ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Владикавказский Алан К.
Навстречу прошлому, во имя будущего!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многое известно о легендарных аланах, сотни ученых с мировыми именами упоминают об этих великих воинах в своих трудах, отмечая: "Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои". История сохранила для нас не только летописи и сказания о них, она даровала нам зримое свидетельство того, во имя чего жили и за что сражались наши предки. Одни из ярчайших святынь нашего наследия - христианские храмы 9-10 веков в Архызе - живописнейшем уголке Северного Кавказа, входившего в состав некогда могущественного Аланского христианского государства, где располагалась его столица город Магас. Эти величественные каменные сооружения, увенчанные крестами, могут рассказать нам больше, чем тысячи письменных источников. И сильнее становится стремление осетинского народа, обретающего духовное возрождение, прикоснуться к своим истокам, осознать сквозь призму прошлого свое настоящее, а главное - будущее.

  
  В ознаменование одного из самых почитаемых в нашем народе праздников Св. Георгия - Джеоргуыба, в канун исторического события для земли Осетии и всей России - прибытия из Александрии частицы нетленных мощей святого великомученика Георгия Победоносца, мы решили организовать молодежную поездку в Архыз к христианским святыням Алании и вознести молитвы в древних храмах за мир на нашей земле.
  
  Ранним субботним утром около сотни молодых ребят собрались у Кафедрального Собора Святого Георгия Победоносца. Молодые люди приложились к великой святыне, мощам святого Георгия Победоносца, и отправились в путь. В поездке приняли участие студенты СОГУ, СКГМИ, СОГМА, СОГПИ, Колледжа культуры, воспитанники Северо-Кавказского Суворовского военного училища, представители спортивных федераций, ребята из военно-патриотического клуба Архангела Михаила, "Аланские Барсы", а так же журналисты центральных СМИ республики. В дороге ребята не скучали: жаркие разговоры о прошлом, настоящем и будущем, о древней Алании и современной Осетии сопровождались осетинскими танцами под живое звучание ирон фандыра и доули.
  
  И вот за плечами 400 км, около 7 часов пути. Мы в Архызе. Свои бурные волны несет река Большой Зеленчук. Не боюсь показаться пафосным и официозным, но ощущения действительно в полной мере не передать. Редко такое ощутишь даже в осетинских горах. Словно оказался в ином измерении. И Вы сейчас поймете, почему...
  
  Над нами - сохранившаяся сквозь тысячелетие наскальная икона Иисуса Христа, которая является копией Туринской плащаницы. Время ее написания датируется специалистами IX веком, а по некоторым мнением и раньше. Совершенно удивительно то, что изображение Спасителя многие века было сокрыто от глаз людей и найдено в канун 2000-летия христианства. Это событие всколыхнуло весь Православный мир. Образ сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества. Размеры Лика 140 х 80 см, что позволяет считать его образцом монументальной живописи. Нельзя не отметить важную особенность - Образ обращен строго на восток и если мысленно продолжить вектор направления глаз Спасителя, то он обращен к древним христианские храмам Алании: именно там в начале Х века аланы принимали свет Христовой веры, входя в новую эру своей легендарной истории. Икона Спасителя находится на крутом берегу реки на высоте 150-ти метров, а у подножия - ожидающий своего скорого открытия, возведенный Ставропольской и Владикавказской епархией в честь этой святыни новый храм Христа Спасителя. Он поражает своим архитектурным стилем: по образу аланских храмов, а кладка стен - будто наши родовые башни. И ведь храмы, это и есть наши крепости, наши твердыни. Ощущение такое, будто все эти годы ты был лишен чего-то очень важного. Многие из нас впервые здесь, но все вокруг будто тобой намолено. Как объяснить самому себе это. Наверное, соборы, как столпы молитвенного света, сливаются на небесах, и молясь в храмах Осетии мы и сами того не осознавая поддерживаем своей молитвой и эти древние святыни.
  
  Въезжаем на территорию заповедника. Вот они - в 400 км от Владикавказа уже более 10-ти веков стоят древние христианские храмы, живые свидетели расцвета и трагической гибели алан, сохранившиеся Божественным проведением. Территория городища обладает таким количеством достопримечательностей, что их числу могут позавидовать многие курорты с мировыми именами. Городище протянулось на пять километров, предполагаемая площадь селения - 95 гектаров. Если посмотреть на него сверху, можно различить улицы, которые окружают остатки крепостных стен. Посреди городища построен абсолютно правильный круг диаметром 88 метров. Это солнечный календарь, служивший обсерваторией. В IX-XIII вв. это место было религиозным, культурным и экономическим центром христианской Алании. Нижне-Архызское городище было расположено на самом коротком и удобном пути из Византии на Северный Кавказ, здесь проходил Великий шелковый путь, следы которого остались до сих пор. А в кафедральном храме в 916 году произошло массовое крещение населения Алании..
  
  Взирая на все это, внутри усиливается чувство гордости и горечи: за величие и гибель предков, за то, что мы часть этой истории, но практически ничего не делаем для ее сохранения и возрождения. Более 1000 лет стоят эти исполины из камня, вытесанного из твердынь кавказских гор, храмы, увенчанные православными крестами, издали взирая на нас, потомков тех, кто их возводил, ожидая, что наши молитвы вновь зазвучат под их сводами. На наших глазах словно замерла живая история, великие святыни покрытые забвением, ждут своего воскрешения, либо... но об этом не хочется думать. Люди со всех концов страны едут прикоснуться к самым древним в России христианским святыням, нашим - аланским, а многие из нас, их прямых потомков, даже и не знают, что они существуют на свете. Осетинский народ на распутье, нет монолитности, единства в вере. Тысячи представителей нашего маленького народа сбиваются с истинного пути, не обладая элементарными знаниями о своих духовных истоках. Вера предков превращается из константы в совершенно размытое и донельзя относительное понятие, будто бы мы - потомки великих алан, не способны сформулировать и осознать свою историю. Но нет решительно никакой необходимости искать ответы на риторические вопросы, нам все они даны. Вот они - наши храмы, восточно-христианские, православные. И мы - потомки своих предков, призваны сохранить их наследие. Иначе для чего мы живем...
  
  Чтобы понять, насколько катастрофическими могут быть последствия отсутствия единства в народе, можно обратиться к трагической истории гибели Аланского государства. В ХII-ХIII вв. Аланию начинают разрывать междуусобные конфликты, она теряет свое прежнее политическое значение и вступает в полосу экономического упадка, что характерно и для Киевской Руси того периода (наши народы, осетинский и русский, издревле живут словно единой исторической судьбой: за последнее тысячелетие даже тогда, когда мы были порознь мы в одно время переживали расцветы, вместе претерпевали тяжелейшие времена, противостоя одним и тем же врагам, так было тогда, так происходит и сейчас, последние три сотни лет мы с Божьей помощью навеки обрели единение и идем вместе, созидая и преодолевая все тяготы вместе во имя единого Отечества, ведь наша общая история является ярчайшим доказательством того, что непреодолимая сила только в единстве). Но так, к сожалению, было не всегда. По свидетельству монаха-миссионера Юлиана, в ХIII в. Алания стала раздроблена на множество мелких феодальных владений, "Сколько местечек, столько князей, - пишет Юлиан, - из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянные войны; князья с князьями, местечко с местечком". Ослабляются религиозно-идеологические христианские институты, которые веками способствовали политической, культурной и этнической консолидации общества. Упадок Алании совпал с началом монгольской экспансии в Восточной Европе. Равнинные аланы были разгромлены монголами, значительная часть беженцев оказалась в горных районах страны. "Ситуация сложилась более чем экстремальная, весь комплекс насущных проблем сводился к элементарному выживанию", - отмечают ученые. В 1238-1239 гг. монголами был предпринят поход и против горных алан. О значении этого похода можно судить по таким фактам: во главе войска стояли сам Батый и его двоюродные братья. Самым крупным событием в этом походе была зимняя, полуторамесячная осада аланской столицы, города Магас (ныне это исторически аланское, осетинское наименование незаконно присвоено совершенно посторонним народом как с исторической, так и с моральной точки зрения). Персидская хроника Джувейни повествует: "...окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия и оставили от этого города только имя, нашли (там) много добычи. Отдали приказание отрезать убитым людям правое ухо. Насчитано было 27000 ушей". В монгольских источниках приводится донесение верховному хану Угэдею, посланное от Батыя: захват Магаса по мнению Батыя, был одним из самых значительных результатов его походов в Восточную Европу.
  
  Удовлетворившись разрушением аланской столицы и захватом других ее городов, монголы не стали следовать за аланами в труднодоступные ущелья Центрального Кавказа и ограничились тем, что блокировали выходы из них. Несмотря на неимоверные трудности высокогорья, аланский этнос продолжал сопротивляться еще в течение ряда десятилетий.
  
  В 1254 г. (спустя 15 лет после захвата столицы алан) путешественник Г. Рубрук писал: "Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха (сына Батыя) двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы аланы не выходили из гор". С этой же целью ордынские ханы держали крупные воинские гарнизоны у аланских предгорий. Катастрофические изменения, явившиеся результатом монгольского нашествия, подорвали весь прежний уклад жизни в Алании, хозяйство пришло в упадок, осуществлялась ломка феодальных отношений, реанимация патриархально-родовых институтов. Спустя несколько десятилетий сопротивления Аланию постигает судьба Руси: она вынуждена пойти на уступки Золотой Орде, формально войдя в ее состав. Общеизвестная веротерпимость монголов-язычников способствовала определенной стабильности в этом регионе. В Алании постепенно начинается подъем производительных сил, развитие торговли и ремесел.
  
  Но пришла новая беда: на Северный Кавказ вторгаются орды Тамерлана - злейшего врага золотоордынского хана Тохтамыша. После битвы на Тереке в 1395 г. (где Тохтамыш был разбит), Тамерлан обрушился на алан.
  
  Поход Тимура (Тамерлана) против алан был еще более страшным по своему характеру и последствиям, нежели монголо-татарское завоевание этого края. Если монголы-язычники стремились завоевать регион в целях своего обогащения и не уделяли внимания целенаправленному уничтожению христианских святынь, (об этом свидетельствует сохранившиеся до наших дней на пути завоеваний монголов древние храмы, разрушение которых агрессоров не интересовало), то полчища эмира Тимура с особой жестокостью уничтожали христианскую Аланию, физически истребляя все население и сравнивая с землей города. Если монголы не следовали за аланами вглубь ущелий и, блокируя их, дожидался времени, когда аланы сами подчинятся в силу необходимости выживания, то Тамерлан преследовал их везде, подвергнув народ Алании тотальному уничтожению. В результате этого прекратилась жизнь в тех поселениях, на которых она еще оставалась после монгольского нашествия и Алания перестала существовать. Лишь мизерная часть алан, выстояв в этом истреблении, замкнулась в горных теснинах. Их сегодня зовут осетинами...
  
  Древние христианские храмы Алании, как и мы - осетины, выстояли и сохранились действительно чудом. Их, как и нас, стремились стереть с лица земли, но тем, кто вопреки всему уцелел, было суждено возродиться, рука об руку с северным братом по духу и вере - русским народом. Мы говорим о возрождении духовности, мы живем в великой стране, в Третьем Риме, где тысячи древних христианских святынь... но самые древние, они - Аланские, а значит - Осетинские христианские храмы, пережившие и выстоявшие вопреки чудовищным сломам времен.
  
  Первый на нашем пути - Ильинский храм (Южный храм). Из всех христианских Аланских храмов единственным действующим ныне является Южный храм, освященный в честь пророка Илии. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами. Дело в том, что он являлся частью усадьбы аланского князя и был ее домовой церковью. Церковь воздвигнута на месте какого-то более древнего храма, что подтверждается специальными инструментальными исследованиями, связанными с определением точного азимута храма и привязки его к датам юлианского календаря. Еще более интересной и специфичной особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное звено плана, из-за чего барабан имеет эллипсовидную форму. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного архитектурного приема нет. В настоящее время церковь пророка Божия Илии, в которой совершались богослужения задолго до крещения Руси, является древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Его небольшие размеры позволили нам совершить молитву небольшими группами, по очереди входя внутрь.
  
  Затем, мы направились в Троицкий собор (Средний Храм). Это второй по величине Храм после кафедрального, он сложен из песчаниковых плит на известковом растворе. Полная его высота соответствует его длине, а высота окон равна радиусу купола. Во второй половине XIX века монахи Александро-Невского монастыря восстановили Средний храм и проводили в нём богослужения. Этот храм был заложен в праздник Преображения и датируется первой четвертью X века. Он вместил всех желающих. Мы решили провести молебен именно здесь еще и потому, что он, в отличии от самого большого - Георгиевского (Северного) Храма, находится в самом плачевном состоянии и мы своей молитвой хотели наполнить эти древние стены, как никогда в полной мере осознавая жизненную необходимость их восстановления. Мы молились там, где уже более тысячи лет назад возносили молитвы наши предки. Сегодня здесь не звонят колокола, но ведь именно поэтому мы здесь. Так пусть молитвой нашей укрепятся эти священные стены. Каждый из нас зажег свечу и взял иконку. Более 30 минут стояли мы плечом к плечу под сводами древнего храма вознося к небу соборную молитву. Молебен служил Отец Георгий Хворостьянов, священник владикавказского Ильинского храма. Запомнились слова из его проповеди: "Вы ощущаете в этом храме порывы ветра и, держа в руках горящую свечу, прилагаете все усилия к тому, чтобы она не погасла. С еще большей бережностью, заботой и трепетом мы должны сохранять огонек веры в нашем сердце, исходя из того, что у кого-то этот огонек горит сильнее, у кого-то слабей. Дай Бог нам, держащим путь к святой Христовой пристани по бушующему морю житейскому, не просто сохранить этот огонек веры, но сотворить из него пламень любви к Богу и ближнему".
  
  Был отслужен молебен и мы вышли из Храма, на душе было спокойно и тепло. И словно перенося нас на тысячелетие назад, над архызской долиной зазвучала осетинская гармонь и ритмичные звуки доули: перед древним аланским собором студенты Владикавказского колледжа культуры, одетые в национальные костюмы, исполнили величественный осетинский танц "Хонга". И было в этом всем нечто действительно фантастическое. Ведь когда-то здесь на площадях древнего аланского города звучала эта музыка и одежда была схожа той, в которой так грациозно "плывет" по земле предков наш осетинский танец.
  А затем мы отправились к Георгиевскому Храму (Северному Храму). Именно он, величественный и монументальный, уже издалека был виден купцам "шелковых" караванов, возивших товары из Китая в Византию, это - самая крупная христианская церковь Алании, кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв.. от Рождества Христова. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Удивительно то, что слева от входа всё еще действует старинная система подачи воды. К тому же специалистам и сегодня очень сложно определить, почему стены древних храмов Алании остаются целым в этом сейсмически-активном районе уже больше тысячи лет. Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства - обряд крещения. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью.
  После молитвы в храме у ребят была возможность насладиться живописными окрестностям архызской долины, которая, несмотря на позднюю осень, дышала красотой, все были переполнены эмоциями. Напоследок все с удовольствием испробовали и набрали с собой святой воды из живого источника. Многие кидали в воду монетки - внутренне давая обещание, а может и клятву, вернуться сюда вновь...
  
  Мы прикоснулись к христианским святыням древней Алании, ощутили их молитвенное тепло. Это был наш первый шаг навстречу прошлому во имя будущего. Эта дорога долгая и сложная, дорога к своим основам, своим корням и самосознанию. Здесь духовные истоки нашего народа, здесь наша история, наша вера, наша судьба.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018