ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Валецкий Олег Витальевич
Истоки и течение сербско-албанской борьбы за Косово и Метохию. Часть 1

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*25  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первой части описывается сербская история от средневековья,как и развитие национальных идей и их взаимосвязь с судьбой Косово и Метохии.Описываются также заселение албанцев на Косово и Метохию,Первая Балканская война,положение на Косово и Метохии до и после Второй Мировой войны.Затронута история Албании,вплоть до событий 1997 года,и влияние этих событий на начало войны

Эта работа была написана в 1998 году,но так и не могла быть опубликована,по причине отсутствия интереса к ней как в России,так и в Сербии.Возможно все-таки некоторые выводы сделанные в ней могут быть полезными,хотя бы для понимания того почему ныне на территории Косово и Метохии сербской власти больше нет Территория бывшей Югославии в девяностых годах привлекало внимание всего мира, но особенно России. Это совершенно понятно, ибо сербы, как бы там ни было, народ близкий русскому, как по духу, так и по судьбе.Сербы, несмотря на все сложности и старания Запала, дольше всего оставались прорусски настроенные народом на Балканах. Впрочем,ныне и сербы как и румыны и болгары торопятся приблизиться к Западу. не понимая, что тот не поможет им,а окончательно их добьет,как добил Европу,глубоко,и пожалуй неизлечимо духовно больную,и заслуженно переполненную мусульманскими иммигрантами. Запад сегодня очаровал весь мир своим экономическим могуществом,и многие люди ныне забыли, что история западного благосостояния весьма коротка и едва ли превышает сотню лет. Между тем, это обманчивое благосостояние,закрыло людям глаза на то, что западная политика ведет в пропасть.Уже сейчас видно, что французы,англичане и голландцы, дальше всех ушедшие по западному пути, сохранили меньше всего национальной свободы.Конечно западным политикам все равно что француз, что араб, что негр, что китаец,но все же думается, что каждый человек о генами получает определенный тип мышления и поэтому надежды на построение единого универсального общества "великого благоденствия", в сущности, нереальная утопия как и коммунизм. Если учесть, что коммунистическая и либеральная идеологии начались из одного источника/смотри работу Шафаревича "Социализм. как явление мировой истории"/,то скорее всего и закончатся эти эксперименты одним и тем же. Ныне хорошо обозначилось, сколь разрушительно действуют эти две идеологии,как раз на христианские общества и христианские народы, разъединенные изнутри, могут легко пасть перед исламским миром, так же как пал древний Иран,погибший не столько от мусульманских мечей, сколько от внутренних волнений еретиков, одно из которых,манихейское восстание,превзошло российское революционное движение 1917 года, а Иран, после десятков лет господства манихеев, этих первых коммунистов, пал под ударами менее просвещенных, но более воинственных арабов.
   Ныне, как раз на территории бывших социалистических государств Югославии и СССР происходит то, что еще вчера казалось фантастикой. Югославия и СССР не случайно имеют столь схожую судьбу, ибо и положение русских в СССР и положение сербов в Югославии во многом было похожим, то есть, было положением со многими обязательствами, но малыми правами. При этом, и Югославия, и СССР были государствами многонациональными, с народами, разделенными культурами и религиями.
   Цель данной статьи, прежде всего Югославия, и я, поэтому, не буду касаться темы СССР, хотя из самой статьи будет видно, что и внешние и внутренний политика, что Югославии по отношению к сербам, что СССР и его правопреемницы Российской Федерации по отношению к русским и в прошлом и в настоящем не столь уж сильно различались .Разумеется, нельзя во всем сравнивать чеченцев с албанцами,хорватов с белорусскими католиками и украинскими униатами, боснийских мусульман с крымскими татарами, а словенцев в латышами, но все же определенные схожести есть, В конце концов, надо обратить внимание на политику Запада, по отношению и к бывшей Югославии ,и к бывшему СССР, чтобы увидеть, что они используют не только одни и те же методы, но и часто одних и тех же своих представителей, и я не очень сомневаюсь, что Ричард Холбрук или Жак Клайн через несколько лет начнут делать, визиты в бывший СССР, разумеется, с целью привития русским умения жить в мире и дружбе с другими народами.
   Дело здесь не в том, что Югославия - препятствие на пути в Россию. Достаточно посмотреть на карту мира, чтобы увидеть, что сербы ныне, так же ,как и сотни лет до этого, скорее держат оборону Европы от ислама, тогда как русские всегда нуждались в защите на своих польских границах, откуда с помощью наших "славянских братьев" на Россию шли европейские армии. Также, видимо, дело обстоит с цивилизаторскими миссиями.
   Югославия для Запада большое поле для экспериментов, которые он начал не год-два назад ,а целое столетие. Для русского и для сербского читателя будет внове, возможно, узнать, что ростки Югославии
   закладывали вовсе не хорваты или немцы, а поляки, точнее, польские эмигранты.Они были из числа тех, кто являлся активным борцом с властью Российской империи, весьма недальновидно включившей Польшу в свой состав, благодаря либеральному Александру 1,спешившему благодетельствовать поляков законами, которые он почему-то не хотел давать русским. Разумеется, польская элита в своем большинстве не желала мириться с отсутствием того, что она сама же и уничтожила.Ведь величие Речи Посполитой пало не от российских, австрийских и прусских войск,а от постоянных восстаний православных малорусов и белорусов, не хотевших, в отличие от униатов Галиции, остаться под панской властью, а главное, не хотевших мириться с агрессивной политикой иезуитов, этой квинтэссенции всех католических заблуждений. Поляки в ХУ11 веке показали, что государственного сознания они в той степени, в которой это свойственно русским, не имеют и, войдя, в казалось, равноправный союз с Литвой, где большинство населения, а и дворянства было русское, да и многие литовцы, в том числе князья дома Гедеминовичой, принимали православие, сама польская элита согласилась на наступление католичества на православие. Подобная политика для Речи Посполитой была явно катастрофична, и не случайно, что польский король Владислав отчасти помогал запорожским казакам в их войнах с панами, многие из которых, как например, Иеремия Вишнивецкий, хоть и были русскими, но, приняв католичество стали худшими врагами своего народа от чистокровных поляков. И вот, та польская элита, что своими явно затеями уничтожила до конца свое государство и устраивала восстания против России, да и всех православных русских, в конечном итоге в интересах австрийцев и прусаков, попав на территорию, естественно, дружественной им Турецкой империи, начала тамошних славян посвящать в якобы славянофильском духе. Каков этот дух можно было понять по покровителям этих польских просветителей. Один был турецкий султан, обеспечивший создание целого польского городка под Стамбулом - Адамополя, ставшего центром польской антирусской пропаганды, а вторым покровителем был орден францисканцев, традиционно ответственный перед папой римским за католиков Турецкой империи, а одновременно и ведший активную униатскую политику по отношению к православным арабам, грекам, албанцам, грекам и, конечно, сербам. Современные хорваты Герцеговины и части Далмации на самом деле покатоличенные сербы и именно они ныне и являются в хорватском народе наинеприятельски настроенными к православным сербам. Все это столь же характерно для Украины, и не случайно, надо заметить.И там, и здесь действовали все те же лица -иезуиты,австрийский император, турецкий султан и польские аристократы. Что касается сербов, то оказались под австрийским влиянием давно. Уже после разгрома сербских княжеств турками, тысячи сербов бежали на территорию Австрии, где австрийский император выдал им пограничные земли,для того, чтобы иметь хорошее и надежное войско как для борьбы с турками, так и для участия в европейских походах. Естественно, что сербские "граничары" в своих "краинах" не могли остаться вне католического влияния ,которое особенно было сильно в Воеводине, где военная граница была отменена уже в середине ХУ111-века.Это с одной стороны дало всплеск культурного развития сербов, но с другой стороны рост давления австрийской и венгерской аристократии и католической церкви. Не забывали, к тому же ,о сербах и хорватские политики.Если одна часть хорватской интеллигенции действительно желала объединения с сербами в каком-то едином государстве то другая ее часть в сербах видела препятствие, что в силу их православной веры, что в силу нежелания тех участвовать в революционных затеях ряда хорватских вождей, желавших не столько освобождения славян, сколько усиления собственной власти.
   Когда после двух сербских восстаний сербы в 1815 году получили свое сербское княжество, естественно, что в его государственный аппарат стали в большом количестве прибывать австрийские сербы, благо,
   что Белград был рядом с австрийской границей.Это было естественно, ибо помощь австрийский сербов повстанцам была очень важна, но, в то же время, среди них было немало скрытых, а то и открытых сторонников Римской курии и австрийской короны, бывших, естественно, противниками России. А так, как последняя тогда все стремилась действовать, по европейским правилам, то Европа и обходила ее, что в Румынии, что в Сербии, что в Греции, что в Болгарии
   Таким образом, когда возникла необходимость в создании первой сербской политической программы, то ее стал писать проавстрийский либерал Илья Гарашании, при прямом руководстве чеха Франтишка Заха,
   участника восстаний поляков против русских, и белградского представителя
  
   "Отеля Ламбер" организации либеральной части польской иммиграции, названной по названию парижского отеля, где был их центр.Написанная им программа "Начертания" Ильи Гарашанина,конечно, не были прямо антирусскими, ибо тогдашний сербский народ просто бы этого не понял, но влияние Австрии они не могли избежать, да и цель Заха была ясно им самими указала в других работах - создать с помощью сербской власти большое славянское государство на Балканах, ставшим бы противовесом России. Все это, разумеется, прикрывалось славянофильством, идеей, кстати, не до конца понятной.Ведь главными врагами славян-часто были сами славяне: поляки для русских и хорваты для сербов.Все же русские славянофилы, как например, Аксаков, желали образования, как раз однонациональных славянских государств под покровительством России. Это была вполне православная мысль, ибо в православных теориях о роли государства всегда присутствует мысль об одном земном царе, покровителе всех православных, и то же "Завещание Петра Великого" лишь неудачная интерпритация этой идеи.
   Если бы сербская политика тогда не колебалась от России к Австрии, то закономерно, сербы не стали бы влезать в войны с болгарами из-за Македонии, где лишь север Куманово был сербским, а свое внимание
   обратили бы на Боснию и Герцеговину и сербские земли в Австрии.Между тем последний вопрос Гарашанин попытался обойти .В конце концов, логически для сербов было искать выход в море через Дубровник, где многие местные жители были, по существу, романизированные и окатоличенные сербы ,сохранившие даже чисто сербский обычай отмечайся "слав", то есть "праздников святых",которые каждому сербскому роду дал один лишь православный сербский епископ Святей Сева, и то исключительно сербам.Надо было сербам возвратить себе и Косово с Метохией,выгнав оттуда всех албанских мусульман, заселяемых туда турецкой властью для порабощения местных сербов или же представлявших собой все тех же сербов, забывших не только свою веру, но и свой язык. По большому счету, и Северная Албания, где и сейчас живут албанцы этнической группы геги, отличающиеся от южных албанцев этнической группы тоска и языком и обычаями, и даже очень часто внешностью, исторически сербская земля. Многие албанцы - геги, имеют сербское происхождение, видимое даже из фамилий, а кроме того, в Северной Албании даже до нынешнего времени осталось определенное число сербов, живших там столетиями.
  
   Зная исламские законы к неверным нетрудно предположить, куда делись сербы из Северной Албании, до турок принадлежавшей сербам, как впрочем, и сербы из Косово , на котором еще в начале XX века сербов и албанцев было равное количество.
   Таким образом, сербы имели куда больше причин свою политику устремить к морю, тем более что этого требовали и стратегические интересы нового государства, окруженного не слишком благожелательными соседями. К сожалению, сербы не смогли проявить достаточного государственной мудрости ни во внешней, ни во внутренней политике
   и клюнули на подброшенную Западом идею о "югославенстве" и согласились на создание Югославии. Это, конечно, произошло не сразу. Для этого потребовалось много книг, речей и договоров, но в конце концов, сербы были подведены к этой совершенно неправославной идее. Ведь очевидно, что для объединения, пусть с близкородственными хорватами, сербы не были готовы ни в каком отношении. Хорватская политическая элита имела многосотлетний опыт политической жизни в Австрии, Венгрии. Италии и, одновременно, имела за собой сильных союзников в римской курии. Сербы же, уже с самого своего освобождения были раздираемы противоречиями между сторонниками Австрии, Франции и России, и последняя далеко не всегда оказывалась в победителях. Конечно, в этом была определенная вина и России, не желавшей рушить правила тогдашней Европы, хотя последняя, не слишком-то заботилась о России. Попытки создания в 18 веке Славяносербского государства с центром в Черногории, без сомнения, приблизили бы сербов к России, а вместе с тем, отдалили бы и от Австрии. Турки в Черногорию уже к концу ХУ111 века нередко боялись входить, ибо несколько раз были там разбиты в сражениях с черногорскими племенами.Без сомнения, оттуда куда легче было бы расширять границы нового сербского княжества на родственным черногорцам сербов Герцеговины,что одновременно отсекало бы Боснийский пашалук от связей с Портой и, одновременно, приближало бы Россию к грекам и православным албанцам.
   Но понятно, что Россия, занятая в Польше и Прибалтике, не имела сил и времени на Черногорию.
  
  
  
   Поэтому и последовало сербское объединение под руководством незрелых сербских политиков, так и не успевших четко определить свои цели. Хорошее тому свидетельство история с Македонией.Когда-то , перед турецким нашествием. Македония принадлежала сербской аристократии. Тогда был пик могущества сербов и сербский король Душан Сильный, завоевав земли от Боснии до Греции, счел для себя недостаточным свой королевский титул, полученный его предком Стефаном Неманей от Фридриха Барбороссы в 1227 воду, провозгласил себя в 1345 году царем и учредил сербскую патриархию,этим вызвав раскол с Константинопольской патриархией. Его замысел был понятен, ибо он хотел обновить силы Византийской империи сербскими силами и возвратить ее былую силу. Однако его затея не увенчалась успехом из-за непонимания ее ни греческой, ни сербской аристократией, и после внезапной смерти Душана Сильного, его царство распалось. Тем не менее, Македония осталась тогда под сербской, властью до турецкого нашествия. С началом освобождения сербов, греков и болгар от власти турок Македония стала яблоком раздора между ними. Вообще-то, македонцы -это те же болгары и носят, в основном, либо типично болгарские фамилии, либо македонские формы болгарских же фамилий с окончанием на "ски". Сербы, уже упоминалось, были и тогда населены на севере Македонии в областях Куманово и Скопской Черногории. Таким образом, сербским политикам не было резона устраивать конфликты с Болгарией, и Македонию вполне возможно было справедливо разделить. Вместо этого стала употребляться риторика с воспоминаниями о "Душановом царстве".За это заплатили тысячами жизней ибо в итоге, после первой балканской войны,когда сербы ,болгары, румыны и греки почти изгнали турок с Балкан, началась вторая балканская война.В последней уже сербы и греки с помощью румын и турок разбили болгар и поделили между собой Македонию, которая, кстати, у греков и доныне под властью. Болгары, разумеется, были особо раздражены на греков, с которыми они и при господстве турок не раз имели конфликты, доходившие до погромов и резни.Однако сербы для болгар оказались более удобной целью.К тому же и сербско-болгарская война 1885 года,вызванная во многом довольно неразумными действиями сербского князя Милана Обреновича и закончившаяся поражением сербов, не могла, конечно,
   болгар сделать большими друзьями сербов.Очевидно было,что сербы и болгары -два различных народа и уже на основании этого сербские политики могли бы заключить невозможность всякого югославянского объединения.Если православные болгары не могли жить вместе с православными сербами, вряд ли можно было ожидать дружной жизни католиков, мусульман и православных в будущей Югославии, пусть даже бы они говорили на одном языке. В конце концов, в Турецкой империи посты во власти занимались в соответствии с религией, а не нацией и главную роль в подавлении сербских восстаний играли не турки, а местные мусульмане, сербы по крови,носившие однако имя "турок". Тем не менее, сербская политика пошла в известном направлении и сербы уже в Балканских войнах получили себе врагов не только в Болгарии, но и в Греции, ставшей с довольно серьезными основаниями подозревать Сербию в стремлении получить Фессалоники.Тем самым,Сербия, благодаря проюгославской политике, получила себе сразу двух врагов из православных народов. К тому же,обремененная Македонией, Сербия отвлеклась от Косово и Метохии, куда, между тем, и должна была сконцентрировать все свои силы и возвратить сербские земли.Косово и Метохия -это не просто сербский район, это -исторический центр сербов.Тамошний город Призрен был столицей сербских королей, а соседний город Печ до ХУ111 века был центром сербской Печкой патриархии. Албанцы на Косово и Метохию попали не случайно ,а в соответствии с волей турецкой власти, населявшей Космет, как еще называется, эта территория, исключительно албанскими мусульманами, тогда как албанские католики попали туда в незначительном проценте 3-4,а православных албанцев на Космете вообще не было. На Косово,вследствии куда более тяжелого гнета албанцев,пользовавшихся привелигированным положением у турок,сербы нередко не только принимали ислам,но и албанский язык.Нередко турки были вынужденны защищать сербов от албанцев.После сербско-турецкой войны 1876-77 и русско-турецкой войны 1877-78 годов,сербы на Косово и Метохии пережили настоящий геноцид,и лишь благодаря защите русского консулата в Приштине(ныне многие сербы это забыли) и угрозой новой войны со стороны России,Турция остановила албанцев. Сербская же политика,устремившись на несколько целей, во-первых, ослабила внимание к цели главной -Космету, а во-вторых, естественно, не имея сил для столь больших затей попала в зависимость к Западу. Сербские политики пошли за помощью в Лондон и Париж.
   Конечно, помощь там сербы получили, но после этого стали определять свою судьбу не они, а политики в Лондоне и Париже. Сомневаюсь, что
   этих политиков тогда, интересовало сербское объединение, зато будущая Югославия для них послужила бы хорошим средством в борьбе с австрийским влиянием. Что же касается последнего, то оно так же присутствовало в Сербии, но все же главной своей целью выбрало Боснию и Герцеговину, которую европейские дипломаты на Берлинском конгрессе дали под опеку Австро-Венгрии.Последней эта опека так понравилась, что она просто аннексировала свою подопечную без всяких на то прав в 1908 году, не переставая, разумеется, обвинять Сербию в агрессорской политике по отношению к Боснии и Герцеговине.В последней по австрийской же переписи из 1910 года всех австрийцев и венгров едва ли бы набралось 0.1%,тогда как сербов там тогда было 43,5%, а мусульман 32,25%. В Боснии и Герцеговине австрийская власть так же взялась за эксперименты и начала здесь выводить новую нацию "босанцев", пытаясь соединить несоединимое, а одновременно ведя пропаганду на Черногорию с целью выведения уже черногорской нации. Разумеется, римская курия и большая часть хорватских политиков-националистов поддержали эти проекты, видя возможность присоединения Боснии и Герцеговиной,а и Черногории к Хорватии, которую они видела в составе Австро-Венгрии, как равноправного партнера и Вене и Будапешту. Тогда в Хорватии славянское объединение было не особо популярным и те же сербы в Австрии уже тогда на себе увидели, что хорваты в них видят куда большую угрозу, чем от немцев или от венгров. В хорватской среде возникло сильное шовинистическое движение, основанное на идеях хорватского философа Антэ Старчевича, но которое было оформлено в единую организацию, как казалось бы не парадоксально, австрийским евреем Франком.Именно из "франковцев" выросло "усташское" движение Антэ Павелича,создавшее "Независну Дыржаву Хырватску" при Гитлере. Как франковцы относились к сербам увиделось по тем погромам, что начались под их руководством с начала XX века в Австро-Венгрии.Однако для тогдашнего сербского руководства это показалось недостаточным вниманием, и уже во время первой мировой войны само сербское правительство Николы Пашича создало "югославенский отбор" /югославский президиум/, во главу которого был поставлен хорват Трумбич и который, не имея иной силы, кроме одной тысячи добровольцев хорватов и словенцев, стал равноправным партнером сербскому правительству. Тем самым, огромные сербские жертвы в первую мировую войну когда Сербия потеряла до трети своего населения, оказались принесенные на алтарь Югославии, за которую сербов стали обвинять в империализме и,которая сербам принесла, в основном, беды. Ослепленность сербского политического верха Югославии была просто поразительной. Еще в 1915 году, когда уже было ясно, что вскоре последует, наступление соединенных сил австро-венгров и немцев, премьер-министр Сербии Никола Пашич отверг все предложения России об уступках большей части Македонии Болгарии, ради вхождения той в Антанту, и это пронемецкой болгарской власти облегчило задачу по вступлению в союз с Германией, Австро-Венгрией и Турцией. Конечно, это не оправдывает Болгарию, но в то же время это не оправдывает и сербскую власть, ибо последняя должна была заботиться о своем народе, а не об отвлеченных фантазиях. Ведь известно, что вступление Болгарии в войну на стороне тройственного союза привело Сербию к катастрофе, в которой погибло до трети ее -мужского населения, причем, огромные потери были понесены как раз в,1915 году, когда сербская армия под ударами австро-венгров, болгар и немцев уходила через Албанию на острова Корфу. Тогда она теряла десятки тысяч людей не только от прямых противников, и не только от голода, холода и болезней, но и от тех отрядов албанцев, что поддерживали Тройственный союз, хотя, конечно были и союзные сербам албанские силы. Уже тогда можно было увидеть, сколь важна для Сербии Албании, бывшая ее тылом и одновременно выходом к морю, и сколь бесполезна была для нее Македония, быстро пересеченная болгарскими войсками, отчасти при поддержке местного населения.
   Еще дороже обошлась Сербии оккупация австро-венгров, германцев и болгар.Последние, надо заметить, не поленились присоединить к себе не только Македонию, но и часть южной Сербии, а не оставляли мыслей и вообще всю Сербию разделить с Австро-Венгрией. В ходе оккупации сербы потеряли десятки тысяч людей, погибших как при восстаниях местных четников/добровольческих Формирований в королевской Сербии, носивший регулярный статус и подчиненных, в конечном итоге, военной разведке/,так и умерших от голода и болезней. Надо так же заметить, что особо здесь отличились австро-венгры, и в первую очередь немалое число хорватских офицеров и солдат, хотя, разумеется, в австро-венгерской армии было много сербов что из Австро-Венгрии, что из Боснии и Герцеговины, и далеко не все эти сербов спешили перейти на сторону сербской армии.
   Но было, как было и сербские политические вожди, закрыв на все это глаза и отправив в отставку многих недовольных сербских военных, образовали в 1918 году Королевство сербов, хорватов и словенцев, позднее ставшее зваться Югославией. Это, без сомнения, было шагом вредным и преступным по отношению к сербскому народу. Сербы могли еще держать в повиновении Боснию и Герцеговину, где жило много сербов, готовых противостоять тем мусульманским и хорватским силам, что были настроены антисербски, но Хорватию им удержать было нельзя, ибо сербская верхушка не обладала достаточным политическим опытом , да и сами хорваты не желали сербской власти. Югославия для хорватов стала переходным мостом к независимости, тогда как для римской курии единое государство сербов и хорватов дало возможность вести прозелитскую деятельность по отношении к православным. Что касается словенцев, то им Югославия вообще была не нужна, ибо они были скорее ближе к немцам, чем к балканским народам, и неясно, ради чего Николе Пашичу понадобилась Словения, жившая под властью венгров, австрийцев, итальянцев и никогда не имевшая независимости. Само новое государство стало источником и внутренних и внешних конфликтов. В Хорватии развернули свою пропагандистско -террористическую деятельность "усташи" Анте Павелича, а большинство других политических хорватских движений либо открыто выступало против Югославии, либо требовало ослабления королевской власти и федеративного устройства. В Черногории,также включенной в состав Югославии, вспыхнула гражданская война между сторонниками свергнутого короля Николы и сторонниками сербского короля Александра. В Македонии развернула свою деятельность ВМРО,националистическая организация, требовавшая воссоединения с Болгарией.Уже тогда можно было заметить, что настроения против Югославии имели и мусульмане и то не из-за желания иметь свои национальные государства, их ни у сербских мусульман, у албанских мусульман никогда не было. Все эти мусульмане себя считали турками и сохранили верность турецкой империи, в которую многие из них выселились не из-за угнетения сербами, но из-за невозможности жить в исламском государстве, что давало им право на "джизру"-временное выселение с территории, захваченной "гяурами", в соответствии с исламскими законами. Известный сербский ученый Миролюб Евтич в своих работах "Шиптары и ислам", "От исламской, декларации до религиозном войны в Б и Г", "Современный джихад, как война" хорошо описал суть югославских мусульман, которые не могут жить в Турецкой империи,и не хотят жить в Югославии.Поэтому все их, так называемые, национальные движения ничто иное, как умеренная форма все того же исламского фундаментализма. Да и странно требовать было от албанцев на Косово совместной жизни с сербами, если они не хотели жить со своими христианскими соплеменниками. Разумеется, и в Албании пытались создать общенациональную идею, но это так до конца не привилось.Один албанский национальный герой Скандербег, будучи на службе у турецкого султана, внезапно возвратился в христианство и повел войну против мусульман, в первую очередь, против своих же албанцев, во главе христианского войска, состоящего, опять-таки в большей части из тех же албанцев, но христиан.Второй албанский национальный герой Али-паша Тэпейлин уничтожал православные общины албанцев по югу Албании и его войско, состоящее в большинстве из албанцев-мусульман, уничтожило албанский православный город Москоплье с 80 тысячным населением,72 церквями и академией. В конце концов, и основатель египетской королевской династии Мехмед-Али был албанцем, но его в албанские национальные герои тяжело вносить.Довольно таки наивно считать, что можно объединить народ на основе одной крови. Этот взгляд нехристианский, и его ошибочность себя уже показала. Ведь и сербские повстанцы в ХУ111-Х1Х веках боролись не столько с турками по крови, которые и сами, в сущности, были потомками ассимилированных турками народов христианской Византии, сколько со своими славянскими мусульманами, бегами, агами и янычарами.Именно эти "братья-славяне" вместе с турками вынудили сербов несколько раз в истории уходить большими массами в Австрию. В одном их этих переселений,последовавшего после поражения австрийских войск и присоединившихся к ним сербских повстанцев в 1737 году,Косово и Метохию покинуло несколько десятков тысяч сербов, во главе с сербским патриархом Арсением Четвертым. После всего этого говорить о совместной жизни православных с мусульманами было, казалось бы, невозможно, но именно это, тем не менее, произошло. Вначале, правда, королевская власть в Белграде жестоко подавляла сопротивление албанских мусульман на Косово, которое она массово заселяла сербскими переселенцами,в первую очередь черногорцами сербскими ветеранами Салоникского фронта -"солунцами". Была даже предпринята попытка заселения Косово русскими белоэмигрантами генерала Врангеля, которые должны были бы организовать там пограничную стражу. Но все это так и не удалось. Хорватские политики не хотели усиления сербов в едином государстве, а за албанских мусульман вступались и их единоверцы в Боснии и Герцеговине, и в Санджаке, выросшие в серьезную политическую силу, особо важную в принятой Югославией парламентской демократии, ограничившей во многом власть короля.
   Но еще не менее, если не более важную роль в том, чтобы Косово не осталось у сербов, сыграли коммунисты. В Югославии в 20-30 годах компартия, особо в своем верхнем эшелоне,не имела много сербов и при этом главным своим неприятелем провозгласила сербского короля и сербскую власть в Белграде, как главных угнетателей всех народов Югославии. А так, как в борьбе с угнетателями все средства хороши, то и компартия в лице своего представителя Моше Пиядэ подписала
   тайное соглашение с хорватскими усташами о координации действий по борьбе с королевской властью. Естественно, что сербская борьба
   за Косово была для коммунистов, как и для всей леволиберальной общественности, в том числе сербской, или анахронизмом,используемым
   "реакционными" министрами-капиталистами,попами и "военщиной" для стравливания трудящихся одной нации с трудящимися другой нации. О том, что албанские "трудящиеся" норовили поднять "джихад" против неверных "трудящихся",коммунисты старались умалчивать или же обещали так их просветить в будущем светом марксизма-ленинизма, что косовские "качаки" /своеобразные боевики албанцев/, жившие от грабежа не только сербов, но и самих албанцев, сразу же пойдут работать на заводы и фабрики. О том же, что на Косово стояло сотни сербских церквей и монастырей, многие из которых были построены еще до турецкого нашествия, коммунистам дела не было, как не было им дела и до того, что для качаков врагами были все сербы без различия по социальному положению. Коммунисты были в своей риторике об "угнетенных" сербский режимом албанцах или "шиптарах", как их еще называли, весьма были непоследовательны, ибо власть собственно сербская Косово владела лишь пару лет после первой балканской войны 1912 года, тогда как после Первой мировой войны сербская власть должна была действовать с большой оглядкой на остальную Югославию. Шиптары же несколько столетий были главной опорой турецкой власти на Косово.Порою, самой турецкой власти приходилось защищать сербов от шиптар,так как последние куда меньше несли налогов Порте и частенько норовили пограбить и свою же турецкую державу. Но для коммунистов, "вооруженных всесильным марксистско-ленинским учением", все это было ненаучно и они, сделав из своей науки предмет поклонения, повели дело к тому, чтобы окончательно добить сербскую традицию и культуру, заменив из новой коммунистической общностью. Надо заметить, что само объединение в одном государстве католиков-хорватов, православных сербов и сербов-мусульман, говоривших на одном, практически, языке, но исповедовавших различные религии и принадлежавших к различным культурам, логически выдвигало требование большего их единства и, соответственно, объединения или наоборот, отмены всех их религий и культур ради создания единой югославской нации. Так что будущий маршал Тито, неизвестно как попавший во главу коммунистов Югославии и бывший, якобы хорватом и австро-венгерским военнопленным в России, в сущности, лишь довел до логического конца югославянскую идею, Не важно, кто бы эту идею до этого развивал - революционеры или либералы, республиканцы или монархисты - все они послужили будущей социалистической Югославии. Что же касается прибывших в Югославию более чем сотни тысяч русских белоэмигрантов, то это подействовало на местных коммунистов весьма раздражающе. Русские белоэмигранты тогда были серьезной силой, имевшей за собой опыт суровой гражданской войны и знавших что такое коммунизм. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев руководство русской белоэмиграции захотело найти базу для будущего возвращения в Россию, тогда как многие сербские военные и политики надеялись на русских опереться в борьбе со своими противниками. По началу дело пошло хорошо и русские, образовав пограничную стражу на Косово, уже было собрались организованно переселиться туда. Свободной земли там было тогда предостаточно и, конечно, никаких затруднений с ее выделением быть не могло, тем более, что сами албанцы до этого на Косово землю получали от турецкого султана за свою службу ему и то, именно, как мусульмане, и, кстати, таким образом на Космете очутились и черкесы.
   Тем не менее, все пошло прахом, ибо коммунисты развернули пропагандистскую компанию об "окровавленных руках белогвардейцев", хотя тогда, как раз, в Советской России шли этапы десятки тысяч людей в лагеря, а по тюрьмам стреляли тысячами врагов народа. Либеральная общественность, разумеется,поддержала коммунистов, а не осталась в стороне, и местные сербские шовинисты, не понимавшие ни роли, ни смысла национализма в обществе.В конце концов, в Скупштине
   /парламенте/ решили, что иностранцам земли давать нельзя. Одновременно в стране пошла грубая и примитивная шовинистическая компания против русских, в которой полуграмотные политики обвиняли русских эмигрантов, людей в большинстве образованных, в том, что они сидят на шее у сербского народа,ибо белая эмиграция, разумеется, поселилась, в своем подавляющем большинстве там, где большинство составляли сербы. Интересно, как в этом случае коммунисты использовали примитивный шовинизм не просто против белоэмигрантов, но против всех русских, хотя себя они постоянно связывали с Москвой, ища симпатий, прежде всего,у сербов, продолжавших еще видеть в Красной Москве "майку Русию" /мать-Россию/. Уже в такой двуличности можно увидеть корни 1948 года, когда после Резолюции Информбюро режим Тито стал отправлять в лагеря и на смерть не только сторонников Сталина, бывших, опять -таки, в основном сербами, но и всех тех, кого можно было заподозрить в прорусских симпатиях. Тем самым, тогда Тито покончил с серьезной сербской оппозицией в самой партии и одновременно затруднил любое будущее сближение русских и сербов.
   Так что, совершенно не случайно, что русская белоэмиграция, преследуемая властью Советской России, при равнодушии, а то и враждебности Запада, была обречена, и, хотя она и сыграла большую роль в жизни сербского народа и, особенно, Белграда, Косово оказалось для нее недоступным. Югославия тогда уже показала свою нежизнеспособность. После убийства в 1935 году в Марселе короля Александра /убийство совершили совместными усилиями хорватские усташи и члены македонского ВМРО/, королевская власть стала слабеть. Подписание конкордата с католической церковью, хоть и позднее под давлением сербского народа разорванное, обострило отношения сербов и хорватов, а разделение Югославии по "бановинам" /провинциям/ усилило претензии хорватов на земли сербов в Далмации, Кордуне, Лике, Славонии, Среме и Баранье, Боснии и Герцеговине. В сущности, сербы могли тогда пойти на уступки хорватам, если бы те не стали препятствовать усилению сербов,когда после Первой Мировой войны,можно было присоединить к Сербии Северную Албанию,а Южную Албанию отдать Греции, преодолев противодействие Англии - главного творца Албании, и Италии отказом от Словении и Хорватии, но для этого нужны были четкий план и сильная воля сербских политиков. Планов, правда, у сербов было полно, но последовательных не было из-за увлеченности югославенством, а сами силы сербского народа расходовались крайне халатно. Известно, как ветераны Салоникского фронта,120 тысяч которых сохранило Сербию в числе держав-победительниц, нередко оказывались на улице после войны, а у власти оказались те, кто провел военное время в тылу. Бюрократический аппарат в Югославии был нередко неэффективен и отягощен коррупцией и протекционизмом. Не случайно ведь серб Никола Тесла, величайший мировой ученый,эмигрировал в Америку, а не остался в Югославии.
   В конце концов, разгром старой Югославии, немцами, итальянцами, болгарами и венграми в июне 1941 года,всего за семь дней был не случаен. Королевская армия даже не успела мобилизовать всю свою миллионную армию и оказалась в полном параличе. Немцы на Югославию послали лишь две свои армии и потеряли за всю компанию лишь несколько сот человек убитыми и пропавшими без вести. Превосходство сил было но оправданием для властнее хотевшей бороться. Во-первых,тот же белградский гарнизон сдался 12 апреля разведэскадрону дивизии СС "Рейх", во-вторых, отступить в Грецию хоть часть войск могла, а в-третьих, для чего вообще югославские военные организовали мартовский(1941 года) переворот в Белграде, свергнув регента Павла, если не были готовы к войне. Югославия тогда, войдя в союз с Германией, ни чем не отказывалась от своего суверенитета и не должна была ни давать своих войск немцам, ни предоставлять свою территорию, и немцы даже были готовы дать Югославии Салоники.
   Мартовский переворот был вещью весьма вредной для Югославии, ибо опять обострил отношения, сербов и хорватов, и весьма странно
   ныне читать о его прорусской сути. Во-первых, тогда СССР находился в союзе с Германией,во-вторых, осуществили его офицеры и генералы, сотрудничавшие с английской разведкой, которая и вывезла руководителя мартовского переворота генерала Симовича в Великобританию с первыми выстрелами апрельской войны, ну, а в-третьих, официальная Югославия к Советской России относилась враждебно.Разумеется, дело здесь не в одном эгоизме и безответственности нескольких ведущих политиков и военных, хотя и этого было предостаточно, а в том, что Запад помог созданию Югославии, а потом быстро с нее взял свои проценты.
   Западная эгоистическая политика привела к созданию "Независной дыржавы Хырватской",и делению сербской земли между итальянцами, венграми, болгарами, албанцами. Еще больше усилила сербские страдания вспыхнувшая гражданская война в Югославии, в которой сербские четники Дражи Михайловича, подчинявшегося югославскому правительству в Лондоне и сначала бывшие в союзе с красными партизанами Тито, затем вступили с последними в войну. Большинство партизан также были сербы и из других народов,лишь мусульмане массово вступали в ряды партизан,хотя руководство партизан было многонациональным.Хорватов до 1944 года в рядах партизан было не очень много и в своем большинстве они были привержены НДХ,чьи войска, состоящие из хорватов и мусульман, не только давили восстания четников и партизан, но и шли на Восточный фронт.Было создано, конечно, и пронемецкое правительство Сербии, во главе с генералом Недичем, но создано оно было лишь на значительно урезанной территории старой Сербии и преследовать другие народы, подобно НДХ, просто физически не могло.Сербские же беженцы из НДХ и Косово получали убежище как раз в этой Сербии. Тогда же власти генерала Недича оказывал поддержку сербский националистический политик Дмитрий Летич со своей организацией "Збор", преобразованной в Сербский добровольческий корпус.Действовал в Сербии,а также в соседней Боснии,но под немецким командованием Русский добровольческий корпус, созданный белой эмиграцией из местных русских белоэмигрантов.Позднее он пополнялся из числа добровольцев набранных вербовщиками корпуса на территории Бессарабии, Буковины и Одесской области, оказавшихся тогда под властью румын.С отступлением немцев из СССР,приняли участие в местных боевых действиях против партизан и казаки генерала Шкуро. Об идеях русских белоэмигрантов ныне достаточно известно. А вот Дмитрий Летич ныне довольно забыт. Летич тогда хотел создать что-то подобное корпоративному государству Муссолини, надеясь этим, видимо, преодолеть внутреннюю неустойчивость Югославии, но не отказываясь от православной веры и культуры. Примечательно, что он был куда дальновиднее руководства четников и в 1945 году, когда армия Тито, хоть и вооруженная советским и английским оружием, с трудом преодолевала сопротивление немецкой армии. Летич предлагал Драже Михайлович, вынужденному объединиться под конец и с Летичем и с Недичем, воссоздать старую Югославию, хотя бы на территории Словении, где партизаны были слабы, а сами словенцы к сербам относились довольно хорошо. Этим Летич хотел вынудить союзников защитить преданных ими четников и если учесть силы РДК и казаков, также находившихся в Словении, то все это выглядела вполне реально и уж от выдачи Сталину и Тито это могло спасти и сербов и русских. Но было как было. С помощью СССР, Великобритании и США к власти в Белграде пришел маршал Тито, который опять восстановил Югославию и опять хорватов перевел из числа побежденных в число победителей. В новой Югославии тяжелее всего пришлось сербам, ибо Сербия не только потеряла больше всего людей от рук "народной власти", но и единственная из всех новых республик лишилась многих своих территорий, а Косово было ей уже тогда фактически потеряно. Еще во время итало-немецкой оккупации отряды "балист" /боевиков албано-шовинистического движения/, оформленные во Вторую Призренскую лигу, занимались погромами и убийствами местных сербов и ,в особенности, колонистов. В последнем балистам помогали предатели из числа местных сербов. Балисты активно помогали немцам и после принятия Гитлером одного из лидеров балистов Джавора Дева, другой их лидер Даброши призвал албанцев к джихаду против неверных, и то в 1944 году. Партизаны, среди которых число албанцев было не особо значительным, на Косово столкнулись с сильным сопротивлением и когда они вооружили албанцев,мобилизовав их в свои ряды,почти одиннадцати тысяч из этих "партизан" тут же подняли мятеж против самих партизан.Уже в ноябре 1944 на встрече албанских вожаков в селе Тырназа было принято решение о востании притив НОАЮ,хотя было всем ясно что немцы войну проиграли.Однако многие албанцы из рядов НОАЮ перешли на сторону своих единородцев-"балист".Так в результате такого предательства командира гарнизона Урошевца,город едва не был взят 2 декабря 1944 года,хотя НОАЮ показав куда лучшую дисциплинированость и выучку,разбила нападавших. Все это, однако, не смутило Тито и хотя, разумеется, мятежи албанцам он не спускал, но больше всего пострадали опять сербы,прежде всего заселенные сербской властью сербские колонисты.Следует заметить,что королевская власть Сербии,после освобождения Косово и Метохии,турецким "спахиям"(дворянству) возместила стоимость конфискованной у них земли,на которую и селились ею колонисты.Тем из них, кто был изгнан из своих домов балистами, Тито,декретом в 1947 году разумеется, по предложению усердных как албанских,так и сербских товарищей с мест запретил возвращаться на Косово и пересилил их в Воеводину на земли местных немцев, которые целыми семьями были отправлены в лагеря, а затем "перепроданы" Западной Германии. Тем самым,Тито продолжил дело турецких властей и это сходство было дополнено тем, что десятки тысяч албанцев из Албании, заселившихся на Косово при итало-немецкой оккупации, были новой властью оставлены на сербской же земле,и более того,при Тито из Албании на Косово перешло в несколько раз больше албанцев.Хотя даже Гитлер Приштину оставил в составе созданного им протектората Сербии,Тито сделал ее столицей новой "Автономной покраинэ(Автономного края)Косово".Местные албанцы в партийном руководстве сразу стали подогревать шовинизм в албанском обществе, одновременно перед Тито выставляя,свои мнимые успехи в подавлении сепаратизма.Конечно,югославские службы безопасности во главе с сербом Ранковичем подавили открытое вооруженное сопротивление, но они не могли предотвратить демографическое завоевание Косово албанцами. Местная власть, где все сильнее становились албанцы, пользуясь автономным статусом Косово, потворствовала давлению албанцев на местных сербов. "Колективизация",от которой Тито,надо отдать ему должное позднее отказался,на Косово и Метохии,албанцами проводилась прежде всего на сербских землях.Многие земля сербов,провозглашались общественными,для нужд выпаса скота,что служило в интересах прежде всего албанцев.Созданный на Косово и Метохии "Фонд раселения"(Фонд по переселению),созданный якобы для предотвращения случаев кровной мести,путем переселения враждовавших в различные края Косово,на самом деле использовался для откупа у сербов албанцами земели.При этом,хотя в теории,этот фонд должен был создаватся из бюджета всей СФРЮ,на практике он финансировался из бюджета Сербии.При трудоустройстве,албанское рукововодство следовало указаному Тито национальному "ключу",согласно которому на одного серба,должно приходится десять албанцев.При этом рождаемост албанцев всемерно поощерялась указаниями не только местных,но и центральных органов.Тито лично распорядился,что каждому девятому ребенку в албанской семье,он должен считаться кумомКлановость местного албанского общества почти исключало внутреннее сопротивление такой политике, да и местное общество жило по куда более строгим исламским нормам, чем те же боснийские мусульмане. Но местная власть действовала не одна, а с поддержкой из Албании, где тогда также к власти пришли коммунисты, но коммунисты совсем другого толка, нежели в Югославии.Это было вызвано вполне объективными причинами. Албанское общество было, без сомнения, обществом азиатским и по форме и по сути. Жили албанцы по своим племенным законам и доныне у них сохранилась бесса/кровная месть/. В самой Албании было свыше 70% мусульман, и именно они и определяли развитие всего общества, ибо именно они и были бегами, агами и пашами турецкой власти. Процент христиан среди албанцев столетиями неуклонно снижался стараниями турецкой власти и своих мусульманских сонародников, и если еще среди католиков, чье число составляло приблизительно 10% почти все были албанцы, так же как и среди мусульман, то среди православных, едва ли достигавших 20% от общей численности населения Албании, треть или даже половина были неалбанцами, а прежде всего греками, а затем македонцами, сербами и цинцарами. Нельзя, конечно, заключать, что в албанском обществе не было религиозной терпимости. Она была, но прежде всего благодаря силе племенных законов и традиций. Помимо этого, приблизительно треть албанцев-мусульман в самой Албании, по крайней мере, еще доныне исповедует своеобразный ислам дервишских братств-бекташей. Бекташи смешался шиизм, суниство и даже иные обряды христианства, и поэтому им разрешено пить вино, их женщины не
   одеваются по-мусульмански, они исповедуются своим шейхам,почитают святых и даже празднуют день Святого Николы веря, что Аллах, Мухаммед и Алия /основатель шиизма/ -одно целое. Бекташи, подобно тем же сирийским мусульманам-алавитам для правоверных мусульман являются еретиками и поэтому они куда больше были привержены общенациональным лозунгам. Надо напомнить, что для правоверных мусульман, что суннитов, что шиитов, национализм неприемлем, ибо в Коране сказано, что все мусульмане один народ, а Организация Исламских Государств в своем Уставе записала, что мусульмане имеют право на одно единое земное государство. К тому же в албанском обществе, как и в любом другом, мусульмане, не смотря на все свои привилегии, оставались самой необразованной группой.Не случайно, что идеи о национальном возрождении принадлежали албанцам-православным, македонцам и грекам, но, в особенности, важную роль сыграли албанцы-католики, создавшие свои центры в Скадаре и Тиране и пользовавшиеся поддержкой Муссолини и папы римского. Католики всегда в Албании являлись плацдармом Европы и им были куда ближе итальянцы, чем свои сонародники-мусульмане. Албанцы-католики проживают в большинстве на севере и стали проводниками идей национализма а Албании. Национализм в Албании весьма усилился еще и потому, что идеи об исламском порядке во многом ослабли с падением Турецкой империи и приходом Ататюрка к власти в Турции. Тогда по всему исламскому миру с поддержкой Европы и при активной роли местных христиан, рос национализм, ставшей единственной оппозицией исламскому фундаментализму. Что касается коммунистических идей, то
   они для исламского мира не могли существовать самостоятельно, и поэтому подавались там как социалистическая форма национализма.
   В Албании тридцатых годов коммунизм смог закрепится лишь у
   южных албанцев и то, прежде всего, у тамошних православных. Последние всегда держались за соседнюю Грецию и они с куда большим желанием создавали бы Балканскую Федерацию, о которой одно время переговаривались Димитров и Тито, ибо сербы,болгары,греки для них были более привлекательны от своих мусульман. Но,приняв коммунизм, именно православные и оказались им больше всего пораженными, ибо морально-нравственные нормы в православии и в коммунизме глубоко различаются. Дело здесь не идет о социальной справедливости, ибо это протестантов церковь- благотворительная организация без таинств и традиций, у православных же церковь - это мистика. Между тем, ислам религия совершенно другого типа, нежели христианство. Ислам - это, по существу, сбор правил, охватывающих все стороны жизни личности и общества, не оставляющих ни личной, ни общественной свободы. Ислам - это прежде всего образ жизни и по своему характеру он весьма схож с коммунизмом. Это сходство дополняется схожестью политических целей и методов их достижения. Всемирное государство ислама еще в меньшей мере оставляет места для "неверных", чем его оставляло бы всемирное пролетарское государство для "буржуев", а исламская революция куда менее разборчива в средствах и куда более решительна в действиях от революции пролетарской. Построение исламского строя лишь для одного государства еще более еретичная мысль, для правоверного мусульманина, чем отказ от мировой революции для убежденного коммуниста времен гражданской войны в России.
   Таким образом, видится, что коммунизм должен был по-разному
   действовать на христиан, в особенности православных, и на мусульман.Это еще более было действительно в мистическом отношении, ибо мусульмане таинств в христианском отношении не знают, и поэтому им мечеть менее необходима, чем церковь христианину. Мусульманину не
   нужно покаяние и не случайно, что жизнь в исламском мире так портит
   нравственность не только самих мусульман, но и вообще любого человека. Так что, нет ничего случайного в том, что после победы коммунизма в Албании лидер албанской партии труда Энвер Ходжа /мусульманин из этнической группы тоска/ стал в своих политических чистках, обязательных, разумеется, для коммунизма понемногу заменять "христиане/речь идет о происхождении/ мусульманами. Встав во главе столь отсталой страны, как Албания, Энвер Ходжа не мог, да и не хотел отказаться от национализма, и именно его и поставил во главу идеологии своей партии, сделав ее, по выражению Миролюба Евтича, социалистической по форме и националистической по содержанию. Нельзя сказать, что с религией в Албании не боролись, это Энвер Ходжа делал более чем усердно, но, во-первых, в силу вышеуказанных причин, именно христианство понесло наибольший урон ,а во-вторых, развернутая ксенофобическая компания ударила в первую очередь по православным грекам и по православным албанцам, как по потенциальной пятой колонне империалистической Греции, а по католикам-албанцам, как по пятой колонна столь же "империалистической" Италии. Помимо этого, как уже упоминалось, в Албании жили фактически три общины мусульман, католиков и православных, каждая из которых имела свою историю, традицию, культуру и даже своих героев. Попытка создания единой общеалбанской культуры неотвратимо вела к преобладанию мусульманского духа. Я не хотел бы впадать в долгие рассуждения, но всякий, кто знаком с албанцами увидит, что их национализм, в сущности, восточного типа. Сам коммунизм, очевидно, способствует возникновению шовинизма именно у исламских народов,тогда как народы христианские, а в особенности, православные, наоборот, после коммунистического строя подвергаются денационализации. Весь этот албанский национализм не мог не выплеснуться в сторону Югославии, где на Космете(Косово и Метохии),в Западной Македонии и в Черногории проживало албанцев едва ли не столько же, сколько в самой Албании.То, что Албания в 1948 году встала на сторону Сталина в его конфликте с Тито, дело не меняло. То, что многие югославские политики в волнениях на Космете пытались искать происки сталинизма было обычной глупостью, ибо там албанцы так же шли против всего сербского народа, как это делали их предки и сто и двести лет назад, и в девяностых годах, через сорок лет после смерти Сталина, албанцы шли на демонстрации с флагом под черным албанским орлом под красными звездами. Миролюб Евтич еще в восьмидесятых годах предупреждал, что на Косово подымается волна албанского национализма, а не абстрактной контрреволюции, как утверждалось официально, и этот национализм был ярко выраженного исламского характера.Хотя многие албанцы, с которыми общался официальный Белград, не производили впечатление Фанатиков это еще не о чем не говорило, ибо это была не столь уж многочисленная культурная прослойка албанцев, проживавших в городах, между тем, как подавляющее большинство албанцев жило в сельской местности, где 70% их еще придерживалось многих, если не всех норм шариата. На Косово себя, как дома мог чувствовать араб из Марокко или Алжира, пакистанец или иранец, но никак не европеец. Даже сербы на Косово и Метохии оказались за пару десятков лет коммунизма не просто меньшинством, но меньшинством дискриминируемым. Для человека с Запада это могло еще десяток лет назад звучать непривычно, ибо Югославия там ассоциировалась с сербской властью, между тем, для русского, прожившего на Кавказе или в Средней Азии, это вполне понятно. Албанцы, как и всякий восточный народ хорошо приспособились к социалистической системе, где надо было брать побольше, а работать поменьше и, используя все свои плановые связи, организовали настоящую мафию, сначала на Косово и Метохии, а затем выйдя и за границу. Роль албанской мафии трудно переоценить, ибо ныне она занимает в Европе одну из главных позиций ,но только в производстве,но и в распространении наркотиков, что, конечно, является не единственным ее занятием. Разумеется, в эту мафию входили не преступники всех наций, а исключительно албанцы. Для большинства албанцев весь югославский режим был неприятельским, тогда как свои мафиози были героями. Местная милиция на Косово была коррумпирована, а министр внутренних дал Югославии Ранкович, сумевший в пятидесятых годах покончить с вооруженным сопротивлением албанцев,был снят в 1968 году на съезде Союза коммунистов Югославии совместными усилиями партийного верха Хорватии и командования ЮНА(Югославской Народной Армии)и с ним ушли в отставку еще десятки работников безопасности, в основном,сербов. К тому же, югославские органы безопасности так же, как и Югославская народная армия комплектовались, в так называемом, национальном,а точнее интернациональном ключе. Власть же в Белграде больше боролась с проявлениями сербского национализма, так как национализм албанский ею был пропущен, и то, скорее всего, намеренно. Ведь, как можно было объяснить то, что из Албании в 50-60 годах, точно так же, как во время итало-немецкой оккупации 1941-1944 годах, массово, десятками тысяч переселялись албанцы, переходя границу со всеми своими пожитками, а югославские пограничники имели указание не препятствовать новым переселенцам.Между тем югославских разведчиков албанцы хватали прямо на границе. Интересно, что из, вроде бы, социалистической Албании в социалистическую Югославию переселялись почти одни мусульмане, хотя, как уже упоминалось, там жило 30% христиан и поэтому непонятно, какие еще нужны доказательства того, что именно мусульмане вели Албанию по своим планам и вовсе не к целям общеалбанским. На Космете, среди албанцев, мусульмане составляли 95%, и схожее соотношение было и в Западной Македонии, и в Черногории. Так же, как в Югославии, религиозные свободы были куда большие, чем в Албании, и ныне албанские мусульмане из Югославии служат главным проводником исламского влияния в Албании, и если это относится к случайностям, то непонятно, что же тогда в истории неслучайно.
   Так же, как на Космете, албанцы имели, по существу, собственное государство, получившее вместе с Воеводиной права республики в Югославии, то именно Космет и стал центром албанцев в Югославии, и сербам опять отсюда приходилось бежать на глазах у всесильных органов безопасности Югославии. По отношению к сербам применялся весь диапазон мер для их добровольно-принудительного выселения. Им предлагались большие деньги от албанской общины за их дома и землю. (В Югославии была сохранена частная собственность на землю),и ныне по Сербии стоит много больших и добротных домов сербов из Космета. Одновременно шла большая компания давления на сербов,где угрозы чередовались с избиениями и убийствами. Сама албанская община внутри себя большой свободы также не имела, и уже тогда в ней были нередки случаи казней "предателей" албанского народа. Не думаю, что всего этого не знали в Белграде, ибо об этом можно было узнать даже из западных средств массовой информации. Но тогда Югославия пользовалась широкой поддержкой Запада, откуда Тито получал три десятка лет до десятки миллиардов долларов помощи в виде кредитов, порою, даже безвозмездных, и уже не в Белграде решалась судьба Югославии.
   Конечно, жизненный стандарт в Югославии был достаточно высоким, но за это платилось потерей и внешней и внутренней самостоятельности, и та югославская война, что вспыхнула в 1991 году, была оплачена не только победой социализма в 1945 году, но и вышеупомянутыми западными кредитами. Список используемой литературы: 1."Савремени джихад као рат"(Современный джихад как война) Миролюб Ефтич"Графотомания"-Пырнявор 1995 2."Шиптари и ислам"(Шиптары и ислам)Миролюб Ефтич"Графотомания"-Пырнявор 1995 3.Очерк "Белогардейци у Югославии"("Белогвардейцы в Югославии").Очерк публиковался в газете "Политика"(Белград) в марте-апреле 1998 года и был подготовлен Слободаном Клякичем на основании госархивов Югославии. 4.Очерк "Тайне и замке балканских ратова"(Тайны и загадки балканских войн)Владимир Велебит."Политика".Белград 5.Статья "Азем Бейта по други пут меджу шиптарима(Адем Бейта второй раз среди албанцев)"Радован Томашевич.Исторический журнал "Сырпско наследже"("Сербское наследство").Белград 6.Статья "Лярамани вера шарена(лярамани-пестрая религия)Радован Томашевич."Исторический журнал "Сырпсконаследже"("Сербское наследство").Белград 7.Статья автора Колин Д.Хитон из американского журнала "WОRLD WАR II"-"Как Белград завоевало семь немцев"("КАКО ?Е БЕОГРАД ОСВО?ИЛО СЕДАМ ШВАБА"-Перевод на сербский язык опубликован в Журнале "Сырпско Наследже",номер 6).Белград 8."Есть ли будущее у России(Социализм как явление мировой истории)".Ростислав Шафаревич."Советский писатель".Москва 1991 год. 9."Радикальное движение в Сербии".Шемякин.Москва 1993 год. 10."Советско-Югославские отношения 1917-41 года".Москва 1992 год 11."Военная История".Москва 1984 год 12."Под звездами балканскими".Завьялов Н.И.Москва 1987 год 13."Русско-сербские связи".Данченко С.И.Москва 1989 год. 14."Великие державы и Балканы".Писарев Ю.А.Москва 1985 год 15."Тайны Первой Мировой войны".Писарев Ю.А.Москва 1990 год. 16."История Югославии".Москва 1963 год. 17."Политический кризис 1939 года и страны Центральной и Юго-Восточной Европы".Москва 1989 год 18."Освободительная миссия советских вооруженных сил на Балканах".Москва 1989 год. 19."Международные отношения на Балканах".Москва 1990 год 20."История южных и западных славян".Макова Е.С.Москва 1987 год

Оценка: 4.00*25  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015