Аннотация: "Донбасс" и "Донбасс. Окраина" - какой фильм и для чего.
На выходных посмотрел фильм "Донбасс. Окраина". Фильм тронул и захотелось сравнить с более ранним фильмом "Донбасс", а сегодня осилил, что планировал - посмотрел и этот фильм.
Начну, пожалуй, с первого - "Донбасс. Окраина". Фильм режиссера Рената Давлетьярова вышел в широкий прокат в июне 2019 года. Удивительно, что выход этого фильма никаким образом не освещался в средствах массовой информации. Очевидно, что факт широкой поддержки какого-либо фильма в СМИ становится поводом для того, чтобы насторожиться.
Хочу сразу сказать, что фильм прекрасный. Отличная работа всей съемочной группы - смотрится на одном дыхании. Ты весь в напряжении, причем по ходу фильма это напряжение нарастает от сцены к сцене. Авторы, как бы готовят зрителя к развязке, делая это настойчиво и последовательно. Фильм имеет и логику, и сюжетные линии, и героев, судьбы которых причудливо переплетаются. Не буду пересказывать сюжет, отмечу лишь главное - этот фильм действительно произведение искусства. Помимо того, что сделан мастером, он учит добру. Авторы показывают, что зло побеждается, зло конечно. А вот выбор между добром и злом, между темной и светлой стороной делает каждый сам. При этом ни прошлые заслуги или прегрешения не играют ключевой роли в этом выборе - самый главный выбор человек делает на основе собственных глубинных убеждений. "Мы в спину не стреляем" - это слова одного из главных героев фильма - могут стать девизом фильма. "Донбасс. Окраина" не просто показывает ужас войны, да еще и войны гражданской, - он показывает, что в этой тяжелейшей обстановке можно остаться человеком, не скатиться в инфернальное зло.
В общем, фильм обязательно нужно посмотреть - он того стоит. Его нужно смотреть со всеми, кто не был на войне - он многое им откроет.
Абсолютной противоположностью смотрится фильм режиссера Сергея Лозницы "Донбасс", вышедший в прокат в 2018 году. Как пишут, фильм получил приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском кинофестивале в 2018 году. Тяжело судить, по каким критериям жюри отбирало призеров на этом престижном фестивале, но лишь чувство долга заставило досмотреть этот фильм до конца. Хочу лишь подчеркнуть, что вначале идеологические моменты "Донбасса" трогать не буду.
Во-первых, фильм представляет из себя некий набор новелл, не связанных между собой ни героями, ни событиями. Каждая из этих новелл описывает некое событие: съемку фильма в Донецке; наведение порядка в больнице; наказание нарушителя дисциплины; посещение государственного чиновника делегацией православных активистов; свадьбу; пересечение мирными жителями линии соприкосновения сторон и вновь возвращает к первому эпизоду - съемкам фильма в Донецке. Каждый из сюжетов снят откровенно слабо, режиссер и оператор затягивают показы вторых планов (возможно, что это объясняется желанием растянуть продолжительность фильма по финансовым соображениям). Сцены длятся бесконечно - к средине каждой возникает желание или заснуть, или завершить пытку путем отключения компа.
Ну а теперь о главном - об идеологии. Нет никакого основания называть "Донбасс" С.Лозницы антивоенным - этот фильм реальный продукт психологических операций. На всем протяжении фильм формирует у зрителя стойкое отвращение к жителям Донбасса. Это объясняет и подбор артистов (напоминающий по составу театр уродов) и звуковой ряд - бесконечная визгливая матерная ругань, а так же унылый слякотный пейзаж - все это направлено авторами на достижение только одной цели - расчеловечивание образа врага - жителей и бойцов ДНР и ЛНР, и формирование морального оправдания их убийств у военнослужащих ВСУ и добробатов. Можно ли считать, что цель режиссеров С. Лозницей достигнута? Очевидно, что да: фильм при всех его недостатках выполнит свою роль в армейской (окопной) аудитории. Ведь у тех, кто месяцами сидит в окопах на передовой, эстетические чувства, мягко говоря, притупились, а вот зримые и четкие образы ублюдочного противника и его населения, подаваемые в фильме, очень удачно укладываются в цели воспитательной работы. Есть маленькое примечание ко всему этому - в производстве фильма задействованы были компании "Артхаус Трафик" (Украина), "Ma.ja.de.Fiction"(Германия), JBA Production (Франция), Granite Film, Wild at Art (Нидерланды) и Digital Cube(Румыния), ассоциированный продюсер: Atoms & Void (Нидерланды).
Что хочу сказать в завершение - гибридная война во всей красе предстает перед нами. Прекрасно снятый и имеющий огромный потенциал фильм Р.Давлетьярова "Донбасс. Окраина" информационно отодвинут в тень (хочется напомнить шум вокруг "Братства" П.Лунгина или "9 роты" С.Бондарчука). И это на нашей территории. А вот у соседей с помпой продолжается прокат его противоположности, снятой на международные деньги...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023