ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Тиранин Александр Михайлович
Вназапная и ожидаемая. Документы Ленинградского управления нкгб-нквд ч.1 До начала войны

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя глубокая и искренняя благодарность ветеранам Ленинградского - Санкт-Петербургского Управления КГБ-ФСБ Альберту Федоровичу Стародубцеву, Сергею Владимировичу Чернову, Владимиру Геннадьевичу Георгиеву - благодаря их неравнодушному отношению к истории нашей страны и напряжённой работе с архивами, эти документы стали доступны читателям. Комментарии, дополнения и пояснения к документам принадлежат А.Ф.Стародубцеву, если не указан другой автор.


ВНЕЗАПНАЯ И ОЖИДАЕМАЯ

Ленинградские чекисты перед войной и в годы блокады

  
   Моя глубокая и искренняя благодарность ветеранам Ленинградского - Санкт-Петербургского Управления КГБ-ФСБ Альберту Федоровичу Стародубцеву, Сергею Владимировичу Чернову, Владимиру Геннадьевичу Георгиеву - благодаря их неравнодушному отношению к истории нашей страны и напряжённой работе с архивами, эти документы стали доступны читателям.
  
   Часть первая. До начала войны.
   Нападение фашистской Германии на Советский Союз оказалось внезапным.
   Но было ли оно неожиданным...
   С приходом Гитлера к власти территориальные амбиции нацистов ни для кого не были секретом. Правду бают или лгут, что план "Барбаросса" уже через месяц после подписания лежал на столе у Сталина, сейчас это не принципиально. Важно то, что Советское правительство всеми силами и способами стремилось оттянуть начало войны, чтобы успеть перестроить экономику, перевооружить армию и флот, подготовить вооруженные силы и страну к отражению немецкой агрессии. И пусть недруги России сколько угодно порицают пакт Молотова - Риббентропа, но тот пакт отложил начало войны, минимум, на два года.
   Однако Пакт, дела дипломатов. Не менее решительно и кропотливо шла подготовка к неизбежной войне по линии государственной безопасности. И выходом на финишную прямую в подготовке стала реорганизация наркомата.
  
   Постановление Политбюро ЦК ВКП(б). 3 февраля 1941 г.
   "В связи с необходимостью максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы, проводимой Народным комиссариатом внутренних дел СССР, ее многообразием (охрана государственной безопасности, охрана общественного порядка, охрана государственных границ, войсковая охрана особо важных промышленных предприятий и железнодорожных сооружений, руководство местами заключения, противопожарная охрана, местная противовоздушная оборона, управление шоссейными дорогами, содержание в лагерях и организация трудового использования осужденных, проведение крупнейших хозяйственных работ, освоение новых районов в отдаленных северных областях СССР, руководство архивным делом и запись актов гражданского состояния и т. д.) ЦК ВКП(б)
   ПОСТАНОВЛЯЕТ:
   1. Разделить Народный комиссариат внутренних дел СССР на два наркомата:
   а) Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД).
   б) Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ).
   2. Возложить на Народный комиссариат государственной безопасности СССР выполнение задач по обеспечению государственной безопасности СССР:
   а) ведение разведывательной работы за границей;
   б) борьбу с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
   в) оперативную разработку и ликвидацию остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и пр.;
   г) охрану руководителей партии и правительства.
   3. Установить, что НКГБ освобождается от проведения всякой другой работы, не связанной непосредственно с задачами, перечисленными в пункте 2 настоящего постановления.
   4. В союзных и автономных республиках организовать республиканские народные комиссариаты государственной безопасности и внутренних дел, а в краях и областях -- соответственно управления НКГБ и НКВД.
   Организацию республиканских, краевых, областных и районных органов НКГБ и НКВД произвести на основании разделения существующих аппаратов НКВД, построив их применительно к утвержденным настоящим постановлением структурам НКГБ и НКВД СССР.
   5. Разделение НКВД СССР на два наркомата закончить в месячный срок.
   6. В месячный срок представить на утверждение ЦК ВКП(б) и СНК СССР положения о народных комиссариатах государственной безопасности и внутренних дел.
   Утвердить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о разделении Народного комиссариата внутренних дел СССР".
   В состав НКГБ вошли разведывательное, контрразведывательное, секретно-политическое управления, управление коменданта Московского Кремля, следственная часть и некоторые самостоятельные отделы. Главное экономическое и главное транспортное управления были упразднены. Кроме того, из системы НКВД - НКГБ были выведены особые отделы.
  
   Из Постановления ЦК BKП(б) и СНК СССР. 8 февраля 1941 г.
   "... В настоящее время в связи с укреплением Красной Армии и Военно-Морского Флота, значительным усилением их мощи и боевой готовности, ростом хорошо подготовленных и преданных делу партии Ленина -- Сталина кадров командного и политического состава ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают целесообразным передать органы особых отделов из ведения НКВД в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота.
   ЦК ВКП(б) и СНК СССР
   ПОСТАНОВЛЯЮТ:
   1. Ликвидировать Особый отдел ГУГБ НКВД СССР.
   2. Организовать при Наркомате обороны и Наркомате Военно-Морского Флота особые отделы НКО и НКВМФ, подчинив их непосредственно народным комиссарам обороны и Военно-Морского Флота. Именовать особые отделы НКО и НКВМФ соответственно Третьими управлениями НКО и НКВМФ.
   3. Возложить на Третьи управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота следующие задачи:
   а) борьба с контрреволюцией, шпионажем, диверсией, вредительством и всякого рода антисоветскими проявлениями в Красной Армии и Военно-Морском Флоте;
   б) выявление и информирование соответственно народного комиссара обороны и народного комиссара Военно-Морского Флота о всех недочетах в состоянии частей армии и флота и о всех имеющихся компрометирующих материалах и сведениях на военнослужащих армии и флота.
   4. Организовать при НКВД СССР 3-й отдел с функциями чекистского обслуживания пограничных и внутренних войск НКВД СССР
   5. Образовать в Москве Центральный совет из представителей НКГБ СССР, НКО, НКВМФ и НКВД СССР в составе народного комиссара государственной безопасности СССР, народного комиссара внутренних дел СССР, начальника Третьего управления Наркомата обороны и начальника Третьего управления Наркомата Военно-Морского Флота.
   Образовать на местах в военных округах аналогичные советы в составе руководителей местных органов НКГБ и НКВД СССР и начальников соответствующих периферийных органов Третьих управлений НКО и НКВМФ.
   Возложить на образуемые советы задачу координирования борьбы с антисоветскими элементами, в частности выработку общих методов работы, дачу установок и указаний по отдельным делам и вопросам, затрагивающим интересы соответствующих органов НКГБ, НКО, НКВМФ и НКВД, разрешение возникающих в процессе работы разногласий и пр. Центральный совет и советы на местах собираются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
   6. Передать на укомплектование организуемых Третьих управлений НКО и НКВМФ кадры работников ликвидируемого Особого отдела ГУГБ НКВД СССР и его периферийных органов...
   9. Установить, что органы Третьих управлений НКО и НКВМФ и 3-й отдел НКВД СССР по договоренности с органами НКГБ используют для проведения необходимых оперативных мероприятий (наружное наблюдение, оперативная техника) соответствующие средства НКГБ...
   10. Передать из НКВД СССР соответственно в НКО и НКВМФ предназначенные на содержание Особого отдела НКВД СССР в 1941 г. кредиты и денежные ассигнования, а также приписанный к Особому отделу автотранспорт...
   12. Все периферийные органы Особого отдела НКВД (округов, армий, корпусов, дивизий, флотов и флотилий) передать соответственно в ведение НКО и НКВМФ.
   13. Установить следующий порядок подчинения органов Третьих управлений НКО и НКВМФ:
   а) начальники Третьих управлений НКО и НКВМФ подчиняются соответственно народным комиссарам обороны и Военно-Морского Флота.
   Все назначения оперативного состава Третьих управлений НКО и НКВМФ, начиная с оперуполномоченного полка и соответствующей ему единицы во флоте, проводятся приказами народных комиссаров обороны и Военно-Морского Флота;
   б) начальник 3-го отдела военного округа (фронта) подчиняется начальнику Третьего управления НКО и народному комиссару обороны СССР;
   в) начальник 3-го отдела корпуса подчиняется начальнику 3-го отдела округа (фронта) и командующему войсками округа (фронта);
   г) начальник 3-го отделения дивизии подчиняется начальнику 3-го отдела корпуса и командиру корпуса;
   д) уполномоченный 3-го отделения в полку подчиняется начальнику 3-го отделения и командиру дивизии;
   е) соответствующий порядок подчинения устанавливается по линии органов Третьего управления НКВМФ.
   14. Структура органов 3-го отдела НКВД СССР устанавливается распоряжением народного комиссара внутренних дел Союза ССР.
   15. Передачу органов Особого отдела из ведения НКВД СССР в ведение НКО и НКВМФ закончить в 5-дневный срок".
  
   Совершенно очевидно - передача Особых отделов в НКО и НКВМФ, мероприятие чисто формальное. Связь, причём очень тесная с НКГБ, не прерывалась. Служили в них офицеры госбезопасности, для конкретной работы они по-прежнему использовали оперативные возможности подразделений прежнего ведомства. И фактически эта передача оказалась всего лишь непродолжительной экскурсией особистов в Наркомат обороны - менее чем два месяца после начала войны они были переданы обратно, в возрожденный НКВД.
  
   Зоны ответственности новых наркоматов:
   Из директивы НКВД СССР и НКГБ СССР N 782/Б/265/M о задачах органов внутренних дел и госбезопасности. 1 марта 1941 г.
   "В связи с необходимостью максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы Наркомата внутренних дел СССР решением Правительства Союза ССР Наркомат внутренних дел СССР разделен на два наркомата:
   Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД);
   Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ).
   В соответствии с этим решением на организуемые наркоматы возложены следующие задачи.
   На Народный комиссариат внутренних дел СССР
   а) охрана общественной (социалистической) собственности, охрана личной и имущественной безопасности граждан и охрана общественного порядка;
   б) охрана государственных границ Союза ССР;
   в) организация местной и противовоздушной обороны;
   г) содержание в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях, исправительно-трудовых колониях, трудовых и специальных поселках осужденных и организация их трудового использования и перевоспитания;
   д) борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью;
   е) прием, конвоирование, охрана, содержание и трудовое использование военнопленных и интернированных;
   ж) оперативно-чекистское обслуживание войск НКВД;
   з) государственный надзор за противопожарной охраной и руководство противопожарными мероприятиями;
   и) учет военнообязанных;
   к) строительство, ремонт и содержание дорог союзного значения;
   л) учет, охрана, научная и оперативная разработка государственных архивных фондов Союза ССР;
   м) запись актов гражданского состояния.
   На Народный комиссариат государственной безопасности СССР
   а) ведение разведывательной работы за границей;
   б) борьба с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
   в) оперативная разработка и ликвидация остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и пр.;
   г) охрана руководителей партии и правительства.
   От проведения всякой другой работы, не связанной непосредственно с вышеперечисленными задачами по обеспечению государственной безопасности СССР, органы Наркомата государственной безопасности освобождаются. Существовавшие в НКВД СССР Главное экономическое управление и Главное транспортное управление ликвидированы.
   Функции этих управлений в области борьбы со шпионажем, диверсией и вредительством в системе народного хозяйства возложены соответственно на Контрразведывательное и Секретно-политическое управления Наркомата государственной безопасности.
   Вместо существовавших дорожно-транспортных отделов, ранее подчиненных Главному транспортному управлению НКВД СССР, должны быть созданы на крупных железнодорожных станциях оперативные отделения и пункты Наркомата государственной безопасности, подчиненные наркоматам союзных и автономных республик, краевым и областным управлениям НКГБ по территориальности (по линии контрразведывательных отделов). Водные отделы речных магистралей должны быть ликвидированы, а оперативные отделения, пункты НКГБ -- созданы только в морских портах СССР.
   Задачи бывшего Особого отдела ГУГБ НКВД СССР и его органов возложены на Третьи управления Наркомата обороны, наркомата Военно-Морского Флота СССР и 3-й отдел НКВД СССР соответственно (и их местные органы).
   Органы пограничной охраны ведут агентурно-оперативную работу на прежних основаниях, и указания об их взаимоотношениях с органами НКГБ будут даны дополнительно...
   Организация республиканских, краевых и областных органов НКВД и НКГБ должна быть произведена на основе разделения существующих аппаратов НКВД...
   Наркомам внутренних дел и наркомам государственной безопасности союзных и автономных республик, начальникам краевых и областных управлений НКВД и НКГБ предлагается провести совместно следующую работу:
   1. Разработать штаты НКВД -- УНКВД и НКГБ -- УНКГБ и их местных территориальных органов и представить на утверждение в союзные наркоматы соответственно.
   Районные отделения НКВД должны быть организованы во всех районах, где в настоящее время они имеются.
   Районные отделения НКГБ должны быть организованы лишь в тех районах, где имеются крупные промышленные предприятия оборонного или общесоюзного значения, а также организации и учреждения, представляющие интерес для иностранных разведок.
   При проектировании организаций райотделений Наркомата государственной безопасности необходимо руководствоваться оперативной целесообразностью, наличием объектов для возможной подрывной работы вражеских элементов -- вредительства, диверсии, шпионажа и иной контрреволюционной работы, а также засоренностью района антисоветским элементом.
   2. Временно расставить в соответствии с разработанным проектом штатов личный состав органов НКВД и НКГБ и приступить к работе, не ожидая утверждения штатов союзными наркоматами.
   Разделение органов НКВД провести с таким расчетом, чтобы перестройка, безусловно, не вызвала бы дополнительного увеличения штата.
   Освобождающихся работников по линии ГЭУ и ГТУ обратить на укрепление органов НКГБ и НКВД.
   До утверждения союзными наркоматами представленных штатов и расстановки личного состава реорганизацию существующих ныне дорожно-транспортных отделов и их отделений не производить и работу продолжать в прежнем порядке.
   3. Агентурные дела и разработки экономических и транспортных отделов вместе с агентурно-осведомительной сетью передать контрразведывательным и секретно-политическим отделам соответственно.
   Передача разработок и дел должна быть произведена через учетно-статистические отделы органов НКГБ...
   5. Внутренние (подследственные) тюрьмы остаются за органами НКГБ.
   6. Всю эту работу необходимо организовать и провести так, чтобы не ослаблять работу органов НКВД и НКГБ, не запускать находящиеся в разработке дела, в первую очередь агентурные и следственные...
   7. Разделение органов НКВД провести в декадный срок, выслав в НКВД СССР и НКГБ СССР соответственно докладные записки с приложением проекта штатов органов НКВД и НКГБ по республике, краю, области и расстановки личного состава.
   НКГБ -- УНКГБ представить также разработанную ими дислокацию районных отделений НКГБ и отделений и пунктов НКГБ на железнодорожных станциях, морских портах и крупных промышленных предприятиях...
   Положения об НКВД и НКГБ и указания о порядке дальнейшей работы органов НКВД и НКГБ будут высланы дополнительно...
   С настоящей директивой ознакомить первых секретарей ЦК компартий республик, крайкомов и обкомов".
  
   Это было началом перестройки органов госбезопасности под решение военных задач.
   Начальником Ленинградского управления был назначен старший майор госбезопасности Павел Тихонович Куприн (приказ наркома ГБ N 0010 от 26.02.1941г.). Родился в 1908 году в Орловской губернии, в бедной крестьянской семье, в 1929 году закончил Орловскую губернскую совпартшколу 2-й ступени, после чего находился на партийной работе. В органы внутренних дел Куприн пришел в декабре 1936 года, должность перед назначением в Ленинград - начальник УНКВД по Хабаровскому краю. На него помимо текущих обязанностей была возложена организация мобилизационной работы, а также прямая подготовка к действиям в условиях войны.
  
   Несколько слов о специальных званиях в Госбезопасности той поры. Соответствие их воинским весьма приблизительно. Конкретнее можно вывести из ператтестации 1943 года:
  
   Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 9 февраля 1943 года отменены специальные звания: Старший майор госбезопасности и Сержант госбезопасности, и установлены звания: Комиссар госбезопасности, Полковник госбезопасности и Подполковник госбезопасности. Весь начальствующий состав органов НКВД был переаттестован на новые звания.
  
   Высший начальствующий состав
   ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ соответствует МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
   КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПЕРВОГО РАНГА соответствует ГЕНЕРАЛУ АРМИИ
   КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ВТОРОГО РАНГА соответствует ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ
   КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ТРЕТЬЕГО РАНГА соответствует ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ
   КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из СТАРШЕГО МАЙОРА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ, соответствует ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ
  
   Старший начальствующий состав
   ПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из МАЙОРА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
   ПОДПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из КАПИТАНА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
   МАЙОР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
  
   Средний начальствующий состав
   КАПИТАН ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из ЛЕЙТЕНАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
   СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
   ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из СЕРЖАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ, получившего звание до 1 января 1942 года
   МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ переаттестован из СЕРЖАНТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ, получившего звание после 1 января 1942 года
  
   Младший начальствующий состав
   СТАРШИНА СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
   СТАРШИЙ СЕРЖАНТ СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
   СЕРЖАНТ СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
   МЛАДШИЙ СЕРЖАНТ СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
  
   Одна из острейших проблем в Ленинградском управлении того времени - проблема кадров. На вакантные места и на руководящем уровне,к и в оперативных подразделениях приходилось замещать сотрудниками с минимальным стажем и опытом работы, зачисленными в Управление в течение 1938-1941 годов.-- Большинство из них имели среднее и законченное или незаконченное высшее образование, для того времени люди, неплохо образованные, однако отсутствие профессионального опыта сказывалось на работе. Для повышения чекистской квалификации их в срочном порядке зачисляли на обучение в специальные учебные заведения, как правило, без отрыва от служебной деятельности. Одним из таких учебных заведений была межкраевая школа, созданная при Управлении НКВД ЛО на Гороховой улице, 6.
   Одним из первых приказов, изданных Куприным, приказ N 004 от 05.03.1941г. о создании в Управлении разведывательного отдела и о новых назначениях в руководстве основных оперативных отделов. Вышел он во исполнение приказа НКГБ СССР от 20.02.1941г., которым в Центре учреждался разведывательный отдел, требовал создания на местах аналогичных отделов в 10-дневный срок. Почему приказ Куприна вышел с двухдневным опозданием, установить не удалось, но судя по тому, что оргвыводов не последовало, скорее всего, задержка была согласована с Центром.
   Начальником разведотдела стал относительно молодой, 37 лет, но обладавший высоким авторитетом, сотрудник госбезопасности с 1926 года Леонид Иванович Кожевников. Наряду с другими поощрениями в 1933 году он был награжден боевым оружием, а в 1937 году знаком "Почетный сотрудник ОГПУ".
   Заместителями Кожевникова назначены капитан ГБ Макаров Павел Петрович, (в марте 1943 года он заменит Кожевникова в должности начальника отдела, а Кожевников уйдёт на должность заместителя начальника Управления) и младший лейтенант ГБ Сахаровский Александр Михайлович, с 11.01.1941г. занимавший должность и.о. начальника водного отдела. Позже Сахаровский станет начальником 2-го (контрразведывательного) отдела по области. В 1943 году после прорыва блокады Ленинграда и начала отступления немецких войск возглавит одну из трех оперативных групп, Гатчинскую, в задачу которых входила зачистка освобождаемых территорий от предателей, немецких пособников и агентуры немецких спецслужб, как бывшей, так и оставленной на оседание. В последующем Сахаровский стал начальником Первого Главного управления КГБ и одним из заместителей Председателя КГБ СССР.
   Разведотдел УНКГБ ЛO включал в себя 7 отделений:
   1-е отделение являлось аналитически-разработочным: оно разрабатывало наиболее сложные операции, проводило анализ поступивших материалов, вырабатывало рекомендации;
   2-е, 3-е, 4-е и 7-е отделения имели разведывательную направленность, которая с началом оккупации Ленинградской области была скорректирована, и за каждым из них закреплены конкретные функции по подготовке разведчиков-диверсантов, разведчиков-маршрутников, разведчиков-боевиков, командиров разведывательно-диверсионных групп.
   5-е отделение занималось переводами, обрабатывало поступавшие иностранные материалы и сводки радиоперехватов.
   6-е отделение занималось техническим обеспечением (в частности, изготовлением документов для тех, кто направлялся во вражеский тыл).
   Этим же приказом заместителем начальника следственной части был назначен старший лейтенант госбезопасности С.Т.Хорсун, который с началом войны стал заместителем Кожевникова и возглавил оперативную группу (часть) разведывательного отдела в Малой Вишере. Начальником секретно-политического отдела стал старший лейтенант ГБ С.К.Якушев, который с началом войны был назначен руководителем оперативной группы УНКВД Старорусского направления, с января 1943 года вновь возглавлял СПО, а после его расформирования в апреле 1943 года в связи с очередной реорганизацией ведомства стал начальником контрразведывательного отдела по Ленинграду. В начале 1945 года назначен заместителем начальника УНКВД ЛО.
   Следующим важным этапом в подготовке Управления к войне явились мероприятия по внедрению в практику повседневной работы требований изданного в соответствии с директивой НКГБ СССР приказа начальника Управления N 0012 от 03.04.1941г. "Об агентурно-оперативной и следственной работе". Руководящему и оперативному составу предписывалось сосредоточить усилия исключительно на решении главных разведывательных и контрразведывательных задач путем организации "высококачественной агентурной работы", являющейся "залогом успешной деятельности по обеспечению государственной безопасности нашей Родины". Проще говоря, следовало усилить работу по подготовке агентуры с учетом возможной деятельности в условиях войны и оккупации.
   Директивой НКГБ органы государственной безопасности освобождались от всякой другой, не имеющей непосредственной связи с решением главных задач работы, что давало возможность все "внимание сосредоточить на борьбе со шпионажем, террором, диверсией, вредительством, антисоветскими формированиями и их подрывной деятельностью".
  
   Приказ начальника УНКГБ СССР по г. Ленинграду и ЛО N 0012 от 3 апреля 1941 г. "Об агентурно-оперативной и следственной работе"
   "Высококачественная агентурная работа является основным залогом успешной деятельности по обеспечению государственной безопасности нашей Родины. Образование Народного Комиссариата Государственной Безопасности и его местных органов имеет главной своей целью максимальное улучшение и усовершенствование агентурно-оперативной работы советской разведки.
   На органы Государственной Безопасности возложены следующие основные задачи:
   а) разведывательная деятельность за границей;
   б) контрразведывательная деятельность -- борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок и их агентуры внутри СССР;
   в) борьба с остатками антисоветских партий, право-троцкистским подпольем и другими контрреволюционными формированиями;
   г) охрана руководителей партии и правительства.
   От всякой другой работы, не имеющей непосредственной связи с выполнением вышеуказанных задач, а именно: информационное обслуживание организаций, учреждений, предприятий, выявление недочетов в работе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства -- органы Государственной безопасности освобождаются, что дает возможность нашим органам все свое внимание сосредоточить на борьбе со шпионажем, террором, диверсией, вредительством, антисоветскими формированиями и их подрывной деятельностью.
   Исходя из этого, перед каждым оперативным отделом УНКГБ по гор. Ленинграду и Ленинградской области стоит задача:
   а) быстро выявлять, разоблачать и ликвидировать врага, своевременно предупреждать его малейшие попытки к совершению каких-либо действий, направленных против нашей партии, против Советской власти;
   б) посредством коренного улучшения работы с агентурой и правильного воспитания ее в работе, создать такой агентурный аппарат, который мог бы проникнуть во вражеское контрреволюционное подполье право-троцкистских, шпионских, террористических организаций и групп;
   в) применение активных форм и методов ведения агентурных разработок и в работе с агентурой.
   В целях решительного улучшения качества агентурно-оперативной и следственной работы УНКГБ и выполнения указаний Народного Комиссара Государственной Безопасности СССР,
   ПРИКАЗЫВАЮ:
   Начальникам отделов, райотделов и межрайонных отделов УНКГБ по гор. Ленинграду и Ленинградской области:
   1. Тщательно пересмотреть всю агентурно-осведомительную сеть с целью отбора наиболее работоспособной и перспективной по своим связям и возможностям агентуры.
   Добиться такого положения, чтобы агентура по право-троцкистскому контрреволюционному подполью, агентура среди шпионских, диверсионных, террористических и других контрреволюционных формирований, была бы настолько сильна, чтобы она была в состоянии своевременно вскрывать намерения и планы врагов Советской власти и парализовать их подрываю деятельность.
   2. Выявить и исключить из состава агентурной сети всех двурушников, фальсификаторов, расшифрованных, неработоспособных, бесперспективных агентов..."
   (Далее следуют задачи, входившие в компетенцию исключительно следственных подразделений и затрагивающие особенности ведения следствия.)
  
   Здесь я дословно процитирую А.Ф.Стародубцева:
   "К тому времени в органах госбезопасности уже в который раз сложилась порочная практика, когда за показатель в работе с агентурой бралась количественная сторона. В результате агентурный аппарат стал громоздким, включал в себя множество агентов, от которых, в лучшем случае, не было пользы. Бывало и хуже: агенты приспосабливались к оперработникам и, зная, какая информация им нужна, выдавали заведомо искаженные, порой ложные данные, что приводило к необоснованным обвинениям ни в чем не повинных людей. Имели место и случаи, когда агенты приобретались ради "палочки". Оперработник на встречах с ними только терял время, однако докладывал начальнику, что проводит агентурную работу, а на самом деле его "подопечные" засоряли аппарат, никак не способствуя решению поставленных перед органами госбезопасности задач. Начальники знали о реальном положении дел, но смотрели на изъяны в работе сквозь пальцы, тоже удовлетворяясь количественными показателями. Получался замкнутый круг, куда были вовлечены и добросовестные оперативные работники.
   Для выполнения задач по агентуре была необходима большая организаторская работа на всех уровнях, которую невозможно провести в течение 5-6 месяцев. Приказом требовалось в срочном порядке освободиться от нерезультативных агентов, но если их большинство, то можно было остаться вообще без агентуры, а это провал в работе. С другой стороны, освобождая секретный аппарат от балласта, его надо было пополнить высококачественной агентурой, то есть найти людей с нужными личными и деловыми качествами, соответствующим положением в рассматриваемой среде, во избежание возможной ошибки проверить на конкретных поручениях, найти основу вербовки и осуществить ее, потом обучить основам работы, тактике поведения. Процесс непростой, требующий не только временных затрат, но и знаний и опыта оперработника, а большинство сотрудников имели, как уже говорилось, стаж работы менее трех лет. В такой ситуации на первый план выдвигалась роль начальника отделения и отдела, но и среди них было мало людей с достаточным опытом работы. Особенно трудно пришлось областным межрайотделам и райотделам, где кадровая проблема стояла особенно остро".
  
   Также важным и первостепенным документом для мобилизационной готовности Управления и областных подразделений, потенциально попадавших в зону возможных военных действий в Ленинградской области, был приказ начальника Управления N 0031 от 06.05.1941г. "Об организации мобилизационной работы в органах НКГБ", предписывавший немедленно начать подготовку к оперативной работе в условиях войны.
   Приказ начальника УНКГБ СССР по г. Ленинграду и ЛО N 0031 от 6 мая 1941 г. "Об организации мобилизационной работы в органах НКГБ"
   "В целях обеспечения мобилизационной готовности органов НКГБ на военное время, в соответствии с приказом Народного Комиссара Государственной Безопасности СССР N 00148 от 26 апреля 1941 года,
   ПРИКАЗЫВАЮ:
   1. Возложить на отделы, райотделы и межрайотделы УНКГБ Ленинградской области в соответствии с теми задачами, которые они выполняют в мирное время, разработку мероприятий на военное время, согласно "Ориентировочного перечня мобилизационных вопросов, подлежащих проработке органами НКГБ", объявленного приказом Наркома Государственной Безопасности СССР N 00148.
   2. Непосредственное руководство мобработой и ответственность за мобилизационную готовность возложить соответственно на начальников отделов, райотделов и межрайотделов УНКГБ Ленинградской области.
   3. Немедленно начать подготовку к составлению плана оперативных мероприятий на военное время, согласно перечня мобилизационных вопросов, объявленного приказом Наркома Государственной безопасности СССР N 00148 от 26 апреля 1941 года.
   Инструкция о порядке составления оперативных мобпланов будет разослана немедленно по получении из НКГБ СССР".
  
   Таким образом, даже один этот приказ, датируемый 6 мая, полностью опровергает легенду о том, что война стала неожиданностью для руководства СССР. Совершенно очевидно, ещё весной 1941 года в Ленинградском управлении НКГБ проводились активные мероприятия по подготовке деятельности Управления в условиях войны.
   Какие же конкретно.
   В западной части Ленинградской области, совместно с партийными и советскими органами, создание скрытых баз оружия и продовольствия, составление пофамильных списков партизанских групп, подготовка оперативного состава, который должен был остаться в тылу противника в случае его вторжения на территорию Ленинградской области.
   Однако, жестокий дефицит времени сказался и здесь. Когда началась война и мобилизационные планы Управления были приведены в действие, выяснилось, что подразделения Управления успели привести в боевую готовность, но в гораздо меньшей мере оказались готовыми к войне областные подразделения, особенно западных районов Ленинградской области, которые первыми оказались под вражеской оккупацией.
   Основная и несомненная проблема органов госбезопасности предвоенного периода - с одной стороны, колоссальный объем работы, а с другой - недостаток времени, малый стаж и незначительный опыт большинства сотрудников, пришедших в органы госбезопасности после 1938 года. Несмотря на напряжённейшую работу и стахановские темпы, заканчивать перестройку пришлось уже в военных условиях, на стадии прямого противоборства с хорошо подготовленным и опытным противником. Но следует учесть и то, что реальности войны все равно ставили новые задачи и диктовали иные, нежели в мирное время, методы их решения, которые на стадии подготовки предусмотреть было невозможно.
   Сделать из армии мирного времени грамотно действующую в боевых условиях армию, может только война.
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023