Аннотация: К 100-летию начала Первой Мировой войны.
Балтийский флот под руководствомадмирала Н.О Эссена к началу войны был приведён в состояние полной боеготовности.
"Не боится ни моря, ни начальства!"
АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА
НИКОЛАЙ ОТТОВИЧ ЭССЕН
Преамбулой к данному повествованию послужила очень важная информация, что в 2011 году на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде приступили к строительству второго из шести новейших фрегатов проекта 11356 для Военно-морского флота "Адмирал Эссен". Вступление в состав флота планируется в 2014 году.
Остальные пять кораблей, носящих также имена русских адмиралов ("Адмирал Григорович", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов") находятся на разных уровнях постройки и готовности.
Фрегаты будут нести морскую службу на Черноморском флоте.
Многоцелевые боевые корабли данного класса, имеющие на вооружении современные виды ракетно-артиллерийского, минно-торпедного оружия, сложнейшие системы радио, радиолокационного, навигационного, гидротехнического и другого оборудования, предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника на океанских и морских просторах.
В истории Российского Военно-морского флота среди известных флотоводцев, новаторов использования боевого оружия, применения новых современных тактических приёмов ведения активных боевых действий кораблями флота достойное место занимает адмирал Николай Оттович Эссен. К сожалению, имя этого адмирала не часто упоминается как в материалах по военно-морскому искусству, так и в среде морского офицерства.
23 декабря 2014 года - будет отмечаться 154-я годовщина со дня рождения адмирала Николая Оттовича Эссена.
Короткая, но яркая жизнь Николая Оттовича Эссена, одного из наиболее образованных того времени офицера в морских науках, достойного в отношении к подчинённым, честного в поведении, храброго и смелого в сложных боевых действиях, исключительно преданного выполнению своего воинского долга наиболее ярко проявилась, как стратега и флотоводца в годы его командования Императорским Балтийским флотом в период Первой мировой войны.
С юношеских лет и до последних своих дней жизнь этого ответственного, честного и храброго боевого офицера была целиком и полностью отдана служению российскому военно-морскому флоту.
Семейные морские традиции, насчитывающие почти двухсотлетний период и давшие русскому военно-морскому флоту семь георгиевских кавалеров, не оставляли для юного Николая другого пути, как продолжить служению флоту российскому. Родители юного Николая (Отто Васильевич и Любовь Алексеевна) разумно посчитали отдать своего тринадцатилетнего сына на обучение в Морской кадетский корпус, который он успешно окончил вторым по списку.
Становление Николая Оттовича как морского офицера совпало с трудным и сложным периодом развития военно-морского флота в России. Эра парусного флота завершилась. После поражения в Крымской войне (1853-1855) Россия лишилась Черноморского флота. Надо было начинать всё с начала. Все мировые морские державы усиленными темпами строили паровые корабли, основным оружием которых становилась артиллерия. Начинали успешно развиваться новые средства борьбы на море: торпедное и минное оружие. Кардинально менялась теория и практика ведения морских сражений. Россия не могла оставаться в стороне от строительства современных боевых кораблей, от подготовки образованных в военно-морском отношении офицерских кадров.
Гардемарин Николай Эссен, совершая дальние плавания на новейшем того времени полуброненосном фрегате российского Императорского флота "Герцог Эдинбургский" (первое название "Александр Невский"), получил хорошую морскую практику.
Морская офицерская служба Н.О.Эссена проходила весьма успешно. Длительные плавания на боевых кораблях сменялись повышением специальных знаний в ходе обучения в Академических классах по профилю сначала судового механика, а вскоре - по специальности корабельного артиллериста - всё это чрезвычайно пригодилось для выполнения функциональных обязанностей, например, старшего офицера стального рангоутного крейсера 1-го ранга "Адмирал Корнилов".
Для несения сторожевой службы и при необходимости ведения разведки и сопровождения крупных кораблей на вооружение русского флота стали поступать так называемые бронированные канонерские лодки типа "Грозящий" водоизмещением всего 1500-1700 тонн. Командовать одним из таких новеньких кораблей, находящихся в составе Средиземноморской эскадры, стал инициативный и энергичный тридцатитрёхлетний Николай Эссен.
Корабли данного типа по существу являлись маленькими броненосцами, имеющими броневой пояс по ватерлинии от 70 до 127 мм и обладающими солидным артиллерийским вооружением. В носовой части перед командирским мостиком была установлена огромная для такого маленького корабля 229 мм пушка, а в корме - 152 мм орудие. Особенность носового орудия состояла в том, что корабль мог вести огонь в небольшом секторе впереди по курсу из-за ограничения угла поворота орудия.
Кроме того, по бортам корабль щетинился шестью 47 мм и двумя 37 мм скорострельными пушками.
В этот период в судьбе Н.О.Эссена, можно сказать, произошли важные события, существенно повлиявшие не только на его офицерскую карьеру, но и на оперативно-тактические и стратегические взгляды использования военно-морского флота в войне. И связано это было с личным знакомством со Степаном Осиповичем Макаровым - адмиралом, флотоводцем, учёным, кораблестроителем, исследователем, а позднее служба под его началом в период русско-японской войны на Тихоокеанском флоте вплоть до трагической гибели адмирала на броненосце "Петропавловск", произошедшей на глазах всей эскадры, вышедшей в море.
Забегая вперёд, отмечу странное, но какое-то роковое обстоятельство, что оба адмирала закончили свой земной путь в равных должностях - Командующих флотами и в одинаковом 56-ти летнем возрастном диапазоне. Но, кто мог такое предвидеть и даже подумать?
В 1894 году контр-адмирал С.О.Макаров получил назначение на Средиземный флот и возглавил эскадру русских кораблей Средиземного моря.
Основную силу русской эскадры в Средиземном море составляли корабли, высылавшиеся из Балтики: обычно броненосец, крейсер и канонерская лодка. К ним могли присоединиться находившиеся в распоряжении посланников в Пирсе и Стамбуле две ежегодно сменявшиеся канонерские лодки Черноморского флота. Наконец, состав эскадры мог быть усилен за счёт кораблей, шедших на Дальний Восток или возвращавшихся оттуда в европейскую часть России.
До русско-японской войны, однако, оставалось ещё целых десять лет. Кто об этом тогда думал? А вот С.О.Макаров, надо полагать, что уже думал, во всяком случае, очень был озабочен необходимостью усиления Тихоокеанского флота.
С.О. Макаров уже в декабре 1894 г. ставит вопрос о проведении круглогодичной подготовки кораблей эскадры, систематических обходов различных районов Средиземного моря. Рекомендовал для отработки требуемых задач максимально использовать корабли, которые шли из Балтики для обновления состава эскадры или возвращались обратно. Эту же роль, понятно, должны были выполнять и корабли, шедшие на Восток.
Именно так в начале 1895 г. С.О.Макаров готовил переход кораблей на Тихоокеанский флот. Поход совершили двумя группами канонерские лодки "Гремящий" и "Отважный" с приписанными к ним парами миноносцев "Котка" - "Свеаборг" и "Борго" - "Ревель". В состав эскадры вошли, пришедшие из Балтики броненосец "Император Николай I", крейсер "Владимир Мономах", крейсер "Рюрик", канонерская лодка "Грозящий", крейсер "Дмитрий Донской".
Свой брейд-вымпел С.О.Макаров во время перехода на Тихоокеанский флот держал на броненосце "Император Николай I". Отряд кораблей прибыл во Владивосток 20 мая 1895 года. В 1896 году С.О.Макаров возвратился на Балтийский флот.
И только 9 февраля 1904 года, когда разразилась русско-японская война, вице-адмирал С.О.Макаров получил новое, но оказавшееся последним для него назначение - Командующего Тихоокеанским флотом.
Ярым сторонником иметь в русском фоте скоростные, маневренные, но хорошо вооружённые корабли водоизмещением до 3-х т.т. для несения в море дозорной, разведывательной и эскортной службы являлся С.О.Макаров, доказывая их преимущества перед 15-ти тысячниками-броненосцами. Первым из таких кораблей явился крейсер "Новик", построенный на судоверфях в Германии.
В 1902 году капитан 2 ранга Н.О.Эссен был назначен командиром новейшего самого скоростного в мире лёгкого миноносного крейсера "Новик".
При достаточно внушительных размерах: длина почти 110м; ширина - 12,2м ; осадка - 5,03м. крейсер, имея трёхвинтовый движитель, развивал невиданную в те годы скорость 25 узлов благодаря наличию 12-ти котлов и установке трёх вертикальных машин тройного расширения мощностью 17000 л.с. В экипаже числилось всего 12 офицеров и 316 старшин и матросов, большая половина из которых являлись кочегарами и котельными-машинистами.
Из артиллерийского оружия "Новик" имел шесть орудий 120 мм, шесть стволов 47 мм и два 37 мм орудия, два 7,62 мм пулемёта Максим, а также одно 64 мм десантное орудие Барановского. Кроме того, на крейсере было установлено пять однотрубных 381 мм торпедных аппаратов.
Бронепалубный крейсер "Новик", командир которого капитан 2 ранга Эссен Н.О. в 1903 году совершил переход с Балтики на Тихий океан. Под руководством С.О.Макарова участвовал в спасении миноносца "Стерегущий"
С первого же дня русско-японской войны, "Новик" принял активное участие в боевых действиях. В первом же бою с японскими кораблями 27 января 1904 года "Новик" произвёл выстрел торпедой в крейсер "Якумо", дважды пытался атаковать флагманский броненосец адмирала Того. Однако в ходе артиллерийской перестрелки получил попадание в корму и вынужден был выйти из боя. После ремонта в Порт-Артуре крейсер "Новик" продолжил активную боевую деятельность, неоднократно прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, обстреливал побережье занятое противником.
На "Новике" держал свой флаг командующий флотом вице-адмирал С. О. Макаров, во время выхода на выручку миноносца "Стерегущий", который до последнего выстрела вёл яростный артиллерийский бой с четырьмя японскими кораблями и геройски погиб. Попытка отбить у неприятеля погибающий русский миноносец, к сожалению, оказалась безрезультатной.
Активные действия "Новика", на фоне первых неудач, были отмечены командованием. За бой 27 января 1904 года под Порт-Артуром, Н. О. Эссена наградили Золотой Георгиевской саблей с надписью "За храбрость", а 12-ть членов экипажа "Новика" получили Георгиевские кресты.
С.О.Макаров увидел в Н.О.Эссене своего единомышленника, в стремлении "взять море в свои руки!" и настоял о его назначении командиром броненосца "Севастополь". 16 марта 1904 года, приказом вице-адмирала С. О. Макарова, капитан 2-го ранга Эссен был назначен командиром эскадренного броненосца "Севастополь".
Эскадренный броненосец "Севастополь"
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг командир корабля Эссен Н.О.
О событиях того периода, героическом боевом участии в морских сражениях с японцами броненосца "Севастополь" безусловно достойно отдельного рассказа.
Однако на некоторые моменты боевого участия в войне корабля под командованием Н.О.Эссена считаю необходимым указать. Вот один такой случай. Во время прямого обстрела японскими кораблями гавани Порт-Артура, где базировались русские корабли, Н.0.Эссен, несмотря на запрет выходить в море штормовой ночью, совершил дерзкие, но смелые действия: протаранил неразведённые боны и перевёл "Севастополь" в бухту Белый Волк, где продолжил борьбу с японским флотом, утопил и повредил несколько миноносцев, вёл артиллерийский обстрел японских войск, наступавших в районе Голубиной бухты.
В приказе начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенанта А. М. Стесселя от 5 декабря 1904г. указывалось: "Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца "Севастополь", подвигом командира капитана 1-го ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать родине и потомкам, как "Севастополь" один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладиться из вашей памяти!.. Ура героям броненосца "Севастополь"!
Следует при этом сказать, что командир броненосца Н.О.Эссен за личную храбрость в боях с японцами был награждён орденом Святого Георгия Победоносца IV степени и произведён к чину капитан 1-го ранга.
Капитан 1-го ранга Николай Оттович Эссен
Тяжелейшим потрясением для Н.0.Эссена и экипажа стало затопление корабля в день капитуляции Порт-Артура. Броненосец "Севастополь" уже погружался в море, когда группа офицеров решила вновь подняться за командиром, не желавшим сойти с мостика, а погибнуть вместе с уходящим под воду кораблём; они с невероятным трудом оторвали от поручня впавшего в глубокую депрессию капитана I-го ранга Н.0.Эссена и насильно снесли на буксир.
Н.О.Эссен отказался идти в японский плен, дал подписку о неучастии в войне и вскоре через США вернулся в Россию. По возвращению в Петербург был назначен командиром 20-го флотского экипажа. Имея немалый боевой опыт в ходе прошедшей войны на море, результаты которой привели к большим потерям русского флота, Н.О.Эссен понимал, что необходимо принимать решительные меры в реорганизации как оперативного руководства флота, так и срочном строительстве новейших кораблей.
Русско-японская война (1904-1905) завершилась унизительным поражением русской армии и флота. В японской прессе, да и не только японской, публиковались оскорбительные для России всевозможные карикатуры.
Такое потрясение пережить было крайне трудно. Веселились и радовались поражению России в войне с японцами только члены российской социал-демократической партии (большевиков) РСДРП(б) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным), полагая, что ухудшение обстановки в России непременно приведёт к возникновению пролетарской революции. Об этом, например, свидетельствует статья В.И. Ленина "Падение Порт-Артура", где утверждается, что "Пролетариату есть чему радоваться".
Николай Оттович Эссен, являясь настоящим патриотом России, пытался переосмыслить печальные итоги русско-японской войны 1904-1905 годов.
Летом 1905 года Николай Оттович выступил с яркой лекцией, в которой подверг жесткой критике положение на флоте и высказал свое мнение о том, что необходимо готовить флот к активным действиям, придерживаясь взглядов своего старшего наставника и учителя по службе на Тихоокеанском флоте вице-адмирала С.О.Макарова "Помни войну!
Содержание этого выступления стали известны морскому министру вице-адмиралу А.А. Бирилёву, который немедленно вызвал к себе на беседу капитана 1-го ранга Н.О.Эссена.
Адмирал Бирилёв Алексей Алексеевич (1844-1915) после гибели в 1905 г. адмирала С.О.Макарова командовал Тихоокеанским флотом. Адмирал (1907). Затем российский морской министр (1905-1907).
Итогом этой встречи явилось назначение капитана 1-го ранга Н.О.Эссена заведующим Стратегической частью военно-морского учёного отдела Главного Морского штаба, при сохранении на прежней должности командира экипажа.
Став начальником Стратегической части Главного морского штаба, Н.О.Эссен организовал работу по изучению минувшей войны, анализу публикаций военных специалистов всего мира. Наблюдая за трудами своих подчинённых офицеров, обладавших боевым опытом, Николай Оттович, пытаясь представить, какой флот нужен России на будущее, требовал от них плодотворных идей по предотвращению подобной трагедии в будущем.
Необходимость реформирования флота становилась всё очевиднее как Морскому Министру, так и Совету Государственной Обороны.
Первым важным шагом по преобразованию морского ведомства стал разработанный А.В. Колчаком и А.Н. Щегловым проект создания Морского генерального штаба как органа оперативно-стратегического планирования и управления флотом. Весной 1906 года проект был утвержден императором.
Началось и успешно продолжалось в течение нескольких лет интенсивное строительство боевых кораблей: линкоров "Андрей Первозванный", "Император Павел I", крейсеров "Баян" и "Паллада", минных транспортов "Енисей" и "Амур". В состав флота вошли канонерские лодки "Сивуч", "Бобр", "Кореец", "Гиляк", первые дизельные подлодки "Минога" и "Акула". В Тулоне заканчивались испытания броненосного крейсера "Адмирал Макаров".
С марта по август 1906 года Н.О.Эссен был командирован в Англию в качестве командира строящегося там крейсера "Рюрик" (второго), названного в честь героически погибшего в русско-японской войне "Рюрика" (первого).
Мне хотелось бы напомнить о подвиге экипажа этого корабля.
Известно, что 14 августа 1904 г. в пятичасовом морском бою с превосходящими силами японских кораблей броненосный крейсер русского флота "Рюрик" получил значительные повреждения. Неприятель ожидал, что крейсер, буквально истерзанный в ходе артиллерийского боя, вот-вот поднимет сигнал о добровольной сдаче в плен. Однако по приказу открыть кингстоны, отданному младшим артиллерийским офицером лейтенантом Константином Ивановым, который принял командование кораблём в связи с гибелью всех старших офицеров, броненосный крейсер русского флота "Рюрик" с поднятым Андреевским флагом и взвившимся на мачте флажным сигналом "Погибаю, но не сдаюсь!" на глазах поражённых победителей скрылся под водой. Героический подвиг! Не менее, а может даже более значительный, чем историческая гибель крейсера "Варяг".
В русско-японскую войну 1904-1905 гг. экипаж броненосного крейсера "Рюрик" во время артиллерийского боя с превосходящими силами неприятеля отказался сдаваться в плен и затопил свой корабль.
Пришедший из Англии новый "Рюрик"стал сильнейшим кораблем и флагманом Балтийского флота. Свой брейд-вымпел адмирал Н.О.Эссен держал на этом корабле.
Крейсер "Рюрик" (второй) - флагман Балтийского флота. Назван в честь геройски погибшего броненосного крейсера "Рюрик" (первый) в 1905 году
В сентябре 1906 года капитан 1-го ранга Н.О.Эссен получил назначение на ответственную должность начальника Отряда минных крейсеров, дислоцированного в Либаве. Ему предстояло командовать наиболее современными кораблями и частью старых миноносцев. Отряд должен был стать первым боеспособным соединением вместо почти полностью погибшего на Дальнем Востоке флота Балтики. Видя в своём отряде зародыш нового Балтийского флота, Н.О.Эссен считал главной задачей заложить в его организацию идеи и принципы, выношенные им в Порт-Артуре. Предстояло, наряду с выработкой прогрессивной тактики минного флота, добиться, чтобы личный состав в совершенстве овладел техникой и боевыми средствами, а также воспитать новых командиров и офицеров для флота.
Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из Отряда минных крейсеров основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. Действия кораблей Отряда при плавании в различных районах Балтийского моря и в сложных условиях, в том числе и зимних, их состояние и подготовка команд была высоко оценена в ходе ряда инспекторских проверок.
5 апреля 1907 года Н.О.Эссена произвели в контр-адмиралы. Осенью того же года Отряд минных крейсеров преобразовали в Первую минную дивизию. Не знающий отдыха командир дивизии своей энергией и творческой смелостью привлекал активных и деятельных морских офицеров в число сторонников коренной ломки устаревших ещё со времён парусного флота тактических приёмов и принципов боевой подготовки. Первой заповедью нового в жизни флота, которое настойчиво внедрял командир дивизии, стал близкий макаровскому духу лозунг: "Учиться тому, что нужно на войне!"
Поскольку на кораблях остро не хватало офицеров и младших специалистов, на некоторых эсминцах не было и половины нужного числа кочегаров, комендоров, то при дивизии стали создавать свои школы рулевых, минеров, артиллеристов-наводчиков. Для офицеров были оборудованы тренажеры по девиации компаса, минный, артиллерийский и радиотелеграфный классы. Для создания резерва унтер-офицеров учредили школу юнг в Кронштадте.
24 ноября 1908 года Н.О.Эссена назначили начальником Соединенных отрядов на правах начальника Морских сил Балтийского моря.
Начался новый этап в истории Балтийского флота, от которого ждали возрождения его боевой мощи. Планы и взгляды Н.О. Эссена нашли полное понимание со стороны своего помощника - начальника штаба капитана 1-го ранга К.В. Стеценко - старого его знакомого по Порт-Артуру. Стремясь распространить во флоте порядки 1-й Минной дивизии с её духом боевитости, Николай Оттович решительно назначал в штабы, на корабли и в соединения своих либавских командиров и специалистов. Это было, поистине, время непобежденных героев Порт-Артура и Цусимы, лейтенантов, рано созревших в горниле войны. Эссеновскую дивизию принял командир порт-артурской "Дианы" князь А.Л. Ливен, 2-ю Минную возглавил бывший командир "Изумруда" барон В.Н. Ферзен - тот, что в Цусиме увёл свой корабль от сдавшегося адмирала Небогатова и спас флаг и команду от плена. Ещё одному георгиевскому кавалеру - М.Ф.Шульцу Эссен поручил создание Отряда минных заградителей, тому самому Михаилу Шульцу, который командовал после Эссена крейсером "Новик" до последнего дня его гибели. Георгиевские кавалеры К.А. Порембский, А.Ф. Титов, Л.К. Теше, С.В. Зарубаев, С.Н. Дмитриев, Е.И. Криницкий стали командовать наиболее ценными кораблями.
Застрявшие в ремонте "Громобой", "Диана", "Аврора" были поручены опытным командирам из 1-й Минной - Л.С.Максимову, Ф.А.Вяткину, П.Н.Лескову, а старейшая, но самая сильная из канонерских лодок "Храбрый" - А.И. Непенину.
Начальник Морских сил Балтийского моря регулярно выводил разнородные силы флота в едином ордере, приучая командиров кораблей и соединений флота к совместным действиям. Причем Н.О.Эссен, применяя методы подготовки кораблей используемые С.О.Макаровым, всячески усложнял условия плавания: ходить без лоцманов в штормовую погоду, ночью, во льдах, разных районах Балтийского моря. Каждый выход кораблей в море имел целью отработку конкретных оперативно-тактических задач: двусторонний артиллерийский бой, торпедные атаки, минные постановки, взаимодействие с сухопутными войсками, дислоцированными в приморской зоне.
Морские офицеры под непосредственным руководством Н.О.Эссена становились виртуозами управления кораблями и боевыми средствами, их отличала самостоятельность и уверенность в себе. Высшей похвалой в устах Начальника Морсил Балтфлота была аттестация: "Не боится ни моря, ни начальства!"
В апреле 1910 года Н.О.Эссена произвели в вице-адмиралы. С начала ранней весны и таяния льдов корабли провели одиночную подготовку и были готовы к проведению морского учения, на котором должны были присутствовать члены Государственной Думы, чтобы получить поддержку планам развития флота. В ходе учения кораблей "по защите столицы от вторжения морских сил агрессора" был продемонстрирован артиллерийский бой между кораблями и минная атака. Картина проведённого морского учения произвела неизгладимое впечатление на депутатов.
Летом 1910 года отряд кораблей Балтийского флота совершил плавание в Средиземное море не только с учебными целями, но и с демонстрацией своей боевой мощи возрождающегося российского флота после жестокого поражения в войне с японцами.
С 1911года Н.О.Эссен - командующий морскими силами Балтийского моря, должности, по существу сравнимой с обязанностями командующего флотом. В состав флота к тому времени входили: четыре линейных корабля ("Слава", "Цесаревич", "Император Павел", "Андрей Первозванный"); три броненосных крейсера; семь крейсеров; 49 эскадренных миноносцев; 21 миноносец; 11 подводных лодок; 6 заградителей и другие корабли. Флот под руководством командующего морскими силами был приведён в боевую готовность.
Вместе с тем, что нарастала опасность возникновения новой войны, срочно требовалось пополнение флота новыми современными боевыми кораблями. В 1912 году Н.О.Эссен добился утверждение Думой пятилетней "Программы усиленного судостроения 1912-1916 гг.", согласно которой до 1916 года предполагалось построить 4 линейных и 4 легких крейсера, 30 эсминцев и 12 подводных лодок. Однако, объективности ради, приходилось рассчитывать и действовать с учётом того, чем располагал флот в данный момент.
Одновременно велось усиление береговой артиллерии. Вблизи Кронштадта возводились могучие береговые укрепления-форты Ино, Красная Горка, Серая Лошадь, Тотлебен, Обручев. Разворачивалась постройка укреплений на острове Нарген и у Порккалауда с переносом главной операционной базы флота в Ревель. Н.О.Эссен с энтузиазмом отнёсся к возможности выдвинуть флот дальше от столицы. Он постоянно находился на кораблях, его обращения к командам с призывом "Помни войну!" способствовали пробуждению творческих сил среди преданных флоту моряков.
Создавалась стройная система дислокации флота. Главной базой флота являлся Гельсингфорс (ныне Хельсинки). Бригада крейсеров стояла в Ревеле (ныне Таллинн). Переводные базы - Либава и Виндава. Пункты базирования легких сил - Балтийский порт, Рогокюль, Усть-Двинск.
Летом 1913 года был утвержден план создания пунктов базирования лёгких сил и подводных лодок в Моонзундском и Або-Аландском морских районах. В Кронштадте находились корабли резерва, он же служил главной ремонтной базой флота. Интенсивно велась реконструкция Ревельского и Свеаборгского портов, продолжались сооружаться батареи на берегах Финского залива.
К началу Первой мировой войны по разработанному плану Н.О.Эссена в Финском заливе была создана глубоко эшелонированная оборона, опиравшаяся на минно-артиллерийские позиции.
В апреле 1913 года Н.О. Эссену было присвоено звание адмирала. Свой флаг он держал на "Рюрике" и каждый час продолжал тратить на подготовку к войне. На общефлотских стрельбах, проведённых 4 июля, броненосцы и крейсера продемонстрировали слаженную и сосредоточенную стрельбу по движущимся целям, а "Рюрик", демонстрирую отличную подготовку комендоров в ночных условиях, за 8 минут в результате точного попадания разбил щит.
В августе 1913 года после очередных маневров эскадра Балтийского флота под флагом Эссена в составе: флагмана крейсера "Рюрика", четырёх линкоров, бригады крейсеров, полудивизиона эсминцев и транспорта отправилась в зарубежный поход с посещением портов Великобритании и Норвегии. Плавание в навигационном отношении было сложным. Экипажи кораблей получили хорошую морскую практику совместного плавания. Датские проливы прошли без лоцманов. Северное море встретило корабли сильным штормом. В Портсмуте, где была предусмотрена первая стоянка кораблей эскадры, моряков встречали доброжелательно и радушно как сама королева, так и местные власти, а также жители города. Эскадра кораблей во время всего похода и при посещении других портов уверенно продемонстрировала боевую мощь и боеспособность русского флота.
Корабли Балтийского флота готовились к войне основательно. Уже в апреле 1914 года на проводимых маневрах командиры кораблей получили жёлтые пакеты с приказом распечатать их в случае начала военных действий.
Поскольку германский флот обладал численным превосходством, адмирал Н.О.Эссен считал необходимым, не ограничиваясь обороной, от которой он не отказывался, одновременно связать противника активными операциями у его берегов, в частности минными постановками. "Настоящие действия с нашей стороны были бы неожиданностью для всего мира, - смело утверждал адмирал. - Во-первых, потому, что со времен Екатерины наш флот только оборонялся, и, во-вторых, потому, что наступление Андреевского флага против второго флота мира (Германии - НВ) будет всем казаться немыслимым. Однако оно выполнимо и по трудности своей не превышает планов, выполненных великими людьми в свое время".
К сожалению план активных боевых действий, выдвигаемых Н.О.Эссеном, не получил поддержки. Основными действиями оставалось ведение оборонительной борьбы. Было решено в случае войны первоначально дать бой неприятелю на Нарген-Порккалаудской минно-артиллерийской позиции. Тем не менее, флагман по своей инициативе отдал приказ готовить план активных действий. В его замысел входил провести диверсионную операцию по взрыву шлюзов Кильского канала и активизировать свои действия в Датских проливах, чтобы как можно больше препятствовать противнику прорваться на Балтику. Вместе с проведением других мероприятий, Н.О.Эссен планировал массовую постановку минных заграждений на основных транспортных маршрутах вблизи портов и мест базирования неприятельского флота.
Адмирал Н.О.Эссен был готов начать действия даже без разрешения правительства, чтобы решительным ударом нарушить планы врага.
События развивались стремительно. В канун начала Первой Мировой войны 17 (30 - нового стиля) июля 1914 адмирал Н.О.Эссен был назначен командующим Балтийским флотом. Объявлена мобилизация. Эссен послал телеграмму морскому министру: "Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю заграждение".
18 (31) июля, несмотря на запрет императора производить минные постановки, адмирал Н.О.Эссен, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, на свой страх и риск решил ставить главное минное заграждение. Когда поступило разрешение ставить мины, корабли уже были на позиции. Минные заградители под прикрытием линейных кораблей приступили к постановке минных заграждений.
В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В.А. Канин докладывал: "Согласно приказу "Ладога", "Нарова", "Амур" и "Енисей" выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45-85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут...". Таким образом, все подступы к Финскому заливу были надежно закрыты. Основные силы флота были развёрнуты в устье Финского залива.
На следующий день, 19 июля (1 августа) 1914 года, Германия официально объявила войну России. Но когда немецкий посол Пуркалес вручал министру иностранных дел России Сазонову ноту об объявлении войны, российская столица - Санкт-Петербург практически была недосягаема для германских корабельных орудий. В тот же день адмирал Н.О.Эссен поздравил моряков с днём, к которому они готовились всей жизнью и службой.
В приказе командующего Балтийским флотом адмирала Н.О.Эссена 1-го августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны были изложены его основные принципы и взгляды на ход происходящих событий:
"С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели - защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только возможны.
Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной - жизнью своей защитит её неприкосновенность и да последует примеру тех, кто двести лет назад с великим императором во главе своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту!"
Германский флот, имея значительное превосходство в боевых кораблях, стремился завоевать господство в море, обстреляв Либаву, оставленную русскими, и выставив минное заграждение у Наргена.