемость узлов и механизмов. Даже гусеницы разные. Бывали случаи, когда для замены движителя машин гусеницы в Чечню приходилось везти аж Сибири.
Генерал-майор Владимир Кузьмин, начальник автослужбы Северо-Кавказского военного округа:
- Основная беда нашей техники - громоздкая работа по техническому обслуживанию и текущему ремонту. У танка "Абрамс" весь двигатель меняется за 2 часа, у а нашего МТЛБ только для замены стартера требуется 12 человеко-часов.
Большие претензии есть к автомашине КамАЗ. В кабине в ночное время не освещаются клавиши управления. Кроме того, все электрооборудование машины находится под тонкой передней стенкой, при столкновении, а это в сложных условиях дело обыденное, вся электроника мгновенно выходит из строя.
Генерал-майор Николай Колобухов, заместитель командующего объединением по вооружению:
- При попадании выстрела гранатомета в бронеобъект в большинстве случаев детонирует боекомплект. А при поражении его в лоб во всех случаях гибнет механик-водитель.
В БМП очень тесное и неудобное десантное отделение. Солдаты здесь сидят так тесно, особенно зимой в теплой одежде, что зачастую не могут повернуться и открыть задний люк. Бывали случаи, когда из-за этого они сгорали заживо.
Трудно эвакуировать тяжелые бронеобъекты. Буксировочные тросы слабые, к тому же зацепить их можно лишь выбравшись наружу; кроме того, у самоходок часто рвутся буксировочные крюки.
Ирина Простакова, заместитель Межотраслевого совета надежности Госкомоборонпрома:
- Материалы, которые попадают к нам, мы изучаем, обобщаем и рассылаем рекомендации на заводы, которые производят боевую технику и вооружение. Однако промышленностью эти данные оспариваются. Потому нельзя допустить, чтобы материалы, полученные нами в ходе этой конференции, пропали втуне. Ну а оторванность соответствующих институтов и конструкторских бюро от реальной жизни очевидна.
Капитан Игорь Казаков, начальник автослужбы соединения:
- Сама по себе броня танков от выстрела гранатомета уже спасти не может; дальнейшее наращивание ее ничего не даст. Здорово помогает динамическая защита, однако она нуждается в совершенствовании. В частности, между отдельными элементами ее имеются незащищенные участки, поэтому укреплять ее было бы целесообразно по принципу "рыбьей чешуи".
Понятно, что это лишь некоторые высказывания, причем не всех участников конференции. Внимание в первую очередь акцентировалось на вопросах, от решения которых в большей степени зависит жизнь людей; ну а во вторую - нельзя забывать и о значительных нерациональных материальных затратах и трудоемкости работ.
Что же сделано за эти годы соответствующими ведомствами для решения обозначенных много лет назад проблем? Кто-нибудь ответит?
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023