ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Бобров Глеб
Библиотекарь всея рунета

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с Максимом Мошковым


  
   Продолжаем разговор о чтении, книге и ее месте в реалиях современного мира. Гость редакции - человек-легенда, главный библиотекарь всего русскоязычного (и не только) сегмента Internet, создатель портала www.lib.ru Максим Мошков
  
   Беседовал Глеб Бобров
  
   - Книжный рынок и библиотеки лихорадит: люди перестали читать книги. Это так?
   - Рынок любит преувеличивать. Падение на 10-15% объявят лихорадкой, смертью и вообще "люди перестали читать". А с другой стороны - на 15% меньше денег - это кого хочешь подкосит и доведет до истерики. Так что соглашусь - люди читают меньше, книжный рынок лихорадит, но библиотекам от этого ни тепло, ни холодно.
   - Как в этой ситуации чувствуют себя сетевые библиотеки?
   - У меня библиотечный сервер лихорадит от перегрузки - в час пик не справляется с посещаемостью, посещаемость на пределе толщины моего канала (100 Мбит) наблюдается с 12.00 до 24.00. Иногда приходилось буквально собственным плечом поддерживать сервер, чтоб выдержал нагрузку - спамеров гасил в рукопашную, роботов банил тысячами - увлекательно, но слишком трудоемко. Как дела в других сетевых библиотеках, не смотрел, думаю, потихонечку растут.
   - Можете ли Вы сделать прогноз развития этих тенденций? Каково соотношение электронной и печатной литературы видится Вам в обозримом будущем?
   - Сейчас соотношение заработков электронных к бумажным примерно 2-98. Еще несколько лет подряд бумажное книгоиздание будет сокращаться на 7-15% в год, а электронное - расти. Лет через 10 бумага рухнет резко до считанных процентов от сегодняшних объемов, а электронка стабилизируется со слабой тенденцией к мелкому росту. При этом электронная торговля на пике достигнет объемов примерно 15-20% от сегодняшнего бумажного рынка.
   - Есть мнение, что гаджеты убивают книгу. Можно ли с планшета в транспорте воспринимать серьезную литературу?
   - Электронная читалка спасла и вдохнула в книгу новую жизнь. По себе знаю. В 90-е я практически перестал читать совсем - некогда и хлопотно было добывать новые книги. Сейчас же в эру электрокниг - читаю каждый день по дороге на работу и обратно - полтора часа чтения в день. Книга не зависит от носителя. В ней главное текст, а на планшете (а лучше - в смартфоне) он ярче и легче читается в темноте электрички. И да, на планшете читать не советую - тяжелый он, двумя руками держать надо, а в поезде трясет, одной рукой надо себя удерживать.
   - Какую угрозу чтению несут аудиокниги? Это серьезная конкуренция или очередная боязнь новизны?
   - Это отдельный узкий вид литературы, со своим потребителем, свойствами и не конкурентный просто книге. Нормальный человек не станет слушать аудиокнигу, если есть возможность прочитать ее глазами. Аудио - медленнее в несколько раз. Зато аудиокнигу с удовольствием послушает водитель в своем авто, застрявшем в московской пробке, полуслепой пенсионер, которого подводят глаза, домохозяйка, занятая домашней уборкой или готовкой...
   - Как Вы оцениваете ситуацию в русскоязычной литературе в целом? Вы согласны с тем, что ныне литература перестала занимать то место, которое она занимала еще в прошлом веке?
   - Если кратко и вежливо - писателей развелось совершенно неимоверное количество. Книжек - десятки тысяч каждый год, а почитать - нечего. Писать никто не умеет. Все хотят славы и денег, сразу и много. Все на всех обижены. Читатели на писателей, писатели на читателей. Вопрос авторских прав всех испортил. Короче - нормальная творческая атмосфера.
   - В чем, на Ваш взгляд, причина нынешней десакрализации писателя, поэта, творца?
   - Писатель вышел в интернет, и в интернете оказался слишком близко к своему читателю. Какая уж тут сакральность, когда все особенности характера, поведения и жизненные обстоятельства вдруг становятся видны всем заинтересованным лицам. Как в таких условиях скроешь, что ты дурак, болеешь не за ту команду, имеешь не те политические взгляды и дружишь с врагами своего читателя? И плюс к этому, вдруг у читателя благодаря интернету возникла возможность сказать слово, которое писатель услышит. Разве такое было возможно в прошлом веке?
   - Одна из версий гласит, что люди ушли в блоги и социальные сети. Писатель там равный среди равных. Насколько это критично?
   - Очень критично. Мне известно очень малое количество писателей, практически не пострадавших от своей интернетизации. С остальными - беда. Сплошь и рядом - почитаешь в блогах постинг старого доброго знакомого писателя, и бац - сидишь и думаешь: "Ну, ты загнул. Ну, бог с тобой, простим за дружбу. В конце концов - любим мы его не за это...". И только те, кто держат марку, блог используют как инструмент "писателя", а не "дневничок для побрюзжать", - вот они молодцы. Только как их мало... Кстати - Пелевина за то уважаю, что держит себя вдалеке от общих мест, и снисходительно похлопать его по плечу не получится, в отличие от многих других известных персон. Некоторые это почувствовали и сбежали, но впечатление-то уже осталось...
   - Один из Ваших ресурсов - журнал Самиздат samlib.ru - позволяет любому почувствовать себя писателем. Не дискредитирует ли это литературу, не размывает ли рамки и качественные критерии?
   - "Самиздат" дает легкую возможность опубликоваться. Но чтоб стать известным, опубликоваться мало - надо, чтоб тебя полюбили. А если этого не произошло - значит, толпы читателей не жди. Самиздат - всего лишь литературный инструмент, у него есть обратная связь - плохое, бездарное, не нужное автоматически глушится общей массой текстов, размещенных по соседству (уже сейчас их больше миллиона). Это место сбора, публикации, встречи. А критерии, отбор, раскрутка, известность - это в руках людей.
   - Что, на Ваш взгляд, может опять поднять литературу на достойный уровень?
   - Литературу, как известно, производит неизвестный механизм в мозгу творческого человека, обладающего литературным талантом. "Поднять уровень" нельзя - надо отсеивать и фильтровать, искать эти очень редкие таланты. Чем больше охват, тем потенциально больше талантливых произведений. Их надо всего лишь найти, разыскать и заметить среди тысяч бездарных графоманских или просто посредственных текстов.
   - В сообществе Библиотеки Максима Мошкова есть два ресурса, посвященных теме современной военной литературы: Окопка (okopka.ru) и Артофвар (artofwar.ru). Что для вас военлит?
   - Я с детства любил читать книжки "про войну". Поэтому когда наткнулся на сайты, где современной военной литературы оказалось много и сразу, я, конечно, заинтересовался и стал им помогать. Что совершенно необъяснимо - "выхлоп" качественной литературы в военлите по факту оказался в несколько раз выше, чем в среднем по вообще "просто самиздату" - т.е. просмотрев примерно десяток "военных" произведений, в среднем натыкаешься на 1 очень неплохой и 3-4 минимум познавательных, интересных и неплохих. Чтоб набрать такое количество среды "обычных" писателей, приходится прошерстить 50-100 книжек.
   - Почему ж тогда писатели-ветераны сегодня практически не востребованы издателем, при том, что полки книжных магазинов забиты псевдовоенной макулатурой типа "Спецназ ГРУ против Бешеного"?
   - Наверное, издательства лучше ответят на этот вопрос. Я могу гадать и предполагать. Например - бывшие военные малопригодны для коммерческих издательских проектов. Они могут долго и мучительно своей кровью написать лучшую книгу о своей войне и своей жизни. Но издателю нужна не лучшая, а продаваемая, не долго, а сразу, и о том конкретно, что заказали маркетологи. Что там сейчас в моде? "Спецназ ГРУ против фашистов спасают Сталина"? И не одна, а целая серия - 1, 2, 3, 4... Написал одну, гони следующую, чтоб через 2 месяца была готова. А бывший военный - он так не сможет. У него либо работа такая, что он пашет днями и ночами, урывая по полчаса в сутки на письмо. Либо он вообще между небом и землей, в поисках работы, а значит, и побухивать может, а какой план и выполнение сроков может быть у писателя-бухарика? Не спорю, Хэмингуэю можно и побухать - но как с ним намучались его издатели! А наши современные - ленятся, не хотят, не умеют работать с людьми. Им легче знакомого литнегра на этот сериал подписать.
   - Вы часто бываете в Украине, наверняка знаете украинских авторов? Как вы можете оценить их сегодняшний литературный статус?
  
- На Украине я бываю не реже раза в пару лет. Украинских авторов знаю ровно настолько, насколько они издаются в России. Неплохие профессионалы среди них есть. Марина и Сергей Дяченко, Александр Золотько, Глеб Бобров два хороших романа написал, но больше не пишет (исписался, что ли?), Игорь Моисеенко...
   - Каково вообще место национальной литературы на современной карте мира? Есть ли будущее, например, у украинской литературы?
   - Хм. Не в обиду национальным литературам, будущее есть не у национальных литератур. А у совершенно конкретных писателей. И наплевать, из какой они страны. Мы читаем их КНИГИ. И хотим, чтоб они нам написали еще. У настоящих писателей будущее есть. Даже у тех, кто уже умер. Так что если украинская литература хочет иметь будущее - пускай растит и изыскивает таланты.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015