Аннотация: Чем дальше уходят времена мирной жизни в этой "второй родине каждого культурного человека" (А.Парро), тем больше вспоминаются, высвечиваются и очерчиваются присущие только Сирии черты. Будучи арабистом, мне довелось побывать и поработать во многих арабских странах. Но Сирия стоит особняком... впрочем, все в тексте.
Сирийская логика
Сирия - арабская страна, разрушающая сам стереотип "арабская страна". Здесь соседствуют раскаленная пустыня и плодородные поля, к морю спускаются горные склоны, поросшие грибными лесами, а в зеленых ущельях журчат хрустальные форелевые ручьи. Палатки бедуинов соседствуют с большими городами, в которых не многие тысячелетия живут непохожие на прочих арабов люди - сирийцы.
Сирия поразила меня задолго до первого приезда в эту страну. Как ни странно, это произошло в Ливии, где в восьмидесятые годы я работал военным переводчиком. Точнее, в аэропорту ливийской столицы, Триполи. Встречая советских специалистов, прибывших по контракту крепить обороноспособность армии Каддафи, я обратил внимание на русоволосую девушку с младенцем, растерянно стоявшую у выхода с московского рейса. Подойдя, я узнал, что она вышла замуж за палестинского студента, который сейчас работает здесь. По неизвестной причине, встречать молодую жену с ребенком он не явился. Организовав отправку своей группы в гостиницу, я вернулся к девушке и предложил подвести ее до советского консульства. В этот момент к нам подошла девочка-арабка лет пяти - шести и протянула россиянке солидную пачку ливийских динар. По моей прикидке в ней было не меньше ста долларов. На мой вопрос, откуда эти деньги, девочка показала в глубину зала, где старательно смотрел в сторону какой-то человек. "Это мой папа дал", - сказала девочка. Я подошел к папе и, поздоровавшись, спросил, в чем дело. Его ответ своей очевидностью меня потряс.
Мы не удивляемся, когда прохожие отворачиваются от слез на лицах прохожих, от нищих, спокойно проезжают в своем авто мимо попавших в аварию, и считаем все это в порядке вещей. Так считаем мы. Так считает большинство людей на планете. Но совсем не так считал человек, пославший дочь к потерявшейся иностранке:
"Я увидел, она нуждается в помощи. Она оказалась в чужой стране. Мне, как мужчине, к ней подойти было неловко - это могли бы неправильно истолковать, вот я и послал дочку. На первый случай ей не помешают эти небольшие деньги".
В разговоре он представился сирийским инженером-контрактником, работающем в Ливии. Муаммар Каддафи, развивая экономику страны и испытывая кадровый дефицит, заполнил страну специалистами со всего света и неплохо им платил. Но не настолько неплохо, чтобы, по моей убогой логике, разбрасываться десятками долларов. Видимо, у этого человека логика была совсем другая.
Наверное, не каждый сириец способен на такой поступок, но он вполне в духе этой удивительной нации, наследнице шумеров и хеттов, арамейцев и финикийцев, ассирийцев и греков с римлянами... В генах сирийца - арабский халифат и Великая Армения, Османская империя и французская Пятая республика... Не удивительно, что именно эта нация дала миру алфавит и такого вот инженера... Убеждение это только окрепло, когда мне впоследствии довелось проработать в Сирии несколько лет.
Вспоминаю другой случай, открывший мне глаза на природу сирийской логики. Гуляя по Дамаску с друзьями, мы зашли в пустой католический собор, где тихо играл орган. Присев на отполированные скамьи мы наслаждались вечной, как нам показалось, музыкой. Вдруг кто-то из нас шепотом произнес: "Ребята, а ведь это Дога, вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь!" Я не удержался, зашел за ширму, где сидел органист. Он оказался молодым симпатичным парнем, который, угадав, с кем имеет дело, представился по-русски: "Самир, выпускник московской консерватории". На мой вопрос о странном репертуаре последовал ответ в духе той самой простой и неопровержимой сирийской логики. Логики, до которой мы, гордые "носители европейской культуры" почему-то не дотягиваем: " А кто сказал, что в церкви надо играть только Баха и Генделя? Если музыка возвышает душу, ей здесь самое место".
После полета сирийского космонавта Россия передала Сирии "небольшой сувенир" - спускаемую капсулу космического корабля Союз ТМ-2. Поскольку музея космонавтики в Дамаске отродясь не бывало, просто напрашивалось, что самое место ей - в историческом музее, рядом с первыми в истории человечества табличками с угаритским алфавитом и артефактами времен Александра Македонского. Но сирийская логика и здесь сработала хоть и неожиданно, но вполне рационально. Капсула-то прилетела с неба. А небо - понятно, чье ведомство. И капсула нашла свое почетное место во внутреннем дворике дамасской мечети Такия...
Маленький сирийский городок Маалюля известен во всем мире во-первых тем, что его жители общаются на языке Иисуса Христа - арамейском. Городок окружен скалами, некоторые из которых опасно нависают над домами, готовые сорваться вниз и смести все живое. Жители Маалюли вполне логично решили, что предотвратить беду можно самым простым и надежным способом - на скалах белилами нарисованы кресты. Я был частым гостем в одном из монастырей Маалюли, носящем имена Сергия и Вакха, двух римских солдат, принявших мученическую смерть, но не отрекшихся от христианства. Мраморный алтарь монастыря уникален - он переделан из языческого жертвенника, и на нем сохранились желоба для стока крови... С настоятелем монастыря, отцом Михаилом, у меня сложились самые теплые отношения, хотя в монастырской церкви, высеченной в скале, часто бывало довольно холодно. Вспомнив сирийскую логику, из очередного отпуска я привез отцу Михаилу шапку-ушанку, которую он всегда надевал, встречая паломников из России.. Отец Михаил был убежден, что у Сирии и России - общая дорога. По его логике, достаточно переставить буквы в арабских названиях стран - Сурия и Русия - и станет ясно, как тесно переплелись наши судьбы. А дружбу наших стран мы, уже по общей для наших стран логике, время от времени скрепляли рюмочкой монастырского кагора...
В сирийских городах есть множество мест, где одновременно можно услышать зов муэдзина и колокольный перезвон. Более того, государственными праздниками в стране считаются и Ид уль Адха (курбан байрам) и рождество, и Ид уль Фитр (окончание поста), и пасха. Спокойно себя чувствовали в довоенной Сирии даже иудеи. Мирное соседство самых разных конфессий - прерогатива не одной только Сирии. Но вот к северу от Дамаска, в горах, есть совсем уж необычный монастырь Мар Муса аль Хабаши. По преданию, основал его абиссинский принц Мусса или Моисей, принявший христианство и ставший отшельником в сирийской пустыне. Уникальное место, где под одной крышей молятся христиане и мусульмане. Более того, здесь с удовольствием дают кров и пищу любому страннику или даже любознательному туристу, не требуя денег - достаточно помочь монахам в обустройстве их быта, подремонтировать что-то, хотя бы приготовить самому себе еду... Ну, в самом деле, если Бог - един, стоит ли ожесточенно делиться по способу общения с Ним? Логично, не правда ли?
В этом же смысловом ряду для меня стоит удивительно мудрое откровение одного деревенского алхимика из пригорода Дамаска. Среди его соседей ходили слухи, что он открыл секрет философского камня. Однако домик алхимика был совсем не похож на золотой дворец. Впрочем, в лаборатории, как полагается, дымились реторты с разноцветными составами, сверкали таинственные инструменты. На мои наводящие вопросы о достижениях сирийской алхимии старик только улыбался. И все же, видимо, оценив мое терпение, он, наконец, открыл истину, которую я запомнил на всю жизнь: "Чудеса, о которых судачат непосвященные, на свете, конечно, есть. Левитация йогов, например, общение с иными мирами... Вот только те, кому они открылись, никогда их не демонстрируют и, тем более, не используют для мирских целей. Для посвященных чудо - лишь инструмент познания. А те, кто показывает чудеса людям - всего лишь фокусники, различающиеся по степени ловкости". После этих слов просить наколдовать мне немножко золота, согласитесь, было бы нелогично. По крайней мере, по сирийским меркам...
Впрочем, небольшие чудеса со мной все же происходили. В деревушке Кисва жил (а, может, до сих пор живет) шейх Хамд. Известен он совсем уж нелогичным на наш взгляд способом излечения всех от всего. Скажем, у вас насморк, а исцелитель предлагает вместо капель в нос проткнуть вас насквозь стальным шампуром... Самое удивительное - помогает. Не верите? Я тоже не верил. Пока друзья-сирийцы чуть ли не насильно отвезли как-то ночью меня в дом целителя. Шоу длилось несколько часов и сопровождалось барабанным боем и чтением коранических сур - с разрешения местного имама. Стальные орудия шейха входили в тела желающих (а таковых было множество!) и выходили практически бескровно. Мне даже пришла в голову крамольная мысль, что я нахожусь под гипнозом. Шейх Хамд, без труда прочитав ее, предложил мне самому ощупать, а затем и вытащить шампур. Сказано-сделано, да еще и задокументировано фотоснимком. Логичным продолжением было бы самому подставить плоть под сверкающий клинок, что и предложил мне шейх. Но мы же договорились - сирийская логика - не для всех... Я вежливо отказался.
Император Юстиниан, охотясь в 6-м веке за серной в степях близ Дамаска, увидел превращение быстроногой дичи в Деву Марию, которая велела ему построить в этих местах монастырь. В наши дни женский монастырь Сейднайской Божьей матери - место паломничества со всего мира. Широко известно, что здесь хранится мироточивая икона Богоматери, написанная самим евангелистом Лукой. Но ее, увы, хранят в закрытом ларце и посетителям не показывают. Чтобы как-то поддержать странника, прошедшего не одну сотню километров на пути к монастырю, логично было бы воодушевить его небольшим чудом. Поднимаясь по крутой лестнице в монастырь, я обнаружил огороженную часть ступени. Там, на бетоне, что-то темнело. Проходившая мимо сирийка посоветовала всмотреться в это что-то, и, действительно, в темном пятне мне открылся облик женщины в покрывале, держащей на руках младенца. По легенде образ Богоматери проступил, когда благочестивая паломница несла в дар монастырю кувшин с оливковым маслом и пролила на ступеньку несколько капель...
Переплетение тысячелетних цивилизаций, слияние множества культурных слоев создали уникальный сплав народа, который, несмотря на все противоречия, сумел противостоять накату радикализма, порожденного и поддерживаемого почти всем т.н. "цивилизованным миром". Под этим накатом, как детские кубики, разваливались гораздо более богатые и, на первый взгляд, крепкие режимы Ближнего Востока. А вот Сирия устояла и, я уверен, уже не превратится в поле межклановых разборок. И это будет вполне логично...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023