ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Наследники полководцев в "Науке побеждать"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исторический очерк о создании кадетских военных училищ для военно-патриотического воспитания молодежи и интервью с Героем Советского Союза Плосконосом И.Н. Материал подготовлен для книги В.В.Волошенюка "Афганская арена. Взвод кадетский." в качестве введения.

  Наследники полководцев в "Науке побеждать"
  
   "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам".
   Генералиссимус, князь Италийский граф
   Александр Васильевич Суворов-Рымникский.
  
  Цивилизованное общество всегда поддерживало генетический интерес молодых людей - мальчиков и юношей к военным играм, военной форме, оружию, их стремление подражать смелым, мужественным, благородным героям.
  Одной из форм государственной поддержки таких идеалистических устремлений молодежи стало формирование в ряде стран особых военно-учебных заведений - кадетских корпусов.
  В первой статье "Положения о кадетских корпусах" в Российской империи 1886 года говорилось:
  "Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание".
  Государство через кадетские корпуса решало две задачи: во-первых, оказывало помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давало детям, выбравшим для себя военќную службу в офицерском звании, общее и начальное военное образование и соответствующее будущему офицеру воспитание.
   Однако вместе с крушением Российской империи в 1917 г. вся существовавшая система подготовки военных кадров была до основания разрушена и места в обществе для воинских традиций и учебных заведений, подобных кадетским корпусам, не было.
  Но в предвоенный период новое руководство страны осознало то, что юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни еще со школьной скамьи. Так в системе Народного Комиссариата просвещения были созданы специальные школы (спецшколы) - средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.
  Артиллерийские спецшколы существовали с 1937 по 1946 год, затем в 1947 г. они были реорганизованы в артиллерийские подготовительные училища, завершившие свою историю в 1955 году.
  Военно-морские спецшколы и спецшколы ВВС были сформированы в 1940 году. Будущих моряков в них готовили до 1944 г., а летчиков - до 1955 года.
  Учились в спецшколах 3 года, с восьмого по десятый класс. Кроме общеобразовательных дисциплин в учебные планы были включены основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Местные учащиеся жили дома, а иногородние - в общежитии. Летом в спецшколах проводился двухмесячный лагерный сбор.
   В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны обратиться к славной военной истории. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.
  Шел третий год Великой Отечественной войны, год коренного перелома Второй мировой войны в целом. Враг продолжал оказывать Красной Армии упорное сопротивление, разрушал наши города и села. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов. Тысячи детей дошкольного и школьного возраста стали круглыми сиротами или полусиротами, многие из них потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников, остались без крова, без средств к существованию.
  После Курской битвы, 21 августа 1943 года руководство страны приняло Постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", в котором, в частности, говорилось:
   "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников... Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет."
   Народный комиссариат обороны (НКО) в течение двух месяцев, с октября по ноябрь 1943 г. включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.
   Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) для детей пограничников сформировал два суворовских военных училища - Ташкентское и Кутаисское, ставшее в 1946 г. Ленинградским, а позже получившее статус суворовского пограничного военного училища. Первого декабря 1943 года суворовские училища войск НКВД, как и суворовские училища РККА, приступили к учебе.
   Стоит отметить, что суворовские военные училища, входившие в систему НКВД, первый выпуск своих воспитанников произвели уже в 1945 году, т.е. менее чем через полтора года после их сформирования. Первый выпуск суворовских военных училищ, сформированных НКО, состоялся лишь в 1948 году.
   Для детей моряков решением Наркома ВМФ в 1944 -1945 гг. были сформированы Тбилисское, Ленинградское и Рижское нахимовские военно-морские училища. Однако существование Рижского и Тбилисского НВМУ было недолговечным. Первое прекратило свое существование в 1953 году, а второе - в 1955 г.
  Генеральный штаб Красной Армии 27 августа 1943 года издал директиву, в которой были определены конкретные мероприятия по формиќрованию СВУ и сроки их выполнения. Она предписывала "формирование училищ закончить к 20 ноября, с расчетом начать занятия 1 декабря 1943 года". Директива требовала для суворовских училищ "отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт".
  30 августа в училища был выслан штат постоянного состава: генерал - 1, офицеров - 49, сержантов - 31, рядовых - 13, вольнонаемных - 186 человек. Согласно "Положению о Суворовских военных училищах" и штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии.
  Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц военных училищ.
  Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев - "воспитанник". И только через два года воспитанников СВУ стали называть "суворовцами".
  Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе.
  Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.
  В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из Действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...
  Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трех взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания "вице-сержант" и "старший вице-сержант". Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание "вице-старшина",
  Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
  Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.
  Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании "Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища". В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.
  1 декабря 1943 года в суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища. В декабре 1943 г. каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя. День его вручения и считается днем рождения училища. Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми. Но училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия.
  Преподавательский состав училищ основное внимание с самого начала уделял учебе. Воспитанники изучали те же образовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время - игры на свежем воздухе, занятия спортом, дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых учеников за предыдущие классы. Офицеры - командиры и преподаватели с первых дней стремились сочетать воинскую требовательность с отеческой заботой о детях.
  В 1944 г. все вольнонаемные преподаватели получили офицерские звания административной службы и им были увеличены ставки заработной платы.
  4 июня 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.
  В последующие годы суворовские военные училища реорганизовывались, некоторые из них переводились в другие города, менялись их названия. Например, Краснодарское СВУ в 1947 г. было переведено в Орджоникидзе (Владикавказ) и стало именоваться вначале Северо-Кавказским, Кавказским, затем - Орджоникидзевским; Сталинградское в 1946 г. было переведено в город Чкалов (сейчас Оренбург) и стало именоваться Чкаловским, затем - Оренбургским; Харьковское СВУ в 1947 г. - из Чугуева в Киев и стало именоваться Киевским. В 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.
   Кавказское СВУ с 1948 г. реорганизовали в Суворовское офицерское училище. Для этого объединили два военно-учебных заведения - суворовское и пехотное училища.
  С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.
  В 1955 г. Ленинградское военное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в Суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское и Свердловское.
  Практика, однако, показала, что сочетать в стенах одного училища по существу два военно-учебных заведения с разными задачами нецелесообразно. Поэтому в 1958 г. суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища, а на базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые училища.
   Совершенствовались и программы обучения. Особенно существенные изменения они претерпели в 1957 г., когда был введен расширенный до 2000 часов курс изучения иностранного языка, что привело к увеличению на год (11 лет) срока обучения в СВУ по сравнению со средними школами страны, обучавшими школьников по 10-летней программе. Выпускники СВУ и НВМУ, сдавшие выпускной экзамен по языку на "4" и "5" получили возможность сдачи экзаменов на диплом военного переводчика. Существенно расширялась программа обучения и по военной подготовке, что позволило выпускникам СВУ сразу же после окончания СВУ зачисляться без сдачи вступительных экзаменов на 2-й курс высших общевойсковых командных училищ.
   В связи со значительным сокращением Вооруженных Сил соответственно сократилось количество суворовских военных училищ, сроков обучения в них. Прекратили свое существование Саратовское, Тамбовское, Тульское (1960 г.), Сталинградское (1961 г.), Новочеркасское, Ставропольское (1962 г.), Воронежское (1963 г.), Куйбышевское (1964 г.), Орджоникидзевское (1968 г.), Ташкентское СВУ и Ленинградское пограничное (1960 г.). К концу 70-х гг. имелось 8 СВУ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское.
   Начиная с 1964 г. сокращались и сроки обучения в СВУ и НВМУ: сначала до 3-х лет, а с 1969 - до 2-х.
   Киевское СВУ является правопреемником Харьковского СВУ. 24 ноября 1943 года училище получило грамоту Президиума Верховного Совета СССР о вручении ему Боевого Красного Знамени. Именно этот день стал Днём рождения училища.
   В училище прибыло 50 офицеров, из них 28 были участниками боевых действий, 16 имели государственные награды. Кроме офицеров в училище прибыли 64 сержанта и рядовых.
   1 декабря 1943 года начались занятия. 500 воспитанников в возрасте от 8 до14 лет сели за парты на первые занятия. 39 из них принимали участие в боях, а девятеро были награждены боевыми орденами и медалями. В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев. С двумя медалями и знаком "Гвардия" пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В дни Сталинградской битвы его нашли в нейтральной полосе, полумертвым от голода и тяжелой контузии. В этом городе погибли его родители. Он окреп, стал любимцем батальона. Отлично зная свой город, он не раз помогал разведчикам в их боевой работе. Боевых наград также были удостоены: Ваня Гринев за участие в обороне Сталинграда, Феликс Лебедев и Миша Левченко за форсирование Днепра, Сережа Николаев за подвиг в тылу врага, Федя Симановский, Вениамин Абрамов, Вася Чумак, Толя Федоров - юные разведчики-партизаны.
   Из 500 воспитанников 57 были совсем неграмотными и только 3 закончили 6 классов. В Чугуеве училище было 4 года. За этот период не было ни наборов, ни выпусков.
   В начале июля 1947 года училище было переведено в Киев и получило название "Киевское Суворовское военное училище". В 1947 году был проведён первый послевоенный набор воспитанников. А уже в 1948 году состоялся первый выпуск суворовцев. 23 августа этого же года выпускники училища приняли Воинскую Присягу и были направлены на учёбу в два пехотных и одно танковое училище. С этого времени училище выпускало 65-70 воспитанников, с 1961 года - 200, а с 1971 года - 300 воспитанников.
   В 1955 году училище было реорганизовано в Киевское Суворовское офицерское училище. Выпускники получали воинское звание "лейтенант". Таких выпусков было только три. В 1958 году училищу были возвращены прежний статус и название. В 1958 году срок обучения был увеличен на один год - с 6 до 7 лет, т.е. с 5 по 11 класс. В 1959 году началось изучение электрорадиотехники и средств связи, а с 1961года - автотехники. В 1964 году училище было переведено с семилетнего на трёхлетний срок обучения, и начался приём юношей в возрасте 15-16 лет после окончания 8 классов. В 1969 году был введён двухлетний срок обучения.
   В 1992 году постановлением Кабинета Министров Украины - 490 и приказом Министра Обороны Украины - 133 на базе Киевского Суворовского военного училища был создан Киевский военный лицей. С 1993 года в нем введён трёхлетний срок обучения. 1 июня 1998 года лицею было присвоено имя активного участника освободительного движения за независимость Украины Ивана Богуна, и училище стало именоваться - Киевский военный лицей имени Ивана Богуна.
   Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1998 года - 764 на базе Боярского центрального клинического санатория был создан учебно-оздоровительный комплекс Киевского военного лицея для предоставления учащимся 8-9 классов, общим количеством 250 человек, базового среднего образования и оздоровления лицеистов 10-11 классов Киевского военного лицея и лицеев с усиленной военно-физической подготовкой. Учебно - оздоровительный комплекс - это структурное подразделение Киевского военного лицея им. И.Богуна.
   Офицеры, окончившие суворовские военные училища, продемонстрировали свои высокие профессиональные качества в боевых действиях в Афганистане, других "горячих точках" послевоенного времени. Среди них следует отметить участников боевых действий в Афганистане, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза, это Б. В. Громов, В. А. Востротин, В. В. Задорожный, И. В. Запорожан, С. П. Козлов, В. В. Колесник, Н. А. Кузнецов, И. Н. Плосконос, А. П. Солуянов, Герой Украины С.В.Червонопиский.
   Выпускник Киевского Суворовского военного училища 1976 года Игорь Николаевич Плосконос родился 26 апреля 1959 года в городе Павлограде Днепропетровской области. В 1976 году поступил и в 1980 году закончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище, в 1988 - Военную академию имени М. В. Фрунзе в Москве. Служил командиром десантно-штурмового взвода в Дальневосточном военном округе. С декабря 1981 по март 1984 года служил в Афганистане командиром разведывательно-десантной роты 201-й мотострелковой дивизии. Был командиром батальона в Туркестанском военном округе, начальником штаба мотострелкового полка в Венгрии, командиром полка в Одесском военном округе. Народный депутат Украины I созыва. Работал начальником Главной государственной инспекции Гражданской обороны, занимал ответственные должности в Секретариате Кабинета Министров Украины. В 2003 - 2004 гг. - первый заместитель начальника института Министерства по чрезвычайным ситуациям, в 2004 - 2006 гг. служил в Главном управлении разведки Министерства обороны Украины. В феврале 2007 года назначен председателем Государственного комитета Украины по делам ветеранов. Воинское звание - генерал-майор. Награды: Герой Советского Союза, ордена Ленина, Красной Звезды, "За заслуги" III ст. и медали, а также ведомственные награды, орден "За мужество" Уполномоченного Украины по правам человека, и отличия негосударственных организаций, "За заслуги" 1, 2, 3, ст., "За доблесть" Украинского союза ветеранов Афганистана.
  
   И. Н. Плосконос: "Мы из Афганистана не сбежали - мы оттуда ушли". Из интервью А.Данилову, корреспонденту "Газета 2000". 13.02. 2009 г.
   Игорь Николаевич навсегда останется в нашей памяти исключительно порядочным человеком и истинным патриотом, всю свою жизнь посвятивший служению Отечеству.
   Нельзя сказать, что с ним было легко. С людьми привыкшими говорить правду в глаза, легко не бывает. Но с ним всегда было надежно. Сказанное им остается актуальным и сегодня.
   " Как афганцы отмечают День 15 февраля?"
  - Афганцы, которые живут в Киеве или приезжают в этот день в столицу, собираются утром у памятника воинам-интернационалистам на нынешней улице Мазепы. Независимо от того, приезжает руководство страны или нет, возлагаем к памятнику цветы. Потом рядом, в церкви Воскресения Христова (мы ее называем "афганской" церковью), проходит панихида. Затем отправляемся во Дворец "Украина" на торжественное собрание и концерт, где исполняются "афганские" песни. Дальше неформальная часть - собираются сослуживцы и празднуют в своем узком кругу.
  - Юбилейные мероприятия этого года будут чем-то отличаться от тех, что проходили раньше?
  - Вы знаете, в последние дни у меня настроение портится все больше и больше. Я неприятно удивлен тем, как руководители разных уровней подходят к вопросу 20-летия вывода войск. Ну как это так! Столица Украины не выделила ни копейки на мероприятия, утвержденные планом Кабинета Министров. На днях состоялось заседание оргкомитета. Кое-как удалось договориться о 500 тыс. грн. на проведение в Киеве Дня воина-интернационалиста. Надеюсь, все пройдет благополучно, но если провалим торжественное собрание во дворце "Украина" - будет просто смех.
  - Но хоть какой-то позитив есть?
  - Конечно, не без этого. Почти 350 ветеранов представлены к государственным наградам, их будет вручать президент. Офицерам запаса будут присвоены очередные воинские звания. Это никак не повлияет на их финансовые дела, но афганцу, которого повысят от старшего лейтенанта до капитана, или даже подполковника - до полковника, на душе все-таки станет немного теплее. Но, в общем-то, в высоких кабинетах нас не слишком жалуют. Украинскому Союзу ветеранов Афганистана и всем тем, кто имеет к нему отношение, уделяется очень мало внимания. "Чужая" война.
  - "Чужая для украинцев война". Что вы думаете об этом?
  - На мой взгляд, такая постановка вопроса просто некорректна. Тогда Украина была частью Советского Союза, и украинцы были гражданами этой страны. Приняв присягу, они выполняли воинский долг. Точно так же они выполняли его в Корее, на Кубе, во Вьетнаме, Эфиопии и других странах - ведь воины-интернационалисты это не только афганцы. Могу сказать о себе. Я родился в Павлограде, окончил Киевское Суворовское училище, но потом долгое время к Украине никакого отношения не имел: служил в Азербайджане, на Дальнем Востоке, в Туркмении. И везде я чувствовал себя в родной стране. Потом были Афганистан, Москва, Венгрия. На Украину попал, став народным депутатом Верховного Совета УССР от Сумской области - к ней была прикреплена Южная группа войск, которая дислоцировалась в Венгрии.
  - Вы согласитесь с человеком, который скажет, что Советская армия войну в Афганистане проиграла?
  - Нет. Такая глыба, как Советский Союз, не могла проиграть войну у себя под боком. Если бы дурь наших лидеров зашла слишком далеко, то Афганистан могли бы просто сравнять с землей.
  - В конце 80-х многие любили поговорить о том, что Афганистан это "советский Вьетнам". У вас другое мнение?
  - Разумеется. Давайте посмотрим на карту и сравним, где США и Вьетнам, а где Советский Союз и Афганистан. Это первое. Второе. Вьетнамцы стреляли вслед последнему американскому вертолету. А нас до самого Термеза, до самой Кушки многие афганцы провожали цветами. Поэтому мы из Афганистана не сбежали - мы оттуда ушли.
  - Немало афганцев вспоминали, что пересекая границу, они переезжали из XX века в XIII-й - и в прямом, и в переносном смысле, поскольку в этой стране другое летоисчисление. Вы тоже переместились в другое столетие?
  - Да, пожалуй. Грязь, дувалы, постоянная пыль, одежда местных жителей - все это напоминало, что живут они явно не в XX веке. Но стоило зайти за дувал, как ты мог оказаться уже в XXI-м столетии. Например, я тогда, в 81-м, 82 году, и мечтать не мог о музыкальном центре японского производства, а у некоторых афганцев такая техника стояла в их глинобитных домах.
  - Когда вы ехали в Афганистан, знали, что едете на войну?
  - В принципе да. В то время я был командиром десантно-штурмового взвода на Дальнем Востоке и уже читал сов. секретные пособия "Опыт ведения боевых действий в горно-пустынной местности с жарким климатом", подготовленные после первых лет войны в Афганистане. Но то, что я увидел, прибыв к новому месту службы, разительно отличалось от моих представлений. Уже в Кабуле, выйдя из самолета, увидел, как на окраинах шла перестрелка трассирующими пулями, и подумал: "Веселая обстановка...". Потом приехал в Кундуз, в свой разведбат, там еще "веселее" было.
  - Как вы отнеслись к решению о выводе Ограниченного контингента? Знаю, что у многих офицеров, когда они узнали об этом, реакция была негативной.
  - Я реагировал точно так же. Когда узнал, как выводили войска, как бросали все, как оставляли людей на произвол судьбы - наверное, помните, что случилось с президентом Наджибуллой, - был страшно возмущен. 10 лет мы внушали афганцам, как им нужно жить, а потом взяли и ушли. Многое, конечно, делалось неправильно. Вот один пример: происходит реализация разведданных, отрабатывает артиллерия, потом едешь посмотреть, что осталось от бандформирования, а к тебе выходит отец с окровавленным ребенком на руках и говорит: "И ты хочешь, чтобы я поддерживал эту власть? Завтра же возьму автомат и буду убивать вас!"
  - Вы были народным депутатом, работали в Кабмине. Где было труднее - на войне или в кабинетах и коридорах власти?
  - Везде были свои сложности. Два с половиной года в Афганистане лучшей страницей своей жизни я назвать никак не могу - было очень тяжело. У разведдесантной роты, которой я командовал, практически не было выходных - почти все время мы занимались боевой работой. Поэтому, когда вижу наградные листы, где написано "участвовал в 30 боевых операциях", я не могу понять, чем этот человек занимался два года.
   - Делами ветеранов каких войн и конфликтов занимается Государственный комитет Украины по делам ветеранов?
  - Вот у меня на столе список ветеранских организаций, которые имеют всеукраинский статус и финансируются из бюджета: Организация ветеранов Украины, Украинский Союз ветеранов Афганистана, Украинское общество политзаключенных и репрессированных, Украинский союз заключенных - жертв нацизма, Украинская организация борцов антифашистского сопротивления, Всеукраинская организация инвалидов войны и Вооруженных сил, Общественное объединение ветеранов разведки и т. д. - всего 44 организации. Все они представляют огромный слой населения - ветеранов Великой Отечественной и участников боевых действий.
  - В чем заключается индивидуальная работа с ветеранами, которую вы тоже ведете?
  - Многие проблемы происходят от того, что люди не знают своих прав. Поэтому когда к нам приходит ветеран, мы подсказываем, куда ему нужно обратиться. Комитет и сам может обратиться в любой орган власти, если возникла какая-то проблема. А их много: кому-то недодали пенсию, кого-то незаконно выселили со служебной жилплощади. Жилищный вопрос для ветеранов Вооруженных сил, уволенных в запас, вообще в ужасном состоянии. Еще один пример. Был в Полтаве военный госпиталь, где обслуживали, в том числе и ветеранов. Сейчас его ликвидируют, а людям говорят: "Будете лечиться в Черкассах". Это нормально? Какой ветеран поедет туда на ежегодную медкомиссию? А если он гриппом заболел - тоже в Черкассы собираться?
  - В 1992 г. был создан Комитет ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах. Потом его несколько раз реорганизовывали, а в 2005-м расформировали. Зачем?
  - Причем сделали это чуть ли не в день рождения Гитлера. Не знаю, это было преступление или кто-то наше руководство просто подставлял.
  - В феврале 2007 г. комитет был восстановлен. Вы участвовали в этом?
  - Да. Но в большей степени это заслуга афганца, народного депутата Сергея Червонопиского, который с 1992 года по 2005 год возглавлял этот Комитет. Этим вопросом также занимались и многие другие. Когда комитет восстановили, первое время было очень тяжело: по штату - 107 человек, а работало всего 8, служебные совещания приходилось проводить где придется (даже у меня дома), поскольку у нас не было нормального помещения - получили его только пять месяцев назад. Теперь хотя бы не стыдно приглашать ветеранов. Правда, мебель приходилось доставать, используя личные связи.
  А в декабре прошлого года нам урезали финансирование. Дышим, конечно, но с трудом. В этом месяце я смог своим сотрудникам выдать только чистый оклад, и то не всем. Не говорю уже о деньгах за ранг, за стаж. О премиях вообще молчу.
  - Вам пришлось работать с двумя правительствами, тремя спикерами и президентом, у которого непростые отношения с другими ветвями власти. Как уживаетесь с ними? Не жалеете, что окончили академию им. Фрунзе, а не дипломатический вуз?
  - Мы оказались на стыке и правых, и левых, и центристов. Но когда крупный политик мне говорит: "Что ты там о жилье или льготах, расскажи лучше как собираешься мирить воинов УПА и ветеранов Великой Отечественной?" - хочется скрипнуть зубами и... но среди военных тоже есть дипломаты...
  
  Материал подготовил В.И.Аблазов

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023