Аннотация: история набеговой операции эсминцев в 1943 году
В.Блытов
ЖИВЫЕ - ПОМНИТЕ ПОГИБШИХ!
Не претендуем на помпезности,
на чопорность расхожих фраз.
Найдите нас, пропавших без вести,
Потерянных, найдите нас.
Мы здесь надежды не утратили, У наших слабость - не в чести. Пусть даже чёрные копатели - Нас должен кто-нибудь найти...
Гробы сосновые, обычные, Могилки в милой стороне... Родным отдайте вещи личные, и крест поставьте на войне.
(Владимир Кобец. Без вести пропавшие)
С детских лет я увлекаюсь вопросами истории России и прежде ее военно-морского флота. Что такое военно-морская история в моем понимании - это, прежде всего история сражений, боев, войн, с применением военно-морского флота страны.
Вырос я в семье морского офицера, который прошел всю Великую Отечественную войну на Черноморском флоте и имел боевые награды. Отцы моих друзей по детским играм, так же в своем большинстве боевые офицеры, прошли ту войну и на парадные мундиры по праздникам надевали боевые ордена и медали, были среди них даже герои Советского Союза. Мы гордились своими отцами и в наших глазах, они еще тогда молодые люди по 30-35 лет, были героями, победившими врага в Великой войне.
Я до сих пор вспоминаю, как мы с матерями, в поселке Болдерая, выбегали на берег речки Лиелупе, протекавшей мимо наших домов, и с гордостью и слезами смотрели, как торпедные катера дивизии, в которой служили наши отцы, выходили звеньями, дивизионами, бригадами вниз по реке к морю на летние учения и летнему базированию на Моонзундские острова.
- Вон мой, мой пошел, это мой папа, смотрите его катер лучше всех - кричали мы, перебивая друг другу, старясь на проходивших мимо маленьких корабликах своих отцов.
Женщины еще долго махали вслед бурунным следам катеров платками и вытирая слезы, загоняли нас от реки домой. Это была не война, а всего лишь учеба, но обстановка в мире была сложной и все мы, тогда еще неразумные, понимали, что без сильной армии и флота нашей стране не выжить в этом мире, где у нас столько врагов.
- Помни войну - говорил пророчески великий русский адмирал Степан Осипович Макаров, глядя на потомков с Якорной площади Кронштадта и все мы понимали, что эти слова, пока у страны есть враги, призывают держать порох сухим, а армию и флот в надлежащей боевой готовности. У каждого из нас в семье в годы той войны кто-то погиб из родных или близких. Мы знали тогда, что Великая для страны война выиграна величайшими напряжениями всей страны, всех людей, всей нашей армии и флота и мы победили очень большой кровью. Тогда говорили, что погибло 15 миллионов советских людей, сейчас эта цифра увеличилась почти в два раза до двадцати семи миллионов и все мы подспудно знаем, что это еще не окончательная цифра, пока числятся в неизвестных хоть один солдат или матрос.
Работая, впоследствии с документами в архивах я понял, что учет погибших и потерь оставляет жалеть лучшего и был весьма несовершенен.
И здесь, как никогда правильна фраза великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, графа Рымникского, князя Италийского: "Война считается неоконченной до тех пор, пока не предан земле последний погибший солдат". А сколько еще осталось безвестных могил по всей нашей земле и морям, рекам, озерам и океанам, везде, где проходили бои и сражения великой войны.
Сегодня строят мост через Керченский пролив и спустя 70 лет поднимают останки самолетов и пилотов, оставшимися безвестными героями той войны. И хорошо, если у них остаются какие-либо документы или знаки, по которым можно их опознать, найти родственников.
И здесь я и наверно миллионы наших соотечественников не понимают, как мы спустя 70 лет после войны не сумели составить базы данных
Так получилось, что когда я закончил школу, и у меня не стоял вопрос - кем стать? Безусловно, что все мы мальчишки тех 50-х-60-х годов мечтали стать продолжателями дела свои отцов, стать такими, как были они.
В 1971 году я закончил военно-морское училище, и стал морским офицером. Впоследствии служил на всех четырех флотах России на самых больших кораблях - авианосцах. С курсантских лет я с огромным интересом занимался вопросами истории ВМФ, которая меня очень сильно увлекла, и сегодня наверно стала второй профессией. Я с детства собирал справочные материалы, энциклопедии, мемуары, воспоминания современников о морских войнах России. Мне всегда хотелось хотя бы самому себе ответить на вопросы, а как это было, чего это стоило, и можно ли было решить эти же задачи более малой кровью и победить.
Так уж повелось, что у нас в стране принято говорить и вспоминать лишь победы и героев их обеспечивших. Меня всегда будоражила мысль, что не изучив причин поражения, мы не сможем сделать правильных выводов на будущее. И получается, что мы не делаем ничего для того, чтобы не повторять их вновь и вновь, возможно с более тяжкими последствиями.
К моему огромному сожалению, в нашей военно-морской истории до сегодняшнего дня остается немало темных пятен, которые всячески скрывались и до сих пор частично скрыты "непонятными силами" под грифами секретности и закрытости, дабы не испортить подобными воспоминаниями вкус большой и великой победы, случайно не опорочить имена великих полководцев и флотоводцев - победителей.
Очень жаль, что сегодня не очень часто и весьма избирательно вспоминаются имена погибших в боях за Родину людей, современников наших отцов и дедов, совершивших подвиги и погибших, честно выполняя не всегда разумные команды и приказы руководства и попавших не по своей вине в безвыходное положение и ситуацию. Безусловно, всему можно найти оправдание и оправдать людей, отдававших не всегда разумные и продуманные и проработанные приказы. А возможно просто скрыть под грифами и завесой секретности.
Адмиральским ушам простукал рассвет:
Приказ исполнен. Спасенных нет
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче не было в мире гвоздей!
(Н.Тихонов. Баллада о гвоздях)
Любая ошибка или не продуманность руководства и командования, неправильно принятое решение написаны кровью далеко не худших людей, выполнивших до конца и ценой своей жизни приказ командиров и свой воинский долг.
Но на мой взгляд, нам потомкам, ни при каких условиях нельзя забывать имена погибших людей. Меня всегда удивляло, что порой мы знаем названия погибших кораблей, но не знаем имен людей, которые на них погибли. В лучшем случае - это командиры и комиссары. А люди, экипажи?
Никто не забыт и ни что не забыто! - лозунг, который не стал направлением деятельности наших руководителей времен Советского Союза. Сегодня можно вспомнить множество забытых нами боев и сражений, погибшие герои, которых нам до сих пор неизвестны, бои и сражения о которых вспоминать не принято.
Кто знает и помнит имена всех простых солдат, матросов и командиров погибших в Петергофском, Евпаторийском, Стрельненском, Феодосийском, Невском, Озерейкском, Керченским, Новороссийском, Нарвском, Мерикюльском и многих других морских десантах? Кто знает, что стало с людьми, брошенными (да, да именно брошенными) своим командованием в Севастополе, в Одессе, в Таллинне и на Моонзундских островах? Где можно узнать фамилии морских офицеров, мичманов, старшин и матросов, погибших во время таллиннского, одесского, севастопольского и ханковского прорыва кораблей? Где найти фамилии людей, погибших на своих кораблях во время выполнения боевых задач на Северном, Балтийском и Черноморских флотах и многочисленных озерных и речных флотилиях. Ведь гибли. В лучшем случае вспоминаем названия кораблей и то, что удивительно даже не всех. Систематизация погибших кораблей за годы войны, показывает, что в официальных источниках учтены не все погибшие, существует путаница с названиями и тактическими номерами.
Изучениями этих пятен и занялся я, будучи уволенным с военной службы в запас. С годами я нашел очень много энтузиастов, занимающихся этими же, на мой взгляд благородными делами, такими как восстановление памяти и имен людей погибших за Родину. Я им весьма благодарен за помощь оказанную мне и за работу проделанную ими.
Поработал с документами в архивах и ужаснулся. Сколько же у нас осталось даже на сегодняшний день пропавших без вести, а сколькие люди даже не упомянуты вообще ни в каких документах. Корабль погиб, а людей погибших на это корабле нет нигде.
Одним из последних исследований боевых потерь в нашей стране стала работа комиссии под руководством кандидата военных наук, профессора академии военных наук, генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева. Результатом этих исследований стал подробный доклад и книга "Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистические исследования".
Согласно данным этой комиссии все потери наркомата ВМФ, составили за время Великой Отечественной войны 153 741 человек, что составило 56,94% к общей численности ВМФ. Из них Балтийский флот потерял 55 890 человека, Северный флот потерял 10 905 человек, Черноморский флот 82 394 человека, Тихоокеанский флот потерял 998 человек, озерные и речные флотилии потеряли 3 554 человека. Это учтены подводные и надводные силы флота, авиация ВМФ, морская пехота и береговые части ВМФ.
Скорее всего, после изучения архивных документов, можно сказать, что в этот учет не попали:
- моряки, пропавшие без вести;
- личный состав (экипажи) мобилизованных и приписанных к ВМФ кораблей и судов;
- экипажи гражданских судов, проводимых в составе морских конвоев;
- гражданский состав флотов и флотилий;
- личный состав армейского десанта, погибший на кораблях ВМФ;
- личный состав бригад морской пехоты, воевавший на сухопутных фронтах (под Москвой, под Тверью, под Сталинградом и в других местах)..
- гражданские люди, раненые и армейские части, эвакуировавшиеся на погибших впоследствии кораблях и судах ВМФ из оставляемых ВМБ и прибрежных городов.
Очень хочется, чтобы все же, в конце концов, за всеми 153 741 человеком официально погибших моряков, стояли их полные данные - последние должности по службе, их воинские звания, фамилии, имена, отчества, год рождения и год смерти, место, откуда призывался и место где погиб. Хотя бы это. И только тогда закончиться война в сердцах родных и близких, когда мы сделаем это.
Давно пора разобраться с пропавшими без вести - их родные и близкие уже 70 лет ждут от нашей страны этого. И мы (я имею ввиду советская (российская) власть и командование ВМФ) должны были сделать это! Понятно, что лучше всего числить погибших (если не найдены тела) в пропавших без вести. И деньги выплачивать не надо родственникам погибших.
Не сбежали они, а погибли и это понятно - раз за это время не объявились, раз не проходят по учетам гитлеровских лагерей для военнопленных, раз не дали родным и близким весточку о себе. А они до сих пор числятся пропавшими без вести или неизвестными солдатами и матросами! Не погибшие и не выжившие, а исчезнувшие в никуда.
Это наш маленький долг перед теми, кому мы обязаны нашей Великой победой, перед теми, кто на ее алтарь положил самое дорогое, что у них было - свои жизни!
В данной статье рассмотрим лишь маленькую толику произошедшей трагедии во время Великой Отечественной войны, произошедшей на Черноморском флоте в октябре 1943 года.
"ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ!"
Немецкие войска, после оставления Новороссийска (16 сентября), Анапы (21 сентября), Темрюка (27 сентября), оказались зажатыми на Таманском полуострове (17-ая полевая и 1-ая танковая армии, в составе которых были два армейских, горнострелковый и кавалерийский корпуса (девять пехотных, три горнострелковые, две легкопехотные, кавалерийская и авиаполевая дивизии), четыре группы до полка каждая и несколько отдельных команд. В армии насчитывалось более 400 тыс. солдат и офицеров, 2860 орудий и минометов, свыше 100 танков и штурмовых орудий, 300 боевых самолетов), в конце лета и начале осени 1943 года оказались зажатыми на Таманском полуострове и делали все, чтобы спасти своих солдат и технику. У советских войск появилась возможность организовать немцам новый "Сталинград". Намечался котел превышающий по объему сталинградский. В котел должны были попасть общевойсковая и танковая армии, отступавшие с Кавказа и значительно превышавшие по своим силам 6-ую армию фельдмаршала Паулюса.
Сталин вызвал в Кремль и лично поставил задачи по окружению и уничтожению немецкой группировки войск командующему Кавказским фронтом генерал-полковнику Петрову Ивану Ефимовичу и командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Владимирскому Льву Анатольевичу. Задача была поставлена зажать группировку немцев на Таманском полуострове и принудить к сдаче.
Основная задача по блокированию группировки немцев с моря и со стороны Керченского пролива ложилась на наличные корабли и авиацию Черноморского флота.
Один за другим идут морские конвои в Керчь и Феодосию, вывозя из окружения наиболее боеспособные части вермахта. Транспортные самолеты совершают по несколько рейсов за день, вывозя командование армий на материк.
Командующий Черноморским флотом отправляет на коммуникации и к берегам Крыма все наличные подводные лодки, ежедневно вылетает на бомбежки все наличные бомбардировщики и торпедоносцы, в свободный поиск отправляются из Туапсе к берегам Крыма и Керченскому проливу наиболее быстроходные корабли - эсминцы и торпедные катера. На Азовском море действовали катера Азовской флотилии.
Однако, несмотря на все принимаемые усилия, действия эсминцев, торпедных катеров, подводных лодок, авиации ВМФ никаких значительных успехов в деле срыва операции немцев по эвакуации частей блокированных немецких армий у Черноморского флота не было (потоплен один немецкий катер и одна десантная баржа). Немецкие войска, в своем большинстве, благополучно эвакуируются по морю и воздуху.
Успехи флота оказались настолько незначительны, что вызывали значительное раздражение ставки Верховного главнокомандующего и штаба Кавказского фронта. Немцам удалось вывести с полуострова основные силы войск и техники. Морем, воздухом, по построенному на сваях железнодорожному мосту с Тамани в Крым.
Сталин был вне себя. На Черноморский флот отправляется с инспекцией народный комиссар ВМФ адмирал Кузнецов Николай Герасимович с работниками главного штаба ВМФ.
С целью показа высшему командованию боевой деятельности Черноморского флота именно в этот период, 5 октября 1943 года к берегам Крыма отправляется отряд эскадренных миноносцев в составе лидера эсминцев "Харьков" краснознаменного эсминца "Беспощадный" и эсминца "Способный" под командованием командира первого дивизиона эсминцев капитана 2 ранга Негоды Георгия Пудовича, согласно боевого распоряжения командующего флотом N ОП-0011392 от 5 октября 1943 года.
Скорее всего, что препятствовать вывозу основных сил немцев с Таманского полуострова было уже в октябре поздно (9 октября была освобождена станица Кавказ и коса Тузла), так как основные силы немцев были уже выведены с Таманского полуострова и поход кораблей не к Керчи, а к Ялте, Алуште и Феодосии как бы ставил точку в активности сил Черноморского флота по препятствованию эвакуации немцев с Таманского полуострова.
Задача поставленная в боевом приказе 1-ому дивизиону эсминцев, совместно с 8-ю торпедными катерами и 4-я ДБ-3, ПЕ-2 и ИЛ2 авиации ВМФ совершить комбинированный набег на морские сообщения противника у южного побережья Крыма, обстрелять порты Ялта и Феодосия, где должны согласно разведсводке N 556 5 октября 1943 года на 22 часа 00 минут. По данным разведки в порту Ялта находились 3 БДБ (большая десантная самоходная баржа) 2 ТКА (торпедных катера - шнельбота) в порту Феодосии находились 16 БДБ (большие десантные самоходные баржи), 6 десантных самоходных паромов "Зибель", 3 СКА (сторожевых катера) из них 9 БДБ, 4 "Зибеля", 3 СКА рассредоточено на рейде, в порту Керчь на рейде 16 плавединиц. Авиация 16 самолетов на аэродромах Крыма. Отдельные суда в районе озера Табачник, мыс Сарыч и мыс Фиолент. Восточнее мыса Аю-Даг - 12 БДБ, 7 барж "Зибель" 4 ТЩ, у мыса Киз-аул - 5 ТКА.
Данная разведсводка и легла в основу боевой задачи, поставленной кораблям, катерам и авиации.
Для прикрытия сил в море выделялись 4 дальних истребителя "Китти-Хок". При подходе кораблей к зоне действия ближнего прикрытия ПВО, планировалось прикрытие 12 самолетами типа ЛАГГ-3 и Як-1.
В 19.20 на краснознаменный эсминец "Беспощадный", перешедший с всей группой кораблей из Поти в Туапсе прибыл командующий флотом вице-адмирал Владимирский Л.А., который перенес начало обстрела портов с 5 часов 50 минут на 5 часов 30 минут. Командующего флотом и его штаб почему-то не смутило, что если ранее корабли с набеговых операций возвращались в ночное время суток, под покровом темноты, то в этой операции придется преодолевать значительный участок моря уже в утренние и дневные часы, когда возможно более эффективное использование немцами авиации. Возможно, понадеялись на прикрытие 4-я дальними истребителями "Киттихаук" (Р-40 - кстати значительно уступавшему немецким "Мессершмитам- 109"), а возможно и на простое русской "авось". "Авось" прикроют, если чего не так?
Краснознаменный эсминец "Беспощадный" и эсминец "Способный" должны были в 5.30 одновременно обстрелять плавсредства противника, скопившиеся в Феодосии, а более быстроходный лидер эсминцев "Харьков" в это же время обстрелять коммуникации противника между Феодосией и Алуштой и Ялту. После этого, соединившись все три корабля, должны были начать отход к Туапсе.
Красиво выглядят планы на бумаге, на штабных картах, а вот в море или на местности выясняется, что забывают об оврагах или вмешиваются неожиданные обстоятельства.
Согласно "Журнала боевых действий оперативного дежурного штаба Черноморского флота" (документ в Центральном военно-морском архиве за N 18364) отряд кораблей вышел в море из Туапсе под командованием капитана 2 ранга Негода Г.П. в район Феодосия - Ялта с задачей уничтожения плавсредств противника и артобстрела скоплений плавсредств в портах Феодосия и Ялта в 20 часов 34 минуты 5 октября 1943 года.
Флаг командира соединения был поднят на краснознаменном эсминце "Беспощадный", хотя значительная часть штаба была на эсминце "Способном". На кораблях на выход были направлены с других кораблей эскадры прикомандированные офицеры, мичманы, старшины и матросы. Помимо этого на кораблях проходили корабельную практику курсанты-выпускники ВВМКУ имени Фрунзе, ВМИУ имени Дзержинского, Объединенной школу, учебного отряда ЧФ - 41 человек.
В 01.00 6 октября 1943 года лидер эсминцев "Харьков" отделился от основного отряда и увеличив ход до 26 узлов направился в сторону Ялты. Основной отряд направлялся в сторону Феодосии.
В 02.04 минуты в небе на отрядом кораблей появились два немецких самолета разведика. В это же время лидер эсминцев "Харьков" так же был обнаружен самолетами-разведчиками немцев и освещен с помощью авиабомб САБ.
То есть внезапность спланированной операции не получилась. Береговая оборона немцев приведена в полную готовность. Начали готовиться к вылету немецкие бомбардировщики, находившиеся на аэродромах Крыма.
Данные об обнаружении кораблей командиром отряда были переданы на КП флота, а почему-то не КП эскадры кораблей, которая руководила операцией из Геленджика. Но командующий флотом по каким-то причинам не принял решения прекратить операцию. Возможно, его удержало от этого присутствие на КП флота народного комиссара ВМФ адмирала Кузнецова Николая Герасимовича с работниками главного штаба ВМФ, возможно он понадеялся на надежное дальнее авиационное прикрытие дальних истребителей "Киттихаук".
Как немцы так рано обнаружили отряд кораблей? Здесь есть несколько вариантов. Первый - ранее несколько таких набеговых операций были проведены успешно и получив некоторый опыт, немцы возможно увеличили количество патрулирований самолетов разведчиков над морем именно в ночное время. Обнаружить в море ночью корабли возможно по факелам из труб на больших скоростях или по случайному нарушению светомаскировки. Возможно, что у немцев имелись только, что появившиеся на вооружении, радиолокационные станции дальнего обнаружения, поставленные на отрогах крымских гор и позволяющие обнаруживать появление кораблей в районе Крыма. А возможно отряд кораблей был обнаружен по факту радиопеленгования переговоров кораблей между собой или с КП флота.
Гадать сегодня можно, но факт, что корабли были обнаружены и очень жаль, что до сих пор причины обнаружения кораблей, не установлены точно даже до сегодняшнего дня.
На момент обнаружения немецкими самолетами отряд кораблей находился на расстоянии 150 километров от своих берегов (до Феодосии оставалось приблизительно столько же), а лидер "Харьков" на расстоянии 180 километров (до Ялты оставалось приблизительно 210 километров). Немедленное прекращение операции, безусловно сулило спасение кораблям, но командующий флотом и командир отряда не имели мужества прекратить операцию. Под покровом темноты корабли еще смогли бы вернуться в свою базу.
В 04 часа 00 минут "Беспощадный" и "Способный" подошли к крымским берегам. В этот момент на кораблями снова появились самолеты - разведчики, которые сбросили осветительные бомбы САБ, видимо, чтобы осветить корабли для береговых батарей. В 05.00 в 8 милях от Феодосии по кораблям открыла огонь береговая артиллерия.
Корабли отходят мористее И Негода видимо принимает решение отказаться от обстрела Феодосии. В этот момент в районе Судака обнаруживаются два немецких торпедных катера, принятые в темноте за десантные баржи (по немецким данным три немецких торпедных катера S-28, S-42, S-45.
В 05.30 оба эсминца открыли огонь с большой дистанции по десантным баржам (торпедным катерам). Попаданий не отмечено.
В этот же момент по кораблям выходит в атаку немецкая ПЛ "U-9" и выпускает несколько торпед, наведенная самолетами. Атака, которую так и не заметили на кораблях.
В районе 6 часов на море начинается в этот сезон года рассвет. И следует ожидать вылета немецких самолетов бомбардировщиков.
Кстати стрельба кораблей по порту должна была корректироваться двумя самолетами ДБ-3 и Пе-2 под прикрытием четырех дальних истребителей "Киттихаук", однако ни один самолет над кораблями так и не появился.
В районе 6 часов лидер "Харьков" подошел на траверз Ялты и открыл огонь по площадям с дальней дистанции. По данным немцев в результате стрельбы было разрушено несколько частных домов и убито несколько мирных жителей. Да и что можно ждать без нормальной корректировки и в темноте.
В 06.13 "Харьков" прекратил стрельбу и тут же попал под обстрел береговой артиллерии с мыса Ай-Тодор.
Лидер "Харьков" в 06.30 начал отход в точку рандеву. Но был на траверзе Алушты обстрелян снова береговой артиллерией.
Оперативный дежурный флота в 05.25 записал, что для прикрытия кораблей выслано звено дальних истребителей в составе звена, которые начали барражирование над кораблями до 07.05.
В 07.30 лидер "Харьков" прибыл в точку рандеву и отряд кораблей начал отход к своим берегам.
В 07.40 над кораблями, начавшими отход, появился снова немецкий гидросамолет разведчик. Было светло и самолет летел очень низко для визуального определения кораблей.
В 08.15 гидросамолет-разведчик был сбит нашими истребителями вновь появившимися над кораблями и сел на воду.
Эсминец "Способный" подобрал сбитых немецких летчиков, и отряд кораблей дал ход 28 узлов. По каким-то непонятным причинам затем сбитые летчики были выведены на корму "Способного" и зачем-то расстреляны по приказу командира корабля. На подъем летчиков из воды было потеряно почти 20 минут драгоценного времени.
1-ая атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 09.00 на кораблях заметили первую волну вражеских бомбардировщиков восемь Ю-87, под прикрытием двух истребителей ФВ-190.
Самолеты начали атаку отряда кораблей выбрав главную цель атаки лидер эсминцев "Харьков". Предпоследний самолет добился попадания 250 килограммовой фугасной бомбы в район первого и второго котельных отделений. Последний самолет добился попадания в корму лидера 200 килограммовой фугасной бомбой. Лидер лишился хода и погрузился наполовину в воду. Над кораблем поднялся столб черного дыма. По результатам обследований корабль лишился полностью носового эшелона, затоплены два котельных и одно машинное отделение, принято 1145 тонн воды, крен на правый борт достигал 9 градусов, дифферент на нос 3 метра.
По приказу командира отряда в 09.25 к лидеру "Харьков" подошел эсминце "Способный" для взятия его на буксир за корму.
Капитан 2 ранга Негода попросил штаб флота немедленно усилить истребительное прикрытие. По данным КП флота истребительное прикрытие кораблей было увеличено до 9 самолетов.
Корабли продолжали небольшой скоростью (насколько позволяло буксировка лидера "Харьков").
2-ая атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 11.50 по другим данным в 12.00 показалась новая волна немецких бомбардировщиков и истребителей в составе до 15 самолетов бомбардировщиков Ю-87 и прикрывались шестью истребителями. Основной целью стал краснознаменный эсминец "Беспощадный".
Несмотря на то что "Беспощадный" развил скорость 38 узлов его поразила 200 килограммовая фугасная бомба разорвавшаяся в районе первого машинного отделения. "Беспощадный" потерял ход и окутался паром.
Командир отряда приказал командиру "Способного" буксировать по очереди "Харьков" и "Беспощадный".
Из журнала боевых действий оперативного дежурного штаба Черноморского флота: "12 ч. 00 мин. лидер "Харьков" дал свое место: Ш=44 градуса 19 минут, Д= 35 градусов 40 минут. Без хода: В 13 ч. 10 мин. он находился в квадрате 1776-А, идя 4-узловым ходом на буксире эсминца "Способный"".
В 14.30 лидер "Харьков" сам снова дал ход. Но мог двигаться только кормой вперед. Вот имена тех моряков-героев, кто сумел дать ход своему обездвиженному кораблю: старшина 1-й статьи П. Лучко, матросы В. Трунов, комсорг лидера Д Кулешов, А. Белан, П. Жанко и Кулагин. Несмотря на тяжелые повреждения, они ввели в строй 3-е котельное отделение - сумели поднять пар, используя морскую воду.
3-я атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 14.30 или правильнее в 14.35 показалась новая группа немецких самолетов - 26 бомбардировщиков Ю-87. Основной целью был выбран не имеющий хода краснознаменный эсминец "Беспощадный". Более 20 самолетов поочередно пикировали на него. 5 бомбардировщиков атаковали эсминец "Способный", оборвавший швартов с "беспощадным" и попытавшимся с помощью маневрирования и скорости уйти от прямого попадания.
В 14.40 после нескольких попаданий авиабомб в кормовую часть и кормовое машинное отделение эсминец "Беспощадный" начал тонуть погружаясь в море кормой. "Способный" отделался близким попаданием авиабомб.
В 15.20 эсминец скрылся под водой. В воду не успели спустить даже шлюпки и катера. Оставшиеся в живых и успевшие выпрыгнуть за борт моряки оказались в холодной октябрьской воде.
Плававших моряков с "Беспощадного" стали подирать на "Способный". Командир "Способного" передал радиограмму на КП флота следующего содержания "Если хотите сохранить эсминцы, срочно вышлите авиационный полк для прикрытия". НО радиограмму на берегу никто не принял.
4-ая атака немецких бомбардировщиков на отряд оставшихся кораблей. В 14.45 показалась на горизонте новая группа бомбардировщиков в составе 20 бомбардировщиков Ю-87. Все они атаковали едва шедший лидер "Харьков". Харьков, шедший 8-узловым ходом кормой вперед отбивался как мог. Но почти неподвижная мишень с частично уже выведенной из строя артиллерией не мог оказать достойного сопротивления.
В 15.37 лидер "Харьков" был потоплен. Две бомбы попали в полубак, четыре разорвались у бортов. Лидер окончательно потерял ход, залило носовые отсеки и носовые машино-котельные отделения. Лидер начал погружаться носом вперед. Командир отдал команду оставить корабль.
Стонет корпус от боли... беспрерывных атак...
Но не спущен на мачте мой истерзанный флаг!
Единственную уцелевшую шлюпку командир оставил секретчику Гусевичу для эвакуации и спасения секретных документов и боцману корабля Штепину. На мачте сигнальщики подняли сигнал "Погибаю, но не сдаюсь" - по боевому трехфлажному своду сигналов Ш - ша, Ж - живети, А - аз. Сам командир остался встречать смерть на мостике своего боевого корабля, но после его гибели был выброшен в воду и и погиб позднее. Моряки спасли даже корабельного медвежонка.
К месту гибели "Харькова" подошел "Способный" и стал спасать оставшихся на воде людей. Более 200 моряков были подняты на борт "Способного". С "Беспощадного" удалось поднять на борт "Способного" 24 человека и в том числе командира похода капитан 2 ранга Негоду Г.П. На подъем оставшихся в живых моряков было потрачено почти 3 часа.
5-ая атака немецких бомбардировщиков на оставшийся на плаву эсминец "Способный".В 17.10 (возможно в 17.50) началась очередная атака 30 немецких самолетов на последний оставшийся на плаву корабль. "Способный" прекратил подъем оставшихся в воде моряков с "Беспощадного" и начал маневрировать. В "Способный" попало более 10 авиабомб.
В 18.35 разорванный в клочья авиабомбами эсминец затонул, погружаясь носом вниз.
Практически все оставшиеся в живых моряки оказались в воде.
Температура воды была около 18 градусов, но длительное нахождение в такой воду было смертельным для людей. Спастись можно было лишь с использование плавающих предметов и шлюпок. С прилетавших самолетов сбрасывали надувные лодки. Но спасательная операция была затруднена тем, что в октябре в районе 18 часов заходит солнце и наступает темное время суток. То есть реально начать операцию спасения, можно было лишь с наступлением светлого времени суток, то есть с 8 часов утра 7 октября.
Командованием флота к месту гибели кораблей были отправлены все находившиеся в наличии торпедные и сторожевые катера.
В журнале боевых действий оперативного дежурного штаба Черноморского флота имеется отдельно выделенная страница, озаглавленная: "Мероприятия по оказанию помощи кораблям и спасению личного состава". В ней поминутно указано, кто и когда высылался командованием флота для спасения кораблей и людей:
"09 ч. 34 мин. Получен сигнал к. 2 р. Негоды об оказании помощи. Место кораблей: Ш=44 градуса 15 минут, Д=35 градусов 45 минут (квадрат 1774).
10 ч. 28 мин. СКА-057 (сторожевой катер) выслан из Туапсе в район боя.
12 ч. 00 мин. СКА-072 по приказанию оставил конвой в районе Джубга, который охранял и также вышел в район боя.
12 ч. 15 мин. СКА-015, СКА-044, СКА-085 высланы из Геленджика в район боя.
14 ч. 18 мин. СКА-091,СКА-011 высланы из Анапы в район боя.
14 ч. 45 мин. БТЩ (базовый тральщик) "Искатель" выслан из Туапсе в район боя.
15 ч. 15 мин. Буксир ЧФ-1 в охранении СКА-0111, СКА-031 вышел из Геленджика в район боя.
16 ч. 00 мин. Восемь ТКА вышли из Геленджика в район боя. На ТКА ТКА вышло командование штаба эскадры.
Одновременно из Поти в Туапсе подтянулся ЭМ "Железняков", СС (спасательное судно) "Юпитер", БТЩ "Взрыв" и БТЩ "Щит", идущие в Геленджик.
Установлена повышенная готовность к спасению людей для ПЛ (подводным лодкам) С-33, М-117. Приказано перейти в квадрат 2076 и ждать распоряжений.
Последних плавающих на подручных средствах моряков удалось поднять лишь 7 октября около 13.30.
Следует заметить, что капитан 2 ранга Негоду Г.П. спасли одним из первых. Командующий флотом еще вечером лично за ним специально отправил гидросамолет МБР-2. Приходит сразу на ум, что вывезли и спасли специально, чтобы сделать козлом отпущения за погибшие корабли. И людей.
По результатам операции можно сказать, что эти слова Н.Тихонова именно про эту операцию:
Адмиральским ушам простукал рассвет:
Приказ исполнен. Спасенных нет
Я не флотоводец и скорее всего, что не мне оценивать результаты этой операции, спланированной и проведенной начальниками с большими эполетами в условиях большой войны. Я могу говорить лишь о том, что произошло и о тех отрицательных результатах, которые оказались достигнутыми видимо вопреки замыслам. Безусловно, было время другое, шла война, люди умирали за Родину, за наше будущее. Умирали, как мы знаем, массово, как правило с криками "За Родину", "За Сталина". Были свои сложности, были свои проблемы. Было свое, другое время и другие подходы в том числе и к решению боевых задач.
Однако на мой непредвзятый взгляд, за 70 лет можно было все таки проанализировать всю операцию, ее достоинства недостатки. Определить в чем же причина таких огромных потерь и невыполнения задач? Оценить все достоинства, все недостатки, что было сделано правильно, что нет. Надо ли разбираться с причинами гибели группы кораблей и большого количества людей? На мой взгляд, необходимо. И у меня, нет до сих понимания, почему это не сделано, до сих пор.
Я закончил в 1971 году высшее военно-морское училище, учился в военно-морской академии и закончил ее в 1984 году. Но нигде мы не разбирали эту операцию. Ни на кафедрах тактики ВМФ, ни на кафедрах истории военно-морского искусства. Хотя рассматривали подобные более успешные операции. Но об этой лишь упоминали, но никогда не разбирали.
Самый страшный итог этой операции, то что без видимого успеха погибло 733 подготовленных моряка, специалиста своего дела, прошедших и Одессу и Севастополь, бои в Крыму, погибли три боевых корабля, так необходимых в тот момент нашей стране для победы.
Спасенные и погибшие!
Вас оставили на племя,
Нас послали на убой!
Спасенные среди экипажей кораблей были, но очень долго начальники и политработники не могли разобраться с погибшими и спасенными, составить полные списки тех и других. До сих пор имеются нестыковки по количеству погибших и спасенных. А некоторые погибшие до сих пор числятся пропавшими без вести. А вдруг уплыл в Германию и сдался в плен?
Некоторых из спасенных, с причалов, куда подходили корабли, отправляли в госпиталя. Возможно их не учитывали в общих списках спасенных. Корабли спасения приходили к разным причалам. Были свои сложности, возможно первые данные о погибших, не включали также большое количество прикомандированных с других кораблей, и были весьма поверхностными и неточными.
Принято считать по официальным данным, что погибло от 692 до 789 моряков. Николай Герасимович Кузнецов в книге "Курсом к победе" издания 1991 года пишет, что погибло несколько сотен человек.
В самом конце журнала боевых действий оперативного дежурного штаба ЧФ от 06.10.1943 г. имеется приписка, сделанная красным карандашом: "Спасено 120 человек. Часть людей спасено немцами, видимо столько же". Скорее всего, наше руководство считало, что немцы также проводили спасательные работы по подъему моряков и видимо поэтому многие погибшие числятся до сих пор пропавшими без вести.
В итоговом политдонесении в списках погибших на лидере эсминцев "Харьков" краснознаменном эсминце "Беспощадный" и эсминце Способный" числятся 733 человека, хотя по спискам погибших числятся 734 человека. Согласно этого же политдонесения было спасено 112 человек, из них 20 офицеров, 92 человека старшинского и рядового состава.
С лидера "Харьков" было спасено 31 человек, из них 4 офицера. Погибло 293 человека, из них 14 офицеров (3 прикомандированных с других кораблей эскадры), 279 мичманов, старшин, краснофлотцев (из них 12 курсантов прикомандированных курсантов ВМИУ имени Дзержинского, ВВМУ имени Фрунзе, Объединенной школы (учебного отряда) ЧФ) - более 40 человек.
С эсминца "Беспощадный" спасено 53 человек, из них 7 офицеров. Погибло 190 человек, из них 8 офицеров и 182 мичманов, старшин и краснофлотцев (из них 10 человек прикомандированных курсантов ВМИУ имени Дзержинского, ВВМУ имени Фрунзе, Объединенной школы (учебного отряда) ЧФ).
С эсминца "Способный" был спасен 21 человек, из них 6 офицеров. Погибло 251 человек. Из них 12 офицеров (3 офицера из штаба 1 дивизиона эсминцев, 1 прикомандированный дублер командира и 1 прикомандированный офицер) и 240 человек мичманов, старшин и краснофлотцев (из них 16 прикомандированных курсантов ВМИУ имени Дзержинского, ВВМУ имени Фрунзе, Объединенной школы (учебного отряда) ЧФ , 1 краснофлотец из штаба 1 дивизиона эсминцев, 3 краснофлотца с других кораблей эскадры).
Согласно циркуляра, начальника организационно-строевого отдела ЧФ 0880 от 6 декабря 1943 года об исключении из списков офицерского, старшинского и матросского состава лидера эсминцев "Харьков", краснознаменного эсминца "Беспощадный" и эсминца "Способный" погибших 6 и 7 октября 1943 года на боевом задании, считаются погибшими на боевом задании 734 человека.
Я постарался назвать их поименно, согласно имеемых списков, штаба Черноморского флота и штаба эскадры кораблей Черноморского флота. Это было сложно сделать, потому что разные списки писались в разное время и во многих моментах противоречат друг другу. В некоторых списках присутствуют моряки, погибшие к примеру, на эсминце "Способный", гораздо раньше. Пришлось все перепроверять по многу раз. Списки составляются штабом флота, штабом эскадры, политуправлениями флота и эскадры, медицинским управлением флота и по многим позициям эти списки противоречат друг другу. Очень сложно работать с прикомандированными, особенно с курсантами, которых никто не хотел учитывать в своих списках.
Но никто из погибших в той большой войне не должен быть забыт! И для меня особенно актуально назвать имена погибших, потому что в октябре 1943 года мой отец лейтенант Блытов Александр Кузьмич служил на этой же эскадре кораблей Черноморского флота на эсминце "Незаможник" и мог также попасть на эти корабли и погибнуть. А так погибли его друзья, сослуживцы и однокашники по Каспийскому ВВМУ.
ЛИДЕР ЭСМИНЦЕВ "ХАРЬКОВ"
(экипаж по штату 344 человека - погибло 277 человек экипажа + 16 прикомандированных)
Члены экипажа:
--
капитан 2 ранга Шевченко Петр Ильич - командир корабля, 1911 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
--
капитан 3 ранга Крыкун Иван Архипович - заместитель командира по политчасти, 1907 года, Полтавская область, д. Безугловка
--
капитан-лейтенант Веселов Михаил Петрович - старший помощник командира, 1908 года, Калининская (Тверская) область, с. Забережье
--
старший лейтенант Фадеев Александр Михайлович - парторг корабля, 1920 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
--
капитан-лейтенант Смирнов Александр Николаевич - командир БЧ-2, 1915 года, Горьковская (Нижегородская) область, д. Завидово
--
старший лейтенант Безпалько Василий Владимирович - командир 76 мм батареи, 1913 года, Винницкая область, д. Барташевка
--
старший лейтенант Романченко Николай Иммануилович - командир БЧ-3, 1918 года, Курская область, с. Сбуховка
--
инженер капитан-лейтенант Куцевалов Николай Иванович - командир БЧ-5, 1915 года, Сталинградская (Волгоградская) область, с. Быково
--
старший инженер-лейтенант Бойко Николай Яковлевич - командир машинной группы, 1918 года, Черниговская область, с. Семеновка
--
старший техник-лейтенант Чередник Максим Иванович - командир трюмно-котельной группы, 1905 года, Молдавская СССР, Слободзейский район
--
старший лейтенант м.с. Мамченко Константин Терентьевич - начальник санитарной службы, 1910 года, г. Тамбов
--
краснофлотец Абасов Бахман Сахтар-оглы - строевой, 1923 года, Азербайджанская ССР г. Агдам
--
краснофлотец Азимов Азим Азимович - пулеметчик зенитный, 1921 года, Азербайджанская ССР, г. Ленкорань
--
краснофлотец Алещенко Василий Ефремович - машинист-турбинист, 1919 года, Калининская (Тверская) область, г. Невель
--
краснофлотец Андрющенко Василий Федорович - зенитчик, 1911 года, Киевская область, с. Федюковка
--
краснофлотец Афанасьев Иван Афанасьевич - машинист-турбинист, 1919 года, Смоленская область, с. Митюково
--
старшина 2 статьи Афанасьев Федор Никифорович - командир отделения строевых, 1922 года, Курская область, с. Грязное
--
мичман Бабанин Иван Николаевич - старшина команды зенитчиков, 1912 года, Запорожская область, с. Михайловка
--
мичман Бабич Тимофей Ефимович - старшина химистов, 1914 года, Киевская область, с. Требухов
--
краснофлотец Баранник Иван Филиппович - машинист-турбинист, 1922 года, Воронежская область, х. Софиевка
--
краснофлотец Баранчиков Захар Захарович - машинист котельный, 1919 года, Томская область, д. Арановск
--
краснофлотец Башкатов Павел Дмитриевич - машинист-турбинист, 1920 года, Тамбовская область, с. Дегтянка
--
старшина 1 статьи Башмаков Александр Александрович - командир отделения машинистов-турбинистов
--
старший краснофлотец Белан Антон Иванович - машинист котельный, 1917 года, Полтавская область, с. Кобеляки
--
краснофлотец Бирский Трофим Игнатьевич - комендор палубный, 1917 года, Днепропетровская область, с. Ивановка
--
краснофлотец Близнюк Иван Павлович - электрик, 1919 года, Ростовская область, с. Синакское
--
старший краснофлотец Бовкун Иван Харитонович - старший комендор палубный, 1917 года, Запорожская область, с. Воскресенка
--
старший краснофлотец Богданов Владимир Семенович - старший пулеметчик зенитный, 1920 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
--
краснофлотец Богданов Николай Егорович - пулеметчик зенитный, 1921 года, Харьковская область, с. Довжак
--
краснофлотец Болдин Алексей Сергеевич - зенитчик, 1918 года, Московская область, г. Серпухов
--
старший краснофлотец Большаков Алексей Тимофеевич - старший радист, 1919 года, Ярославская область, с. Иванищево
--
краснофлотец Буневич Николай Антонович - строевой, 1921 года, Киевская область, с. Волыцо
--
краснофлотец Бутов Иван Петрович - строевой, 1922 года, Краснодарский край, ст. Тихорецкая
--
старшина 2 статьи Бычков Александр Александрович - командир отделения комендоров зенитных, 1920 года, г. Ростов на Дону
--
краснофлотец Вавилин Петр Петрович - строевой, 1924 года, Саратовская область, г. Вольск
--
старший краснофлотец Василега Степан Иванович - старший машинист трюмный, 1916 года, Екатеринославская (Днепропетровская) область, с. Балабино
--
краснофлотец Васильев Николай Федорович - дальномерщик, 1920 года, Ленинградская область, д. Саинское
--
краснофлотец Веденин Леонид Николаевич - машинист котельный, 1920 года, ленинградская область, д. Левашево
--
краснофлотец Вербов Сергей Викторович - радист, 1920 года, г. Одесса
--
старшина 2 статьи Волков Владимир Андреевич - командир отделения машинистов-турбинистов
--
краснофлотец Володин Николай Ксенофонтович - краснофлотец торпедист, 1920 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Оржоникидзе (Енакиево)
--
старший краснофлотец Воржаков Леонтий Ильич - машинист-турбинист, 1910 года, г. Севастополь
--
старшина 1 статьи Воржаков Федор Яковлевич - командир отделения рулевых1917 года, Дагестанская АССР, г. Махачкала
--
мичман Воробьев Федор Андреевич - старшина команды торпедистов, 1912 года, Курская область, с. Степановое
--
краснофлотец Гимранов Гусман Наумович - визирщик, 1919 года, Куйбышевская (Самарская) область, с. Моисеенко
--
краснофлотец Глушков Сергей Александрович - электрик торпедист, 1920 года, г. Москва
--
краснофлотец Голованчук Василий Андреевич - горнист, 1921 года, Каменец-Подольская (Хмельницкая) область, с. Жирдя
--
краснофлотец Головин Иван Егорович - машинист котельный, 1921 года, Тамбовская область, с. Мало-Самовецкая
--
старший краснофлотец Гольберг Исаак Моисеевич - старший зенитчик, 1908 года, Екатеринославская (Днепропетровская) губериния (область), г. Александровск
--
старший краснофлотец Гордеев Иван Михайлович - старший машинист трюмный, 1917 года, Куйбышевская (Самарская) область, д. Новоникольск
--
краснофлотец Готовский Леонид Михайлович - моторист, 1921 года, Ярославская область, д. Косшаево
--
краснофлотец Григорьев Александр Никитович - машинист котельный, 1916 года, Ленинградская область, д. Ровна
--
старшина 1 статьи Гриценко Василий Михайлович командир отделения водолазов, 1919 года, Ставропольский край, с. Маковское
--
краснофлотец Грушенков Николай Дмитриевич - дальномерщик, 1919 года, Ивановская область, д. Кощеево
--
главный старшина Губенко Ефим Иванович - старшина артиллеристских электриков, 1914 года, Полтавская область, с. Каплинцы
--
краснофлотец Гурин Василий Прокофьевич - сигнальщик, 1918 года, Краснодарский край, ст. Должанская
--
краснофлотец Гусев Владимир Николаевич - кладовщик, 1920 года, г. Ростов на Дону
--
старшина 2 статьи Даниленко Николай Григорьевич - командир отделения машинистов котельных, 1914 года, Полтавская область, д. Ряска
--
старшина 2 статьи Даценко Кузьма Петрович - командир отделения дальномерщиков, 1915 года, Черниговская область, с. Крихань
--
старший краснофлотец Деменец Алексей Иванович - старший пулеметчик зенитный, 1912 года, Запорожская область, с. Балки
--
краснофлотец Демин Михаил Максимович - машинист котельный, 1918 года, Вологодская область, д. Никитинская
--
старшина 2 статьи Демин Павел Ефимович - командир отделения пулеметчиков зенитных, 1919 года, Пермская область. д. Кузнецово
--
краснофлотец Дербенев Егор Иванович - машинист-турбинист, 1920 года, Саратовская область. д. Споверня
--
краснофлотец Доброхотов Владимир Владимирович - машинист-турбинист, 1924 года, Киевская область, г. Корсунь
--
старший краснофлотец Довженко Николай Саввич - старший зенитчик, 1912 года, Полтавская область, с. Середняки
--
краснофлотец Дойников Сергей Владимирович - зенитчик, 1922 года. Калининская (Тверская) область, д. Высоково
--
старшина 1 статьи Доронин Константин Николаевич - старший дальномерщик, 1915 года, Курская область, сс. Андросовский
--
старшина 1 статьи Доценко Александр Сидорович - командир отделения строевых, 1919 года, Киевская область, с. Добровода
--
старшина 1 статьи Драчев Александр Петрович - командир отделения электриков, 1916 года, Краснодарский край, г. Ейск
--
старший краснофлотец Дымченко Федор Константинович - старший рулевой, 1915 года, Николаевская область, г. Берислав
--
старший краснофлотец Дядюра Григорий Федорович - старший машинист-турбинист, 1915 года, г. Владивосток
--
краснофлотец Егезаров Аршак Артемович - строевой, 1924 года, Грузинская ССР, с. Овчаго
--
старший краснофлотец Егоров Андрей Максимович - пулеметчик зенитный, 1920 года, Чкаловская (Оренбургская) область. с. Кальчун
--
краснофлотец Егоров Виктор Тимофеевич - машинист-турбинист, 1919 года, Калининская (Тверская) область, д. Чащевик
--
краснофлотец Елисеев Федор Иванович - машинист трюмный, 1918 года, Тамбовская область, с. Никольское
--
старший краснофлотец Емелин Николай Васильевич - старший машинист-турбинист, 1917 года, Пензенская область, д. Камышлейка
--
старшина 1 статьи Ендовицкий Филипп Степанович - командир отделения визирщиков, 1913 года, Воронежская область, сс. Побединский
--
краснофлотец Еремеев Михаил Григорьевич - машинист-турбинист, 1920 года, АССР Немцев Поволжья (Саратовская) область, с. Верхняя Бановка
--
краснофлотец Ермилов Николай Степанович - минер, 1920 года, Череповецкая (Ярославская) область, д. Амхово
--
краснофлотец Жванко Павел Сидорович - машинист котельный, 1920 года, Полтавская область, с. Пашено
--
краснофлотец Жемчугов Василий Иванович - машинист котельный, 1918 года, Череповецкая (Ярославская) область, д. Алексино
--
краснофлотец Жеринов Михаил Николаевич - машинист-турбинист, 1919 года, г. Ярославль
--
краснофлотец Жиряков Алексей Федорович - машинист-турбинист, 1920 года, Куйбышевская (Самарская) область, с. Старый Байтермиш
--
старший краснофлотец Жур Петр Миронович - марсовый, 1915 года, Сумская область, с. Синевка
--
краснофлотец Жучков Василий Иванович - зенитчик, 1922 года, Орловская область, д. Карпово
--
старшина 1 статьи Завялов Степан Григорьевич - командир отделения строевых, 1915 года, Свердловская область, с. Иванищево
--
краснофлотец Зазулинский Георгий Фадеевич - строевой, 1923 года, г. Харьков
--
старшина 1 статьи Захаров Евгений Иванович - командир отделения радистов, 1916 года, г. Одесса
--
краснофлотец Каиров Петр Ефремович - машинист котельный, 1918 года, Херсонская область, с. Студюковск
--
краснофлотец Калеганов Николай Александрович - радист штурманский, 1922 года, Вологодская область, г. Череповец
--
краснофлотец Калинин Николай Дмитриевич - машинист-турбинист, 1918 года, Смоленская область, д. Ягодник
--
старшина 2 статьи Калугин Михаил Васильевич - старший машинист-турбинист, 1921 года, Владимирская область, с. Парское
--
краснофлотец Каменев Виктор Егорович - машинист-турбинист, 1922 года, Курская область, с. Чунры
--
краснофлотец Карпенко Виктор Максимович - строевой, 1924 года, Краснодарский край, г. Майкоп
--
старший краснофлотец Карсаков Михаил Игнатьевич - старший комендор палубный, 1915 года, Куйбышевская (Самарская) область, д. Шарлово
--
краснофлотец Кашканов Владимир Ильич - зенитчик, 1923 года, Крымская АССР (Таврическая губерния), г. Джанкой
--
краснофлотец Келлеров Николай Иванович - зенитчик, 1922 года, Орловская область, с. Комячино
--
старшина 1 статьи Кириченко Тимофей Евгеньевич - командир отделения артиллеристских электриков, 1914 года, Киевская область, г. Белая Церковь
--
краснофлотец Кияшко Василий Кириллович - артиллеристский электрик, 1920 года, Краснодарский край, ст. Старощербиновская