Аннотация: Перевод Нины Меньших (MenshihN@avangard.ru)
Воздушные "змеи"
В течение Вьетнамской войны северовьетнамцы использовали все преимущества боевой техники, предоставляемой им Советским Союзом, несмотря на - зачастую - невысокое техническое качество оной и значительное численное превосходство американцев в воздухе. Ярким подтверждением тому является участие старой модели МиГ-17 в этом конфликте.
К 1963 году "Кван Чунг Пхонг Хонг - Хонг Кван" (Вьетнамские Народные Воздушные Силы - ВНВС) представляли собой отнюдь не боевое войско. В их состав входил лишь 919-ый транспортный и 910-ый полк боевой подготовки. Однако существовали планы по их реорганизации в одно, оснащенное истребителями и истребителями-бомбардировщиками подразделение: самолетом, выбранным на эту роль, был советский МиГ-17Ф. Так, для его освоения в Китай (авиабаза Монг Тху) были отправлены северовьетнамские курсанты (31 человек), уже имевшие опыт пилотирования МиГ-15. 3 февраля 1964 года генерал-лейтенант Хонг Ван Тхай (и.о. министра обороны Северного Вьетнама) отдал приказ создать 921-ый истребительный полк "Сао Дао" (Красная Звезда"). В соответствии с приказом новое подразделение было возглавлено подполковником Дао Динь Люэном. Карьера МиГа в составе ВНВС началась.
Ответный удар США (операция "Flaming Dart"), последовавший за инцидентом в Тонкинском заливе (август 1964г.), предоставил ВНВС шанс испытать вновь полученные самолеты в бою. С точки зрения американцев, отправить в бой старый реактивный самолет - наподобие воевавшего 15 лет назад в Корее МиГа-15 - было чистой воды безумием. Значительная часть американской авиации того времени (F-105 Thunderchief, F-4 Phantom, F-8 Crusaider) могла развивать большую скорость (до 2M), чем старый МиГ-17 (максимальная скорость -0,9M). Помимо этого "Phantom" и "Crusaider" были носителями ракет типа "воздух-воздух", в то время как МиГ был оснащен всего лишь пушками. Однако эти недостатки не помешали северовьетнамским тактикам найти и некоторые преимущества самолета: в ближнем бою тяжелые снаряды 37-мм и 23-мм пушек МиГ-17 могли разнести в куски любой из вражеских самолетов. Помимо этого, точность ракет "воздух-воздух" была весьма низкой (к примеру, ракеты с инфракрасной головкой самонаведения могли терять цель при маневре последней в сторону солнца), в то время как одна пушка НР-37 и две НС-23, которыми был оснащен МиГ, заслуживали значительно большего доверия в ближнем бою. Для сравнения: F-4B (ВМC США) и F-4С (ВВС США) встроенных орудий не имели, а что касается F-8 "Crusaider" - на его вооружении находились четыре меньших по мощности 20-мм пушки, в то время как более совершенной встроенной пушкой М61 "Вулкан" (калибр 20 мм, скорость стрельбы 3000 снарядов в минуту), обладал даже F-105. К тому же первые атаки американцев показали, что их истребители-бомбардировщики время от времени используют одни и те же маршруты - это обстоятельство позволило МиГам выбирать удобные для перехвата позиции и вступать в ближний бой, используя все его преимущества.
Крещение огнем
3 апреля 1965 года у ВНВС появилась возможность опробовать свои силы: американцы организовали массированный налет на дорогу и железнодорожный мост у Тхань Хоа - Хам Ронг (в переводе с вьетн. - "Челюсти Дракона"). В этот район прибыли: 46 F-105D "Thunderchief", имевших на вооружении 340кг. бомбы и ракеты "воздух - земля" (AGM-12 Bullpup), 21 F-100 "Super Sabre", целью которых было подавление ПВО, 14 F-100 (действовали в качестве воздушного прикрытия), а также 2 RF-101С "Voodoo" (для осуществления контроля результатов атаки). Однако эта попытка, мягко говоря, не удалась: мост не получил ни единого повреждения и, более того, средствами ПВО были сбиты, по меньшей мере, один F-100 и один RF-101; к тому же это была самая первая масштабная победа ВНВС.
Два звена - из четырех и двух самолетов - поднялись в воздух с Ной Бай и легли на курс по направлению к Хам Ронг в 9:47 и 9:48 соответственно. Первое звено выступало в качестве "приманки", а второе - должно было вступить в бой с F-105 и F-100. В состав первого звена входили: Фам Нгок Лан (N1), Фан Ван Так (N2), Хо Ван Куй (N3) и Тран Минь Пхуонг (N4). В 10:08 ведущий звена - Фам Нгок Лан заметил несколько самолетов F-8, которые, не подозревая об опасности, шли, прикрывая основную группу, и направил свой МиГ-17Ф по направлению к "Crusaider-ам" противника. Как вспоминал впоследствии летчик:
Старший лейтенант Фам Нгок Лан: "В мою четверку входили мой ведомый Фан Ван Так, Хо Ван Куй и Тан Минь Пхуонг, а во второе звено входили Тран Хань и Фам Гиай. В то утро над базой в Ной Бай стоял туман, видимость была 4-5 километров, степень облачности составляла 6 баллов (высота нижней кромки 300 метров). Над предполагаемой зоной боя степень облачности была около 5-6 баллов (высота нижней кромки около 700 метров), а видимость составляла около десяти километров. В 07:00 радиометристы доложили о вторжении в воздушное пространство Северного Вьетнама группы истребителей, которые,проведя разведку, удалились. Командование грамотно оценило обстановку: за ними должен был появиться строй самолетов, цель которых заключалась в нанесении удара по мосту в Хам Ронг. Генерал-полковник Фанг Де Тай, проинструктировав летчиков, отдал приказ о боевой готовности номер один. Как и предполагалось, в 09:40 американские самолеты атаковали мосты в Тао, До Лен и Хам Ронг. В 09:47 с Ной Бай в воздух поднялось второе звено; а я , будучи лидером первого ударного звена, взлетел в 09:48 и взял курс (210 градусов) к провинции Тхань Хоа. В 10:08 наше звено приблизилось к противнику на расстояние в 45 километров (в то время как второе звено все еще шло над провинцией Нинь Бинь). В 10:09 я доложил воздушному контролю, что обнаружил противника и получил приказ вступить в бой, предварительно сбросив ПТБ. Американские истребители-бомбардировщики, еще не знавшие о нашем присутствии, атаковали мост в Хам Ронг парами; я открыл огонь из своих пушек и F-8, находившийся впереди в зоне поражения, взорвался огромным шаром огня и упал на землю. Так я стал первым вьетнамским летчиком, сбившим американский истребитель-бомбардировщик. В то же самое время Хо Ван Куй и Тран Минь Пхуонг (ведомый) также преследовали пару нарушителей, Хо Ван Куй открыл огонь, однако оба американца были вне досягаемости и попытались ускользнуть, несмотря на то, что сражение у Хам Ронг было далеко не законченным. В 10:15 мой ведомый, Фан Ван Так, доложил по радио, что обнаружил американский истребитель, находившийся справа от него. Я сразу же приказал ему атаковать, и стал сам, таким образом, ведомым уже у него. Он приблизился к американцу и открыл огонь - F-8, в конечном итоге, разбился.
В 10:17 Фан Ван Так, Хо Ван Куй и Тран Минь Пхуонг получили приказ возвращаться. У меня же закончилось топливо неподалеку от нашего аэродрома, и наземный контроль приказал мне катапультироваться. Как бы то ни было, я полагал, что есть шанс спасти такой ценный для ВНВС самолет, которому, к тому же, еще предстояло пройти через множество сражений! Я осмотрелся в поисках подходящей для посадочной площадки и, заметив длинную песчаную полосу на берегу реки Донг, успешно приземлился."
По словам Лана - самолет, ставший его жертвой, взорвавшись, упал на землю, однако недавние исследования источников ВМС США показывают, что этот F-8Е, управляемый капитаном-лейтенантом Спенсом Томасом (211-ая истребительная эскадрилья (FS)), авианосец "Хэнкок" ("Hancock"), все-таки пережил эту встречу: получивший серьезнейшие повреждения, самолет пришлось посадить на берегу Да Нанг. Позднее он был списан, как не подлежащий ремонту. Так, это событие стало первым "голом" МиГов ВНВС в "ворота" американской авиации и, одновременно, первой воздушной победой в этом конфликте. Приписываемым же Фан Ван Таку "Crusaider-ом" был А-4С N148557, пилотируемый капитаном-лейтенантом Р.А. Воденом (216-ая штурмовая эскадрилья / VA-216), попавшим в плен. [В список потерь ВМС этот самолет вошел как потеря от средств ПВО].
На следующий день, 4 апреля, американцы предприняли еще одну попытку уничтожить мост. На этот раз "Thunderchief-ов" было 48; они были вооружены лишь 340 кг бомбами, т.к. ракеты AGM-12 Bullpup, как показали недавние события, были бесполезны. Количество же остальных самолетов осталось неизменным. На мост попало около 300 бомб - это вынудило вьетнамцев перекрыть его на время проведения восстановительных работ, но, несмотря на это, "Дракон" был жив, а его "Челюсти" успешно продолжали воспламенять американские самолеты: по меньшей мере один F-105 стал жертвой 57-мм орудий ПВО.
Помимо этого, самолеты ВНВС появились вновь: еще одна четверка МиГ-17 (921-ый ИП "Сао Дао" ["Красная Звезда"]), ведомая командами с земли, сделала несколько заходов на американские истребители со стороны солнца. При этом двоим вьетнамским пилотам (Тран Хань и Минь Хуан) удалось сбить по самолету. По воспоминаниям одного из них:
Капитан Тран Хань:"Как лидер ударного звена, состоявшего помимо моего из самолетов Фам Гиайа, Ле Минь Хуана и Тран Нгуен Нама, я поднялся в воздух в 10:22. Было очень облачно и туманно. Мы получили с земли приказ снизиться и на небольшой высоте идти на восток, затем, опять же по приказу, мы поменяли направление на юго-восточное. Достигнув ожидаемой зоны перехвата, мы моментально набрали высоту. В 10:30, заметив четверку F-105D, только что начавшую сбрасывать бомбы, я доложил, что мы вошли в визуальный контакт с противником и приказал Фам Гиаю, моему ведомому, прикрыть меня.
С дистанции в 400 метров я открыл огонь из всех трех орудий, сбив один F-105, который упал в море, объятый пламенем. Американцы развернулись с целью атаковать уже нас и мы разделились на две группы: я с ведомым остались на южной стороне моста Хам Ронг, а Ле Минь Хуан и Тран Нгуен Нам переместились на его северную сторону. Прикрываемый Намом, Ле Минь Хуан сбил еще один F-105D, однако чуть позже численное превосходство противника привело к потере и ведомого, и двух других моих товарищей.
Моя единственная возможность ретироваться заключалась в отчаянном маневрировании; в процессе оного я потерял связь с наземным управлением. Нехватка топлива вынудила меня приземлиться при первой же возможности. Успешно посадив свой самолет в долине Ке Там (провинция Нге Ан), я был немедленно арестован местными жителями: вновь обрести свободу мне удалось, лишь показав свой значок ВНВС. Затем меня препроводили в административный центр, где командиром, как выяснилось, был мой друг, с которым мы сражались в 320-ой армейской дивизии против французов. Попрощавшись с ним, я вернулся в свое подразделение."
Жертвой Ханя оказался F-105D (N59-1754), управляемый майором Ф.Е. Беннеттом (355-ое TFW / TFW-тактическое истребительное крыло), которому не удалось катапультироваться из своего горящего самолета. Потерю же "Thunderchief-а", которого удалось уничтожить Ле Минь Хуану, подтверждают и американские источники: это был F-105D N59-1764, пилотируемый капитаном Дж.А. Магнуссоном (погиб). Однако в тот раз самолетам прикрытия удалось взять реванш - и Дону Килгасу, пилотировавшему F-100D "Super Sabre" (416-ая тактическая истребительная эскадрилья (TFS) 3-его TFW), выпало стать первым летчиком, открывшим счет потерям МиГов в войне: самолет Фам Гиайя был сбит именно им. Судьба двух оставшихся летчиков - Ле Минь Хуана и Тран Нгуен Нама - неизвестна: несмотря на то, что ВНВС заявило о понесенных им потерях, американские пилоты не заявляли о дополнительных в тот день победах. Похоже на то, что их самолеты столкнулись друг с другом в воздухе или были сбиты вьетнамскими же ПВО. Единственный выживший, которому к тому же удалось сбить вражеский самолет - Тран Хань - стал национальным героем.
Сражения в 1965-ом
Следующее столкновение сторон произошло, судя по всему, 3 июня 1965 года (по вьетнамским данным, схватка произошла 4-го июня), когда четыре МиГа перехватили три самолета F-4 и вновь Фам Нгок Лану удалось сбить один из них. Оставляя в стороне разницу между заявленными датами этого боя, мы сталкиваемся с еще одним расхождением: вьетнамцу удалось сбить А-4С (VA-22, авианосец "Мидуэй" (Midway)пилотируемый лейтенантом Р.П.Илгом, которому удалось спастись), но никак не F-4!
Однако следующая встреча с американскими самолетами была для вьетнамской стороны далеко не самой удачной: на этот раз четверка F-4B "Phantom" (21-ая FS, авианосец "Мидвэй"), обнаружила приближение МиГов на большом расстоянии и сбила при помощи ракет AIM-7 Sparrow два самолета из четырех. По результатам этого боя оставшиеся МиГ-17 заявили о двух сбитых ими F-4, однако ни одно из этих заявлений не находит своего подтверждения в источниках ВМС США. Три дня спустя два МиГ-17 вступили в бой с шестью "Скайрейдерами" (А-1Н Skyraider, ВМС США) и заявили о двух своих победах, однако двоим летчикам, пилотировавшим "Скайрейдеры", удалось повредить один и тот же МиГ, разбившийся на горе, находившейся неподалеку. Ровно через месяц два МиГ-17 перехватили группу F-4С и заявили об одной своей победе (не подтверждаемой ВМС США), однако оба были сбиты двумя "Phantom-ами" (45-ая TFS), оснащенными ракетами AIM-7.
Эти данные лишь подтверждают превосходство американских "Phantom-ов" в боях на средней дистанции, а также в вертикальной маневренности, и являются хорошей иллюстрацией того длинного пути, который должны были пройти вьетнамские летчики МиГов, прежде чем обрести достаточное для воздушного боя мастерство. Однако очевидно и превосходство советского самолета в горизонтальной маневренности; отсюда берет начало новое поколение летчиков ВНВС. На следующий год вьетнамцы уже не несли такие потери, более того, на их счет прибавились еще две воздушных победы: 20 сентября 1965 года четыре МиГ-17 поднялись в воздух с Ной Бай и вступили в бой над Нья Бам у железнодорожной станции Кеп. Нгуен Ньят Чью сбил один из четырех F-4, бомбивших железнодорожную станцию, в результате "Phantom" разбился, а его экипаж был найден мертвым в обломках. Помимо этого, 6 октября один из МиГов (к сожалению, имя пилота неизвестно) сбил F-105D (36-ая TFS 6441-ого TFW) капитана Р. Шулера (погиб). Спустя ровно месяц - 6 ноября - четырем МиГ-17 удалось сбить вертолет СН-3С, круживший в поисках летчика сбитого самолета; весь экипаж вертолета попал в плен (Артур Кормиер, Уоррен Лилли и Джерри Синглтон).
Этот случай породил привычку "делить" одну победу на всех, даже если кто-либо из летчиков не сделал во время боя ни единого выстрела. Такая привычка не может не вызвать полемики, т.к. непонятно, кому конкретно из пилотов дейтствительно принадлежит та или иная победа. Однако необходимо заметить, что итальянские летчики времен Второй Мировой имели подобное обыкновение делить победы на количество участвовавших в бою пилотов (даже если кто-то из них ни разу не выстрелил). Этому есть весомая причина: подобный образ действий позволял избегать ненужного соперничества и поднимал боевой дух при вручении наград. С другой стороны, способ, которым пользовались в подобных случаях американцы, вызывает недоумение: к примеру на счету Филипа Де Лонга (летчика-аса времен Второй Мировой Войны) 11,166 побед! Такая цифра стала результатом "поделенной" победы трех самолетов над двумя (итого 0,666 каждому пилоту), а также еще одна "половинчатая" победа (0,5).
Прибытие подкрепления
К концу года ВНВС получили достаточное количество МиГ-17 для создания нового полка (923-ий истребительный полк (ИП) "Йен Де"), который дислоцировался на воздушной базе Кеп, в то время как 921-ый ИП пребывал в Ной Бай; две его эскадрильи были переоснащены: первая - самолетами МиГ-17ПФ (первый ночной истребитель ВНВС), и вторая - новейшими МиГ-21Ф-13. Немаловажно и то, что в июле 1965 года из Китая вернулись 30 обученных военных летчиков. Помимо этого, в Высшей школе Туонг Вана параллельно с обучением на пилотов грузовых самолетов, большое количество пилотов 919-ого ВТЗ (воздушного транспортного звена) проходили переподготовку на военных летчиков. Так, для ВНВС 1966 год начался с двух А-1, сбитых в феврале пилотировавшим МиГ-17ПФ Лам Ван Личем (американские источники не подтверждают ни одну из этих побед).
После перерыва на подготовку летчиков и сосредоточение вновь приобретенных МиГов, ВНВС возобновили борьбу. 4 марта 1966 года в 15:42 в небо впервые взмыло звено МиГов, в состав которого входили самолеты Фам Тань Чунга (ведущий), Нго Дак Мая (ведомый), Тран Минь Пхуонга (ведущий звена) и Нгуен Де Хона (его ведомый). В 16:00 на территории Пху То вьетнамцы вступили в бой в несколькими F-4; в результате боя Нго Дак Маю удалось уничтожить один "Phantom" (эта победа не находит подтверждения в американских источниках). 26 апреля очередное звено МиГов (923-ий ИП) вступило в бой в самолетом-разведчиком RF-4С и его сопровождением. В итоге одному из летчиков (Хо Ван Куй) удалось сбить один из "Phantom-ов" (данные не подтверждаются) и RF-4С (экипаж самолета Джеймс Такер и Уоррен Андерсон пропали без вести; данные подтверждены). Три дня спустя А-1Е, пилотируемый Лео Бостоном, был сбит МиГ-17, американский летчик также пропал без вести.
Убийцы "Крестоносцев" (*)
В соответствии с американской библиографией, самым опасным "врагом" МиГа в течение всей Вьетнамской войны был F-8 "Crusaider" - так, на счету этого самолета 18 сбитых МиГов, в то время как американцы потеряли всего три "крестоносца". Другими словами, соотношение "победы : потери" составляет 6 :3. В действительности же, потери выше и составляют не 3, а 7 самолетов, первый из которых "пал жертвой" Фам Нгок Лана в вышеописанном воздушном бою (3 апреля 1965 г.)
21 июня 1966 года звено (923-ий ИП), в состав которого входили МиГи Фан Тань Транга, Дуонг Труонг Тана, Нгуен Ван Бая и Фан Ван Така, захватило врасплох RF-8А (ВМС США), сопровождаемый еще двумя "Crusaider-ами". Судя по всему, военно-морской самолет, управляемый Леонардом Истманом (который, катапультировавшись, попал в плен), удалось сбить Тань Трангу, в то время как Нгуен Ван Бай подбил F-8Е (N149152, 211-ая FS, авианосец "Орискани" ("Oriskany"). Самолет пилотировал капитан-лейтенант Коул Блэк, также попавший в плен после катапультирования. В этом бою Нгуен Ван Бай - будущий ас "номер один" ВНВС - добился своей первой победы. Необходимо также отметить и то, что два пилота из эскадрильи Коула по итогам боя заявили о двух сбитых ими МиГах.
14 июля 1966 года Нго Дак Май, бывший уже опытным пилотом МиГ-17Ф, застал врасплох F-8Е (N150908), пилотируемый командиром 162-ой FS Ричардом Беллинджером. Повреждения, нанесенные вьетнамцем, были настолько серьезны, что Беллинджер, направивший свой самолет на юг к Данангской базе, был вынужден катапультироваться. Позже он был эвакуирован. (Беллинджеру еще предстоит взять реванш: 9 октября 1966 года он собьет один МиГ-21.) Следующий воздушный бой произошел полтора месяца спустя - 5 сентября - когда ВМС США организовали массированный удар по восстановленному мосту над рекой Сонг Дай в Фу Ли. Два МиГ-17 (923-ий ИП), находившиеся в тот момент неподалеку, были направлены в тот район, приняли бой с "Crusaider-ами" (111-ая FS) сопровождения - двух их которых (как заявили позднее вьетнамцы) - им удалось сбить, не понеся при этом потерь. Лишь одна из этих побед находит подтверждение: F-8Е (N150896), управляемый капитаном Эбботом (попал в плен), перешедшим из ВВС в 111-ую FS (авианосец "Орискани"). Месяц спустя - 6 октября - жертвой попадания 37 и 23-мм снарядов стал еще один F-8Е, пилотируемый Р.Д.Личем (162-ая FS); летчик был эвакуирован.
Таким образом, реальное соотношение побед и потерь "крестоносцев" 18 к 7 (менее чем 3:1). Только в 1966 году МиГами было сбито 5 F-8, в то время как вьетнамцы потеряли лишь три самолета сбитыми "Crusaider-ами", другими словами, соотношение в пользу МиГ-17 составило почти 2:1.
После отдыха - в бой.
В период с июня по октябрь 1966 года летчики МиГ-17 объявили о 18 сбитых самолетах США - их них американскими источниками подтверждены 10 потерь: два F-105D, два F-4С, один RС-47, а также вышеупомянутые четыре F-8Е и один RF-8А. Однако в декабре 1966 года в воздушных схватках с истребителями-бомбардировщиками (преимущественно, подразделения F-105) принимали участие, главным образом, самолеты МиГ-21 (921-ый ИП), не понесшие ни единой потери и заявившие о девяти сбитых F-105, в отличие от МиГ-17, на счет которых не добавилось ни одной победы.
Применение американцами новой тактики, подразумевавшей использование "Phantom-ами" воздушных путей и частот F-105 (операция "Bolo"), привела к одновременной потере по меньшей мере пяти МиГ-21 во время одного боя (2 января 1967 года). Это горькое поражение стало серьезным ударом для ВНВС, не говоря о резком уменьшении количества дорогостоящих МиГ-21. На этом Высшее Командование ВНВС решило временно прекратить использование этих самолетов в операциях ПВО: за это время было необходимо должным образом проанализировать новую тактику и принять соответствующие контр-меры. Так, небольшим группам из 2-4 МиГ-17 предстояло осуществлять короткие атаки с быстрым последующим отходом - в их задачу входило отражение лишь крупнейших налетов американской авиации
После месячного перерыва ВНВС ввело в действие новую стратегию. 5 февраля самолеты МиГ-17 встретились с F-4С на 50 км. юго-западнее Ханоя. В результате боя ведущий звена объявил об одном сбитом самолете F-4 (эту информацию ВВС США не подтверждают). Так или иначе, на "восстановление сил" ВНВС понадобилось почти два месяца: 26 марта 1967 года четверка МиГ-17 вступила в бой с шестью самолетами США (4 F-105 и 2 F-4С). Вьетнамцам удалось сбить F-4С, пилотируемый Фредериком Кроу и Генри Фоулером (оба попали в плен).
Через несколько недель - 19 апреля -МиГ-17 перехватили боевой порядок F-105, шедших по направлению к Сюан Май. По итогам боя вьетнамцы заявили о двух сбитых F-105 и двух спасательных А-1, направленных на эвакуацию летчиков сбитых "Thunderchief-ов". В действительности, МиГами был сбит лишь один двухместный F-105F (N63-8341, 357-ая TFS 355-ого TFW), экипаж которого (Томас Мэдисон и Томас Стерлинг) был захвачен в плен, а также один А-1Е (N52-133905, 602-ая ACS (эскадрилья воздушного командования), который пилотировал майор Джон Гамильтон (погиб). МиГи также понесли потери: один самолет был сбит и второй получил серьезные подвреждения от 20-мм орудий F-105F "Wild Weasel", управляемого Леонардом Торнессом и Гарольдом Джонсоном.
"Ядовитые змеи" над Хайпхонгом.
Примерно в то время вьетнамцы окрасили половину МиГов, нанеся на них соответствующий "камуфляжный" рисунок. Из-за коричневых пятен на зеленом фоне наземный персонал окрестил самолеты "змеями" - прозвищем, которого не чурались и сами летчики. В конце апреля 1967 года ВМС США устроил массивные налеты на доки Хайпхонга - так, в район аэродрома Кин Ан была тайно отправлена четверка вьетнамских летчиков МиГ-17 (Нгуен Ван Бай, Нгуен Де Хон, Ха Бон и Нгуен Ба Дич). Их цель заключалась в усилении ПВО города. Как показали дальнейшие события, вьетнамские пилоты полностью оправдали данное самолетам прозвище.
24 апреля 1967 года Нгуен Ван Бай направил свое звено к группе из 24 военно-морских самолетов противника. Он приблизился к не чаявшему опасности F-8С (24-ая FS) и фактически разнес его на куски огнем из смертоносных 37 и 23-мм пушек. Капитан-лейтенант И. Такер, пилотировавший "Crusaider" F-8С (N146915), катапультировался и попал в плен, где позднее и умер. Затем в бой вступили F-4B, шедшие в сопровождении - они выпустили несколько ракет "Sidewinder" по самолету Бая, однако ведомый последнего (Нгуен Де Хон) успел предупредить его об опасности и Бай резко вышел с полосы огня, избежав, таким образом, попадания (пилоты "Phantom-ов" ошибочно заявили о двух сбитых в тот день МиГах).
Внезапно Бай направил свой самолет по направлению к одному из атаковавших "Phantomов" и пушечным огнем сбил его (F-4B N153000). Экипаж американского самолета - капитан-лейтенант Чарльз Сауфвик и Джеймс Лэнд (ошибочно полагавший, что чуть раньше им успешно удалось сбить МиГ Бая) - попал в плен. Им даже и в голову не пришло, что их самолет был сбит Баем, а не средствами ПВО.
Очередной вылет баевского звена состоялся на следующий день - 25 апреля. Удача и в этот раз сопутствовала вьетнамцам, сбившим два "Skyhawk-а" (американцы подтвердили обе победы), не понеся при этом со своей стороны потерь. Первой жертвой МиГов стал А-4С (N147799), управляемый лейтенантом Чарльзом Стэкхаузом (попал в плен), следующим был А-4Е (N151102), пилотируемый лейтенантом А. Кребо (эвакуирован). За выдающееся мастерство и храбрость в бою, а также за блестящее руководство звеном Бай получил Медаль Героя Вьетнамской народной армии.
До 1968 года
В конце апреля 1967 года произошло еще одно пополнение ВНВС большим количеством самолетов МиГ-21 (30 апреля жертвами вновь поступивших самолетов, а точнее, снарядов Р-1, стали три F-105), но это не говорило о моментальном отказе от использования МиГ-17.
12 мая 1967 года звено, в состав которого входили летчики Као Тань Тинь (ведущий), Ле Хай (ведомый), Нго Дак Май (ведущий звена) и Хоанг Ван Ку (его ведомый), вступило над Хоа Лаком в бой с несколькими "Phantom-ами". Нго Дак Маю - опытному пилоту МиГ-17Ф "2011")- удалось уничтожить F-4С (N 63-7614, 390-ая TFS 366-ого TFW), пилотируемый полковником Норманом Гаддисом (попал в плен) и старшим лейтенантом Джей М. Джефферсоном (пропал без вести). Несколькими минутами спустя над Винь Йеном парой МиГов (Дуонг Транг Тана и Нгуен Вана Тхо) был сбит F-105F Питера Питмана и Роберта Стюарта (оба до сих пор числятся в списках пропавших без вести).
19 мая 1967 года - в 77-ой по счету день рождения Хо Ши Мина - двум вьетнамским пилотам МиГ-17 (Фан Тхань Тай (N1) и Нгуен Ху Дьет (N2)) удалось сбить соответственно: F-4B N152264 (96-ая FS, авианосец ВМС США "Энтерпрайз" ("Enterprise")), пилотируемый командиром Р.Ричем (пропал без вести) и капитаном-лейтенантом Р. Старком (попал в плен), а также F-4B N153004 (114-ая FS, авианосец ВМС США "Китти Хок" ("Kitty Hawk")), пилотируемый лейтенантами Джей Си Пламбом и Г. Л. Андерсоном (оба попали в плен). На следующий день жертвой МиГ-17 стал очередной F-4С, чей экипаж (Джозеф Миллиган и Джек Ванлоан) попал в плен.
Бесспорно, май был превосходным месяцем для военных летчиков ВНВС, заявивших о 19-ти сбитых самолетах США (7 заявленных побед принадлежало пилотам МиГ-17, из них 5 находят подтверждение по данным американцев). Как бы то ни было, вьетнамцам пришлось платить по счетам: в конце мая - начале июня 1967 года вьетнамских летчиков, излишне уверенных в себе, заставали врасплох самолеты F-4С (ВВС США) и истребители F-8С/Е (ВМС США). В результате, ВНВС потеряли 10 МиГов (в т.ч. и летчиков).
Самолеты МиГ-17 (923-его ИП) в течение всего 1967 года принимали участие в воздушных сражениях, пополняя счет своих побед новыми, однако в период с июня по декабрь самолеты МиГ-21 отражали налеты американцев чаще. МиГ-17 была отведена роль приманки, осуществлявшей лобовые атаки на боевые порядки противника и отвлекавшей его внимание от истинной опасности - оснащенных ракетами МиГ-21, атаковавших с тыла.
Возможно, самым успешным днем для вьетнамцев стало 19 ноября 1967 года. В тот день - около 10:00 - самолеты ВМС США совершали рейд на доки Хайпхонга. В ответ на это с воздушной базы Киен Ана взмыла четверка МиГ-17, вступившая в бой с шедшими в сопровождении F-4B. Двум вьетнамским пилотам (Ле Хаю и Нгуен Динь Пхуку) удалось сбить по самолету. Их жертвами стали соответственно F-4B N150997, пилотируемый капитаном-лейтенантом Кловером и лейтенантом Естесом (оба попали в плен), и F-4B N152304, управляемый лейтенантом Джеймсом Тиге (умер в плену) и Теодором Стайером (попал в плен). Оба этих самолета отосились к 151-ой FS (авианосец "Корал Си" ("Coral Sea")).
В 1968 году можно выделить два основных сражения, в которых были задействованы самолеты МиГ-17. Первое из них произошло 3 января - в тот день в Джиа Ламе в воздух по тревоге поднялась четверка МиГ-17, в задачу которой входило вступить в бой с самолетами F-4D "Phantom" 435-ой TFS. Один из американских самолетов, который пилотировали летчики Сквайер и Молдун, с помощью ракеты AIM-7 сбил МиГ Нгуен Хонг Дьепа (которому удалось успешно катапультироваться и благополучно приземлиться). В то же время другому F-4D (пилоты Б.Богословски и Р. Хаски) удалось повредить огнем из 20-мм орудий МиГ Лу Хай Чао. С другой стороны, жертвой вьетнамской стороны (летчик Буй Ван Cуу) стал F-4D, пораженный пушечным огнем (ВВС США эту потерю не подтверждают).
Второе сражение произошло 14 июня. В тот день над Тхо Сюан в 14:28 самолеты Лу Хай Чао (ведущий) и Ле Хая (ведомый) вступили в бой с несколькими F-4. По итогам боя вьетнамцы заявили о том, что каждый из них сбил по самолету (и вновь эта информация не подтверждается американцами). С концом операции "Rolling Thunder " (31 октября 1968 года) прекратились и воздушные победы МиГ-17.
Годы простоя и окончательной сдачи позиций (1972)
В течение 1969-71гг. МиГи-17 использовались в значительно меньшей степени, чем их "младшие братья" - МиГи-21. Теперь главная задача истребителей ВНВС заключалась в перехвате беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Ryan 147J и AQM-34 "Firebee"("Файрби",часто называемых "трутнями" (**)), осуществлявших разведывательные полеты над территорией всего Северного Вьетнама. В 1969 года 921-ым (МиГ-21) и 923-им (МиГ-17) ИП было осуществлено 540 вылетов на перехват "трутней", по итогам которых вьетнамские летчики заявили, в общей сложности, о 10 сбитых БЛА США (на долю МиГ-17 отсюда выпало лишь две победы). В 1970 году дела обстояли хуже: истребителям ВНВС удалось встретить БЛА лишь шесть раз (в то время, как число вылетов составляло 70), да и то безуспешно. 9 марта 1971 года Луонг Дак Труонг, летчик 923-его ИП, уничтожил один "трутень" ("Firebee") - это стало единственным достижением вьетнамцев за весь год. К несчастью, самому летчику было суждено разбиться несколько позже - судя по всему причиной смерти послужило столкновение его самолета с деревом (известен факт, что "трутни" имели обыкновение летать на очень низкой высоте - 5 метров и ниже (!)).
6 марта 1972 года МиГ-17 вернулся к исполнению своей прежней роли: так, с аэродрома Кеп по тревоге в воздух поднялись два МиГ-17ПФ. В их задачу входило перехватить самолет США, входивший на территорию вьетнамского воздушного пространства. Во время осуществления ведущим самолетом маневров уклонения, его ведомый обнаружил F-4B, зашел ему в хвост и - как было заявлено позже - сбил его. По окончании самолетом-лидером маневров, его сбили ракетой AIM-9D, выпущенной со второго "Phantom-а" (пилоты - лейтенанты Гари Вейганд и Уильям Фреклтон). С появлением в воздухе двух МиГ-21, отправленных на помощь оставшемуся МиГ-17, американские истребители вышли из боя.
Несколько позже в тот день другой паре МиГ-17 предстояло застать врасплох звено F-4B, прикрывавших с высоты четверку А-7Е "Corsair", атаковавших не идентифицированный и поныне вьетнамский аэродром - два из них пали жертвами огня из 37 и 23-мм орудий (эта информация не находит подтверждения в источниках ВМС США).
В начале мая 1972 года американские эсминцы нанесли бомбовый удар по военным береговым сооружениям - следствием этого стало принятие Высшим командованием ВНВС решения об ответном контрударе.
На вновь подготовленный аэродром в Гате было направлено шестеро пилотов, обучавшихся у кубинского инструктора искусству противокорабельной атаки в течение 1971 года. Помимо них туда отправили и два МиГа. 19 апреля 1972 года 403-я радарная группа, следившая за активностью американских кораблей, отметила их присутствие в 16 километрах от Нат Ле, куда в 16:05 вылетели два МиГ-17 (923-ий ИП), пилотируемые Ле Сюан Ди (ведущий) и Нгуен Ван Баем (ведомый). Обнаруженными кораблями оказались эсминцы "Хигби" ("Higbee") и "Оклахома Сити" ("Oklakhoma City"). Следуя на малой высоте, ведущий самолет приблизился к "Хигби" и с высоты 750 метров, сбросил две бомбы БЕТАБ-250 (весом в 250 кг каждая). Сброшенные бомбы вывели из строя 127-мм пушечную установку, помимо этого, четверо человек получили ранения. Попаданий не избежал и "Оклахома Сити", однако, в этом случае, ущерб, причиненный бомбами Ван Бая, был очень невелик. Как бы то ни было, эта атака ВНВС американских боевых кораблей стала первой успешной со времен Второй Мировой Войны.
Самолеты МиГ-17 вернулись и к своей "истребительной" роли, но на этот раз на руку американцам сыграла совокупность следующих факторов: более качественная подготовка ими летчиков к ведению воздушного боя, а также появление обновленных версий средств раннего воздушного обнаружения. Лишь за один день - 10 мая - американцам (F-4B, F-4J) удалось сбить 10 МиГ-17, на счету которых, в свою очередь, не оказалось ни одной победы. Единственный день, когда вьетнамской стороне удалось взять частичный реванш, выпал 11 июля: МиГ-17 Хан Винь Туонга изрешетил F-4J (N155803, 103-я FS, авианосец "Саратога" ("Saratoga")), экипаж которого (лейтенанты Р.И. Рэндал и Ф. Джей. Мастерсон) попал в плен после катапультирования. Вьетнамскому летчику так и не удалось ощутить вкус своей победы, т.к. сразу же после этого он был сбит очередным F-4J и погиб. Теперь полное поражение заслуженных истребителей стало очевидным: славные заслуги МиГ-17 окончательно канули в Лету. Последней победой - и, одновременно, последним упоминанием во вьетнамских боевых отчетах - для этого самолета стала победа над БЛА Ryan 147, сбитым 26 августа 1972 года. Таков печальный конец истории прославленного МиГ-17, доказавшего на своем примере, что старый самолет, управляемый мастерски и с отвагой, может превзойти своих современных собратьев.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023