ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Валецкий Олег Витальевич
Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе
   Олег  Валецкий
  
   0x01 graphic
   При изучении ислама обращает на себя внимание представление этой религии о сверхъестественных существах и магии или "сихре", как она называется по-арабски.
   В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей, сотворенных из материи (как правило, земного праха), и невидимый мир в котором существуют мелеки (часто ассоциируемые с ангелами в христианстве), сотворенных Аллахом из воздуха, и джиннов, созданных Аллахом из огня. Понятие "сихра" как раз неразрывно связано с джиннами.
   В силу ограниченного числа - около 114 глав Корана (сур) для исламского богословия и правовой сферы огромное значение играет Сунна - второй после Корана источник права и установлений.
   (Хадисы - отдельные сообщения о различных эпизодах жизни  Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся совокупность хадисов образует Сунну (дословно "Суннат Расул Аллах" - "Пример посланника Аллаха") и является вторым после Корана источником исламской религии и исламского права). В этом смысле слово "хадис" приближено по своему значению к слову "сунна". В Коране слово "хадис" упоминается в аятах 18:6 и 20:9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.
   Все сборники хадисов делятся по степени достоверности:
   Достоверные (сахих). Хорошие (хасан). Слабые (заиф). СуЛра - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 - в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается не всегда. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы) "Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного". Прим. редактора).
   Знатоки Корана и Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь исламского общества - уммы.
   Сложившаяся в таком виде система нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно динамичной, постоянно эволюционирующей, адаптирующейся к трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения.
   В силу этого и  данная статья  представляет собою не личные воззрения автора, а  краткий обзор вышеупомянутого "фикха", т.е. накопленного исламского права в отношении сверхъестественного мира, изложенного в вышедшей в издательстве "Бемут" в Сараево в Боснии и Герцеговине (на "боснийской версии" "иекавского" диалекта сербского языка - прим. РНЛ) перевода с арабского книги "Мир джиннов и шайтанов" шейха Бадруддина абу Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи. [1]
   Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была "Мир джиннов и шайтанов"
   В этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так и на Сунну суры из Курана.
    Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных последователей "чистого ислама" или салафизма.
   (Термин Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф (предки), так как эпохой "праведных предков" или "праведных хплифов" считается время зарождения ислама, от начала проповеди Мухаммада и включая правление первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман. - Прим. редактора).
   Именно Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухаммеда и его четырех праведных  халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с отказом от любых аллегорических истолкований и осуждения  всех "нововведений", появившихся в исламской традиции после эпохи "праведных халифов". То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным подтверждением весомости работ этого шейха.
   Практически все исламские авторы подобно шейху  Бадруддину считали  что существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у "правоверного" мусульманина.
    
   Кто такой Иблис-дьявол?
   Рассмотрев мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к выводу, что большинство из них считает Иблиса джинном, и лишь немногие - мелеком Фигура Иблиса (дьявола - Примечание редактора) в книге "Мир джиннов и шайтанов" шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений  различных религиозных авторитетов представляется по-разному,но общим является то, что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его мелеком.
   (Джинн - бестелесный дух созданный Аллахом из огня и обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий ему. -  Примечание редактора).
   Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал, по мнению одних исламских авторитетов,  по воле последнего; либо, по мнению других исламских авторитетов, был посредником для общения с джиннами на земле; либо, по мнению третьих, попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов; либо, по мнению четвертых, Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джиннов. Следует заметить что, например,  Шехр б. Хушиб  согласно уже другой книге "Дьявол - миф и истина" уже современного боснийского автора  Нияза Омера ("Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007), считал, что после восстания джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на  небо, тогда как Са'адб Месу'уд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.
   Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая часть исламских улемов (исламского духовенства - примечание редактора) считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид Кутб считала Иблиса одним из джиннов.
   (Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог современного исламского фундаментализма, автор  книг "Фи зилал аль-Кур'ан" ("В тени Кoранa") и "Мaалим-ат-тарик" ("Знаки на пути"), основной теоретик египетской организации "Братья-мусульмане", был казнен президентом Египта-Насером. - Примечание редактора)
   Причиной  падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться.
   Что касается самих шайтанов то  как пишет шейх Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны - это потомки Иблиса. Согласно Корану ни Иблис, ни шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.
   Вместе с тем, шайтаны, как правило, рассматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут нет, и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного различения.
   При этом, согласно ряду хадисов, существовали джинны, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.
   Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера "Дьявол - миф и истина" пишется, что в хадисе Умара ибн Хаттаба, описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от Аллаха и стал "искренним верующим", а затем служил целому ряду святых, известных из Библии, которых мусульмане признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джинна и научил "некоторым сурам" из Корана.
   Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее  следующее: джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками.
   Согласно мнению исламских авторов, джинны могут жить, есть, пить  и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести войну-"джихад" против неверных.
   В книге "Мир джиннов и шайтанов" приводится сура "джинн", в которой описывается о том как джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха - Мухаммеда, как и приводятся примеры джиннов, принявших ислам.
   В этой же  книге  говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джиннам, что подтверждается рядом хадисов, как и толкований  этих хадисов.
   Согласно шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования  Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также  строки из книги имама Харамейна "Иршад фи редд ала Исавийех".
   Наконец в  самом Коране есть целая сура "Эль-джиннн", посвященная джиннам, и говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же выводы содержатся в суре "Эль-Акаф".
   В хадисе от Айши, супруги Мухаммеда приведенном  в книге "Мир джиннов и шайтанов"  и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам.
   (Айша  (613-678) - дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 - супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша стала супругой пророка. Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов "ас-Сахих" аль-Бухари. - Примечание редактора)
   С этим хадисом как пишет шейх Бадруддин соглашаются большинство авторов, а  имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни  и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.
   То же самое говорится в хадисе приведенного в книге "Делаил" автора Хафиза Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также приводятся строки из другой книги "Мушкил-Асар" автора Абу Джафара Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.
   Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.
   В книге "Мир джиннов и шайтанов" приводится еще целый ряд хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и  приводятся  мнения религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр Курайши, о том что  Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.
   В ряде хадис также  описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с "неверными джиннами".
    
   Облик джиннов
   В отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу Бекр Абу Дунла в книге "Мекайиду Шейтан" пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью магических приемов - "сихра" представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике, что же подтверждает и Коран. Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в своей   книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору-Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда.
   В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны  могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в книге "Мекайиду Шейтан" и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге "Ховатиф эль-Дженен".
    В то же время в описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так  шейх Бадруддин пишет что, согласно книге "Хаватиф", джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам  существуют джинны не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать, как и менять свой облик.
    Так как ни один хадис не содержит описания всех видов джиннов, то, исходя из того что в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи, а в другом о джинне в виде женщины с огромным ртом, то единственно что их может объединять, так это способность менять облик.
              
   Способности джиннов
   Сами джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить  на одном месте ("Ховатиф Эль Дженан" автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).
   Согласно шейху Бадруддину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джинна: одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.
   При этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после совершения нужды костями, ибо эти кости по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам "вашими братьями".
   Ряд исламских авторов также утверждает, что джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких браков рождались гермафродиты.
   По господствующему в исламе мнению, брак человека  с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина непозволителен. Вместе с тем, шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все-таки разрешаются.
   В книге "Мир джиннов и шайтанов" приводится рассказ Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который являлся толкователем хадисов. При этом, джинны часто присутствуют при исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также обучают людей исламу в ходе исполнения этих обязанностей. Помимо этого,  в благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству исцеления от болезней.
   Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз, как приводятся мнения и других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.
   Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.
    
    Часть 1. Джинны и прочие
   Согласно общепринятому в исламе мнению сами джинны делятся на  "добрых" и "злых", называемых шайтанами. Джинны-мусульмане войдут в Дженнет (рай) тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом (дьяволом), престол которого находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный огонь Джехеннема (ада).
   В своей книге шейх Бадруддин обосновывает это рядом примеров из толкований и хадисов о том, что джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и Абу Бакр ибн Убейд в книге "Мекайиду Шейтан", причем, согласно этому же автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида ибн Джабира).
   Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.
   Также шейхом Бадруддином  приводится хадис от Абу Дауда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.
   Убийство джинна возможно, и в  книге "Мир джиннов и шайтанов" приводятся хадисы Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда-Айша приказала убить змею, которая была джинном-мусульманином и во искупление греха обязана была раздать бедным милостыню, согласно одному хадису, или освободить сорок рабов, согласно другому. По мнению Хубейбы убийство джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её предупреждения.
   Вместе с тем джинны могут вредить людям, и в книге "Мир джиннов и шайтанов" есть строки из книги "Фенун" Ибнул Акила, где в качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном, выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в образе которой находился джинн.
   Таким образом, согласно мнению исламских авторитетов правоверный мусульманин должен быть защищен от джиннов и, согласно хадису Убейта ибн Кааба, переданного Абу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина, от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а также  защиту от шайтанов обеспечивает чтение ряда сур Корана.
   Разумеется, сама магия-"сихр" мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако, тут мнения  исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон  двух мелеков - Харуна и Марута, которые согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим - предупреждали об опасности от сихра. (Харуна и Марута - согласно исламскому учению - духи, созданные Аллахом из воздуха. Часто ассоциируемые с ангелами в христианстве. - Примечание редактора)
   Исторически  согласно работе "Дьявол - миф и истина" понятие "сихра"  признается большинством исламских религиозных авторитетов, такими как  Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, Уль Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси, Ибн-уль Кайим.
   Так, согласно хадису, записанному Акрамом от Ибн Аббаса, "сихр" возник в египетском селе Аль-Ферема и отрицание существования "сихра" является "уходом из веры". Таким образом, все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря равноправной основе и соответственно  коли джинны "де-факто" могут  быть частью мусульманской уммы (сообщества мусульман) и  правоверным мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.
   В книге "Мир джиннов и шайтанов" шейх Бадруддин как раз и описывает, то как те, кто занимается "сихром" или "ширк", часто составляют послания "амайлийи", в которых пишут то что "шайтанам мило", и последние взамен оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят их по воздуху, а также предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное
   По мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью ритуала "сихра" и так им приводится аят "Аль-Бакара", согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.
   В силу этого мусульманину разрешается проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но рассматривается как грех.
   Сами исламские религиозные авторитеты предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов, в первую очередь, от шайтанов. Шейхом Бадруддином  в его книге приводятся строки из книги "Мекайиду-шайтан", где описывается джинн Суула в женском облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно "Мекайиду-шайтан" "читал даават", т.е. занимался проповедью ислама.
   Как защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или аята. Например, шейх Бадруддина приводит случай, когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её мусульманину аят "Курсий" (Святой) как защиту от джиннов, а в книге "Аджааиб" автора Абдурахмана ибн Мунзура приводится пример когда аят из суры "Имран" защитил мусульманина от шайтанов.
   Сам шейх Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры "муаввизетейн", чтение суры "Курсий", чтение всей суры "Аль-Бакара" либо двух её последних аятов, заучивание наизусть части суры "Ха-мим-Аль-муумин", чтение исламского символа веры - шахады.
   В силу всего вышеуказанного неудивительно что в исламе появление различных оккультных движений было достаточно привычным явлением.Самой показательной  тут была религиозная практика  шиитов у которых, в отличии от сунитского ислама духовному сословию (аятоллам, т.е. буквально "слову Аллаха") было разрешенно толковать Корана  и хадисы сообразно с собственным мнением и эти их частные мнения становились для остальной шиитской общины религиозными правилами.
   Да и сам принцип "иджитихада", т.е. выработки новых религиозно-правовых установлений у шиитов продолжал достаточно свободно истолковываться в отличие от суннитских улемов, опирающихся как правило на Коран и хадисы, равно как и на соложившийся корпус ранее принятых фетв - религиозно-правовых заключений и установлений, полагающейся, как правило, на установившиеся мнения авторитетных в прошлом алимов.
   Например, именно с шиитской династией Убейдаллы, провозгласившего своим предком Исмаила, потомка Фатимы, и захватившего власть в Египте, связанно появление секты исмаилитов.
   Исмаилитом был и знаменитый "Старец горы"-Хасан ибн Саббах, создавший орден ассасинов с центром в замке Алавут у города Казвин на севере Ирана.
   (Ассасины (хашашины, хашишины, хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или хашишийун - "употребляющий гашиш"- наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах - как о террористической секте, членами которой, являются фанатики, одурманенные наркотиком. Совершающие многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена монголами в 1258 г. - Примечание редактора).
   Управляемый "Каирской ложей" орден ассасинов представлял из себя закрытую секту, в которой стали практиковаться различные  ритуалы, берущие корни в языческих мистериях, и носившие согласно мнениям современников - оккультный характер. По большому счету, сами языческие мистерии и являются  оккультно-магическими практиками.
   Сам  Хасан ибн Саббах был, прежде всего, духовным лидером созданной им религиозной общины-ассасинов и одновременно являвшийся командующим мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку.
   Вряд ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло обьяснить сознательную их самопожертвеность, ибо ныне и более тяжелые наркотики подобной самоотвержености не вызывают. Так же безосновательны обьяснения об организации какого то якобы обмана, когда кандидата напаивали вином и отводили между невольниц "Старца с горы" как якобы в рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать поведение и сами души своих ассасинов, иначе вряд ли бы они столь самоотверженно умирали. Очевидно, что подобное умение могло было быть им получено только в "Каирской ложе", где он и прошел инициацию.
   Однако подобная практика была вовсе не специфична для  исмаэлитов или только для одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно отметить в суфийских братствах "тарикатах", известных в Европе как дервишские ордена.
   Разумеется, все это является ныне историческим прошлым. Однако и в  современном исламском мире до настоящего дня можно встретить ритуалы "изгнания джиннов" из больных посредством ритуалов, описанных, в том числе и в книге шейха Бадруддина. Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал перевод и переиздания теологических работ по "исламской демонологии" или точнее говоря "исламскому джинноведению". И хотя современный салафизм многие считают своего рода "исламским пуританством", крайне рационалистической идеологией, подозрительной к любым мистическим аспектам и поискам, но идейные основатели этого течения, такие как Ибн Таймия, не ставили под сомнение основы "исламского джинноведения".
   Интересно, что отличное от христианского представление о сверхъестественных существах облегчает адаптацию современных суггестивных техник последователями исламского фундаментализма. 
    
   Примечания Георгия Энгельгардта
    
   Источники:
   1. "Svijet dzina i sejtana". ?ejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo".Сайт http://www.islamskeknjige.com/  
   2. "Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007.
   3. "Savremeni dzihad kao rat". "Nova Knjiga", Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina,1995
   4. "Тайные общества XX века". Боголюбов Николай
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023