ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Загорулько Владислав Алексеевич
U N O M I G - Миссия О О Н в Абхазии/ Грузии

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.17*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данная информация взята со страницы сайта ООН, посвященной операциям по поддержанию мира(http://www.un.org/russian/peace/pko/current.htm). Она отражает ситуацию по состоянию на 2005 г. Точка зрения изложенная в документе не совпадает с мнением разместившего его здесь человека. Карта в формате *.pdf.


Грузия-МООННГ

   Местонахождение
Грузия

Штаб
Сухуми

Продолжительность
Август 1993 года - по настоящее время

Специальный представитель Генерального секретаря и Глава Миссии
Г-жа Хейди Тальявини (Швейцария) (S/2002/643), (S/2002/644)
[Heidi Tagliavini]
   Численность (по состоянию на 31 августа 2005 года):
военнослужащие -- 132(из них военные наблюдатели -- 120, гражданские полицейские -- 12); международный гражданский персонал -- 99; местный гражданский персонал -- 181
   Страны, предоставляющие военный персонал
Албания, Австрия, Бангладеш, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Египет, Индонезия, Иордания,Пакистан, Польша, Республика Корея, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Турция, Украина, Уругвай, Франция, Чешская Республика, Швеция, Швейцария
   Страны, предоставляющие сотрудников гражданской полиции
Венгрия, Германия, Польша, Российская Федерация, Швейцария

Число погибших
8 человек: военнослужащие -- 2; военные наблюдатели -- 4; международный гражданский персонал -- 1; местный гражданский персонал -- 1
   Финансовые аспекты
Метод финансирования: начисление взносов, подлежащих внесению на Специальный счет

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2005 года по 30 июня 2006 года: 36,38 млн. долл. США (брутто)

Мандат

МООННГ была первоначально учреждена 24 августа 1993 года на основании резолюции 858 (1993) Совета Безопасности в целях проверки выполнения соглашения о прекращении огня от 27 июля 1993 года между правительством Грузии и абхазскими властями в Грузии с уделением особого внимания положению в городе Сухуми; расследования сообщений о нарушениях прекращения огня и осуществления усилий по урегулированию подобных инцидентов с вовлеченными сторонами; и представления Генеральному секретарю докладов об осуществлении своего мандата, включая, в частности, нарушения соглашения о прекращении огня. Санкционированная численность Миссии составляла 88 военных наблюдателей.

После того как первоначальный мандат МООННГ утратил свою силу в связи с возобновлением боевых действий в Абхазии в сентябре 1993 года, Миссия в резолюции 881 (1993) Совета Безопасности от 4 ноября 1993 года получила временный мандат на то, чтобы поддерживать контакты с обеими сторонами в конфликте и с военными контингентами Российской Федерации и наблюдать за ситуацией и представлять доклады в штаб-квартиру с уделением особого внимания любым событиям в связи с предпринимаемыми Организацией Объединенных Наций усилиями по содействию всеобъемлющему политическому урегулированию. После подписания в мае 1994 года грузинской и абхазской сторонами Соглашения о прекращении огня и разъединении сил Совет Безопасности в своей резолюции 937 (1994) от 27 июля 1994 года санкционировал увеличение численности МООННГ до 136 военных наблюдателей и постановил, что мандат расширенной Миссии будет состоять в следующем:

Отделение Организации Объединенных Наций по защите и поощрению прав человека в Абхазии, Грузия, было учреждено 10 декабря 1996 года в соответствии с резолюцией 1077 (1996) Совета Безопасности от 22 октября 1996 года. Оно укомплектовано на совместной основе персоналом Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Отделение по правам человека является частью МООННГ и представляет доклады Верховному комиссару по правам человека через главу Миссии МООННГ.

В самый последний раз мандат МООННГ был продлен на основании резолюции 1524 (2004) Совета Безопасности от 30 января 2004 года до 31 июля 2004 года.

Историческая справка

1. Боевые действия в 1992 году

Конфликт в Абхазии, стратегически расположенной на Черном море в северо-западной части Республики Грузия, начался с общественных беспорядков и попыток местных властей отделиться от Республики. Он перерос в серию вооруженных столкновений летом 1992 года, когда правительство Грузии направило в Абхазию 2000 грузинских военнослужащих. В результате ожесточенных боевых действий около 200 человек погибли и сотни людей были ранены. Абхазское руководство покинуло столицу Абхазии город Сухуми и переехало в город Гудауту.

3 сентября 1992 года в Москве Республика Грузия, руководство Абхазии и Российская Федерация достигли соглашения о прекращении огня. Соглашение предусматривало, что "обеспечивается территориальная целостность Республики Грузия". В качестве основы мирного урегулирования в нем также предусматривалось прекращение огня, которое должно было вступить в силу 5 сентября 1992 года, и другие вопросы, включая, в частности, разоружение незаконных вооруженных формирований, сокращение вооруженных сил и обмен пленными.

Это соглашение, однако, так и не было осуществлено полностью. Ситуация оставалась весьма напряженной, и обе стороны обвиняли друг друга в нарушениях прекращения огня. 1 октября 1992 года прекращение огня было сорвано и возобновились боевые действия. Абхазские силы при поддержке боевиков с Северного Кавказа быстро захватили крупные города и создали угрозу того, что под их контролем окажется около 80 процентов Абхазии, включая столицу -- город Сухуми. Ожесточенные боевые действия вынудили около 30 000 гражданских жителей бежать через границу в Российскую Федерацию. Стороны в конфликте обвиняли друг друга в нарушениях прав человека, совершенных по отношению к гражданскому населению. К ноябрю 1992 года вспышка межэтнических столкновений в северокавказском регионе Российской Федерации добавила еще один аспект к и так уже напряженной ситуации в этом районе.

2. Создание МООННГ

Организация Объединенных Наций пыталась оживить мирный процесс дипломатическими средствами, консультируясь с Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) [сейчас переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)], с тем чтобы обеспечить эффективную координацию деятельности. В ноябре 1992 года в столице Грузии -- Тбилиси -- было открыто отделение Организации Объединенных Наций с целью обеспечения комплексного подхода Организации Объединенных Наций в регионе и оказания содействия в усилиях Генерального секретаря по установлению мира.

В мае 1993 года Генеральный секретарь назначил Специального посланника по Грузии. Его первая поездка в регион вновь подтвердила, что все стороны выступают в поддержку активной роли Организации Объединенных Наций в достижении мирного урегулирования конфликта. 27 июля 1993 года между правительством Грузии и абхазскими властями в Гудауте было заключено новое соглашение, которым устанавливалось прекращение огня с 28 июля. Соглашение предусматривало незамедлительное начало поэтапной демилитаризации зоны конфликта. Для контроля за этим процессом в течение 10-15 дней с даты прекращения огня должны были быть развернуты международные наблюдатели.

4 августа Генеральный секретарь предложил направить передовую группу в составе до 10 военных наблюдателей Организации Объединенных Наций для оказания содействия в проверке соблюдения прекращения огня. Затем передовая группа войдет в состав группы по наблюдению, если Совет Безопасности примет решение о ее создании. Совет согласился с этим предложением. Передовая группы прибыла в Абхазию 8 августа 1993 года и развернула свою штаб-квартиру в Сухуми. Затем передовая группа начала регулярное дорожное патрулирование в целях проверки соблюдения соглашения. В первоначальных докладах, полученных от группы, подтверждалось, что прекращение огня соблюдается. 24 августа 1993 года Совет Безопасности в резолюции 858 (1993) постановил учредить Миссию Организации Объединенных Наций по наблюдению в Грузии (МООННГ) в составе до 88 военных наблюдателей и гражданского персонала минимальной численности для поддержки Миссии в целях проверки соглашения о прекращении огня.

3. Возобновление боевых действий

Прекращение огня, однако, было вновь сорвано 16 сентября 1993 года. Абхазские силы при вооруженной поддержке из-за пределов Абхазии начали наступления на Сухуми и Очамчиру. Несмотря на призыв Совета Безопасности к немедленному прекращению боевых действий и осуждение им нарушения прекращения огня абхазской стороной, боевые действия продолжались. В течение последующих нескольких дней военная ситуация быстро изменилась. 27 сентября абхазская сторона оккупировала Сухуми, а несколько дней спустя -- всю Абхазию. В результате боевых действий сотни тысяч гражданских лиц, в основном грузин, оказались перемещенными.

После срыва прекращения огня дальнейшее развертывание МООННГ было приостановлено. Численность Миссии была ограничена четырьмя военными наблюдателями и четырьмя гражданскими сотрудниками в Сухуми, одним наблюдателем в Тбилиси и семью наблюдателями в Сочи, городе в пределах территории Российской Федерации, в котором они и находились в момент возобновления боевых действий.

Конфликт привел к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. Поступали сообщения о многочисленных и серьезных нарушениях прав человека в Абхазии. Миссия Организации Объединенных Наций по установлению фактов, направленная Генеральным секретарем в октябре 1993 года, докладывала, что ответственность за такие нарушения несли как грузинские правительственные войска, так и абхазские силы, равно как и иррегулярные формирования и гражданские лица, сотрудничавшие с ними.

4. Расширение мандата МООННГ

После того как первоначальный мандат МООННГ утратил свою силу в результате возобновления боевых действий в Абхазии в сентябре 1993 года, Миссия в резолюции 881 (1993) Совета Безопасности от 4 ноября 1993 года получила временный мандат на поддержание контактов с обеими сторонами в конфликте и с военными контингентами Российской Федерации и на наблюдение за ситуацией и представление докладов с уделением особого внимания любым событиям в связи с предпринимаемыми Организацией Объединенных Наций усилиями по содействию всеобъемлющему политическому урегулированию.

14 мая 1994 года после нескольких раундов сложных переговоров, проходивших под руководством Специального посланника Генерального секретаря, грузинская и абхазская стороны подписали в Москве Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. Стороны договорились о развертывании миротворческих сил Содружества Независимых Государств (СНГ) с целью наблюдения за соблюдением Соглашения, а МООННГ будет наблюдать за осуществлением Соглашения и за деятельностью сил СНГ.

27 июля 1994 года в соответствии с рекомендацией Генерального секретаря Совет Безопасности расширил мандат МООННГ соответствующим образом и увеличил ее численность до 136 военных наблюдателей. Миссии были поручены следующие задачи: наблюдение и контроль за выполнением сторонами Соглашения о прекращении огня и разъединении сил; наблюдение за операцией миротворческих сил СНГ в рамках осуществления Соглашения; контроль путем наблюдения и патрулирования за тем, чтобы войска сторон не оставались в зоне безопасности и не возвращались в нее и чтобы тяжелая боевая техника не оставалась в зоне безопасности или зоне ограничения вооружений и не вводилась туда вновь; наблюдение за районами хранения тяжелой боевой техники, выведенной из зоны безопасности и зоны ограничения вооружений, в случае необходимости в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ; наблюдение за выводом войск Республики Грузия из Кодорского ущелья в места за пределами Абхазии, Республика Грузия; регулярное патрулирование Кодорского ущелья; расследование сообщений или утверждений о нарушениях Соглашения и попытки урегулирования или содействия урегулированию таких инцидентов; регулярное представление докладов Генеральному секретарю, в частности об осуществлении Соглашения, любых нарушениях и их расследование МООННГ, а также о других соответствующих событиях; поддержание тесных контактов с обеими сторонами в конфликте и сотрудничество с миротворческими силами СНГ, а также благодаря своему присутствию в районе содействие созданию благоприятных условий для безопасного и упорядоченного возвращения беженцев и перемещенных лиц.

В состав МООННГ также входит Отделение по правам человека, созданное в декабре 1996 года в соответствии с резолюцией 1077 (1996) Совета Безопасности. Оно укомплектовано на совместной основе персоналом ОБСЕ и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ). Отделение является частью МООННГ и представляет доклад Верховному комиссару по правам человека через главу Миссии МООННГ.

5. Нынешняя ситуация

Мирный процесс

В течение ряда лет Генеральный секретарь и его следовавшие один за другим Специальные представители при поддержке представителей Российской Федерации в качестве содействующей стороны, ОБСЕ и членов Группы друзей Генерального секретаря, в состав которой входят Германия, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция, продолжали прилагать усилия для содействия стабилизации положения и достижения всеобъемлющего политического урегулирования, включая урегулирование вопроса о будущем политическом статусе Абхазии в составе Государства Грузия и возвращение беженцев и перемещенных лиц. Несмотря на эти усилия, однако, по ключевым вопросам переговоров было достигнуто мало существенных результатов, и грузино-абхазский мирный процесс оставался застопоренным.

Деятельность МООННГ

С учетом тупика в мирном процессе положение на местах также оставалось неустойчивым. МООННГ продолжала выполнять свой мандат посредством ежедневного пешего патрулирования из своей штаб-квартиры в Сухуми и штабов двух секторов в Гали и Зугдиди, а также регулярного патрулирования с использованием вертолетов. С помощью этих мероприятий МООННГ удавалось охватывать всю свою зону ответственности, за исключением северной части Кодорского ущелья, где патрулирование было по-прежнему приостановлено по соображениям безопасности.

Главный военный наблюдатель возглавлял встречи Совместной группы по установлению фактов, созданной 19 января 2000 года в составе представителей миротворческих сил СНГ, а также грузинской и абхазской сторон. Также продолжалась инженерно-строительная программа МООННГ в поддержку оперативных потребностей Миссии. Кроме того, Миссия продолжала консультировать, оказывать добрые услуги и предоставлять материально-техническую помощь в связи с проектами, нацеленными на укрепление доверия между грузинской и абхазской сторонами. Сотрудничество между МООННГ и миротворческими силами СНГ оставалось весьма тесным.

Ситуация на местах

Общая обстановка в зоне конфликта оставалась в основном спокойной, но весьма нестабильной. Разгул преступности и беззаконие по-прежнему являлись одним из основных дестабилизирующих факторов, ставящим под угрозу общую ситуацию в плане безопасности. Местное население в обоих секторах постоянно жаловалось на то, что его терроризируют и запугивают вооруженные группы. Продолжались неоднократные нарушения Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года и сохранялись ограничения на свободу передвижения МООННГ.

Обстановка в плане безопасности

Обеспечение безопасности и охраны персонала МООННГ оставалось одной из самых приоритетных задач для Миссии. Хотя партизанские действия вызывали обеспокоенность, главную угрозу для безопасности и охраны персонала МООННГ представлял высокий уровень преступности в районе конфликта и неспособность местных правоохранительных органов эффективно решать эту проблему. Недостатки абхазских правоохранительных органов были особенно заметны в южной части Гальской зоны безопасности, в то время как грузинские власти, как представлялось, не осуществляли полного контроля над северной частью Кодорского ущелья.

Некоторые из инцидентов, непосредственно отразившихся на операциях и персонале МООННГ, включали блокирование одной из главных дорог в начале июля 1999 года, ограничившее свободу передвижения персонала Миссии; подрыв взрывного устройства около забора штаб-квартиры в Сухуми 9 июля; взрыв гранаты, переброшенной через забор на территорию недавно открытого отделения в Зугдиди 27 сентября; и похищение 13 октября семи сотрудников МООННГ, которые в полном составе были отпущены 15 октября. Кроме того, 17 января 2000 года были похищены два военных наблюдателя МООННГ, которых удерживали в течение двух часов; в марте и в апреле были совершены вооруженные ограбления на квартирах нескольких международных и местных сотрудников; 1 июня два военных наблюдателя, переводчик и два сотрудника неправительственных организаций были взяты в заложники в Кодорском ущелье, и их удерживали в течение несколько дней; и 15 июня была обстреляна патрульная машина МООННГ в Гали. Весьма серьезный инцидент с точки зрения безопасности произошел в Кодорском ущелье 10 декабря 2000 года, когда два военных наблюдателя Организации Объединенных Наций были похищены неопознанными вооруженными лицами и удерживались в течение трех дней. Они были освобождены 13 декабря. После этого инцидента патрулирование МООННГ в Кодорском ущелье было приостановлено по соображениям безопасности.

Кроме того, большую обеспокоенность вызывает минная опасность. МООННГ полагалась на помощь организации "ХАЛО траст" в усилиях по разминированию. В нарушение Московского соглашения наблюдалась также тревожная тенденция в отношении ограничения обеими сторонами передвижения персонала МООННГ, что сковывало возможность Миссии по выполнению ее мандата.

Положение в гуманитарной области и права человека

Положение в гуманитарной области в Абхазии, Грузия, оставалось серьезным. Международные гуманитарные учреждения и неправительственные организации продолжали заниматься насущными потребностями уязвимых слоев населения в продовольствии и медицинском обслуживании и осуществлять деятельность по разминированию и некоторую деятельность по восстановлению. Никаких признаков улучшения положения в области прав человека не было. Основными вопросами, которые беспокоили Отделение Организации Объединенных Наций по правам человека в Абхазии, Грузия, оставались нарушения права на жизнь, права на физическую неприкосновенность и права на свободу и безопасность личности. Положение в области прав человека было особенно неустойчивым в Гальском районе.

Генеральный секретарь проводит обзор ситуации

Докладывая Совету Безопасности 18 января 2001 года, Генеральный секретарь заявил, что продолжающееся отсутствие прогресса в решении основополагающего вопроса о будущем политическом статусе Абхазии в составе Государства Грузия достойно сожаления и может поставить под угрозу весь мирный процесс в будущем. Обе стороны, сказал он, должны продемонстрировать большую политическую волю, чтобы можно было выйти из нынешнего тупика. Он призвал, в частности, абхазскую сторону продемонстрировать большую гибкость и готовность к решению основных политических вопросов этого конфликта.

В своем докладе Генеральный секретарь отметил, что другим вопросом, вызывающим серьезную озабоченность, является положение беженцев и вынужденных переселенцев. В качестве первого важного шага на пути к решению этой проблемы обе стороны должны принять меры к обеспечению возвращения людей в Гальский район в условиях уважения достоинства и безопасности. В этой связи Генеральный секретарь приветствовал сотрудничество, продемонстрированное обеими сторонами с целью способствовать проведенной в ноябре 2000 года совместной миссии по оценке в Гальском районе, которую возглавлял руководитель Отделения Организации Объединенных Наций по правам человека. Отсутствие эффективной правоохранной деятельности и сохранение крайне тяжелой экономической обстановки в районе операций МООННГ усугубляли общую нестабильность положения.

Генеральный секретарь выразил надежду на то, что третья встреча по мерам укрепления доверия, которую планировалось провести в марте 2001 года в Ялте, будет способствовать столь необходимому примирению и укрепит наметившуюся позитивную тенденцию к установлению и развитию взаимных контактов между сторонами на различных уровнях, способствуя тем самым обеспечению взаимопонимания и доверия.

[Третья встреча грузинской и абхазской сторон по мерам укрепления доверия была проведена 15-16 марта в Ялте по приглашению правительства Украины. Назвав эту встречу "абсолютно необходимым элементом мирного процесса", Генеральный секретарь настоятельно призвал обе стороны осуществить обязательства, взятые ими на себя в заключительных документах встречи. Более подробную информацию см. в докладе Генерального секретаря от 24 апреля 2000 года -- S/2001/401.]

В еще одном докладе Совету Безопасности 19 июля 2001 года Генеральный секретарь подчеркнул тот факт, что практические переговоры о будущем политическом статусе Абхазии в составе Государства Грузия еще не начались. В отсутствие таких переговоров весь мирный процесс остается под угрозой. Он также сказал, что взятые обеими сторонами обязательства содействовать безопасному, гарантированному и достойному возвращению всех беженцев и вынужденных переселенцев в прежние места их постоянного проживания, как это предусмотрено в Четырехстороннем соглашении о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц от 4 апреля 1994 года, все еще не выполнены.

Отметив, что меры укрепления доверия являются неотъемлемым элементом мирного процесса и что их необходимо рассматривать самостоятельно, а не увязывать их с другими вопросами, по которым ведутся переговоры, Генеральный секретарь предложил сторонам принять дальнейшие меры в соответствии с их Программой действий, согласованной в ходе Ялтинской встречи в марте 2001 года, и реализовать предложения целенаправленно и в духе сотрудничества.

Генеральный секретарь указал, что краеугольным камнем мирных усилий Организации Объединенных Наций остается Московское соглашение. Продолжающийся рост числа нарушений этого Соглашения вызывает серьезную обеспокоенность. То же самое относится и к ограничениям на передвижения, введенным в отношении МООННГ, которые лишают Миссию возможности в полном объеме выполнять положения своего мандата. Он призвал обе стороны немедленно вернуться к полному соблюдению всех положений Московского соглашения. Что касается безопасности персонала МООННГ, то обе стороны обязаны обеспечивать надлежащие условия безопасности для работы Миссии в любое время.

В заключение доклада Генеральный секретарь подчеркнул, что, как показали события на местах, МООННГ продолжает играть ключевую роль в стабилизации обстановки в зоне конфликта. Ее усилия по продвижению вперед переговорного процесса являются одним из главных элементов поиска мирного урегулирования. Поэтому он рекомендовал продлить ее мандат на дополнительный шестимесячный период -- до 31 января 2002 года.

31 июля Совет Безопасности продлил мандат МООННГ на шестимесячный период, заканчивающийся 31 января 2002 года. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1364 (2001), в которой ухудшение ситуации в зоне конфликта объяснялось "продолжающимся насилием, взятием заложников, ростом преступности и деятельностью незаконных вооруженных групп в зоне конфликта, что представляет собой постоянную угрозу мирному процессу".

Совет выразил свое намерение провести тщательный обзор операции в конце периода ее продления "в свете шагов, предпринятых сторонами в целях достижения всеобъемлющего урегулирования". Совет заявил о решительной поддержке усилий, предпринимаемых Генеральным секретарем и его Специальным представителем при помощи Российской Федерации в целях содействия стабилизации ситуации и достижения всеобъемлющего политического урегулирования, включая урегулирование вопроса о политическом статусе Абхазии в составе Грузии.

Совет также напомнил о намерении Специального представителя представить проект документа о распределении конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми "в качестве основы для проведения субстантивных переговоров, а не в качестве попытки навязывать или диктовать какое-либо конкретное решение сторонам". В резолюции была также подчеркнута необходимость ускорения работы над проектом протокола о возвращении беженцев в Гальский район и мерах по восстановлению экономики, а также над проектом соглашения о мире и гарантиях по предотвращению и невозобновлению вооруженных столкновений.

К сторонам, в частности к абхазской стороне, был обращен призыв предпринять усилия для выхода из тупика и начать переговоры по ключевым политическим вопросам конфликта и всем другим нерешенным вопросам в рамках осуществляемого под эгидой Организации Объединенных Наций мирного процесса. Кроме того, Совет настоятельно призвал стороны действовать совместно, с тем чтобы прояснить недавние инциденты с взятием заложников, добиться освобождения все еще удерживаемых заложников и привлечь виновных к судебной ответственности.

Совет выразил обеспокоенность по поводу "вызывающей тревогу тенденции" сторон ограничивать свободу передвижения МООННГ и призвал обе стороны обеспечить безопасность и свободу передвижения персонала Организации Объединенных Наций и другого международного персонала.

Уничтожение вертолета Организации Объединенных Наций

В августе-октябре 2001 года положение на местах серьезно ухудшилось вследствие возобновления боевых действий в зоне конфликта между абхазскими силами и вооруженными членами иррегулярных формирований. В течение этого периода МООННГ продолжала осуществлять патрулирование в пределах всего района действия Миссии, за исключением контролируемой грузинской стороной северной части Кодорского ущелья. Это патрулирование осуществлялось из штаб-квартиры МООННГ в Сухуми и штабов секторов в Гали и Зугдиди. Сектора также осуществляли патрулирование с использованием вертолетов над своими соответствующими районами ответственности с уделением особого внимания недоступным местам и зоне безопасности вдоль линии прекращения огня.

8 октября с учетом гарантий безопасности, данных Грузией, и после получения от абхазских властей разрешения на полет вместе с их гарантиями в отношении того, что иррегулярные формирования были отброшены на север, МООННГ направила регулярный вертолетный патруль в Кодорское ущелье. Вскоре после взлета вертолет был сбит вблизи входа в ущелье, в 20 км к востоку от Сухуми. При этом погибли все девять невооруженных людей, находившихся на борту вертолета, включая четырех военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, двух набранных на местной основе сотрудников Организации Объединенных Наций и трех членов экипажа вертолета, работавшего по контракту. Это был самый серьезный инцидент в плане безопасности за всю историю МООННГ.

В тот же день поисково-спасательный патруль МООННГ, сопровождавшийся вооруженным эскортом миротворческих сил СНГ, эвакуировал тела пяти человек. Вместе с тем, поскольку вблизи места падения продолжались бои, тела остальных четырех человек были эвакуированы абхазскими военными лишь два дня спустя. Группа из Центральных учреждений Организации Объединенных Наций была незамедлительно направлена в Сухуми для оказания содействия в проведении технического расследования инцидента и для предоставления административной поддержки МООННГ. Был создан комитет по техническому расследованию под председательством Украины (страна регистрации вертолета) с участием Организации Объединенных Наций и в сотрудничестве с грузинскими и абхазскими властями. Совет Безопасности дважды заслушивал брифинги относительно этого инцидента.

С 9 октября ввиду нестабильных условий безопасности на местах штаб-квартира МООННГ в Сухуми и штаб Галльского сектора были приведены в состояние тревоги. Оперативное патрулирование из этих секторов было приостановлено и возобновилось лишь 18 октября 2001 года, когда боевые действия затихли.

Докладывая Совету Безопасности 24 октября, Генеральный секретарь сказал, что боевые действия в Кодорском ущелье и в прилегающих районах Абхазии, Грузия, а также уничтожение вертолета МООННГ свидетельствуют о серьезном ухудшении обстановки и об определенной неудаче в усилиях по достижению политического урегулирования. Он сказал, что обе стороны должны строго соблюдать прекращение огня, вновь заявить о своей приверженности урегулированию конфликта политическими средствами, прекратить поощрение любой военной деятельности и вернуться к мирному процессу без каких-либо оговорок или задержек.

Как явствовало из доклада, эти события представляли собой болезненную демонстрацию того, что в условиях отсутствия субстантивных переговоров о будущем политическом статусе Абхазии в составе Государства Грузия весь мирный процесс может оказаться под угрозой. Генеральный секретарь вновь призвал Группу друзей в тесном сотрудничестве с его Специальным представителем ускорить процесс разработки проекта документа о распределении полномочий между Тбилиси и Сухуми и довести эту работу до успешного завершения.

Генеральный секретарь сказал, что факт уничтожения вертолета Организации Объединенных Наций "вызывает негодование", и напомнил обеим сторонам об их обязательстве обеспечивать безопасность и защиту персонала Организации Объединенных Наций. Исполнители преступных актов против МООННГ должны быть привлечены к ответственности, сказал он.

Достигнут некоторый политический прогресс

В течение следующих трех месяцев был достигнут некоторый прогресс в политическом процессе. Значительный политический шаг вперед был сделан в середине декабря, когда Специальный представитель Генерального секретаря в консультации с Группой друзей Генерального секретаря смог -- после двух лет обсуждений -- окончательно доработать документ, озаглавленный "Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми". Этот документ должен стать основой для конструктивных переговоров о будущем статусе Абхазии в составе Государства Грузия.

Тем временем в районе операций МООННГ после боевых действий, которыми были отмечены конец лета и начало осени, вновь восстановилось относительное спокойствие. Тем не менее, по-прежнему сохранялась высокая напряженность, подогреваемая воинственной риторикой и неопределенностью в отношении мандата миротворческих сил СНГ. Еще одним существенным фактором было продолжающееся присутствие грузинских войск в Кодорском ущелье в нарушение Московского соглашения 1994 года. Эти войска были размещены в октябре 2001 года в связи с боевыми действиями и бомбардировками в этом районе.

15 и 17 января 2002 года Специальный представитель свел вместе обе стороны для прямых переговоров о ситуации в Кодорском ущелье. Они согласовали протокол, предусматривающий, что МООННГ возобновит патрулирование 1 февраля 2002 года на основе мер безопасности, которые будут выработаны с участием обеих сторон, и подтвердит, что в южной части Кодорского ущелья и в районе Ткварчели нет никакого тяжелого оружия; что одновременно Грузия приступит к выводу своих войск; и что абхазская сторона обязуется не размещать сил в северной части ущелья и не предпринимать мер военного характера против гражданского населения.

18 января 2002 года Генеральный секретарь доложил Совету Безопасности о положении в регионе. Он отметил, что документ о распределении полномочий между Тбилиси и Сухуми пользуется поддержкой всех членов Группы друзей, но что, вместе с тем, сохраняются и возражения, особенно с абхазской стороны. Генеральный секретарь, однако, подчеркнул, что этот документ является "лишь одним из средств, позволяющих открыть путь" к проведению субстантивных переговоров, в рамках которых стороны сами будут вырабатывать варианты урегулирования. Он сказал, что сторонам следует "воспользоваться этим моментом" для продвижения вперед по пути мирного урегулирования конфликта. Он настоятельно призвал, в частности, абхазскую сторону пересмотреть ее позицию.

Генеральный секретарь приветствовал достигнутое 17 января соглашение о выводе грузинских войск из Кодорского ущелья и выразил надежду на то, что удастся достичь соглашения о продлении мандата миротворческих сил СНГ. В то же время он сказал, что безопасное возвращение беженцев и перемещенных лиц по-прежнему имеет первостепенную значимость и что абхазская сторона несет особую ответственность за обеспечение охраны возвращенцев в Галльском районе и содействие возвращению остающегося перемещенного населения.

По-прежнему сохраняла актуальность задача обеспечения безопасности и охраны персонала МООННГ. Как сказал Генеральный секретарь, вызывает сожаление то, что ни те, кто сбил вертолет МООННГ 8 октября 2001 года, ни те, кто несколько раз за период с 1997 по 2000 год брал в заложники сотрудников МООННГ, так и не были выявлены и привлечены к суду.

В заключение доклада Генеральный секретарь сказал, что МООННГ продолжает играть важную роль в деле стабилизации обстановки в зоне конфликта и в поиске политического урегулирования. Он рекомендовал продлить мандат Миссии на дополнительный шестимесячный период -- до 31 июля 2002 года.

Положение в районе, январь 2002 года -- январь 2003 года

31 января Совет Безопасности в своей резолюции 1393 (2002) продлил мандат МООННГ до 31 июля 2002 года. Он также постановил вновь рассмотреть мандат, если только к 15 февраля 2002 года не будет принято решения о продлении мандата миротворческих сил СНГ, и при этом отметил, что 31 января 2002 года грузинские власти согласились на продление этого мандата до конца июня 2002 года.

Совет призвал обе стороны преодолеть взаимное недоверие и осудил нарушения Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. Он призвал политических руководителей в Тбилиси и Сухуми открыто заявить о своем отказе от воинственной риторики и выступлений в поддержку военных вариантов и деятельности незаконных вооруженных групп.

Он настоятельно призвал стороны, в частности абхазскую сторону, провести полное рассмотрение документа "Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми" и сопроводительного письма к нему и после этого незамедлительно приступить к переговорам по их сути.

Совет заявил о решительной поддержке протокола, подписанного сторонами 17 января 2002 года и касающегося положения в Кодорском ущелье, призвал к его быстрому осуществлению и настоятельно призвал абхазскую сторону не использовать в своих интересах отвод грузинских войск.

Кроме того, Совет призвал стороны установить личность ответственных за уничтожение вертолета МООННГ 8 октября 2001 года и привлечь их к ответственности. Он выразил свою обеспокоенность по поводу вызывающей тревогу тенденции сторон ограничивать свободу передвижения Миссии, подчеркнув, что обе стороны должны принимать надлежащие меры безопасности и обеспечивать свободу передвижения международного персонала.

Совет выразил тревогу по поводу отсутствия прогресса в решении вопроса, касающегося беженцев и перемещенных лиц, подчеркнув неприемлемость демографических изменений в результате конфликта. Он призвал абхазскую сторону улучшить работу правоохранительных органов с привлечением местного населения, а также расширить обучение этнического грузинского населения на его родном языке.

29 июля 2002 года Совет Безопасности в своей резолюции 1427 (2002) продлил мандат МООННГ до 31 января 2003 года. Совет действовал на основании доклада Генерального секретаря (S/2002/742) от 10 июля, в котором он отметил достойное сожаления отсутствие прогресса в переговорах между грузинской и абхазской сторонами о будущем статусе Абхазии. Хотя напряженность в Кодорском ущелье снизилась, вероятность новой вспышки военных действий сохранялась. В докладе содержался настоятельный призыв к обеим сторонам приложить все усилия для разработки взаимоприемлемой договоренности по обеспечению безопасности населения, чтобы не играть на руку тем, кто стремится замедлить политический процесс.

В своем следующем докладе (S/2002/1141 от 14 октября 2002 года) Генеральный секретарь отметил, что положение в зоне грузино-абхазского конфликта не улучшилось. Для того чтобы уменьшить существующую напряженность, сказал он, абхазской стороне необходимо пересмотреть свое нежелание даже обсуждать документ "Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми". Грузинской стороне в свою очередь необходимо предпринять больше усилий, с тем чтобы абхазская сторона поверила и доверилась ей. Генеральный секретарь подчеркнул, что его Специальный представитель при поддержке Группы друзей продолжит свои усилия по содействию продвижению политического процесса, однако главная ответственность лежит на сторонах.

Касаясь положения в Кодорском ущелье, Генеральный секретарь сказал, что оно является источником напряженности на протяжении уже более года. Военные наблюдатели МООННГ продолжали выполнять возложенные на них задачи, осуществляя ежедневное пешее патрулирование в Гальском и Зугдидском секторах, а также патрулирование каждые два-три дня в Кодорском ущелье совместно с миротворческими силами СНГ. В трех случаях патрулирование пришлось отменять из-за отсутствия гарантий безопасности. Патрулирование с помощью вертолетов по-прежнему приостановлено. Генеральный секретарь сказал, что МООННГ продолжит свои усилия по разрядке исходящей из этого района напряженности и по сближению сторон для решения основополагающих проблем. Однако и в этом вопросе именно стороны должны сделать все от них зависящее, чтобы предотвратить дестабилизацию и обеспечить условия безопасности для функционирования МООННГ.

Мандат МООНГ вновь продлевается

В своем докладе Совету Безопасности от 13 января 2003 года (S/2003/39) Генеральный секретарь заявил, что, когда он докладывал Совету Безопасности в январе предыдущего года, для оптимизма были основания. Однако по прошествии целого года напряженных усилий Специального представителя и Группы друзей, говорилось в докладе, стороны ненамного продвинулись вперед к началу переговоров. Взятый сторонами тон стал более жестким, их разделяет глубокое недоверие, и они практически не демонстрируют готовность идти на существенные компромиссы, необходимые для сколь-нибудь значащего мирного процесса. Абхазская сторона, в частности, отказывается даже обсуждать принципы, которые должны лежать в основе переговоров. В целях преодоления этого тупика Генеральный секретарь намеревался пригласить старших представителей Группы друзей обсудить пути продвижения вперед в рамках "мозговой атаки" в рамках неформальной обстановки.

Генеральный секретарь полагал, что возобновление заседаний Координационного совета имеет важное значение для дальнейшего прогресса в грузино-абхазском мирном процессе, в частности для воплощения вынесенных рабочими группами рекомендаций в твердые обязательства. Скорейший созыв следующего заседания Совета, который в последний раз встречался в январе 2001 года, позволит также принять своевременное решение в отношении четвертой конференции по мерам укрепления доверия и начать к ней подготовку.

Актуальным вопросом, заявил Генеральный секретарь, остается возвращение перемещенных внутри страны лиц в свои дома в условиях безопасности. В осуществлении Четырехстороннего соглашения 1994 года о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц никакого прогресса не достигнуто. По конкретному вопросу укрепления работы правоохранительных органов была проведена миссия по оценке, и Генеральный секретарь приветствовал сотрудничество обеих сторон в качестве позитивного свидетельства их готовности улучшить положение возвращенцев и перемещенных внутри страны лиц.

Генеральный секретарь вновь подчеркнул, что как грузинская, так и абхазская стороны несут ответственность за безопасность гражданского и военного персонала МООННГ, а также за обеспечение свободы его передвижения в любое время. Они должны также привлекать к ответственности лиц, совершающих преступления против персонала Организации Объединенных Наций.

Поскольку присутствие МООННГ по-прежнему имеет важнейшее значение для поддержания стабильности в зоне конфликта и осуществления процесса в направлении политического урегулирования конфликта, Генеральный секретарь рекомендовал еще раз продлить мандат Миссии на шестимесячный период -- до 31 июля.

Совет Безопасности, единогласно приняв 30 января 2003 года резолюцию 1462 (2003), продлил мандат МООННГ до 31 июля. Он также решительно поддержал непрерывные усилия в целях достижения всеобъемлющего политического урегулирования, которое должно включать урегулирование вопроса о политическом статусе Абхазии в составе Государства Грузия.

Совет вновь заявил о своей поддержке документа "Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми". В то же время он выразил сожаление по поводу отсутствия прогресса в деле начала переговоров о политическом статусе и выразил глубокое сожаление по поводу неоднократного отказа абхазской стороны дать согласие на обсуждение существа этого документа. Он вновь настоятельно призвал абхазскую сторону получить этот документ и сопроводительное письмо к нему и настоятельно призвал обе стороны провести их полное и открытое рассмотрение.

Подчеркнув, что сохраняющееся отсутствие прогресса по ключевым вопросам всеобъемлющего урегулирования конфликта является неприемлемым, Совет самым настоятельным образом призвал стороны обеспечить необходимое оживление мирного процесса во всех его основных аспектах, включая рассмотрение возможности проведения четвертой конференции по мерам укрепления доверия.

Кроме того, Совет приветствовал дополнительные меры по обеспечению безопасности полетов вертолетов, введенные в ответ на уничтожение вертолета МООННГ 8 октября 2001 года, и вновь призвал стороны принять все необходимые меры для установления личности ответственных за это нападение и придания их правосудию.

Новый импульс в мирных усилиях, несмотря на отсутствие прогресса

Новые предложения и двусторонние соглашения придали новый импульс усилиям по оживлению грузино-абхазского мирного процесса, несмотря на продолжающееся отсутствие прогресса по ключевому политическому вопросу о будущем статусе Абхазии в составе Государства Грузия, заявил Генеральный секретарь в его самом последнем докладе Совету Безопасности от 9 апреля 2003 года.

Генеральный секретарь указал, что впервые примерно за четыре года абхазские фактические власти в Сухуми приняли Группу друзей на уровне послов. Группа, в состав которой входят Германия, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция, передала рекомендации, явившиеся результатом неофициальной встречи, проведенной в феврале в Женеве по предложению Генерального секретаря.

"Абхазская сторона высказала ряд возражений по поводу рекомендаций, в частности включения политического аспекта в третью целевую группу, -- сказал Генеральный секретарь. -- Абхазская сторона продолжала отказываться обсуждать вопрос о статусе и отвергла документ о полномочиях в качестве основы для субстантивных переговоров, поскольку, по ее мнению, статус Абхазии определен уже давно". В отличие от этого, сказал Генеральный секретарь, грузинская сторона заняла "осторожно-позитивную позицию по отношению к предложениям" и заявила о своей готовности вести работу по их осуществлению.

"Я хотел бы напомнить сторонам, в частности абхазской стороне, о том, что вопрос о статусе затрагивает все аспекты окончательного мирного урегулирования. Без его удовлетворительного решения, -- предостерег Генеральный секретарь, -- прочное урегулирование вряд ли будет возможным".

Инцидент с захватом заложников

5 июня два военных наблюдателя МООННГ, один медицинский сотрудник МООННГ и их грузинский переводчик были похищены неустановленной вооруженной группой, когда они осуществляли обычное патрулирование в находящейся под грузинским контролем северной части Кодорского ущелья. Четыре военнослужащих миротворческих сил СНГ, участвовавшие в этом патруле, были разоружены и немедленно освобождены. Специальный представитель Генерального секретаря и Главный военный наблюдатель тесно сотрудничали с грузинским руководством, которое несет главную ответственность за обеспечение безопасности сотрудников МООННГ, с целью добиться безопасного освобождения задержанных. В результате переговоров между грузинскими властями и похитителями все четыре заложника были освобождены целыми и невредимыми 11 июня. Грузинские власти подтвердили, что в соответствии с политикой Организации Объединенных Наций они не выплатили никакого выкупа и не применили силу.

В МООННГ добавлен компонент гражданской полиции

21 июля 2003 года Генеральный секретарь доложил о том, что его Специальный представитель при поддержке Группы друзей Генерального секретаря продолжала прилагать усилия для развития положительных итогов проведенного в Женеве в феврале совещания по принципу "мозговой атаки", за которым последовали достигнутые в марте в Сочи, Российская Федерация, договоренности между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. В качестве ключевых для продвижения вперед мирного процесса были определены три блока вопросов: экономическое сотрудничество, возвращение вынужденных переселенцев и беженцев и политические вопросы и вопросы безопасности.

Генеральный секретарь сказал, однако, что, в то время как стороны продвинулись вперед в вопросах экономического сотрудничества и возвращения беженцев, по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая будущий статус Абхазии в составе Государства Грузия, не удалось достичь значительного прогресса. Абхазская сторона продолжала высказывать оговорки по поводу включения в любые переговоры политических аспектов, исходя из одностороннего "провозглашения независимости" ею в 1999 году. По тем же причинам она также продолжала отказываться получить документ о распределении полномочий и сопроводительное письмо к нему.

Генеральный секретарь решительно осудил инцидент с захватом заложников, происшедший 5 июня. Он отметил, что это был шестой такой случай после создания Миссии в 1993 году и что еще не был выявлен или привлечен к ответственности ни один из преступников, совершивших уголовные деяния против персонала МООННГ. Безнаказанности необходимо положить конец, сказал он.

На основе рекомендаций, сформулированных миссией по оценке положения в области безопасности в конце 2002 года относительно улучшения положения в области безопасности в Гальском районе, Генеральный секретарь рекомендовал добавить компонент гражданской полиции в составе 20 сотрудников в штат МООННГ, с тем чтобы содействовать созданию условий, благоприятствующих возвращению вынужденных переселенцев и беженцев в условиях безопасности и достоинства. Он также рекомендовал продлить мандат Миссии еще на шесть месяцев.

Соответственно в своей резолюции 1494 (2003) от 30 июля Совет Безопасности продлил мандат МООННГ до 31 января 2004 года, а также одобрил рекомендацию Генерального секретаря о том, чтобы добавить в штат Миссии компонент гражданской полиции в составе 20 сотрудников.

Вновь подчеркнув свою решительную поддержку документа "Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми" и сопроводительного письма к нему, Совет в то же время выразил глубокое сожаление по поводу постоянного отказа абхазской стороны дать согласие на обсуждение существа этого документа. Он настоятельно призвал абхазскую сторону получить этот документ и сопроводительное письмо к нему.

Кроме того, Совет выразил сожаление по поводу отсутствия прогресса в деле начала переговоров о политическом статусе и вновь призвал стороны обеспечить необходимое оживление мирного процесса во всех его основных аспектах.

Совет также решительно осудил похищение четырех сотрудников МООННГ 5 июня и выразил глубокое сожаление по поводу того, что никто из преступников так и не установлен и не привлечен к судебной ответственности.

  

Оценка: 4.17*7  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023