Это было в тысяча девятсот девяносто первом году, весной. Группа сотрудников одной областной газеты поехала в командировку в Японию. У исполкома местного Совета и обкома хиреющего ВЛКСМ нашлись на это деньги. Средств тогда не хватало на многое, но на отправку в Страну восходящего солнца журналистов они всё же были выделены.
Журналистам японцы с гордостью показывли свои достижения, гости не уставали восхищаться. Они восхищались всем: электроникой, автомобилями, домами, дорогами, урнами на улицах. Японскому гиду даже показалось, что перед ним не люди, а какие-то биороботы, запрограммированные на восхищение: так бурно русские реагировали на любую мелочь.
Особо выделялся один начинающий журналист, сотрудник молодёжного отдела. Этот юноша, казалось, нашёл для себя настоящий земной рай. Он был из той молодёжи, про которую Юрий Шевчук спел: "Я чествую вас, сыновья дипломатов, юристов, министров и проффесоров, зажиревших актрис, журналистов-магнатов, многотомных поэтов и суперпевцов..." Папа нашего героя принадлежал к числу "журналистов-магнатов", не будем называть его фамилии и должности. Именно он и настоял, чтобы сынок поступил на факультет журналистики местного университета. Особых успехов в учёбе отпрыск не имел, но это было неважно - на закате Советской власти "связи" решали всё. После университета сынок был устроен в солидную областную газету, и вот здесь, к удивлению многих, "загорелся"! Тогда как раз началась эпоха сенсационных статей, разоблачающих тёмное российское прошлое и восхваляющих светлое западное настоящее. У Андрея (так зовут нашего героя) такие статьи получались! Папа немного морщился, но в общем сыном был доволен, ведь Андрюша обретал такую необходимую для журналиста известность, даже, можно сказать, славу! Надо было только следить, чтобы эта слава не вскружила любимому чаду голову. Здесь папа использовал весь свой авторитет и опыт. Именно папа и "протолкнул" Андрея в заграничную делегацию. "Съездит к японцам, авторитет сразу появится, - думал "журналист-магнат", - заодно видеомагнитофон привезёт!"
"Вот сейсмоустойчивые небоскрёбы!" - говорили японцы. "Ух ты!" - восклицал наш герой и начинал щёлкать купленным "Никоном". "А вот новая модель "Тойоты", - говорили японцы. "Нашим олухам далеко до такого!" - отвечал Андрей и подобострастно улыбался. Японцы тоже улыбались. Вообще им было противно, но они этого не показывали.
В один из дней японцы привели своих гостей на центральное Токийское кладбище, к красивым пагодам и синтоистским храмам. Надо сказать, что ни один народ не может создавать такие красивые ландшафты, какие создают японцы. Они приравнивают науку создания ландшафтов к живописи и архитектуре, скульптуре и поэзии. Каким-нибудь одним, почти незаметным штрихом - косо положенным камнем или специально наклонённой веткой - японские мастера способны вызвать в человеке целую палитру чувств и переживаний. Прийдя на японское кладбище сразу чувствуешь гармонию и умиротворение. И ручей среди светлых валунов, и маленькие деревца словно говорят людям о естественности смерти. Всё вокруг дышит покоем. Никто из посетителей не смеет здесь громко разговаривать. Даже наш герой притих и молча рассматривал окружающие надгробья.
- А это кто? - почти шёпотом спросил Андрей у гида, показывая на группу пожилых японцев, собравшихся у странного, сложенного из многих камней монумента.
Японец тоже сильно понизил голос.
- Это врачи. - русский язык гида и так оставлял желать лучшего, а сейчас он был почти неразборчив, - Врачи заразных болезней. Они почитают своих товарищей. Их товарищи погибли во время работы.
Наши закивали. Да, это было так похоже для японцев - отдавать свои жизни во имя других.
- Они работали в Манчжурии, в отряде 731, - отведя глаза в сторону, добавил гид.
Андрей подошёл к сопровождающему. Он был тронут до глубины души.
- Я обязательно напишу о вас, о вашей стране! Я напишу о этих врачах! Японцы помнят свои корни, не то что наши - Иваны не помнящие родства!
Японец заулыбался и начал кланяться.
- Не надо так писать! - коверкая слова зачастил он.
На самом деле ему очень не хотелось, чтобы этот идиот упоминал в своей дурацкой статье Семсот тридцать первый отряд.
Выдержка из приговора Военного трибунала над японскими военными преступниками, готовящих и проводивших бактериологическую войну. Хабаровск. 1949 год.
"... Отряд No731 был размещён в специально выстроенном и строго охраняемом военном городке в районе ст. Пинфань, в 20 км. от гор. Харбина, и представлял из себя мощый институт по подготовке бактериологической войны со штатом, насчитывающим около 3000 научных и технических работников, и лабораториями, оснащёнными новейшей техникой и усовершествованной аппаратурой...
Изыскания способов и средств ведения бактериологической войны, проводившиеся в отрядах NoNo 731 и 100, сопровождались преступными, бесчеловечными опытами по проверке действенности бактериологического оружия на живых людях... Большинство заражённых умирало в страшных мучениях. Те же, кто выздоравливал, подвергались повторным опытам и в конце концов умерщвлялись..."
После войны многие убежавшие от советских войск сотрудники неплохо устроились на родине. Они часто собирались у монумента в их честь на центральном кладбище Токио.
Упоминания в Андреевой статье о семсот тридцать первом отряде не было. Некоторые работники редакции помнили фильм "Через Гоби и Хинган" и знали о действительном назначении этого отряда. Самое удивительное, что даже узнав о настоящей работе отряда, Андрей настаивал на упоминании в статье о скорбящих коллегах.
Прошло семнадцать лет. Сейчас Андрей уже главный редактор. Член партии "Единая Россия". В Токио до сих пор стоит причудливый памятник. Может даже кто-то из оставшихся в живых сотрудников (японцы живут долго) всё ещё приходит к нему.
Фото памятника здесь http://supotnitskiy.webspecialist.ru/book/book3-34.htm
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023