ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Верюжский Николай Александрович
"Безумству храбрых поём мы славу". Часть пятая (Эпилог)

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К 200-летию со дня рождения адмирала русского флота Г.И.Невельского (Главы из серии статей о Г.И.Невельском.

  
  
  Безумству храбрых поём мы славу
  Часть пятая (эпилог)
  "С днём рожденья, волк морской,
  дядя Гена Невельской!"
  
    []
  
  
  Адмирал Г.И.Невельской (1813-1875)
  
   Сорок пять лет тому назад, когда адмиралу Г.И.Невельскому отмечалось 155-летие со дня его рождения было написано стихотворение для корабельного "Боевого листка". Автор стихотворения начальник РТС РЗК (радиотехнической службы разведывательного корабля) "Измеритель" Корниенко Валерий Георгиевич. Даю ссылку на сообщение ветерана 38-й бригады разведывательных кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ В. Корниенко. < 38 Бригада Кораблей ОСНАЗ ТОФ, сайт: < http://www.38brrzk.ru/ >
  
    []
  
  Лейтенант Корниенко В.Г. с моряками мрзк "Измеритель", 1969 год
  
  По какой причине, это стихотворение не было опубликовано в "Боевом листке", мне не известно. Однако, каким-то чудом, мне даже трудно представить, что по прошествии стольких лет, это немного наивное, но душевное стихотворение сохранилось. Позволю себе его привести, как есть полностью, в первоначальном виде и добавить к нему свои необходимые пояснения.
  
    []
  
  
  Памятник адмиралу Г.И.Невельскому, установленный в 1897 году во Владивостоке на берегу бухты "Золотой рог"
  
  
  На причал глядит с тоской
   Дядя Гена Невельской:
  - Эх, сейчас штурвал бы в руки -
   И айда в простор морской!
  
   - Что штурвал, корабль - обитель
   Мчит сквозь дебри волн и скал.
   Ваш - японский "Измеритель",
   Мой - российский бриг "Байкал".
  
   Корабля как друга жалко
   От родных оторван дел:
   Тунцеловная рыбалка
   Или транспортный удел.
  
  - Подавиться треуголкой!
  Допускать бы я не стал,
  Чтоб меня какой-то "Волкер",
  Как петух курей топтал.
  
   - Где-то лаской, где-то матом
   Отправляли нас в вояж,
   Вас - сибирский губернатор,
   Нас - комбриг Д.Т. Лукаш.
  
   Козырнув начальству с борта
   К черту слали мы и Вы:
   И отсутствие комфорта
   И убожество жратвы.
  
   Разных дел на море "тыщи",
   Но у каждого свой круг:
   Кто - Амур средь мелей ищет,
   Кто - зловредную АУГ.
  
   В исполненье воли "царской"
   И намаявшись вполне:
   Кто - пролив нашел Татарский,
   Кто - подлодку в глубине.
  
   За Российский флаг ответчик
   Средь Охотской кутерьмы,
   Верим - были Вы разведчик,
   Потому - коллеги мы.
  
   И хоть в Вашу честь пока
   Не назвали БПК,
   Но к причалам порта Невельск,
   Мчат суда издалека.
  
   Сколько б бриз нас не качал -
   Впереди родной причал.
   С днём рожденья, волк морской,
   Дядя Гена Невельской.
  
  
  Теперь некоторые пояснения к стихотворению. Так получилось, что территориально 38-я бригада разведывательных кораблей ОСНАЗ Разведки Тихоокеанского флота в тот период базировалась прямо-таки в непосредственной близости от памятника адмиралу Г.И.Невельскому.
  
    []
  
  Так смотрелся памятник Г.И.Невельскому со стороны 37-го причала,где швартовались разведывательные корабли 38-й бррзк
  
  Разведывательный корабль ОСНАЗ Разведки Тихоокеанского флота под названием "Измеритель", в составе экипажа которого и находился автор данного стихотворения, в конце октября 1968 года возвращался из очередного многомесячного разведывательного похода от острова Гуам (Гавайские острова), где вёл разведку американских авианосно-ударных надводных кораблей и атомных ракетных подводных лодок, в родной Владивосток к любимому и дорогому причалу номер 37 в бухте "Золотой рог".
  
   Малый разведывательный корабль (мрзк) "Измеритель" (легендное название "Днепр") был построен в Японии как рыболовное судно - тунцелов. Закуплен в Японии Министерством рыбного хозяйства. Передан в состав ВМФ. Переоборудован для ведения разведки вероятного противника на бескрайних морских просторах. Введён в состав 38-ой бригады разведывательных кораблей ОСНАЗ Разведки Тихоокеанского флота.
  
    []
  
  
  Малый разведывательный корабль (мрзк) "Измеритель" у причала номер 37
  Из фотоархива Балакина В.
  
  Первым командиром корабля был капитан-лейтенант Александр Борисович Козьмин, несмотря на свой молодой возраст, он уже имел боевой опыт командования другими разведывательными кораблями.
  
    []
  Капитан-лейтенант А.Б.Козьмин (второй справа)
  с моряками мрзк "Измеритель". 1963 год.
  
  
  Впоследствии капитан 1-го ранга. Его флотская биография хранит немало интереснейших и даже трагических историй. После увольнения в запас жил в Киеве. Умер в 2001 году.
  
    []
  Капитан-лейтенант Капитан 1-го ранга
  Александр Борисович Козьмин
  
  Разведывательные корабли бригады находились в море по три-четыре месяца, а в некоторых случаях - до семи месяцев. "Измеритель" - один из тех кораблей, который совершил наибольшее количество походов с разведывательными задачами. Только за период 1959-1978 годы у этого корабля в послужном списке числится 26 походов. Если у меня с арифметикой без проблем, то простой расчёт показывает, что только из указанных 19 лет службы корабль непрерывно находился в море, приблизительно, 6,5 лет. Невероятно! Подобную нагрузку, однако, испытывали и другие корабли бригады.
  
    []
  
  Малый разведывательный корабль "Измеритель" на рейде
  
  В стихотворении упоминается название американского эсминца "Волкер" ("Walker", бортовой номер "517"), с которым в июле 1966 года имел столкновение в море наш разведывательный корабль "Измеритель". Характер и последствия этого происшествия мне не известны.
   К счастью, стало известны. Читатели сообщают.
  
   Примечание: В письме В.Г.Корниенко, которое я получил 10.09.2014 г. сообщаются некоторые подробности о столкновении рзк 'Измеритель' с USS Walker (DD-517). По воспоминаниям боцмана разведывательного корабля Алексея Николаевича Колбецкого следует, что американский эсминец преднамеренно таранил наш корабль. 'Насколько я помню, удар пришёлся в левый борт, в районе мидель-шпангоута, при этом были повреждены левый катер, его шлюпбалки, фальшборт в районе левого шкафута и 'снесён' кронштейн левобортной передающей штыревой радиоантенны. Неисправности были устранены в заводских условиях. Летом 1968 года корабль вышел из завода, сдал положенные задачи К-1 и К-2 и в конце августа 1968 года отправился в очередной разведывательный боевой поход к острову Гуам'.
  
   Одновременно к своему письму Валерий Георгиевич Корниенко приложил стихотворение:
   ... Вспомним - шестьдесят шестой,
   Был в Японском не простой.
   Кораблей нагнали кучу,
   Словно пчёл на мед густой.
   ШтурманАм режим суров -
   В деле карты 'красные'.
   У японских берегов,
   Сплошь места опасные.
   В штабе, ясно, перепалка
   Кто кому 'намнёт бока',
   В суматохе шустрый 'Валкер'
   'Ткнулся' в наше РЗК.
   Нестандартно! Без понятий!
   Кто? Кого? Зачем? Куда?
   Принят 'План мероприятий' -
   Закрутилась чехарда.
   План спустили, прост, как 'шило':
   Кэп, наверх! Прошел сигнал,
   Чтоб, к примеру, 'Гавриила'
   С Севастополя пригнал.
   А корабль? Подальше - к чёрту,
   На причале не торчать!
   И 'в боях' побитым бортом
   Взор начальства не смущать.
   И скорей 'помятый борт'
   Отыскав отдушину,
   Как-бы в 'плановый' ремонт
   В СРЗ к Алюшину...
  
  
  К слову сказать, в период "холодной войны" не только американские корабли, мягко говоря, не всегда соблюдали международные правила безопасности плавания в нейтральных водах, а по существу, опасно маневрируя на близких дистанциях, действовали нагло. Но и корабли Китая, Южной Кореи и даже Южного Вьетнама устраивали провокации в отношении наших боевых кораблей и торговых судов. Всё тот же "Волкер", например, уже в 1967 году преднамеренно допустил навал на наш боевой корабль.
  
    []
  Эскадренный миноносец проекта "56"
  
  
  По воспоминаниям капитана 1-го ранга Анатолия Соболева, командира тогда новейшего корабля проекта "56" эскадренного миноносца "Веский" из состава 201-й бригады 9-й дивизии противолодочных кораблей ТОФ, американский эсминец "Волкер", крайне опасно приблизился, действуя на большой скорости хода около 28 узлов, навалился своим правым бортом на левый борт нашего корабля. При этом кронштейном штыревой десятиметровой антенны, находящейся на кормовой надстройке, сорвал нашу шлюпку с кормовых талей (шлюпка на всякий пожарный была вывалена по-походному). Шлюпка повисла на носовых талях, а американский кронштейн вместе с антенной вырвало из надстройки "Волкера", и они упали на палубу нашего корабля. < nvs.rpf.ru'nvs/forum/archive/55/55689.htm >
  
    []
  
  Момент расхождения кораблей после навала американского эсминца "Волкер"
  
  
  В стихотворении имеется буквосочетание АУГ - это аббревиатура военно-морского термина Авианосно-ударная группа. Кораблям бригады ставилась задача по ведению разведки таких соединений, состоящих из одного-двух ударных авианосцев с истребительной и штурмовой авиацией на борту до 100 и более самолётов в сопровождении нескольких кораблей охранения, с ракетным вооружением.
  
    []
  
  Авианосно-ударная группа
  
  
  В 1983 году ветеран разведки - корабль "Измеритель", прослуживший в Разведке флота в итоге более 24 лет, был выведен из боевого состава и отправлен на утилизацию. На смену прибывали новые более современные и хорошо оснащённые разведывательные корабли.
  
  
  Смело могу предположить, что среди моряков, кроме приведённого стихотворения были другие и стихи, и эпиграммы, и частушки на злобу дня, и шутливые высказывания, и строгие рекомендательные напутствия на успешное выполнение очередного морского похода - и всё это как бы исходило от "нашего адмирала". А по возвращению из многомесячных плаваний моряки могли, условно говоря, рапортовать о выполнении задания, стоящему на вечном посту "своему адмиралу". В общем, можно так сказать, что Г.И.Невельской олицетворял для моряков этакого старого морского волка - наставника и старшего товарища одновременно. Вот такая, помнится, была традиция.
  
  Сейчас 38-ой бригады не существует, расформировали. Нет как такового и 37-го причала. На этом месте построили мост через бухту "Золотой рог". Мне даже не известно сохранился ли сам памятник Г.И.Невельскому. Хочется верить, что сохранился.
  
    []
  
  Мост через бухту "Золотой рог" во Владивостоке.
  Фото Владимира Серебрянского.
  
  
  Командовал бригадой со дня её формирования в течение девяти лет до ухода на пенсию в 1978 году капитан 1-го Лукаш Дмитрий Тимофеевич, о котором есть упоминание в стихотворении. Ныне Д.Т.Лукаш проживает в Москве, поддерживает тесные отношения с сослуживцами по военно-морской службе, активно участвует в военно-патриотическом воспитании среди подрастающего поколения, пишет воспоминания о службе морской.
  
    []
  Капитан 1-го Лукаш Дмитрий Тимофеевич на Красной площади в Москве
  
   В стихотворении есть упоминание о БПК (большой противолодочный корабль). В реальности произошло следующее. Накануне Дня Военно-морского флота 2011 года в торжественной обстановке БДК (большой десантный корабль), который нёс службу под номером 98, получил новое наименование - "Адмирал Невельской". Так что в стихотворении: БПК можно преспокойно заменить на БДК.
  
    []
  Церемония наречения нового имени кораблю
  
  В церемонии наречения нового имени кораблю, прошедшей на Корабельной набережной Владивостока, приняли участие представители командования ТОФ, экипажи военных моряков соединения, представители "одноименного" морского МГУ им. Невельского из Владивостока, ветераны флота. После митинга православный священник освятил корабль.
  
    []
  Торжественная минута: "Флаг, Гюйс и флаги расцвечивания поднять!"
  
  
  Отныне имя адмирала Геннадия Ивановича Невельского работает на укрепление боеспособности флота Российского. На вооружении корабля: две сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М", четыре пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса "Стрела-2″. На борту могут разместиться 15 танков, боевая техника и грузы всего до 500 тонн и 225 десантников.
  
    []
  Торжественное вручение нового знамени кораблю
  
  
   В июне 2013 года на Тихоокеанском флоте планировалось провести военно-исторический "Поход памяти", посвящённый нескольким знаковым датам: Дню Победы, 200-летию со дня рождения адмирала Г.И.Невельского и 282-й годовщине Тихоокеанского флота.
  
    []
  Большой десантный корабль "Адмирал Невельской" на рейде
  
  Отряд кораблей Тихоокеанского флота должен был выйти из Владивостока по специальному маршруту. Первый пункт похода - сахалинский порт Невельск, затем острова Курильской гряды Кунашир, Шумшу и Парамушир. Корабли посетят Петропавловск-на-Камчатке. На обратном пути отряд зайдет в порт Охотск, где около трехсот лет назад зарождались морские силы на Тихом океане. Последним пунктом захода станет город Корсаков, затем корабли возьмут курс на Владивосток.
   По многолетней традиции в период проведения "Похода Памяти" организаторами запланированы встречи ветеранов флота с руководителями и общественностью муниципальных образований. На местах состоятся церемонии отдания воинских почестей защитникам Отечества, посещения жителями городов и поселков кораблей отряда и выступления флотских артистов.
  Вот такой информацией я располагал по состоянию на май месяц 2013 года (новости Владивостока ). Результаты и итоги проведения этого мероприятия мне пока не известны.
  
    []
  БДК "Адмирал Невельской" проходит вулкан Тятя на острове Кунашир.
  
  "Адмирал Невельской" - один из лучших кораблей флота своего класса на сегодняшний день. Находится в режиме постоянной боевой готовности, отвечает всем техническим требованиям и полностью готов к выполнению самых сложных и трудных походов. В ближайшем будущем кораблю предстоят крупные учения и дальние боевые походы. < www.ptr-vlad.ru >
  
  В сентябре-декабре 2013 года БДК 'Адмирал Невельской' находился в составе военно-морской группировки кораблей России в операционной зоне Средиземного моря.
   Отряд кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) в составе большого противолодочного корабля 'Адмирал Пантелеев', десантных кораблей 'Адмирал Невельской', 'Пересвет', океанского спасателя 'Фотий Крылов' и танкера 'Печенга', выполнявший задачи боевой службы в Средиземном море, сегодня по пути во Владивосток. Прибытие отряда ожидается 21 декабря 2013 г.
   Отряд кораблей ТОФ вышел из Владивостока 19 марта 2013 года. За время восьмимесячной боевой службы корабли совершили переход через Тихий и Индийский океаны, побывали в Персидском и Аденском заливах, Средиземном, Мраморном, Чёрном, Аравийском и Красном морях. За это время пройдено количество морских миль, сопоставимое с кругосветным путешествием.
  
    []
  
  
  Высадка морского десанта на необорудованное побережье
  
  
  
  
   Возвратимся, однако, к тем событиям, которые сопровождали Г.И.Невельского после завершения его успешной деятельности в Приамурье.
  Вернувшись в Санкт-Петербург, Геннадий Иванович не участвовал ни в морских плаваниях, не командовал боевыми кораблями и соединениями. По существу, как мне кажется, в конце своей служебной деятельности он в какой-то степени повторил судьбу своего первого наставника адмирала Фёдора Петровича Литке.
  
   В 1857 году Г.И.Невельской был назначен членом Морского ученого совета, где активно участвовал в разработке и уточнении морских карт и пособий, по морским вопросам консультировал политиков и предпринимателей. Являлся действительным членом Императорского Русского Географического общества. Значительную часть жизни он посвятил систематизации материалов, собранных им в ходе Амурской экспедиции
  
  Последнюю свою награду орден Святой Анны I-ой степени с назначением пожизненного пенсиона в две тысячи рублей серебром в год сорокапятилетний контр-адмирал Г.И.Невельской получил в 1858 году после подписания Айгуньского договора о разграничении государственной границы с Китаем, которое стало возможным в результате успешной деятельности Амурской экспедиции.
  
    []
  
  Знак ордена Святой Анны 1-й степени с императорской короной и Звезда с короной к ордену Святой Анны
  
  Своё пятидесятилетие Г.И.Невельской отметил в звании вице-адмирала, а к шестидесятилетию ему был присвоен чин - полного адмирала.
  
    []
  
  Справка: В Российском Императорском флоте звания адмиралов различались по количеству изображений чёрных двуглавых орлов на погонах: контр-адмирал - один, вице-адмирал - два, адмирал - три чёрных двуглавых орла.
  
  
  Здоровье Г.И.Невельского периодически ухудшалось. Временами он был вынужден выезжать за границу для лечения.
  Основной целью последних лет жизни Г.И.Невельского было написание книги об Амурской экспедиции. В этом ему активно помогала супруга, Екатерина Ивановна Невельская, являвшаяся очевидицей и участницей описываемых событий. В 1875 году работа над книгой была в основном завершена. Первоначально она называлась "Действия наших морских офицеров в 1849 по исход 1855 года на отдалённом Востоке нашего Отечества и их последствия". К сожалению, Геннадий Иванович не увидел изданной своей книги.
  
  Прошло ещё несколько лет, прежде, чем посмертные записки Г.И.Невельского увидели свет. Это случилось уже после его смерти. Окончательный вариант книги под названием, в изменении которого принимал участие Великий князь Константин Николаевич Романов "Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849-1855", был окончательно подготовлен его вдовой Е.И.Невельской и был издан только в 1877 году.
  
    []
  Титульный лист первого издания посмертных записок адмирала Г.И.Невельского
  
  Геннадий Иванович Невельской родился 23 ноября (5 декабря) 1813 г. в селе Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии, скончался 17 (29) апреля 1876 в Санкт-Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.
  
    []
  
  На Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга похоронены адмирал флота российского Геннадий Иванович Невельской и его верная супруга Екатерина Ивановна Невельская.
  
  PS.
  Адмирал Г.И.Невельской по праву занимает достойное место среди уважаемых людей - настоящих патриотов России, принёсших ей неувядаемую Славу, Почёт и Уважение!
  И чему тут удивляться, когда Г.И.Невельскому поставлено памятников по всей России больше, чем другим адмиралам, а на географической карте нанесены десятки названий его имени.
  
    []
   Хабаровск. Набережная Адмирала Невельского.
  
  
  Декабрь 2013 г.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023