Вечером заступил дежурным по полку. Ходили разговоры, что 81 гв. МСП отправляют в Чечню. Наш гвардейский 6 ЛТП (в шутку так называли наш полк) занимался согласно плану и распорядку дня.
В соответствии с директивой МО 312/1/-00151 от 08.12.1994 г. и ГК СВ 8/2642 от 09.12.1994 г. ГК СВ приказал: подготовить для действия в чрезвычайной обстановке к 15 декабря 1994 года 81 гв. МСП 90 гв. ТД.
На момент получения задачи полк был укомплектован на 85% (от штата МВ), что составило 855 человек, в т.ч. 121 офицер (72% от штата МВ). Для доукомплектования полка получено из частей округа 448 чел., (в т.ч. 48 офицеров). Из 56 командиров взводов - 49 были "пиджаки"( призваны из запаса после окончания гражданских ВУЗов).
Дополнитльно иметь:
- ТБ;
- Средства связи в каждом МСБ (Р-145Б);
- Увеличенное количество автомобилей во взводе обеспечения МСБ и РМО полка;
- Усиленный состав медицинского персонала в МСБ и полку;
- В каждом МСБ машины ДДА, отделение хлебопечения, дополнительные ремонтные средства.
Всего усиление составило: сержантов и солдат - 272 чел., офицеров - 48 чел., прапорщиков - 43 чел. ИТОГО - 363 чел.
В течение пяти суток было завезено и выдано в полк: ГСМ - 255 тонн, вещевого имущества - 12 тонн, прдовольствия - 32 тонны, ВТИ - 15 тонн, АТИ - 2,5 тонны.
С 14 декабря по 17 декабря 1994 г., полк был укомплектован и отправлен шестью эшелонами в г.МОЗДОК и сосредоточился в конечном районе к 20 декабря 1994 года. Боевое слаживание полка планировалось осуществить в период с 15 декабря 1994 г. по 03 января 1995 г. Однако на основании шифротелеграммы ГШ СВ 312/1/00153ш от 14.12.1994 г., требовалось в течении 13-16 декабря 1994 года осуществить погрузку и отправку 81 МСП в район г.МОЗДОК, поэтому на подготовку полка уже оставалось ЧЕТЫРЕ дня (с 10 по 13 декабря), несогласованность двух Директив привела к сокращению сроков укомплектования полка и НЕПРОВЕДЕНИЮ боевого слаживания.
ДАННЫЕ ПО УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ 81 МСП ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ НА 22.12.1994 г.
Офицеров = 157; Прапорщиков = 70; сержантов и солдат = 1087; ИТОГО = 1314 человек.
В дальнейшем, в соответствии с Директивой ГШ 312/1/00164 от 22.12.1994 г., на усиление полка был отправлен ГСАДН 589 МСП 27 МСД, который прибыл в г.МОЗДОК 27 декабря 1994 года и 29 декабря сосредоточился в 3км., южнее перевала КОЛОДЕЗНЫЙ. На основании Директивы штаба ПриВО 48/1625/35 от 08.01.1995 г., в район г. МОЗДОК убыл 298 ОРВБ (АТ), 5512 АРВБ (двумя эшелонами в распоряжение командующего СКВО для восстановления вышедшей из строя автомобильной техники).
После сдачи наряда я с командиром 9 ТР "Бадраем" и своим ЗКВ ст.л-том Гудковым Г.В., зашли в кафе поужинать. Разговоры шли в основном об отправке в Чечню. "Бадрай" сказал, возможно отправят наш танковый батальон, на усиление гвардейского 81 МСП.Закончив ужин, разошлись по домам.
Парадокс, но год назад танковый батальон 81 гв. МСП расформировали. 4 танка Т-80БВ (Об.219РВ) принял к себе в роту. Техника была хорошей, 1988 года выпуска, пробег составлял 200-350 км.
В голове прокручивал мысли о штате моей роты, который не позволял даже элементарно обслуживать технику и вооружение (КР, ЗКВ, 3 - МВ, 3 - КТ, остальные - вакант). На следующий день при подходе к месту построения полка (если так его можно назвать - развал нашей Армии шел по всей России планомерно...) я обратил внимание, что наш 3 ТБ по численности больше чем полк (ночью привезли с учебки Тоцка личный состав). Еще больше удивился, когда ЗКВ роты доложил мне о готовности 8 ТР для снятия с хранения техники и вооружения. Командир полка п-к Быков В.В., на утреннем разводе уточнил задачу по подготовке ВВТ (вооружения военной техники), к боевому применению...
Первой из батальона уходила моя рота, 13 декабря 1994 года. Укомплектовали 3-мя командирами взводов (1ТБ). Старшину роты из 2 ТБ. Мы с ЗКВ проверили каждый танк на готовность к боевому применению. После чего с ним по очереди выгнали 10 танков из полевого парка боевых машин и поставили в колонну для загрузки боеприпасов. Поскольку командиры взводов имели слабые навыки в загрузке боекомплекта, данное мероприятие растянулось... Перегружать боекомплект помогали офицеры других батальонов.На двух Уралах вывезли ЗИП, экипажи уложили его на штатные места танков. Установили радиостанции, настроили частоты.
Отправляя в Чечню, денег не дали (задержка денежного довольствия 3 месяца). Сходил домой на 1 час собраться в командировку, попрощавшись с семьей, пошел в парк боевых машин. Хочется отметить заботу и помощь при отправке моей роты, управления и штаба 6 танкового полка. Капитан О.Богданов снабдил нас на всякий случай селедкой, позаимствованной из столовой полка (все что смог). Первоначально конечной задачи мало кто знал. Начальник штаба полка п/п-к Семенов В.И. сказал, что мы будем стоять вокруг г. Грозного в третьем кольце блокирования. В 19.00 13.12.94г. начали выдвижение на станцию погрузки Кр. Кряжок.
Скриншот из видео самарской телекомпании "Скат", вышедший из строя танка N187.
По пути следования вышел из строя танк N187 (поломка механизма распределения на БКП). В п. Лопатино на трассе Д-Умет-Кряж ждала нас машина сопровождения ГАИ. Доехали быстро, шли со скоростью 70км/ч, за исключением 2-х танков (тащили на буксире поломанный танк). С утра 14 декабря началась погрузка на платформы. Такого бардака во время погрузки давно не встречал. 14 декабря 1994., помогало грузить технику все управление штаба ПриВО, насмеялся до хрипоты (кино, вино, домино). Каждый начальник стремился погрузить технику в первую очередь ту, за погрузку которой он был назначен. Я попросил начальника, который помогал грузить мою роту, чтобы он не мешал нам. Погрузились быстро, установили танки на шпоры, застопорили башни. Поставил задачу ЗКВ роты лично проверить каждый танк на правильность застопорения башни, тросов, крепящих ствол танковой пушки, постановки танка на тормоз, выключения АКБ, внешнего источника.
Один командир взвода отказался ехать в Чечню. Доложил командиру 6 ТП полковнику Быкову, он сказал, что его заменят. Позже командир взвода подошел ко мне и заявил, что передумал и согласен ехать. Я предупредил его, если есть сомнения в себе, то необходимо принять правильное твердое решение сейчас, дальше будет поздно. Мне, как командиру роты, данный случай не понравился (не было у меня уверенности в способности данного командира взвода выполнить боевую задачу).
Затем в течение 6-ти часов ждали, когда прицепят плацкартные вагоны ( мороз -30). На роту, в количестве 32 человек, выделили 4!!! плацкарты. В них погрузили 20 пулеметов: ПКТ, НСВТ, стрелковое оружие, ящики со стрелковыми боеприпасами (23000 патронов, 110 гранат Ф-1, 12 АКСУ-74, ящик с пистолетами, сигнальными ракетами, дымами, даже касками обеспечили). Измучены были до предела, поэтому, когда поступила команда от командира 1 МСБ (кому мы были приданы) п/п-ка Э.Перепелкина, выделить личный состав для погрузки щитов от палатки командного пункта управления 90 гв. ТД, бойцов будить не стали, погрузили, во главе со мной, офицеры моей роты. 15 декабря утром 10.30 (Мск) эшелон тронулся восстанавливать Конституционный порядок в Чечню.
1 ЭШЕЛОН - 14037: 1 МСБ; 8 ТР; ОГ дивизии; ОГ полка; отделение КШМ ОБС.
БМП - 36; Т-80 - 9 (1 пошел с 2 эш); БТР - 2; Р-145 - 2. Время на погрузку эшелона составило 26 часов 30 минут.
ВСЕГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ЗА 81 МСП: Т-80 - 31; БМП-2 - 81; БРМ-1К - 5; БРДМ - 8; 2С1 - 18; 2Б9 - 6; 2Б14 - 6; ПРП 3(4) - 2; РХМ - 3; БМП-1КШ - 7; Р-145Б - 7; Р-409 - 2; Р-415 - 2; Р-142 - 2; Р-161 - 2; П-240 - 3; П-238т - 1; Э-350 - 4. ИТОГО = 190 единиц. Автомобилей = 257.
ПМ - 214; АГС-17 - 15; РПГ - 90; АК - 865; РПК - 58; НСВТ - 16; ПКТ - 135; СВД - 9; СПШ - 86; ГП-25 - 60. ИТОГО = 1483 единицы. Что составило 100% укомплектованности. Личного состава - 1414 чел., в.т.ч. - 215 офицеров, 84 - прапорщика, 245 - сержантов, 888 - солдат. По другим данным за 81 МСП личного состава - 1241 человек.
В Саратовской области на одной из станций злоумышленники пытались слить керосин с топливозаправщика КрАЗ-260, приданного моей роте (спутали с бензином). Я отправил командира танка N180 вместе с водителем КрАЗа, если не ошибаюсь, ряд. Николай Абраш.., проинструктировав их, что если эшелон тронется, чтобы сидели в кабине до первой станции. Пять раз срывали стоп-кран поезда (ждали их). На следующей станции они пришли в вагон, сообщив, что на бочке был открыт сливной кран, около 4 тонн керосина вылилось.