Дуканов в Кундузе было много, но относительно востребованных только два. Владельцем одного из них был Ашмат - хадовский "стукач", и "Паленый", прозванный так из-за родимого пятна на всю правую щеку.
Торговали всевозможным ширпотребом, в основном производства фирмы "Кабул-подвал", а такие товары как швейцарские и японские часы, или магнитолы стоили в два раза дороже сем в союзной "Березке".
Разнообразие товара было богатое, и приобрести можно было все что угодно - от презерватива и до пулемета, Сейко, джинсы, батник, женский лифчик и трусы, ятаган, мотор от вертолета. Вот где были истинные чудеса маркетинга: "Ты трук, тепе тешефле! Покупатель веди - ты бутещ карощий труг!"
Одним словом - Азия.
Диаспора индусов продавала не только ткани, но и чарс, головки мака и опиум, причем, делала это совершенно свободно, без всяких разрешений.
Кроме дуканов были многочисленные чайхоны, но туда даже на танке ездить было опасно - нож в спину или по горлу, заполучить было элементарно. Поэтому дуканщик - хозяин всегда стоял возле входа, встречая посетителей. Если попытаться туда попасть, чтобы купить "кабоб" (две небольшие лепешки, в нишах которых, величиной с верхнюю фалангу мизинца запеченные кусочки мяса - подобие шашлыка, или современная шаурма на афганский манер), или водку (в коробке, импортная), а дуканщик отрицательно мотал головой, и показывал рукой - "проходи мимо", это означало, что в данный момент в дукане находятся духи.
Дуканщики любит покой, и поэтому, взрыв гранаты, или автоматная очередь, превращающие торговую точку в труху - событие не запланированное, и не устраивающее стороны.
По городу частенько мелькали явно не женские фигуры в чадре, с ножками сорок пятого размера и когтями на ногах как у коршуна. Но связываться с такими "ханумками" не имело никакого смысла, хотя бы ради того, чтобы избежать международный скандал.
Но все это притча, а сказка впереди.
Жил да был в Кундузе еще один дуканщик, по имени Усман. Хитрый, и жадный, как истинный афганский узбек. Потомок басмача из узбекского Шартуза, сбежавшего в Афганистан от буденовцев Фрунзе.
Как-то, возвращаясь с перекрытия маршрута, и проезжая мимо его дукана, спрыгнул с "брони", чтобы прикупить пару бутылок водки. В тот день был какой-то большой праздник, и грех было не выпить. При расчете с Усманом выяснилось, что денег на вторую бутылку у меня немного не хватает. На мое замешательство, он сразу же отреагировал:
- Завтра адашь за три путылка, а сичас бери две без пайса.
Слышать такое советскому человеку, которому никто и никогда в отечественных магазинах не отпускал спиртное в долг, было полнейшей неожиданностью.
Одним словом - договорились, и ударили по рукам.
На следующий день, я, как и обещал, полностью рассчитался с Усманом, и с этого момента, стал для него желанным покупателем. И если бы я один. От желающих приобрести спиртное в долг, отбоя не было. И что ведь делал шельмец - зная о том, что накануне выплаты жалования офицерам, они сидят "на подсосе", торгуясь с ними, он умудрялся вместо двух бутылок спиртного втюхать три, а то и все четыре, и вместо пятидесяти чеков за две бутылки водки, раскручивал на семьдесят пять, или на сто чеков.
Спекулянт! (было такое слово в СССР).
Дело шло к замене, и вспомнив О'Генри, решили мы с Сашкой-техником проучить хитреца Усмана, который кроме Корана ничего не читал, а тем более новеллы О'Генри.
С интервалом одного - двух месяцев, то техник, то я, брали у Усмана две - три бутылки водки, за которые рассчитывались на следующий день. И вот приехал ко мне заменщик, пухленький такой, беленький, "маменькиными пирожками пахнет и киселём" (так констатировал наш ротный).
Уехать, равно, как и приехать, надо достойно. На ту пору все, кто впервые оказывался в Афгане, еще будучи в Союзе, от дембелей узнавали, что в эту азиатскую страну надо везти с собой "афганские валенки", то бишь - резиновые сапоги, домашние консервы и две бутылки спиртного - больше таможня не пропускала.
Мой приехал "неправильно", создав тем самым нездоровое о себе мнение. Традиция есть традиция, но употреблять спиртное "по поводу", надо в своем офицерском коллективе, а не абы с кем и абы как на кабульской пересылке. Ну, да и пёс с ним - неправильным заменщиком. Самому надо попрощаться и "проставиться" с офицерами и прапорщиками, ставшими здесь, в забытой Богом стране не просто друзьями, а боевыми друзьями.
Приехал, значит, я к Усману (деньги на тот момент при себе были), попросил десять бутылок водки, сую ему деньги, а он отрицательно мотает головой, и говорит: - "Вечером пайса брать нельзя - торговли не будет. Завтра утром на война пойдешь, завезешь за пятнадцать бутылок..."
Вот, гад...
Водку я забрал. Пару бутылок пошло на "отвальную" в роте, одну попросил передать комбату - традиция. Остальное увез в полк - прощаться с друзьями и "проставиться" у НШ полка.
На следующее утро я убыл в полк, а накануне рассказал в роте про хитрого Усмана - от души посмеялись. Потом техник мне писал в Союз как сокрушался Усман, как чертыхал всех шурави, а главное, свою "схему", мол - "Шайтан попутал!". Хотя, исходя из его методики торговли и выгоды, которую он приобретал, он "потерял" только то, что непорядочно "наварил или накрутил".
Эх, нужно было брать больше, вот тогда бы это было наказание для жмота хитрого.
Потом, проезжая как-то возле Усманской "гадюшни", Сашка-техник подарил ему книжку в замусоленной мягкой обложке - "Новеллы", автор О'Генри". Накануне Усман попросил его привезти какую-нибудь "русскую книгу", так как он начал изучать русский язык. Подарок был очень кстати, и весьма поучительный.
Интересен тот факт, что когда советские войска вывели из Афганистана, духи буквально ворвались в Кундуз, устроив там кровавую баню - по арыкам кровь текла как вода. Всех, не успевших сбежать дуканщиков, кто приторговывал спиртными напитками, они зверски убили, а Усмана, почему-то не тронули.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023