ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Верюжский Николай Александрович
Безумству храбрых поём мы славу. Часть Первая. Через два океана.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К 200-летию со дня рождения адмирала русского флота Г.И.Невельского. (Главы из серии статей о Г.И.Невельском).

  
  
  
  
  
  Безумству храбрых поём мы славу
  Часть первая
  Через два океана
  
   "Бывает всё - и взлёты и утраты.
   И провожать случалось и встречать.
   Придёт и к нам, наступит час расплаты,
   Когда сполна придётся отвечать.
  Орёл упрямо над добычей вьётся -
   И жертву, вряд ли, сможет кто спасти.
   Нам не всегда, что хочется, даётся.
   Зато всегда есть цель - к чему идти"...
  ("Судный час". Татьяна Гусева.)
  
  Наступил такой момент и для Геннадия Ивановича Невельского. Вторник 21 августа (2 сентября) 1848 года выдался пасмурный, дождливый, ветреный. На причале немногочисленные провожающие. Отслужили молебен. Оркестр исполнил "Боже, царя храни". С малого Кронштадского рейда парусный транспорт "Байкал" отправился в далёкий и неизведанный путь. Экипаж судна, кроме лично капитана Г.И.Невельского, не только не знал, но и не предполагал, какие грандиозные задачи им назначено выполнить, с какими трудностями им предстоит встретиться и преодолеть их.
  
  Неимоверно храбрый, искренний и честный тридцатипятилетний капитан-лейтенант флота Российского Г.И.Невельской добровольно выбрал свой тяжкий жребий, чтобы, образно говоря, укротить дикого хищника и не угодить в пасть Чёрному Дракону. Знал ли он тогда, что название реки Амур по-китайски звучит Хэйлунцзян, и в переводе означает "Река Чёрного Дракона"?
  
  Но не только непредсказуемость и опасность "Чёрного дракона" подстерегала Геннадия Ивановича. Ещё труднее, оказалось, преодолеть бездумное и дикое сопротивление некоторых царских сатрапов, прежде всего государственного канцлера управляющего министерства иностранных дел графа Карла Васильевича Нессельроде, и многих других его приближённых.
  Но такое преодоление ещё ожидало Г.И.Невельского впереди.
  
  По своей личной инициативе и при непосредственной поддержке адмирала Ф.П.Литке в 1847 году капитан-лейтенант Г.И.Невельской получил назначение на должность командира военно-транспортного парусного судна "Байкал", который предназначался для доставки морским путём с Балтики на Камчатку груза, в том числе военного назначения.
  
  Со стороны могло показаться странным, что Г.И.Невельской, имея убедительные рекомендации командовать большим военным многопушечным кораблем, а стало быть, иметь продолжение блестяще начатой придворной и морской карьеры, отказался от такого почётного назначения и предпочёл стать командиром небольшого военного транспорта "Байкал", который не являлся боевым кораблём и подобно захудалому лихтеру или того хуже плашкоуту не имел никакого вооружения, даже какой-нибудь захудалой пушчёнки.
  
  Безусловно, Невельской, принимая такое решение, рисковал будущей морской карьерой, но он был одержим своей идеей исследования Приамурья, Приморья и Сахалина. Своё назначение на "Байкал" Невельской, тем не менее, рассматривал как первую маленькую удачу для решения свой главной задачи в жизни.
  
  А пока. Помните у Александра Сергеевича: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах!".
  
    []
   Парусный транспорт "Байкал" на картина Евгения Войшвилло выглядит внушительно и вполне даже солидно.
  www.ivanpobeda.com
  
   Начиная с 1803-1806 годов, когда первое кругосветное плавание на шлюпах "Надежда" и "Нева" совершили И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский, русские мореплаватели в последующие годы уже более сорока лет регулярно бороздили дальние трансокеанские просторы, что значительно превышало количество подобных экспедиций англичан и французов вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели совершили подобные опасные кругосветные плавания на парусниках дважды и трижды. И это, можно считать, стало обычной хорошей флотской традицией. В большинстве своём такие плавания для надёжности и подстраховки совершались в составе двух кораблей.
  
    []
   Юрий Фёдорович Лисянский Иван Фёдорович Крузенштерн
  
   На этот раз Г.И.Невельской, не имеющий личного опыта длительных океанских плаваний, а в экипаже численностью 36 моряков его помощниками были молодые, но лихие и смелые морские лейтенанты и мичманы, тоже не видевшие океанских просторов, уходил в море один, да ещё на паруснике, который с большим приближением можно было считать предназначенным для таких долгих трансокeанских путешествий. В лучшем случае "Байкал" подходил для прибрежного каботажного плавания. Движителем для судна служил только ветер. Самое что ни на есть примитивное навигационное обеспечение: магнитный компас для контроля пути; вертушечный лаг, для контроля пройденного расстояния; малоубедительные по надёжности навигационные карты и другие пособия. Хронометры - для контроля точного времени. Средства наблюдения - подзорная труба. Средства связи - почтовая переписка из мест временных стоянок. Счисление пройденного пути судном в открытом море контролировалось методом астрономических определений, точность которых в те времена можно считать весьма приблизительной. Какое-либо артиллерийское вооружение на борту "Байкала" полностью отсутствовало. Какой же это военный транспорт?
  
   Представьте себе двухмачтовое парусное судно водоизмещением около 200 тонн, длина которого чуть менее 30-ти метров, ширина около 7,5 метров и осадка до 4-х метров. Скорость хода при благоприятном ветре 2,5 узла. Рыбацкая шаланда и не больше того. Однако на рисунке Евгения Войшвилло парусный транспорт "Байкал" выглядит внушительно.
  
   Для сравнения не могу не сказать, что ровно через сто лет относительно описываемых событий Рижскому Нахимовскому военно-морскому училищу было выделено трёхмачтовое УПС (учебно-парусное судно) - шхуна "Нахимовец" (в разное время называлось "Амбра" и "Лавена") также финской постройки, на котором нам, нахимовцам, довелось проходить ежегодную морскую практику. Так вот, наша шхуна "Нахимовец" по всем параметрам в три раза превосходила легендарный "Байкал".
  
    []
  Шхуна "Нахимовец". Рига. 1948 год.
  Фото из архива нахимовца Артура Кондакова.
  
  Таким образом, вольно или невольно, но можно представить какой это был парусник "Байкал", на котором Г.И.Невельской уходил в плавание к своей немеркнущей славе.
   Одно только то, что Г.И.Невельской в целости и сохранности добрался от Кронштадта до Петропавловска на Камчатке, преодолев за восемь месяцев и 23 дня расстояние более 20000 морских миль, уже достойно невероятного уважения.
  
  Надо при этом заметить, что командир "Байкала" так торопился завершить своё плавание, которое было далеко не лёгким, что чуть было, не обогнал самого Василия Михайловича Головнина, английского и японского пленника, которому во втором кругосветном плавании в 1817 году на шлюпе "Камчатка" удалось пройти этот долгий путь за восемь месяцев и восемь дней. При этом надо иметь в виду, что скорость трёхмачтового шлюпа "Камчатка" превосходила скорость "Байкала" почти в два раза и составляла 4,6 узла.
  
    []
  Шлюп "Камчатка".
  
  Головнин позднее написал "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах с приобщением замечаний его о Японском государстве и народе", изданные в 1816 году.
  
    []
  Вице-адмирал Василий Михайлович Головнин (1776-1831)
  www.novsod.ru
  
   Итак, плавание Г.И.Невельского началось. Уже первые пройденные мили по Финскому заливу, когда маяк Толбухина скрылся за кормой, показали, что плавание не будет простым. Встречный западный ветер, усиливающийся с каждым часом, гнал высокую волну и вынуждал Невельского маневрировать, меняя галсы, чтобы не наскочить на прибрежные камни. Капитан "Байкала" решил не испытывать судьбу и, приблизившись к острову Сескар на безопасное расстояние, встал на якорь с целью укрыться от непогоды, где простоял двое суток в ожидании благоприятных условий плавания. Так были преодолены первые 40 миль более чем восьмимесячного плавания.
  
    []
  Толбухин маяк - один из старейших российских маяков.
  
  Предусмотрительный и расчётливый Г.И.Невельской уже этим фактом показал, что бесшабашная торопливость и бездумная поспешность опасны и могут быть причиной непредсказуемых аварийных ситуаций. Условия плавания в Балтийском море Геннадий Иванович, где проходила его начальная морская офицерская служба, знал хорошо, тем более, что почти в течение десяти лет был личным наставником молодого Великого князя Константина Романова. Неоднократно проходил Датскими проливами (Большой и Малый Бельт, Зунд, Каттегат и Скагеррак), характеризующиеся наиболее сложными для плавания условиями при свежей погоде и частых туманах.
  
    []
  Карта Датских проливов
  http://www.navytech.ru/Baltic_sea/21007.html
  
   Г.И.Невельской был раздосадован, что на переход, можно сказать, у себя дома по родной Балтике у него ушло две недели. В Копенгагене "Байкал" задержался не более двух суток. Геннадию Ивановичу этот гостеприимный город был хорошо знаком, и ему хотелось для пользы молодых офицеров и матросов ознакомить их с городскими достопримечательностями.
   "Байкал" покинул Данию и, следуя проливами Каттегат и Скагеррак, вышел с Северное море, которое для Г.И.Невельского тоже было не в новинку.
  
    []
  Пролив Скагеррак
  
  Первая стоянка "Байкала" предусматривалась согласно плану перехода в известном морякам всего мира английском порту Портсмут. 16 (28) сентября 1848 года вызванные лоцманы завели "Байкал" в гавань. Две недели русские моряки провели в Англии. Главная задача - подготовиться к плаванию через Атлантику. Г.И.Невельской для офицеров организовал экскурсии в Лондон, посещение Королевского морского музея в Гринвиче. Для матросов было разрешено увольнение в группе по пять человек во главе с унтер-офицером.
  Однако случилось одно неприятное происшествие. Дело в том, что на "Байкале" помимо экипажа была снаряжена ещё группа ремесленников-мастеровых в количестве 12 человек, которых Г.И.Невельскому предписывалось доставить в Петропавловск. Один из этих крепостных некто Александр Яковлев совершил в Портсмуте побег с корабля. Объявленный розыск беглеца и принятые меры по его поимке и возвращению на судно успеха не имели. Данный инцидент вскоре забыли.
  
    []
  Портсмут. Панорама современного порта.
  http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=425117&AID=604645
  
  В конце сентября 1848 года "Байкал" был готов продолжать своё плавание и, снова встав под паруса при попутном ветре, отправился, пересекая Атлантический океан в южном направлении, к берегам Бразилии. Отдохнувшие матросы выглядели весело и бодро. Непрерывно неслась ходовая вахта. Под контролем командира штурманский состав осуществлял постоянные метеорологические и гидрологические исследования, систематически велись астрономические наблюдения с целью контроля счисления и измерения земного магнетизма, или как тогда говорили, "производились наблюдения за наклонением и склонением магнитной стрелки". Матросы проводили необходимые корабельные работы для поддержания условий благоприятного плавания. Готовились к обряду пересечения экватора - старинной морской традиции.
  
  В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабаках, положив ноги на стол. Если же моряку доводилось ещё и неоднократно огибать мыс Горн, то "совет старых морских волков" награждал его специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Такой моряк имел право... красить ноготь на мизинце левой руки, что вызывало зависть у моряков, не имевших этих "привилегий".
  
    []
  Золотая серьга моряка парусного флота
  
  Г.И.Невельской не препятствовал проведению весёлого морского праздника, соблюдая все присущие этому дню ритуалы. Без раздачи команде рому, естественно, не обошлось.
  
  Экватор пересекли 30 октября (11 ноября) 1848 года. При этом следует обратить внимание, что при плавании в экваториальных широтах, как правило, наблюдается безветрие, ясная и штилевая погода. Так было и на этот раз. Под влиянием течений северных направлений, на которые указывал ещё И.Ф.Крузенштерн во время своего первого кругосветного плавания, "Байкал", не имея хода и находясь по существу в дрейфе, сносило к северу.
  
   Примечание: В порядке информации. Направление течения определяется "из компаса". Ветер дует "в компас".
  
   Таким образом, можно сказать, что в силу случайных навигационных обстоятельств "Байкалу" пришлось трижды пересекать условную линию земного экватора.
  
  В итоге после двухмесячного плавания по Атлантическому океану "Байкал" достиг Южной Америки и 15 ноября (27 ноября) 1848 года прибыл в бразильский порт Рио-де-Жанейро, находящийся на широте вблизи Южного тропика Козерога.
  
    []
  Современный вид Рио-де-Жанейро
  http://2048x1536.photodesktop.ru/photo/50-0-435-3
  
  Всё здесь для русских моряков после продолжительного плавания было в новинку и непривычно, живописная природа и необычная растительность, жаркая, но благоприятная погода в зимний по российским меркам период, тёплые безоблачные ночи с яркими звёздами неизвестных созвездий на небосводе, а первые неожиданные встречи с людьми, имеющий тёмный цвет кожи, поначалу, вызывал у матросов даже неподдельный испуг.
  
  Две недели пребывания в этом бразильском городе были использованы с максимальной пользой для подготовки к дальнейшему плаванию: заменены по необходимости паруса и такелаж, исправлены повреждённые детали оснастки, очищена подводная часть от водорослей и раковин, проконопачены и покрашены борта, пополнены запасы провизии и свежей воды, выполнены и другие виды работ. С целью отдыха экипажа проводились экскурсии по достопримечательным местам и увольнения в город. В результате принятых строжайших мер никаких приключений и побегов с корабля не было. Г.И.Невельской отправил подробный официальный отчёт о плавании с подтверждением предварительных сроков прибытия в Петропавловск.
  
    []
  Географическая карта южной части Южной Америки
  
   Ранним утром 1 (14) декабря 1848 года при попутном ветре "Байкал" покинул дружелюбный и весёлый город Рио-де-Жанейро и взял курс вдоль побережья к мысу Горн - южной оконечности Южной Америки. Надлежало пройти на юг и преодолеть хорошо известную морякам своей жестокой штормовой погодой зону сороковых широт. Пройти проливом Дрейка, обогнув материк, чтобы выйти на просторы Тихого океана.
  
  Поначалу плавания Атлантический океан был спокоен. Такая благоприятная обстановка всегда настораживает и заставляет мореходов внимательно следить за признаками, свидетельствующими об изменении погоды. По мере приближения к "сороковым ревущим" погода стала ухудшаться.
  
  Вот в этом месте мне хочется сделать маленькое отступление, которое напрямую не относится ни к Невельскому, ни к его плаванию. Хотя, как сказать...
  
  
  Прочитал в книге адмирала флота Виктора Николаевича Чернавина "Атомный подводный..." об уникальной успешно проведённой операции в феврале-марте 1966 года - переходе с Северного флота на Тихоокеанский в подводном положении двух атомных подводных лодок (одной ракетной К-116, командир - капитан 2 ранга Виноградов В.Т.; второй многоцелевой К-133, командир - капитан 2 ранга Столяров Л.Н.; старший на переходе - контр-адмирал Сорокин А.И., командующий 1-ой флотилии подводных лодок СФ). Надводными силами обеспечения в составе двух единиц (ЭОС "Гавриил Сарычев" и танкер "Дунай") руководил капитан 1-го ранга В.Н.Чернавин, начальник штаба 3-й дивизии подводных лодок СФ.
  Переход подводных и надводных кораблей был признан весьма успешным: за 52 суток плавания пройдено 19864 мили.
  Ясное дело, что никакого сопоставления с целями и задачами, скрытностью перехода, навигационными и другими средствами обеспечения и связи, речи даже не может идти.
  
  Однако, что меня взяло, что называется, "за душу", так это то, что моря и океаны, то бишь морская стихия, как миловала или свирепствовала как сто, двести,... пятьсот лет, так и продолжает себя вести и поныне, кто с ней контактирует, независимо от типов кораблей и судов, от рангов и должностей мореплавателей.
  
    []
  ЭОС "Гавриил Сарычев"
  Позволю себе привести только одно сравнение, что экспедиционно-океанографическое судно "Гавриил Сарычев" - корабль совремённой постройки почти в 16 раз только по водоизмещению превосходило мужественный и стойкий парусник "Байкал", не говоря уже о других преимуществах в средствах передвижения, скорости хода и т.д. и т.п.
  
   Справка.
  "Гавриил Сарычев" - экспедиционное океанографическое судно, проект 850. Заложен 11.08.1964, спущен на воду 29.12.1964, введён в строй 30.06.1965г. Водоизмещение: стандартное: 2420 т., полное: 3090 т. Размеры: длина: 89,7 м., ширина: 13 м., осадка: 4,75 м. Скорость полного хода: 16,3 узлов. Дальность плавания: 11000 миль (14,2 уз), 8800 миль (16,3 уз), Автономность: 60 суток.
  В 1966 году введён в состав 38-й бригады разведывательных кораблей Разведки Тихоокеанского флота. В течение тридцати лет участвовал во многих разведывательных походах. Только в 1975-1976 г.г. СРЗК (средний разведывательный корабль) "Гавриил Сарычев" пробыл в море на боевой службе (БС) 190 суток. В 1993 году исключён из состава флота и отправлен на утилизацию.
  
    []
  
  "Гавриил Сарычев" в море. Снимок матроса В.Корнеева
  
  
  Так вот, В.Н.Чернавин в своих записях вспоминает, с какими жёсткими, а по существу катастрофическими условиями плавания надводным кораблям сопровождения пришлось встретиться при преодолении района ревущих сороковых широт и пролива Дрейка. Он даже использовал слова, как мне показалось, некоторого разочарования, что ему и всему экипажу, испытывая такие неудобства, приходилось находиться на надводном корабле, а не на подводной лодке, идущей в подводном положении, где качка почти незаметна.
  
    []
  Капитан 1-го ранга В.Н.Чернавин, начальник штаба 3-й дивизии подводных лодок СФ, руководитель надводными силами обеспечения
  
  Однако возвратимся к "Байкалу", которому предстояло преодолеть зону печально известных сороковых широт. Началось подлинное столпотворение - кругом ходили высоченные водяные горы. "Байкал" бросало как щепку. Качка была беспощадной, западные ветры рвали снасти и паруса, волны перекатывались по палубе, увлекая за собой всё, что было плохо закреплено, и что, как говорят, плохо лежало.
  
    []
  В штормовом море
  
   "Ни в одном путешествии не встречается такого неудачного и беспокойного плавания, как мы вытерпели на нашем переходе", - писал в своих письмах старший помощник командира "Байкала" лейтенант Пётр Васильевич Казакевич. Все вспоминали добрыми словами строителей из Финляндии, построивших их парусник таким мореходным и остойчивым.
  
    []
  Мыс Горн
  http://trasyy.livejournal.com/699627.html
  
  Наступил 1849 год. Штормовой ветер вместе с качкой принёс прохладу - недалеко была Антарктида. Затем пошли дожди, стало пасмурно, в каютах и в кубрике появилась сырость. 10 (22) января 1849 года транспорт "Байкал" пересёк меридиан южной оконечности острова Огненная Земля - скалистого и мрачного мыса Горн, обогнув который, вырвался на просторы Тихого океана и стал постепенно выходить из ревущих и стонущих ветров.
  
  Постепенно всё дальше и дальше моряки уходили от злополучного мыса Горн под защиту западного южно-американского побережья. Становилось теплее, можно было снова проветривать судовые помещения, сушить ставшее влажным обмундирование. А затем вновь наступила полоса безветрия, позже сменившаяся противными ветрами, затруднявшими переход.
  
  В то самое время, когда "Байкал" находился у берегов Чили, в северном полушарии, в зимнем и морозном Санкт-Петербурге 29 января (10 февраля) 1849 года проходило заседание Особого комитета, на котором рассматривалась программа действий и обсуждалась инструкция Г. И. Невельскому, представленная А. С. Меншиковым царю на утверждение. Хитрый и сообразительный А.С.Меншиков, поддерживая инициативного генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева, безусловно, понимал, что благодаря талантливому исполнителю Г.И.Невельскому появился шанс окончательно разрешить так называемый "Амурский вопрос". Инструкция, основное содержание которой было разработано непосредственно самим Геннадием Ивановичем Невельским, после прохождения многочисленных согласований и исправлений, но в основном поддержанная А.С.Меншиковым и Н.Н.Муравьевым, наконец-то была завизирована Императорской подписью.
  
  
  На Камчатку незамедлительно в тот же час курьером были отправлены соответствующие указания. Начальнику Петропавловского порта капитану 1-го ранга Ростиславу Григорьевичу Машину предписывалось встретить надлежащим образом прибывающий в мае 1849 года транспорт "Байкал", произвести его разгрузку и выполнить необходимый ремонт, обеспечить отдых экипажу и всячески содействовать быстрейшему выходу корабля из Петропавловского порта для исполнения данному ему поручения. Утверждённую императором Николаем I Инструкцию для Г.И.Невельского генерал-губернатор Н.Н.Муравьев намерен был вручить ему лично в Петропавловске. С этой целью Николай Николаевич планировал произвести инспекторскую ознакомительную поездку на Дальний Восток и посетить порты Охотск, Аян и Петропавловск на Камчатке.
  
  Об этих событиях Г.И.Невельскому на тот момент, конечно же, ничего не было известно. После кратковременного пребывания в бразильском порту Рио-де-Жанейро вот уже второй месяц беспрерывного плавания "Байкал" мужественно боролся с морской стихией, все устали и нуждались в отдыхе. 25 января (6 февраля) 1849 года открылся чилийский берег и 2 февраля (15 февраля) "Байкал" встал на якорь в Чилийском порту Вальпараисо.
  
    []
  Современный вид порта Вальпараисо, Чили.
  http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Port_of_Valparaíso
  
  Не более четырёх суток отдыха Г.И.Невельской позволил экипажу: во что бы то ни стало нужно было привести "Байкал" в Петропавловск своевременно, а впереди расстилался ещё почти весь непредсказуемый Великий (Тихий) океан. При благоприятном стечении обстоятельств, как предполагал Г.И.Невельской, можно будет дать более продолжительный отдых морякам на Гавайских (Сандвичевых) островах.
  
   С начала XIX века русские корабли, совершая кругосветные плавания, регулярно посещали Гавайские острова, где построили русскую крепость. Вождь острова Кауаи даже изъявлял желание войти в состав Российской Империи. Однако Император Александр I отказался принять Гавайские острова в состав Российской империи.
  
   СПРАВКА
  Гавайские острова́ (англ. Hawaiian Islands) - архипелаг из двадцати четырёх островов и атоллов, расположенный в северной части Тихого океана (между 19 и 29 градусами северной широты).
  Гавайские острова открыл 18 января 1778 года знаменитый английский моряк Джеймс Кук во время своего 3-го кругосветного путешествия (здесь же он и погиб 14 февраля 1779, когда повторно зашел сюда после годового плавания по северной части Тихого океана). Кук дал им название Сэндвичевы острова (это название не прижилось) в честь одного из знаменитых лордов Великобритании: Джона Монтегю - изобретателя сэндвича.
  
  Архипелаг вытянут с северо-запада на юго-восток, имеет вулканическое происхождение; впоследствии получил своё название от названия крупнейшего острова - Гавайи (средние координаты острова - 21гр.30мин с.ш. и 158гр. з.д).
  В 1893 году Королевство Гавайи прекратило своё существование: острова вошли в состав США в 1898 году. Бо́льшая часть островов архипелага составляет пятидесятый штат США с 1959 года. (Материал из Википедии - свободной энциклопедии).
  
  Очередное почти двухмесячное плавание по Тихому океану для "Байкала" оказалось на редкость благоприятным: почти полное отсутствие штормов, солнечная погода, попутный ветер. Экипаж выглядел бодрым, отдохнувшим, больные быстро поправлялись. Всё свободное время отводилось судовым работам.
  
  31 марта (12 апреля) 1849 года на рейд Гонолулу транспорт "Байкал", сверкая свежей покраской и ухоженной парусной оснасткой, пришел, словно, прибыл на смотровое учение, как будто не было более чем полугодового труднейшего плавания.
  
    []
  Порт Гонолулу. Гавайские острова.
  yesway.ru'krasochnye-fotografii-gavajskix-...
  
  На рейде к великой радости увидели транспорт Российско-Американской компании "Князь Меншиков" под командой капитан-лейтенанта А.О.Рудакова, хорошего и старого знакомого Г.И.Невельского. Пасхальная неделя, на которую как раз попали в Гонолулу русские моряки, прошла как один день. Они вместе гуляли, бродили по базару, любовались тропическими красотами. Превосходный климат, гостеприимные люди, живописная природа острова - всё это располагало к отдыху. Г.И.Невельской и А.О.Рудаков с офицерами нанесли визит королю Камеамеа.
  
  Июль 2013г.
   nbsp;

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023