ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Зампини Диего
День Аргентины

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.97*21  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод Нины Меньших (nina-menshikh@rambler.ru)Оригинал: http://britains-smallwars.com/Falklands/May25th.htm


   День Аргентины
  
   "Эта работа содержит, преимущественно, аргентинскую версию конфликта, дополненную информацией из британских источников. Статья посвящается всему личному составу Воздушных Сил Аргентины, сражавшемуся и трудившемуся в течение конфликта на Мальвинских / Фолклендских островах в 1982 году".
  
   (Д. Зампини)
  
   25 мая Аргентинская Республика празднует один из своих национальных праздников - "День Отчизны". 25 мая 1810 в Буэнос-Айресе была избрана не подчинявшаяся ставленникам испанской короны Хунта, большую часть которой составляли креолы (в аргентинской истории хунта получила название "Первой Правительственной"). Этот факт положил начало процессу, который завершился 9 июля 1816 года объявлением Декларации Независимости - этот день также вошел в число "красных" дат данной страны, известный как "День Независимости".
  
   Для пилотов 5-ой истребительной группы (ИГ) ВВС Аргентины день 25 мая 1982 года, помимо праздничного настроения, был наполнен необычным предчувствием. По словам одного из них - капитана Пабло Маркоса Рафаэля Карбальо: "25 мая был для нас незабываемым днем по самым разным причинам. Первая - наш праздник, который мы могли отметить самым лучшим образом - защищая самый прекрасный флаг в мире. Второй причиной являлась потеря веры, испытываемая множеством наших соотечественников в силу распространения дурных вестей о ходе конфликта. И, наконец, третья причина заключалась в том, что о нас - аргентинских пилотах - начал говорить весь мир, что не могло не подстегивать нас."
  
   Главная задача 5-ой ИГ заключалась в нанесении ударов по двум британским кораблям (эсминцу "Ковентри" и фрегату "Бродсворд"), находившимся на тот момент севернее (Пеббл Айланд) и являвшимися авангардом британских кораблей в проливе Сан Карлос. На долю обоих кораблей, в особенности, "Ковентри", пришлось большое количество событий в первые дни месяца: 3 мая вертолет Lynx HAS.2 XZ242, транспортировавшийся "Ковентри", нанес удар двумя противолодочными ракетами "Sea Skua" по аргентинскому патрульному катеру "Альферес Собраль". Обе ракеты достигли цели. Катеру удалось остаться на плаву - даже несмотря на очередную атаку "Линкса", произошедшую с эсминца "Глазго". 9 мая выпущенными с "Ковентри" противокорабельным ракетами "Си Дарт" был сбит вертолет "Пума" (SA.330L Puma) 601-го аргентинского воздушного батальона. Экипаж вертолета погиб. В тот же самый день с эсминца были выпущены еще три "Си Дартса", в этот раз направленные против аргентинских самолетов "Геркулес", однако они прошли мимо цели. С 14 мая корабли "Ковентри" и "Бродсворд" проводили воздушную разведку. Помимо этого, с этих кораблей были сбиты два аргентинских "Скайхока" (A-4B C-244 (5-ая ИГ, был пилотируем капитаном Уго дель Валье Палавером, и A-4C C-304 (4-ая ИГ). Экипажи сбитых самолетов погибли. К этим событиям летчики аргентинских ВВС (в особенности представители 5-ой ИГ) не могли оставаться равнодушными - так, "Ковентри" предстояло жестоко заплатить за эти события.
  
   В намерения аргентинского командования входило отправить два воздушных звена (по три "Скайхока" А-4В в каждом) 5-ой ИГ с целью нанесения удара по "Ковентри" и "Бродсворду" около 14.00 по местному времени. По этой причине личный техсостав воздушной базы в Рио Гальегос целое утро готовил самолеты, которым предстояло принять участие в этом действе. Британские корабли, расположенные в 15 милях к северу (Пебл Айленд), находились под постоянным наблюдением, осуществлявшимся с помощью рекогносцировщиков, находившихся на тот момент в Исла Бурбон (Пебл Айленд). Учитывая их близкое расположение к континенту, было решено обойтись без дозаправки в воздухе и, помимо этого, нагрузить каждый "Скайхок" тремя бомбами весом в 454 кг / 1000 фунтов каждая - нагрузка, практически невозможная при обычных обстоятельствах.
  
   Изначально планировалось, что для атаки кораблей самолеты разделятся на два звена; роль ведущего отводилась капитану Пабло Карбальо и первому лейтенанту Мариано Веласко. К сожалению, данный план не удалось полностью претворить в жизнь: за несколько минут до взлета обнаружились технические неполадки самолета прапорщика Кармоны (один из ведомых Карбальо), который пришлось оставить на земле; чуть позже - спустя некоторое время после взлета оставшихся пяти самолетов, один пилот из команды Веласко (лейтенант Оссес) доложил о неполадках уже его машины. По этой причине ему пришлось вернуться в Рио Гальегос. Основная проблема для "Скайхоков", помимо военных действий, заключалась в нехватке запчастей.
  
   После этих событий, ударная группа, сократившаяся всего до четырех самолетов, разбилась на два звена: "Вулкан" (самолеты Карбальо и лейтенанта Карлоса Ринке) и "Зевс" (первый лейтенант Мариано Веласко и прапорщик Хорхе Баррионуево). Им оказывал поддержку Hawker-Siddeley HS-125 (позывной "Луч"), исполнявший в данном случае роль самолета-наводчика. Как вспоминает Карбальо:
   "Я начал полет, едва не соприкасаясь с волнистой морской гладью, двигаясь к северу по направлению к Гран Мальвина [Западный Фолькленд - прим. автора]. Ринке - мой "стальной ведомый", как я его называл, шел слева от меня, почти касаясь воды.
   Внезапно "Ранкель" (Артуро Перейра) сообщил мне о патруле "Харриеров", приближавшемся к нам с юга, пересекая воздушное пространство над проливом Сан Карлос. Сказав "Вас понял", я предпочел двигаться дальше и достигнуть своей цели, не будучи перехваченным противником. Чуть позже Перейра должен был сообщить мне, что вражеский патруль находился в районе атакуемых нами кораблей всего за три минуты перед нашей атакой."
  
   На самом деле, летчики (командир-лейтенант Нил Томас и лейтенант Дэвид Смит), пилотировавшие "Си Харриеры", были предупреждены о присутствии аргентинских самолетов, однако им было приказано покинуть данную территорию, т.к. система "Си Вулф", которой был оснащен "Бродсворд", могла случайно "зацепить" один из своих самолетов. Помимо этого, экипаж "Бродсворда" был осведомлен об аргентинских самолетах благодаря этой же самой системе.
  
   Во время вхождения аргентинцев в нужных сектор, они параллельно вошли и в зону действия ракет "Си Вулф". Однако решение лететь в экстремальной близости друг от друга, принятое Карбальо и Ринке, сыграло летчикам на руку: в то время отличительной особенностью ракет "Си Вулф" был срыв атаки в случае, если они не могли определить местонахождение цели. Именно это и произошло в данном случае: безуспешно пытаясь определить цель, система прекратила работать, оставив корабль фактически не способным к обороне. Бесспорно, Карбальо не знал об этом, однако на тот момент трудности возникли и у него:
   "Дело предстояло иметь с двумя сторожевыми кораблями, хорошо просматривавшимся в легкой дымке на линии горизонта, находившимся вдали от береговой линии... Мне пришло в голову, что предстоящая нам работа обещает быть чертовски тяжелой, т.к. уже на тот момент мы находились "на мушке" их артиллерии уже очень долгое время... Один из кораблей относился к классу 42 (эсминец), второй - к классу 22 (фрегат) - мощнейшие представители британского флота.
   Я врубил максимальную тягу, надавил кнопку VHF и, с криком "За Родину!" начал окончательный заход на цель. Ведомый спросил меня: "С какого начнем?" Ответом было: " С того, который позади - он защищается в меньшей степени..."
   Я помню, что как раз в тот самый момент, когда я сбрасывал бомбы, второй корабль вел по мне огонь. Когда силуэт корабля стал виден с двух сторон из моей кабины, я нажал на спусковой крючок и - как мы говорим - "выпустил бомбы на свет Божий". Я сразу же спросил: "Второй, ты цел?" и с огромным облегчением услышал его ответ "Да, командир! Я иду сзади Вас в поле Вашего зрения."
  
   Так каковы же последствия данной атаки? В сответствии с британскими данными, "Скайхок", пилотируемый Карбальо, сбросил бомбу, которая, срикошетировав от поверхности воды, попала на корабль. Взрыва не последовало, однако была повреждена передняя часть противолодочного вертолета "Lynx HAS.2". В результате вертолет был выведен из строя до самого конца конфликта. Бомба же, пройдя корабль насквозь, затонула в море, так и не взорвавшись! Естественно, в противном случае, конец этой истории был бы совсем иной, однако в этой ситуации обеим сторонам повезло обойтись без единой жертвы.
  
   Другому кораблю ("Ковентри") повезло в меньшей степени: на сей раз Фортуна широко улыбнулась уже аргентинцам: воздушный патруль британцев запросил разрешение на перехват аргентинской ИГ, однако в просьбе было отказано, т.к. вторая пара самолетов противника уже отражалась на радарах фрегата. В то же самое время капитан эсминца, Дэвит Харт-Дьюк, ставший очевидцем атаки Карбальо и Ринке, приказал совершить поворотный маневр с целью защиты - на его взгляд - беззащитного фрегата. Он рассчитывал поместить свой корабль между поврежденным "Бродсвордом" и штурмовым звеном.
   К сожалению, в результате этого маневра антенны эсминца оказались между антеннами "Бродсворда" и шедшими в атаку "Скайхоками", прервав, таким образом, отслеживание самолетов системой "Си Вулф" фрегата. Так, пуск "Си Дарт" был осуществлен с эсминца, однако, у аргентинских пилотов (М. Веласко и Х. Баррионуево) было достаточно времени, чтобы снизить высоту полета менее чем до 10 метров (30 футов) над уровнем моря. Ракета потеряла цель, поэтому пилотам удалось с легкостью уклониться. Британцы, понимая, что сейчас мишенью являются уже они, попытались отклониться вправо, подставив под удар "Скайхоков" самую защищенную сторону корабля. Однако было слишком поздно. Позднее капитан Карбальо напишет:
   "Практически мгновенно я услышал на своей частоте голос, сообщивший: "Захожу на цель!" - это были "Кобра" и "Пампа", начинающие свой штурмовой заход. ["Кобра", "Пампа" - индивидуальные позывные М.Веласко и Х.Баррионуево соответственно - Прим. автора.]
   Секундой позже я услышал ставший стандартным вопрос ведущего "Второй, ты в порядке?" и ответную реплику "Да, командир! Вы попали в корабль: я видел, как бомбы пробили его основной корпус, и черный дым, исходящий от второго корабля!"
   Мы начали кричать, не дожидаясь конца атаки, нам казалось, что вся эта шумиха происходит вне нас. Не жалея сил, мы выкрикивали "Да здравствует Родина!" до тех пор, пока голос - полагаю, это был заместитель командира Перейра, (позывной "Луч") - не призвал нас к порядку.
   Результатом атаки (14.21 по местному времени) первого лейтенанта Веласко (A-4B "Скайхок", серийный номер С-207), было попадание трех сброшенных им бомб (весом в 454 кг/1000 фунтов каждая) под углом в 45 градусов в цель. Бомбы прошли сквозь корабль и взорвались внутри него с огромной силой: так, аргентинская сторона взяла реванш, нанеся смертельный удар эсминцу - представителю гордых британских военно-морских сил.
   В 14.48 команда покинула корабль, который окончательно затонул около 15.22. В результате атаки погибли 22 моряка и был потерян противолодочный вертолет Lynx (XZ242). Долг был уплачен.
  
   Праздник Дня Аргентины имел катастрофические последствия для Британии: в тот же самый день противокорабельными ракетами "Экзосет", выпущенными с двух аргентинских самолетов "Супер Этендард" (2-ая ударная воздушно-морская эскадрилья), было потоплено еще одно судно "Атлантик Конвейор". Результатом этой атаки стала потеря британцами палаток на 5000 человек, по меньшей мере 10 грузовых вертолетов "Чинук" и "Уэссекс", запасных деталей для "Харриеров", опреснительных установок, а также строительных материалов, предназначенных для постройки ВПП для "Си Харриеров".
   Урок, который следует извлечь из этого любой державе, заключается в следующем: "Никогда не нападать на страну в преддверии ее Национального Праздника - даже если эта страна относится к так называемому "третьему миру", потому что патриотизм - опаснейшее оружие".
  
  
  
  

Оценка: 4.97*21  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023