ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Смолина Алла
Трамваи Калининграда

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]

  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется

  
  
  Дорогие калининградцы.
  
  Содержание калининградского раздела (перечень всех моих текстов по Калининграду),
  ранее находившееся над каждым текстом, я сделала отдельным файлом.
  
  Материала очень много и, чтоб сообщить о Новинке,
  приходилось одно и то же печатать более 50 раз.
  
  Теперь же оповещение "НОВАЯ ГЛАВА" клацаю только единожды .
  
  Так что за появлением Новинок можно следить здесь:
  https://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00019.shtml
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Начало "Общественный транспорт Кёнигсберга"
  находится здесь: https://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central5.shtml
  
  
  
  

Трамваи Калининграда

  
  После войны первым и единственным видом городского транспорта в Кёнигсберге-Калининграде стал трамвай.
  
  4 июля 1946 года Кёнигсберг был переименован в Калининград, а 11 июля 1946 года был организован Tрамвайный Tрест. Контора Tреста разместилась на улице Оттокарштрассе.
  
  Восстановление калининградского трамвая объявили народной стройкой. Вся трасса была разбита на участки и закреплена за 11-ю предприятиями и учреждениями города: ЦБК-2, вагоностроительным заводом, спиртзаводом, 7-й комендатурой, перевалочной базой и другими. Работы велись сразу по нескольким направлениям: разбирались завалы на дорогах, восстанавливалось путевое хозяйство, ремонтировался подвижной состав.
  
  Первоочередные работы по восстановлению трамвайных путей начались на улице Житомирской (бывшей Штайндамм) - на отрезке между площадью Трёх Маршалов (ныне площадь Победы) и Королевским замком: вели расчистку рельсовых путей от щебня, обломков и мусора, поднимали упавшие опоры.
  
  В депо Коссе осенью 1946 года было отремонтировано 14 моторных и 4 прицепных вагона. 27 вагонов отправили по железной дороге в Симферополь, где они курсировали по улицам вплоть до 1956 года.
  
  Для эксплуатации подвижного состава в штат Tрамвайного Tреста из-за отсутствия кадров были набраны вагоновожатые, кондукторы и рабочие из числа немецкого населения, оставшегося в городе. Из 552 работников треста 494 были немцами.
  
  
* * *
  
  7 ноября 1946 года, сразу после демонстрации трудящихся по площади Трёх Маршалов, от улицы Житомирской в сторону зоопарка пошёл первый трамвай, открывший регулярное трамвайное сообщение после войны:
  
  
   []
  
  1. Красивая ограда вокруг разрушенному войной памятника Кайзеру на Кайзер-Вильгельм-плац
  
   Первый маршрут проходил следующим образом: переправа (район улицы Мариупольской у пересечения с железной дорогой на Пиллау) - Старая площадь (бывшая площадь Кайзер-Вильгельм-плац) - улица Житомирская (бывшая улица Штайндамм) - площадь Трёх Маршалов - Сталинский проспект (бывшая улица Хуфеналлее) - универмаг (трамвайное кольцо у бывшей кирхи памяти королевы Луизы).
  
  
   []
  
  2. Примерно около 1948 года. В нижнем правом углу - разрушенный Королевский Замок.
Правее сегодня стоит гостиница "Калининград". Направление налево - дорога к Южному Вокзалу
  
  
  
  
  
   []
  
  3.
  
  
  
   []
  
  4.
  
  
  На 1 января 1948 года в обоих депо находились 31 моторный и 22 прицепных вагонов, а общая протяженность трамвайной сети достигла 50 км. Из пяти довоенных работала только одна тяговая подстанция. Практически через два с половиной года после окончания войны было восстановлено около 50% трамвайной сети и 20% вагонного парка от уровня 1944 года.
  
  
   []
  
  5.
  
  
  
   []
  
  6. Конечная станция "Южный вокзал". 1950 год.
Фото представлено: Мацюк Антонина Сергеевна
  
  
  Особенностью калининградского трамвая первых послевоенных лет было то, что абсолютное большинство пассажиров перемещалось в нём с одного конца города в другой, не выходя в центральной части, которая была полностью разрушена во время войны и практически не заселена. Вагоны ходили постоянно переполненными, без соблюдения графика движения, в большинстве из них отсутствовали ручки и ременные петли, постоянно были открыты двери с обеих сторон.
  
  
   []
  
  7.
  
  
  
   []
  
  8.
  
  
  
   []
  
  9. Конечная станция "Южный вокзал". 1955 год.
  Трамвай на фоне руин Хабербергской кирхи
  
  
  В 1953 году калининградский трамвайный парк насчитывал 129 вагонов, пассажирооборот составил 29,5 миллиона человек в год. Общая протяженность трамвайных маршрутов превысила 90 км. Таким образом было восстановлено более 80% всей трамвайной сети, 51% вагонного парка, а объём перевозок составил около половины от довоенного.
  
  В этот период калининградский вагоностроительный завод прекратил капитальный ремонт старых кёнигсбергских вагонов из-за бесперспективности, то есть износ подвижного состава достиг критического уровня. Возникла необходимость замены наиболее изношенных вагонов новыми. Однако в СССР не выпускались трамвайные вагоны для узкой колеи и нужно было приобретать их за рубежом.
  
  Весной 1954 года советским правительством было принято решение о закупке в ГДР узкоколейных трамвайных вагонов для Калининграда и Выборга. 25 декабря в Калининград прибыли один моторный и три прицепных вагона марки Т-54 и В-54 соответственно. С этого момента начался процесс поэтапной замены старых штайнфуртских вагонов на новые цельнометаллические. Целая партия трамваев из ГДР поступила в первом полугодии 1955 года. В целях их сбережения и повышения ответственности, вагоны закрепили за маршрутами N 1 и N 6, приказом назначили водителей.
  
  Пуск новых вагонов потребовал дополнительного ремонта путей, увеличения мощности подстанции, приведения в порядок путевого хозяйства.
  
  
   []
  
  10. ГДР-ский трамвай на фоне Хабертурм (Овсяная башня, старейшая часть Королевского замка Кёнигсберга), 1958 год
  
  Если городские улицы Калининграда более-менее приведены в порядок, то руины Королевского замка лежали четверть века после окончания 2МВ. Наверняка не потому, что не нашли времени для уборки, а, скорее, была мысль восстановить. Как в 1990-х восстановят Кафедральный собор, руины которого так же не трогали почти 50 лет. Но Королевскому замку, в отличие от Кафедрального собора, не повезло, его демонтаж провели в 1968-1970 годах.
  
  
  
   []
  
  11. ГДР-ский трамвай на фоне руин Королевского Замка, 1966 год
  
  
  
   []
  
  12. Слева - площадь Победы (ранее площадь Гитлера), справа - КТИ.
Как видим, ГДР-ские трамваи перевозят калининградцев очень активно. 1966 год
  
  
  Конец 1950-х и 1960-е годы были периодом самого интенсивного развития калининградского трамвая. Продолжались работы по замене рельсов и реконструкции трамвайных путей на площади Победы, по Сталинградскому и Советскому проспектам, улицам Ленина, Дзержинского, Маяковского, А. Невского, Московской, Кавалерийской, Житомирской, Черняховского, Октябрьской, Кирова, Клинической и другим. При этом было использовано 700 тонн рельсов с трамвайных линий, демонтированных в Советске. Происходила активная замена старых кёнигсбергских вагонов на новые, поступившие из ГДР.
  
  
   []
  
  13.
  
  
  К концу 1960 года в Калининграде действовало девять маршрутов:  
  
  N 1: Лесная аллея - проспект Победы - Сталинградский проспект - улица Кавалерийская - улица Тельмана;
  N 2: парк культуры и отдыха имени Калинина - Сталинградский проспект - улица Пролетарская - улица Подгорная - улица Моховая - улица Корабельная - улица Киевская - улица Суворова - улица Транспортная;
  N 3: Центральный рынок - улица Горького;
  N 4: парк культуры и отдыха имени Калинина - Сталинградский проспект - улица Кавалерийская - улица Клиническая - улица Ленина - улица 9 Апреля - аэропорт;
  N 5: улица Мастеровая - Советский проспект - улица Кавалерийская - улица Клиническая - улица Зарайская - улица Октябрьская - улица Аллея Смелых - мясокомбинат;
  N 6: Сталинградский проспект - Трамвайная аллея - улица Кирова - Советский проспект - площадь Победы;
  N 8: мясокомбинат - улица Аллея Смелых - улица Дзержинского - улица Октябрьская - улица - Старогородская - улица Горная - улица Правая Набережная - вагоноремонтные мастерские;
  N 9: улица А. Невского - улица Клиническая - улица Шевченко - улица Маяковского - улица Суворова - морской порт - улица Транспортная;
  N 10: мясокомбинат - улица Дзержинского - улица Багратиона - улица Маяковского - улица Моховая - улица Корабельная - кинотеатр "Родина".
  
  
   []
  
  15. Станция Калининград-Сортировочный. Разгрузка трамваев краном ДЖ-45-09.
Из фондов музея КЛНГ. Ж.Д. 1960 год
  
   Из комментариев под фото:
  
- Калининград (1000 мм) поставлялись вагоны Gotha: № моторного, N прицепа, тип, год поставки:
134 - 139 234 - 239 T57/B57 1957
140 - 149 240 - 249 T57/B57 1958
150 - 164 250 - 264 T57/B57 1959
165 - 187 265 - 287 T59E/B59E 1960
188 - 193 288 - 293 T59E/B59E 1961
194 - 199 294 - 299 T2-62/B2-62 1962
306 - 311 406 - 411 T2-62/B2-62 1964
312 - 316 412 - 416 T2-62/B2-62 1965
317 - 336 417 - 436 T2-62/B2-62 1966
На фотографии вагоны T59E/B59E.
Очевидно, что фото сделано в 1960/61 году.
  
  - Кран ДЖ 45-09, который трамваи разгружает, проработал в восстановительном поезде ст. Калининград до 2002 года. И сейчас сам стал экспонатом музея Калининградской железной дороги.
  
  
   []
  
  16.
  
  
  В 1967 году прибыли последние вагоны из ГДР - их выпуск был прекращён. К этому времени насчитывалось 224 вагона - 117 моторных и 107 прицепных. Кроме того, имелось 7 рабочих вагонов и 4 снегоочистителя. Калининградский Tрамвайный Tрест был переименован в Управление Калининградского трамвая, в котором трудилось 1 318 человек.
  
  
  
* * *
  
  Рассказывая о трамваях Калининграда нужно упомянуть один интересный период, когда в 1970 году калининградский трамвайный парк пополнился современными комфортными машинами, в салоне одной из которых - в уникальном вагоне трамвая - билеты продавал робот.
  
  "Бросаешь в прорезь трехкопеечную монетку, - вспоминает водитель необычного вагона Любовь Сергеевна Томко, - "железный человек" рукой двигает кассу, и из нее выезжает билет. Была предусмотрена и защита от "зайцев" - если пассажир хотел получить билет, например, за одну копейку или совал в прорезь какую-нибудь ерунду, робот бил его по рукам. Когда трамвай пошел по улицам, в городе царил невероятный ажиотаж. Люди терпеливо ждали вагон на остановках (ходил он по маршруту № 3 - "Парк Калинина"-кинотеатр "Родина"), в салоне было не протолкнуться. Я так уставала за смену, - смеется Любовь Сергеевна, - что дома валилась с ног. Выручка была колоссальная - в четыре раза больше, чем у обычного трамвая".
  
  
  
   []
  
  17. Фото отсюда
  
  
  
   []
  
  18. Робот-кондуктор — продавал билеты в салоне трамвайного вагона.
  Фото из архива Калининградского историко- художественного музея
  
  
  Человекоподобный кассир не только принимал плату за проезд и выдавал билеты, но и здоровался с пассажирами, объявлял остановки, по ходу движения сообщал полезную информацию.
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
  "Это фото сделано не в трамвае. Но, я помню, как мы с мамой специально ждали"тройку" на остановке, и случайно удалось проехаться как раз с роботом. Сколько всего было таких роботов - не знаю".
  
  
  
  
  
  Надо сказать, это был уже не первый робот-кондуктор в Калининграде. Тем не менее он всё равно вызвал огромный интерес. И многие в тот трамвай садились лишь затем, чтобы своими глазами увидеть чудо техники. Самый же первый механический кассир был презентован 1 декабря 1970-го. Установили его в вагоне, который курсировал между депо и кинотеатром "Родина". И каково же было удивление граждан, когда вместо привычной дамы с толстой сумкой на ремне они вдруг увидели такое!
  
  
  Полный текст "Калининград. Pобот-кондуктор" у меня
  находится здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml
  
  
* * *
  
  
  Учитывая потребность в обновлении подвижного состава, управление калининградского трамвая в 1971 году заказало в Чехословакии первую партию вагонов "Татра 4СУ", что потребовало реконструкции некоторых участков путей на проспекте Мира, улицах Камской, Киевской, Багратиона. Также, учитывая сложность этого подвижного состава, его принципиальное и конструктивное отличие от ранее эксплуатируемого в Калининграде, на предприятии началась подготовка к его приёмке и соответствующей базы для ремонта и эксплуатации.
  
  Схема линий трамвайных маршрутов в 1977 году:
  
  
   []
  
  22.
  
  
  Под руководством начальника службы подвижного состава Суховольского Якова Романовича и главного инженера службы Шадрина Виктора Николаевича были реорганизованы и переоснащены соответствующим оборудованием, аппаратурой, технической документацией ремонтные участки депо и вагоноремонтных мастерских, начато обучение персонала. Первые 5 чешских трамваев вышли на улицы Калининграда в январе 1972 года, а в ноябре того же года первый трамвай прошёл по вновь открытому эстакадному мосту.
  
  6 июля 1973 года в северной части города, в районе массовой жилищной застройки, была открыта новая трамвайная линия длиной в один километр - по улице Мастеровой, куда был продлён маршрут N 5.
  
  В начале 1980-х годов проводилась плановая реконструкция трамвайных путей, в частности, на улицах Багратиона и Суворова, а количество вагонов на линии достигло 120 единиц. В этот период в Калининграде действовало десять маршрутов.
  
  
  Схема линий трамвайных маршрутов в 1985 году:
  
  
   []
  
  23.
  
  
  N 1: ЦБЗ-2 - улица Черняховского - улица Тельмана - больница им. Калинина;
  N 2: улица Бассейная - кинотеатр "Родина" - завод "Янтарь";
  N 3: парк культуры и отдыха имени Калинина - парк культуры и отдыха имени Гагарина;
  N 4: станция Октябрьская - улица Черняховского - аэропорт;
  N 5: улица Маршала Борзова - улица Черняховского - мясокомбинат;
  N 6: улица Бассейная - площадь Победы - улица Зелёная;
  N 7: завод "Янтарь" - мясокомбинат;
  N 8: больница им. Калинина - улица А. Невского - кинотеатр "Родина";
  N 9: улица Литовский вал - улица Октябрьская - улица Суворова - завод "Янтарь";
  N 10: Южный вокзал - улица Шевченко - улица Фрунзе - Литовский вал.
  
  
   []
  
  24.
  
  
  С началом экономического кризиса 1990-х годов подвижной состав калининградского трамвая сократился до 140 единиц - из-за массового списания изношенных вагонов Т-4СУ (это был уровень 1954 года). 102,2 км трамвайных линий питались от 16 тяговых подстанций.
  
  
  В 1994 году в Калининграде действовало девять трамвайных линий:
  
  N 1: ЦБЗ-2 - улица Черняховского - улица Тельмана (19,1 км);
  N 2: улица Бассейная - кинотеатр "Родина" - завод "Янтарь" (26,5 км);
  N 4: станция Октябрьская - улица Черняховского - улица Гагарина (19,1 км);
  N 5: улица Маршала Борзова - улица Черняховского - улица Октябрьская - мясокомбинат (20 км);
  N 6: улица Бассейная - площадь Победы - улица Горького (14,4 км);
  N 7: завод "Янтарь" - кинотеатр "Родина" - мясокомбинат (18,2 км);
  N 8: улица Тельмана - улица А. Невского - Московский проспект - улица Багратиона - улица Киевская - парк культуры и отдыха имени Гагарина (19,8 км);
  N 9: улица Гагарина - улица Октябрьская - улица Суворова - завод "Янтарь" (19,7 км);
  N 10: Южный вокзал - Ленинский проспект - улица Шевченко - площадь Маршала Василевского - улица Горького (15,4 км).
  
  
  С 1987 года парк эксплуатируемых вагонов стал обновляться новыми вагонами чешского производства КТ-4. Эти вагоны в народе прозвали "гармошками".
  
  Поставки новых вагонов КТ-4, произведённых национальным предприятием ЧКД ПРАГА, продолжались вплоть до 1994 года. Всего в Калининград из Чехословакии было поставлен 41 трамвай.
  
  
* * *
  
  В конце 1980-х - начале 1990-х годов прошлого века Калининград можно смело было назвать "трамвайной империей". Трамвайная сеть опутывала практически весь город. Доля трамвая в перевозке пассажиров всем общественным транспортом в Калининграде доходила до 70 %. На линию выходило более 90 трамвайных поездов, включая двух- и трёх-вагонные системы, которые работали на самых напряжённых городских маршрутах NN 2, 4, 5, 6. Общий выпуск вагонов на городские маршруты доходил до 130 единиц подвижного состава (сегодня ежедневно из трамвайного депо выходит на городские маршруты 28- 30 трамваев).
  
  В 1995-м году в Германии были закуплены два трамвая марки "Дюваг", работавшие до этого в городе Маннхайм. Вагоны были не новые - один 1963-го года инв. N 443 (в 2012 году он отремонтирован и работал экскурсионным трамваем), другой, инв. N 442 - 1965 года выпуска. Оба эти трамвая проработали до 1998 года и дальше не эксплуатировались из-за поломки и невозможности ремонта т.к. не было запасных частей на них.
  
  В начале 1998 года парк пополнился тридцатью "бэушными" вагонами из Германии, чехословацкого производства Татра Т-4, которые после соответствующего ремонта вышли на городские линии. Первые из прибывших немецких трамваев, сияющие серо-красными боками (следы от закрашенной рекламы), отправились по маршрутам N 2 и N 6.
  
  Последнее обновление трамвайного парка в Калининграде и тоже старыми вагонами из Германии было проведено в 1999 году, когда пришли 12 трамваев из города Халле. Начиная с 1999 года и по 2012 год, обновления подвижного состава в трамвайном депо не производилось.
  
  
   []
  
  25.
  
  
  Cхема маршрутов трамвая по состоянию на лето 2011 года:
  
  
   []
  
  26.
  
  
  
  
  
* * *
  
  В 2012 году было произведено первое обновление парка трамвая за последние 13 лет. Была поставлена новая техника последнего поколения низкопольных трамваев, можно смело сказать, что такой подарок город не получал уже 18 лет (с 1994 года).
  
  
   []
   []
   []
  
  27. Tрамвай PESA-120Na польского производства последнего поколения низкопольных трамваев, приспособленный для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, оборудованный кондиционером как салона так и кабины водителя
  
  
  В 2021 году в АО "Калининград-ГорТранс" произошло очередное обновление парка трамваев. В соответствии с договором АО "Калининград-ГорТранс" было принято 16 новых низкопольных двухсекционных трамваев "Корсар", изготовленных российской компанией "ПК Транспортные системы", производящей их на своей площадке в Санкт-Петербурге - Невском заводе электрического транспорта имени Пироцкого:
  
  
   []
   []
   []
  
  28. Данная модель, созданная специально для узкоколейных трамвайных систем, объединяет в себе наработки конструкторов и дизайнеров. Для комфортной и безопасной перевозки пассажиров "Корсар" оснащён системой пассивной безопасности, системой видеоконтроля и мониторинга дорожной ситуации
  
  
  ==============================================================================
  ==============================================================================
  ==============================================================================
  
  

Архивные фото

  
   Дорогие калининградцы.
  В моём архиве очень много фотографий калининградского трамвая в разные годы.
  Я же беру только те фотографии, которые знающие люди выделили своим вниманием.
  По какой причине отдельные фотографии вызывают интерес знатоков - не имею понятия, но на всякий случай ставлю.
  
  
  
   []
  
  1. Трофейная установка для шлифовки рельс. 1950-е годы.
Фотография из семейного архива Гельмана Виктора Андреевича.
Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  2. Трофейная установка для очистки путей от снега. 1950-е годы.
Фотографии из семейного архива Гельмана Виктора Андреевича.
Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  3. Служба путей (старая территория) трамвайного управления в 1950-е годы находилась где-то в р-не пересечения ул. К. Маркса-Леонова, ориентир здание "Калининградской правды". Фотографии из семейного архива Гельмана Виктора Андреевича. Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  4. Монтаж контактной сети.
Из архива предприятия Калининград-Гортранс
  
  
  
   []
  
  5.
  
  
  
   []
  
  6. Улица Фрунзе/Клиническая улица. 1965 год (примерно).
Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  7.
  
  
  
   []
  
  8. Площадь Победы
Фото снято в 1960-1970-e. Архив МКП ТТП. Автор неизвестен
  
  
  
   []
  
  9. Площадь Победы. Фото датировано 1974 годом.
Из коллекции Алексея Лодинева
  
  
  
   []
  
  10. Административное здание электростанции Кёнигсбергского трамвайного предприятия. 1974 год. Описание старой фотографии: "...а так же первое депо электрического трамвая. По всей видимости здание использовалось в трамвайном хозяйстве до начала строительства Дома Советов." Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  11. Улица Фрунзе. Описание старой фотографии: "Пути с улицы Фрунзе были перенесены правее (на фото) в 1975 году. Движение по обновлённым путям началось 5 сентября 1975 года. Фото ранее 1975 года". Источник Форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  12. Улица Клиническая. 1975 год. Описание старой фотографии: "Участок трамвайного полотна шёл по ул. Клиническая до 13 ноября 1974 года, позже вагоны ходили по ул. 9 апреля. Источник: Государственный архив Калининградской области
  
  
  
   []
  
  13. Трамвайное депо, Gotha T2-62 N 07.
1977 год
  
  
  
   []
  
  14. Ленинский проспект. Период съёмки 1976-1980 г.г.
  
  Из комментариeв:
  "Обратите внимание: правый поворот трамвайных путей с Ленинского проспекта на ул. Багратиона расположен вплотную к тротуару. Сейчас стрелки приблизительно там, где белая "Волга" ГАЗ-24, кормой к фотографу, стоит на рельсах... Переделали этот поворот так давно, что и не помню, когда! Приблизительно сориентироваться можно по лозунгу... XXV съезд КПСС был с 24 февраля по 5 марта 1976 года"
  
  
  
  
   []
  
  15. Проспект Мира. Год съемки: 1979.
Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  16. Ленинский проспект. "В 1980-x калининградцы лишь теоретически знали, что такое автомобильные пробки. Автор Лариса Новикова. Год съемки: 1980
  
  
  
   []
   []
  
  17. Московский проспект. В вагон Tatra T4SU врезался грузовик, после чего вагон загорелся.
Фото из архива трамвайного депо. 1982 год
  
  
  
   []
  
  18. Tatra T4SU N 179 — маршрут 4.
Проспект Мира, 1980-е годы. (C) Лентелефильм "Калининград"
  
  
  
   []
  
  19. Площадь Победы. Скриншот из кинохроники "Следствие вели…" с Леонидом Каневским. Два прекрасных чехословацких трамвайных вагона серии Tatra T4SU. Середина 1980-х
  
  
  
   []
  
  20. Киевская улица. Подпись: "Mорозы в -28 градусов".
Фото переснято в областной художественной галерее. 1984 год
  
  
  
   []
  
  21. Tatra T4SU N 167 — маршрут 6. Улица Горького.
Автор: Ааре Оландер, Эстония Таллин, 14 августа 1984 года, вторник
  
  
  
   []
  
  22. Трамвайное депо. Gotha T2-62 N 07, Tatra T4SU N 294, Tatra T4SU N 118, Tatra T4SU N 250. Автор: Ааре Оландер, Эстония Таллин. Дата: 14 августа 1984 года, вторник
  
  
  
   []
  
  23. Кольцо "Тенистая аллея". Первое ликвидированное кольцо в Калининграде. Движение было закрыто весной 2004 года. Автор снимка неизвестен. Фото переснято в областной художественной галерее. 1987 год (примерно)
  
  
  
   []
  
  24. Кольцо "ЦБЗ-2". Автор: Ааре Оландер " Эстония Таллин.
21 июня 1989 года, среда
  
  Из комментариев:
  "Кольцо в лесу. Некоторые водители говорили, что недолюбливали это место, особенно поздним вечером".
  "Вау, в Калининграде уже тогда были неповторимые пантографы "полуторарычажного" типа!".
  
  
  
   []
  
  25. Mаршрут N 9. Улица Фрунзе. Вагон 157 у Королевских ворот.
Автор: Ааре Оландер, Эстония Таллин, 21 июня 1989 года, среда
  
  
  
   []
  
  26. Правая набережная. Hа фото не только остатки второй колеи в депо Коссе, но и остатки немецкого трамвайного кольца у Голландского вокзала. Дата: 1989 год
  
  
  
   []
  
  27. Tatra KT4SU N 401. Трамвайное депо, оставшееся от немцев.
Автор: Владимир Валдин, Россия Санкт-Петербург. 29.07.1990, воскресенье
  
  
  
   []
  
  28. Трамвайное депо, оставшееся от немцев.
Автор: Владимир Валдин, Россия Санкт-Петербург. 29.07.1990, воскресенье
  
  
  
   []
  
  29. Улица Горького. 1990 год.
Пересечение трамвайной линии с остатками УЖД
  
  
  
   []
  
  30. Tatra KT4SU N 408, маршрут 2, СМЕ 408+407
Ленинский проспект. Апрель 1991 года. Автор: Schlangenbad (Германия Майнц)
  
  
  
   []
  
  31. Трамвай на ул. Октябрьской. 1993 год.
  Автор: Ааре Оландер
  
  
  ____________________________________________________________________________
  
  
  - http://www.mkpkaliningrad-gortrans.ru/index.php/home/istoriya
  - https://etoretro.ru/pic194190.htm
  
  - https://etoretro.ru/pic194189.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic194188.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic194176.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic194175.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic194174.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic194173.htm?sort_field=image_date&sort=DESC#photo
  - https://etoretro.ru/pic194159.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  -
  - https://etoretro.ru/pic194048.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://transphoto.ru/photo/464374/
  - https://etoretro.ru/pic194022.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://etoretro.ru/pic193940.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  -
  - https://etoretro.ru/pic193930.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  -
  - https://etoretro.ru/pic193852.htm?sort_field=image_date&sort=DESC#photo
  - https://transphoto.ru/photo/344352/
  -
  - https://transphoto.ru/photo/1087521/
  -
  - https://etoretro.ru/pic193833.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://transphoto.ru/photo/478553/
  - https://transphoto.ru/photo/2113969/
  - https://transphoto.ru/photo/478411/
  - https://transphoto.ru/photo/228224/
  - https://transphoto.ru/photo/1087810/
  
  
  
  
  
  
  
  - https://weeip.livejournal.com/37658.html
  
  - https://transphoto.ru/articles/220/


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025