ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Тиранин Александр Михайлович
Внезапная и ожидаемая. Документы Ленинградского управления нкгб-нквд ч.4 План обороны города и план "Д".

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подготовка документов к публикации, а также комментарии, дополнения и пояснения к документам принадлежат Альберту Фёдоровичу Стародубцеву, если не указан другой автор.


ВНЕЗАПНАЯ И ОЖИДАЕМАЯ

Ленинградские чекисты перед войной и в годы блокады

  
   Часть четвёртая. Начало блокады. План обороны города и план "Д"
  
   Началась 900-дневная, если точно - 872 дня, Ленинградская блокада.
  

Докладная записка В.Н.Меркулова и П.Н.Кубаткина

членам Военного совета Ленинградского фронт

К.Е.Ворошилову и А.А.Жданову

об организации наземной обороны гор.Ленинграда

  

Совершенно секретно

3 сентября 1941 г.

  
   1. Наземная оборона города должна строиться в предвидении борьбы в условиях окружения.
   Оборона должна быть активной, упорной и решительной, сопровождаться контратаками наших войск с целью отбросить противника от города.
   Основные силы врага должны уничтожаться на внешних подступах города. Наши войска в узлах сопротивления не отступают и не сдаются.
   Возможные прорывы отдельных пехотных и танковых групп вглубь обороны должны уничтожаться немедленно контрударами резервов обороняющихся.
   Главные направления ударов врага могут быть:
   а) северное: Сестрорецк - Белоостров
   б) южное: Колпино - Пулково
   в) юго-западное: Красное Село - Урицк.
   Вспомогательные направления: Ладожское озеро - Ржевка и Финский залив. Главным требованием для обороны должно быть хорошо организованное взаимодействие всех средств обороны.
   2. Для организации обороны создать 8 секторов{1} и 2 направления:
   Сектора:
   N1 Приморский (Сестрорецк),
   N2 Белоостровский,
   N3 Васкеловский,
   N4 Дубровский (правый берег Невы),
   N5 Шлиссельбургский (левый берег Невы),
   N6 Колпинский,
   N7 Пушкинский,
   N8 Красносельский.
   Направления N1, N2.
   Сектора вызываются конфигурацией города и направлением входных путей. Ярко выраженные границы секторов способствуют организации взаимодействия по фронту. Сужение секторов по нисходящей к центру города способствует усилению сопротивления обороны.
   На направлениях Финский залив и Ржевка создается плотное прикрытие, усиленное значительными резервами, с задачей не допустить прорыва групп противника в черту города при любых обстоятельствах.
   Высадка морских десантов на Острова должна быть решительно пресечена береговым укреплением.
   3. В секторах оборона создается по поясам (рубежам).
   Пояса обороны создадут организованное сопротивление по всему фронту по времени и местности.
   Естественные преграды, опоясывающие на юго-западном и южном направлениях все сектора, являются одновременно и поясами обороны, а это позволит осуществлять полное взаимодействие соседних секторов и оказывать достаточную помощь соседям маневром огня и живой силой.
   Количество поясов в каждом секторе определяется количеством тактически выгодных рубежей в данном секторе, а именно: Сектор N1-3 [рубежа], N2-3, N3-3, N4-5, N5-6, N6-5, N7-6 (промежуточных 3), N8-6.
   Ржевское направление прикрывается двумя линиями обороны: первый на рубеже ст.Ржевка (вспомогательный) и второй (основной) на левом берегу р.Охта.
   В секторах в необходимом количестве должны быть созданы ложные отсечные рубежи и промежуточные пояса.
   4. В каждом секторе пояса обороны (рубежи) опираются на огневую и ударную силу очагов сопротивления.
   Узлы сопротивления в сочетаемости с поясами являются в условиях борьбы в городе основным костяком.
   Узлы сопротивления создаются в наиболее выгодных пунктах города, имеющих прочную защиту и возможность круговой обороны и контрударов. В секторе N1-6 [узлов], N2-7, N3-5, N4-8, N5-10, N6-11, N7-10, N8-7.
   В дополнение к основным узлам сопротивления в достаточном количестве в каждом секторе должны быть созданы противопехотные и противотанковые заграждения на улицах и перекрестках, ловушки и каменные мешки, усиленные ружейно-пулеметным и артиллерийским огнем.
   Места, характер укрепления и усиления устанавливаются путём рекогносцировки командиров пехотных подразделений с начальниками родов войск.
   5. Для обороны города потребуется:
   Для Северного направления: 9 сб.[стрелковых бригад] 11 бтр.ап. [батарей артполка] 9 бтр.пто. [батарей противотанковой обороны].
   Для Южного направления: 7 сб.[стрелковых бригад] 8 бтр.ап. [батарей артполка] 9 бтр.пто. [батарей противотанковой обороны].
   Для Юго-западного направления: 8 сб.[стрелковых бригад] 10 бтр.ап. [батарей артполка] 10 бтр.пто. [батарей противотанковой обороны].
   Направление с Финского залива на Острова: 2 сб.[стрелковых бригад] 4 бтр.ап. [батареи артполка] 3 бтр.пто. [батареи противотанковой обороны].
   Всего потребуется: 26 сб.[стрелковых бригад] 33 бтр.ап. [батареи артполка] 34 бтр.пто. [батареи противотанковой обороны].
   В распоряжении НКВД имеются войсковые части - см. справку*.
   6. При борьбе внутри города необходимо привлечение к активной роли всех местных рабочих формирований и населения.
   Следует заранее все формирования в пределах сектора подчинить начальнику сектора, а население организовать и подготовить для обороны зданий, ворот и подъездов.
   На вооружении отрядов из населения должны быть только гранаты и бутылки с зажигательной жидкостью.
   7. Все здания центральных улиц, наиболее вероятных для движения в секторах, и угловых параллельных улиц должны силами самого населения быть подготовлены к устойчивой обороне.
   8. Военному командованию должно быть предоставлено право намечать пути скрытого прохода внутри зданий, закидки засад для действия в тылу врага и устройства проходов в смежные здания.
   9. Оборона города с воздуха остается в ведении 2-го корпуса ПВО при условии беспрепятственной связи и взаимодействия с военным командованием.
   Войсковые части организуют ПВО наземных войск в районе расположения.
   10. Войсковые части Красной Армии, в случае их отхода, пропускаются внутрь секторов, занимают третий пояс обороны, приводят себя в порядок и организуют оборону во взаимодействии с частями НКВД, порядок которой определяется Военным советом Ленинградского фронта.
   11. Для борьбы с вражескими проявлениями внутри города (в тылу) и борьбы с парашютными десантами в распоряжении УНКВД находится 13 мотострелковый полк войск НКВД и мотострелковый полк войск местного формирования.
   12. Саперно-маскировочные работы выполняются на поясах местным населением, а на узлах сопротивления - войсками.
   Части должны обеспечиваться инструкторским составом за счет специальных частей.
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ: План обороны города*.
  
   Заместитель наркома внутренних дел СССР
   комиссар госбезопасности 3 ранга (Меркулов)
   Начальник Управления НКВД СССР по ЛО
   комиссар госбезопасности 3 ранга (Кубаткин)
  
   Приложение 2
  
   Справка о численном составе войск НКВД по состоянию на 3 сентября 1941г.
  
   Совершенно секретно
  
   1. 21 М[ото]С[трелковая] Д[ивизия]
   а) 6 С[трелковый] П[олк] - 2377 чел.; б) 8 С[трелковый] П[олк] - 2377, в) 14 С[трелковый] П[олк] - 2377, г) 35 С[трелковый] П[олк] - 1197.
   Итого: 8328 чел.
   2. 20 дивизия по охране промпредприятий 1 стр. бат[альо]н - 500 чел.
   3. Конвойная бригада 1 стр. полк - 640 чел.
   4. Истребительные батальоны
   а) 2 ИБ - 486 чел., б) 3 ИБ - 500, в) 4 ИБ - 350, г) 183 ИБ - 226.
   Итого 1562 чел.
   5. Милиция
   а) 1 батальон - 418 чел., б) 2 бат[альо]н - 351, в) 3 бат[альо]н - 417
   Итого 1186 чел.
   6. 2-ая пожарно-техническая школа а) 1 бат[альо]н - 350 чел., в)** 2 бат[альо]н - 350.
   Итого: 700 чел.
   Всего: 12916 человек.
   Кроме того, имеем вспомогательных войск для борьбы с прорвавшимися танками - 9 батальонов из личного состава Пожарной охраны общей численностью 3800 человек.
  
   Заместитель начальника IV отдела
   Управления НКВД ЛО полковник Корнилов
  
   РГАСПИ. Ф.83. Оп.1. Д.18. Л.5-14. Заверенные копии.
  
   {1} Ленинград сдавать не планировали. Город надлежало защищать до полного истребления врага. Свидетельство тому - расположение секторов и размещение узлов сопротивления. Вот некоторые примеры: 2-й сектор: узел сопротивления N3 - завод "Светлана". 5-й сектор: узел сопротивления N10 - Смольный. 6-ой сектор: узел N8 - Гостиный двор; узел N9 - в Михайловском саду и Русском музее; узел N11 - "Большой дом" (здание Управления НКВД на Литейном пр., дом 4). 7-й сектор: узел N9 - в Никольском соборе; узел N10 - в Мариинском дворце (ныне там проводит заседания Законодательное собрание Санкт-Петербурга); узел N11 - в Эрмитаже.
  
   * Карты организации наземной обороны при основном документе не было (по описанию, это карта Ленинграда 1936 года, на которой цветными карандашами нанесены рубежи, секторы и узлы сопротивления фашистским захватчикам). Её отсутствие объяснено "техническими причинами". План обороны города лишь упоминается в немногочисленных документах, но до сих пор не опубликован и изложения его в открытой печати нет. Возможно, толково и грамотно составлен, и сохранён на всякий случай, вдруг пригодиться в будущем. И (или) в нём перечислены и указаны те объекты городской структуры, которые до сих пор функционируют, а их существование и местоположение не подлежат разглашению.
   То же план "Д" - в открытой печати есть только описания, он до сих пор на секретном хранении, и вряд ли в ближайшие годы будет рассекречен. Причина не только в планировавшихся мероприятиях, но прежде всего в точном указании места и характеристик стратегически важных объектов жизнеобеспечения города.
  
   ** Так в документе, подпункт под литерой "б" отсутствует (А.Т.).
  
   10 сентября в Ленинград в должности командующего Ленинградским фронтом прибыл Г.К.Жуков с твердым намерением отстоять город.
   В связи с недостаточной пропускной способностью железных дорог (эвакуированные люди и грузы поступали в Ленинград из Прибалтики, Псковщины, Белоруссии, а вывозились только по полутора железнодорожным веткам -- двухколейной на Москву и одноколейной на Вологду) к началу блокады в Ленинграде оставался громадный промышленный потенциал. 30 августа 1941 года на железнодорожных путях Ленинградского железнодорожного узла находилось 2200 железнодорожных вагонов, загруженных оборудованием заводов. Когда железнодорожная связь с Большой землей была прервана, все равно продолжалась эвакуация по Ладожскому озеру, а также "внутренняя эвакуация" -- перемещение материальных ценностей, запасов сырья и ресурсов внутри города, из угрожаемых районов в более безопасные.
   В сентябре, когда немцы вплотную подошли к Ленинграду, не было уверенности в том, что город сумеет устоять. И Управление НКВД стало готовить мероприятия, в последующем получившие название "плана "Д"". Это была составная часть советского мобилизационного плана, преследовавшего стратегическую цель -- материальные ресурсы нашей страны не должны быть использованы противником для наращивания своего военного потенциала. Согласно известному принципу "Надейся на лучшее, а готовься к худшему", когда замкнулось кольцо блокады и появилась угроза падения Ленинграда, заводы, а также электростанции и прочие системы жизнеобеспечения города начали готовить к уничтожению.
   13 сентября в Ленинград прилетел заместитель наркома внутренних дел, бывший недавно наркомом ГБ, В.Н.Меркулов. Он имел мандат Государственного Комитета Обороны N 670 на разработку совместно с членом Военного совета Ленинградского фронта, секретарем горкома ВКП(б) Кузнецовым мероприятий на случай вынужденной сдачи города.
   Согласно "плану "Д"", при каждом райкоме ВКП(б) создавались тройки в составе первого секретаря райкома, начальника райотдела НКВД и представителя инженерных частей РККА, назначенного Военным Советом фронта. Эти тройки определяли перечень находившихся на территории района предприятий, подлежащих уничтожению в случае отхода наших войск. На каждом предприятии также создавались тройки. В них входили: директор, секретарь партийного комитета и начальник режимно-секретного отдела.
   Эти тройки составляли детальный план спецмероприятий, включавший очередность уничтожения оборудования и запасов, способы уничтожения (подрыв, механическое уничтожение, поджог, затопление и т. д.), поименный список работников, ответственных за выполнение спецмероприятий. В плане указывались необходимое количество взрывчатки, а в случае выведения из строя узлов и агрегатов механическим путем -- кувалд и топоров, расчет времени, способы оповещения исполнителей о начале действий.
   На УНКВД были возложены функции контроля за выполнением спецмероприятий. С этой целью за всеми предприятиями были закреплены оперативные сотрудники районных отделов.
   Общее руководство мероприятиями по плану "Д" и работой районных троек возлагалось на секретаря ГК ВКП(б) Кузнецова и начальника УНКВД ЛO Кубаткина. Распоряжение о приведении плана в исполнение должно было даваться Военным Советом Ленинградского фронта. Стоит ли говорить, какая колоссальная ответственность лежала на нем и какой требовался ювелирный расчет ситуации, чтобы не ошибиться ни в ту, ни в другую сторону: не оставить врагу ленинградские заводы и не взорвать их напрасно. Еще большая ответственность лежала на Меркулове как на контролирующей инстанции -- именно он, обладатель мандата ГКО, должен был сказать последнее слово.
   Получив распоряжение Военного Совета, непосредственный сигнал секретарям райкомов должен был дать Кузнецов - по телефону или письменно. Параллельно такой же приказ по своей линии отдавал и Кубаткин. Только в случае получения приказа по обеим линиям план подлежал реализации.
   Согласно "плану "Д"", следовало подготовить к уничтожению около 380 предприятий, из них к первоочередным было отнесено около 250. План был подготовлен под руководством Кузнецова, тщательно проверен Меркуловым и утвержден Военным Советом Ленинградского фронта 15 сентября 1941г. Контроль за ходом подготовки к проведению спецмероприятий проводился специальной бригадой НКВД СССР и районными отделами НКВД, которых на тот период насчитывалось 15 (Василеостровский, Володарский, Выборгский, Дзержинский, Кировский, Красногвардейский, Куйбышевский, Ленинский, Московский, Октябрьский, Петроградский, Приморский, Свердловский, Смольнинский, Фрунзенский).
   После утверждения плана работа по нему неукоснительно продолжалась, и 23-25 сентября 1941г. все начальники райотделов УНКВД представили Меркулову специальные сообщения о ходе ее выполнения. Тем не менее он потребовал к 30 сентября дать в письменной форме ответы на ряд вопросов касательно подробностей реализации плана: о степени готовности отдельных мероприятий, в частности, о выделении инструкторов и проведении с ними инструктажей по использованию взрывчатых веществ, о наличии взрывчатки, готовности связных и т. д. Особое внимание уделялось необходимости налаживания взаимодействия с предприятиями энергетического блока, связи и водопровода.
   Как всегда в подобного рода случаях, остро стоял вопрос конспирации, а также готовности органов внутренних дел к пресечению любых попыток сопротивления со стороны рабочих и персонала предприятий. Это было связано с работой вражеской пропаганды: немцы в своих листовках призывали население города не допустить уничтожения ленинградских заводов, подчеркивая, что тем самым уничтожаются "средства, необходимые для восстановления вашей родины". В одной из листовок немецкие пропагандисты призывали ленинградцев "собраться с силами и занимать свои фабрики и заводы" и сопротивляться "преступным поджигателям и взрывателям".
   В докладных записках начальников райотделов УНКВД указывалось, что подготовку к проведению спецмероприятий удалось в целом провести скрытно от населения, хотя очень маловероятно, что такую масштабную операцию удалось полностью законспирировать. По крайней мере партийный актив и специалисты наверняка о ней не просто догадывались, но и знали.
   Материалы немецкой разведки свидетельствуют о том, что и противник был осведомлен о проводившихся в городе мероприятиях, о чем свидетельствуют, например, уже упоминавшиеся листовки. Тем более что речь шла об уничтожении не только важных оборонных и промышленных предприятий, но и соединяющих районы города мостов - эта часть плана обеспечивалась воинскими частями по указанию Военного Совета Ленинградского фронта. Так, в донесении военной разведки штаба 18-й армии о положении в городе в период с 25 сентября по 3 октября 1941г. говорилось о том, что "предприятия, мосты, а также, по-видимому, водопровод заминированы и подготовлены к взрыву представителями центральных органов". Впрочем, никаких разведданных в данном случае не требовалось: едва ли хотя бы один военный мог сомневаться в том, что в случае оставления города мосты будут взорваны. Кстати, немецкая разведка в 1942 году, направляя своих разведчиков в Ленинград, ставила перед ними задачу выяснить, какие объекты продолжают оставаться заминированными.
   По "плану "Д"" во избежание возможного сопротивления со стороны персонала предприятий при реализации спецмероприятий предполагалось обеспечить постоянную охрану объектов силами особо проверенных и надежных рабочих или же до введения в действие плана вывести оттуда всех рабочих и служащих. Кроме того, районные отделы УНКВД проводили дополнительные оперативные проверки исполнителей.
   Улучшение положения на фронте к началу октября 1941 года привело к изменению настроения некоторых руководителей предприятий, которые не спешили выполнять все рекомендации бригады НКВД СССР. Обращаясь к Кузнецову, Меркулов напоминал, что "в соответствии с данным нам заданием... вне зависимости от обстановки на фронте, все предприятия должны быть полностью готовы к проведению специальных мероприятий". Уполномоченный ГКО просил "принять соответствующие меры в отношении секретарей горрайкомов, обязав их в кратчайший срок закончить осуществление разработанных планов".
   Выявленные бригадой НКВД СССР и районными отделами УНКВД Ленинграда недочеты были обобщены и доведены до сведения Кузнецова 3 октября 1941 года. В частности, указывалось, что на ряде предприятий по-прежнему не разработаны и не утверждены районными тройками соответствующие планы, на объектах не хватает взрывчатки и детонирующего шнура, исполнители далеко не везде переведены на казарменное положение и проинструктированы. Почти во всех районах нет взаимодействия между предприятиями и районными комитетами ВКП(б), с одной стороны, и системами Ленэнерго, телефонной сети и водопровода - с другой.
   Подводя итог проделанной по "плану "Д"" работы, можно констатировать, что горкомом ВКП(б) и Военным Советом Ленинградского фронта была выдержана установка ГКО о недопущении как преждевременности проведения мероприятий, так и опоздания с их осуществлением. В конечном счете, благодаря стабилизации Ленинградского фронта не состоялись ни первое, ни второе.
   Оценивая значимость "плана "Д"", можно добавить и то, что он сыграл важную роль в повышении эффективности работы предприятий и улучшении дисциплины в рабочих коллективах.
   В первые, самые тяжелые блокадные месяцы на плечах уже обескровленного к тому времени Управления НКВД, потерявшего многих сотрудников, лежал огромный объем задач. Кроме собственно контрразведки, кроме подготовки города к возможной сдаче, создания нелегальных резидентур, выявления и обезвреживания незначительного количества подпольных антисоветских групп, которые существовали в городе и готовы были вступить в контакт с гитлеровцами, органы занимались еще специфической, но чрезвычайно важной в условиях осажденного города наблюдательно-пропагандистской работой, которая относилась к сфере действия шельмуемого сейчас секретно-политического отдела.
   Управление НКВД полностью контролировало настроения в рабочих коллективах, среди научно-технического персонала учреждений и организаций Ленинграда, изучало их реакцию на положение в городе, на решения высшего руководства страны и ленинградского руководства. Положение было очень сложным. Блокада и нехватка продовольствия, а потом голод в самом городе, взятие немцами 8 ноября 1941 г. Тихвина -- все это создавало почву для пораженческих и панических настроений, которые нужно было своевременно вскрыть и нейтрализовать. Надо сказать, что людей, охваченных паникой или чувством безнадежности, считающих, что Ленинград следует сдать врагу, было немного -- всего несколько процентов, но разговоры, которые они вели, нередко просто по недомыслию, в условиях блокады становились опаснейшей агитацией.
   Отчасти через свою агентуру, отчасти через добровольных осведомителей секретно-политический отдел УНКВД своевременно собирал информацию о настроениях среди жителей города, которая передавалась в обком ВКП(б). На ее основании вырабатывались меры по пропагандистскому воздействию на жителей Ленинграда и восточной территории, благодаря чему обеспечивалась стабильность политической ситуации.
   В результате своевременного пресечения УНКВД ЛО преступлений в сфере экономики удалось сохранить немало продовольствия для жителей блокадного Ленинграда. Благодаря введенным режимным и охранным мерам устойчиво работали оборонные и промышленные предприятия, обеспечивавшие бесперебойное снабжение армии и флота военной продукцией. Борьба с "сигнальщиками" затрудняла немцам нанесение по ним бомбовых ударов.
   Контрразведывательные отделы на железнодорожном и водном транспорте справились с задачей бесперебойной доставки воинских частей и военных грузов к фронту и вывоза раненых с мест боев, а также обеспечили стабильную работу Дороги жизни.
   Все это делалось в тяжелейших условиях блокадного города, нехватки продовольствия, наконец, элементарного отсутствия транспорта, в результате которого работникам Управления приходилось зачастую передвигаться по огромному городу пешком.
   А кроме всего этого, на плечах чекистов лежал еще и огромный объем работы на оккупированных территориях Ленинградской области, которая в то время включала в себя нынешние Псковскую и Новгородскую области, где надо было развертывать партизанское движение.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023