ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Верюжский Николай Александрович
Поиск в Тихом океане

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.09*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ взят из книги контр-адмирала А.Т.Штырова "Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника". Опубликован в сентябре 2012 г. на сайте "38 бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ" http://38brzkTOF.pdf и на блоге "Вскормлённые с копья" http://flot.com/blog/historyofNVMU/

   ПОИСК В ТИХОМ ОКЕАНЕ
  
    []
  Капитан 1 ранга Штыров Анатолий Тихонович
  
  
  Американский атомный авианосец (авуа) "Энтерпрайз" в сопровождении кораблей охранения скрытно совершал трансокеанский переход из района Калифорнии в западную часть Тихого океана, а точнее - в Южно-Китайское море. Шла наиболее ожесточенная фаза американо-вьетнамской войны (1964-1974гг), и авианосная группа "Энтерпрайз" следовала на усиление ударной группировки 7-го флота США.
  
    []
  Атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" и корабли охранения
  
  Ничего неожиданного в этом не было. Необычным было другое: прекратив базовую радиосвязь, авианосец не отмечался и в радиосетях межбазовых переходов. Это могло означать только одно - авианосная группа начала скрытный переход, с соблюдением полного радиомолчания. Из факта следовал вывод: главное командование США в зоне Тихого океана решило "утереть нос" разведке нашего родного ВМФ.
  
  Установленные высокими штабами каноны требовали обеспечить систематическое слежение за авианосцами США, где бы они ни находились. А авианосец ·пропал. Как бесплотный дух. Было неясно: каким маршрутом последует авианосная группа либо - северным, по ·дуге большого круга, приближаясь к Алеутской цепи, либо - обычным Сан-Диего-Гавайи-Гуам-Филиппины, либо - ранее не используемым маршрутом вблизи экватора.
  
  Прошло двое суток. Врио начальника разведки ТОФ Неулыба, имевший статус "мальчика для порки", а с ним начальник отдела планирования Рэмчик уже в сотый раз разглядывали предательски девственную карту обстановки и молчали: не было донесений ни от развернутых в океане подводных лодок, ни от проходящих торговых судов, не было информации и из центров космической разведки. А это означало - авианосная ударная группа (АУГ) следует в полном радиоэлектронном молчании.
  
    []
  Карта Тихого океана
  
  
  Не было вообще ничего. Кроме пустой карты. И предстояла неприятная тягомотина - утренний доклад комфлоту.
  
  
  - А что тут такого, товарищи начальники? Надо убедительно доложить комфлоту - так, мол, и так, американцы начали скрытую операцию, наши возможности... - журчал доверительный голос Андрюши Поценка, начальника береговых частей радиоэлектронной разведки. Неулыба чувствовал в интонациях бархатного голоса Андрюши прикрытую дозу злорадства, но молчал. А время текло.
  
  В урочный докладной час Неулыба и Рэмчик предстали перед раздражительным и желчным начальником штаба флота. Вопреки ожиданиям - выдерет, как пить дать! - начштаба хмуро оглядел "мальчиков" и без слов, повелительным жестом указал на кабинет командующего.
  
  
  Начался второй этап доклада по бесцветной обстановке. Вооруженный рекомендациями Андрюши, Неулыба набрал воздуха и предательской скороговоркой начал о кознях вероятного противника и сложностях решения задачи.
  
  Командующий флотом адмирал С., сам выросший на штабной мякине до степеней известных, с презрением оглядел изображавших все формы рвения и преданности "мальчиков" и с барственной истомой произнес:
  - Если бы у меня было время, я бы вас наказ-з-зал! - и решительным жестом вышвырнул докладчиков из кабинета.
  
    []
  Адмирал Смирнов Николай Иванович.
  C 1969 года командующий Краснознамённым Тихоокеанским флотом
  
  
  К вечеру с учётом разницы во времени восемь часов "проснулась" Москва: "Обращаем ваше внимание! Принять все меры!.."
  
    []
  Москва. Малый Козловский переулок. Здание ГШ ВМФ.
  
  Добросовестнейший Рэмчик, виновато глядя на карту, вздохнул и выдавил:
  - Надо выдержать нажим вождей ещё сутки. Авианосец должен проявиться у Гавайев. Не может не проявиться. Следовать северной дугой вдоль Алеут... я бы лично не стал. Там наши торговые пути и скопления рыбаков. И если уж он решил скрытничать... Нет, там он не пойдет.
  
  - А если уйдет в южную часть океана? Авианосец-то атомный. И охранение тоже. Дозаправок не требуют. Там, как в пустыне, ни судов, ни рыбаков... - вопрошающе возразил Неулыба.
  Рэмчик пожал плечами: вообще-то, конечно, может.
  
  - Давай-ка ещё раз подумаем. А ну, давай сюда "мозговиков-киссинджеров" (оперативные офицеры информационно-аналитического цертра Разведки - ВНА).
  
  Неулыба решил использовать свой последний козырь и даже не туза, а так, козырную семёрку - разведывательный корабль, карауливший у острова Гуам выходы атомных ракетных подводных лодок системы "Поларис". Этого тихошлепа, обладавшего смехотворной скоростью колумбовских каравелл.
  
    []
  Малый разведывательный корабль Тихоокеанского флота "Барограф"
  
  
  СПРАВКА.
  Малый разведывательный корабль "Барограф" - корабль 3 ранга. Построен в ГДР по проекту "Океан" в 1960 году как средний рыболовный морской траулер (СРТМ). Водоизмещение 870 тонн, длина - 51 м., ширина - 9 м., осадка - 3,7м., двигатель мощностью 540 л.с., скорость хода - 11,5 узла, дальность плавания - 7900 миль, автономность - 30 суток, мореходность - не ограниченная, экипаж - 65 человек.
  
  Передан в состав Разведки Тихоокеанского флота. Военно-морской флаг на корабле был поднят 8 января 1960 года. Первым командиром корабля был назначен капитан-лейтенант ЛОПАТИН Эдуард Петрович (Капитан 1-го ранга ЛОПАТИН Э.П. - начальник Разведки ТОФ в период 1981-1982гг.). В 1983 году "Барограф", прослужив флоту более двух десятков лет и совершив многие десятки разведывательных походов, был выведен из состава действующего флота и списан на утилизацию.
  
  
  Неулыба поднялся на командный пункт, вытер авторучку о штанину своих флотских брюк, и собственноручно настрочил боевое распоряжение:
  "Барограф". Командиру.
  АМГ США "Энтерпрайз", предположительно, три корабля охранения - "Бейнбридж", "Тракстан", неустановленный, - скрытный переход радиомолчания в западном направлении... К 19... августа занять линию подвижного дозора центром... Задача - обнаружить авианосец, выявить состав охранения, вести слежение. Доносить - с обнаружением немедленно, при слежении каждые два часа... Начальник разведки.
  
  
  Через полтора часа получена квитанция. Корабль, развив вторую космическую скорость, начал смещение. Теперь оставалось ждать. Ждать. И не глядеть на раскалённый московский телефон. Дабы не сорваться на дерзости.
  
  Неулыба ушёл, буркнув: - Я в своём кабинете. Оставаться на КП было невыносимо.
  
  Наступил контрольный срок. Телефон молчал. Неулыба с ненавистью покосился на аппарат и отошёл к окну, из которого хорошо просматривалась широкая панорама рейда в бухте Золотой Рог.
  
    []
  Владивосток. Бухта Золотой Рог.
  
  И вдруг телефон заверещал. Неулыба рванул трубку. В мембране - срывающийся голос оперативного дежурного:- Товарищ капитан 1 ранга! От "Барографа" донесение! На обработке!
  
  - По расшифровке доложить, - сухо ответил Неулыба, сдерживая внезапно тревожно забухавшее сердце. И воровато оглянулся: никто не видел. Он прыжками рванул на КП, с предательской дрожью схватил бланк c расшифрованным донесением от разведывательного корабля:
  
   "По флоту. Авианосец "Энтерпрайз", 4 корабля охранения, широта... долгота... курс 275, скорость 22 узла. Командир "Барографа".
  
  - Доложить на Центральный командный пункт ВМФ: авианосец "Энтерпрайз" обнаружен визуально, ведётся непосредственное слежение.
  - Есть, доложить!
    []
  Командир авианосца "Энтерпрайз" несказанно удивился, обнаружив прямо по курсу кораблик, нахально устремившийся внутрь ордера и пристроившийся с правого борта. Авианосец включил на полную мощь бортовую боевую трансляцию. Над океаном загремело:
  
  - О! Май дарлинг! Уот из ю? (О! Мой дорогой! Откуда ты?).
  
  Все ясно. Янки проиграли. И по крупному счету. Авианосец обнаружен, за которым ведётся визуальное наблюдение! Разведка ТОФ выполнила свою задачу.
  
   КОММЕНТАРИЙ к рассказу от составителя.
  
   В итоге, говоря военной терминологией, это означало только одно - ударно-авианосная группа (АУГ) вероятного противника в составе авианосца и кораблей охранения условно уничтожена.
  
   Справка. Атомный авианосец 'Enterprise' проект CVAN-65 был заложен в 1958 году, спущен на воду в 1960 году. Участвовал в длительной вьетнамской войне (1964-1975 гг). Технические характеристики: длина - 342,3м; ширина - 78,4м; осадка - 11,9м; водоизмещение - 93500 тонн. Энергетическая установка - ядерные реакторы. Скорость хода - 35 узлов. Личный состав - 3325 человек. Вооружение: ракетные пусковые установки 'Си Спарроу' и 'Фаланкс'. На авуа базируется авиакрыло штурмовиков и истребителей - до 85 самолётов. Ссылка: http://pentagonus.ru/publ/44-1-0-1033
  
    []
  Командир мрзк "Барограф" в 1975-1976 годах
  капитан-лейтенант Майтаков Георгий Григорьевич.
  
    []
  
  Капитан 1 ранга Майтаков Георгий Григорьевич.
  Начальник Разведки Тихоокеанского флота с 1991 по 1994 гг.
  
  
  А маленький кораблик, до последнего раскочегарив слабосильный дизелишко, бежал, сколько было сил, вызывающе держа на мачте истрёпанный океанскими солёными ветрами советский Военно-Морской флаг.
  
    []
  
  КОММЕНТАРИЙ к рассказу от составителя.
  
  Неулыба = (Капитан 1 ранга Штыров Анатолий Тихонович - заместитель Начальника Разведки ТОФ. Контр-адмирал. Проживает в Москве.)
  Андрюща Поценко = (Капитан 1 ранга Проценко Андрей Иванович - Начальник Центра радиоэлектронной разведки ТОФ с 1966 - 1978 гг.)
  Добросовестнейший Рэмчик = (Капитан 1 ранга Амханицкий Рэм Яковлевич - Начальник отдела организации и планирования РУ штаба ТОФ. После увольнения в запас проживал в Санкт-Петербурге, скончался летом 2012 года).
  
    []
   Управление Разведки Тихоокеанского флота. Владивосток. 6 мая 1970 года.
   Первый ряд снизу (слева направо): ШТЫРОВ А.Т.,АМХАНИЦКИЙ Р.Я., ПРОЦЕНКО А.И.,ДОМЫСЛОВСКИЙ В.А.,СОТНИКОВ Н.П., ЗАЙЦЕВ Ф.С., ЛОПАТКИН В.Ф.,СУРЖЕНКО П.А.
   Второй ряд: КЛИМЕНКО В.Н., ЛОПАТИН Э.П., МАРТЫНЮК Е.И., АПАНАСОВ Ю.С., ШЕВЧЕНКО Г.В., ФОМИЧЁВ В.К.,МЕНЬШЕНИН В.Н., ТАБАЧКО Н.С., САВЕНКО М.А., ТРЯПИЧКИН Ю.П.,ЯЗОВСКИХ М.П., ХАНЖА И.А., ТУРАНДИН В.П.
   Третий ряд: ОСТРОВСКИЙ В.М., ГРИЩЕНКО Н.М., АРТЕМЬЕВ В.А., ШЛЮФИН А.Л., АГАФОНОВ В.М., ТИМОФЕЕВ П.И., ЧАМАН Б.К., КОСТИН Л.В., МЕТЛЯЕВ В.Н.,КОЛОДЯЖНЫЙ Ю.П.
   Четвёртый ряд: СИДОРОВ В.И., МИШИН В.А., ЗЛОБИН Г.Д., БОБКОВ Г.С., ИГНАТЕНКО Г.С., ЛАЗУН Л.С., БОБЫЛЁВ А.Д.,ПАНЧЕНКО Г.П.
  
   Выражаю искреннюю благодарность Владимиру Ниловичу МЕНЬШЕНИНУ - ветерану Разведки Тихоокеанского флота, с помощью которого удалось восстановить фамилии всех лиц на данной фотографии.
  
  HЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЯХ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА
  
   За период с 1963 года по 1974 год в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе, в районе боевых действий ВМС США и ВС Вьетнама, семнадцать кораблей бригады совершили 94 похода. В отдельные годы кораблями совершалось до 32-х выходов в море для решения задач БС (боевой службы).
  В 1975 году в море и в составе сил постоянной готовности одновременно находилось до 16 разведывательных кораблей соединения Разведки ТОФ, из них непосредственно в море от шести до девяти кораблей.
  В период решения специальных задач корабли бригады неоднократно испытывали провокационные действия со стороны кораблей и самолётов разведываемых стран. Корабли подвергались обстрелам, бомбардировкам, крайне опасным облётам самолётов на низкой высоте, весьма рискованному маневрированию, нацеливанию артиллерийских и ракетных установок и даже воздействию на корпуса наших кораблей - навалы, столкновения, имитации тарана и другим провокационным действиям. nbsp;

Оценка: 8.09*15  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015