Зарипов Альберт Маратович
Таня-Танечка... Татьяна

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


   ТАНЯ-ТАНЕЧКА... ТАТЬЯНА.
   Наша Таня громко плачет
   Уронила в речку мячик
   Тише, Танечка, не плачь!...
   (ИЗ ДЕТСКОГО СТИШКА)
  
   Девочка Таня начала плакать очень тихо. Почти беззвучно. Небольшие слезинки быстро стекали по её щекам, но на полпути их перехватывала Танина ладошка с маленьким беленьким платочком. А они всё текли и текли... И она никак не могла их остановить...
   Её 7-ой "Б" в это время жил своей обычной школьной жизнью. Строгая учительница поочерёдно вызывала к доске учеников и проверяла выполнение домашнего задания, с которым успешно справились далеко не все. Те школьники, кто уже побывал у стола преподавательницы, сейчас чувствовали себя более-менее нормально. А вот те ученики, кому ещё предстояло выйти к доске... Они ощущали себя несколько не в своей тарелке... Но их становилось всё меньше и меньше, поскольку учительница неумолимо называла фамилии в том порядке, как они и были записаны в классном журнале.
   Таня была Журавлёвой и поэтому её вызвали где-то минут с пять назад. Она очень сосредоточенно ответила на три вопроса учительницы. Причём, ответила достаточно хорошо. А потом она молча ждала, пока не проверят её домашнее задание... И внимательно слушала всё то, что ей высказывала немолодая преподавательница.
   -Так... Не совсем в твоём стиле... Посредственно... Если не сказать хуже!.. И вот тут вот!.. Помарочка!.. Можно было бы написать и поаккуратнее!.. И вообще... Садись, Журавлёва... Двоечка!.. Ты можешь работать получше... Иди-иди, Танечка!.. Следующий!.. Жураев! К доске!
   Вперёд шёл уже другой ученик. А Таня , молча взяв тетрадь, направилась к своей дальней парте. И невольные слёзы сами собой потекли из её синих глаз. Да!.. Ей сейчас было обидно и стыдно. Потому что учительница сказала почти правду - это домашнее задание Таня делала не одна. Вернее, она его выполнила сама, а потом её работу перепроверила мама. Тоже преподавательница. Но только вот из соседней школы. И по её мнению домашнее задание было сделано практически на пятёрку.
   -Если конечно же не придираться!.. - сказала вчера мама. -Но и тогда можно получить твёрдую четвёрку! Но... Ты сама понимаешь... Что у нас теперь можно и тройку заполучить!
   -Знаю-знаю! - отвечала со смехом Танечка. -И очень даже запросто! Ты же мне уже рассказывала!
   И это было действительно так. Где-то далеко-далеко сытая и преуспевающая Европа готовилась к приходу Миллениума... То есть не просто Нового года, что было делом привычным... Европейские города и страны собирались пышно отпраздновать встречу Нового 21-го века...
   А в их когда-то хлебном городе Ташкенте всё сильнее и сильнее боролись с терроризмом. И дело было даже не в том, что по соседству находился тот самый Афганистан. Там война шла без перерыва и все уже давным-давно смирились с тем, что в Афганистане постоянно идут боевые действия...
   Всё дело было в том, что после серии взрывов на ташкентских улицах их размеренная жизнь резко переменилась. И теперь бороться с международным терроризмом стали во всём Узбекистане. Причём, даже в обычных школах. Вернее, в них стали искоренять любые проявления смутьянства и революционной пропаганды. Первым из школьной программы и книжных полок исчез советский писатель Максим Горький. Ведь в его "Песне о буревестнике" явно ощущались призывы к свержению хоть и царского, но всё-таки государственного строя. Про роман "Мать" и говорить нечего! Сплошная подрывная агитация и подготовка к бунту!
   Следующим из классов русского языка и литературы пропал тоже советский писатель Михаил Шолохов. Поскольку в его "Тихом Доне" описаны исторические события революции 17-го года и возникшей затем гражданской войны. А потом испарился и Александр Сергеевич Пушкин!.. Он хоть и является великим русским поэтом... Но это он же написал "Капитанскую дочку"! А там - бунтовщик Емельян Пугачёв! Ну, а чтобы гению русской словестности было не так обидно... Потихоньку убрали и Михаила Юрьевича Лермонтова!
   Под эту же антитеррористическую "гребёнку" попал как Николай Гоголь, чей Тарас Бульба борется против законных польских властей... Ну, и Лев Николаевич Толстой!.. Его же тоже... Не за красивые же глаза отлучили от церкви и даже предали анафеме! (* прим. автора: И даже не за пышную бороду!.. Это сейчас бы его быстренько записали в исламские фундаменталисты! А тогда-а... Раньше о таких и слыхом не слыхивали!)
   В общем... После этой борьбы против смутьянов - классиков и прочих политически неблагонадёжных писателей... В ташкентских школах воцарилось относительное затишье. Основательно освободившиеся полки заполнили произведения местных узбекских авторов, которые никоим образом не злоупотребляют своими перьями и печатным словом.
   А затем по системе общеобразования прокатился второй вал... Но теперь под пристальным прицелом оказалась сама методика преподавания. Ведь нынешний Узбекистан представляет собой образец независимости и оплот народовластия! А посему... В Узбекистане всё должно быть приведено в полное соответствие с древними национальными устоями и в абсолютную соразмерность с современными мировыми достижениями.
   Первыми молча взыли студенты медицинских ВУЗов. Но не потому, что великого врача и учёного Авиценну теперь следует называть не иначе как Абу Али ибн-Сино. Эта двойственность была известна и ранее!.. Но отныне и согласно приказу самого министра, да будет благословенно его светлое имя во сех веках!.. Теперь все медицинские термины и диагнозы надо было писать только на узбекском языке! ( Это пусть весь остальной, то есть их около-научный мир пользуется каким-то древним языком!.. Современный узбекский язык ничуть не уступает по своей многозначимости этому латинскому!..) И студенты-медики стали носить с собой на занятия целые стопки словарей и справочников. Ведь запрещённый латинский термин сначала следовало вперевести на русский язык, на котором, собственно говоря, и написаны медицинские учебники... А вот потом полученный промежуточный вариант надо было трансформировать в очень благозвучное узбекское слово... И только так!.. Никак иначе! А ведь филологическая цепочка латинский-русский-узбекский по воле преподавателя должна была преобразовываться в соершенно противоположную. То есть в последовательность "узбекский-русский-латинский".
   Обо всех этих коллизиях школьница Танечка узнала от своей старшей сестры, которая училась на втором курсе Ташкентского мединститута. И Журавлёва - младшая сама видела эти толстенные словари и тяжеленные справочники.
   -Ну, уж нет! - сказала как-то Таня своей сестре Светлане. - В втвой ТашМИ я поступать не буду! Слишком уж большие тяжести таскать нужно!
   -Не говори "Гоп"!.. - рассмеялась тогда мама. - Ещё посмотрим, кому из вас будет трудней... Жизнь покажет!
   А окружающая их действительность и в самом деле... Скажем так, не думала улучшаться! Скорей наоборот. Она становилась всё... Интересней.
   Министерство республиканского просвещения будто бы проснулось и всерьёз озаботилось той разительной диспропорцией, которая в общем-то всегда существовала в плане успеваемости между русскоязычными учениками и местными школьниками. Как-то получалось так, что русскоговорящие дети более или менее, но всё же с определённым успехом справлялись с обязательной программой обучения. Более того, они ещё умудрялись заниматься факультативно, а также посещать кружки и секции, а ещё участвовать и побеждать во всевозможных олимпиадах. Узбекские ученики тоже осваивали школьные предметы и показывали отличные результаты по спортивным дисциплинам... Да и о существовании факультативов, кружков и секций они тоже не забывали...
   Однако МинПрос пришёл к однозначному мнению, что юное поколение титульной нации значительно отстаёт в своём образовании от русскоязычных сверстников. Всвязи с чем было принято высочайшее решение - устранить эту интеллектуальную разницу! Чтобы узбекские школьники, которые изучали школьную программу исключительно на своём родном языке, ничем не уступали русскоговорящим ученикам, обучающихся только на русском языке. Ну, разве что кроме такого обязательного предмета как узбекский язык! Ведь в русских школах его изучали также старательно, как и общеевропейские языки...
   Высочайший Указ был передан ниже по инстанциям, которые тутже ринулись его исполнять. Однако вместо повышения качества преподавания в узбекских школах или хотя бы усиления учительских рядов... А то и хотя бы элементарного увеличения зарплаты, или же технического переоснащения старых школ... Дело приняло совершенно иной оборот...
   И Танина мама начала рассказывать своим любознательным дочерям про новые веяния. Что из РайОНО поступают негласные указания... Что учителей русских школ фактически принуждают ставить своим ученикам таки-ие оценки... Что классные журналы теперь каждую неделю свозятся в РОНО... Что чиновницы от образования с возмущением тычут своими пальцами в "пятёрки" и даже "четвёрки"... Что русские дети не должны учиться лучше своих местных сверстников... Что нескольких засопротивляшихся директоров русских школ уже уволили с работы... Что теперь добрались и до строптивых учителей... Что особенно сильно боятся увольнений преподаватели предпенсионного возраста... И теперь...
   -Да не может такого быть! - возмущаясь, заявила студентка Светлана. - Это же дикость! Пусть они своих детей подтягивают по дисциплинам!.. Чем вотв так!.. Сознательно занижать успеваемость в русских школах!.. Это же попахивает средневековьем!
   -Попахивает!.. - усмехнулась с горечью мама. -Да это варварство уже смердит!
   И Таня Журавлёва отлично помнила этот недавнийв разговор. Она тогда в него не вмешивалась, а спокойно занималась своим очередным домашним заданием. Пока сама не почувствовала спустя несколько дней... Что ей - круглой отличнице теперь получать одни "пятёрки" становится всё труднее и труднее...
   И вдруг!.. Сегодня она получила "двойку"!.. И даже не слабенькую "троечку". А самую настоящую...
   "Двойку!.. Как же так!? Мы же всё сделали правильно! А тут!"
   Поэтому она молча шла к своей дальней парте и из-под её очков тихо катились слёзы обиды... Ну, и стыда тоже.
   -Танка, ты чего? - спросил её шопотом одноклассник.
   Джасур Шохмуродов сидел как раз позади Таниной парты. Поэтому он был искренне поражён тем, что постоянно весёлая Таня-Танечка... Которую он в шутку называл Танкой... Что она сейчас идёт и молча плачет...
   -Танка! - повторил он ещё раз.
   Но она ничего ему не ответила. Таня просто сидела за своей партой и тщетно пыталась унять свои слёзы...
   А очередь постепенно приближалась и к ученику Шохмуродову. Который всегда предпочитал заднюю парту всем другим. Его отец был милиционером, вследствии чего Джасур особо так не утруждался изучением школьных предметов. Ведь он уже принадлежал к славной трудовой династии. Как некогда гончар обучал своего сына именно гончарному ремеслу... Как древние кузнецы передавали свой профессиональный опыт в первую очередь именно своим потомкам и наследникам... Так и современные ташкентские милиционеры заранее знали то, какую профессию изберёт его повзрослевший отпрыск...
   Но своего отца школьник Джасур всё же побаивался. Даже несмотря на своё имя, что в переводе на русский язык означало Отважный... Ведь у Шохмуродова-старшего имелся такой крепкий ремень!.. Что спорить с подвыпившим родителем иногда было довольно-таки опасно.
   Поэтому Джасур-Отважный в страшной спешке переписывал чьё-то домашнее задание в свою тетрадку. Но он не успел... Учительница уже во второй раз произнесла его фамилию...
   -Иду-иду! - отозвался Джасур и неуклюже вылез из-за парты.
   Поначалу он прихватил было свою тетрадку... Но бросив случайный взгляд на Танину парту, Шохмуродов- младший решил провернуть несложную комбинацию. Он оставил своё недописанное задание на персонально-задней парте. Но зато Джасур мимоходом прихватил тетрадь Тани... И спокойно пошёл дальше... На ходу перелистывая страницы, чтобы побыстрей добраться до нужного места...
   И этот нехитрый трюк вроде бы удался. Пожилая учительница не стала утруждаться выяснениями персональной принадлежности предоставленной ей тетради... Ведь сейчас у доски стоит сын милиционера... Да и его отец иногда не забывает школьных учителей своего потомка...
   -Так-так!.. -приговаривала преподавательница, бегло просматривая строчки, написанные округлым каллиграфическим почерком. -Недурно-недурно!.. Очень даже неплохо!.. Ты сегодня хорошо постарался!.. Садись, Шохмуродов... Пять!
   И тут на задних партах кто-то заплакал... Причём, уже никого и ничего не стесняясь!.. Это во есь голос плакала отличница Журавлёва... На неё обернулись уже все одноклассники... А она всё плакала и плакала. И Джасур, проходя мимо неё... Он ловко подбросил Танину тетрадку ей на парту...
   А это оказалось чуть ли не последней каплей... Вне себя от чувства горькой обиды и осознания чудовищной несправедливости... Таня-Танечка продолжала рыдать... И рвать свою тетрадь...
   Чтобы прекратить истерику, учительница сама побежала за школьной медсестрой. Через пять минут ученицу 7-го "Б" напоили валерьянкой... Весь класс быстренько распустили по домам. Благо, что это был последний урок...
   А потом и Татьяна... Она уже успокоилась и домой девочка возращалась с твердым намерением... Что завтра она в эту школу не прийдёт.
   "Ни за что! И ни-ког-да!"
   До школьных ворот Таню сопровождала её пожилая учительница. Та самая!.. В момент прощания и у неё выступили слёзы... А до этого мига она всё говорила, говорила и говорила... Объясняя и объясняясь...
   Но Таня её почти не слушала. Она и так уже всё стала понимать очень хорошо... Что жизнь порой бывает ужасно несправедливой... Но она терпеть это не будет!.. Так её воспитала мама.
   И на следующее утро они вдвоём поехали в другую школу. Танина мама и она сама... Хоть таким вот образом, но они всё-таки не захотели мириться со столь несправедливым отношением к ни в чём неповинным детям. Поэтому они шли вместе... Чтобы в любую трудную минуту быть рядом. И в случае чего прийти друг другу на помощь!
   Так окончилось беспечное детство Тани-Танечки... Танюши. Отныне она смотрела на окружающий мир очень взрослыми глазами. Ведь ей слишком уж жестоко дали почувствовать себя Татьяной.
   "Итак... Она звалась Татьяной..."
   Ну, вот... В принципе и всё!
   ПОСТСКРИПТУМ: Пожилая учительница доработала в этой школе весь остаток учебного года. А в начале лета уехала. На свою историческую Родину. То есть в Россию. Оставаться и жить дальше в новом Узбекистане она не захотела. Хоть здесь и родилась... В годы войны... Но тем не менее...
   Что ж!.. Тоже поступок! Чем быть без вины виноватой... Уж лучше найти в себе мужество начать свою новую жизнь на совершенно незнакомом месте.
   И она это мужество в себе нашла!
   Так что, в добрый путь!
   17 июль 2008год.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных материалов, обращайтесь напрямую к автору