Аннотация: Дневник продюсера ТВ по итогам командировки в Южную Осетию с 8 по 17 августа 2008 года. Все, что увидено своими глазами.
Вместо вступления
Только вчера (17 августа) вернулся из Цхинвала. Стоял в самолете 2 часа 30 минут. Взяли на подсадку пассажиром ?121 на откидной стульчик в ЯК-42. Билетов не было, а домой хотелось. Увидев мою небритую физиономию в аэропорту Беслан, "Старшая Смены" по имени Светлана сжалилась...
- А, журналист, не переживай, улетишь! Ну, как вы там, ребята? Ну что там вообще?
10 дней был в "творческой командировке", как продюсер съемочной группы программы "Сегодня". Сейчас зализываю душевные раны и отдыхаю...
Поймал себя на мысли, что при звуке хлопающей двери автомобиля я слегка пригибаюсь. Хлопушки и петарды в яхт-клубе по соседству, тоже не радуют. Напрягают. Хотя, уже дома с семьей и пью чай с плюшками... Смешно и страшно, страшно и смешно. Видимо за 10 дней приобрел новые, неведомые ранее рефлексы. 10 дней не видел телевизора, видел только то, что видел сам.
Конечно, многое вошло в репортажи нашего корреспондента Вадима Фефилова (НТВ). Но там ведь сухие факты. Там информация, а вот личные переживания и ощущения, как правило, остаются за кадром. Увы.
Мне, бывшему моряку-подводнику сложно разобраться в этой куче "сухопутного железа" и нюансах горной тактики. Тем более сложно быть свидетелем войны, в которой участвуют две регулярные, вооруженные до зубов армии.
Все мы журналисты разницу определили так: " Если в Чечне были "федералы" и "сепаратисты", где можно было "получить" пулю, фугас или гранатомет, то на этой войне все изменилось. Безопасных мест не стало. В любой момент и в любом месте тебя может настигнуть "Град", снаряд, выпущенный из САУ или миномета, прилететь самолет и отбомбиться. Причем сразу и не поймешь, чей это самолет. Можешь сначала ручкой помахать, а потом лежать в канаве, прячась от осколков, сброшенной им бомбы. Противника не видно, но он где-то рядом.
Хотелось бы сказать теплые слова в адрес наших военных. Видимо, ежегодные учения "Кавказский Рубеж" пошли впрок. Ввод войск в Южную Осетию был проведен образцово, быстро и эффективно. На второй день колонна бронетехники вытянулась от Владикавказа до Цхинвала. Вся эта армада вошла, рассредоточилась и дала отпор. Гениально.
Будем считать это вступлением к "путевым заметкам". Постепенно расскажу обо всем. Надо осмыслить и переварить увиденное.
Начало
Сразу прошу прощения за возможный сумбур в изложении. Времени прошло мало и эмоции еще не улеглись. Хотя, может, благодаря этому, и получится передать атмосферу тех пяти дней, которые, возможно, поменяли Мир. Буду писать в настоящем времени. Так удобнее. Фамилии и имена менять не стану, да простят меня товарищи и коллеги.
4 августа.
Телецентр "Останкино". Москва. Первый день на работе после весьма содержательного отпуска. Съемочная группа Руслана Гусарова (Наш Махачкалинский корпункт) и спутниковая тарелка (далее просто тарелка) уже в Цхинвале. Пока все тихо, но в воздухе витает непонятное напряжение. Обострения в Южной Осетии явление частое, поэтому все спокойны. Ну, постреляют... О более серьезном никто не думает. Подошел к шефу. Мол, если что, - то я готов. Шеф порекомендовал расслабиться и сказал, что если бы не лето и отсутствие новостей, то и Гусарова бы не послали.
7-го августа днем. Сижу дома. Звонок. "Ты согласен вылететь завтра утром в Южную Осетию?" - "Согласен!". Интересуюсь составом съемочной группы. Корреспондент- Вадим Фефилов, Оператор - Тимур Воронов, Звукооператор-Геннадий Лисицкий, ну и я продюсер. Созвонился с Владикавказом по поводу автотранспорта (а/м Газель) до Цхинвали. Обещают "добыть". Собираю вещи, главное носки и майки. Успел сходить в магазин: литр коньяку, две палки сырокопченой и несколько банок тушенки. Пригодится.
И вот в ночь с 7-го на 8 августа Грузия начала обстреливать Цхинвал с применением тяжелой артиллерии. Это после того, как было достигнуто соглашение о перемирии. Группа Гусарова и все журналисты укрылись в штабе Миротворцев.
В 06.00 8-го за мной заехала машина. Сначала в телецентр "Останкино", потом в Домодедово. В коридоре встречаю шефа. Он на работе с 2-х ночи. Узнаю, что Гусаров несколько часов не выходит на связь и что происходит в Цхинвале не понятно. С нами этим же рейсом летит "тарелка". Паша и Дима,- инженеры, классные ребята и высокие профессионалы.
Собираем каски и бронежилеты, оборудование. "Железа" много. По пути в аэропорт созваниваюсь с Владикавказом. С "Газелью" облом. Все отказываются туда ехать. Обещают найти другие машины. Поскольку телевизора не видим, то пока не страшно. Но тревожно.
13.30. Аэропорт "Беслан". Выгружаемся. Со взлётки поднимаются в воздух боевые вертолеты в количестве 5-6 штук и уходят в южном направлении. Война, блин!
Машина за нами пришла. Водитель по имени Амур, отставной подполковник танкист. От него узнаем, что в Цхинвал уже не проехать. Давай, в Джаву! Оттуда близко!
Тарелочники машину найти не могут, но торопятся. Все понимают, что в нашей работе быстрота важна как никогда. Быстрее на Юг!!! По дороге к границе обгоняем несколько военных колонн с танками, самоходками и прочей техникой. Насчитал не менее 100 машин.
Подъезжаем к границе между Южной и Северной Осетией. Скопище машин и людей. Большая часть людей в камуфляже. Это добровольцы. Обстановка нервная. У многих нет документов, и их не пропускают наши пограничники. Нельзя без документов! Возле шлагбаума возникают стычки, даже со стрельбой в воздух. В толпе добровольцев нахожу майора-пограничника. Его "атакуют" осетины. Майор внешне невозмутим. Искусству дипломатии его не учили, но в такой обстановке по-другому нельзя.
Пробиваюсь к нему сквозь толпу:
- Товарищ, майор, телекомпания НТВ. Помогите нам проехать туда без очереди.
-Сейчас, успокоится обстановка... - майор говорит и не верит в то, что говорит. Видимо внутри у него творится что-то страшное.
Обстановка слегка разрядилась, но до 19-ти часового эфира чуть больше 2-х часов, а мы еще по эту сторону тоннеля. Тарелка только выехала из аэропорта на 2-х "копейках". Придется пересечь границу и возвращаться к тарелке на нашу территорию. Ну что поделаешь... В нейтральной зоне снимаем колонну медиков, готовых к выезду в Цхинвал. 15-20 машин Медицины Катастроф. У них все готово, но в Цхинвали не проехать.
Звонят из редакции, просят подснять колонны нашей техники. Высовываемся с камерой из окна машины и обгоняем еще несколько колонн. Бойцы машут из открытых машин. Как на прогулке... Что ждет их дальше?
Рокский тоннель позади. На выезде из него останавливаемся. По левую сторону в низине стоят наши артиллеристы. Машин со стороны Южной Осетии почти нет. Не видно ни машин с беженцами, ни машин скорой помощи. Странно.
Записав корреспондента на фоне входа в тоннель, возвращаемся назад. Опять помог майор (я даже его имени не спросил).
Вернулись к тарелке (они "развернулись", не доезжая границы). По пути видели залп нашими ракетами с российской территории в грузинскую сторону. Из ущелья. Наш локатор стоит уже за Рокским тоннелем, а ракеты и границу не пересекали. Круто!
"Отстрелявшись" на 19.00, двинулись в Джаву. Темнеет, причем резко. Ночью надо обязательно попасть в Цхинвали. Мы единственные кто находится здесь, между Цхинвалом и Владикавказом. В Цхинвале Гусаров, Дай Бог живой!
Джава. Ночной Цхинвал.
Снова едем. На этот раз на границе тихо и машин поубавилось. Майор, сменился, но и без него проскочили быстро. Проверка паспортов, Рокский тоннель и вот мы снова в Южной Осетии.
Стемнело окончательно. Водитель Амур нервничает. У него сел телефон, и семья волнуется за его жизнь. На территории Южной Осетии работает "Мегафон", но у нас у всех "Билайн", поэтому регистрируемся в грузинской сотовой сети. Связь нужна. Хотя сразу и не сообразишь, о чем говорить можно, а о чем нельзя. Наверняка грузины переговоры слушают.
Продюсер съемочной группы Максима Березина (Владикавказ) порекомендовал нам остановиться у его родственников в Джаве на улице Сталина. Дозвониться до них он не смог, поэтому мы свалились, как снег на голову. Но нам оказались рады. Хозяйку дома зовут Джульетта, а хозяина Исаак. В доме нет электричества. Днем на Джаву (позже выяснил, что в тот день прошла информация, будто бы Джава "стерта с лица Земли") грузины совершили авианалёт, и что-то там повредилось. На столах закопченные керосинки, в туалет с фонариком.
Наскоро перекусили и приняли "наркомовских" сто грамм. Больше нельзя -еще работать! Решили ехать в Цхинвал. Амур отпросился домой, и в нашем распоряжении остался водитель Артур Анзаров на своей старенькой "копейке". Ну, пора! С Богом!
Столица Южной Осетии Цхинвал, находится за перевалом в низине, поэтому в Джаве ничего не слышно и не видно.
23.30 Выезжаем на площадь Джавы и поворачиваем в сторону стратегического моста через реку, за которой развилка. Направо - объездная дорога, по которой все и ездят, налево - дорога через грузинские села, - там стреляют. Военной техники набилась куча. Танки, БТРы, "Камазы", "Уралы" и прочая дребедень. Идет 58-ая Армия! На площади несколько сот добровольцев. Многие уже с оружием. Народ вскрывает "цинки" (герметичные ящики с боезапасом) и разбирает патроны. Осетинские женщины режут из простыней белые ленточки и раздают мужчинам. Белая повязка, - отличительный знак "свой!". Эмоции захлестывают. Смотрю на это скопище живой силы и техники, а в голову мысли дурные лезут, - "Не дай Бог, грузинский самолет!" Но мысли гоню прочь.
Пишем с добровольцами пару интервью и в путь. После развилки дорога резко уходит вверх. Фары неуверенно высвечивают путь. На дороге валяются крупные булыжники, иногда это напоминает причудливый "сад камней". Как они сюда попали? Оказалось, что, когда военная колонна делает остановку на подъеме, бойцы подкладывают камни под гусеницы, чтобы танк не съехал. Потом, естественно, никто эти камни не убирает. Вот такой слалом...
Преодолели подъем. Машина работает, как часы. Пылища,- асфальт закончился. Сидим, молчим, смотрим по сторонам. Изредка попадаются встречные автомобили. Многие из них напоминают фантастические, немыслимые кабриолеты. Без единого стекла и с пулевыми отверстиями, но на ходу. Если оттуда едут, то и туда проехать можно...
За поворотом наш танк (соляр закончился). Боец тормозит нас.
- Мужики, водички нет?
- Забирай!- отдали солдату полбутылки воды.
Но за поворотом еще БМП (сломался). Другой боец и опять воды просит. Но воды больше нет.
Преодолев подъем, катимся вниз. Время в районе 01.00 уже наступившего 09 августа. Чувствуем, что Цхинвал рядом, но ничего не видим. Во рту пересохло, появился кислый, мерзкий привкус опасности. Спина под бронежилетом намокла.
Нагоняем какую-то машину. И вдруг, как будто прямо под нами, пошли белые всполохи. Серия вспышек, почти молний, отраженных от облаков, и низкий, бубнящий отзвук разрывов. Взрывы пляшут по низине, которую мы не видим. Адская картина! Понимаю, что там могут быть люди, и они гибнут. Да как бы сюда не шарахнули...
Идущая впереди нас машина выключила фары, дала по газам и ушла на разворот в сторону Джавы. Мы остановились. Фары выключены. В голове мысль: и что теперь? Проделано 4/5 пути, вот она цель! Повернуть назад?! Да, хочется назад! Страшно, как хочется... Тимур снимает всполохи на камеру.
Неожиданно воцарилась тишина. Лишь отзвуки автоматной трескотни, но где-то там, совсем далеко... Садимся в машину.
- Артур,... поехали!
- Моя мама говорила: если бы я родился девушкой, то был бы первой проституткой!
- Почему?!
- Потому, что "нет" сказать не могу!
Поехали. Машина взрывается от хохота. На дороге вырастают двое в камуфляже. Повязки на рукавах белые, - значит "Наши". Артур разговаривает с ними по-осетински. Далее их фраза на русском:
- Вы с ума сошли с фарами ехать! Убьют!
Выключаем фары, но... совсем ничего не видно.
- Артур, габариты включи!
Спокойный ответ:
- Не работают габариты...
Так и едем. То включаем, то выключаем свет.
Проехали поворот на Хетагурово (село возле Цхинвала). Начала попадаться изуродованная техника. Многое еще дымится и горит. Притормаживаем возле танка (как потом выяснилось грузинского), башня которого развернута поперек дороги. Объезжаем слева. Вокруг никого. Следом упираемся в грузовик. Явно не наш. Очень похож на "Урал", но, скорее всего, НАТОвский. Из-под машины растекается лужа масла. Тишина зловещая. Понятно, что бой здесь только закончился. В кустах мелькают огоньки (может от фонариков). Следующий поворот, - развороченный танк. Башня после взрыва осталась на нем, но встала как-то боком. Невдалеке горит фургон. Точнее, догорает (это уже Цхинвал, возле хлебозавода).
Опять осетинский ополченец, теперь одинокий:
- Мужики до гостиницы не подбросите? (я готов был ожидать любого вопроса, только не этого)
И спокойный ответ водителя:
- Мы туда не едем....
В очередной раз погасили фары и остановились. Все вышли из машины. Красный свет от горящего фургона, иногда накамерный свет оператора. Под ногами стреляные гильзы. В доме из темного кирпича горит костер, который проецирует чьи-то живые тени на стены. Тишина.
Куда ехать дальше не понятно. Темень, хоть глаз коли. Штаб миротворцев мы ночью не найдем, а спрашивать дорогу не у кого, можно и на грузин нарваться. Непонятно в чьих руках город. Принято решение возвращаться в Джаву.
На обратном пути остановились возле следов недавнего боя. Оператор Тимур выходит из машины и в свете фар снимает танк, грузовик и прочий металлолом... В НАТОвском грузовике лежит грузинский офицер с перерезанным горлом. Знал бы я, что через несколько дней, только на этом участке соберут 22 грузинских тела...
А пока, снова в Джаву, надо перегнать видеоматериал в Москву.
Под огнем
В Джаву въехали часа в четыре утра. На площади все так же толпятся добровольцы, ожидающие своей отправки на фронт. Несмотря на ранний час настроение у людей приподнятое. Армейской техники прибавилось. Теперь, транспорт в сторону Цхинвала движется и по встречной полосе.
Добрались по обочине до улицы Сталина. Тарелочники Паша и Дима тревожно спят. Паша в машине, а Дима в доме. Бужу. Сдернув клеенку с оборудования, ребята ищут Юг (направление на спутник) и разворачиваются. Вадим Фефилов пишет текст. Часов в шесть перегоняем в Москву репортаж о нашей ночной поездке.
Теперь надо поспать, но сразу заснуть не получается. Организм бьет мелкой дрожью. Выпиваем по рюмке. Немного отпускает. Спать! Спать! Но как только коснулся головой подушки начала работать наша артиллерия. Ее позиции не далеко, но выстрелы сливаются в непрерывный гул. Все это вместе с грохотом тяжелой техники на трассе неподалеку, не лучший фон для спокойного сна. Артподготовка идет непрерывно часа три.
Проснулись часов в 11. Наскоро перекусили. В машину и снова едем в Цхинвал. На площади Джавы поговорили с народом. Все утверждают, что проехать в Цхинвал очень сложно, - объездная дорога под обстрелом и многие добровольцы уже погибли. Но решение нами принято. Только вперед!
Первая часть пути прошла гладко. Эмоционально даже лучше чем ночью, поскольку все видно. По дороге остановились у армейского узла связи. Попросил у майора отлить бензина из ГАЗ-66. Майор согласился дать десять литров. Пластиковые бутылки в бак грузовика и бесценные углеводороды (в Джаве, даже по 500 руб. не купить бензина) перетекают в нашу "копейку".
До Цхинвали километров пять (примерно то место, где мы ночью наблюдали обстрел города). Дорога пошла на спуск. Выскакиваем из-за поворота и натыкаемся на армейцев. На склоне, обращенном в сторону Грузии, "работает" минометный взвод. Три миномета, командир, бойцы. Боезапас в кустах в метрах пятидесяти. После каждого выстрела боец подносит очередной снаряд. Расчет аккуратно погружает мину в ствол. От миномета тянется тросик. По команде расчет за него дергает и происходит выстрел. Километров за пять на грузинском склоне взвиваются дымки. Попали, не попали? Ищу командира, чтобы получить "добро" на съемки. Нахожу, запыленного старлея. "Добро" получено. Минут 15 снимаем работу минометчиков.
Ниже по дороге в метрах 150-ти от минометов стоит батарея САУшек с машинами обеспечения, а на самой дороге колонна бронетехники, развернутая в сторону от Цхинвали. Бойцы сидят на броне. Механики суетятся возле своих рычащих коней.
Оператор Тимур, корреспондент Вадим и Геннадий (звукооператор) идут вниз по дороге в "хвост" этой колонны. Я отстал. Объясняю водителю Артуру, чтобы он догонял нашу группу. Сам нагоняю ребят быстрым шагом вдоль колонны. Почти догнал. Вдруг за машинами в метрах 50-ти от меня взметнулся гриб разрыва, а с ним камни, земля, пыль... Звук взрыва глухой. Бл.., нас обстреливают!!! Инстинктивно бросаюсь к обочине. Глаза выискивают приемлемую по размеру ямку. А вдруг второй снаряд?! Боже! Бойцы попрыгали с брони и тоже в кусты. Возможно, прошли секунды, но они показались вечностью. Командирский окрик "По машинам!" отрезвил и меня тоже. Грузины пристрелялись и артиллеристам надо срочно менять позицию.
Выхожу на дорогу. Вижу своих ребят, здоровых и невредимых. Радость нескрываемая у всех.
- Саня, каски принеси!
Бегу к нашей машине. Артур в шоке, ему-то за что эти страдания? Открываю багажник, - в нем сумки с касками. Сумки черные, молнии на сумках тоже черные. Не могу открыть. Руки трясутся, во рту липкая кислая масса. Быстрее, быстрее, "фронтовик" хренов!!
Прибегаю с касками. Фефилов отдает свою Артуру. А мне каска оказалась мала. Размер головы 60-ый, а у каски явно 58-ой. Дым рассеялся. Вояки строятся в колонну и на большой скорости уходят прочь с этого места. Только тут видим, что грузинская мина подбила три военных автомобиля. Прямое попадание в грузовик, но рядом поврежденный БМП и еще одна машина. На дороге лежит пробитая армейская каска. На внутренней ее стороне сгустки крови и фамилия Баженов. Выжил ли ее владелец?
Подбегаем к горящей технике. Тимур снимает. Пытаемся записать корреспондента на фоне последствий обстрела. Присели на корточки, - мало ли что. Камера ни на секунду не выключается. Со стороны Цхинвали в нашу сторону едет УАЗ "буханка". Сразу за машиной еще один взрыв, где-то в ста метрах от нас! Понятно, что грузины видят дым от пожара и лепят по тому же месту. Может, я военных книжек начитался, но понимаю, что враги тоже стреляют "вилочкой" и следующий снаряд прилетит именно сюда.
- Мужики, сваливаем, сейчас по нам долбанут!
И мы побежали! Побежали прочь, вверх по дороге. За спиной еще два взрыва. Водитель Артур на удивление завел "копейку" (у нас еще и проблемы с аккумулятором). Тимур снимает. Утыкаемся в пробку. Наши вояки заняли оба ряда. Слева обрыв, справа отвесная скала. Не проехать. Стоим курим. Бойцы дали водички, и ох как кстати!
Появился осетин в камуфляже. Выяснили, что это глава РУВД Знаурского района Георгий Ванеев. Едет в Цхинвали в прокуратуру с уголовными делами. Наши объяснения, что дорога простреливается, подействовали. Пишем интервью. Он приглашает нас в гости. Обмениваемся телефонами.
Снова едем. Путь на Цхинвал закрыт, и судьбу искушать сегодня не будем, лучше поснимаем беженцев и медиков в Джаве. Машина кипит на подъеме. Останавливаемся. До 16-ти часового эфира 2 часа, но надо успеть. Пересаживаю Вадима и Гену в джип с ополченцами в сторону Джавы. Остаемся втроем: Тимур, Артур и я.
Стою на дороге, курю. В гору поднимается кортеж из трех машин. Первой едет тонированная Нива за ней два джипа. Кортеж притормаживает, открывается окно Нивы. На переднем сиденье Президент Южной Осетии Э. Кокойты. Я опешил!
- НТВ, проблемы есть?
- Да вот кипим, остываем...
- Кто корреспондент?
- Фефилов. Он сейчас в Джаве.
- Вадику привет!
И кортеж уехал, а мы остались.
С горем пополам доехали до Джавы. Возле моста работает армейская ПВО. Грохот ужасный, аж ушам больно. Местные же коровы на выстрелы не реагируют.
Прохожие военные говорят, что днем к мосту пытались пройти грузинские диверсанты, и армейцы долго обстреливали склон перед мостом из крупнокалиберных пулеметов.
На эфир 16 часов мы успели. Следующий выпуск в 19.00 и надо еще поработать.
Гуманитарная составляющая
В этот вечер 9-го августа мы больше ничего не снимали. Наша "копейка" сломалась окончательно. Видимо, езда по горным дорогам без охлаждения двигателя бесследно не проходит. Заказали прокладку и масло с фильтром во Владикавказе, но приедет все это только завтра. Надо искать другой транспорт.
Отчасти я рад вынужденному безделью. За последние сутки с нами случилось столько всего, что многим хватило бы этого на несколько лет. По крайней мере, до приезда сюда я и подумать не мог в то, что такое бывает на самом деле.
Состояние дурацкое. С одной стороны,- я рад, что ни царапины и голова на месте. С другой, - страшно подумать о том, что могло бы случиться, если бы... Впрочем, об этом хватит!
Вечером хозяйка дома приготовила нам осетинские пироги, которые мы съели с большим аппетитом, запивая домашним вином и тем, что покрепче.
На удивление после нашего сюжета с "ночным Цхинвалом" и "минометным обстрелом" нас никто из Москвы не дергал. Даже на мгновение показалось, что война закончилась, и нас об этом не известили. Странно, когда в такой информационной обстановке дают время на отдых, пусть даже кратковременный.
Ночь прошла тихо. Пушки стреляли, но я их не слышал.
Просыпаюсь от гортанной немецкой речи во дворе дома. Первая мысль - все, нас взяли в плен!!! Оказывается, наконец, появилась западная пресса. ZDF и RTL - первые иностранные журналисты, которых я увидел здесь. Они еле нашли улицу Сталина и пришли перегонять свой материал в Берлин. Поздновато, коллеги...
На "попутных ополченцах" добираюсь до джавской площади. Надо найти машину. Подхожу поочередно к владельцам авто с одним вопросом- просьбой: "Здравствуйте! Телекомпания НТВ. У нас машина сломалась, "копейка", перегрели двигатель. Может, согласитесь с нами поработать? Очень надо!"
Ответ один - "нет!"
Такой ответ не потому, что телевидение не любят. Просто все машины при деле. Кто беженцев эвакуирует, кто ополченцев в Цхинвал везет...
Встречаю нескольких коллег с других каналов. У них та же проблема и такой же результат поиска. Машин нет, нет и бензина... За любые деньги!
Подхожу к администрации (Ну, там-то помогут!!!?). Результат- ноль! Правда, депутат парламента от Джавы по имени Адольф, узнав, что я с НТВ говорит:
- Так, ваши на площади стоят!
- Какие наши?
- НТВ! Всю ночь стоят.
Иду на площадь. Действительно, на ней стоят несколько машин с надписью TV. Узнаю махачкалинскую тарелку и их же "Лэнд-Крузер". Кроме этого стоит "Нива" с пробитым пулями лобовым стеклом. Других стекол в машине нет.
- Мужики!!!!!!!
Мы, конечно, узнали друг друга. Хотя со многими не вделись с бесланских событий. Оказывается, ребята выехали из Цхинвала вечером в составе колонны. Вместе с беженцами. Накануне 50 журналистов обратились к России, США и Грузии с открытым письмом. Они попросили гуманитарный коридор для выхода из пекла. Проскочили.
- Где Гусаров?
- Он остался в Цхинвале. Работает.
- Вы почему к нам не приехали сразу, на Сталина?
- Адреса не знали....
- Ну, ведь Москва его знает, что же вы не позвонили!?
- ................
Супер! Теперь у нас джип и можно ехать в Цхинвали. Но ребята расстраивают. На "Тойоте" не работают тормоза, и в горы мы не едем.
Всем "табором" приезжаем на Сталина в наш дом. Хозяйка рада, хотя по нашим русским меркам впору вешаться. Толпа журналистов с разных каналов. Проходной двор, блин!
- Разместимся как-нибудь....
Звоню в Москву, объясняю ситуацию. Поступил приказ, - беженцы, раненые и все, что вокруг. Короче, гуманитарная составляющая конфликта. В Цхинвал не соваться! Не рисковать!
Снова на площадь. Теперь все вместе. Едем на джипе без тормозов. Снова Адольф и глава администрации.