Аннотация: В армии и на флоте идут реформы. Те кому не безразлично дальнейшее существование армии и флота, не должны оставаться в стороне и обязаны сказать свое слово. Офицеров бывших не бывает!
ПО КОМУ СЕГОДНЯ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА?
На мой взгляд, потомственного морского офицера, сегодня колокола звонят по военно-морскому флоту. На Руси звон колоколов предвещал опасность, беду, набеги кочевников, пожары, призывал на вече народ для решения важнейших вопросов.
Так вот настал момент сегодня бить в набат, иначе завтра не будет ни флота, ни флотского образования, ни флотской науки, ни самих кораблей. Опасность потерять флот на пороге нашей страны!
На наших глазах некомпетентные люди в деле военно-морского флота пытаются, под видом благих намерений, на мой взгляд, загубить военно-морское образование, военно-морскую науку, военно-морское судостроение. А иначе, как понять, что глобальные вопросы военно-морского образования и науки, решаются в тесном кружке людей, явно некомпетентных в вопросах военно-морского флота? Или может я ошибаюсь?
В Санкт-Петербурге собрались губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвеенко, гражданский Министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков, Президент Внешторгбанка Андрей Леонидович Костин и подписали специальный меморандум о срочном создании Учебно-научного центра Военно-морского флота в Кронштадте с помощью частных инвесторов. Масштабный проект предусматривает перебазирование в Кронштадт Военно-морской академии, пяти военно-морских институтов, Нахимовского училища, флотского колледжа, лицея, трех научно-исследовательских институтов ВМФ, а также института дополнительного военно-профессионального образования. Переехать в Кронштадт они должны к 2013 году.
Удивляет, то что все это решается почему-то без участия Главкома ВМФ, представителей ВМФ, видных морских начальников независимых от Министра обороны, представителей флотской общественности, общественных флотских организаций, флотской науки, без обсуждения всех плюсов и минусов реформы и выработки оптимального решения.
Я очень надеюсь, что намерения ими двигают самые благие, а не банальное желание кому-то перепродать или захватить недвижимость ВМФ, расположенную элитных местах Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда и Владивостока. Проект красивый и можно сказать даже увлекательный, но за планами, существуют огромнейшие проблемы практического воплощения.
Хотелось бы им напомнить, что в действующих военно-морских училищах, научно-исследовательских институтах ВМФ и военно-морской академии имеется огромнейшая учебная база, нарабатывающаяся десятилетиями, которую просто так не снимешь и не перевезешь из одного места в другое. Нет, конечно теоретически можно ( а что нельзя сделать теоретически?), - но практически видимо нельзя, без значительных потерь. Я сам преподавал в одном из военно-морских институтов занчительное количество лет, неоднократно объявлялся лучшим преподавателям, участвовал монтаже не одного комплекса ВМФ и представляю эту работу военно-морского преподавателя в реале, а не в виртуале.
Хотелось бы также заметить, что к вышеуказанным городам, учебным заведениям и научным институтам привязаны кадры, которые определяют лицо образования и науки России, многие из которых имеют всемирное признание. Именно с флота пошло развитие радиосвязи, радиотехнической науки, развитие многих нынешних элементов вооружения русской армии. Лично я не уверен, что большинство из педагогов и представителей науки с энтузиазмом отправиться в Кронштадт.
Флот уже потерял за годы перестройки два училища в Севастополе, одно в Баку, одно в Киеве и одно в Петербурге. Для становления обучения "потерянным" специальностям (а училища не повторяются по своим специализациям между собой, каждое училище уникально) в результате этих сокращений специальностям потребовался не один и не два года, а многие до сих пор в полной мере не оправились от этих сокращений.
Проводимые ныне "реформы армии и флота" руководством Министерства Обороны вызывают сильную озабоченность всего адмиральского, офицерского состава, ветеранских и общественных организаций связанных с флотом. Мы беспокоимся, что в результате реформ, может быть значительно понижена боеготовность оставшихся после "реформаторской Цусимы" сил флота, что приведет к окончательному развалу офицерского корпуса, значительной потере квалифицированных военных специалистов, уничтожении военно-морского образования, окончательной гибели военного судостроения, утрате ориентиров военно-морской науки, потере преемственности военно-морских кадров.
Нельзя и даже преступно подходить с одним шаблоном или лекалом к армии, авиации, космическим войскам и флоту. Слишком разные виды Вооруженных сил, слишком разная специфика, вооружение и задачи.
Вызывает озабоченность некомпетентность руководителей, проводящих эту реформу, прежде всего, тем что они ничем не связаны с флотом, не знают его специфики. Их голословные заявления, типа, "что через три года флот будет перевооружен на новое вооружение" показывают уровень их некомпетентности именно во флотских вопросах.
Страны НАТО уделяют военному флоту огромнейшее значение и его роль в ведении современных боевых действий сложно переоценить. Опыт Югославии, Ирака, Афганистана показывают степень необходимости хорошо вооруженного и боеготового флота для нашей страны. А мы, извините, ничего не смогли даже противопоставить, против одного эскадренного миноносца США, с ракетами "Томагавк" с дальностью до 2000 километров, зашедшего в Черное море, кроме единственного крейсера "Москва", с дальностью ракет до 500 километров.
По нашему квалифицированному мнению, флот не может быть реформирован в составе Министерства Обороны и по тем же принципам и шаблонам, что и остальная армия, слишком разные подходы, вооружение, уровень технической подготовленности специалистов и задачи.
Я могу обосновать свое мнение более подробно!
Всякий ПОТЕНТАНТ, который едино войско сухопутное имеет - одну руку имеет, а который и флот имеет - обе руки имеет"..... - сказал в назидание потомкам Великий государственный деятель России Государь Петр Великий.
Большинство стран, которые имеют выход к морю, с целью более полноценного развития флота и решения геостратегических интересов, имеют отдельное от Министерства Обороны Министерство Морское (Министерство военно-морского флота), называемое Адмиралтейством.
Опыт всего развития нашей страны, имеющей огромнейшие морские границы, каких не имеет ни одна страна мира, и те угрозы, которые существуют и влияют на национальную безопасность и целостность нашего Государства, говорят о том, что Россия должна иметь мощный современный флот.
Возникает вопрос, а нужен ли сегодня Военно-Морской Флот России?
Россия - "страна сухопутная", а флот слишком дорогая "игрушка для бедной страны" - утверждают многие нынешние экономисты и политики.
Хотелось бы им напомнить слова выдающегося российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина - ответственного государственного деятеля, которому, после Цусимы Россия должна быть обязана возрождением Российского флота: "Надо крепить Военный флот! Береговая оборона, о которой твердят противники флота - полная чушь! Если мы хотим быть Державой, то должны иметь сильный флот. Это хорошо понимали Петр Великий и Екатерина Великая, а вот сегодняшние крикуны не понимают. Хотят сэкономить .... Во что обойдется в будущем такая экономия?"
При непосредственном участии Петра Аркадьевича Столыпина были созданы в тот период Морское министерство и Главный Морской штаб, как в большинстве стран обладавших океанским флотом. Столыпин, как никто другой понимал, что находясь в Военном министерстве, и подчиняясь Главному военному штабу - флот будет финансироваться и развиваться по остаточном принципу, а в стране будет отсутствовать действенная военно-морская политика и стратегия. Только имея в бюджете страны отдельную строку финансирования возрождения флота, можно рассчитывать на то, что что-то сдвинется в этом вопросе. И такая страна, как Россия вернется в строй ведущих морских держав и будет достойно и надежно защищена с морских направлений.
"Убеждать людей трудно, переубеждать невозможно. Ваше решение уже готово. Часть членов комиссии считает флот ненужным, что Россия - не морская держава, ей нужны только оборонительные береговые сооружения. Россию можно защищать без флота утверждают они. Могу понять эту точку зрения, но мысли не разделяю, ибо если не будет флота - придется отойти вглубь страны" - говорил в своем выступлении П.А.Столыпин 3 марта 1908 года на заседании Комиссии по государственной обороне.
При уровне сегодняшних вооружений "вглубь страны" не отойдешь. Некуда отступать. Сегодня на территории России нет ни одной точки, которую бы не могли достать ракеты и самолеты с морских направлений. Опыт последних военных конфликтов на территориях Ирака, Югославии, и даже такой чисто сухопутной страны, как Афганистан наглядно показывают, что флот в вопросах ведения боевых действий в нынешних условиях выходит на первое место. Именно ракеты морского базирования с подводных лодок и надводных кораблей - "Томагавки" и самолеты корабельного базирования уничтожают военный потенциал (вооруженные силы и авиацию) страны противника, способный оказать сопротивление, только после этого вступают в действие сухопутные силы и тактическая авиация.
Противодействовать и сдержать морские силы вероятного противника нашей страны можно только на дальних рубежах (за дальностью или на границе дальности действия крылатых ракет и корабельной авиации) и это способен сделать только Военно-морской флот - хорошо сбалансированный Военно-морской флот по своему качеству, количеству и составу. И не просто Военно-морской флот, а флот способный развернуться в назначенные районы в кратчайшее время, иметь в этих районах необходимую боевую устойчивость при воздействии противника, способный вести боевые действия длительное время, против различных видов ВМС противника - надводных, подводных и воздушных. А это способен сделать только хорошо сбалансированный военно-морской флот, вооруженный современными боевыми кораблями и оружием.
Спросим себя честно, способен ли сегодняшний Военно-морской флот России это сделать в том составе, в котором он остался после "Цусимы" девяностых и двухтысячных годов двадцатого века. Естественно нет!
Сравнительный анализ показывает, что по боевым возможностям сегодняшний российский ВМФ уступает иностранным флотам: на Балтике - шведскому флоту в 2 раза, финскому тоже в 2 раза, германскому в 4 раза; на Черном море - турецкому в 2-3 раза; ВМС США - более, чем в 20 раз; ВМС Англии и Франции - более чем в 5-8 раз (каждому); ВМС стран НАТО более, чем в 30 раз.
В течение, почти 18 лет в армии и на флоте (как составной части армии), идет РЕФОРМА. Все Министры обороны (Шапошников, Грачев, Родионов, Сергеев, Иванов и Сердюков) стремились проводить эту пресловутую РЕФОРМУ и каждый на свой манер, в результате чего от флота остались жалкие остатки, а про армию и авиацию не хочется и говорить. Причем упор почему-то делается в первую очередь на флот и на силы боевой готовности. Складывается впечатление, что "проводители" РЕФОРМЫ деньги получают в Пентагоне.
Хотелось бы еще раз заметить Вам также, что реформа в армии резко отличается от реформы флота, и применять единые принципы реформирования к абсолютно разным структурам неприемлемо. Можно извините за выражение потерять "ребенка".
Нынешний флот находится в такой стадии и состоянии, что, если его чуть-чуть толкнуть, то он упадет. Корабли, в своем большинстве, выработали установленные нормами и временем ресурсы и никакие уже их продления не приведут ни к чему хорошему.
Для эксплуатации столь сложной техники обязательно нужны высококлассные специалисты, имеющие подготовку даже не одного года. Нынешние специалисты, так называемые контрактники, обладают весьма поверхностными знаниями (на кнопки нажимать умеют, но не понимают процессов). Для подготовки настоящего флотского специалиста требуется минимум несколько лет. Потеря опытных специалистов - мичманов, младших офицеров, имеющих базовое специальное образование и бесценный опыт флотской службы на кораблях, будет для флота потерей невосполнимой. Одно дело научить человека стрелять из автомата и бегать кроссы, другое дело научить управлять сложной электронной техникой, атомными реакторами, ракетными, штурманскими, радиотехническими и связными комплексами, выводить корабли в море, в условиях противодействия противника.
Перевод одного военно-морского института из одного места в другое в соответствии с концепцией реформы нынешнего Министра обороны, приведет к гибели наработанной десятилетиями материальной базы и самое страшное потере профессорско-преподавательского состава. Этот базис и духовные основы ВМФ нарабатывается десятилетиями и путем неимоверных трат. Потери материальной базы, созданной целыми поколениями преподавателей, потеря опытного профессорско-преподавательского состава для ВМФ окажутся невосполнимыми. А переводятся сейчас, в соответствии с концепцией РЕФОРМЫ, все пять военно-морских институтов, каждый их которых, неповторим по своей цели, специальностям и специализациям. Стоит ли овчинка выделки? Хотелось бы, кстати заметить, что соотношение офицеров и матросов на флоте должно быть совсем другим, нежели в армии, как это имеет место быть на других флотах передовых морских государств.
Профессия моряка после всех перемен в стране стала малопрестижной. Мало найдется даже сыновей бывших моряков, из современной молодежи, желающих посвятить свою жизнь морской службе, связанной с длительным пребыванием в море, отрыву от семьи, жизни в далеких приморских гарнизонах.
Извините, но я пишу, то что знаю.
Россия имеет, на сегодняшней день, более 39 тысяч километров - морской границы, около 8 тысяч километров - речной и озерной границы и имеет геополитические интересы практически во всех регионах мира. Россия в основном граничит по морю, с далеко недружественными нам странами.
В 90-х годах ХХ-го столетия Российский флот потерпел поражение пострашнее и посильнее "цусимского", когда-то самого разрушительного для флота России. Поражение второму по значимости и силе флоту в мире нанесли в спину собственные правители и адмиралы, которые предали и продали военных моряков и корабли.
К 1990 году Военно-Морской Флот Советского Союза в количественном отношении характеризовался приблизительно такими цифровыми величинами (данные без морской авиации округлены по материалам открытых источников): боевые корабли всех типов, классов и рангов - около 1600 единиц,
- подводных лодок более 300, в том числе около 150 атомных;
- из 1300 надводных кораблей - более 250 основных классов (1-ого и 2-ого ранга), то есть морской и океанской зоны действий, из них 5 авианосцев, 37 ракетных и артиллерийских крейсеров, около 60 эсминцев и больших противолодочных кораблей, более 150 малых противолодочных и сторожевых кораблей и катеров;
- личного состава около 450 тысяч человек.
Флот масштабно действовал в различных районах Мирового океана.
Осуществлялось постоянное патрулирование в районах боевого предназначения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых атомных подводных лодок в оперативно важных районах Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
На Средиземном море, в Индийском океане, в Южно-Китайском море несли боевую службу (постоянное военно-морское присутствие) надводные корабли и подводные лодки оперативных соединений - соответственно 5-й эскадры, 8-й и 17-ой эскадр ВМФ.
Таким образом, Советский ВМФ к концу 80-х годов по своему количественному составу и боевому могуществу был вторым в мире после ВМС США (а по некоторым показателям, и первым) и настоящим Океанским ракетно-ядерным флотом.
С развалом Советского Союза на ВМФ обрушились те же беды, что и на Вооруженные Силы и страну в целом. В декабре 1992 года практически свертывается боевая служба ВМФ. 5-я, 8-я и 17-я эскадры ВМФ расформировываются. Начался первый вынужденный этап списания кораблей из-за не выделения денег для их ремонта и содержания, хотя часть кораблей далеко еще не выслужила установленные сроки. Численность личного состава ВМФ по директивам была сокращена почти на 45%. "Перестройщиками" и "реформаторами" Вооруженных Сил, не без помощи руководства ВМФ, корабельный состав ВМФ был сокращен по сравнению с концом 80-х годов более, чем в 5 раз и составляет на сегодняшний день, по данным открытых источников, примерно 200-250 кораблей всех типов и классов. Из них: подводных кораблей около 50-60, надводных кораблей (океанского класса 1-2-ого ранга) примерно 30-40. Средний возраст, находящихся в строю, кораблей ВМФ превысил 20 лет, что уже является критическим. Примерно 80% кораблей нуждаются в ремонте. Около 90% всего нынешнего корабельного состава флота построены во времена Советского Союза, построенные же военные корабли во времена России - почти все были заложены в Советское время. Пока ни одного корабля (1-ого, 2ого ранга), заложенного после 90-ого года, на сегодняшний день, не введено в состав ВМФ.
Личный состав всего ВМФ по численности сокращен до 180 тысяч человек. Со службы директивно в 90-е годы была отправлена в запас большая часть опытных и подготовленных офицеров в возрасте от 35 до 50 лет, а молодежь от 25 до 35 лет интенсивно побежала с флота сама.
Россия в географическом отношении оказалась отброшенной в начале 90-х годов в раннюю петровскую эпоху, когда выход в Балтийское море ограничивался Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а в Черное море - Азовом. Колоссально сузилась система базирования флота. Из ее инфраструктуры выпали военно-морские базы и порты в ныне "суверенных и независимых" государствах, бывших наших "братских" союзных республиках на Балтике, Черном море и на Каспии. Фактически у России осталось около 20%, веками освоенного морского побережья Балтийского и Черного морей, а также примерно 30% берегов ее еще "вчера" почти внутреннего Каспийского моря.
Значительно сократилась система судостроения и судоремонта, из которой выпали мощные производственные узлы судостроительных и судоремонтных заводов Украины, Грузии, Прибалтики, Азербайджана - до 40% всех кораблестроительных мощностей СССР. Большинство существующих на сегодня судостроительных и судоремонтных предприятий приблизительно на 80% растеряли производственный кадровый потенциал и опыт судостроения современных военных кораблей. Многие предприятия судостроения и разработки и создания вооружения для военно-морского флота прошли акционирование. В составе акционеров присутствуют люди (как иностранцы, так и россияне), проживающие постоянно на территориях стран НАТО, для которых деятельность этих предприятий в интересах возрождения флота России, не нужна и которые могут оказывать значительное сопротивление возрождению флота.
"Перестройщиками" и "реформаторами" свергнуто громадное количество научно-исследовательских и проектных работ по флотской тематике. Упразднены или сокращены ряд важных, различного профиля научно-исследовательских институтов, организаций и конструкторских бюро, обладающих громадным опытом в проектировании кораблей и разработке военно-морского вооружения. Безвозвратно, на сегодняшний день, утрачен бесценный научно-технический людской потенциал, разогнаны и распались десятилетиями складывающиеся творческие коллективы подготовленных специалистов. Ученые, инженеры, проектировщики ушли работать в коммерческие структуры. Восстановление таких коллективов - длительная и трудная работа, способная растянутся на десятилетия.
Хотелось бы Вам напомнить, что суть любой реформы Вооруженных Сил и флота должна в конечно итоге привести к повышению боеготовности, а не прежде всего экономии средств на оборону страны, что делает сейчас нынешний Министр обороны и его "менеджеры" не имевшие отношения к строительству Вооруженных Сил России, распродавая здания штабов, институтов, академий, санаториев, в так называемых "козырных" местах, явно за так называемые "откаты" удобным людям.
Если создавать Министерство военно-морского флота - Адмиралтейство, а его создавать надо, если России нужен флот, то лучшей кандидатуры, чем адмирал Касатонов Игорь Владимирович, просто сегодня нет и быть не может! Это адмирал с большой буквы, которого знает, и за которым пойдет весь флот. Адмирал, который пользуется заслуженным уважением флотских общественных организаций, флотских адмиралов, офицеров, матросов и простых людей.
И если честно, то никаких "реформ" сегодня не видно, хотя бы по тем крупицам, которые несмотря на все усилия "проводителей реформ" попадают в открытую печать. Есть видимо не реформы, а голое сокращение офицерских должностей и распродажа недвижимого имущества Вооруженных Сил.
А если бы вы услышали, что говорят обо всем этом, люди в войсках и на флотах, об этих "реформах" и тех, кто их проводит, те "самые приводные ремни армии и флота", как называл офицеров адмирал Нахимов, то у вас бы волосы встали дыбом. Как бы в результате этих "реформ" Министр обороны не остался бы совсем без войска, а только со своими "менеджерами", "реформаторами" и кучей полуграмотных "контрактников".
Спасите флот от его разгрома, если еще можно что-либо сделать!
С уважением и надеждой на понимание
Блытов Виктор Александрович - потомственный морской офицер, все звания получил на палубах кораблей, почетный радист России, доцент.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023