ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Верюжский Николай Александрович
Ночной взрыв или совершенно секретная морская история

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 2.97*14  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент из моей книги "Верность воинскому долгу". (Изд.2009.Кн.2. Часть 3. Гл.5)

  
  
   Ночной взрыв или
  совершенно секретная морская история
  
  
  
  
  
  На внутреннем рейде Главной бухты Севастополя в 1 час 30 мин 29 октября 1955 года флагман Черноморского флота линейный корабль "Новороссийск"в результате неустановленного мощнейшего взрыва в районе
  носовой части получил катастрофические по силе повреждения, перевернулся и в перевёрнутом состоянии затонул на глубине 17 метров, что привело к большому количеству человеческих жертв.
  
    []
  
  Флагманский корабль Черноморского флота линкор "Новороссийск". Картина художника Емышева.
  
  
  После успешного окончания в 1953 году Рижского Нахимовского Военно-морского училища я был определён для дальнейшего обучения в Черноморское Высшее Военно-морское училище имени П.С.Нахимова, которое располагалось в Стрелецкой бухте Севастополя. В силу этих обстоятельств я по праву считал себя дважды нахимовцем.
  
    []
  
  Главный учебный корпус ЧВВМУ имени П.С.Нахимова
  
  
  Курсанты после окончания второго курса штурманского факультета, в составе которого я проходил обучение, в течение почти трёх летних месяцев 1955 года находились на морской практике на крейсере "Керчь", числящегося в составе дивизии учебных кораблей Черноморского флота.
  
    []
  
  Курсанты второго курса штурманского факультета Черноморского Высшего Военно-морского училища имени П.С.Нахимова. Севастополь. 1954-1955 учебный год.
  
   На снимке курсанты слева направо. Верхний ряд: Анатолий Богодистый, Николай Верюжский, Алексей Мухин, Вячеслав Яшан, Геннадий Дудкин, Анатолий Земцов, Сергей Гилёв, Евгений Елецкий, Владимир Архипов, Борис Зимин, Семён Ровнер. Средний ряд: Ростислав Пискун, н/у, Дмитрий Васильченко, Николай Пухной, Григорий Зубенко. Иван Фоменко, Геннадий Знаменский, Владимир Демиденко, Анатолий Шурыгин, Арнольд Львов. Нижний ряд: Вадим Самсонов, Владимир Катанов, Анатолий Гулько, старшина роты Игорь Нечитайло, помком взвода Владимир Урсуляк, Вадим Беляков, Штока.
  
  
  К слову надо сказать, что крейсер "Керчь" являлся кораблём итальянской постройки "Emanuele Filiberto Duca D"Aosta", заслуженно носивший в своё время голубую ленту, как самый быстроходный крейсер своего класса. Также как и линкор "Новороссийск", о котором более подробно будет сказано ниже, крейсер "Керчь" был передан Советскому Союзу в 1949 году по репарации в соответствии с итогами второй мировой войны.
  
    []
  
  
  Однако уже в последующие послевоенные годы "Керчь" относился к кораблям старой постройки и совершенно не мог конкурировать с нашими тогда новейшими крейсерами проектов "68", "68-к" и "68-бис", которые почти ежегодно пополняли эскадру Черноморского флота, то он был переведён в состав дивизии учебных кораблей.
  
    []
   Крейсер "Михаил Кутузов". Единственный крейсер проекта "68-бис" сохранившийся до настоящих дней и яявляющийся морским музеем в Новороссийске.
  
  Переходя к рассказу о своей курсантской военно-морской практике на боевых кораблях Черноморского флота - очень важному и, можно сказать, решающему этапу для становления и выработки необходимых офицерских и морских качеств, не могу не остановиться на той трагедии, которая потрясла тогда нас курсантов, но особенно севастопольцев и, думаю, всех моряков страны.
  
    []
  
  Пробоина в подводной части корпуса линкора от неустановленного взрыва, приведшего к гибели корабля.
  
  
  История этого запутанного дела, связанного с гибелью линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 года от неустановленного взрыва, который сделал пробоину в днище корабля площадью в 156 квадратных метров, и до сегодняшнего дня остаётся не раскрытой и даже глубоко загадочной. Целая череда самых разных версий, в том числе и выдвинутых Государственной комиссией о причине гибели корабля - флагмана Черноморского флота, не могут успокоить общественное мнение морского сообщества и реально оценить ситуацию случившегося. У меня нет намерения, заниматься исследованиями очевидных фактов, поскольку они не являются окончательными. Основные же сведения по-прежнему являются закрытыми и хранятся за тысячью замками с печатями или просто-напросто уничтожены, что вероятней всего.
  
  Более того скажу, что за прошедшие десятилетия события, связанные с гибелью линкора обросли невероятными историями, необычными рассказами так называемых свидетелей и очевидцев, исследованиями околонаучных деятелей, пытающихся доказать, что их доводы являются самыми что ни на есть идеально точными. Всякие там попытки привязать к гибели линкора гадких, паршивых, задрыпанных, вонючих, зажравшихся, агрессивных империалистов в лице итальянских или английских диверсантов-аквалангистов, этаких разухабистых со сверхчеловеческими шпионскими возможностями пловцов-шпионов - это, по-моему, настоящий бред, предназначенный для отвлечения внимания от главного. Ко всяким подобного рода "теориям", если можно так выразиться, отношусь весьма скептически.
  Официальная, наспех всего за пару недель проведённых весьма поверхностных исследований Государственной комиссией, сляпанная на мало убедительных домыслах, причина взрыва, приведшая к затоплению линкора, на мой взгляд, также является, более чем притянута за уши, лишь бы отвязаться от этого дела, будет изложена далее по тексту.
  
    []
  
  
  Рисунок и краткое описание линкора "Новороссийск"
  
  
  Ещё в те далёкие годы в моей курсантской голове возникали наивные вопросы, на которые и сейчас нет ответов. Кто, где и когда может дать разъяснения на, казалось бы, совсем пустяшные неясности?
  
  Почему Государственная комиссия под председательством Заместителя Председателя Совета Министров СССР, ответственного за ВПК, В.А.Малышева разбиралась в таком сложнейшем деле всего четырнадцать дней. Чего это они так торопились? Госкомиссия, однако, сделала скоропалительный вывод, что причиной гибели линкора явился неожиданный взрыв старой немецкой мины, пролежавшей в агрессивной солёной морской воде на дне Севастопольской бухты более сорока лет, ещё с Первой Мировой, и сохранившей в целости и сохранности работоспособность аккумуляторных батарей и электрических цепей? Вот это качество изготовления боезапаса!
  
  Почему этой злополучной мине нужно было взорваться именно ночью 29 октября 1955 года, накануне всенародного праздника - годовщины Октября, и, что совсем непонятно, в достаточно уязвимом месте линкора почти под его артиллерийскими погребами главного калибра 320-ти миллиметровых орудий?
  
    []
  
  
  Председатель Государственной комиссии по определению причин гибели линкора "Новороссийск" генерал-полковник В.А.Малышев (1902-1957), Герой Социалистического труда, министр среднего машиностроения, зам предсовмина СССР.
  
  
  
  Почему генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического труда, нарком, а затем министр тяжелого машиностроения, судостроительной промышленности и среднего машиностроения В.А. Малышев в расцвете творческих и деловых сил, не дожив 55-ти лет, вскоре после этих событий неожиданно ушёл из жизни? Возможно, его личная позиция значительно отличалась от официальной версии, и чтобы нигде не проболтался, ему помогли уйти? Как говаривал один великий вождь: "Нет человека, нет проблем!"
  
    []
  Генерал-майор Дмитрий Багратионович Намгаладзе (1905-1957),
  Начальник Разведки Черноморского флота.
  
  
  Почему генерал-майор Д.Б.Намгаладзе, начальник Разведки Черноморского флота с 1938 года, участник Великой Отечественной войны, отправленный в отставку в начале 1956 года, в возрасте 52-х лет тоже скоропостижно скончался? Может, что-то знал такое, о чём нежелательно было говорить или просто имел своё мнение? Очень похожая ситуация с предыдущим случаем неожиданной кончины. Не странно ли?
  
   Вместе с тем, как известно, ничего просто так не происходит. По прошествии многих десятилетий и, являясь свидетелем, как развиваются события, к сожалению, приходишь к печальным выводам, что на провокациях можно делать политику. Лишь бы каждая провокация выглядела по возможности убедительной. Вот и приходишь к крамольным домыслам и предположениям. Неужели это была хорошо организованная спецслужбами государственная провокация с целью изменения военно-морской концепции строительства флота, начало которой, как мне кажется, было положено передачей в феврале 1954 года из состава РСФСР в состав УССР полуострова Крым вместе с Севастополем? Что же получается, если нет главной военно-морской базы на Черном море, то и корабли надо топить? Недомыслие какое-то или прямое предательство?
  
  Неужели это был пробный шар, чтобы разобраться с неугодными оппонентами, рассчитаться с заклятыми друзьями и разоблачить скрытых врагов, а в итоге изменить внешний и внутренний курс политики партии и развития государства?
  
  Посудите сами, ведь до выступления Н.С.Хрущёва на XХ съезде КПСС с докладом "О культе личности и его последствиях" оставалось ровно четыре месяца. А до разоблачения преступной антипартийной группы (Г.М.Маленков, В.М.Молотов, Л.М.Каганвич, К.Е.Ворошилов, Н.А.Булганин, М.Г.Первухин, М.З.Сабуров и примкнувший к ним Д.Т.Шепилов) - чуть больше года.
  
    []
  
  Выступление Н.С.Хрущёва с секретным докладом
  на закрытом заседании XX съезда КПСС 25 февраля 1956 года.
  
  Неужели всё это звенья одной цепи? Ну, разве не так? С этого периода многое стало меняться. На слом и под пресс пошли все крупные надводные корабли: старой постройки типа "Севастополь" и недостроенные линкоры типа "Советский Союз" проекта 24, тяжёлые и лёгкие крейсера проектов 82 и 68 бис, эскадренные миноносцы, подводные лодки, десантные корабли, тральщики, торпедные катера - всего 240 кораблей и более 370 кораблей выводилось в консервацию. От такого погрома, а иначе и не назовёшь, военно-морской флот и военное судостроение многие годы не могло оправиться.
  
  
  Уничтожалась вся морская авиация: истребительная и бомбардировочно-штурмовая. Военные училища расформировывались. Численность армия и флота сократилась на 1 200 000 человек. В 1957 году попал в опалу маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Да много чего было, всего и не упомнишь.
  
  Однако возвращаюсь к гибнущему линкору. Почему так бездарно действовали командиры и начальники всех степеней (от старшего помощника командира корабля, временно исполнявшего обязанности командира корабля, до командующего Черноморским флотом вице-адмирала В.А.Пархоменко), которые не приняли никаких мер по спасению многотысячного личного состава.
  
  Почему выстроенные на юте корабля матросы вместо эвакуации на берег, до которого было всего-то около ста метров, в тревоге ожидали почти четыре ночных часа неминуемой своей гибели? Замечу, что в экипаже корабля находился личный состав срочной службы, отслужившие пять лет и готовившиеся к демобилизации, и только что призванные на службу, которые должны были заменить старослужащих. Как только корабль опасно накренился и стал переворачиваться, все находившиеся на палубе посыпались как горох за борт и стали тонуть. Это была ужасная картина!
  
  Почему не было возбуждено уголовное дело против непосредственных виновников катастрофы и не принятия ими необходимых действенных мер по спасению личного состава и корабля?
  
  Прибывший на линейный корабль вскоре после взрыва Командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко принял на себя командование по борьбе за живучесть корабля. Однако растерялся, действовал крайне нерешительно, отдавал путанные, ошибочные и даже исключающие друг друга указания, но самое главное не принял срочных мер по немедленной эвакуации и спасению выстроенных на верхней палубе матросов, нарушив тем самым массу статей Корабельного устава и целый ряд служебных Инструкций.
  
    []
  
  Пархоменко Виктор Александрович (1905-1997)
  Командующий Черноморским флотом с июля по декабрь 1955 года.
  
  В.А.Пархоменко, например, был основным протеже С.Г.Горшкова, поскольку при нём командовал эскадрой, а затем являлся начальником штаба флота и отвечал за боевую и повседневную деятельность частей и кораблей Черноморского флота. Не иначе, как при поддержке своего шефа С.Г.Горшкова избежал судебной участи, оставшись на плаву. Отделался, как говорят в подобных случаях, небольшим испугом. Разжалованного на одно звание до контр-адмирала В.А.Пархоменко перевели на должность первого заместителя командующего Тихоокеанским флотом, а через три года восстановили в прежнем звании вице-адмирала. Находясь в отставке с 1969 года, прожил долгую и спокойную адмиральскую жизнь, пережив своего благодетеля и заступника почти на десять лет.
  
  Почему оказался неуязвимым от наказания, а даже наоборот получивший какие-то права обвинять других, бывший командующий Черноморского флота адмирал С.Г.Горшков, который несколько месяцев (12 июня 1955 года) до случившегося пересел в московское кресло Заместителя ГК ВМС? Даже несведущим людям ясно и понятно, что все те, которые были сняты с должностей, это его выдвиженцы и это его подход и методы руководства и организации службы на Черноморском флоте в целом, не так ли?
  
    []
  
  Командующий Черноморским флотом до июня 1955 года, затем Зам.Главкома ВМФ и Главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков.
  
  
  Почему жестоко расправились, по другому не скажешь, с Главнокомандующим ВМС адмиралом флота Советского Союза Н.Г.Кузнецовым, который уже несколько месяцев болел - инфаркт, лежал в госпитале, затем находился в санатории на реабилитации? Почему Н.Г.Кузнецов не только не был включён в состав Государственной комиссии, но и даже не был приглашён для беседы по данному вопросу? Однако организационные решения для Н.Г.Кузнецова (декабрь 1955 - январь 1956) оказались просто уничтожительными - отстранение от должности, разжалование на три ступени до звания "контр-адмирал" с последующим увольнением в отставку, но с правом ношения формы одежды.
  
    []
  
  Адмирал флота СССР, Герой Советского Союза
  Николай Герасимович Кузнецов (1904-1974).
  
  
  Почему в невероятной спешке линкор разгрузили от боезапаса, вытащили из многометрового ила, подняли и отбуксировали перевернувшийся гигантский корпус корабля в дальнюю от города Казачью бухту, где разрезали по кусочкам на металлолом? Почему не обнародовали результаты этой работы? Ведь внутри корпуса корабля оставались погибшие моряки, которые героически боролись за живучесть гибнувшего линкора, а также за свою обречённую жизнь? Где их списки и как поступили с останками моряков, остававшимися внутри корабля?
  
    []
  
  
  Почему погибших моряков хоронили тайком, ночью, зарывая в траншеи без человеческого прощания и освящения? Я помню, как на кладбище, которое находилось недалеко от училища, в течение нескольких дней или даже недель ночами напролёт был слышен непрерывный гул ревущих моторов тракторов, грейдеров, самосвалов, которые копали, привозили, сбрасывали, засыпали, сравнивали. Кто о них сейчас вспомнит? Остались ли там памятники? Разве не совестно тем, кто так распоряжался хоронить невинно погибших жертв? Не по-людски как-то, не правда ли? Официально, говорят, якобы погибших моряков хоронили на Северной стороне рядом с братским кладбищем защитников Севастополя в период Крымской войны (1854-1855 гг).
  
  Почему по сей день, официально не опубликованы общие списки всех погибших моряков с линейного корабля "Новороссийск", да и численность их всё время меняется от 608 до 647 человек? И наверняка это ещё не полные данные. Такое огромное количество жертв, пожалуй, сравнимо с гибелью эскадренного броненосца "Петропавловск", который 31 марта 1904 года подорвался на японской мине в двух милях от Порт-Артура. Но тогда-то шла война с Японией, а сейчас было мирное время. Броненосец затонул, погибло 650 моряков, в том числе Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров, многие офицеры штаба и художник-баталист В.В.Верещагин.
  
  Почему списки моряков-новороссийцев, своевремённо представленных к награждению, не подписал С.Г.Горшков, и мы не знаем имена настоящих героев?
  
  Правда, говорят, что уже после отставки С.Г.Горшкова Указом Президента Российской Федерации номер 781 от 5 июля 1999 года за мужество, отвагу и самоотверженность 712 человек награждены орденом Мужества. Хорошо, конечно, что такое награждение состоялось, но почему всё это происходило в позорном, оскорбительном и обезличенном виде без официальной публикации фамилий погибших.
  
  Почему, почему, почему? Тысячи почему, но правдивого ответа нет, до сей поры. Стыдно, грустно и обидно. Сейчас нас отделяет от тех событий более чем пятидесятилетний период. Исписаны тысячи листов бумаги с исследованиями, воспоминаниями, предположениями, версиями, в которых высказываются различные идеи вплоть до причастности в кораблекрушении каких-то потусторонних сил. Только нет официальной государственной, компетентной оценки этого далеко не рядового случая.
  
  
  Мы с ребятами в те дни много рассуждали об этом. Некоторые курсанты старших курсов, проходившие тогда практику на линкоре "Новороссийск", спаслись, оказались живы и рассказывали свои впечатлениях об этой ужасной трагедии. Добавлю, что политработники пресекали всякие недозволенные, по их мнению, разговоры на эту тему, да и особисты активно "работали" среди курсантов, потому что "по-тихому", как говорил один известный киногерой, "без шума и пыли" вдруг исчезали из роты, как правило, в ночное время некоторые слишком разговорчивые курсанты. Был курсант и вдруг его не стало? Значит, среди курсантов были "стукачи-информаторы". Одного курсанта-первокурсника Реброва, сбежавшего из училища, признали дезертиром и по решению Военного трибунала, заседание которого проходило в училище, отправили на два года в штрафной батальон. Моральное состояние среди курсантов, мягко говоря, было не очень бодрое.
  
  Вспоминали, что линкор, постройки начала 1900-х годов, был национальной гордостью итальянских моряков, носивший имя "Юлий Цезарь" ("Джулио Чезаре").
  
    []
  Итальянские линкоры в Неаполитанском заливе.
  Второй в кильватерном строю "Джулио Чезаре". 1938 год.
  
  
  
  В СССР был передан вместе с другими кораблями по репарации после войны в 1949 году и переименован в "Новороссийск". Долгие годы более восьми раз ремонтировался, перестраивался, модернизировался. Да и в этом 1955 году стоял на ремонте, выйдя из завода в летние месяцы незадолго до катастрофы. По мнению некоторых специалистов, считался кораблём отжившего, прошлого времени. Но что стоил его главный калибр, говорили другие, и радостно потирая свои ручонки, пытались представить, как можно втиснуть снаряд с ядерным зарядом в тристадвадцатимиллиметровый ствол, который значительно превосходил главный калибр линкора "Севастополь". Что, слабо? Тогда держись и трепещи загнивающий капитализм!
  
    []
  Линейный корабль "Новороссийск" на рейде Севастополя.
  
  
  Ракетных кораблей ведь ещё не было. Артиллерия пока оставалась главным оружием линкоров и крейсеров. Но думать о ракетном оружии думали и даже что-то перестраивали. Вспоминаю, с каким радостным восхищением и некоторым удивлением мы восприняли появление на севастопольском рейде крейсера "Нахимов", на котором вместо двух носовых башен главного калибра были размещены ракетные установки берегового базирования. Внешний вид корабля изменился: громадные направляющие для двух крылатых ракет, называемые самолётами-снарядами, постоянно закрытые чехлами, до безобразия испортили строгие и красивые очертания крейсера. Однако, думалось, что боевая мощь корабля значительно возросла, а раз так, то пусть внешняя красота не играет роли. Но, как показали дальнейшие события, установка береговых ракетных систем на корабли оказалась не эффективной и не перспективной.
  
  
  
  В конце октября 1955 года наша военно-морская практика подходила к завершению. Крейсер "Керчь" после многодневного плавания по Чёрному морю возвратился в Севастополь. Встал на штатную бочку номер 12 напротив бухты Голландия. Нашу роту курсантов сняли с корабля и отправили в училище.
  
  
    []
  
  Алексей Мухин, Анатолий Богодистый, Григорий Зубенко и
  Николай Верюжский на крейсере. Севастополь.
  
  
  К местам своего постоянного базирования в главную базу флота Севастополь возвращались и другие корабли, участвующие в общефлотских учениях. На свои штатные места в Севастопольской бухте вставали на бочки крейсера, готовясь к приближающимся торжественным мероприятиям, посвящённым очередной годовщине Октябрьской революции и празднованию 100-летия героической обороны Севастополя в период Крымской войны (1854-1855 годов).
  
   Возвратившиеся с морской практики курсанты готовились пройти торжественным маршем по улицам города Севастополя.
  
    []
  
  
  Главным объектом предстоящего праздника должен быть стать линейный корабль "Новороссийск" - флагманский корабль Черноморского флота, который последние дни находился в море на отработке учебно-боевых задач и должен был своевременно прибыть в главную военно-морскую базу. Второй линейный корабль Черноморского флота "Севастополь" находился на ремонте и в планируемых мероприятиях не принимал участие.
  
    []
  
  
  Панорама главной бухты Севастополя
  
  Поздним вечером 28-го октября 1955 года в Северную бухту Севастополя вошёл линкор "Новороссийск" и встал на свою бочку номер 3, расположенную у мыса Павловский всего-то в нескольких сотнях метров от Графской пристани, а по прямой до берега, где находился Военно-Морской госпиталь, вообще было не больше ста метров.
  
    []
  
  Линейный корабль "Новороссийск" на штатном месте стоянки в Севастопольской бухте.
  
  
  
  Вспоминая события той роковой ночи, хочу отметить, что накануне наш взвод заступил в караул на территории училища. У нас выделялась охрана на внутренние и внешние посты. Мне в тот раз досталось несение службы часовым на внешнем посту по охране первого (северного) учебного корпуса. Моя смена часового приходилась как раз с 00 часов до 02 часов 29 октября 1955 года.
  
    []
  
  Панорама Севастополя с обозначением часового поста (зелёная метка) в Стрелецкой бухте и места взрыва и гибели линкора "Новороссийск" (красная метка) в Севастопольской бухте.
  
  Поскольку часовой пост находился в северной часть территории училища, то хорошо просматривались внешний рейд и вся акватория перед входом в базу. Можно было наблюдать заход и выход кораблей, виден был Константиновский равелин, частично просматривались боновые сооружения, ограждающие вход в Севастопольскую бухту, но самой бухты не было видно.
  
  Незадолго до смены с поста я заметил, что в направлении Севастопольской бухты заметались по небу всполохи от прожекторов. Возможно, я чуть ранее слышал какой-то глухой звук похожий на взрыв, но из-за большого расстояния не придал этому особого значения. Однако на неожиданно появившийся яркий прожекторный свет, осветивший всю главную бухту, внимание обратил, о чём доложил разводящему, пришедшему на мой пост со сменой. По инструкции сменившийся часовой ещё в течение двух часов должен бодрствовать в караульном помещении. Я не знаю, доложил ли начальник нашего караула, а им был мой хороший приятель, являвшийся тогда помощником командира взвода Анатолий Богодистый, дежурному по училищу об изменении обстановки, но какие-то звонки в караульное помещение были.
  
  
  
  Подходило время для моего законного отдыха, как в караульное помещение неожиданно прибыл дежурный офицер по училищу и дал команду: "Караул в ружьё!" Не прошло и несколько секунд, как мы все стояли в строю. Вот тут-то узнали первые очень краткие, но достаточно тревожные и волнительные сведения о случившейся катастрофе на линкоре "Новороссийск", на котором в 1час 30мин произошёл мощный взрыв. Дежурный офицер сказал, что подробности уточняются, и приказал повысить бдительность, усилить охрану, выставить дополнительные посты. Всё было по-боевому, по-настоящему серьёзно, тревожно, ответственно. Ни о каком отдыхе до сдачи караула уже никто не задумывался.
  
  События той трагической ночи и последовавшие затем организационные мероприятия не только в училище, но и в целом по флоту во многих подробностях запомнились мне и, наверное, большинству моих товарищей на всю оставшуюся жизнь. Вероятно, об этом тоже можно напомнить.
  
  P.S.
  
  Многие годы, однако, теплилась надежда на то, что когда-нибудь наконец-то можно будет узнать настоящую правду об этом трагическом событии.
  
  В порядке достаточно интересной и достоверной информации хочу порекомендовать книгу, написанную воспитанником Одесской военно-морской спецшколы, затем подготом Бакинского военно-морского подготовительного училища и, наконец, курсантом Бакинского Высшего Военно-морского училища имени С.М.Кирова капитаном 2-го ранга в отставке Октябрём Петровичем Бар-Бирюковым, который, будучи офицером, проходил военно-морскую службу в те годы на линейном корабле "Новороссийск". Вместе с тем скажу, что поскольку содержание книги во многом носит личностный, авторский характер, то признать все изложенные факты как окончательно истинные и в последней инстанции всё-таки не представляет возможности.
  
  Книга называется "Час Х для линкора "Новороссийск", издана в 2006 году. В этой книге приводятся интереснейшие факты, текст поясняется многими фотографиями и, что самое главное, на мой взгляд, даются полные списки моряков, награждённых за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при спасении экипажа линейного корабля "Новороссийск".
  
  В заключение приведу слова из книги О.П.Бар-Бирюкова: "Но главное, страна, наконец, должна узнать всю правду о трагедии "Новороссийска" и его героическом экипаже. Ведь по тяжелейшим последствиям этой крупнейшей в мирное время катастрофы (в особенности по непревзойдённому количеству жертв среди военных моряков) её по большому счёту следует отнести к первому в новейшей истории акту международного терроризма".
  
  
  P.S.S.
  
  Не могу умолчать о чрезвычайно важном для всей страны событии, произошедшем в эти мартовские дни. Свершилось воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Севастополь без всяких оговорок приобрёл статус города федерального значения. Историческая справедливость восторжествовала!
  И ещё. Восстановлено Черноморское Высшее Военно-морское училище имени П.С.Нахимова в Стрелецкой бухте Севастополя, которое возрождается вторично за свою многострадальную, но героическую 76-ти летнюю историю.
  
  И вот ещё что. После трагической гибели линкора на флоте прошли многочисленные организационные мероприятия, сменилось командование флота. Новым командиром эскадры Черноморского флота был назначен вице-адмирал Чалый Василий Филиппович, мне хорошо известный, потому как один из его сыновей учился в Черноморском училище. Так вот. Нынешний руководитель Севастополя Чалый Алексей Михайлович приходится родным внуком вице-адмиралу Василию Филипповичу Чалому.
  
  Отредактировано.Март. 2014г.
  

Оценка: 2.97*14  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015