ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Кафедра Ч а с т ь 3. О профессии благородной, трудной, любимой

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Основной объем книги содержит личные воспоминания и субъективные оценки авторов о событиях и личностях, которые служили в Киевском Высшем Авиационном Инженерном Военном Училище. Авторы, занимавшие разные должности в начальный период деятельности кафедры, единодушно отмечают, что главная ключевая фигура в деятельности кафедры - профессорско-преподавательский и инженерно - технический состав. "Нельзя объять необъятное" - говорил Козьма Прутков. Поэтому сослуживцы и события показаны фрагментарно в случаях, которые хорошо запомнились авторам. Предполагается, что книга, рассчитанная на широкий круг читателей, в первую очередь, на выпускников и постоянный состав военно-учебных заведений, будет издаваться отдельными частями, пока не появится возможность издать ее целиком. Книгу подготовил к печати Аблазов В.И.

   КАФЕДРА
   Ч а с т ь 3.
   О профессии благородной, трудной, любимой
  
   Киев - УСВА - 2018
  
  
   Кафедра. Часть 3. О профессии благородной, трудной, любимой. Сборник воспоминаний.Автор - составитель Аблазов В.И.- Киев: УСВА, 2018. 96 с.
   Книга содержит личные воспоминания и субъективные оценки авторов о событиях и личностях, которые служили в Киевском Высшем Авиационном Инженерном Военном Училище. Авторы, занимавшие разные должности в начальный период деятельности кафедры, единодушно отмечают, что главная ключевая фигура в деятельности кафедры - профессорско-преподавательский и инженерно - технический состав. "Нельзя объять необъятное" - говорил Козьма Прутков. Поэтому сослуживцы и события показаны фрагментарно в случаях, которые хорошо запомнились авторам.
   Предполагается, что книга, рассчитанная на широкий круг читателей, в первую очередь, на выпускников и постоянный состав военно-учебных заведений, будет издаваться отдельными частями, пока не появится возможность издать ее целиком.
   Книгу подготовил к печати Аблазов В.И.
  
  Оглавление
  
  Кафедра. Часть 1. Аблазов В.И.
  Кузницы офицерских кадров. Страницы истории и современность.
  Лучшие в ВВС: люди и годы. Штрихи к портретам, субъективные.
  Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования (ФАРЭО) - первенец училища, удачный и счастливый.
  Кафедры - основные звенья ВВУЗов.
  Интернационализм в действии.
  "Авиарассказы": Авиашкола. Киев., Авиаученики., Авиашкола. Кабул.
  Путь не близкий: из диполмников - в дипломаты.
   Выжившие после гибели "Помпеи".
  Список авторських учебников и учебных пособий, книг и статей.
  Список личного состава, служившего на кафедре Љ 44 (на 1989 г.).
  Кафедра. Часть 2. Ю.М.Фокин.
  Судьба: проза жизни в стихах.
  Пришлось осваивать науки
  Вперед к совершенству!
  Список авторских учебников и учебных пособий, книг и статей,
  Кафедра. Часть 3.
  А.Г.Крутиков
  Из истории кафедры Љ 44
  А.П.Новгородцев
  ...Увековечить исторические страницы кафедры было бы лучше при непосредственном общении...
  Машук В.Д.
  Педагогическая работа требует крепкого здоровья.
  Головащенко В.Д.
  ... Может быть, Вы найдете что-нибудь интересное в моей записке
   для Вашей задумки...
  Список учебников и учебных пособий, книг и статей, изданных авторами, служившими в на кафедре Љ 44 ФАРЭО КВВАИУ
   Петров В.К.
  О профессии благородной, трудной, любимой
   А.Г.Крутиков
  Из истории кафедры Љ 44
   Кафедра начала функционировать как учебное подразделение первой в училище и на факультете. Единственным ее направлением была наземная авиационная радиосвязь (радио и проводная).
  Решалась задача - создание учебно - материальной базы, набор и подготовка кадров. Выполнялись большие хозяйственные работы по благоустройству помещений.
  Личный состав. К ноябрю 1951 года кафедра насчитывала около 25 человек. Преподавательский состав укомплектовывался в то время, в основном,выпускниками Военной Краснознаменной академии связи имени С.М.Буденного (Туголуков, Леончиков, Лавринович, нач. каф. Кожевников и др.)
  Лаборатория состояла, в основном, из технического состава и лаборантов (инженеров практически не было, мне помнится был в то время инженер-лейтенант Лавров, призванный из гражданского института). Инструкторский состав, в основном, комплектовался из числа выпускников этого же года выпуска технических училищ Харьковского (ХВАУС) и Тамбовского (ТВАТУ), лаборанты, в основном, девушки, окончившие 8 - 10 классов.
  Таким образом, технический состав не имел достаточного опыта работы с техникой.
  В первый год у нас были только технические описания, которые мы усиленно изучали и еще более усиленно чертили схемы. Преподаватели разрабатывали методическую документацию и конспекты лекций.
  Материальная база. В первый год существования кафедры техника поступала в училище слабо, в основном, на складе были отдельные узлы и детали трофейной аппаратуры (немецкой и американской). Затем мы имели возможность развернуть радиостанции Р-820, Р-824, Р-400, СТ-35, К-10, К-60, ТАИ-43 и др. в аудиториях, которые и сейчас занимает кафедра. Был создан радиотехнический полигон (на месте 4-х эт. Кафедр).
  О первых занятиях, проводимых кафедрой. Лекционные занятия мало отличались от практических занятий.
  По содержанию лекции включали большую тактическую часть - организацию связи (т.к. "буденовцы" это хорошо знали). Из инженерных вопросов излагались: возбудители того времени, модуляция, подробно - микрофоны и телефоны. Электропроводная связь была отдельной дисциплиной.
  На изучение радиостанции такой, как Р- 824 отводилось 60 - 80 часов и более, изучали всю схему подробно, в том числе, и источники питания.
  Важным этапом в развитии кафедры стало введение, наряду с наземной специализацией, изучения бортового оборудования (РСИУ-3, РСБ-5, РСБ - 70, СПС и др.). Существенно сократился курс электропроводной и радиорелейной связи. Стало более интересным содержание лекционного материала.
  В это время начальником кафедры стал тов. Косьянчук, прибыл на кафедру и интересно проводил все виды занятий тов. Хасилев М.Б. Преподаватели стали заниматься НИР. Лаборатория стала пополняться инженерами.
  В начале 60-х годов кафедра связи получила еще дисциплину - Навигационные устройства (наземная и самолетная специализации). Кафедру возглавил очень энергичный и грамотный специалист - ученый полк. Дядюнов Н.Г. На кафедру прибыли очень хорошие педагоги: Соломяный В.П., Батин А.В., Тихонов А.С., Гловащенко В.Д. и др. Прикафедре была создана научно - исследовательская лаборатория.
  Считаю, что этот период отличается резким ростом научного уровня в преподавании и выполнении НИР.
  Подпись А.Г.Крутиков. Февраль 1989 г.
  
  
  
  
  
  
  
  А.П.Новгородцев
  ...Увековечить исторические страницы кафедры было бы лучше при непосредственном общении...
  Увековечить исторические страницы кафедры было бы лучше при непосредственном общении. Мне это очень бы хотелось сделать, но в настоящее время приехать в училище не могу по причине многочисленных болячек.
  В училище я прибыл в середине октября 1951 года, когда шло обучение первого набора слушателей. На факультете было человек 20, в основном, молодые лейтенанты и один я - младший лейтенант.
  В конце 1951 года или в начале 1952 года прибыл инженер - полковник Косянчук Яков Терентьевич начальником кафедры самолетных связных устройств. Нас поделили уже по кафедрам. Наша кафедра шифровалась под номером "Д-58" или "58-Д". Первоначально в нее входили: инженер - полковник Косянчук Я.Т., лейтенанты Краснокутский Вениамин, Кутьин Иван, Прокудин Владимир, Дрыжак Виктор, Медяников Владимир Васильевич и я. Кажется были еще кто-то, но они не задержались, поэтому я их не помню.
   Первое задание кафедры - "разработка" и изготовление указок. Стала поступать техническая литература нашего профиля. Чертили схемы на клеенке.
  Со средины 1952 года кафедре было отведено место (три комнаты) и комната преподавателей - начальника кафедры, по левой стороне правого крыла (номера я забыл).
  Тут же стала поступать техника. Началась напряженная работа, разработка и монтаж радиостанций, учебных стендов. Материалов нет. Инструмента тоже. Я принес свою личную электродрель. Стальной уголок добывали в подвале главного корпуса и из под разбитых домов корпусов Љ 2 и Љ 3, и на других свалках. В основном, это были металлические кровати.
  Потом необходимые инструменты стали закупать и получать. Материалы тоже. Было очень трудно. Но, в основном, все трудились добросовестно, в поте лица. Замечу, что в последние годы моей службы большинство потели только от жары в летнее время.
  Первый преподаватель на кафедру прибыл в начале 1952 года - инженер - подполковник Серпуховитин. В середине 1952 года прибыл инженер - подполковник Лавринович и, кажется, инженер - капитан Киселев, но он был недолго, уехал в Москву.
  Кажется, в конце 1952 или в начале 1953 года произошло слияние кафедр самолетных и наземных средств связи. Начальником остался Косянчук Я.Т. Первым И.О. начальника лаборатрии был капитан технической службы Моисеенко М.В. - он же первый мой начальник отделения самолетных средств связи.
  В 1955 или 1956 году кафедру связи соединили с кафедрой телевидения и телемеханики. Начальником кафедры стал инженер - подполковник Ушанкин Владимир Иванович. ( Вот расписался. В одном стержне "бензин" кончился. Пошел другой цвет).
  В 1961 году отделение связи влилось в кафедру навигации. Фамилию начальника кафедры вспомнить не могу.
  После этого начальниками кафедры связи и навигации были: инженер - полковник Яковлев Василий Николаевич, инженер - полковник Щечкин Евгений Сергеевич.
  Начальниками лаборатории были: Первым - инженер - капитан Киселев. Он был интеллигент - театрал и умер в театре во время командировки в Ленинград. Начальником лаборатории был назначен инженер - капитан Копылов Николай Иванович. Его сменил Дмитриев Василий Дмитриевич.
  После объединения отделения связи с кафедрой навигации начальником лаборатории был Сидоренко Лев Викторович. Его сменил Медяников Владимир Васильевич. А Медяникова сменил Дохленко Вячеслав Петрович.
  Начальниками отделения были Моисеенко М.В. Одно время был старший инженер - лейтенант Виноградов. Потом не было начальника. В 1956 году начальником отделения стал Дмитриев В.Д. в звании майора или капитана. Его сменил Крутиков Анатолий Григорьевич. Последним начальником отделения у меня был инженер - капитан Кисляков Виктор Иванович.
  Преподавателями, кроме перечисленных выше, были последовательно инженер - майор Евдокимов Василий Сергеевич, инженер - капитан Ковалев Михаил, инженер - подполковник Заикин, инженер - подполковник Хасилев Михаил Бинидиктович, инженер - майор Челышев Константин Борисович, инженер - майор Третьяков Борис Константинович, инженер - амйор Крутиков Анатолий Григорьевич.
  Технический - инструкторский состав часто менялся. Приходили и уходили по разным причинам. Мне одному удалось пройти весь путь отделения радиосвязи от формирования в 1951 году до увольнения из рядов Советской Армии в 1976 году.
  Изобретений у меня нет, а рационализаторских предложений, наверное, около сотни или более. Вначале давали справки рационализатора, а потом не стали. Да и те, что давали, утеряны. По соцобязательствам на год да и к Великим датам я меньше двух предложений не брал, а делал 4 или 8. Правда, так было не каждый год, но обязательство выполнял всегда.
  Период службы вспоминаю хорошо, хотя она была нелегкой. Кроме учебного процесса, у меня всегда было много побочных, постоянных или длительных, работ, а также еще и мелких, но срочных. Много лет обеспечивал микрофонную связь (кажется, с 1956 года) на строевом плацу, в клубе, в столовой, на стадионе, Выпускные вечера, спортивные праздники и т.д. Года три был нештатным техником по ремонту физиотерапевтической аппаратуры в медчасти. Делал магнитофонные записи важнейших событий страны и училища (межвузовские совещания, защита диссертаций). Работал со слушателями курсантами в технических кружках, а также с адъюнктами и соискателями при проведении экспериментов для защиты диссертаций. Некоторые эксперименты были высоко оценены госулврственными приемными комиссиями при защите дипломов. Всех не помню. Но как пример могу привести старших лейтенантов Зайченко и Шох, руководитель Челышев К.Б.
  Выполнял экспериментальные работы при защите кандидатских диссертаций инженер - майоров Грознецкого, Крутикова и капитана Кузнецова.
  Многие годы был радистом в штабе местной обороны.
  Разработка новых лабораторных работ без моего участия не проходила, новых учебных стендов тоже.
  Нервы сдают. Пишу, анализирую, а к горлу подступает комок удовлетворения. Бахвальство? Нет! Сравните с Порохом да и со многими другими!
  Общая оценка. В Армию я пришел добровольно в день, когда мне исполнилось 17 лет, и не было мысли уйти из Армии. Только при увольнении я не согласился прослужить еще год, хотя меня агитировали (Челышев К.Б.).
  Яркие личности. Инженер - полковник Косянчук Я.Т. - трудяга, очень грамотный и человечный. Инженер - подполковник Лавринович - тоже самое, лейтенант Медяников - грамотный трудяга. Он в 1953 году заразил меня телевидением. В 1956-1957 году я самостоятельно собрал первый телевизор. Младший лейтенант Белокосов В.Е. - трудяга, исполнительный, быстрый, знал толк в металле. Крутиков А.Г. и Челышев К.Б. - грамотные. Оба служили мне примерами для подражания.
  Фрагменты из моей службы. Их было много. 1952 год. Второй набор. Я назначен комендантом штаба приема. Конкурс огромный. Прием закрыт. Идут приемные экзамены. Часов в 20 выхожу из штаба. Стоит парень в рваных кирзовых сапогах и рваной солдатской форме. На плече висит холщевый мешок, пустой. На глазах слезы обиды. Прием два дня уже прекращен. Сразу понял я, что он хочет учиться. Сам он из деревни Воронежской области. Одежда старшего брата, в которой тот пришел с войны. В Аттестате пятерки по математике, физике и химии, остальные - четверки. Спрашиваю, а что же не все пятерки. Отвечает, некогда было учиться, после школы сразу работа в колхозе. Отца нет, но есть младшие братья и сестры, трое или четверо. !952 год - голодуха. У меня сразу родилась мысль добиться зачисления его во чтобы то ни стало.
  Утром докладываю майору Уварову, начальнику экзаменационной комиссии, а он ни в какую, все закончено и все тут. Показываю ему Аттестат и говорю, что это же новый Ломоносов. Уваров спрашивает у парня: "Сегодня без подготовки можешь сдать математику?" "Могу" - ответил парень. И сдал на пятерку. Я его отвел в столовую. Он голодный. Ел только вчера в Воронеже, как сел в поезд. Поварам объяснил, они дали ему много еды. Пришел ко мне красный. На следующий день сдал даже два экзамена. Догнал и прошел. Зачислили. Окончил. В форме лейтенанта при отъезде пришел ко мне на квартиру с бутылкой коньяка. От всей души благодарил. Это был Плетнев Григорий. Обещал мне писать, но... Я не обижаюсь.
  1953 год. Работы много. Все время прошу токарный станок. Начальник лаборатории Копылов Николай Иванович, прекрасный человек, очень хорошо понимал обстановку и видел довольно далеко. Все-таки где-то нашел токарный станок, но он был с ножным приводом. Дата изготовления - тысяча восемьсот какого-то года. Мы его назвали станком "Петра Первого". На нем не было план-шайбы и патрона. План-шайбу сделали нам в мастерской. Проточку надо делать не ней под патрон на месте при вращении шпинделя. Я становлюсь у резца. А весь личный технический состав кафедры выстроился в колонну по одному и по очереди работал ногой в качестве электропривода. Смешно и азартно. Позже поставили электромотор. Долго станок нас выручал.
  1954 год. Нет источника питания постоянного тока напряжением 27 Вольт для питания самолетного оборудования. В то время этот вопрос был очень серьезный. Нашли два зарядных агрегата с мощного наземного радиомаяка "Колба". Выпрямители в нем - селеновые столбы. Выпрямленное напряжение 250 или 500 Вольт. Мощность 5 или 6 кВт. Трансформатор трехфазный. Вес килограмм 150. Предлагаю перемотать вторичную обмотку в 4-5 параллельных проводов диаметром 4,5 - 5 мм с отводами 30, 32, 34, 36 Вольт, а селеновые шайбы перекоммутировать под нужное нам напряжение. Н.И.Копылов подумал и говорит: "Александр, это грандиозная работа. И если ты не сделаешь, а запорешь, то нас обоих посадят в тюрьму". Я произвел все необходимое для перемотки. Двое крутят ворот с каркасом катушки, двое натягивают по два провода (4 провода в параллель), а я пристукиваю киянкой. Намотали. Собрали. Для испытания я нагрузил выпрямитель спиралью из стальной катанки диаметром 10 мм и длиной 1м. Ток нагрузки был около 200 Ампер. Я доволен. Мои интуинтивные расчеты оправдались. Разобрали эти выпрямители, кажется только после моего ухода в запас.
  1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Прибегает Н.И.Копылов и говорит: "Александр! Сверху получен приказ записать сигналы спутника. Над Киевом он будет пролетать в 3 - 4 часа ночи". Частота сигнала, помнится, была 21, ... МГц. У нас нет приемника на эту частоту. Предлагаю перестроить входные цепи и гетеродин приемника УС - 9 на частоту спутника. Н.И.Копылов согласился. К 12 ночи я все сделал. Опыта приема даже сильных сигналов у меня нет, у Н.И.Копылова тоже. Минут за 12 - 15 до пролета спутника над Киевом стал наблюдать в шумах небольшие изменения. Включаю магнитофон "Днепр - 3" и веду запись. Сигнал медленно увеличивается. Ясно, что это сигнал спутника. Николай Иванович был, кажется, доволен больше, чем я. А инженер - капитан колобов с кафедры приемников на хваленом американском приемнике с нужным диапазоном спутника так и не слыхал. Прибежал к нам и с нашего магнитофона переписал сигналы на свой МАГ, чтобы его не наказали.
  А теперь несколько фрагментов из личной жизни.
  В училище я прибыл, имея 8 классов средней школы. Закончил Второе Московское училище механиков спецслужб - механик по приборам и кислородному оборудованию самолетов. Затем - шестимесячные курсы техников по радиосвязным устройствам самолетов в Серпуховском военном училище, а также вечернюю среднюю школу при Киевском окружном доме офицеров (была такая!).
  В 1958 году успешно сдал экзамены экстерном за среднее техническое училище по радиолокационным наземным системам в г. Тамбове.
  В 1961 году еще успешнее сдал экзамены экстерном за среднее техническое училище по самолетной радиоаппаратуре в г. Риге.
  Учил и сдавал не ради диплома, а ради знаний.
  И еще очень важно в той службе - за 34, 5 года армейской службы мне всегда везло на начальников.
  Из тех, кто учился, хорошо помню Анатолия Бессалова, как он курсантом в нашем отделении разрабатывал систему связи для дипломной работы. Кажется, с Володей Кузнецовым. А теперь он подполковник. Я рад!.
  Всем, кто меня знал, горячий привет и самые наилучшие пожелания в жизни и службе. Прошу извинить за корявость изложения своих мыслей. Нет опыта.
  С приветом ПОДПИСЬ А.Новгородцев
  19.02.1989 года.
  
  Машук В.Д.
  Педагогическая работа требует крепкого здоровья.
   Я родился в 1925 голу в г. Елеце. В Красной Армии - с1942 г. Эвакуация и призыв для меня прошли одновременно. Меня направили служить в химвзвод армейского полка на Север. Там я заболел сыпным тифом. В марте 1943 года был направлен в пехотное училище станция Хлебниково, гКасимов. Курсанты ходили в лаптях и вместо винтовок тренировались с палками. С марта 1945 г. до 1948 г. я служил в Германии командиром стрелкового отделения. В 1950 году поступил в военно-политическое училище в Ригу, но его через год расформировали. В 1951 г. удалось закончить тамбовское техническое училище и получить назначение в батальон связи, который размещался на Владимирской горке в Киеве. Заочно закончил 10 классов средней школы.
   В 1954 году поступил и в 1959 году закончил с отличием КВВАИУ. Меня оставили работать в училище младшим научным сотрудником в НИЛ, которую возглавлял Абаляев. Здесь я проработал до 1968 года. С нашего выпуска в училище были оставлены также Крутиков, Котелянец, Медяников, Синельников, Чуйков.
   В период 1968 - 1976 гг. работал преподавателем на кафедре Љ 44 по наземной и бортовой навигации. В нашу профессиональную группу входили Дудко, Фокин, Головащенко и я.
   Начальник кафедры Щечкин - мудрый и справедливый человек. Благодаря ему, я стал полковником. Я никогда не слышал от него мата. Он - интеллигент. Сначала это отпугивало и настораживало. Но потом я понял, что именно таким и должен быть начальник. В нем сочетались и деловые качества и рыбацкая страсть.
   Старший преподаватель Дудко занимал в нашей группе особое положение. А остальной нашей троице - "черным лошадкам", работать приходилось очень много, нагрузка была разнородная. И Фокин, и Головащенко - безотказные люди. Все трудности преодолевались благодаря высокому чувству товарищества.
   Особое место в нашей жизни занимали методические сборы, которые традиционно проводились нашим факультетом в Черкассах. Там почти в домашней обстановке приятно и поучительно было общаться с гигантами нашей школы: Челышевым, Щечкиным, Яковлевым, Сошниковым, Мигулиным. Челышев выделялся умом, порядочностью и спортивностью. Это общение обогощало духовно и интеллектуально, скрашивало те минусы, которые свойственны преподавательской работе. Это и большой формализм, большое количество бумаг, которые не использовались и нужны были только для проверяющих, которые сами никогда не были на преподавательской работе. Это и "телефонное право" на оценки.
   В памяти осталось яркое впечатление о курсантах выпуска 1971 года. Это была очень сильная группа: Анкудинов, Козловский, Мирошниченко, Пьянков. Она заставил меня очень упорно работать над собой.
   Козловскому, будущему доктору наук и начальнику кафедры, я поставил две двойки. Я ему задаю вопрос, он не отвечает - ставлю 2. Потом опять вопрос и опять двойка. Смотрю, чем он занимается на занятиях, а он решает интегральные уравнения. Это было и для меня уроком. Формально я должен требовать, но таланты нужно искать и быть к ним снисходительным. Не знаю, что им двигало - честолюбие или страсть к науке? Но вот он прошел и не поздоровался - обидно.
   Доронину, делегату ХХIV съезда КППС, Дудко поставил тройку. Но потом стали уговаривать, давить и он исправил оценку на 5.
   Требования ко всем должны быть одинаковы. Сын Главкома ВВС маршала Кутахова по моему требованию без гонора и всяких проблем переписывал протокол комсомольского собрания.
   Несправедливость в распределении выпускников сводила на "нет" все усилия в воспитательной работе. Я карась - идеалист. Мне приятно, что и мой труд вложен в формирование таких личностей.
   В партийной работе я принял эстафету от Головащенко и на 4 срока избирался секретарем парторганизации кафедры. Все дела решались на кафедре. А факультетские собрания ничего не давали, там только пустая трата времени. Я видел, что там мало толку и отдачи в этой работе.
   Работа с молодежью необходима, особенно ветеранам, имеющим твердую жизненную позицию. Работу надо проводить в процессе неформального общения, без особой субординации. При работе с молодежью надо самому быть на высоком культурном уровне: и театр, и художественная литература, и музыка, поскольку уровень современной молодежи вырос.
   Большую склонность я имею к научной и технической работе, к педагогической. Педагогическая работа требует крепкого здоровья. Преподавание технических дисциплин требует крепкой базы у самого преподавателя. Мне необходимо было поднять и антенны, и приемники, и передатчики, и другие дисциплины. Я прошел большую школу и научной работы, получил навыки и умение ставить задачи и решать их. В процессе работы на кафедре пришлось много вертеться и характер стал жестче. Кафедра много мне дала и, если бы здоровье позволило, я бы продолжал педагогическую деятельность. Кандидатскую диссертацию, к сожалению, не сделал. Надо было это делать, когда работал в НИЛ, а на кафедре в процессе преподавательской работы это сделать трудно. Секретарство много времени отнимало.
   О работе лаборатории: не дело преподавателей готовить технику к занятиям. Они должны только контролировать. Но это для тех преподавателей, которые сами овладели этой техникой. А при освоении техники все должны работать на равных и преподаватели, и инженеры. Учебные аудитории распределены за преподавателями, а методическая сторона не доступна инженерам. Поэтому инженеры должны участвовать в проведении занятий вместе с преподавателями.
   Сейчас я работаю в области строительства и использую опыт редакционно-издательской работы, методики написания учебных пособий, отчетов и других работ. Осваиваю волоконно-оптические системы связи, могу консультировать по этим вопросам и дать широкую библиографию. Придерживаюсь безалкогольного образа жизни.
  (Записал со слов автора в 1989 г. и сохранил Аблазов В.И.)
  
  Головащенко В.Д.
  ... Может быть, Вы найдете что-нибудь интересное в моей записке для Вашей задумки...
  В КВВИАУ я был направлен после окончания Рижского Краснознаменного высшего инженерно-авиационного военного училища в !952 году в звании старшего инженер - лейтенанта на должность начальника отделения радиотехнических систем посадки самолетов. В училище прибыл с группой однокашников - выпускников: Литвиненко Олегом, Мигулиным Игорем, Лимоновым Петром.
  Обязанности начальника кафедры авиационных радионавигационных устройств выполнял майор Тихонов Алексей Самуилович. Кафедра находилась в начальной стадии формирования. Учебные занятия на кафедре не велись, поскольку она еще не вступила в строй (не подошел соответствующий курс). Майор Тихонов был с головой увлечен разработкой и монтажом оригинального большого тренажера, макет которого располагался в угловом помещении, где позже была оборудована лекционная аудитория. Помещения кафедры располагались в правом крыле по правую сторону, где позже была размещена кафедра телевидения. Позже кафедре были переданы те помещения и аудитории в центральной части коридора, которые она занимает и сейчас, в том числе и та комната, которая сейчас занята музеем истории училища.
  Некоторое время спустя на кафедру прибыл и возглавил ее инженер-подполковник Дядюнов Николай Гурьевич. С его приходом развернулась бурная, лихорадочная деятельность по подготовке лабораторной базы к предстоящим занятиям.
  Личный состав кафедры быстро пополнялся преподавательским и инженерно-техническим составом. Прибыли молодые преподаватели после окончания Московской и Ленинградской академий: инженер-майор Батин Анатолий Владимирович, инженер-капитаны Кнышев Василий, Ширяев Василий Федорович, Абаляев Сергей Иванович. Были назначены преподавателями и другие товарищи: полковник Евтухов, инженер-подполковник Гребенюк.
  Примерно через год в технический состав кафедры входили: капитан технической службы Толстиков Александр,, Старший техник-лейтенант Осинский Александр, техник - лейтенанты Яроцкий Иван Васильевич, Зорько Василий Иванович, Диденко Анатолий Тимофеевич, Спельников Иван Иванович, Капусто Филлип Кузьмич, Абдулин, Кулабухов Павел Васильевич,Плишкин Дмитрий Григорьевич,Салашенко, Кротенко.
  Начальниками отделений, кроме меня, были назначены: инженер-капитаны Софронов Владимир Александрович, Сидоренко Лев Викторович, старший инженер-лейтенант Боголюбов Владимир Александрович.
  Возглавлял лабораторию инженер-майор Архангельский Сергей Васильевич.
  В первый год существования кафедры инженерно-технический состав был задействован на срочных работах по оборудованию учебных лабораторий и созданию лабораторных установок для проведения занятий по курсу. По кафедральным аудиториям прокладывался силовой кабель, устанавливались силовые электрощиты. В столярных мастерских изготавливались массивные лабораторные столы и шкафы. На кафедре вычерчивались на клеенке электрические принципиальные и блок - схемы радиотехнических устройств.
  Основными генераторами идей были Дядюнов Н.Г. и Тихонов А.С. Практическое воплощение их в "металл" осуществлял инженерно-технический состав. Привлекался и преподавательский состав. При этом, равных Тихонову А.С. никого не было. Для меня, молодого специалиста, он был "чародеем" в монтаже и, особенно, в настройке аппаратуры. Все создаваемые лабораторные установки были оригинальными по электрическим схемам и конструкции и довольно сложными по исполнению и налаживанию. Они экспонировались на выставках в училище (устанавливались в центральном коридоре факультета) и некоторые показывались в Москве.
  Позже Алексей Самуилович работал много и успешно над созданием радионавигационных тренажеров в НИЛе училища.
  Параллельно с разработкой материально-технической базы создавались руководства к лабораторным работам и учебные пособия. Помню, как срочно создавалось на кафедре учебное пособие по новейшему в то время автоматическому радиокомпасу АРК-54. Его написание и создание было поручено мне и Сидоренко Л.В. С отпечатанных на машинке листов мы сами тиражировали на "синьке" и брошюровали. Тогда же некоторые описания лабораторных работ размножались (тиражировались) на ротаторе. "Издателей" можно было узнать по рукам, испачканным синей мастикой.
  Вспоминается случай, когда перед самым началом запланированных в расписании лабораторных работ, у нас на лабораторной установке не получались необходимые контрольные данные. Тогда Дядюнов Н.Г. приказал, чтобы нас, "ведущую группу" - Батина, меня и еще кого-то из техников, закрыть в комнате , где велась настройка лабораторной установки, и не выпускать, пока не будет все готово к проведению занятий. К утру мы установку "запустили" и она благополучно утром работала га занятиях.
  Тогда, в то особое время, в конце каждого рабочего дня начальники отделений выстраивали своих подчиненных и докладывали лично начальнику кафедры о выполнении или не выполнении заданий отделением и каждым в отдельности. Здесь же давались задания на следующий день и раздавались "заработанные шишки".
  К этому времени на кафедру уже прибыли преподпватели: инженер-майоры Соломяный Василий Прокофьевич, Дудко Георгий Кирилович, Новокшанов Михаил Николаевич, инженер-капитаны Машук Владимир Дмитриевич, Орловский Григорий Александрович.
  Эти товарищи, а также Абаляев С.И., Дядюнов Н.Г., Батин А.В. очень много работали над созданием учебников и учебных пособий по курсу авиационных радионавигационных устройств.
  Особо хотелось бы отметить стиль работы Новокшанова М.Н. - деловой, спокойный, размеренный и удивительно производительный. Любую работу он выполнял тщательно, на высоком уровне и всегда в срок. Я старался брать с них пример. В дальнейшем он был переведен в Рижское высшее инженерно-авиационное училище на должность начальника радиотехнического факультета. В 1988 году он ушел на пенсию и остался работать там же в училище.
  Начальник кафедры Дядюнов Н.Г. оставил яркое впечатление своей неутомимой энергией, своим отношением к работе. Был вспыльчив, резок, но быстро отходил, не помнил зла и горой становился на защиту своих подчиненных, если их незаслуженно в чем-то ущемляли. Своим страстным увлечением работой он увлекал подчиненных и перегрузка переносилась с пониманием и поэтому не так тяжело.
  С первых выпусков в училище, а обучались тогда офицеры, были оставлены на кафедре: Фокин Юрий Михайлович, Черников Станислав Петрович, Покотило Виктор Сергеевич,Спицын Михаил Григорьевич.
  После объединения кафедр авиационных радионавигационных устройств и авиационной радиосвязи кафедру возглавил инженер-полковник Щечкин Евгений Сергеевич. Кафедра пополнилась новыми преподавателями и инженерно-техническим составом. Движение кадров, убытие и прибытие новых людей происходило постоянно: инженер-полковник Хасилев Михаил Борисович, инженер-подполковник Челышев Константин Борисович, инженер-майоры Крутиков Анатолий Григорьевич, Кисляков Виктор Иванович, Петров Владимир Кузмич, Медяников Владимир Васильевич, старший инженер-лейтенант Воловик Григорий Михайлович, техники Новгородцев Александр, Порох Виктор, Троценко, Плишкин, Салашенко, Кротенко, Шеленко Игорь.
  С приходом к руководству Евгения Сергеевича Щечкина жизнь на кафедре стала более размеренной, четкой. Исчез "шум", но работа шла по запланированному начальником. Мне особенно запомнились заседания кафедры, проводимые Евгением Сергеевичем. На них не было пустой говорильни. Было принято выступать по существу, конкретно. Решения также были краткими и конкретными. Он не любил "бумаг" и ненужной писанины. Это было здорово! Главное - нужны были дела. Евгений Сергеевич ценил время свое и других.
  В малой, смежной с преподавательской, комнате, где располагался кабинет начальника кафедры, начальник факультета полковник Акопян приказал прорубить окно в лекционную аудиторию и установить в ней экран. Проекционную аппаратуру поставили в кабинете начальника кафедры. Поэтому Евгений Сергеевич перенес свой рабочий стол в общую преподавательскую кафедры. С тех пор в преподавательской установилась рабочая, деловая обстановка. Мне это нравилось.
  Преподаватели Дудко Г.К. и Соломяный В.П. оставили у меня очень хорошие воспоминания своей аккуратностью и тщательностью в оформлении различной документации.
  Дудко Г.К. научил меня правильному отношению к написанию учебных и методических документов и оформлению пособий, предназначенных для передачи в РИО. Его уроки я всегда помнил, пользовался сам и учил в меру своих знаний других. У Дудко Г.К. я научился также ценить время, не спешить с принятием решений, не продумав и не учтя все, как следует. Учитывать необходимое для выполнения работы время, силы р возможности. Это относится не только к учебно-педагогической деятельности, но и к другим сферам жизни, в том числе и в быту (автомобиль, лодка и т.п.).
  Дудко Г.К. и Соломяный В.П. были для меня примером отношения к порученному делу. Спасибо им за науку.
  В разработке и электромонтаже лабораторных установок большая заслуга инженер-майора Софронова Владимира Александровича. Он, также, как и я, окончил Рижское училище (годом позже).Этот человек на службе (работе) не терял ни минуты зря. Все делал исключительно рационально. Рассчитывал довольно точно время на выполнение конкретных заданий, поэтому всегда укладывался в заданные сроки. Он поражал своей огромной работоспособностью. Электромонтаж выполнял очень тщательно и требовал этого от подчиненных. Позже он перешел на кафедру радиоизмерений, где отличился в написании и издании большого количества учебных пособий и справочников по радиоизмерительной технике. Дальнейшая его судьба сложилась так: перевод в Воронеж в НИИ, там он уволился из СА в звании инженер - подполковника, переехал в Чернигов, где еще в 1989 году работал на большом радиотехническом предприятии инженером.
  В учебных группах, где я вел занятия, были очень хорошие, известные все теперь, товарищи: Вагапов В.Б., Махов М.Е., Черников С.П. У товарищей Черникова С.П. и Фокина Ю.М. я был руководителем дипломного проектирования. Как сложилась судьба у этих товарищей и многих других, упомянутых мною, лучше выяснить у них самих.
  Время делает свое обычное дело - стирает из памяти многое пережитое, хорошее и не очень. Поэтому в моей записке могут быть неточности и ошибки, но, надеюсь, не принципиальные, не очень существенные. Воспоминания других помогут восстановить картину прошлого кафедры более точно.
  В целом остались в моей памяти самые добрые воспоминания о времени службы в КВВИАВУ. Прожитое и пережитое стало дорогим воспоминанием, о чем всегда остаюсь благодарным училищу и родной кафедре Љ44.
  Спасибо товарищам, которые продолжают начатое в то далекое время дело по подготовке квалифицированных кадров для ВВС СА.
  Мною индивидуально и в соавторстве было издано 10 учебных пособий, подано, внедрено и признано рационализаторскими 23 предложения.
  После увольнения из рядов СА я сразу же поступил на работу в КВТИУ(танковое инженерное училище), также к 1989 году подал 39 рацпредложений.
  
  Перечень изданных в училище учебных пособий:
  
  Гловащенко В.Д., Сидоренко Л.В. Радиокомпас АРК - 54. Киев: КВВАИУ. 1961 г.
  Батин А.В., Головащенко В.Д. Радиовысотомеры РВ - 2, РВ - 17. Киев: КВВАИУ.1960 г.
  Головащенко и др. Руководство к лабораторным работам по авиационным радионавигационным устройствам. Киев: КВВАИУ. 1962 г.
  Головащенко В.Д., Новокшанов М.Н. Радиотехническая система ближней навигации.Часть1. Киев: КВВАИУ. 1964 г.
  Головащенко В.Д.Радиокомпас АРК - 10. Киев: КВВАИУ. 1965 г.
  Головащенко В.Д., Черников С.П. Руководство к лабораторным работам по радиотехническим средствам самолетовождения и посадки. Часть 1. Киев: КВВАИУ. 1967 г. - 64 с.
  Головащенко В.Д., Черников С.П. Курсовой радиомаяк КРМ - 2, с приложением. Киев: КВВАИУ. 1968 г.
  Головащенко В.Д., Черников С.П. Глиссадный радиомаяк ГРМ - 2, с приложением. Киев: КВВАИУ. 1969 г.
  Головащенко В.Д. Радиотехническая система ближней навигации. 1972 г. - 88 с.+ 7 с. Приложений.
  Головащенко В.Д. и др. Руководство к лабораторным работам по курсу "Авиационные радионавигационные устройства и системы". Киев: КВВАИУ. 1973 г.
  
  
  В.К.Петров
  О профессии благородной, трудной, любимой
   Об авторе: Петров Владимир Кузмич - полковник в отставке, ктн, доцент. 1937 г.р. В ВС - 37 лет (1955 -1992 г.г.). Прошел тернистый путь для получения высшего образования: безотцовщина (отец погиб в 1941г.). С 14 лет после окончания семилетки стал "взрослым" "самостоятельным" человеком - пришлось осваивать принцип "создай себя сам" : Ленинградский техникум, Двинское авиационное училище (среднее), высшее авиационное училище (г. Киев), адъюнктура. Не обойден наградами: орден за службу в ВС III-ей степени, награды от Правительств Венгрии, Южного Йемена (была такая страна), Вьетнама, медали.
   Конечно, меня можно упрекнуть в субъективизме, излишней ностальгии, но годы, проведенные на педагогическом поприще (46 лет), в т.ч. и на кафедре "Авиационных радионавигационных и радиосвязных устройств" останутся в моей памяти одними из самых запомнившихся.
  После назначения на должность преподавателя мне было поручено ( по совету моего Учителя, талантливого Ученого, Педагога и душевного человека К.Б. Челышева) "поставить" на радиофакультете новый курс- "Статистическая теория радиотехнических устройств" (СТРТУ).
  Непросто это было осуществить - опыт ( у меня) отсутствовал, предмет этот достаточно сложный и для его постановки, и для восприятия слушателями.
  Необходимо было разработать всю учебно-методическую документацию, лекционный материал, готовить учебные пособия и пр.
  Несмотря на сложность поставленной задачи, воодушевляло то, меня окружали профессионалы высокого класса - мои недавние учителя: Челышев К.Б., Яковлев В.Н., Сошников В.И., Комиссаров Ю.Н., Литвиненко О.Н., Мигулин И.Н., Щечкин Е.С., Дудко Г.К. и другие - офицеры в самом высоком смысле этого слова, многие из которых прошли войну - высокообразованные, интеллигентные и отзывчивые люди, всегда готовые придти на помощь, посоветовать, как принять правильное решение.
  Я очень благодарен профессорам дтн Тихонову, дтн Бакаеву Ю.Н.(педагоги ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, г. Москва). где этот курс уже читался, за советы и методическую помощь.
  Кроме того, в училище работала Школа молодых преподавателей, где опытные педагоги учили нас, молодых, как правильно построить лекцию, наладить и постоянно поддерживать контакт с аудиторией, не заниматься формальным чтением перед аудиторией написанного материала, а глубоко его знать и побуждать слушателей постоянно пополнять свои знания.
  ("Не читать лекцию, а "совершать лекцию" - это соответствует активной форме проведения лекции, включающей в работу на лекции всю аудиторию, а не только "чтение" преподавателя").
   С удовольствием вспоминаю те, теперь уже далекие годы, годы всеобщей увлеченности и слушателей, и преподавателей учебой и постижением нового Итогом этой работы были статьи в Сборниках научных трудов училища и во внешних изданиях, например, таких, как "Изв. ВУЗ Радиоэлектроника" др. Нередко отдельные статьи слушателей и их научных руководителей публиковались и в зарубежных журналах
   Были созданы в то время и работали кружки военно-научного общества (ВНО), где за работой в них допоздна засиживались в учебных лабораториях слушатели вместе с преподавателями Разрабатывались рац. предложения по созданию и совершенствованию лабораторных работ, решались и другие задачи.
   Мы также постоянно помнили и о воспитательной роли учебных занятий - в них всегда присутствовало и нравственное начало - быть порядочными, честными, преданными долгу и своему делу.
   Трудности теперешнего времени воспитательных процессов состоят, на мой взгляд, в том, что сами воспитатели иногда (часто) не соответствуют высоким моральным требованиям к педагогу-воспитателю. К сожалению. Начисто игнорируется воспитательная обязанность педагога По-видимому это объясняется тем, что некоторые педагоги работают не по призванию, а только (преимущественно) из меркантильных соображений.
   Со временем (в установленные сроки) основные трудности по подготовке нового курса были преодолены. Дисциплина "СТРТУ" стала учебной дисциплиной во втором ВУЗ-е после академии ВВИА им. проф. Жуковского. Позже такие же предметы были поставлены в Тамбовском и Рижском высших военных авиационных училищах.
   Наши старания - высокое качество обучения, прочные практические навыки при работе на технике ( в училище был свой учебный аэродром с самолетами и вертолетами и работающим (!) оборудованием) не остались не замеченными и "работодателями" - училище неофициально считалось филиалом ВВИА академии им. проф. Жуковского. Наши выпускники высоко котировались в войсках - приходили хорошие отзывы о наших выпускниках - молодых специалистах.
   Так было.
   Много лет прошло с тех пор, как мной была выбрана профессия педагога и воспитателя - самая благородная и нелегкая. С удовольствием вспоминаю свой скромный вклад в обучение и воспитание слушателей - я был полезен людям, поэтому утверждаю, что моя жизнь удалась.
   Но жизнь продолжается. Задача любого педагога состоит в том, чтобы его ученики превзошли своего Учителя. Мы всегда в своей работе к этому стремились.
   За нами следует молодое поколение - еще более талантливое!!!
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023