ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Верюжский Николай Александрович
Почему Подводный Ракетоносец Тихоокеанского Флота Не Вернулся С Задания?

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 3.71*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые подробности гибели плрб "К-129"

  
  ПОЧЕМУ ПОДВОДНЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА НЕ ВЕРНУЛСЯ С ЗАДАНИЯ
  (Некоторые подробности гибели плрб "К-129")
  
   Средина 1960-х годов. После бескровного, но крайне тяжелого и с большим трудом преодолённого "Карибского кризиса" военное противостояние между СССР и странами военно-политического блока НАТО и прежде всего США не только не уменьшилось, а стремительно нарастало и приобретало опасные тенденции. "Холодная война", признаками которой являлось появление очагов военной напряженности в разных районах мира, и прежде всего в акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов, не перерастала в крупномасштабные военные действия только благодаря последовательной мирной политики сдерживания, проводимой Советским Союзом.
  В ответ на совершенно безумную американскую стратегию "массированного возмездия" Советскому Союзу пришлось включиться в изматывающую нашу экономику безудержную гонку вооружения. Ускоренными темпами в стране создавался ракетоносный атомный подводный флот, который успешно выходил на просторы мирового океана. Это крайне беспокоило американцев, которым никоим образом не хотелось терять своё превосходство на море.
  История загадочного исчезновения в марте 1968 года советской дизельной подводной лодки, имеющей на борту три баллистические ракеты с ядерными боеголовками и две торпеды с ядерными боевыми зарядами, до сей поры остаётся предметом тщательного исследования и анализа недоказанных фактов и сомнительных обстоятельств, появившихся в последние годы. Это событие произошло более чем сорок пять лет тому назад во время боевого патрулирования подводной лодки "К-129" в Тихом океане. Гибель подводного ракетоносца явилась большой потерей для всего нашего Военно-морского флота. Существуют версии, домыслы, предположения, но полной ясности, однако, нет.
  
    []
  Дизельная подводная лодка проекта 629А (плрб) с тремя баллистическими ракетами подводного старта.
  
  С определённой уверенностью, однако, можно утверждать только одно, что ракетный подводный корабль "К-129" не вернулся в базу, а значит погиб, унеся с собой в морскую пучину тайну гибели 98-ми моряков. Причём с достаточной уверенностью можно заявить, что подводная лодка погибла не по причине технической аварии на борту, а её утопила американская атомная подводная лодка после сокрушительного таранного столкновения. В этом моё глубокое убеждение! Этой теме и посвящена данная статья.
  Однако, прежде всего, хочу назвать имена погибших моряков, память о которых будет вечно жить в наших сердцах. Вот их имена:
  1 Командир ПЛ капитан 1 ранга КОБЗАРЬ Владимир Иванович
  2 Старший помощник командира ПЛ капитан 2 ранга ЖУРАВИН Александр Михайлович
  3 Помощник командира ПЛ капитан 3 ранга МОТОВИЛОВ Владимир Артемьевич
  4 Заместитель командира по политической части капитан 3 ранга ЛОБАС Федор Ермолаевич
  5 командир БЧ-1 капитан-лейтенант ПИКУЛИК Николай Иванович
  6 Командир БЧ-2 капитан 3 ранга ПАНАРИН Геннадий Семенович
  7 Командир БЧ-3 капитан 3 ранга КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич
  8 Командир БЧ-5 капитан 3 ранга ОРЕХОВ Николай Николаевич
  9 Начальник РТС старший лейтенант ЖАРНАКОВ Александр Федорович
  10 Корабельный врач майор м/с ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович
  11 Командир электронавигационной группы лейтенант ДЫКИН Анатолий Петрович
  12 Командир группы управления БЧ-2 капитан-лейтенант ЗУЕВ Виктор Михайлович
  13 Командир моторной группы БЧ-5 капитан-лейтенант ЕГОРОВ Александр Егорович
  14 Командир группы ОСНАЗ старший лейтенант МОСЯЧКИН Владимир Алексеевич
  15 Командир отделения электриков 337-го экипажа главный старшина АБРАМОВ Николай Дмитриевич
  16 Командир отделения гидроакустиков с ПЛ "К-163" старшина 2 статьи АНДРЕЕВ Алексей Васильевич
  17 Радиотелеграфист матрос АРХИПОВ Анатолий Андреевич
  18 Командир отделения электриков старшина 2 статьи БАЖЕНОВ Николай Николаевич
  19 Старший электрик-оператор БЧ-2 старший матрос БАЛАШОВ Виктор Иванович
  20 Машинист трюмный 453-го экипажа матрос БАШКОВ Георгий Иванович
  21 Химик-санитар старшина 2 статьи БАХИРЕВ Валерий Михайлович
  22 Старший электрик старший матрос БОЖЕНКО Владимир Алексеевич
  23 Старшина команды рулевых-сигнальщиков мичман БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович
  24 Моторист матрос ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич
  25 Командир отделения мотористов старшина 2 статьи ГООГЕ Петр Иванович
  26 Электрик матрос ГОСТЕВ Владимир Матвеевич
  27 Командир отделения управления БЧ-2 старшина 2 статьи ГУЩИН Николай Иванович
  28 Специалист СПС 337-го экипажа старшина 2 статьи ГУЩИН Геннадий Федорович
  29 Электрик матрос ДАСЬКО Иван Александрович
  30 Старший электрик-механик 453-го экипажа матрос ДУБОВ Юрий Иванович
  31 Электрик матрос ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич
  32 Старший моторист старший матрос ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович
  33 Радиометрист матрос ЗУБАРЕВ Олег Владимирович
  34 Старшина команды трюмных машинистов главный старшина ИВАНОВ Валентин Павлович
  35 Моторист матрос КАБАКОВ Анатолий Семенович
  36 Ученик штурманского электрика матрос КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович
  37 Старший рулевой-сигнальщик с ПЛ "К-163" старший матрос КАРАБАЖАНОВ Юрий Федорович
  38 Старшина команды подготовки и пуска БЧ-2 старшина 1 статьи КНЯЕВ Алексей Георгиевич
  39 Старший трюмный машинист старший матрос КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич
  40 Радиотелеграфист матрос КОЗИН Владимир Васильевич
  41 Торпедист 453-го экипажа матрос КОЗЛЕНКО Александр Владимирович
  42 Моторист-стажер 453-го экипажа матрос КОЛБИН Владимир Валентинович
  43 Торпедист матрос КОСТЮШКО Владимир Михайлович
  44 Старший гироскопист БЧ-2 матрос КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич
  45 Старшина команды электриков 337-го экипажа мичман КОТОВ Иван Тимофеевич
  46 Старший радиометрист матрос КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич
  47 Моторист матрос КРАВЦОВ Геннадий Иванович
  48 Старший электрик штурманский старший матрос КРИВЫХ Михаил Иванович
  49 Радиотелеграфист-стажер 453-го экипажа матрос КРУЧИНИН Олег Леонидович
  50 Машинист - трюмный матрос КРЮЧКОВ Александр Степанович
  51 Командир отделения мотористов 453-го экипажа старшина 1 статьи КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич
  52 Командир отделения гидроакустиков старший матрос КУЛИКОВ Александр Петрович
  53 Ученик штурманского электрика старшина 2 статьи КУЧИНСКИЙ Александр Иванович
  54 Старший кок-инструктор главный старшина ЛАБЗИН Виктор Михайлович
  55 Командир отделения бортовых приборов БЧ-2 старшина 2 статьи ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович
  56 Командир отделения рулевых-сигнальщиков старшина 2 статьи ЛАПСАРЬ Петр Тихонович
  57 Старший гидроакустик матрос ЛОХОВ Виктор Александрович
  58 Командир отделения электриков торпедных старшина 2 статьи МАРАКУЛИН Виктор Андреевич
  59 Старший кок старший матрос МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович
  60 Командир отделения радиотелеграфистов 453-го экипажа старший матрос МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич
  61 Командир отделения радиометристов с ПЛ "К-163" старший матрос НАЙМУШИН Анатолий Сергеевич
  62 Командир отделения радиотелеграфистов старшина 2 статьи НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович
  63 Старший торпедист 453-го экипажа матрос НОСАЧЕВ Валерий Георгиевич
  64 Рулевой-сигнальщик матрос ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович
  65 Моторист матрос ОДИНЦОВ Иван Иванович
  66 Электрик матрос ОЖИМА Александр Никифорович
  67 Моторист матрос ОСИПОВ Сергей Владимирович
  68 Командир отделения электриков старшина 2 статьи ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич
  69 Старший моторист-трюмный (стажер) 453-го экипажа матрос ПЕСКОВ Евгений Константинович
  70 Старший гидроакустик 453-го экипажа матрос ПИЧУРИН Александр Александрович
  71 Ученик радиотелеграфиста с ПЛ "К-116" матрос ПЛАКСА Владимир Михайлович
  72 Командир отделения мотористов старшина 2 статьи ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич
  73 Старший электрик матрос ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич
  74 Ученик трюмного машиниста матрос ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич
  75 Командир отделения трюмных машинистов старшина 2 статьи ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич
  76 Моторист матрос РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич
  77 Моторист-стажер 453-го экипажа матрос РУДНИК Анатолий Иванович
  78 Командир отделения трюмных машинистов старшина 2 статьи САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович
  79 Командир отделения старта БЧ-2 старшина 2 статьи САЕНКО Николай Емельянович
  80 Электрик с ПЛ "К-75" матрос СОКОЛОВ Владимир Васильевич
  81 Старший трюмный машинист старший матрос СОРОКИН Владимир Михайлович
  82 Старшина команды РТС мичман СПРИШЕВСКИЙ Владимир Юлианович
  83 Старший электрик-механик 453-го экипажа старшина 2 статьи СУРНИН Валерий Михайлович
  84 Старший моторист старший матрос ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович
  85 Старшина команды радиотелеграфистов мичман ТЕРЕШИН Виктор Иванович
  86 Рулевой-сигнальщик 453-го экипажа матрос ТРИФОНОВ Сергей Николаевич
  87 Рулевой-сигнальщик 453-го экипажа матрос ТОКАРЕВСКИЙ Леонид Васильевич
  88 Электрик матрос ТОРСУНОВ Борис Петрович
  89 Электрик матрос ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич
  90 Старшина команды электриков штурманских старшина 2 статьи ХАМЕТОВ Мансур Габдулхакович
  91 Старшина команды радиотелеграфистов ПЛ К-14 старшина 1 статьи ХВАТОВ Александр Владимирович
  92 Кок с ПЛ" К-99" матрос ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович
  93 Командир отделения радиотелеграфистов старшина 2 статьи ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович
  94 Командир отделения торпедистов БЧ-3 старшина 2 статьи ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич
  95 Старший моторист матрос ШИШКИН Юрий Васильевич
  96 Старший моторист 453-го экипажа старшина 1 статьи ШПАК Геннадий Михайлович
  97 Старший электрик-оператор БЧ-2 матрос ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич
  98 Трюмный машинист старший матрос ЯРЫГИН Александр Иванович
  
  Более тридцати лет в официальных советских инстанциях и средствах массовой информации данное трагическое событие замалчивалось. Даже можно сказать больше того - официальные инстанции полностью отрицали, что имел место случай гибели советской подводной лодки. Только в конце 1992 года о погибших подводниках впервые в России было сказано открыто. Тому способствовали определённые вынужденные обстоятельства, свидетельствующие о факте морской трагедии. Об этом будет сказано более подробно несколько позже.
  Так что же произошло?
  В соответствии с оперативным планом, утверждённым командующим Тихоокеанским флотом и согласованным с Главным штабом Военно-морского флота, подводные лодки как дизельные, так и атомные, имевшие на борту ракетное вооружение с ядерными зарядами, осуществляли боевое патрулирование в определённых, строго засекреченных, районах Тихого океана и, в случае получения необходимого приказа, находились в постоянной готовности нанести ядерный удар по заранее намеченным целям вероятного противника.
  
    []
  Адмирал Амелько Николай Николаевич, командующий Тихоокеанским флотом (1962-1969) < ru.wikipedia.org'wiki >
  
   На выполнение очередного боевого задания готовилась подводная лодка "К-129", которая на тот момент входила в состав 29-ой дивизии подводных лодок (ДиПЛ) 15-ой эскадры подводных лодок (ЭскПЛ) Камчатской Военной флотилии (КВФ) Тихоокеанского флота (ТОФ).
  Если честно сказать, то по плану выполнять боевое патрулирование в океане должен был другой подводный корабль из состава 26-ой ДиПЛ с крылатыми ракетами, но, как иногда часто бывает, из-за технических неисправностей выполнение боевой задачи доверили более подготовленному и слаженному экипажу "К-129". Вот тут, на мой взгляд, был первый прокол нашего доблестного флотского командования, План, утверждённый, согласованный и неоднократно прорабатываемый чуть было не оказался сорванным. Причины не установлены, виновные не определены, оргвыводы не проведены. Хорошо, что нашлась достойная замена, и в Москву полетела благожелательная шифрованная депеша, дескать, план выполняется!
  В условиях строжайшей секретности ночью с 22 на 23 февраля 1968 года на "К-129" загрузили три боевые ракеты и вывели на рейд под охрану малого противолодочного охотника.
  В ночь с 24 на 25 февраля из Авачинской бухты на боевую службу в район Гавайских островов вышел подводный ракетоносец "К-129" под командованием капитана 1-го ранга Владимира Ивановича Кобзаря, который имел превосходную характеристику как, грамотный, волевой подводник. Все офицеры также имели опыт подводного плавания и были специалистами высокого класса. Усомниться в недостаточной подготовленности к автономному длительному плаванию всего экипажа ни поводов, ни причин не было. Проследовав самостоятельно с затемнёнными ходовыми огнями до точки погружения, подводный корабль выполнил маневр погружения и начал самостоятельное длительное плавание по выполнению боевого задания. Возвращение в базу планировалось к 5 мая.
  
    []
  Командир "К-129" капитан 1 ранга Кобзарь Владимир Иванович.
  
  Однако в реальности события развивались по другому, трагическому сценарию.
   Для того времени подводная лодка "К-129", проект 629А, согласно классификация НАТО - "Golf class", являлась современным боевым подводным кораблём. Подтверждением тому могут служить тактико-технические данные. Водоизмещение надводное (подводное) - 2300т (2820т). Скорость надводная (подводная) - 14 узлов (12 узлов). Предельная глубина погружения - 300 метров. Автономность плавания - 70 суток. Длина наибольшая - 98,9 м. Ширина корпуса наибольшая - 8,2 м. Средняя осадка - 8 м. Силовая установка - три дизеля 37Д по 2000 л.с. Аккумуляторная батарея - четыре группы по 112 элементов типа 48СМ. Электромоторы - один ПГ102, 2700 л.с., два ПГ101, 1350 л.с.
  
  Вооружение: Торпедно-минное - четыре 533-мм носовых, два 533-мм кормовых торпедных аппарата, с шестью торпедами, две из которых имели боевой ядерный заряд. Ракетное - комплекс Д-4, в ограждении рубки - три с ядерными головными частями баллистические ракеты Р-21 подводного старта с дальностью стрельбы 1600 километров.
  
  Подводная лодка была заложена в марте 1958 года на судостроительном заводе ? 199 имени "Ленинского комсомола" в Комсомольске-на-Амуре. В марте 1964 "К-129" проходила модернизацию по проекту 629А.
  Говорят, что моряки суеверный народ, верят каким-то приметам, числам, названиям и т.п. Например, если при спуске корабля не разбивается бутылка шампанского, то это считается плохим предзнаменованием для корабля в будущем. Как правило, командиры кораблей стараются не выходить в море по понедельникам. В данном же случае, постоянно мелькает месяц "март": закладка корабля, модернизация и гибель. Имело ли это какое-то мистическое значение - мне не известно. Видимо, просто случайное совпадение. Но всё же...
  Вот как вспоминает те события Виктор Ананьевич Дыгало - командир 29-ой дивизии подводных лодок, в состав которой входила "К-129": "В соответствии с боевым распоряжением В.Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьёзным основанием для тревоги".
  
    []
  Контр-адмирал Дыгало Виктор Ананьевич. Командир дивизии ДиПЛ, в составе которой состояла "К-129"
  
   Разумеется, отсутствие радиосвязи подводной лодки в установленное боевым распоряжением время - это тревожный, но, как говорится, не критический момент. Для срочного выхода на связь с руководством в случае непредвиденных или опасных ситуациях всегда предусматривается дополнительный канал радиосвязи. В данном случае от корабля никаких тревожных сигналов об опасности не поступало.
   Первое, что приходит на ум, - трагические события на лодке развивались столь стремительно, что времени для принятия каких-либо мер по борьбе за живучесть просто не было. Такое могло произойти, на мой взгляд, только в том случае, если лодка, потеряв положительную плавучесть в результате мгновенного приёма большого количества забортной воды, начала стремительно погружаться на опасную глубину. Какие причины тому способствовали, требовалось выяснить.
  
   Ну, а вдруг "К-129" ещё на плаву, экипаж борется за живучесть или с пожаром, или с поступлением воды, или с другими возникшими техническими неисправностями за преодоление аварийной обстановки и за восстановление нормальных условий? Тогда надо срочно спасать!
  
   В кратчайшие сроки и с максимальной секретностью на флоте развернулась невиданная по размаху поисковая операция, которую возглавил лично Командующий флотом адмирал Н.Н.Амелько. Десятки боевых надводных кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота более месяца прочёсывали, если можно так сказать, океанские просторы по всему маршруту следования "К-129". Дальняя морская авиация, в том числе привлекаемая с Северного флота, вылетала для разведки предполагаемого места гибели подводной лодки. По согласованию с руководством Дальневосточного морского и рыболовного флотами определённым образом нацеливались суда, находящиеся в районе поиска, который условно стали называть район "К".
  
    []
  
  Предполагаемый район "К" гибели "К-129"
  
  Обратимся, однако, к тому, как вспоминает те события Виктор Ананьевич Дыгало: "Мне, как, командиру дивизии, приказали выйти на атомной лодке и пройти весь маршрут боевого задания "К-129". Периодически давать подводные звуковые сигналы. Всплывать под перископ, слушать по графику связи: не выйдет ли она на связь. Наблюдать, что делается вокруг, в смысле обнаружения масляных пятен. Мы прошли весь этот маршрут.
  Никто не вышел на связь. Попытки выйти на связь на её частотах. Зрительное и другие виды наблюдения привели к тому, что мы её не обнаружили: ни следов гибели подводной лодки, ни каких-либо обломков, ни масляных пятен. Не обнаружили это и другие участники поиска".
  
  Таким образом, поисковая операция не дала положительных результатов: не обнаружили ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы. Слабая надежда, что "К-129" дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла уже через две недели поиска, но попытки что- либо найти продолжались ещё некоторое время. Глубина океана в районе "К" составляла 5000-6000 метров. При отсутствии точных координат затонувшего корабля на таких глубинах продолжение поиска становилось бесполезным. Поисковые действия продолжались до 10 мая 1968 года и были прекращены из-за отсутствия каких-либо признаков гибели "К-129".
  
  Государственная комиссия, возглавляемая дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии, заместителем Председателя Совета Министров СССР по оборонной промышленности и вооружению Леонидом Васильевичем Смирновым, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила.
  
    []
  Л.В.Смирнов (в центре) при посещении одного из военных полигонов.
  
  
  На основании проведённой работы Государственная комиссия, в профессионализме и компетентности её членов сомневаться не приходилось, посчитала, что гибель "К-129" произошла из-за потери плавучести подводной лодки с невозможным удержанием её на безопасной глубине, что привело к быстрому погружению корабля на запредельную глубину более 5000 м.
  Такое заключение о гибели "К-129", на мой взгляд, слишком обтекаемо и неконкретно, без указания хотя бы предполагаемых причин. Поскольку все материалы работы комиссии засекречены, поэтому каких-либо подробностей установить не представилось возможным.
  Так сказали народу, чтобы успокоить. И успокоили.
  Родственникам подводников сообщили об их смерти, вдовам погибшим морякам и их детям назначили пенсии по случаю потери кормильца.
  30 июля 1968 года подводная лодка "К-129" (проект 629А) соответствующим приказом была исключена из состава Военно-морского флота.
  На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет всё же был открыт.
  
    []
  
  Памятник экипажу "К-129" (пр.629А) в Вилючинске. Камчатка.
  
  
  Ясно, что лодка погибла по не установленным тогда причинам. Со временем этот грустный факт был вытеснен другими событиями на Тихоокеанском и других флотах. Адмиралы В.А.Дыгало и Н.Н.Амелько вскоре были переведены на другие должности и, надо сказать, с повышением. А в штабах и на соединениях флота об этой трагедии, стараниями особых отделов и политорганов, предпочитали помалкивать.
  Но так ли уж причины гибели "К-129" не установлены? Или просто не хотели устанавливать? Не хотели принимать во внимание достаточно веские обстоятельства, которые расходятся с официальной точкой зрения? Не хотели обострять отношения?
  Совершенно не понятно, почему, если уж не по государственной линии, то хотя бы по существующим международным морским правилам, не было заявлено, что в таком-то (широта, долгота) районе Тихого океана затонул советский корабль? Почему официально не заявили - считать этот район морским местом захоронения? В этом случае, координаты затонувшего судна с указанием государственной принадлежности должны были бы занесены в навигационные "Извещения мореплавателям", навигационные карты и другие пособия. И тогда любая паршивая собака, в том числе и американская, это место обходила бы стороной. Но этого не было сделано. Стало быть, затонувший на глубине более 5-ти километров объект оказался ничейным. Американцы этим обстоятельством в полной мере воспользовались в своих интересах.
  Разведка Тихоокеанского флота в одном из своих аналитических обзорах в период проведения поисковой операции исчезнувшей "К-129" фиксировала внимание Командующего ТОФ на странные действия американской атомной подводной лодки "Суордфиш", которая 13-14 марта 1968 года неожиданно обнаружилась в японском порту Йокосука со значительными повреждёнными ходовой рубки, что лодке даже требовался срочный доковый ремонт.
  
    []
  Многоцелевая американская атомная подводная лодка, USS Swordfish (SSN-579)
  
  Фотография изуродованной американской лодки попала в японские газеты. Однако вся информация об аварийном состоянии этой лодки, якобы напоровшейся на айсберг, и проходящей вынужденный ремонт, была строго ограничена. У личного состава лодки и рабочих судоверфи, участвующих в ремонте, была взята подписка о неразглашении каких-либо сведений. Такие факты не должны были оставаться без внимания.
   Вскоре "Суордфиш" из Японии убыла в США и, по данным Разведки ТОФ, в течение длительного времени не отмечалась в деятельности.
  
  Начальник Разведки ТОФ контр-адмирал Николай Петрович Сотников в своих докладах информировал Командующего ТОФ адмирала Н.Н.Амелько, что причиной гибели "К-129" могло вероятней всего явиться в результате столкновения с американской атомной подводной лодкой "Суордфиш". К сожалению, каких-либо более точных разведывательных доказательств не было. Но, согласитесь, анализ и сопоставление, казалось бы, разрозненных фактов может иметь ценный результат.
  
    []
  Контр-адмирал Николай Петрович Сотников. Начальник Разведки ТОФ (1964-1971гг.)
  
  Государственная комиссия, которой естественно было известно мнение Разведки ТОФ о гибели "К-129" в результате столкновения с американской подводной лодкой "Суордфиш", данную версию не приняла во внимание.
  Мне бы хотелось кратко прокомментировать мысль о фактах столкновения подводных лодок в открытых для плавания районах океанов и морей. Одно дело, когда на фарватерах, в узкостях или в сложной в навигационном отношении обстановке, порой, происходят столкновения судов. Но, почему же, в бескрайнем по площади океане, как недоумевают многие, происходят столкновения подводных лодок, да ещё в подводном положении? Да просто потому, что вероятный противник должен точно знать район боевого патрулирования подводного ракетоносца, чтобы предотвратить нанесение внезапного атомного удара. Американцы, надо честно признаться, что в этом деле весьма преуспели, понастроив системы гидроакустических станций во всех океанах и морях. К тому у американцев хорошо налажена деятельность базовой противолодочной патрульной авиации, самолёты которой при радиолокационном или визуальном обнаружении подводной лодки забрасывают лодку гидроакустическими буями, не давая возможности оторваться от преследования и вынуждая её к всплытию. Обнаруженный подводный ракетоносец уже не является опасным для противника, а сам превращается в цель для уничтожения. Вот и подводные лодки охотятся друг за другом, используя свои гидроакустические станции в активном или пассивном режимах.
  
    []
  Подводная лодка в подводном положении
  
  Что могло произойти в данном случае? Никто точно не знает. Но можно с достаточной уверенностью предположить, что "Суордфиш" при каких-то обстоятельствах обнаружил "К-129", вёл слежение на кормовых курсах и приблизился на опасную близкую дистанцию. При выполнении "К-129" маневра поворота американская лодка "Суордфиш", продолжая следовать прежним направлением, протаранила "К-129" в левый борт в районе между вторым и третьим отсеками. В результате чего наша лодка мгновенно заполнилась забортной водой, потеряла положительную плавучесть и стремительно погрузилась на дно. Никакой надежды на спасение у экипажа не было.
  
    []
  На схеме красной линией показана граница основных разрушений.
  Очень похоже на удар корабля.
  Хочется верить, что таранный удар "Суордфиш", приведший к гибели "К-129" не был преднамеренным. Однако вот уже много десятилетий вызывает огромное удивление молчание американской стороны о признании своей вины в гибели нашего подводного ракетоносного корабля и 98-ми членов экипажа.
  
  Теперь очень важный момент! Несколько забегая вперёд, скажу, что, если у нас постарались как можно быстрей забыть о трагической гибели "К-129", то у американцев история с нашей лодкой приобретала, прямо скажем, детективный характер.
  Я не мог себе даже вообразить, что мне так повезёт: представьте, совсем недавно мне случайно удалось найти в Интернете материал (http://fotki.yandex.ru/users/ruspodplav/album/119811/
  http://fotki.yandex.ru/users/ruspodplav/view/372841/ ), где обнаружил несколько уникальных, на мой взгляд, снимков членов экипажа нашей затонувшей лодки в 1968 году. Что за чудеса, подумалось мне? Так ли всё на самом деле? Стал разбираться. Если всё так, как я понял, то снимки эти относятся к периоду до 1968 года. Это же великая удача!
  Вот, к каким выводам я пришел, рассматривая эти снимки. В конце 1967 года лодка "К-129" успешно возвратилась в базу после первой своей двухмесячной боевой службы. Пятнадцать матросов и старшин, выслуживших срок срочной службы, готовились к демобилизации. Вот они-то перед убытием домой как раз, и сфотографировались на фоне корабельной новогодней стенгазеты. Фамилии, к сожалению, мне не известны. В центре снимка, предположительно, капитан 2 ранга Журавин Александр Михайлович, старший помощник командира корабля. Почему не командир корабля Виктор Иванович Кобзарь или не замполит Федор Ермолаевич Лобас? Да потому, во-первых, что В.И.Кобзарь имел воинское звание "капитан 1-го ранга", а во-вторых, заместитель командира по политической части Ф.Е.Лобас ходил в звании "капитан 3-го ранга". А.М.Журавин один из офицеров экипажа, который имел звание "капитан 2-го ранга". Не должно, однако, смущать то обстоятельство, что на тужурке у него командирский знак "Подводной лодки", вручаемый не только командирам, но и старпомам, которые успешно сдали зачёты на право самостоятельного управления подводной лодкой. К тому же А.М.Журавин, как перспективный офицер, готовился поехать на командирские курсы. Как узнать имена остальных матросов и старшин? По моим предположениям, они были уволены со службы и в роковом для всего экипажа последнем 1968 года походе не участвовали. Значит, остались живы?! Всё это мои предположения, но убедительны ли они?
  
    []
  Члены экипажа "К-129".
   Представляю также с этой загадочной фотоплёнки снимки ещё двух матросов, имена которых также не известны. Кто они и какова их судьба?
  
    []
  
  Матросы с подводной лодки "К-129"
   Пробежав по этим неожиданно появившимся ссылкам, я к своему удивлению узнал, что первые сообщения в наших средствах массовой информации о гибели подводной лодки "К-129" появились только в 1992 году в газете "Известия" ( 154, 155 и 158). Но ещё большее удивление вызвала информация о том, что негатив фотоплёнки, обнаруженный в отсеке нашей лодки "К-129", поднятой американцами с океанского дна в 1974 году, был передан также в 1992 году неким американским сенатором Р.Смитом непосредственно самому Евгению Максимовичу Примакову, являвшемуся тогда Директором Службы Внешней Разведки России.
  
    []
  Евгений Максимович Примаков. Директор Службы Внешней Разведки России (1991-1996 гг.)
  
  Теперь, пожалуй, самый важный вопрос. А был ли интерес у американцев к нашей затонувшей подводной лодке? Конечно, был! Да ещё какой! Но совсем не ради того, чтобы порадовать нас снимками моряков? Всё, чем занимались американцы в отношении нашей погибшей лодки, делалось под большим секретом, в глубочайшей тайне. Американцев интересовали в первую очередь военные секреты: ракетное и торпедное оружие, шифрдокументы, боевые распоряжения, другая секретная документация, аппаратура радиосвязи. С помощью вскрытых шифров американцы - наш вероятный противник - надеялся "прочитать" весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет того периода, что давало им возnbsp;можность вскрыть систему развертывания и управления военно-морскими силами Советского Союза. Не лихо ли, верно?
  Наглые и хитрые американцы знали, что советская лодка мгновенно ушла на дно от мощного рассекающего таранного удара в левый борт узкой ходовой рубкой своей лодки, имеющей агрессивное название "Меч-рыба" ("Суордфиш"). Разве это не странно, что коварные американцы с точностью до дуговых минут знали координаты места гибели "К-129"?
  Вот эти координаты, которые стали известны нам от американцев только в 2002 году почти через три десятка лет после проведения операции в 1974 году по подъёму нашей подводной лодки. Северная широта 40о 06". Западная долгота 179о57" . Глубина океана 5200 м.
  Однако вот уже более 45-ти лет американцы по-прежнему категорически отрицают свою причастность к гибели "К129" от столкновения с атомной лодкой "Суордфиш", но эти жалкие уловки отговорок не делает им чести.
  
  Поскольку судьба погибшей "К-129" наше командование Военно-морским флотом больше не интересовала, то к этой проблеме и не возвращались и даже пресекали какие-либо попытки поднимать вопрос на эту тему.
  Однако пресловутые американцы поступили по-другому, выработав свою стратегию. Крайне бесцеремонные и беспардонные они в условиях строжайшей секретности уже с 1968 по 1972 гг. приступили к обследованию затонувшей "К-129". Эту задачу выполняла атомная лодка "Хэлибад" (Halibut). Эта лодка единственная данного типа, прошла модернизацию и переоборудование, включающее установку боковых подруливающих устройств, якорного устройства с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камеры, дальнего и ближнего боковых сонаров - средств звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения, буксируемого подводного аппарата с лебёдкой, видео- и фотографического оборудования, нового компьютера и другого новейшего океанографического оборудования. обеспечивающего поиск и проведение телесъёмки подводных объектов, с использованием глубоководных аппаратов, произвела около 60000 снимков нашей затонувшей лодки "К-129". Работа проводилась обстоятельно и в условиях крайней секретности. Анализ снимков показал, что советская подводная лодка лежит на грунте и находится на ровном киле с небольшим креном на правый борт. В районе между вторым и третьим отсеками левого борта зияла огромная вертикальная пробоина, как будто лодку рассекли огромным топором.
  
    []
  Американская атомная подводная лодка для выполнения специальных операций - единственный корабль этого типа. USS Halibut (SSGN-587)
  
  Добавлю, однако, ещё то, что "Хэлибад" отличилась ранее, в проведении секретной разведывательной операции против СССР, а именно, в подводном подключении к кабельной линии связи, проходившей по дну Охотского моря между Камчаткой и материком.
   Такая работа получила в США весьма высокую оценку. В послании Президента США от 1968 года указывалось, что "проводя в течение длительного периода времени высокотехнологичные операции, "Хэлибат" (SSN-587) успешно выполнил ряд миссий значительной научной ценности по заданию правительства США. Профессиональная, военная и техническая компетентность, а также преданность службе офицеров и матросов, вызывает глубокое уважение к ним лично и к подводным силам ВМС США".
  Весьма ценная информация, полученная "Хэлибад" по исследованию затонувшей "К-129", также не осталась без внимания: "За исключительный героизм и выдающиеся достижения в службе в составе подводных сил Тихоокеанского флота. В 1972 году "Хэлибат" (SSN-587) успешно выполнил две сложные и эффективные подводные операции, имевшие неоценимое значение для правительства США. Прекрасная профессиональная компетентность, чрезвычайно эффективная коллективная работа и образцовая преданность службе офицеров и матросов "Хэлибат", вызывает глубокое уважение к ним лично и к подводным силам ВМС США".
  Согласитесь, не каждый боевой корабль может получить от Президента страны такие слова благодарности и огромные денежные премии.
  
  Дальнейшее решение в отношении "К-129" рассматривалось и обсуждалось в режиме строжайшей секретности на самом высоком государственном уровне: президент США, директор ЦРУ и крупный бизнесмен Говард Хьюз, предложивший огромные деньги для осуществления беспрецедентной в морской практике операции по подъёму с океанской более чем 5-ти километровой глубины советского ракетоносца.
  Что из этого мероприятия получилось и как оно проходило, пожалуй, напишу в продолжении.
  
  
  20 мая 2013 года.
  
   ПРОДОЛЖЕНИЕ: К истории гибели советского подводного ракетоносца "К-129"
  
   Вопpос: "Сосала ли лапу Разведка Тоф?"

Оценка: 3.71*17  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2017