Моя служба в тогда ещё Советской армии была связана с машинами, с грузовыми автомобилями. Как говорится - кто на что учился. Каждая колонна, каждый выезд на операцию - море впечатлений. Обидно, что не все они сохранились в памяти. Хотя, как показывает опыт, если напрячь мозги вместе с сослуживцами - проявляются даже уже давно забытые фамилии пацанов. Я имею в виду возможность посредством интернета и видео пообщаться с армейскими друзьями из других городов...
...В 1982 году, "по-молодости", ездил с колонной в Союз (тогда ещё ходили полковые колонны в Союз). В тот раз меня ротный послал запасным водителем. То есть без руля. На случай "выхода из строя" какого-либо основного водителя. Только-только обжился в роте - нате вам. Посылают меня и ещё одного такого же "чижару" в компанию "черпаков" и "дедов". Двое "молодых" на всю колонну! А "дедовщину" никто не отменял! Причём, мы - единственные русские, не считая офицеров и прапорщиков, в колонне. Надо сказать, досталось нам хорошо! На всех их нас двоих не хватало, поэтому на стоянках при одновремённом крике с разных сторон: "Молодой, сюда иди!", летели к тому, у кого удар посильнее ("Молодой должен летать", и мы - летали!). Только уже по приезду колонны в Союз, на стоянке, был однажды момент удивления: бежал к кому-то вдоль колонны, а "мои" узбеки (туркмены? таджики?) сидели, ели дыни. Усадили с собой и никому - даже кавказам - меня не давали. Пока я не наелся с голодухи до поноса. А что - их территория! Их гостеприимство! Мать их фак (онаньски по-местному) - после от других свою порцию "люлей" я всё же получил. А дыни всё равно были вкусные! Про "дедовщину" и её национальные особенности я ещё расскажу отдельно.
Так вот, дыни были позже. А в пути, во время движения, "мой" (я в кабине сижу справа) посылает меня в машину, идущую за нами, к своему земляку за сигаретой. И я отправился. Ехали мы на ЗиЛах-131. Из кабины перелез в кузов, из кузова - на бампер следующей машины, с бампера - на правое крыло, с него - уже в кабину. И с сигаретой обратно, на своё место. На ходу. Помню, было не сложно. Водилы в Автороте всегда были классные: обстановка обязывала. Ехали ровно, насколько это было возможно на тех автобанах. Когда я перелазил с машину на машину, расстояние между ними было в пределах коробка спичек. Так что - каскадёры отдыхают!
Кстати, а как нас в Союзе "шмонали"! Сам бы рассказам не поверил. По приезде на "таможню", выстроили в ряд колонну, и пошли погранцы с собакой по машинам. Для "отвода глаз" в кабине кто ручку-часы "забудет", кто пачку сигарет ненашенских. Ну, чтоб погранцам не скучно было. Вот и чудненько - машины осмотрены, всё вроде в порядке. Ан, нет! Выходит из здания один дядя. Весь такой в панаме, в выцвевшей "эксперименталке". На шее - фотоаппарат. В чём там фокус, мы узнали позже. Этот "дядя" залазил под каждую машину, лёжа что-то ковырял и фотографировал. Оказалось - он фотографировал все выковыренные из потайных мест вещи. То же самое он делал и в кабинах. А потом заставил некоторых ребят разобрать и запаски!!! Кто не в теме - под машиной и кабине есть много "нычек", куда можно запрятать завёрнутые в пакет "контрабандные" вещи. А в шину запасного Ураловского колеса можно забортировать 20 с лишним бутылок водки! Её везли уже из Союза. Каждая бутылка, дома стоившая 10 рэ, там, на чужбине, продавалась по 30 чеков (уже не помню пересчёт на "афони"). "Дядя" все эти потайные места просто знал. Шаман!!! Причину появления этого типа вредной наружности я не знаю, но, помню, шороху он наделал. По-моему, у двоих даже отобрали права за контрабанду. А им скоро на "дембель"! Спустя некоторое время, правда, вернули. То ли мы вляпались в высокую комиссию, то ли ещё какая причина была. Но с таким "шмоном" я больше не сталкивался.
Ещё кусочек из памяти. Еду на Урале-375, поднимаюсь с прапорщиком на высотку, на пост. Небольшой витой серпантин. Далеко не Саланг. Шириной в одну машину. Так как высотка относительно небольшая, то пост контролировал всё движение туда-обратно и не пускал машины одновременно в обе стороны. И вот, в конце подъёма, мы вместе с прапорщиком услыхали интересный звук под капотом - типа "чпок" - и шипенье вырывающегося откуда-то наружу воздуха. А так как дело было опять же "по-молодости", то есть шоферской практики ещё никакой, я и сильного значения этому не придал - приеду, посмотрю. А прапорщик придал. Он только взглянул на датчик давления воздуха в тормозной системе - и сразу всё понял. Воздуха в системе не было. Вообще не было. Лопнул воздушный шланг компрессора. А без воздуха можно тормозить чем угодно, только не тем, чем машине положено. И опытный, умудрённый жизнью человек, жёстко сказал: "Не вздумай нажать на тормоз! Потихоньку ползи вверх, смотри только не заглохни. Там, на посту, есть ровная площадочка. Как только въедем на неё, не выключая передачу, выключай зажигание. Заглохнем и остановимся. Даст Бог - всё будет хорошо."
Когда я всё осмыслил, переварил информацию - чуть не обгадился. Справа, внизу, так не по-доброму шебутятся люди-муравьи! И как тут "смотри, не заглохни"? Не говорил бы - было бы проще. Когда не подозреваешь об опасности, действуешь не задумываясь. А тут "смотри, не заглохни"! И сильно на "газ" нажимать нельзя - въедем на горку, можно не успеть остановиться на крохотном пятачке! Наверное, в тот день было особенно жарко - куртка х/б была насквозь мокрая. А чтоб ещё и штаны не промочить - бегом в кусты. Так что, если б не "старший товарищ"....
А вот при первом обстреле наоборот - жарко и страшно не было. Полковой колонной поднимались на Саланг. Я на своей "Наташке". Неожиданно колонна остановилась, все повыскакивали из машин и попрятались под них. А я последние минут десять езды не отрывал взгляда от датчика температуры на щитке приборов. На нём медленно, но уверенно ползла вверх температура воды в двигателе. И когда мы остановились, машина уже кипела. Это не страшно во время движения, но при остановке двигателя, его может заклинить. И вот я, как только остановились, бросаюсь к капоту, открываю его, хватаю ведро, бегу к водовозке за водой (ни о каком тосоле-антифризе и речи не было), набираю воды, пулей к машине, забираюсь на капот и лью воду в радиатор. Наблюдавший за моими перемещениями в пространстве какой-то лейтенант дёргает меня за штанину, пытаясь скинуть с бампера Урала. "Идиот! Убьют! Прыгай под машину!" Долив воды, закрыв крышку и хлопнув капотом, я залез под свою "Наташку". "Наташка" - в кавычках! А вот теперь-то и я могу пострелять!!! Все патроны, что у меня были, израсходовал. На этом обстрел закончился. Потому что, наверное, меня последнего и было слышно. Удивительно, но потерь у нас не было. Даже не смотря на мою стрельбу. Сгоревших машин тоже. То ли "духи" "не подготовились", то ли кому почудилось, что нас обстреливают... "Шилка" (классная, я вам скажу, штука!) с двумя танками обработала все проблемные точки, и поехали мы дальше.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023