ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Хорьков Владимир Селиверстович
Документы 1983 года.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Основные сосредоточения противника

и укрепрайоны в районе Малангаб-Сахаин Магаеб.

Противник представлен десятью отрядами.

   /Данные, подготовленные разведчиками 860 омсп перед Зардевской операцией в июле 1983 г./
  
  
   N
   ПП
   Главари отрядов
   л\с
   ст.пуле-
   метов
   Пуле-
   метов
   РПГ
   82 мм
   минометы
   СВД
   ДШК
   СО
   1.
   БАСИР
   80
  
   2
   2
  
  
  
   74
   2.
   АСИЛ
   60
   2
   2
   2
  
  
  
  
   3.
   АРИФ
   60
   1
   4
   3
   1
   1
  
   48
   4.
   АМАН
   40
  
  
  
  
  
  
   30
   5.
   МАЛАНГ
   60
  
   2
   2
  
  
  
   50
   6.
   ЮНУС
   40
  
   1
   2
  
  
  
  
   7.
   НУРАХМАД
   80
   1
  
   5
  
  
  
  
   8.
   ШАСИЛАГ
   60
   1
   2
   4
  
  
  
   ок.50
   9.
   НЕИЗВЕСТНЫЙ
   80
  
  
  
  
  
  
  
   10.
   ВАГАБ
   60
  
   2
   2
  
  
  
  
  
   ИТОГО
   620
   5
   15
   22
   1
   1
  
  
  

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ.

/Обзор, подготовленный политотделом 860 омсп в 1983 г./

   27 апреля 1983 года исполняется пять лет со дня победы национально-демократической революции в ДРА.
   Годы, прошедшие с начала апрельской революции, полностью подтверждают правильность пути, избранного страной.
   Несмотря на огромные трудности, в условиях вооруженной борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией трудящиеся ДРА под руководством своего боевого авангарда - Народно-демократической партии Афганистана добились немалых успехов в решении политических, экономических, социальных и культурных проблем.
   Экономика страны в целом развивается в соответствии с выработанным курсом на быстрейшее восстановление народного хозяйства, стабилизацию и укрепление государственного сектора, повышение жизненного уровня народа.
   За истекший 1361 афганский год (21 марта 1982 г. - 20 марта 1983 г.) в целом по стране в сравнении с предыдущим годом на 20 процентов увеличилось производство электроэнергии, более чем на 10 процентов - объем капитального строительства, на 9 процентов - добыча природного газа, в полтора раза - выпуск бетона и железобетонных изделий. В частном секторе экономики промышленное производство возросло на 7 процентов по сравнению с предреволюционным периодом.
   За четыре последних года было частично или полностью закончено строительство 67 экономических объектов. Важнейшие из них - газопровод и газоочистительные предприятия на месторождении Джар-Кудук, автомобильно-железнодорожный мост через Аму-Дарью, грузоперевалочная база в Хайратоне. Заканчивается строительство текстильных фабрик в Кандагаре и Герате, Хлебокомбината в Мазари-Шарифе и ряде других объектов.
   Позитивные изменения происходят и в основной отрасли афганской экономики - сельском хозяйстве, в котором занято 80 процентов населения. Оно дает две трети национального дохода от экспорта.
   Объем валовой продукции сельского хозяйства возрос по сравнению с последним предреволюционным годом на 12,7 процентов и составил 85 млрд. афгани. Производство пшеницы возросло на 3,6 процента, овощей и картофеля - на 18 процентов, фруктов и винограда - на 11 процентов. Постепенно расширяются посевные площади, улучшается их водоснабжение.
   В результате осуществляющейся в стране земельной реформы более 300 тысяч крестьянских семей стали обладателями собственных наделов земли. только в январе с.г. среди афганских крестьян распространено 15 тысяч джерибов земли (5 джерибов - 1 га), экспроприированной у феодалов.
   принимаются меры для справедливого распределения воды, без которой многие земли Афганистана мертвы. В феврале с.г. возобновилось сооружение канала Лашкари в провинции Нимроз, строительство которого было прекращено три года назад из-за подрывной деятельности контрреволюционных банд. С завершением строительства канала обеспечить орошение 20 тысяч гектаров, в том числе - шести тысяч гектаров новых земель.
   Важным процессом перестройки аграрного сектора служит быстрое развитие кооперативного движения на селе. По состоянию на март с.г. более чем 200 кооперативных хозяйств объединяли свыше 140 тысяч крестьян.
   В помощь крестьянам правительство предоставляет по сниженным ценам удобрения, семена, сельскохозяйственную технику, дает льготные кредиты. Только в 1361 году по афганскому календарю среди кооперативов и частников были распределены 12,5 тысяч тонн семян хлопчатника, десятки тысяч различных удобрений, на 35 млн. афгани пестицидов и гербицидов. Крестьянам предоставлены кредиты в размере 97 млн. афгани. С целью увеличения производства закупочные цены на сельскохозяйственные продукты подняты государством на 40 процентов, а на хлопок-сырец - на 60 процентов. Существенно расширен парк сельскохозяйственной техники.
   Большую роль в восстановлении промышленности и сельского хозяйства играет бескорыстная помощь социалистических стрп\ан и в первую очередь Советского Союза. Широкое экономическое содействие СССР, поставки продовольствия, потребительских товаров и транспортных средств - все это способствует социально-экономическому развитию страны.
   В то же время в экономике Афганистана продолжают оставаться значительные трудности, вызванные деятельностью контрреволюционных сил, вмешательством империализма во внутренние дела ДРА. Темпы роста промышленного производства не соответствуют плану. Ряд предприятий вынужден снизить выпуск продукции в результате перебоев в снабжении электроэнергией, сырьем, топливом. В основных отраслях экономики еще не достигнут уровень производства 1978-1979 гг.
   Проблемы скорейшего восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, организации бесперебойного снабжения населения продовольственными продуктами и другими товарами, были остро поставлены на состоявшемся 19 марта с.г. ХI-м Пленуме ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Пленум принял постановление "О неотложных мерах партийных и государственных органов по решению экономических задач в свете резолюции общенациональной конференции НДПА". В постановлении указывается, что в области промышленности, строительства, транспорта и связи необходимо восстановить в самые сжатые срокиразрушенные контрреволюцией экономические объекты, возобновить производство на бездействующих предприятиях. В области сельского хозяйства предусматривается завершение в основном земельно-водной реформы, восстановление разрушенных и сооруженных ирригационных систем, дальнейшее увеличение помощи государства крестьянам.
   НДПА и правительство Афганистана уделяют самое пристальное внимание повышению жизненного уровня населения, его реальных доходов. По сравнению с прошлым годом на 28 процентов увеличилось производство хлопчато-бумажных и шерстяных тканей, 5,1 процента - пшеничной муки. Благодаря субсидиям государства цены на товары первой необходимости - такие, как бензин, дизельное топливо, керосин, сахара, электроэнергия остались неизменными, а мука и дрова постоянно распределяются по твердым ценам.
   В стране продолжает набирать силу демократическое движение. Все большую роль играют "эттеходийе-е сенфи" - профессиональные союзы. Они объединяют в своих рядах 162 тысячи рабочих, служащих, ремесленников и других.
   В 1361 афганском году (21 марта 1982 г. - 20 марта 1983 г.) по инициативе Центрального совета профессиональных союзов Афганистана на 130 крупнейших предприятиях страны, где трудятся свыше 40 тысяч человек, организовано трудовое соревнование, которое существенно способствовало повышению производительности труда, росту сознательности рабочего класса.
   Вопросы дальнейшего улучшения работы профсоюзов, роста их влияния на решение задач социально-экономического развития страны были рассмотрены на VI Пленуме этой организации, состоявшемся 16 февраля с.г.
   Среди широких масс трудящихся возрастает влияние Демократической организации молодежи Афганистана (ДОМА), о чем свидетельствует рост ее рядов. Сегодня ДОМА насчитывает в своих рядах около 100 тысяч человек. Вдвое увеличилось число первичных организации, значительно вырос идейный уровень членов ДОМА, которые стали надежным резервом НДПА. На состоявшемся 12 января с.г. Пленуме ЦК Демократической организации молодежи Афганистана члены ДОМА были нацелены на усиление организационной и политико-воспитательной работы среди населения.
   Серьезной политической силой в ДРА стал Национальный отечественный фронт (НОФ), представляющий собой систему массовых общественных представительных организаций, призванный объединить и скоординировать усилия всех патриотов страны на построении нового Афганистана.
   Перед НОФ стоит задача преодолеть наследие прошлого, способствовать объединению всех сил народа для совместных действий по осуществлению задач национально-демократического развития страны.
   Принимаются меры к вовлечению широких масс в управление делами государства и общества. Создаются местные советы НОФ. Они участвуют в осуществлении земельно-водной реформы, в создании курсов ликбеза, организации кооперативов, проведении различных общественных кампаний привлечением различных слоев населения.
   Советы НОФ работают в 24 провинциях из 29, в 13 городах, в 15 уездах. всего по стране 119 местных советов. НОФ объединяет в своих рядах свыше 500 тысяч человек, входящих в 12 общественных организаций - учредителей фронта, а также 50 тысяч индивидуальных членов.
   Растет социальная активность населения. Только участие рабочих в прогрессивном движении за экономию сырья на предприятиях промышленного профиля обеспечило за 9 месяцев текущего афганского года дополнительный доход в сумме 590 млн. афгани. поступления от субботников и других форм добровольного труда на промышленных предприятиях за тот же период составили 30 млн. афгани.
   В центре внимания руководства страны находятся вопросы социально-культурного развития. Одной из важнейших задач является ликвидация неграмотности, которая позволит привлечь широкие массы трудящихся Афганистана к участию в происходящих в стране прогрессивных преобразований.
   НДПА и правительство молодой республики поставили задачу превратить Афганистан к 1990 году в страну всеобщей грамотности. В настоящее время в ДРА действует 85 тысяч курсов ликбеза. За последние три года около 1, 7 млн. человек закончили такие курсы. Среди научившихся читать и писать 132 тысячи женщин. В распоряжение учащихся было предоставлено свыше 8 млн. учебников.
   За годы, прошедшие после Апрельской революции, в стране подготовлено более 7 тысяч специалистов с высшим образованием. Общее число студентов увеличилось вдвое.
   В революционных преобразованиях, осуществляемых в ДРА, важная роль принадлежит средствам массовой информации и пропаганды. В настоящее время в стране издается 51 журнал, 33 газеты, функционирует 38 массовых библиотек и 34 кинотеатра. Объем радиовещания в сутки достигает 27 часов, телевидения 6 часов.
   Позитивные перемены, происходящие внутри страны, способствуют росту международного авторитета Демократической Республики Афганистан. Правительственные делегации страны регулярно участвуют во всех международных форумах. Руководство ДРА последовательно проводит в жизнь внешнеполитическую программу, основными принципами которой являются мирное сосуществование и неприсоединение. В обстановке необъявленной войны против молодой республики правительство ДРА проявляет выдержку и искренне стремится к поискам политического урегулирования обстановки, сложившейся вокруг Афганистана. Правительство Афганистана всесторонне и конструктивно поддерживает усилия, предпринимаемые генеральным секретарем ООН и его личным представителем Д. Кордовесом, проведшим серию консультаций с руководителями Пакистана, Ирана и Афганистана для устранения разногласий между этими странами. Объявлено, что в апреле сего года в Женеве состоятся переговоры между представителями Пакистана и ДРА по вопросам, относящимся к положению вокруг Афганистана. Миролюбивая политика Демократической Республики Афганистан получила всеобщее признание и на VII конференции неприсоединившихся стран, проходившей в марте с.г. в Дели.
   Вместе с тем, несмотря на ряд позитивных изменений в стране, обстановка в Афганистане и вокруг его продолжает оставаться сложной. проведение прогрессивных социально-экономических мероприятий происходит в условиях необъявленной войны, цель которой - дестабилизировать положение в ДРА. Не прекращается открытое вмешательство во внутренние дела молодой республики со стороны США, Китая, Пакистана и региональной реакции. Только за последние 4 года с помощью ЦРУ на территории Пакистана было создано более 100 лагерей для подготовки афганских контрреволюционеров. На их содержание США израсходовали 218 млн. долларов, и только на текущий год выделили 105 млн. долларов. Свидетельство того, что именно Соединенные Штаты являются главным организатором необъявленной войны против ДРА явилось провокационное сборище афганской контрреволюционной эмиграции у Белого Дома 21 марта с.г. Это число было объявлено рейгановской администрацией "днем Афганистана". Президент Р. Рейган недвусмысленно заявил, что афганские басмачи "не одиноки" и что его администрация намерена значительно расширить масштабы помощи контрреволюционерам ( по данным американской печати в 2-8 раз). Еще более откровенным было выступление помощника государственного секретаря США З. Абрамса, который назвал подрывную деятельность внутренней и внешней контрреволюции против ДРА "нашей борьбой". Не случайно на сборище у Белого Дома было объявлено, что в Конгресс США вскоре будет внесена резолюция, призывающая "к расширению материальной помощи" басмачам.
   Вместе с США афганскую контрреволюцию финансируют также и их союзники по НАТО. По сведениям английской печати, общая сумма, израсходованная ими на борьбу с афганской революцией, оценивается в 1 млрд. долларов.
   Следует отметить, что США со времени победы в стране апрельской революции прекратили оказание Афганистану всех видов помощи, в том числе и по уже начатым объектам. Под нажимом Белого дома и другие капиталистические страны свернули помощь ДРА. Афганистан стал первым развивающимся государством, к которому Европейское экономическое сообщество применило продовольственные санкции. Прекратили оказание экономической помощи молодой республике Международный банк реконструкции и развития и международный фонд.
   Продолжается широкая засылка контрреволюционных банд на территорию ДРА со стороны Ирана и Пакистана. Причем отмечены случаи участия в афганской деятельности военнослужащих реакционных режимов региона. Так, по данным влиятельного индийского еженедельника "Блиц", в течении последних нескольких месяцев специальные подразделения пакистанской армии, маскируясь под басмачей, принимали участие в вооруженных провокациях против ДРА.
   Контрреволюционные банды, обученные за рубежом и вооруженные современным оружием, продолжают заниматься террором и диверсиями. Подрывная деятельность контрреволюционеров направлена в первую очередь против объектов хозяйственно-экономического и социального назначения - фабрик, линий электропередач, газопроводов, ирригационных сооружений. Только прямой ущерб экономике, нанесенный мятежниками, начиная с 1978 года, превысил 85 млрд. афгани. Контрреволюционными бандами уничтожено 1814 школ, 31 больница, 11 центров здоровья, 800 грузовиков, 906 крестьянских кооперативов, десятки промышленных объектов, 41 тысяча километров линий связи.
   Однако у так называемых "защитников ислама" нет ничего, что могло бы привлечь на их сторону широкие слои трудящихся. Даже самые отсталые дехкане начинают понимать, что события апреля 1978 года были их революцией и берутся за оружие, чтобы защитить ее от нападок тех, кто ведет необъявленную войну против народа Афганистана.
   В стране продолжается постепенный процесс сплочения масс трудящихся вокруг НДПА, революционной власти. Растет число отрядов защиты революции. по данным газеты "Правда апрельской революции", в различных провинциях и уездах страны действует свыше 8 тысяч таких отрядов. Действия народного ополчения призваны помочь Вооруженным Силам ДРА, Царандоя в организации отпора контрреволюции.
   Удары, наносимые по бандам, прочность революционного порядка становятся причиной того, что целые банды переходят на сторону народной власти.
   Процесс осознания несправедливости борьбы против революционных преобразований в стране становится все более необратимым, ибо цели НДПА и правительства ДРА соответствуют коренным интересам народа. Только за три последних года 21 тысяча человек, участвовавших ранее в контрреволюционной деятельности, добросовестно сдались народным властям. На состоявшейся в марте с.г. в Кабуле Джирге (собрании) бывших руководителей мятежных формирований участники выразили свою решимость защищать завоевания апрельской революции.
   Таким образом, несмотря на ожесточенное сопротивление антиафганских сил, в Демократической Республике Афганистан продолжается процесс укрепления народно-демократического строя. Выступая на XV Пленуме ЦК НДПА, Генеральный секретарь ЦК НДПА, Председатель Революционного Совета ДРА Б. Кармаль отметил: "Сейчас мы можем браться за решение крупных проблем, и у нас есть все необходимое для того, чтобы решать их успешно. В своей борьбе, в своем труде мы не одиноки - с нами великий советский народ и другие братские страны".
  
  

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОВИНЦИИ БАДАХШАН

  
   Провинция Бадахшан расположена на северо-востоке страны в горных хребтах Памира и Гиндукуша. Занимает территорию около 45 кв. км. Население - 509 тыс. человек. По национальному составу около 80 процентов таджики, примерно 15-17% узбеки, проживают также в небольшом количестве хазарейцы, пуштуны и другие национальности.
   По административно-территориальному делению провинции состоит из 7 уездов, 5 волостей и город Файзабад - административный центр.
   В экономическом отношении - это одна из отсталых окраин страны. Промышленных предприятий в провинции нет. Сельское хозяйство малоэффективно вследствие низкой плодородности земли и ограниченного количества ее. земли пригодной для возделывания сельхозкультур около 1 млн. 400 тыс. джерибов, а в переводе в первую категорию это составляет около 500 тыс. джерибов или около 100 тыс. га, в том числе поливной - 130 тыс. джарибов или около 26 тыс. гектаров. Поливные земли расположены в основном в долине реки Кочка и ее притоков, Пянджа. Государственного сектора в сельском хозяйстве нет. Производство сельхозпродуктов находится в частном секторе. Крупных земельных собственников в провинции мало. Урожайность сельхозкультур низкая. Например, пшеницы она составила в 1357 году в среднем 2,85 центнера с джариба, ячменя - 2,25, картофеля - 14, риса - 2,8 центнера. В провинции выращиваются такие овощи и фрукты. В большом количестве производится сбор миндаля и орехов, тутовника. Относительно развито животноводство на базе горных пастбищ. Население занимается разведением овец, коз и крупного рогатого скота, но породного скота нет. Какой-либо учет скота отсутствует, поэтому нет возможности привести данные. Население северных уездов Дарваз, Вахон и волостей Шугнан, Зебок и Куран-о-Муджон не обеспечивает свои потребности в основных видах сельхозпродуктов и поэтому голодает.
   Внутренний рынок в провинции небольшой. В структуре торговли преобладают такие продукты как мясо, яйца, пшеница, тутовник, орех, миндаль, овощи и фрукты. Продукты в 1,5-2 раза дороже, чем в других провинциях, особенно соль, сахар, рис, а покупательная способность населения низкая. Промышленные товары завозятся извне. Торговля ведется в основном в г. Файзабаде, в уездном центре в Кишиме, имеется до десятка дуканов в уездных центрах Ишкашим и Джорм.
   Автомобильная дорожная сеть как таковая отсутствует. По территории провинции проходит единственная гравийная дорога Кундуз-Файзабад-Ишкашим, от Кундкза до Файзабада по ней проходят колонны, от Файзабада до Ишкашима полностью контролируется мятежниками. Таким образом северные уезды и волости оторваны от центра, если еще и учесть, что никакой связи между центром и уездами, волостями не существует. Из грузового транспорта в провинции имеется всего 44 автомашины и только 6 из них в государственном секторе (управление строительства и эксплуатации дорог). Поэтому самым острым вопросом в развитии экономики и налаживания нормальной жизни является проблема транспорта.
   Из полезных ископаемых в провинции имеются запасы полудрагоценного камня лазурита на перевале Курон-о-Муджон. Но в данный момент лазуритовые копи контролируются мятежниками. В провинциальном центре в г. Файзабаде и других населенных пунктах нет электричества. В г. Файзабаде еще до революции было начато строительство ГЭС по индийскому проекту. В 1361 году строительство ее возобновилось, но из-за сложности доставки оборудования и цемента из Кабула работы по строительству вновь приостановились.
   В комплексном плане на 1361 год предусматривался ряд социально-экономических мероприятий, в том числе строительство упомянутой ГЭС, школы, кинотеатров, оросительной системы и т.д. Однако эти мероприятия не были выполнены по причине отсутствия транспорта, т.к. пока очень сложная доставка стройматериалов в провинцию. В ходе осуществления комплексного плана был построен Дом пионеров в Файзабаде, мечеть, начать строительство кинотеатра, построена первая очередь оросительного канала, который позволил оросить около 1000 гектаров земли. Отремонтировано 7 школ, 2 больницы, 5 мостов, 20 км. дороги.
   В прошедшем году не удалось оказать действенной экономической помощи крестьянам, хотя такой фонд имеется в порту Шархан. Это объясняется опять же сложностью перевозки грузов из Кундуза до Файзабада. В начале весенней посевной кампании с помощью Советской Армии было доставлено вертолетами в Файзабад 70 тонн семенной пшеницы и 60 тонн минеральных удобрений, что явно недостаточно для удовлетворения потребности в них крестьян. Положительно решен вопрос с приграничной торговлей между Таджикистаном и провинцией Бадахшан. В феврале месяце поступило из СССР в Кундуз 600 тонн различных грузов, в основном товары первой необходимости, продукты питания. Но в силу указанных причин груз залеживается в Кундузе. Особенно трудное экономическое положение населения уездов Дарваз, Вахон, волостей Шугнан, Зебок, Курон-о-Муджон. Жителям этих районов не оказывается и медицинская помощь. В провинции имеется всего 3 врача.
   В прошедшем году в двух уездах Ишкашим и Вахон проводился II этап земельной реформы. В ходе ее проведения было распределено 2700 джерибов земли, которой наделено 550 крестьянских семей.
   Началась выдача документов на право владения землей. На 1 хамаля 1362 года выдпно 150 удостоверений и сейчас этот процесс продолжается. В начале 1362 года начался второй этап земельной реформы в уезде Бахарак. Следует отметить, что крестьяне с удовлетворением воспринимают земельную реформу, просят наделить их землей, случаев отказа от наделов не было. В ходе проведения земельной реформы создаются крестьянские кллперативы. В настоящее время их организовано 14, в которых состоит около 1500 человек. Создаются также и потребительские кооперативы. Однако до настоящего времени со стороны государства кооперативам не была оказана помощь семенами, минеральными удобрениями, в покупке инвентаря, скота и т.д. Поэтому кооперативы отказываются от кредитов банка т.к. в силу экономических трудностей не имеют возможности закупить необходимый для них посевной материал, инвентарь, скот и т.д. Вместе с тем кооперативы функционируют. Проводятся собрания и другие общественно-политические мероприятия.
   Земельная реформа проходит очень медленно. Причины здесь разные. Во-первых: система оценки земли очень сложная, в провинции нет специалистов по этому вопросу, а министерство сельского хозяйства проведению земельной реформы помогает очень слабо, несмотря на неоднократные просьбы из провинции, не реагируют на них. Во-вторых: партийные и государственные органы на местах не занимаются серьезно этим вопросом, не осуществляют должного контроля, плохо разъясняется суть земельной реформы крестьянам, они слабо привлекаются к активному ее проведению, чиновники управления сельского хозяйства и земельной реформы создают волокиту, бюрократизм, оправдывают свою бездеятельность отсутствием земельного кадастра, нужных специалистов, необходимых приборов, документации. Центральные партийные и государственные органы не предъявляют требовательности к провинциальному партийному комитету и губернаторству в этом вопросе.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА (ПРОВИНЦИЯ БАДАХШАН).

(Подготовлен политотделом 860-го омсп в апреле 1983 г. Стилистика сохранена)

  
   Существенных изменений в военно-политической обстановке за прошедший год не произошло.
   В ходе реализации Комплексного плана по расширению и укреплению государственной власти освобождено 75 кишлаков и в них установлена государственная власть. Мятежникам в ходе боевых операций были нанесены ощутимые потери. Большое значение имела операция по освобождению от мятежников перевала Курон-о-Муджон, через который шло снабжение оружием и боеприпасами из Пакистана бандформирований всех северных провинций страны. Волость Куран-о-Муджон перешла под контроль государственной власти. На начало 1362 года контролируется народной властью из 7 уездов: 2 - полностью, 1 - 50% кишлаков, 3 - центры уездов; из 5 волостей: 2 - полностью, 2 - 50% кишлаков, контролируется центр г. Файзабад. 1 уезд и 1 волость полностью контролируется мятежниками. Из 1596 кишлаков контролируется государственной властью 492 или около 30 процентов. Комплексным планом на 1362 год предусматривается освободить 1 уезд и 1 волость и таким образом взять под контроль все административные центры. Расширить кишлачную зону на 15 процентов.
   Можно сделать вывод, что обстановка в провинции в целом стабилизируется. Инициатива находится в руках революционных сил. народ перестал верить в силу мятежников, видит справедливость революционных преобразований и поддерживает народную власть.
   Чувствуется усталость мятежников от вооруженной борьбы, многие видят бесперспективность этой борьбы и идут на переговоры с народной властью. Так в 1361 году на сторону государственной власти перешли и прекратили вооруженную борьбу 13 бандформирований общей численностью около 500 человек. В настоящее время установлены контакты и ведутся переговоры с 15 бандформированиями. Партийный комитет и государственные органы в настоящее время активизировали эту работу. Примечательны примеры, когда из сдавшихся банд формируются боевые отряды и успешно воюют на стороне народной власти. Это бывшая банда Пахлавана Газека в уезде Кишим, которая в настоящее время контролирует 8 кишлаков с населением около 8 тысяч человек, бывшая бандгруппа Карима - уезд Бахарак - контролирует 6 кишлаков. Эти боевые отряды вместе с Царандоем и силами афганского полка активно участвуют в операциях против мятежников и следует отметить, что они действуют более решительно и добиваются успехов в бою. На базе этих отрядов появилась возможность расширить и дальше государственную власть.
   Вместе с тем следует отметить, что позиции мятежников остаются пока сильными. Контрреволюция хочет показать свою реальную силу и доказать, что дух ее не сломлен, отдельные бандформирования очень устойчивы и активны, главари не идут ни на какие переговоры, банды пытаются в отдельных случаях объединиться и действовать крупными силами. некоторые крупные бандформирования занимают выжидательную позицию. Сейчас мятежники меняют свою тактику. Они уходят от открытой вооруженной борьбы и прибегают к более изощренным и коварным методам, таким как террор, минирование дорог, нападение на колонны и посты, обстрелы административных центров и расположений войск из минометов и другого оружия. активно действуют исламские комитеты. Они ведут контрреволюционную, антисоветскую пропаганду среди населения под эгидой защиты ислама, склоняют солдат Царандоя и армии к переходу на сторону мятежников, объявляют экономическую блокаду административных центров.
   В этой обстановке необходимо сплочение всех правительственных сил в борьбе с контрреволюцией. Наблюдается некоторая активизация действий подразделений афганской армии и Царандоя, они становятся реальной революционной силой. Активизировала работу партийные и государственные органы провинции. Работники провинциального комитета принимают участие в боевой операции с целью разъяснения задач операции, политики партии и правительства, сущности революции. Повсеместно на освобожденной территории проводятся революционные преобразования, избираются советы старейшин и карьядоры, образовываются общественные организации, по возможности социально-экономические мероприятия, формируются где необходимо отряды защиты революции и самообороны.
   Практика показывает, что там, где ведется систематическая целенаправленная работа в массах, ведутся переговоры с бандформированиями, где активно действуют революционные силы, одним словом, проводится комплекс экономических, политических и военных мероприятий, там есть успех.
   До недавнего времени очень сложной, инициатива была на стороне. В результате кропотливой работы партийных, государственных и военных органов в основных уездах стабилизировалась обстановка, расширилась зона влияния государственной власти, а в Бахараке даже идет II этап земельной реформы и население поддерживает народную власть и бандформирования идут на переговоры.
   Однако не везде так. Революционный процесс развивается медленно. Комплексный план расширения и укрепления государственной власти за 1361 год выполнен всего на 30 процентов. Причин здесь много. Во-первых план не был подкреплен материальными, финансовыми и другими ресурсами. За год в провинцию не поступило ни одного ствола оружия. Во-вторых отсутствует единство действий всех революционных сил провинции в борьбе с контрреволюцией, сказывается ведомственная разобщенность. Штаб провинции не смог в должной мере обеспечить взаимодействие и координацию действий афганского полка, Царандоя, оперативного батальона, пограничного батальона и других вооруженных формирований в борьбе с мятежниками, следует отметить, что авторитет штаба вырос, на нем рассматриваются различные вопросы, касающиеся жизнедеятельности провинции, решаются вопросы стабилизации обстановки, принимались важные решения по проведению военных операций афганскими вооруженными силами. Вместе с тем командование 24 афганского полка, Царандоя, оперативного батальона зачастую решения не выполняли, иногда их просто игнорировали.
   Основной же причиной невыполнения плана является слабая боевая готовность и низкий уровень политико-морального состояния личного состава 24 пехотного полка, Царандоя и оперативного батальона. Эти вооруженные силы провинции пока не в состоянии выполнить поставленные задачи, зачастую отказываются идти на операцию без поддержки подразделений Советской Армии, а если проводят операции самостоятельно, то они как правило, не имеют успеха и существенно не влияют на складывающуюся обстановку. В полку и особенно в Царандое имеет место дезертирство, переход с оружием на сторону мятежников. Политическая работа с личным составом ведется еще слабо. Они не укомплектованы офицерскими кадрами. Среди офицеров имеются политически неблагонадежные, создают группировки по политическим мотивам, ведется борьба за власть. На службу в Царандое направляются офицеры без согласования с провинциальным комитетом, которые зачастую компрометируют себя, ведут фракционную борьбу.
   Наиболее подготовленными для выполнения оперативных задач являются органы СГИ. Оперативные группы этих органов в операциях действуют решительно и смело. Хорошо зарекомендовали себя созданные органами ХАД боевые отряды из сдавшихся бандформирований, о чем уже отмечалось выше.
   Большим резервом в борьбе с мятежниками являются отряды защиты революции и отряды самообороны. Постановлением Политбюро и Ревсовета отряды защиты революции переданы в оперативное управление и на все виды обеспечения в Царандой. Однако до сих пор руководство Царндоя не занимается этим вопросом. Защитники революции длительное время не получают заработную плату, не прошли подготовку, да и не используются эффективно в операциях. А как показывает практика отряды защиты революции и вооруженные партийные активисты стойко и храбро ведут эти вооруженные формирования.
   В целом, анализируя военно-политическую обстановку следует сделать вывод, что она имеет тенденцию к улучшению стабилизации.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023